На учебном поле как в бою
На учебном поле как в бою
Тактическая подготовка
ТЕМА 1: Движение солдата в бою. Передвижение на поле боя.
Передвижение солдата в бою
В современном бою солдату надо уметь быстро и скрытно передвигаться на любой местности под огнем противника и в то же время непрерывно вести наблюдение за противником и уничтожать его огнем из своего оружия. В бою солдат может передвигаться на БМП (БТР), десантом на танке и в пешем порядке.
Способы передвижения в бою при действиях в пешем порядке
При действиях в пешем порядке в зависимости от хаРактеРа местности и воздействия огня противника солдат может передвигаться ускоренным шагом или бегом (в полный рост или пригнувшись), перебежками или переползанием. Эти способы передвижения проверены в боях.
Ускоренным шагом или бегомпреодолеваются участки местности, скрытые от наблюдения противника и не простреливаемые его огнем. Этими же способами осуществляется движение в атаку. При этом оружие может быть в положении для немедленного открытия огня навскидку (рис. 17) или с прикладом, прижатым к боку.
Перебежки применяются для скрытного сближения с противником и других действий на открытой местности. Для перебежки из положения лежа необходимо сначала наметить путь движения и укрытое место остановки для передышки и поставить оружие на предохранитель. Затем быстро подняться, как при выполнении команды «Встать», и стремительно перебежать в намеченное место, с разбегу лечь на землю и быстро отползти в сторону. Это делается для того, чтобы скрыть от противника место остановки, иначе он, заранее прицелившись, может поразить солдата, когда тот будет подниматься для следующей перебежки. Длина перебежки между остановками для передышки зависит от местности и огня противника и может быть от 20 до 40 шагов. За это время противник не успевает произвести прицельный выстрел. Достигнув намеченного или указанного командиром рубежа, необходимо занять место и изготовиться к стрельбе для прикрытия огнем перебежек других солдат.
Переползанием передвигаются, если противник ведет прицельный огонь или когда необходимо приблизиться к противнику незамеченным и внезапно напасть на него. В зависимости от рельефа местности и растительного покрова переползать можно по-пластунски, на получетвереньках или на боку (рис. 18). Как и перед перебежкой, сначала необходимо наметить путь передвижения и укрытые места для пе редышки.
Рис. 17. Ведение огня на ходу навскидку
Для переползания по-пластунски лечь плотно на землю, правой рукой взять автомат за ремень у верхней антабки и положить его на предплечье правой руки. Подтянуть правую (левую) ногу и одновременно вытянуть левую (правую) руку как можно дальше. Затем, отталкиваясь согнутой ногой, передвинуть тело вперед и подтянуть другую ногу, вытянуть другую руку и продолжать движение в том же порядке. При переползании голову высоко не поднимать.
Рис. 18. Переползание. а — по-пластунски; б — на получетвереньках; в — на боку
Для переползания на получетвереньках встать на колени и опереться на предплечья или на кисти рук. Затем подтянуть согнутую правую (левую) ногу под грудь, одновременно левую (правую) руку вытянуть вперед, передвинуть тело вперед до полного выпрямления правой (левой) ноги, одновременно подтягивая под себя другую, согнутую ногу, и, вытягивая вперед другую руку, продолжать движение в том же порядке. При этом автомат следует держать так же, как при переползании по-пластунски (при опоре на кисти рук — в правой руке).
Для переползания на боку лечь на левый бок и, подтянув вперед левую ногу, согнутую в колене, опереться на предплечье левой руки, правой ногой упереться каблуком в землю как можно ближе к себе. Затем, разгибая правую ногу, передвинуть тело вперед, не изменяя положения левой ноги, после чего продолжать движение в том же порядке. При переползании на боку оружие держать правой рукой, положив его на бедро левой ноги. Этот способ чаще всего применяется для переноски боеприпасов и грузов на поле боя.
Вероятность поражения личного состава ударной волной зависит не только от удаления от места ядерного взрыва, но и от того, где и в каком положении находится солдат в момент взрыва, а также от умения принимать меры защиты по вспышке ядерного взрыва.
Рис. 19. Действия на открытой местности по вспышке ядерного взрыва
Заметив вспышку ядерного взрыва, при нахождении в БМП необходимо закрыть люки, бойницы, жалюзи и включить систему защиты от оружия массового поражения. При нахождении в открытом бронетранспортере следует пригнуться. При расположении на местности необходимо быстро занять имеющееся поблизости укрытие или лечь на землю ногами в сторону взрыва, лицом вниз, спрятав кисти рук под себя, и закрыть глаза (рис. 19).
При выборе укрытия следует помнить, что скорость распространения ударной волны и плотность ее вдоль лощин, оврагов, опушек леса, траншей значительно увеличивается.
После прохождения ударной волны немедленно подняться и продолжать выполнение боевой задачи.
На учебном поле как в бою
Одиночная подготовка солдат
Для солдата на поле боя понятия «победить» и «остаться в живых» являются синонимами.
Отбитая противником атака или отданная ему оборонительная позиция стоят потоков крови. Солдат приобретает боевую сноровку на переднем крае и на практических занятиях. Никакие пояснения не смогут компенсировать отсутствие реального противника. И тем не менее путем систематической тренировки в солдате могут быть развиты боевое чутье, уверенность в себе, быстрота действий и умение точно выполнять все приемы, необходимые в бою, причем в такой степени, чтобы каждое правильное действие в бою осуществлялось автоматически. Для этого необходимо, [61] чтобы солдат прошел одиночную подготовку в различных условиях местности, научился использовать лучшие укрытия, выбирать наиболее удобные подступы к расположению противника, развил в себе умение скрытно продвигаться вперед и усвоил все остальные навыки, обеспечивающие эффективность его действий в составе роты, перед которой стоит задача войти в соприкосновение с противником, с тем чтобы уничтожить его или захватить в плен.
На занятиях с отдельными солдатами рекомендуется сравнивать курс одиночной подготовки с тренировкой спортсменов. Тренер, ведущий подготовку футбольной команды, посвящает целые часы обучению практике бега по пересеченной местности, уменью уклониться от нападения, блокированию своего противника и другим простейшим приемам, овладение которыми приводит к победе в игре. Обучаясь действиям в бою, солдат готовится к более серьезному соревнованию. Внимание солдата на занятиях будет повышенным, если он усвоит назначение одиночной подготовки: сохранение в бою жизни отдельных солдат, обеспечение успеха его подразделения и в конечном итоге победы в войне.
Выбор учебного поля
Выбор учебного поля для одиночной подготовки солдат должен осуществляться с учетом необходимости обучения солдат действиям в самых разнообразных условиях местности. Чувство уверенности в своих силах возрастает у сообразительного солдата, если местность может предоставить ему укрытие и позицию для ведения огня. Руководителю следует научить солдат использовать [62] преимущества местности для своей безопасности и облегчения продвижения к позициям противника. Подыщите большое поле, усеянное воронками от снарядов, пнями, поваленными деревьями, покрытое зарослями кустарника и другими укрытиями, т. е. такое поле, где есть хорошие возможности для выбора и оборудования огневой позиции. Это одинаково поможет проведению занятий [63] и проверке знаний как обучаемых солдат, так и самого руководителя.
Обучение по курсу, который должен быть пройден каждым солдатом, следует организовать на местности, где атакующему придется мгновенно решать вопрос о выборе огневой позиции и укрытия или о направлении своего продвижения вперед. Колебания и неоправданное обнаружение себя в бою могут стоить солдату жизни. Следовательно, во время занятий солдату всегда надо помнить о своей конечной задаче. При задержке продвижения вперед солдат должен все видеть, оставаясь невидимым для противника, должен быть готов открыть прицельный огонь с любой занятой им позиции и двигаться вперед по направлению, которое обеспечит удобные укрытия, не создавая препятствий на пути.
Наиболее удобным для обучения отдельных солдат является V-образный участок местности. Исходный рубеж должен располагаться в остром углу участка, разделенного на три отдельных сектора, четко обозначенных на местности для того, чтобы каждый солдат был в состоянии рассмотреть границы, определяющие направление его движения вперед. В этих целях может быть использована тесьма.
Отделение является наиболее подходящим подразделением для проведения занятий на описанном выше учебном поле. Трое или более солдат располагаются одновременно в различных секторах поля. По свистку они начинают движение, перебегают на новую огневую позицию, бросаются там на землю и изображают ведение [64] огня по противнику. Это упражнение повторяется до тех пор, пока не будет пройдено расстояние до позиций противника. Желательно, чтобы расстояние от исходного рубежа до объекта атаки составляло около 300 м.
Первые 250 м должны быть предназначены для отработки методов продвижения вперед, на последних 50 м следует расположить замаскированные цели, изображающие противника. Важным элементом проверочных занятий является обнаружение солдатом этих целей с огневой позиции или в ходе продвижения. Цели должны как-либо отмечать попадания, чтобы можно было установить точность стрельбы каждого солдата и его умение наблюдать за полем боя.
Установленные на учебном поля возникающие мишени создадут при проведении занятий наиболее реальную боевую обстановку.
Интерес к обучению может быть увеличен назначением в каждый сектор посредников, которые давали бы оценку действиям участников занятий по тому, как те отрываются от земли, совершают перебежки, выбирают позиции, занимают их и используют естественные укрытия. При этом надо учитывать умелое использование местности, каждый прием, который может способствовать безопасности солдата в момент преодоления им пространства, обстреливаемого противником. Соответственно необходимо конкретно отмечать ошибки, сделанные солдатами, чтобы на этих примерах показать, как избежать опасных и неправильных действий, которые на поле боя могут привести к гибели.
Занятия с отделением следует чередовать в различных секторах так, чтобы каждый солдат [65] отделения имел возможность решить задачи, поставленные перед ним по программе одиночного обучения, в различных условиях каждого сектора. Если в ходе занятий не применяются боевые патроны, интерес к этим занятиям может стимулироваться привлечением в качестве «противника» солдат отделений, ожидающих своей очереди приступить к занятиям. Эти отделения должны расположиться на позициях, которые в действительности занял бы противник, но не обнаруживать себя. Если представляется возможным, следует подготовить позиции «противника» так, чтобы свои войска могли занять их, применяя боевые патроны. В этом случае занятия проходят в более реальных условиях, это помогает убедить солдат, что если в период наступления по оборонительной позиции непрерывно ведется огонь, то противник почти лишается возможности вести наблюдение или открыть прицельный огонь по атакующим подразделениям.
На учебном поле как в бою
Для успешных действий на поле боя каждый военнослужащий должен уметь быстро и правильно выполнять приемы «ложись» («к бою»), «встать». Кроме того, он должен знать и умело применять способы передвижения на поле боя, которые зависят от характера местности, условий обстановки и воздействия огня противника.
Передвижение на поле боя может производиться ускоренным шагом, бегом (в полный рост или пригнувшись), перебежками и переползанием.
Движение в атаку, а также преодоление участков местности, скрытых от наблюдения и огня противника, осуществляются ускоренным шагом или бегом.
Перебежки применяются для быстрого сближения с противником на открытой местности. Длина перебежки между остановками зависит от местности и огня противника. Чем больше открыта местность и сильнее огонь, тем быстрее и короче должна быть перебежка.
Переползание применяется для незаметного приближения к противнику и скрытного преодоления участков местности, имеющих незначительные укрытия, неровности рельефа и находящиеся под наблюдением или обстрелом противника. В зависимости от полученной задачи и условий ее выполнения переползание производится по-пластунски, на получетвереньках и на боку.
Занятия по изучению приемов «ложись» («к бою»), «встать» и способов передвижения личного состава в бою целесообразно проводить на участке местности, где имеется мягкий грунт, а тренировку-на пересеченной местности (тактическом поле). Совершенствование навыков в выполнении приемов «ложись» («к бою»), «встать», передвижении на поле боя проводится в ходе занятий по другим предметам обучения, особенно по тактической и огневой подготовке. Занятия проводятся в составе отделения.
Личный состав должен иметь штатное оружие и быть в полевой форме одежды. Организация занятий такая же, как и при разучивании других строевых приемов и действий.
Прибыв на место занятия, командир отделения коротко поясняет практическое значение изучаемых приемов, а затем приступает к их отработке.
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРИЕМОВ «ЛОЖИСЬ» («К БОЮ»), «ВСТАТЬ».
Эти приемы рекомендуется разучивать по разделениям на три счета, По счету «делай-РАЗ» необходимо взять автомат или пулемет в правую руку (рис. 20, а), сохраняя строевую стойку. По счету «делай-ДВА» сделать шаг правой ногой вперед и несколько вправо, одновременно наплодить корпус вперед, опуститься на левое колено и поставить левую руку на землю впереди себя пальцами вправо (рис. 20, б).
По счету «делай — ТРИ», опираясь последовательно на бедро левой ноги и предплечье левой ‘руки, лечь на левый бок и быстро повернуться на живот, одновременно слегка раскинуть ноги в стороны носками наружу, голову пригнуть.
Если прием выполняется по команде «Ложись», необходимо положить оружие вдоль тела дульной частью на левую согнутую руку (рис. 20, в), придерживая его правой рукой за цевье и ствольную накладку (ручной гранатомет-за ствол). Если этот же прием выполняется по команде «К бою», то надо, кроме того, изготовиться для ведения огня, не упирая оружие прикладом ‘в плечо (рис. 20, г). Пулемет по команде «К бою» ставится на сошку.
Закончив показ приема «ложись» («к бою»), целесообразно приступить к показу выполнения приема «встать». По разделениям этот прием на месте рекомендуется разучивать также на три счета.
По счету «делай-РАЗ» подтянуть обе руки на уровень груди, удерживая оружие ‘в правой руке, одновременно свести ноги вместе, смотреть перед собой (рис. 21, а).
По счету «делай-ДВА», резко выпрямляя руки, оторвать грудь от земли и вынести правую (левую) ногу, согнутую в колене, вперед (рис. 21, б).
По счету «делай-ТРИ» быстро подняться ^выпрямиться), приставить сзади стоящую ногу и, взяв автомат (ручной гранатомет) в положение «на ремень», а пулемет-«к ноге», принять строевую стойку.
Если пулемет находился на сошке, то сначала встать, как указано, а затем взять пулемет «к ноге».
Командир отделения объявляет, что в зависимости от плотности огня противника и характера местности передвижение может производиться ускоренным шагом или бегом (в полный рост или пригнувшись), а также перебежками и переползанием. При передвижении ускоренным шагом скорость должна быть 130-150 шагов в минуту, а бегом-165- 180 шагов в минуту, размер шага 85-90 см.
Затем командир отделения переходит к показу движения ускоренным шагом и бегом. При этом он обращает внимание обучаемых на то, что при движении в полный рост и пригнувшись оружие следует держать в правой руке в готовности к ведению огня.
Закончив показ передвижения ускоренным шагом и бегом, командир отделения переходит к обучению солдат. Разомкнув отделение, командир подает команду «Отделение, ускоренным шагом-МАРШ». По этой команде личный состав, взяв оружие в правую руку, начинает движение, учитывая особенности местности. При необходимости командир отделения подает команды: «ШИРЕ ШАГ», «ЧАЩЕ ШАГ» и т.д.
Для движения бегом командир отделения подает команду «Отделение, бегом-МАРШ». При этом командир отделения обращает внимание на то, чтобы обучаемые по предварительной команде корпус слегка подавали вперед, руки держали полусогнутыми, локти отводили несколько назад. Оружие держится в правой слегка согнутой руке так, чтобы дульная часть была несколько подана вперед.
Предварительно командир отделения поясняет, что для движения перебежками подается команда, например: «Рядовому Петрову, перебежать к отдельному кусту-ВПЕРЕД», а в составе отделения-команда «Отделение, в направлении отдельного дерева, на рубеж дороги, перебежкой-ВПЕРЕД». Затем командир отделения показывает и объясняет, (как необходимо действовать при перебежках. ( По предварительной команде «Такому-то перебежать туда-то» обучаемые должны наметить путь движения и укрытые места для передышки (яма, кочка и т.д.); по исполнительной команде «Вперед» быстро встать, как это делается по команде «Встать», не приставляя сзади стоящей ноги, вынести ее вперед, одновременно выпрямляя другую ногу, и стремительно перебежать. Длина одной перебежки должна быть 20-40 шагов.
Оружие при перебежке следует держать как удобнее: автомат, карабин и ручной пулемет-в одной (правой) руке, а ротный пулемет и гранатомет-двумя руками, при этом сошка у пулемета должна быть откинута.
При перебежке ноги следует выносить свободно, коленями вперед. Чем выше темп бега, тем выше следует поднимать колени и энергичнее двигать рукой, не занятой оружием. Перед остановкой необходимо замедлить движение и, выставляя левую ногу немного вперед и влево, ставя ее на каблук, быстро залечь и отползти в сторону на локтях рук и на носках ног для передышки.
В целях более целеустремленного обучения и тренировки в передвижении перебежками командир отделения выбирает наиболее подходящий для этого участок местности, еще раз показывает технику перебежек, а затем подает команду, например: «Отделение, в направлении широкого куста, на рубеж поляны, перебежкой, справа по одному, рядовой Ильин-ВПЕРЕД». По этой команде солдат быстро вскакивает и стремительно делает перебежку. Достигнув указанного рубежа, обучаемый с разбегу ложится, применяясь к местности, отползает в сторону, изготавливается к ведению огня и внимательно наблюдает за противником и местностью.
Если обучаемый в ходе перебежки допускает ошибки в действиях, командир отделения указывает ему на это, подает команду для повторной перебежки. Проверив действия всех обучаемых и убедившись, что солдаты овладели техникой перебежек, он приступает к тренировке одновременно со всем личным составом отделения, для чего выбирает участок местности глубиной 300 м. Это позволяет обучаемым в ходе тренировки сделать несколько перебежек. Отделение размыкается на 8-12 шагов, и по команде «Отделение-К БОЮ» обучаемые ложатся и изготавливаются к бою. Перебежки начинаются по команде командира.
При тренировке в комплексном передвижении большое значение имеет выбор участка местности. При этом местность должна позволять выбрать способ передвижения в зависимости от огневого воздействия противника. Сначала рекомендуется проводить тренировку в передвижении выбранным способом одновременно всех обучаемых, а затем предоставить им право самим выбирать способ передвижения. Это позволит вырабатывать у обучаемых самостоятельность в оценке местности и выборе способа передвижения.
В конце занятия рекомендуется провести соревнование на правильное, быстрое и четкое выполнение изучаемых приемов. Это еще раз даст возможность командиру отделения определить, какие элементы приемов усвоены обучаемыми хорошо, а какие слабо и требуют дополнительной тренировки.
Вот несколько рекомендаций по тренировке в комплексном передвижении на местности.
Расположив отделение в цепь, командир отделения подает соответствующие команды или ставит задачи, например, первый участок преодолеть ускоренным шагом, второй-бегом, третий-перебежками. Обучаемые, достигнув указанного рубежа, ложатся, учитывая особенности местности, и изготавливаются для стрельбы. Командир отделения внимательно наблюдает за действиями обучаемых. Заметив ошибки в действиях, он приказывает повторить прием или действие. При этом в исходное положение могут быть возвращены все отделение или только те солдаты, которые допустили ошибки. Во время перебежек командир отделения наблюдает за тем, чтобы обучаемые перед началом движения оружие ставили на предохранитель, перебежки совершали стремительно, на месте остановки для передышки с разбегу ложились и отползали в сторону.
При тренировке по одному перебежки совершаются в следующем порядке. Обучаемый, сделав стремительную перебежку на расстояние 20-40 шагов, ложится для передышки и ведения огня, отползает в сторону (занимает укрытие) и изготавливается для ведения огня. Остальные обучаемые, оставаясь на исходном рубеже, внимательно наблюдают за местностью, намечают направление перебежки. Как только первый обучаемый залег, сразу же начинает перебежку второй обучаемый. Достигнув линии первого, он ложится и изготавливается для ведения огня. Первый обучаемый при остановке второго начинает следующую перебежку и т. д., пока ояи не достигнут рубежа, указанного в команде. Остальные обучаемые также последовательно выдвигаются на указанный рубеж, соблюдая установленный порядок.
При перебежке по два или группами по исполнительной команде «ВПЕРЕД» перебегают одновременно двое или группа обучаемых.
На рубеже, указанном в команде, обучаемые остаются до новой команды командира отделения, находясь в цепи в готовности к ведению огня. На следующий рубеж обучаемые могут выдвигаться также перебежками или одним из способов переползания. При этом переползание может осуществляться в той же последовательности, что и перебежки, только расстояние передвижения назначается меньшим, примерно в пределах 10-20 шагов. Способ передвижения зависит от характера местности. Допустим, на первый рубеж обучаемые совершают переползание на получетвереньках, па второй-по-пластунски, а на третий-на боку.
Так, меняя способы, командир отделения учит солдат передвижению на поле боя.
Убедившись, что солдаты усвоили технику передвижения на поле боя различными способами и получили достаточную тренировку, командир отделения может выбрать новый, незнакомый обучаемым участок местности, приказать каждому обучаемому преодолеть его, выбирая способ передвижения самостоятельно.
По исполнительной команде обучаемые, используя складки местности, передвигаются в полный рост или пригнувшись, делают стремительные перебежки или применяют один из способов переползания. Командир отделения внимательно наблюдает за действиями обучаемых, указывает на недостатки и добивается их устранения, а в конце занятий делает подробный разбор.