1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Новости Бр-2 — 152-мм пушка образца 1935 года

152-мм пушка большой мощности образца 1935 г. (Бр-2)

Характеристики 152-мм пушки Бр-2 образца 1935 г.

Проект 152-мм пушки большой мощности Бр-2 разрабатывался в ОКБ-221 Сталинградского завода №221 «Баррикады», как составная часть работ по проектированию артиллерийского триплекса большой мощности (203-мм гаубица, 152-мм пушка и 280-мм мортира) на основании требований главного артуправления РККА выданных в 1930 г. Одновременно такой же заказ был выдан КБ Ленинградского завода «Большевик».

Оба проекта предусматривали наложение дальнобойного 152-мм ствола Б-10 (тот же «Большевик», 1929 г.) на лафет 203-мм гаубицы большой мощности Б-4.

Опытный экземпляр пушки завода «Большевик» был представлен для испытаний 21 июля 1935 г., а орудие завода «Баррикады » — 9 декабря того же года. По итогам полигонных испытаний Б-30 («Большевик») было рекомендовано для войсковых испытаний при условии устранения выявленных недостатков.

К концу 1936 г. была изготовлена партия из шести орудий для испытания в войсках, в ходе которых были выявлены пороки конструкции, признанные неустранимыми, полигонные испытания орудия также завершились неудачно. Несмотря на это, войсковые испытания отменены не были, но закончились они с предсказуемым результатом — пушка рассыпалась на куски.

Однако, вопреки всему, пушку Бр-2 в том же году… приняли на вооружение! Орудие было принято на вооружение как «152-мм пушка большой мощности образца 1935 г.«. Серийное производство было организованно на Сталинградском заводе «Баррикады».

152-мм пушка большой мощности образца 1935 г. (Бр-2)

Всего за период с 1937 по 1940 гг. было выпущено 34 орудия, но лишь 28 из них находились в войсках, в составе тяжелого пушечного артиллерийского полка РВГК.

За время финской и Великой Отечественной войны не было потеряно не одного орудия Бр-2 (по другим данным, потеряно 1, в ходе финской). В 1955 г. на всех оставшиеся к этому времени орудиях гусеницы были заменены на колеса. В таком виде пушка получила новый индекс Бр-2М. Из-за этого нововведения серьезно повысилась мобильность пушки — стала быстрее буксировка и отпала надобность в раздельной перевозке ствола и лафета.

152-мм пушки большой мощности Бр-2М были сняты с вооружения только в 1972 году.

источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет

Новости Бр-2 — 152-мм пушка образца 1935 года

По окончании Гражданской войны в РККА имелось незначительное количество орудий особой и большой мощности. Основную массу составляли орудия иностранного производства. Большинство из них морально и технически устарели, возможности поддержания в боеспособном состоянии данных орудий были ограничены. Поэтому в 26-м году Реввоенсовет Советского Союза признал необходимость замены орудия иностранного производства мат. частью отечественного производства, определил калибры орудий особой и большой мощности. Артиллерийский комитет ГАУ наметил программу разработки проектов, чертежей и заказов опытных орудий. 152-миллиметровую пушку образца 1935 года разработали в соответствии с данной программой, кроме того в учли требования Системы артвооружения на 33–37-е года. Основным предназначением пушки были борьба с артиллерией противника, а также разрушение его оборонительных районов. Многие детали конструкции данной пушки унифицированы с 203-миллиметровой гаубицей образца 1931 года. От гаубицы с небольшими изменениями заимствован лафет, имеющий гусеничный ход и допускавший ведение огня непосредственно с грунта, исключая необходимость использования спец. платформы. Новым элементом системы был 152-миллиметровый ствол, имеющий поршневой затвор и пластический обтюратор. Для ведения огня использовали выстрелы картузного раздельного заряжания со снарядами, имеющими различное назначение. Дальность ведения огня осколочно-фугасным снарядом (масса 48,77 кг) равнялась 25750 метрам, что вполне соответствовало требованиям, предъявляемым к этому орудию.

Для орудия данного класса 152-миллиметровая пушка образца 1935 г. была довольно подвижной, поскольку в походном положении могла быть разобрана на две повозки, транспортируемые гусеничными тягачами на скорости до 15 километров в час. Гусеничная ходовая часть лафета обеспечивала довольно высокую проходимость системы. Перед войной 152-миллиметровые пушки образца 1935 года приняли на вооружение отдельного артполка большой мощности РГК (по штату — 36 пушек образца 1935 года, личный состав 1579 человека). В военное время данный полк должен был стать основой для развертывания еще одного такого же подразделения. Поскольку ход боевых действий для Красной Армии на начальном этапе ВОВ был неблагоприятным, 152-миллиметровые пушки, как и практически вся артиллерия большой мощности, были отведены в тыл. Орудия большой мощности вступили в действие только в конце 1942 года.

Бр-2 была предназначена для уничтожения объектов в ближнем тылу противника — складов, КП высокого уровня, железнодорожных станций, полевых аэродромов, дальнобойных батарей, скоплений войск, а также разрушения вертикальных фортификационных сооружений стрельбой прямой наводкой. Бр-2 (Б-30) использовались во время Советско-финской войне, одно орудие при этом было потеряно. В РККА в июне 41-го года имелось 37 Бр-2 (согласно другим данным — 38), в войсках же имелось 28 орудий, которые входили в состав тяжёлого пушечного полка РВГК и 2-х отдельных батарей, которые находились в Архангельском военном округе и использовались для береговой обороны. Остальные находились на полигонах и складах. В основном это были опытные орудия и пушки, имеющие мелкую нарезку. О боевом применении Бр-2 известно немного, в частности, есть сведения об их применении во время Курской битвы. Также эти орудия в апреле 1945 г. стояли на вооружении артиллерийской группы Восьмой гвардейской армии, пушки использовались во время Берлинской наступательной операции для поражения целей находящихся на Зееловских высотах. В течение 1944 года израсходовали 9900 выстрелов к пушке Бр-2 (на Ленинградском (7100 выстрелов), Первом Прибалтийском и Втором Белорусском фронтах), в 45-ом году — 3036 выстрелов, расход снарядов для данных орудий в 42-43-м годах не фиксировался. Вероятно, во время ВОВ орудия данного типа не несли потерь, так как по состоянию на 1 мая 45-го в частях РВГК насчитывалось такое же количество орудий, как и на начало войны, то есть 28 орудий. Данный факт в первую очередь связан с осторожным использованием орудий данного типа, а также своевременной эвакуацией из западных районов СССР в тыл в 1941 году.

Читать еще:  Патрон 9 мм парабеллум - характеристики, описание, фото

Пушку Бр-2, впрочем, как и другие орудия большой мощности, признать удачным образцом достаточно трудно. Во многом это связано с недостатком опыта у молодой конструкторской школы СССР, занявшей одну из ведущих позиций лишь в конце 30-х — начале 40-х гг. Во время длительного пути становления были созданы не самые удачные образцы, и широко использовалось заимствование зарубежного опыта. Проектирование же орудий большой мощности, в связи с большой сложностью, представляло особую трудность по сравнению с другими классами артиллерийских систем. Недостаток опыт в данной области, а также слабое использование наработок других стран создавали значительные препятствия для советских конструкторов. Основной проблемой Бр-2 стал гусеничный лафет. Конструкция лафета задумывалась как обеспечивающая проходимость во время движения по пашне или целине, что в теории повышало живучесть орудия благодаря быстрой смене огневой позиции орудия без его разборки. В реальности применение гусеничного лафета стало причиной громоздкости и низкой мобильности системы не только в не разобранном, но и в разобранном виде. Возможность манёвра огнём сильно ограничивались углом горизонтальной наводки, составлявшим лишь 8°. Для поворота орудия за пределы угла горизонтальной наводки силами расчёта требовалось более 25 минут. Живучести и мобильности системы не способствовали и необходимость разборки пушки на походе, а также отдельная ствольная повозка. Орудие перемещалось с трудом даже при использовании самых мощных отечественных тягачей. В условиях плохой проходимости (гололёд или распутица) данная система практически полностью теряла подвижность. Бр-2 таким образом имела плохую во всех отношениях маневренность.

Среди других недостатков следует отметить невысокую скорострельность. Несмотря на модернизации, живучесть ствола также оставалась низкой. Поспешность с запуском в серийное производство недостаточно испытанной системы стала причиной того, что немногочисленная артиллерийская система разделилась на две серии, которые различались используемыми боеприпасами и нарезкой ствола.

Проблемы с орудиями, имеющими большую мощность, отечественного производства стали причиной того что руководство страны решило пойти испытанным путем — использование передового зарубежного опыта. С фирмой «Шкода» в 1938 г. заключили договор на поставку опытных образцов и тех. документации на две мощные артсистемы — 210-миллиметровой пушки и 305- миллиметровой гаубицы, которые в производстве получили обозначение Бр-17 и Бр-18. Основной же проблемой пушечной тяжёлой артиллерии СССР было малое число выпущенных орудий. На июнь 41-го г., Красная Армия имела лишь 37—38 пушек Бр-2, включая мало боеспособные орудия, имеющие мелкую нарезку и полигонные образцы, а также 9 пушек Бр-17, которые в начале войны не имели боеприпасы.

Для сравнения, на вооружении вермахта имелось несколько типов 150-миллиметровых пушек большой мощности — 28 орудий K.16, более 45 орудий SKC/28, более 101 орудия K.18 и 53 орудия K.39. Все они являлись высокомобильными артиллерийскими системами на колёсном ходу, имеющими мощную баллистику. Например, 150-миллиметровая пушка K.18 имела следующие тактико-технические характеристики: походная масса – 18310 кг, боевая масса — 12930 кг, угол горизонтального наведения на платформе — 360°, с раздвинутыми станинами – 11°, скорострельность — 2 выстрела в минуту, максимальная дальность стрельбы — 24740 м. Из этого видно, что немецкая K.18 при одинаковой с советской Бр-2 дальности стрельбы значительно превосходило ее по другим параметрам. Кроме того у немецких пушек имелся существенно больший ассортимент боеприпасов, который включал три разновидности осколочно-фугасных снарядов: бронебойный, полубронебойный и бетонобойный снаряды. Единственное преимущество Бр-2 – более мощный осколочно-фугасный снаряд, который содержал на 1 килограмм больше взрывчатого вещества по сравнению с зарубежными аналогами. Даже более тяжёлые 170-миллиметровые пушки на лафете K.18 Mrs.Laf. (в 41—45-м года было выпущено 338 ед.), стрелявшие 68-кг снарядом на расстояние 29500 м, превосходили Бр-2 по подвижности.

Читать еще:  Характеристики ДТ - танковый пулемёт Дегтярева образца 1929 года

Также интересны сопоставление характеристик пушки Бр-2 с тяжёлым 155-миллиметровым орудием M1 «Длинный Том» (США). Данную пушку как и Бр-2 разработали в середине 30-х годов. Длина ствола – 45 калибров, дульная скорость – 853 м/с. Несмотря на то, что американская M1 уступала Бр-2 в максимальной дальности стрельбы на 1800 м (23200 м против 25000 м), ее масса в походном положении составляла 13,9 т, что почти на 4,5 т. меньше боевой массы пушки Бр-2. Кроме того, «Длинный Том» монтировался на колёсном лафете, имеющем особую конструкцию с раздвижными станинами. Колёса лафета при стрельбе поднимались, при этом опорой служила спец. платформа, которая опускалась на грунт. По сравнению с гусеничным лафетом пушки Бр-2, откатывающимся при стрельбе назад, это позволяло значительно выиграть в точности огня. Сектор горизонтальной наводки М1 составлял 60° что также обеспечивало преимущество. Мобильность неразборность американского 155-миллиметрового орудия вместе с высокой точностью стрельбы и наличием мощных тягачей ставит Бр-2 в невыгодное положение даже несмотря на меньшую дальность стрельбы «Длинного Тома».

Тактико-технические характеристики 155-мм пушки образца 1935 года (Бр-2):
Масса в боевом положении – 18200 кг;
Масса в походном положении: 13800 кг (лафетная повозка), 11100 кг (орудийная повозка);
Калибр – 152,4 мм
Высота линии огня – 1920 мм;
Длина ствола – 7170 мм (47,2 клб.);
Длина канала ствола – 7000 мм (45,9 клб);
Длина в боевом положении – 11448 мм;
Ширина в боевом положении – 2490 мм;
Клиренс лафетной повозки – 320 мм;
Клиренс орудийной повозки – 310 мм;
Начальная скорость снаряда – 880 м/с;
Угол вертикального наведения — от 0 до +60°;
Угол горизонтального наведения – 8°;
Скорострельность – 0,5 выстрела в минуту;
Максимальная дальность стрельбы – 25750 м;
Вес осколочно-фугасного снаряда – 48,770 кг;
Скорость возки по шоссе в раздельном виде – до 15 км/ч;
Расчёт – 15 человек.

152-мм пушка Бр-2 образца 1935 года. СССР

После окончания Гражданской войны на вооружении Красной армии имелось лишь незначительное количество дальнобойных крупнокалиберных орудий большой и особой мощности (в основном иностранного производства), предназначенных для контрбатарейной стрельбы, обстрела важных объектов в ближнем тылу противника, разрушения особо прочных фортификационных сооружений. Они к этому времени уже успели устареть как технически, так и морально.

В 1927 году Артиллерийское управление Наркомата Обороны СССР разработало программу создания образцов орудий большой и особой мощности орудий. Этой программой предусматривалась разработка дальнобойных длинноствольных 152-мм пушек для артиллерии резерва главного командования (АРГК). В 1929-1934 годах Ленинградский завод «Большевик» (бывший Обуховский завод) создал подобное орудие, получившее индекс «Б-10». Оно не выдержало войсковых испытаний, проведенных в
1935 году, однако концептуальные особенности Б-10 — баллистические характеристики и гусеничный лафет, нашли воплощение в другом проекте — Бр-2. Еще в начале 1930-х годов Артиллерийское управление предприняло попытку создания триплекса большой мощности, состоящую из 203-мм гаубицы, 152-мм пушки и 280-мм мортиры на едином лафете. Использование единого лафета давало ряд преимуществ — существенно удешевлялась и упрощалась разработка, производство и эксплуатация орудий.

Разработкой триплекса занимались конкурирующие КБ двух заводов — ленинградского «Большевик» и сталинградского «Баррикады». Проект новой 152-мм пушки завода «Баррикады» получил название «Бр-2» и представлял собой наложение ствола Б-10 на лафет гаубицы Б-4. Опытный образец 152-мм пушки, изготовленный заводом «Баррикады», имел скрепленный ствол, уравновешивающий механизм и незначительные изменения в ударном механизме затвора. Он поступил на полигонные испытания в декабре 1935 года. Конструкция пушки Бр-2 в значительной степени была унифицирована с конструкцией 203-мм гаубицы Б-4 образца 1931 года. От гаубицы был заимствован с небольшими изменениями лафет с гусеничным ходом, допускавший стрельбу непосредственно с грунта без использования специальных платформ. Новым элементом являлся 152-мм ствол с поршневым затвором и пластическим обтюратором. В походном положении пушка разбиралась на две части и транспортировалась на двух повозках гусеничными тягачами со скоростью 15 км/ч . Благодаря гусеничной ходовой части лафета проходимость системы была довольно высокой. Мелкосерийное производство пушек Бр-2 началось 14 марта 1936 года (т. е. еще до завершения войсковых испытаний), причем, в отличие от опытного образца, ствол у серийных пушек был со свободной трубой по типу Б-30.

Принятое на вооружение орудие под обозначением «152-мм пушка образца 1935 года» имело ряд серьезных дефектов, в том числе очень низкую живучесть ствола (всего 100 выстрелов). Для решения этой проблемы был создан еще один его опытный образец со стволом, получившим более глубокие нарезы, а также с уменьшенную зарядную камору. В итоге, с 1938 года в производство для этих пушек пошли стволы с глубокими нарезами.

Читать еще:  Статьи Шпага пехотная офицерская обр. 1786 г.

Орудие Бр-2 представляло собой длинноствольную пушку, смонтированную на однобрусном лафете с гусеничным ходом. Тот же лафет с небольшими конструктивными изменениями использовался для 203-мм гаубицы Б-4 и 280-мм мортиры Бр-5. К основным конструктивным особенностям пушки относились: ствол со свободной трубой; затвор поршневого типа; гидравлический тормоз отката; гидропневматический накатник; переменная длина отката; картузное заряжание. Для облегчения подачи снарядов с грунта имелся специальный кран с лебедкой. Лафет имел специальный гидропневматический уравновешивающий механизм толкающего типа. Предполагалось, что конструкция гусеничного лафета обеспечит высокую проходимость при движении по целине или пашне, позволив, таким образом, повысить живучесть орудия за счет быстрой смены огневой позиции в неразобранном виде. Однако его использование привело к громоздкости и очень низкой мобильности всей системы как в неразобранном, так и в разобранном виде. При этом, возможности маневра огнем также были сильно ограничены углом горизонтальной наводки всего лишь в 8°. Для поворота пушки силами расчета за пределы угла горизонтальной наводки требовалось не менее 25 минут. На небольшие расстояния орудие могло перемещаться в неразобранном виде со скоростью 5 — 8 км/ч , на большие расстояния Бр-2 буксировалась в разобранном виде — ствол отдельно на специальной орудийной повозке, лафет — отдельно. Орудийная повозка Бр-10 — колесная, общая масса повозки со стволом достигала 11,1 т.

Повозка состояла из корпуса, переднего хода со стрелой механической тяги, заднего хода, тормозного устройства и устройства для перевооружения системы. Также могла использоваться гусеничная ствольная повозка Б-29, при этом общая масса со стволом достигала 13,4 т. Время перевода орудия из походного положения в боевое при раздельной транспортировке составляло от 45 минут до 2 часов. Буксировалось орудие гусеничными артиллерийскими тягачами «Ворошиловец»», а ствольные повозки — менее мощными гусеничными тягачами «Коминтерн».

152-мм пушка Бр-2 использовала для стрельбы только свои собственные, специально для нее разработанные боеприпасы; причем орудия с глубокими и мелкими нарезами также имели свои собственные невзаимозаменяемые снаряды. Снаряды для орудий с глубокими нарезами имели один ведущий поясок, а для орудий с мелкими нарезами — два пояска. Боекомплект пушки Бр-2 включал выстрелы раздельного картузного заряжания с различными типами осколочно-фугасных и бетонобойных снарядов и три переменных заряда. Дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом весом 48,77 кг составляла 25750 м .

152-мм пушки Бр-2 предназначались для поражения различных объектов в ближнем тылу противника — командных пунктов и штабов, складов, полевых аэродромов, железнодорожных станций, скоплений войск, дальнобойных батарей, а также разрушения фортификационных сооружений вертикального типа стрельбой прямой наводкой.

Орудия Бр-2 участвовали в советско-финской войне. По состоянию на июнь 1941 года в РККА имелось 37 пушек Бр-2, при этом в войсках находилось 28 орудий. Остальные орудия находились на складах и полигонах. Из-за неблагоприятного для Красной армии хода боевых действий на начальном этапе войны все 152-мм пушки Бр-2, как и почти вся артиллерия большой и особой мощности, были выведены в тыл и приняли участие и в боевых действиях лишь с конца 1942 года. Их использовали в Курской битве, в ходе окончательного снятия блокады с Ленинграда, в Белорусской наступательной операции 1944 года, а апреле 1945 года эти орудия из состава артиллерийской группы 8-й гвардейской армии использовались для поражения целей на Зееловских высотах в ходе Берлинской наступательной операции.

Перед Великой Отечественной войной 152-мм пушки образца 1935 года поступили на вооружение отдельного тяжелого пушечного полка РВГК (24 орудия), а также двух отдельных батарей (по 2 орудия), дислоцированных в Архангельском военном округе для береговой обороны. После начала войны пушки Бр-2 использовались в составе отдельных дивизионов по 6 орудий. Позднее их организационно-штатная структура была изменена — введен пушечный полк особой мощности, состоявший из четырех батарей (по 2 орудия). На своем вооружении пушечный полк особой мощности имел 6 152-мм пушек Бр-2 и две 210-мм пушки Бр-17. По состоянию на май 1945 года части РВГК включали в себя четыре таких полка.

Производство пушек Бр-2 осуществлялось заводом «Баррикады» (г. Сталинград) с 1937 по 1940 год. Всего было изготовлено 37 орудий, в том числе, в 1937 году было выпущено 7 пушек с мелкими нарезами, а впоследствии выпускались только пушки с глубокими нарезами. В 1955 году пушки Бр-2 прошли капитальную модернизацию, для орудия был разработан новый колесный лафет. Транспортировка орудия стала нераздельной, скорость буксировки существенно возросла до 35 км/ч . Модернизированные орудия получили индекс Бр-2М и находились на вооружении Советской армии до 1970-х годов.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector