0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Новости «Корабль-Макет» — экраноплан

Россия создаёт военного «арктического монстра» (+ВИДЕО)

Для российских военных разрабатывается сверхтяжелый транспортно-десантный экраноплан, способный садиться не только на воду, как его предшественники, но и на сушу. По своим габаритам машина будет сопоставима со знаменитым в советское время «Каспийским монстром». Аппарат планируется использовать в Арктике и на Тихом океане для спасательных операций и доставки грузов на отдаленные базы.

По мнению экспертов, такие машины могут стать идеальным средством доставки десанта. Они намного быстрее кораблей и катеров, малозаметны для радаров и неуязвимы для мин и торпед.

Как сообщили «Известиям» в главкомате ВМФ, в государственную программу вооружений на 2018–2025 годы включены работы по созданию опытного образца 600-тонного экраноплана, который сможет решать различные задачи в интересах военных. Рассматривается возможность использования таких машин для поисково-спасательных работ в Арктике (вдоль Северного морского пути), а также для снабжения отдаленных гарнизонов. Разработкой экраноплана занимается АО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева».

В этой компании «Известиям» рассказали, что речь идет о создании базовой платформы под рабочим названием «Спасатель». Масса воздушного судна составит порядка 600 т при длине 93 м и размахе крыла 71 м. Решение в пользу крупногабаритного экраноплана было принято потому, что такие аппараты могут летать при волнении моря в 5–6 баллов.

Уменьшенные макеты «Спасателя» уже прошли испытания в аэродинамической трубе ЦАГИ в подмосковном Жуковском, а также в специальном бассейне. Получено положительное заключение экспертов, защищен технический проект, сформирована производственная кооперация.

В планах — создание полномасштабного макета с пилотской кабиной, местами операторов. Силовую установку для «Спасателя» разработает самарская компания «Кузнецов». Предстоит создать опытные образцы для статических и динамических испытаний. Поднять аппарат в воздух планируется в 2022–2023 годах, закончить испытания — в 2025 году.

Предполагается, что дальность полета «Спасателя» составит несколько тысяч километров, при этом машина сможет садиться не только на воду, но и на ровную твердую поверхность. Для этого она будет оснащена колесным шасси и развитой механизацией крыла.

Экранопланы советской постройки шасси не имели и садились только на воду, как гидросамолеты. Это сильно ограничивало их эксплуатацию. Новые машины могут найти активное применение в Арктике, а также в Тихом океане.

Новый экраноплан будет оснащаться рампой, облегчающей погрузку и выгрузку бойцов и техники. Он сможет перевозить до 500 человек с вооружением со скоростью 550 км/ч. По мобильности «Спасатель» намного превзойдет обычные десантные корабли. К тому же экранопланам не страшны минные заграждения и торпеды противника, а из-за малой высоты полета их трудно обнаружить радаром.

Как рассказал «Известиям» военно-морской эксперт Александр Мозговой, возвращение экранопланов на службу станет большим достижением для России.

— Это можно только приветствовать. Экранопланы гораздо экономичнее самолетов, можно будет оперативно перебрасывать больше груза на большее расстояние, — отметил эксперт. — Если удастся оснастить их шасси на воздушной подушке, то они смогут садиться даже на снежные торосы.

Читать еще:  Статьи Ручная пищаль (ручница) (вторая половина XVI в.)

Александр Мозговой подчеркнул, что постройка такого большого экраноплана — исключительно амбициозный проект.

— Машина по своей уникальности будет сопоставима со знаменитым «Каспийским монстром», — отметил специалист. — Для ее создания нужны высококлассные специалисты и производственные мощности. Потребуется задействовать очень значительные научно-технические и финансовые ресурсы.

Экранопланы относятся к гибридным транспортным средствам. Благодаря воздушной подушке такая машина может скользить над поверхностью воды, ледяным или снежным полем, тундрой, степью или пустыней.

Экраноплан проекта 903 «Лунь» с легкой руки иностранных разведок был прозван «Каспийским монстром»*. При взлетной массе в 380 т «монстр» был вооружен шестью противокорабельными ракетами «Москит». В настоящее время проект «Лунь» законсервирован.

Читайте также: И всё-таки — Третья мировая?

Сергей Вальченко, Николай Сурков, Алексей Рамм

*От редакции РВ: «Каспийским монстром» был прозван прототип всех экранопланов — КМ — корабль-макет, который был обнаружен разведовательным американским спутником.

Морской кошмар НАТО: РФ возродит легендарный экраноплан-ракетоносец «Лунь»

Легендарный проект советского экраноплана-ракетоносца «Лунь» может получить новую жизнь. Новые военные технологии превратят и без того грозное оружие в настоящий кошмар для НАТО, морского зверя, который будет рвать и метать. Подробности рассказал военный эксперт Сергей Хатылев.

Гениальный советский кораблестроитель Алексеев Ростислав Евгеньевич во времена существования Советского Союза совершил настоящий прорыв в создании морской военной техники. Под руководством талантливого инженера были построены такие легендарные машины как «КМ – Корабль Макет», но он же «Каспийский Монстр», малый десантный корабль «Орленок». В 1980-ых годах мир увидел ударный экраноплан-ракетоносец «Лунь», который был сконструирован в ЦКБ имени Алексеева. Этот «летающий корабль» действительно навел «шороху» в военных кругах своими потрясающими боевыми возможностями.

Экраноплан «Каспийский Монстр»

Фото: К.Е. Сергеев/Собственная работа/CC BY-SA 3.0

Экраноплан «Лунь» мог перемещаться со скоростью 500 километров в час над водной поверхностью и нес ударное ракетное вооружение – шесть пусковых контейнеров с ракетами «Москит». Стрельбу по противнику «Лунь» мог вести прямо на ходу. По ударной мощи экраноплан был сопоставим с эсминцем, но был в два раза дешевле в изготовлении и перемещался в 10 раз быстрей.

За высокую маневренность, огромную боевую мощь и скорость «летающий корабль» окрестили убийцей авианосцев. Да и в целом, борьба с кораблями противника была главной задачей этого экраноплана. В свое время машина была уникальной и прорывной. Западные технологии не позволяли эффективно и оперативно бороться с такой боевой единицей.

К сожалению, запуск в серийное производство не состоялся по нескольким причинам. Во-первых, умер сам гениальный конструктор, что не позволило развивать и модернизировать проект дальше. Во-вторых, было прекращено финансирование. И сегодня до сих пор непонятно, почему 903 проект решили не развивать – действительно проблемы или саботаж? В третьих, распался Советский Союз.

Сегодня экраноплан «Лунь» не участвует в боях, не плавает, а просто стоит практически как музейный экспонат в ожидании своей участи. Его собрат «Спасатель» используется в качестве музейного комплекса.

Казалось бы, что подобные машины больше никогда не будут строиться в России, их просто законсервируют, потому что сейчас для развития нет никаких возможностей. Даже в 2011 году представителем военного ведомства РФ было сделано заявление о том, что Россия не питает иллюзий о строительстве ракетоносцев-экранопланов и о возрождении не идет и речи.

Читать еще:  Рисунки 2С12 «Сани» - 120-мм возимый миномёт

Однако в интервью изданию «ПолитЭксперт» бывший начальник зенитно-ракетных войск (2007-2009), командования специального назначения ВВС России Сергей Хатылев рассказал, что сегодня для России экранопланы отнюдь не «мертвый проект», а вполне себе перспективный.

«Алексеев, гениальный конструктор, в свое время изобрел уникальные летающие лодки, экранопланы, боевые корабли на подводных крыльях – «КМ», «Лунь» и другие. Вот сейчас это получило новое развитие, сейчас военные делают на подобную технику ставку. В настоящее время перспективно применять такие корабли в Средиземноморском бассейне и в зоне Тихого океана.

«Новые экранопланы будут иметь крылатые ракеты, ракеты для стрельбы по береговым укреплениям, реактивные снаряды для уничтожения кораблей. Для реализации задуманного в РФ возрождают соответствующие конструкторские бюро», — заявил Сергей Хатылев.

Из интервью стало понятно, что новые экранопланы станут еще мощнее и функциональнее. Ведь проекты прошлого поколения были приспособлены больше для потопления авианосцев и других типов кораблей. Новые «летающие корабли» смогут также успешно ликвидировать прибрежные цели и вести огонь по удаленным целям.

Новые технологии, современное вооружение, мощные двигатели и материалы превратят и без того грозное оружие в настоящий кошмар для НАТО, морского зверя, который будет рвать и метать.

Возвращение экранопланов. Инновационное оборудование для флота представили в Петербурге

Петербургское научно-производственное предприятие «Радар ммс» совместно со своим стратегическим партнером ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева представили на международном военно-морском салоне «МВМС-2019» ряд образцов инновационного оборудования для флота. В их числе был и макет грузопассажирского морского многоцелевого экраноплана «Чайка-2» проекта A-050-742d.

Новый тип самолета-судна — экраноплан — будет востребован в России, ведь в большинстве населенных пунктов Арктики, Сибири и Дальнего Востока нет стационарных аэродромов. При необходимости сам экраноплан может стать мини-аэродромом. ФОТО Аллы ЧЕРЕДНИЧЕНКО

Сам себе аэродром

Объяснять специалистам, что такое экраноплан, не надо. А вот рядовым петербуржцам, которые в нынешнем году получили возможность посетить экспозицию «МВМС-2019», было весьма интересно ознакомиться с этим необычным видом транспорта, объединяющим возможности самолета и морского (речного) судна.

Экраноплан — многорежимное судно, которое может лететь с использованием «экранного эффекта» над водной или иной поверхностью без постоянного контакта с ней. Экраноплан поддерживается в воздухе за счет аэродинамической подъемной силы, генерируемой на воздушном крыле или крыльях, на корпусе или его частях. Это судно обычно выполняет полеты на меньшей высоте, чем самолет, но движется с более высокой скоростью, чем классическое судно.

При этом у него более низкий расход топлива, чем у самолета и корабля, более высокая безопасность для экипажа и пассажиров, ведь при отказе двигателей у инновационной машины остается возможность сесть на водную или любую ровную поверхность, которую можно рассматривать в этих случаях как постоянный «аэродром». Помимо водной глади экранопланы способны передвигаться и над твердой поверхностью (земля, снег, лед), даже базироваться на ней.

Диапазон использования аппарата практически неограничен — экранопланы могут работать на самых различных маршрутах, в том числе и на тех, которые недоступны для обычных судов.

Родина вспомнила героев

Именно Россия является родиной экранопланов. Их крестным отцом стал инженер-конструктор Ростислав Алексеев, который еще во времена СССР создал этот принципиально новый вид транспортного средства.

Читать еще:  Статьи БРМ-3 «Рысь» - боевая разведывательная машина

В 2017 году отмечалось 50-летие полета первого в мире морского экраноплана «Корабль-макет» («КМ»), прозванного за рубежом «Каспийским монстром». «Корабль-макет» имел размах крыла 37,8 метра, длину — 92,4 метра, максимальную взлетную массу — 544 т, а скорость — до 500 км/ч. В момент спуска на воду, состоявшегося в июне 1966 года, он стал самым крупным летательным аппаратом на планете на то время.

В 1960 — 1985 годы экранопланостроение в нашей стране развивалось очень активно. По заказу Министерства обороны для Военно-морского флота была построена серия десантных экранопланов «Орленок», ударный экраноплан-ракетоносец «Лунь», прозванный в народе «убийца авианосцев».

После распада Советского Союза в 1993 году развитие экранопланов было заморожено. Однако в последние годы экранопланостроение в нашей стране начало возрождаться. Наглядное доказательство этому — представленный на Морском салоне макет многоцелевого грузопассажирского экраноплана «Чайка-2», созданный специалистами вышеупомянутых петербургских институтов.

И вот что у них получилось. Грузоподъемность 35-метровой «Чайки» — от 9 тонн. В пассажирском варианте экраноплан может перевозить сто человек со скоростью около 400 км/ч на расстояние (с использованием экранного эффекта) до трех тысяч километров. Аппарат способен выходить на необорудованное побережье с уклоном до пяти градусов. Предусмотрено базирование на воде и на аэродроме II класса.

При этом экраноплан умеет взлетать и садиться с водной поверхности даже при наличии волнения до 1,5 балла. Кроме морских прибрежных территорий его можно эксплуатировать на крупных озерах и водохранилищах при скорости ветра до 12 м/с. Возможна эксплуатация в зимнее время над снежно-ледовыми ровными поверхностями.

На все времена и цели

Этот экраноплан предназначен для перевозки пассажиров и грузов в морских и прибрежных районах, а также для решения специализированных задач МЧС. По мнению экспертов, у «Чайки» есть хороший экспортный потенциал. На форуме шли разговоры о поставках этих аппаратов в Индию.

Для развития инновационного вида транспортного средства в Москве была создана ассоциация «Экраноплан», объединяющая организации, принимающие участие в создании проектов таких машин. В июне этого года в нашей стране была рассмотрена и принята за основу концепция «Развитие экранопланостроения РФ».

Специалисты центра развития инновационной деятельности Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого разработали первый в мире электрический беспилотный экраноплан на солнечных панелях — «Шторм-600», существующий пока в формате рабочего макета. Аппарат управляется без оператора за счет использования технологий искусственного интеллекта и систем технического зрения.

Такой экраноплан предлагают эксплуатировать как мобильную платформу для дозарядки воздушных и подводных беспилотников. Также благодаря высокоточной системе технического зрения его можно будет применять для патрулирования и поиска нарушителей в акватории, сканирования рельефа морского дна и поиска подводных объектов, при проведении поисково-спасательных операций. Максимальная скорость, на которую может разгоняться «Шторм-600», — 200 км/ч. При этом аппарат может нести до 120 кг полезной нагрузки.

Стоит отметить, что повышенный интерес к экранопланостроению сегодня наблюдается не только в России, но и во всем мире. Активно работают в этом направлении Австралия, Германия, Иран, Китай, Сингапур, Соединенные Штаты Америки, Южная Корея и ряд других стран.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 169 (6522) от 11.09.2019 под заголовком «Возвращение экранопланов».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector