0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Новости Ан-2 — легкий транспортный самолет

Последний полет «Кукурузника». Как Россия готовит замену «Ан-2»

Анатолий Минкин, Василиса Андреева

Появление

Впервые самолет «Ан-2» поднялся в небо в 1947 году. Это был поршневой однодвигательный биплан. Его главным конструктором стал Олег Антонов. По заданию он создавал сельскохозяйственный самолет, который после получит название «Ан-2».

До 1971 года этот тип самолетов выпускали только в Советском союзе. Затем наша страна передала эти технологии Польше и Китаю, где «Ан-2» производят до сих пор. Разработка Олега Антонова даже попала в Книгу рекордов Гиннесса, как единственный в мире самолет, который выпускают более 70 лет.

В России создадут самолет на замену Ан-2

«Ан-2» использовали на сельхозработах, в качестве спортивного, транспортного и пассажирского самолета. Простые и легкие в использовании машины стали использоваться на протяжении долгого времени и продолжают летать и сегодня.

Эксперты еще два года назад указывали на то, что парк самолетов малой авиации устарел и нуждается в замене. «Коммерсант» со ссылкой на расчеты Государственного научно-исследовательского института писал, что к 2023 году из эксплуатации выйдут 79% воздушных судов в авиации общего назначения.

При этом для жителей 28 тысяч населенных пунктов страны самолеты — это единственный вид транспорта, а в 15 регионах авиация — главная составляющая транспортной системы. При этом 90% самолетов на этих маршрутах — это «Ан-2».

Работу над модернизацией «Ан-2» по заказу российского Минпромторга начали еще в 2011 году. В «Сибирском научно-исследовательский институт авиации имени С. А. Чаплыгина» для продления жизни самолетов им меняли двигатели. Так как российских аналогов не было, то при модернизации использовали американские моторы Honeywell. Стоимость самолета таким образом вырастала до 1,3 миллиона долларов. Заявлял глава отдела прогнозирования перспективных исследований и разработок авиакосмической техники Дмитрий Смирнов.

На сайте института говорится, что замена мотора позволяет перевести «Ан-2 на топливо, которое дешевле в пять раз. Кроме того теперь самолет перестанет зависеть от технического обслуживания наземных служб аэродрома.

«Байкал» и новый самолет

В середине августа этого года Министерство промышленности и торговли опубликовало на сайте госзакупок заявку на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию легкого самолета для местных воздушных линий. Судя по требованиям, он должен заменить «Ан-2» на региональных маршрутах.

Небесный тихоход. Что придет на замену самолетам Ан и Ил

Согласно документации, самолет должен вмещать от девяти до 14 пассажиров. От победителя контракта потребуется создать чертеж общего вида самолета, провести работу на статистическую прочность, а также сформировать рабочую конструкторскую документацию на планер, его системы и силовую установку. Срок подготовки документов до сентября следующего года. До 15 декабря 2020 года победитель контракта должен представить образец самолета для испытаний. Стоимость контракта составляет 1,25 миллиарда рублей.

РИА «Новости» напомнили, что изначально в качестве замены «Ан-2» рассматривался самолет ТВС-2ДТС «Байкал», который разрабатывался в «Сибирском научно-исследовательский институт авиации имени С. А. Чаплыгина» на базе «кукурузника». Серийное производство планировали начать в 2021 году на авиазаводе в Улан-Удэ.

Читать еще:  Схемы Кортик генеральский обр. 1940 г.

Как пояснили в пресс-службе Минпромторга, «Байкал» — это экспериментальный образец воздушного судна для отработки новых технологий. Теперь при помощи задела, который получили при его создании будет создан новый легкий серийный многоцелевой самолет.

Источник в авиапроме рассказал, что окончательное решение о ТВС-2ДТС «Байкал», а также какие его особенности используют при создании нового самолета, окончательно примут в сентябре.

«Концепцию „Ан-2“ надо продолжать»

Работу, которую ведут в «Сибирском научно-исследовательский институт авиации имени С. А. Чаплыгина» надо поддерживать, а концепцию «Ан-2» продолжать. Об этом заявил инженер и автор книги «Все самолеты О. К. Антонова» Николай Якубович. Он пояснил, что разработка советского самолета устарела только физически, но это до сих пор отличное техническое решение, которое нужно использовать.

«Кукурузник» врезался в жилой дом в Чечне. Главное о крушении

«Высокая надежность, экономичность, отличные взлетно-посадочные характеристики. И с точки зрения летчика, и с точки зрения инженера. Да, конструкция его устарела, материалы давно пора менять. Но для России, для нашей глубинки — это незаменимая машина была и будет. А вот что будет, если что-то предложат вместо нее — это неизвестно», — заявил он.

Николай Якубович отметил, что конкурентом «Ан-2» мог бы стать легкий экраноплан. Это летательный аппарат, который передвигается на очень низкой высоте над водой. В основном это русла рек. При этом он может приземляться прямо на водоем. Зимой при установке на лыжи он может передвигаться по снегу или льду.

«Но заменить „Ан-2“ может заменить только „Ан-2“», — подчеркнул собеседник «360».

На вопрос о модернизации самолета эксперт напомнил, что попытку предпринимали и на предприятии «Антонов» в Киеве. Тогда там создали улучшенный вариант под названием «Ан-3», но он получился очень дорогим.

«Они дорабатывали фюзеляж, увеличивали там пространство, поставили новую силовую установку. Получилась очень дорогая машина. Сделанный в Запорожье турбовинтовой двигатель на него поставили», — рассказал Николай Якубович, пояснив, что у нас с Украиной сейчас не те отношения для сотрудничества.

Единственным хорошим выходом он назвал разработку «Сибирского научно-исследовательского института авиации имени С. А. Чаплыгина». Единственным минусом их проекта является зарубежный двигатель. Есть шанс попасть под санкции.

«Вот в этом вся беда. У нас нет своего хорошего мотора. Мы слишком долго раскачиваемся в этом отношении. Только проект Сибирского института. Есть производственные мощности, которые будут его выпускать, но как они будут разбираться с моторами и двигателями — это вопрос сложный», — подытожил эксперт.

Преемник легендарного кукурузника: Минпромторг сообщил о разработке самолёта на замену Ан-2

В России планируется создание нового регионального самолёта вместимостью до 14 человек, который должен прийти на смену знаменитому кукурузнику Ан-2, совершившему свой первый полёт 31 августа 1947 года. Об этом сообщили в Министерстве промышленности и торговли РФ. В ведомстве также рассказали о целях планируемой модернизации.

«Самолёт создаётся для повышения транспортной доступности отдалённых регионов России и развития местных воздушных линий в обеспечение региональных и межрегиональных пассажирских авиаперевозок», — приводит текст сообщения РИА Новости.

В середине августа стало известно, что Минпромторг планирует потратить более 1,2 млрд рублей на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию лёгкого самолёта. Соответствующая заявка размещена на портале госзакупок.

Как отмечают в ведомстве, необходимость создания замены Ан-2, эксплуатация которых началась ещё в 1947 году, обусловлена значительным сокращением их численности, в то время как эти воздушные суда обеспечивают авиасообщение между регионами. При этом, по данным Минпромторга, в 15 регионах РФ авиация является основой транспортной системы.

Читать еще:  Фотографии С-75 "Двина" - зенитно-ракетный комплекс

«На основании представленных материалов аванпроекта для проектирования и разработки перспективного лёгкого многоцелевого самолёта для серийного производства и эксплуатации на местных воздушных линиях рекомендуется самолёт стандартной аэродинамической схемы и пассажировместимостью 9—14 человек», — говорится в техзадании.

Согласно представленным материалам, до декабря 2020 года должен быть создан первый опытный образец нового самолёта, на котором будут проводиться статические испытания.

Ранее планировалось, что заменой Ан-2 станет одномоторный самолёт ТВС-2ДТС «Байкал», разработанный ФГУП «Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С.А. Чаплыгина».

«ТВС-2ДТС — экспериментальный образец воздушного судна, созданный для отработки новых технологий. С учётом научно-технического задела, полученного при создании ТВС-2ДТС, в рамках работы ЛМС (лёгкий многоцелевой самолёт) создаётся новый серийный самолёт», — пояснили в пресс-службе Минпромторга.

Как добавил источник РИА Новости в авиапроме, в сентябре будет принято решение о судьбе новосибирского биплана и использовании его особенностей при создании нового воздушного судна.

«Упростит транспортные коммуникации в регионах»

Проект будет организован на базе проверенных решений, но уже на новой технологической основе, полагает член Общественного совета при Минобороны России, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.

«Необходимость местных воздушных сообщений, она очень сильно присутствует. Особенно когда из одного небольшого населённого пункта, минуя большие аэропорты, нужно попасть в другой. Для организации такого транспортного сообщения необходим компактный соответствующий самолёт. И если такой самолёт будет, то это существенным образом упростит транспортные коммуникации непосредственно в регионах», — добавил эксперт в беседе с RT.

Как считает обозреватель журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко, в Минпромторге выступили с очень хорошей инициативой. При этом он подчеркнул, что Ан-2 — уникальная в своём роде машина, которая, несмотря на свою простоту, чрезвычайно надёжна.

«Самолёт для региональных и межрегиональных линий нам очень нужен. Потому что в советское время это существовало как отдельное направление. Можно было из Самары перелететь в Саратов на маленьких самолётах. Можно было перемещаться из той же Сибири. Потому что у нас огромная страна, расстояния большие, дороги плохие, а вертолётов на всех не хватает. И эти самолёты были очень востребованы. Но с развалом СССР всё это дело пропало. И вот сейчас начинает возрождаться. Мы сейчас восстанавливаем базовые аэропорты, восстанавливаем небольшие аэропорты, и для них, соответственно, нужна техника. Нужны самолёты, которые приспособлены для работы на полевых аэродромах», — пояснил собеседник RT.

История Ан-2

Разработкой Ан-2, также известного как кукурузник или Аннушка, в 1940-х годах занималось ОКБ-153 по гражданским и транспортным самолётам при Новосибирском авиационном заводе имени Чкалова (позднее ставшее госпредприятием «Антонов») под руководством главного конструктора Олега Антонова.

Первый полёт опытного экземпляра, имевшего на тот момент обозначение СХ-1 или СХА, состоялся 31 августа 1947-го, а уже спустя год этот поршневой однодвигательный биплан с расчалочным крылом был принят на вооружение советских ВВС и в ряды Гражданского воздушного флота СССР.

Стоит отметить, что не далее как в в феврале 2019-го Минобороны в рамках гособоронзаказа закупило эти многоцелевые лёгкие самолёты, как сообщала газета «Красная звезда» со ссылкой на оборонное ведомство.

Ан-2 внесён в Книгу рекордов Гиннеса как самый долговыпускаемый — его производят уже более 70 лет. Причина такой популярности кукурузника заключается в его надёжности, безопасности и практичности в обслуживании. В общей сложности было построено свыше 18 тыс. экземпляров, в том числе с различными модификациями. Он был задействован при выполнении различных авиационных задач, начиная от гражданских, транспортных и заканчивая военными. Самолёт экспортировался в 26 стран мира. При этом его серийный выпуск до сих пор ведётся только в Китае.

Читать еще:  Файлы Як-130 - учебно-боевой самолёт

Эксперты оценили выбор замены самолету Ан-2

«Завод УЗГА уже выпускает самолеты регионального класса L-410, которые выполняют те же задачи, что и Ан-2», – сказал газете ВЗГЛЯД авиационный эксперт Роман Гусаров, комментируя выбор разработчика легкого самолета – замены советского «кукурузника». При этом эксперт выразил сомнение в возможностях УЗГА, так как завод – в первую очередь производитель самолетов, а не разработчик.

«Изначально речь вроде как шла о том, что заменой «кукурузнику» может стать другая машина» – новосибирская разработка ТВС-2ДТС «Байкал», – напомнил руководитель портала Avia.ru Роман Гусаров.

В четверг стали известны результаты открытого конкурса Минпромторга на разработку легкого многоцелевого самолета на замену «кукурузников» Ан-2 – самолетов, которые начали производить еще в конце 1940-х годов, и чей оставшийся «на ходу» парк требует скорейшей замены. Победителем был объявлен екатеринбургский Уральский завод гражданской авиации (УЗГА).

В конце августа Минпромторг заявил, что Ан-2 заменят новой моделью регионального самолета, который будет вмещать от девяти до 14 человек и будет создаваться с учетом наработок по самолету ТВС-2ДТС «Байкал». Но, как ранее отмечала газета ВЗГЛЯД, именно «Байкалом» (а не «разработками на его основе») предполагалось заменить Ан-2.

Так в 2018-м сообщалось о том, что производство «Байкалов», разработанных новосибирским СибНИА имени Чаплыгина, будет развернуто на мощностях Улан-Удэнского авиационного завода уже в нынешнем году. С 2021 по 2025 год завод планировал поставить не менее 200 таких машин. «Новосибирский вариант – там и двигатель нормальный, и авионика нормальная, самолет в основном базируется на конструкции Ан-2, это биплан, его взлетно-посадочные характеристики схожи с Ан-2», – пояснил газете ВЗГЛЯД заслуженный пилот Советского Союза, бывший замминистра Гражданской авиации СССР Олег Смирнов.

О том, что рассматривается замена Ан-2 именно на «Байкал», который будут собирать в Улан-Удэ, еще в апреле говорил министр промышленности и торговли Денис Мантуров. «Но потом заместитель Мантурова отметил, что в чистом виде «Байкал» не устраивает, поэтому будет разрабатываться такой самолет новой модификации», – отмечает Гусаров. Было заявлено, что «Байкал» – это экспериментальный образец воздушного судна, созданный для отработки новых технологий. Разработку замены «откатили» на стадию конкурса. В конце августа в екатеринбургском УЗГА заявили, что собираются создать девятиместный моноплан на замену советскому «кукурузнику».

Как отмечают эксперты, в УЗГА предлагают создать подкосный моноплан, то есть речь идет о фактическом продолжении проекта Ан-14 «Пчелка», который разрабатывался под руководством конструктора Олега Антонова в 1965-1972 годы, но так и не пошел в производство. «Байкал» же представлял собой биплан – фактически модификацию более раннего Ан-2, разработки конца 1940-х годов. Второй момент – на екатеринбургском заводе заявили, что их разработка будет иметь максимальную взлетную массу 4,8 тонны – в полтора раза меньше, чем у «Байкала», который весит 7,4 тонны. При этом, судя по заявлению Минпромторга, заказ подразумевает, что самолет должен вмещать до 14 человек.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector