1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Новости МиГ-29 — фронтовой истребитель

Многоцелевой фронтовой истребитель МиГ-29

МиГ-29 — российский фронтовой истребитель, созданный в ОКБ Микояна и Гуревича. Впервые поднявшись в воздух более 35 лет назад, он и по сей день остается одним из лучших в своем классе. Именно на МиГ-29 выступает знаменитая пилотажная группа «Стрижи».

К концу 1960-х годов Воздушным силам СССР требовался высокотехнологический, хорошо сбалансированный истребитель с хорошей поворотливостью. В 1969 году правительство объявило конкурс на разработку перспективного фронтового истребителя (ПФИ). Согласно предъявленным требованиям, новый самолет должен был иметь большой радиус действия, возможность использования коротких и малоподготовленных взлетно-посадочных полос, превосходную поворотливость, скорость выше двух тысяч километров в час и тяжелое вооружение. В конкурсе приняли участие конструкторские бюро Сухого, Яковлева и МиГ. Победителем стало ОКБ Микояна и Гуревича.

Работа над созданием истребителя началась в 1974 году, к этому времени стало ясно, что самолеты ПФИ слишком дороги для реализации, поэтому проект разделили на тяжелый перспективный фронтовой истребитель и легкий перспективный фронтовой истребитель. Разработкой последнего и занялся МиГ. Со времени первого полета ЛПФИ, который получил обозначение изделие 9-12, прошло почти 38 лет.

Многоцелевой фронтовой истребитель МиГ-29

Первый вылет МиГ-29 состоялся 6 октября 1977 года, в кабине находился Александр Федотов. На вооружение истребитель приняли в 1984 году, а серийное производство начато двумя годами ранее на базе московского завода № 30 «Знамя труда». С тех пор выпущено более 1500 самолетов МиГ-29 различных модификаций.

Новые самолеты должны были дислоцироваться вблизи линии фронта и обеспечивать локальное превосходство в воздухе наступающим частям советской армии. Также перед истребителем стояла задача — сопровождать штурмовики, защищая уязвимые самолеты от истребителей НАТО.

Фронтовой истребитель МиГ-29 получил двигатели РД-33 общей тягой более 16 тысяч килограмм. Максимальная скорость самолета — 2450 километров в час, продолжительность полета до 2,5 часа. Истребитель снабжен защитными решетками воздухозаборников и прочным шасси, что позволяет использовать короткие и малоподготовленные взлетно-посадочные полосы.

Интегральное сочленение крыла с фюзеляжем, высокая энерговооруженность, позволяющая выполнять энергичные вертикальные маневры, широкое применение композиционных материалов, простота обслуживания и практически полная гамма вооружений, необходимых для решения задач фронтовой авиации — все это МиГ-29, ставший одним из лучших истребителей конца XXвека. МиГ-29 и сегодня эксплуатируется во многих странах мира.

А в 1988 году именно этот истребитель стал первым советским боевым самолетом, который продемонстрировали на зарубежном авиасалоне. Произошло это в Великобритании. Два истребителя с ботовыми номерами 10 и 53 были полной неожиданностью для Запада. Некоторые фигуры высшего пилотажа, продемонстрированные МиГами на авиасалоне в Фарнборо, до сих пор являются «русским эксклюзивом».

Готовясь к международному дебюту в Британии, пилоты придумали оригинальную раскраску для самолетов МиГ-29 — белые фюзеляжи и ярко-синие кили, по бортам проходили синие молнии, на воздухозаборниках под наплывами появились эмблемы группы — черные стрижи на красном фоне. Позже именно эта птица даст название одной из лучших в мире пилотажных групп, а шестерка бело-сине-красных МиГ-29 ни один раз заставит восхищенно взглянуть на небо зрителей во всем мире.

Пилотажная группа «Стрижи»

Авиационная группа высшего пилотажа ВВС России «Стрижи» сформирована на базе 234 гвардейского Проскуровского авиаполка. В ее состав вошли лучшие летчики подмосковной авиабазы Кубинка. Официальным днем рождения «Стрижей» считается 6 мая 1991 года. В этот день группа дебютировала в воздухе на самолетах с оригинальной окраской и новым названием.

Перед широкой публикой «Стрижи» пролетели спустя год, когда группу пригласили принять участие в воздушном празднике на авиабазе Реймс, которой проводился в честь 50-летия прославленного полка «Нормандия-Неман». За два года пилотажная группа дала 50 выступлений на воздушных праздниках и официальных показах в Кубинке и различных городах России. В 1993 году «Стрижи» приняли участие в авиасалоне МАКС-93, после чего группа посетила Бельгию, Таиланд и авиасалон LIMA—93, проводимый в Малайзии. В этот год «Стрижи» были удостоены звания «Лучшая пилотажная группа мира». В последующие годы группа активно участвовала в авиашоу как в России, так и за рубежом.

В своем активе «Стрижи» имеют большой репертуар фигур высшего пилотажа, осуществляемого группой и парой истребителей, а также одиночные выступления. Они исполняют такие пилотажные порядки как «пирамида», «молот», «звезда», «стрела», «крест» и «крыло». В 2007 году на авиасалоне МАКС группа из девяти самолетов — четырех МиГ-29 «Стрижей» и пяти Су-27 «Русских Витязей» в пилотажном порядке «Большой бриллиант» выполнили «бочку». Подобное не исполняла ни одна пилотажная группа в истории мировой авиации.

«Точка опоры»: почему МиГ-29 уже 40 лет остаётся шедевром конструкторской мысли

Идея создания лёгкого фронтового истребителя возникла в 1960-е годы. Военные теоретики США и СССР сошлись во мнении, что для наиболее эффективного применения фронтовой авиации требуется два вида истребителей — тяжёлые (взлётной массой около 20 тонн) и лёгкие (порядка 15 тонн).

В годы холодной войны задача истребителей состояла в прикрытии бомбардировочной авиации, наземных сил и ведении эффективного воздушного боя. Двум державам требовалась недорогая и более манёвренная машина, пусть и с ограниченным радиусом боевого действия.

Читать еще:  Файлы Проект 1166.1 "Гепард" - малые противолодочные корабли

Конкурент F-16

В рамках этой концепции США приступили к разработке истребителей четвёртого поколения — тяжёлого F-15 Eagle и лёгкого F-16 Fighting Falcon. Эти машины существенно превосходили самолёты, стоявшие на вооружении советских ВВС.

Четвёртое поколение истребителей отличается от машин предыдущего улучшенной манёвренностью, двухконтурными турбореактивными двигателями (ТРДДФ) с пониженным расходом топлива. Важной конструктивной особенностью является интегральная схема аэродинамической компоновки — крыло и фюзеляж плавно сопрягаются друг с другом, образуя единую несущую поверхность.

В Москве были осведомлены о ведущихся в США разработках. В 1969 году Минобороны СССР объявило конкурс на создание перспективного фронтового истребителя (ПФИ), способного конкурировать с американскими машинами.

Позднее советское руководство разделило проект четвёртого поколения на два направления — разработка лёгкого (ЛПФИ) и тяжёлого (ТПФИ) истребителей. Проектом будущего МиГ-29 занялось конструкторское бюро им. Микояна и Гуревича (МиГ).

Результатом усилий конструкторов стало появление истребителя («Проект 9»), который получил название МиГ-29А. Первый полёт машина совершила 6 октября 1977 года. В конструкции опытного образца использовались сплавы алюминия и титана, а также композитные материалы.

Новацией стало использование крыла стреловидностью в 42 градуса с развитым передним корневым наплывом, который существенно улучшил управляемость на малых скоростях. В общей сложности было создано 18 опытных моделей.

Серийное производство МиГ-29 началось в 1982 году на базе московского завода №30 «Знамя труда». Уже с 1983 года первые серийные истребители МиГ-29 (модификация 9-12) стали поступать на военную авиабазу Кубинка. Государственные испытания завершились в 1984 году, и машина была принята на вооружение.

На пути к совершенству

Основу ударной мощи МиГ-29 составили 30-мм пушка ГШ-301, неуправляемые авиационные ракеты и управляемые ракеты малой и средней дальности. Боевая нагрузка истребителя не превышала двух тонн.

Для повышения живучести самолёта на нём были установлены два двухконтурных турбореактивных двигателя РД-33. МиГ-29 получил высокие показатели тяговооружённости для своего времени — 1,1 (соотношение тяги двигателя к массе летательного аппарата).

Советский самолёт был оснащён передовыми системами управления вооружением и навигации. Для дублирования информации с бортовых приборов использовалась коллиматорная система индикации на лобовом стекле (ИЛС-31).

На МиГ-29 впервые в мире была серийно реализована система нашлемного целеуказания «Щель-3УМ». Она позволяет пилоту мгновенно произвести захват цели головками самонаведения ракет — для этого достаточно лишь посмотреть на неё через окуляр системы целеуказания. Подобная оперативность имеет решающее преимущество в ближнем бою.

В 1986 году на вооружение советских ВВС поступила вторая серийная модификация МиГ-29 («изделие 9-13»). Масса боевой нагрузки машины выросла с 2000 до 3200 кг, увеличились внутренние запасы топлива, а также появилась возможность установки подвесных топливных баков.

Советские конструкторы смогли улучшить боевые характеристики МиГ-29 за счёт установки станций радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «Гардения» и блоков выброса пассивных помех (БВП-30-26).

Экспорт и боевое применение

Помимо СССР, в лёгком истребителе четвёртого поколения нуждались страны Варшавского договора и другие военно-политические союзники Москвы. В КБ им. Микояна разработали два экспортных варианта Миг-29: «9-12А» — для поставок в Восточную Европу и «9-12Б» — для вооружения ВВС других государств.

Из открытых данных следует, что до распада Советского Союза МиГ-29 получили Алжир, Болгария, Бангладеш, ГДР, Индия, Ирак, Иран, Йемен, КНДР, Куба, Польша, Румыния, Сирия, Судан и Югославия. В общей сложности за рубеж было поставлено около 300 истребителей.

В 1993 году 28 истребителей МиГ-29 заказала Венгрия, а в 2000-е годы были подписаны контракты с рядом стран Ближнего Востока, Африки и Юго-Восточной Азии.

В 2004-м и в 2010-м годах контракты на поставку 45 машин МиГ-29 в палубном варианте заключила Индия. Около 50 машин МиГ-29М/М2 до конца 2020 года должен получить Египет. Кроме того, на протяжении всего постсоветского периода корпорация «МиГ» выполняет работы по ремонту и модернизации истребителей, поставленных в советские годы.

Самолёты МиГ-29, находящиеся на вооружении стран третьего мира, приняли участие в нескольких вооружённых конфликтах. В 1991 году 42 лёгких истребителя иракских ВВС пытались противодействовать американским войскам, проводившим операцию «Буря в пустыне». Однако истребительная авиация Саддама Хусейна была обречена во многом из-за предательства инженера в области радиолокации и авиации Адольфа Толкачёва. Будучи завербованным ЦРУ, он передал США 54 совершенно секретных разработки, в том числе новейшую электронную систему управления самолётов МиГ и приборы для обхода радиолокационных станций.

МиГ-29 применялся в эфиопо-эритрейской войне (1998—2000), в пограничном конфликте между Индией и Пакистаном (1999), операции НАТО против Югославии (1999) и войне в Дарфуре (2003—2007). Есть упоминания об использовании МиГ-29 в приднестровском конфликте в начале 1990-х годов.

По официальным данным США и НАТО, за весь период эксплуатации МиГ-29 истребителями F-15 и F-16 было уничтожено 11 отечественных машин. Однако данный результат, по словам экспертов, является следствием низкой квалификации пилотов эксплуатирующей стороны и численным превосходством американских истребителей во время боёв.

Воплощение передовых технологий

Базовая модель МиГ-29 оказалась удачным конструкторским решением с колоссальным модернизационным ресурсом. Ещё в 1982 году конструкторы ОКБ им. Микояна взялись за создание истребителя поколения 4+ МиГ-29М.

Перед разработчиками была поставлена задача повысить эффективность поражения воздушных и наземных целей, то есть сделать истребитель многоцелевым, а также увеличить дальность полёта и улучшить условия работы пилота.

Появление новых аналого-цифровых электродистанционных систем управления (взамен механических) позволило создать версии МиГ-29 с продольной статически неустойчивой аэродинамической схемой. Это означало, что без помощи автоматики управлять машиной стало невозможно, однако конструкторы добились значительного улучшения манёвренности и дальности полёта.

Кроме того, обновлённые варианты МиГ-29, благодаря применению стелс-технологий, отличаются малозаметностью. На машинах была увеличена ёмкость топливной системы, появилась функция дозаправки в воздухе.

Читать еще:  Характеристики Палаш кирасирский 1760-х

Например, МиГ-29М может сопровождать до десяти целей и вести огонь одновременно по четырём. Дальность обнаружения истребителей противника — до 80 км. Много внимания конструкторы уделили рабочему месту пилота — был улучшен обзор из кокпита (кабины), повышена эргономика и информативность систем индикации вооружения и навигации.

Воплощением передовых технологий корпорации «МиГ» является приближённый к пятому поколению МиГ-35. Эксперты считают новинку глубокой модернизацией МиГ-29, отмечая ряд конструктивных изменений, более широкое использование композитов и оснащённость современными автоматизированными системами.

В частности, на МиГ-35 установлена бортовая радиоэлектронная станция (БРЛС) «Жук-А» с активной фазированной антенной решёткой. В результате модернизации мощность «Жук-А» выросла почти вдвое. Минобороны планирует заменить на МиГ-35 весь парк МиГ-29.

Промежуточное звено

Основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев в беседе с RT отметил, что самолёты корпорации «МиГ» могут стать промежуточным звеном между лёгкими истребителями и самолётом пятого поколения Су-57 (ПАК ФА).

«На данный момент в мире нет чёткой концепции применения истребителей в будущем — останется ли уже привычное разделение на лёгкие и тяжёлые или же будет применяться один универсальный многоцелевой самолёт. Мне кажется, что в России МиГи станут истребителями переходного периода к ПАК ФА», — сообщил Корнев.

Эксперт пояснил, что со времён разделения истребителей на разные классы по степени веса и вооружённости изменились реалии войны. Сейчас нет необходимости в том, чтобы лёгкие фронтовые истребители прикрывали наземные части с воздуха.

По мнению Корнева, из опыта американских ВВС следует, что для выполнения смешанных задач лучше подходят ударные беспилотные летательные аппараты, а для уничтожения авиации — тяжёлые истребители.

«Тем не менее МиГ-35 способен составить достойную конкуренцию современным истребителям как четвёртого, так и пятого поколения. У него хороший экспортный потенциал в силу недорогой и несложной эксплуатации, высоких манёвренных характеристик и неплохой скрытности», — резюмировал Корнев.

Торт со снотворным, перестрелка и угон МиГ-29

В советской истории нашей страны было несколько случаев угона боевых самолетов за границу, также часть машин была угнана летчиками стран Организации Варшавского договора. Каждый из таких инцидентов имел серьезные последствия для всех замешанных лиц и становился предметом тщательного разбирательства. Одним из самых известных случаев является угон истребителя-перехватчика МиГ-25П в Японию 6 сентября 1976 года. Но самый кинематографичный эпизод, который вместил в себя и торт со снотворным, и стрельбу из пистолета, произошел в ночь на 20 мая 1989 года, когда образцовый советский летчик, капитан Александр Зуев угнал истребитель МиГ-29 в Турцию.

Александр Зуев – образцовый советский летчик

Александр Михайлович Зуев родился 17 июля 1961 года, до 1989 года вся его жизнь была жизнью обычного советского гражданина, который решил связать свою судьбу с армией и преуспел в этом деле. В 1982 году Зуев успешно окончил Армавирское высшее военное Краснознаменное авиационное училище летчиков. Уже на тот момент Александр Зуев считался прекрасным пилотом, о чем свидетельствовала его квалификация. К моменту угона самолета он был уже капитаном и военным летчиком 1-го класса.

Службу будущий перебежчик проходил в 176-м ИАП, первоначально совершал полеты на истребителе третьего поколения МиГ-23М, отличительной особенностью которого было крыло изменяемой стреловидности. Здесь важно подчеркнуть, что МиГ-23 считался очень сложным самолетом как для летного состава, так и для наземного технического персонала, что также косвенно показывает, что Александр Зуев обладал отличной квалификацией и справлялся с пилотированием не самой простой в управлении машины. Неслучайно именно Зуев стал одним из первых пилотов полка, кто начал переучиваться на новейший фронтовой истребитель четвертого поколения МиГ-29.

В войска новый легкий истребитель, пришедший на замену МиГ-23, начал поступать в 1983-1984 годах. Александр Зуев считал, что процесс переучивания на новый фронтовой истребитель позволил ему избежать отправки в Афганистан, хотя в действительности 176-й полк никогда не планировалось привлекать к боевым действиям на территории Республики Афганистан. По некоторым данным, Александр Зуев даже успел принять участие в войсковых испытаниях новых советских истребителей, основной задачей которых было завоевание господства в воздухе.

Еще во второй половине 1980-х годов Александр Зуев мечтал о карьере военного летчика, планировал поступить в престижную в СССР школу летчиков-испытателей (ШЛИ) Министерства авиационной промышленности. По воспоминаниям летчика-испытателя Александра Гарнаева, который лично знал Зуева, последний имел все шансы, для того чтобы поступить в школу летчиков-испытателей. По словам Героя Российской Федерации Гаранева, Александр Зуев обладал всеми необходимыми качествами, а его уровень летной подготовки существенно выделялся и был выше, чем у среднестатистических советских военных летчиков. К тому моменту Зуев являлся военным летчиком первого класса, совершал полеты на новейшем советском истребителе и все это в возрасте 27 лет. Впереди у него была еще долгая военная карьера, которая до определенного момента складывалась практически идеально. Везло Зуеву и в личной жизни, его брак был удачным, он женился на дочери начальника штаба авиадивизии.

Вспоминая Александра Зуева, летчик-испытатель Александр Гарнаев отмечал две черты его характера: целеустремленность и упорство. По словам Гарнаева, прощупывая почву на предмет поступления в ШЛИ, Александр Зуев специально приезжал в не самый открытый на тот момент времени город Жуковский, где прожил неделю в общежитии школы. В общежитии Зуев занимался подготовкой к поступлению, уже обучающиеся в школе летчики детально консультировали его по многим вопросам. Однако на следующий 1988 год набора в Школу летчиков-испытателей объявлено не было, а ждать еще год Александр Зуев не стал, выбрав вместо продолжения службы перелет в турецкий Трабзон.

Читать еще:  Модификации БТ-2 - лёгкий колёсно-гусеничный танк

Сегодня с уверенностью нельзя сказать, что именно толкнуло летчика, чья карьера складывалась достаточно успешно, к измене Родине. Да, вместо продолжения карьеры в элитной Школе летчиков-испытателей Зуев вернулся в свой 176-й истребительный авиационной полк, который располагался в Грузии на аэродроме города Цхакая (в 1989 году городу было возвращено его историческое название Сенаки). Но вряд ли одно лишь это могло стать катализатором побега с угоном боевого самолета с вооружением на борту. Позднее уже после побега появилось много свидетельств того, что Александр Зуев выпивал, изменял жене, вел образ жизни, недостойный советского офицера. За низкие морально-нравственные качества, согласно официальной версии, был отстранен от полетов. Все это больше похоже на стандартную пропаганду, которая набрала обороты уже после побега, чтобы объяснить предательство Зуева.

Сам капитан уже в США объяснял свой поступок тем, что все больше разочаровывался в советском обществе и коммунистическом строе. По его словам, на него повлиял сбитый южнокорейский Боинг в 1983 году, авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году, а последней каплей стал вооруженный разгон оппозиционного митинга в Тбилиси 9 апреля 1989 года, который привел к жертвам среди гражданского населения. В этой версии также нельзя быть уверенными на сто процентов, так как Зуев мог просто перечислить данные события, как набор известных штампов, доказывающих чудовищность советского строя и активно используемых в те годы на Западе в тех же пропагандистских целях. В то же время события в Тбилиси (полк Зуева базировался в Грузии) и невозможность поступить в школу летчиков-испытателей в совокупности могли подтолкнуть летчика на радикальные шаги. В любом случае правды мы уже никогда не узнаем, Александр Зуев погиб в США в авиакатастрофе 10 июня 2001 года, управляя учебно-тренировочным самолетом Як-52. Символично, что капитана-перебежчика в итоге убил самолет советского производства, так что можно считать, что возмездие Зуева все-таки настигло, пусть и с отсрочкой наказания.

Угон истребителя МиГ-29 в Турцию

Целеустремленность Александра Зуева дала себя знать и при подготовке побега в Турцию, к организации которого капитан ВВС подошел творчески. Сначала летчик скупил в ближайших аптеках огромное количество снотворного, притворившись человеком, страдающим от бессонницы и ее последствий. Затем он решил разыграть рождение своего сына, в это время его жена действительно была беременна и родила мальчика через несколько дней после побега мужа из СССР. Заступив на очередное вечернее дежурство на аэродроме, капитан Александр Зуев принес с собой собственноручно испеченный торт, который был наполнен купленным снотворным. Дежурному звену офицер объявил о том, что у него родился сын (проверить эту информацию не представлялось возможным, так как жена Зуева уехала рожать к своим родственникам на Украину). Всем летчикам и техникам, которые находились в дежурном помещении, капитан раздал по куску торта и скоро все они благополучно заснули. После этого Зуев повредил систему сигнализации и перерезал кабель связи.

Провернув операцию с троянским тортом, Зуев отправился к самолетам МиГ-29 дежурного звена, где столкнулся с непредвиденной сложностью. Самолеты охранял молодой солдат-часовой, который неожиданно для капитана четко придерживался устава и не хотел подпускать офицера к самолетам. Поняв, что его план находится на грани провала, Александр Зуев подошел к часовому и попытался разоружить его. Началась борьба, в ходе которой Зуев выхватил свой табельный пистолет и несколько раз выстрелил в часового, ранив его. В ответ уже раненый часовой выпустил в сторону Зуева практически целый рожок из АКМ. По счастливой для летчика случайности в него попало всего две пули, одна ранила капитана в руку, вторая лишь оцарапала голову.

Несмотря на ранение в руку, Александр Зуев сумел убрать колодки, снять заглушки с воздухозаборников МиГ-29 и чехол с фонаря-кабины, запустить двигатели и взлететь, управляя самолетом практически одной рукой. После взлета капитан попробовал реализовать вторую часть своего плана: выполнив боевой разворот, летчик попытался расстрелять из пушки стоящие на земле самолеты дежурного звена, чтобы обезопасить свой побег. Однако осуществить задуманное Зуеву не удалось. Пушка молчала, в спешке летчик забыл снять блокировку. Не желая идти на неоправданный риск, летчик решил поскорее покинуть территорию базы и, включив форсаж, начал уходить в сторону морского побережья, снизившись до высоты примерно 50 метров. После стрельбы на аэродроме была поднята тревога, но взлетевшие через 10 минут истребители уже не смогли перехватить нарушителя.

Александр Зуев благополучно достиг аэродрома Трабзона, где и выполнил посадку. Первыми его словами в Турции были: «Я – американец», таким образом, он рассчитывал привлечь к себе внимание американского посольства. Прямо с самолета раненый летчик был отправлен в турецкий госпиталь, при этом против летчика было возбуждено уголовное дело за угон самолета. Позднее Зуев был оправдан, турецкая сторона согласилась с тем, что действия советского офицера носили политический характер, Александру Зуеву было предоставлено американское гражданство и политическое убежище.

А вот сам самолет, который представлял для американских военных и специалистов авиастроительной отрасли большой интерес, заполучить не удалось. Турки вернули истребитель Советскому Союзу уже через полтора дня после инцидента. Однако сам Александр Зуев, его знания и сведения представляли для американской стороны интерес. Считается, что он консультировал американских военных во время подготовки операции «Буря в пустыне», так как иракские ВВС имели на вооружении технику советского производства, в том числе истребители МиГ-29.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector