0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Новости АСУ-76 — 76-мм артиллерийская самоходная установка

Самоходная артиллерия десанта: АСУ-76, АСУ-57, АСУ-85

Десантные войска были впервые успешно применены во второй мировой войне, например: операция «Меркурий» (с 20 по 31 мая 1941 года), когда 7-я парашютная дивизия и 22-я аэромобильная дивизии вермахта захватили Крит.

Однако же Вторая Мировая война показали, что десантным подразделениям необходимо усилить огневую мощь. Так потери вермахта при штурме Крита, составили около 4 тыс. человек убитыми и около 2 тыс. ранеными, большая часть из них парашютисты.

В Советском Союзе, было понимание этой проблемы. Еще 30-е годы, пытались вооружить десантные войска пушками, минометами, легкими танками, бронеавтомобилями. Отрабатывалось сбрасывание на парашютах танкеток Т-27, приводняли Т-37.

Но большего добиться не хватило возможностей и ресурсов, в Великую Отечественную десант фактически, по вооружению, не отличался от стрелковых частей.

После войны КБ Н. А. Астрова получило задание разработать специальную технику для ВДВ. Оно уже в годы войны разрабатывало легкие танки для десанта.

Уже в 1949 году, на вооружение была принята авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-76. Её корпус сварили из листов стали толщиной до 13 мм – это защищало экипаж от стрелкового оружия и осколков. В открытой сверху рубке поставили 76 мм пушку Д-56Т, там же был размещён боекомплект в 30 выстрелов. Был установлен прицел ОПТ-2, с помощью него можно было вести огонь и прямой наводкой и с закрытых позиций. На левом борту боевого отделения установили ручной пулемет РП-46.

С правой стороны кормовой части рубки был установлен карбюраторный двигатель ГАЗ-51Е, с 4-х скоростной коробкой передач.

Ходовая часть состояла из ведущих передних колес, 4-х опорных и 2-Х поддерживающих катков на борт. Подвеску установили торсионную, с гидравлическими амортизаторами на передних узлах. Роль направляющего катка играл – последний опорный каток, что обеспечивало необходимую для улучшения проходимости длину опорной поверхности. С целью повышения устойчивости машины при стрельбе – поставили в опорные катки тормоза, а направляющие колеса сделали самотормозящими.

Шли испытания плавающей модели АСУ-76. Но в итоге от серии отказались, авиация не могла их транспортировать.

В 1951 году была готова более легкая АСУ-57. Вес сократили уменьшив бронирование до 6 мм и применив алюминиевые сплавы, также уменьшили размеры машины. Была установлена 57 мм пушка Ч-51М, конструкции Е. В. Барко, скорость снаряда составляла 1158 м. в с., боекомплект – 30 подкалиберных снарядов. Небольшой 4-х цилиндровый двигатель М-20Е установили поперек корпуса, в блоке с 4-х скоростной коробкой передач и бортовыми фрикционами. Для быстрой замены силового агрегата, его удерживало 4-ре болта.

Из-за уменьшения веса самоходки, уменьшилось удельное давление на грунт. Особенности ходовой части были сохранены с АСУ-76.

В 1954 году появилась плавающая АСУ-57П. Установили водонепроницаемый корпус, улучшили пушку Ч-51М – оснастив более технологичным активным дульным тормозом. Двигатель улучшили до 60 л. с. Водоходным движителем установили 2-ва гребных винта с приводом от направляющих колес.

АСУ-57П не приняли на вооружение, посчитали что АСУ-57 достаточно уже в войсках, к тому же разрабатывалась более совершенная техника.

Серийно производилась на Мытищинском машиностроительном заводе с 1951 по 1962 годы.

В 1951 году было начато проектирование более мощной, чем СУ-76, самоходки. Лобовой лист корпуса толщиной в 45 мм и наклоненный на 45 градусов защищал экипаж от бронебойных снарядов малого и среднего калибра. В рубке размещалась 85-мм пушка Д-70 с эжектором, спаренная с пулеметом СГМТ. Начальная скорость бронебойного снаряда1005 м. в с. делала СУ-85 серьезным оружием.

Читать еще:  Боевое применение НСВ - крупнокалиберный станковый пулемёт

На самоходке установили 6-ти цилиндровый 210-сильный двухтактный автомобильный дизель ЯМЗ-206В. Для обеспечения нужной удельной мощности ввели эжекционную систему охлаждения. Двигатель поставили поперёк корпуса. Однодисковое сцепление оказалось ненадежным и его позднее заменили многодисковым фрикционом.

Самоходку оснастили приборами ночного видения, радиостанцией, на корме прикрепили дымовые шашки БДШ-5.

СУ-85 модернизировали два раза – над боевым отделением создали крышу с вентиляцией. В 70-е годы вооружили зенитным пулеметом ДШК.

Самоходки поступали, как в сухопутные, так и войска ВДВ. Находилась на вооружении воздушно-десантных войск Советского Союза в период с 1959 года до момента поступления на вооружение в конце 60-х годов БМД-1.

Масса, т – 3,3 (15,5)
Экипаж – 3 (4)
Длина с пушкой, мм – 5750 (8435)
Длина корпуса, — мм 3480 (6240)Ширина, мм – 2086 (2970)
Высота, мм – 1460 (2970)
Клиренс, мм 300 (420)
Скорость, км в час – 45 (45)
Запас хода, км – 250 (360)
Бронирование, мм, лоб – 6 (45)
Борт – 4 (13)
Корма – 4 (6)
Калибр пушки, мм – 57 (85)
Боекомплект – 30 (45)

АСУ-85 на улицах Праги. Вторжение в Чехословакию в 1968 году началось с высадки бойцов 103-й гвардейской дивизии ВДВ в аэропорту Праги и захвата его.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Самоходка СУ-76М: компромисс войны

Самоходная артиллерия имеет ряд преимуществ в сравнении с буксируемой. В частности, она может непрерывно сопровождать войска, постоянно поддерживать их огнем, быстро менять позиции, сближаться с противником и уничтожать его огневые точки.

Если говорить об обычных орудиях, то зачастую смена позиции в бою проходила за счет сил расчета, который передвигал его с места на место, и, понятное дело, скорость была не высока. Это приводило к тому, что повышался риск попасть под ответный огонь, артиллерия могла отставать от пехоты.

Особенно остро необходимость создания самоходной артиллерийской установки встала, когда Красная армия смогла переломить ход войны. Стало понятно, что в скором времени начнется полномасштабное наступление на гитлеровские войска.

СУ-76 была совместно разработана конструкторскими бюро завода №38 в городе Кирове летом 1942 года на базе легких танков Т-60, Т-70, большую роль в создании самоходки сыграл Семен Александрович Гинзбург, он контролировал и непосредственно руководил работами по ее созданию.

Интересные факты

Первые СУ-76 имели неудачную силовую установку из спаренных автомобильных бензиновых двигателей ГАЗ-202 мощностью 70 л. с. На испытаниях проблем выявлено не было, их обнаружили при первом боевом применении на Волховском фронте. Синхронизировать работу двух двигателей и коробок передач было крайне сложно, а кроме того, возникали дополнительные крутильные моменты, в сложных дорожных условиях появились серьезные проблемы с трансмиссией.

Изначально полностью закрытое боевое отделение оказалось неудобным для работы экипажа. Все это привело к тому, что после выпуска 608 машин серийное производство СУ-76 было приостановлено и конструкция была отправлена на доработку.

Модернизированная САУ получила индекс СУ-76М. Двигатели установили один за другим по правому боту, что позволило избежать крутильных моментов. При этом ось ствола орудия была смещена на 200 мм влево, как и рабочее место механика-водителя. Кроме того, рабочее отделение сделали открытым. Это решение до сих пор вызывает споры.

Боевое применение

С одной стороны, открытое отделение позволило снизить массу, облегчить работу расчета, улучшить обзор, в нем не скапливались пороховые газы, люди могли быстро покинуть горящую машину. С другой — любая осколочная граната, попав в него, почти гарантированно уничтожала экипаж. Особенно остро проблема защиты возникала в городских боях.

Читать еще:  Схемы Сабля пехотная офицерская обр. 1865 г.

Впервые самоходки массово применили на Курской дуге летом 1943 года. Поначалу установки ошибочно пытались использовать вместо танков, пуская их в прорыв перед пехотой что привело к огромным потерям: СУ-76 имела только противопульное бронирование. Позже, признав ошибки, командование скорректировало тактику: самоходки шли за танками и пехотой, поддерживая их интенсивным огнем.

Однако слабое бронирование можно назвать компромиссом: только так можно было снизить массу конструкции. Это привело к том, что СУ-76М могла благодаря низкой нагрузке на грунт успешно передвигаться по болотистой местности, там, где более тяжелые машины вязли. Из-за небольших размеров самоходка могла маневрировать на узких улицах и среди обломков зданий, уничтожая огневые точки там, где не могли пройти танки.

Все это сделало данную машину крайне востребованной на фронте. В 1944 году выпуск СУ-76М составлял около 25% от всего производства боевых гусеничных машин СССР. До конца войны РККА получила около 12 тысяч самоходок.

Характеристики

Боевая масса — 10,5 тонн; экипаж — четыре человека; оружие — пушка ЗИС-3 калибра 76 мм; пулемет 7,62 мм; мощность двигателя — 140 л. с.; скорость — до 41 км/ч.

Новости АСУ-76 — 76-мм артиллерийская самоходная установка

АСУ-76
76-мм авиадесантная самоходная артиллерийская установка

ASU-76 76-mm airborne assault gun

В 1944 году заводом №38 Наркомата танковой промышленности в инициативном порядке были разработаны и изготовлены три опытных образца облегченных САУ ОСУ-76, на которых были установлены качающиеся части 76-мм дивизионных пушек ЗИС-3 конструкции В.Г. Грабина.

В середине 1944 года ОСУ-76 прошла полигонные испытания, в результате которых обнаружился ряд недостатков в конструкции машин и вооружении. В заключении комиссии было сказано, что для обеспечения надлежащих боевых качеств ОСУ-76, на ней надо установить новую 76-мм пушку с баллистикой ЗИС-3, но меньшим сопротивлением откату.

Проектирование новой пушки для ОСУ-76 было поручено заводу №235, который в феврале 1945 года предъявил ГАУ проект двух вариантов самоходных пушек В-10 и В-11. Однако, в результате рассмотрения ГАУ отклонило оба варианта.

В июне 1946 года НТК ГБТУ выдал заводу №340 Минавтомобильпрома ТТТ на конструктивную доработку ОСУ-76. После чего в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 октября 1946 года проектирование и изготовление 76-мм пушки было поручено заводу №92 (г. Горький), а изготовление шасси — заводу №40 (с 26 сентября 1948 года — Мытищинский ордена Отечественной войны I степени машиностроительный завод, ММЗ).

Проект пушки, получившей заводской индекс ЛБ-76С («ЛБ» — Лаврентий Берия), был рассмотрен и одобрен в декабре 1946 года. Эскизный проект оригинального шасси для самоходки «Объект 570» в мытищинском ОКБ-40 во главе с Н.А. Астровым был выполнен в марте 1947 года, в июне был готов технический проект.

В ноябре 1947 года на заводе №92 были изготовлены два опытных образца пушки. Для последующего монтажа их передали на завод №40, где в декабре 1947 года был изготовлен первый опытный образец шасси «Объект 570».

Ходовые испытания и стрельбы (282 выстрела и 2261 км пробега) первого опытного образца были проведены с 7 июня по 28 июля 1948 года на полигоне НИИБТ в Кубинке.

Второй образец с 11 июня по 5 июля 1948 года проходил испытания на ГНИАПе в Ленинграде и произвел 1338 выстрелов. По результатам испытаний ГАУ предложило заводу №92 внести ряд изменений в конструкцию пушки. К концу года 10 модифицированных пушек ЛБ-76С (Д-56С) были изготовлены для войсковых испытаний и доставлены на завод №40 для установки на шасси.

Читать еще:  Штык к егерскому штуцеру обр. 1805 г.

С 1 июля по 1 сентября 1949 года четыре самоходки с новыми пушками проходили войсковые испытания в районе Тулы в составе 38-го воздушно-десантного корпуса. Комиссия признала результаты испытаний удовлетворительными и рекомендовала САУ к принятию на вооружение.

Постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1949 года №5560-2153 «авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-76» была принята на вооружение. Однако в производство ее не запустили из-за недоработки планера Ил-32 и его буксировщика.

АСУ-76 относилась к типу полузакрытых установок с кормовым расположением боевого отделения. В силу малых размеров машины боевое отделение совмещалось с отделением управления. Открытый сверху корпус машины сваривался из катаных броневых листов, которые обеспечивали защиту экипажа от огня стрелкового вооружения и осколков снарядов. На марше боевое отделение могло закрываться брезентовым тентом. Посадка экипажа осуществлялась через борта, а также через дверь в кормовом листе корпуса.

76-мм пушка Д-56С устанавливалась на станке, приваренном к днищу корпуса и оснащалась прицелом ОП2-66 для стрельбы прямой наводкой и панорамой для стрельбы с закрытых позиций. В носовой части корпуса машины монтировался кронштейн для крепления пушки по-походному. Снятие пушки со стопора производилось без выхода из боевого отделения.

Ствол пушки Д-56С состоял из трубы с дульным тормозом, казенника, муфты и обоймы. Дульный тормоз реактивного типа с эффективностью около 50% был выполнен заодно с трубой и имел такую же нарезку, что и канал ствола.

Затвор — вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа. Противооткатные устройства располагались под стволом, справа — гидравлический тормоз отката веретенного типа, слева — пневматический накатник. Их цилиндры откатывались вместе со стволом. Длина отката 500-545 мм. Люлька обойменного типа, ее цапфы помещались в рамку хомутообразной формы. Подъемный механизм секторный, а поворотный — винтовой.

Бронебойный снаряд Бр-354, выпущенный из пушки с дистанции 500 м, попадая в цель под углом 60°, пробивал броню толщиной 75 мм, а подкалиберный Бр-354Н — толщиной 100 мм.

С правой стороны кормовой части рубки АСУ-76 был установлен шестицилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-51Е. Для облегчения запуска двигателя при низких температурах в систему охлаждения был встроен подогреватель калориферного типа с паяльной лампой.

Трансмиссия состояла из главного фрикциона сухого трения, 4-скоростной коробки передач, карданного вала, демультипликатора, главной передачи, бортовых фрикционов с тормозами, полуосей и бортовых передач. Главный фрикцион и коробка передач соединялись непосредственно с двигателем, а остальные агрегаты трансмиссии размещались в передней части корпуса.

Подвеска машины индивидуальная торсионная. На ее передних узлах устанавливались гидравлические амортизаторы поршневого типа. На каждом борту машины имелись по четыре опорных обрезиненных катка и по два необрезиненных поддерживающих ролика. Последний опорный каток положен на грунт и выполнял роль направляющего колеса, что обеспечивало необходимую для хорошей проходимости длину опорной поверхности. В его балансир был встроен механизм натяжения гусеничной цепи. Для повышения устойчивости легкой машины при стрельбе в опорные катки были введены тормоза, а направляющие колеса были сделаны самотормозящими. Гусеничная цепь — мелкозвенчатая, цевочного зацепления, состояла из 71 трака шириной 260 мм, шаг трака 105 мм.

Машина оснащалась танковым переговорным устройством и радиостанцией 10-РТ-12.

Всего было изготовлено два головных образца, которые в ноябре-декабре 1950 года подвергались полигонным испытаниям в объёме гарантийного срока службы, которых не выдержали. По решению министра обороны Н.А. Булганина от 27 августа 1953 года работы по АСУ-76 были приостановлены до отработки новых самоходок АСУ-57П и АСУ-85. Тем не менее, авиадесантная самоходная установка АСУ-76 стала первым образцом советской бронетанковой техники, разработанным специально для укомплектования частей и подразделений ВДВ.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector