0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Модификации Ту-16 — дальний бомбардировщик

Ту-16 – многоликий «Барсук»

Многоцелевой бомбардировщик Ту-16, созданный в инициативном порядке, стал первым массовым советским самолетом, способным нести ядерное оружие на большое расстояние. Машина продержалась в производстве 10 лет и простояла на вооружении практически 40 лет. За годы выпуска были разработаны и построены более полусотни модификаций самолета. Машина получила кодовое обозначение НАТО Badger – Барсук.

Самолет Ту-16 эксплуатировался не только в СССР, машина активно поставлялась на экспорт в арабские и азиатские государства. Китайская копия Xian H-6K прошла последнюю модернизацию в 2011 году. Самолет оснащается турбореактивными двигателями Д-30КП-2.

История создания

После Великой Отечественной войны в СССР развернулись работы над созданием собственного стратегического бомбардировщика. В качестве образца использовались несколько экземпляров американского Боинг Б-29, которые оказались на территории нашей страны.

Советский вариант получил обозначение Ту-4 и успешно эксплуатировался вплоть до середины 60-х годов. Но советское армейское командование прекрасно понимало, что эпоха поршневых самолетов заканчивается, поэтому уже в 1948 году на свет появилось техническое задание на разработку реактивного бомбардировщика, обладающего большой дальностью полета.

Согласно условиям, новая машина должна была иметь дальность полета не менее 6000 км, нести бомбовую нагрузку в пределах 3000…7000 кг и развивать скорость не ниже 900 км/час.

Машина предполагалась для доставки к цели бомб с обычным и ядерным боевым зарядом.

КБ А.Н. Туполева приступило к разработке новой машины, несмотря на отсутствие подходящих реактивных двигателей. При создании будущего Ту-16 пригодился опыт разработки не пошедшего в серию бомбардировщика модели «82». К концу 40-х годов был построен еще один опытный самолет уже проекта «86».

Именно на основе этой машины и была создана модель «88», которая впоследствии пошла в производство под индексом Ту-16. Доработка машины и обеспечение защиты экипажа от воздействия атомного взрыва заняла несколько лет. Первые серийные машины были готовы в начале 1953 года, а принятие на вооружение состоялось в мае этого же года.

Конструкция

Бомбардировщик Ту-16 представляет собой цельнометаллический моноплан с крылом стреловидной формы. Крыло установлено по средней части фюзеляжа. Хвостовое оперение также имеет стреловидную форму. Фюзеляж машины имеет круглое сечение, которое имеет поджатие в ряде мест.

Силовой набор состоит из шпангоутов и стрингеров, выполненных методами штамповки и гибки. В местах ослабления силовой схемы введены дополнительные балки, укрепляющие конструкцию. Внешняя обшивка закреплена потайными заклепками, работающая.

Внутри фюзеляж разделен на пять отсеков. При сборке отсеки изготовлялись по отдельности, а затем собирались в единую конструкцию. Носовая часть фюзеляжа содержит два герметизированных отсека, предназначенных для размещения экипажа.

Для остекления кабин применялся плексиглас и силикатное стекло. За фонарем кабины пилота имеется круглый блистер, применявшийся штурманом при прицеливании. Доступ в кабины выполнялся снизу, через отдельный откидной люк.

Следующая негерметичная секция оснащена верхней стрелковой точкой. Внутри расположены передняя стойка шасси, два бака и спасательная лодка. Установленный далее хвостовой отсек разделен на две секции. В отсеке расположена боевая нагрузка и топливный бак.

К задней части отсека крепится кормовая герметичная кабина, оснащенная стрелковой установкой.

Крыло бомбардировщика Ту-16 собрано из центроплана и отъемных секций (по две на каждую сторону). Центроплан крыла использован для установки 12 мягких топливных баков. На тыльной кромке крыла размещены плоскости закрылков и элеронов. На элеронах смонтированы триммеры. В конструкции крыла используется несколько профилей, которые меняются по размаху.

В состав шасси входит передняя управляемая стойка, две основные стойки и хвостовая предохранительная опора. Управление уборкой и выпуском стоек, а также поворотом – гидравлическое. В конструкции опор применены гидравлические амортизаторы двухстороннего действия.

Носовая стойка оснащена парой колес размерности 900*275 мм. Главные стойки идентичны по конструкции, оборудованы двумя спаренными колесами размерности 1100*330 мм.Стойки имеет специальный механизм, управляющий створками ниши. В убранном состоянии стойки фиксируются замками, предотвращающими случайный выпуск.

Предохранительная опора защищает хвост самолета при посадках с большим углом атаки. Опора выдвигается из фюзеляжа гидравликой. В хвосте бомбардировщика Ту-16 установлен контейнер, предназначенный для хранения двух тормозных парашютов. Управление парашютами электрическое, после остановки самолета купола парашютов отстегиваются летчиком из кабины.

Гидравлика бомбардировщика Ту-16 состоит из основной и тормозной систем.

Основная система используется для управления стойками шасси и опускания створок отсека для бомбовой нагрузки. Тормозная система используется для затормаживания колес шасси и закрытия створок бомболюка. Тормозная система может служить в качестве аварийной и применяется для выпуска стоек шасси. Источниками давления служат помпы, расположенные на распределительных коробках двигателей.

В качестве силовой установки на бомбардировщике Ту-16 использованы два турбореактивных двигателя АМ-3, которые позднее переименовали в РД-3. Поздние самолеты оснащены форсированными двигателями РД-3М. Тяга двигателей составляет на взлетном режиме 8750 и 9500 кг соответственно.

К концу эксплуатации на всех Ту-16 стояли модернизированные двигатели модели РД-3М-500. Турбины расположены вдоль фюзеляжа в гондолах. Фронтальная часть гондолы, содержащая в себе воздухозаборник, вынесена за пределы передней кромки крыла. В задней части гондолы имеется направляющий аппарат, защищающий поверхность фюзеляжа от воздействия горячих выхлопных газов.

На двигателях установлены компрессоры для пневматической системы. Пневматика применяется для наддува баков при аварийном сливе топлива, для работы систем перезарядки пушек, поддержания давления в гермокабинах и для функционирования антиобледенительной системы.

На каждом двигателе установлены по два генератора постоянного тока.

На борту бомбардировщика размещены два преобразователя напряжения, формирующие переменный ток. Для резервного питания используются аккумуляторные батареи.

Каждый двигатель оснащен индивидуальной системой подачи топлива. Системы могут объединяться в единое целое при помощи отдельной магистрали. Всего на борту Ту-16 имелось 27 баков мягкого типа, объединенных в 10 групп.

Соответственно на каждый двигатель приходилось по 5 групп. Каждая группа баков соединена между собой магистралями и представляет собой по сути отдельный бак. Объем топлива зависит от сорта заправленного керосина – при заправке топливом Т-1 объем составляет 41400 л, ТС-1 – 43750 л.

Часть баков протектированы резиной, расходные группы не имеют протектора. Баки оборудованы системой наддува инертным газом. Заправка Ту-16 выполняется на земле, каждая группа заправляется отдельно.

Централизованная система заливки топлива на бомбардировщике не применялась.

Позднее самолеты оборудовали приемником топлива в полете, расположенным в конце левого крыла. От приемника проложены магистрали ко всем группам баков.

Пушечное вооружение бомбардировщиков Ту-16 ранних серий состояло из семи пушек АМ-23 калибра 23 мм. Пушки стояли попарно в трех установках с дистанционным управлением. Еще одна пушка размещалась неподвижно в носовой части фюзеляжа. На поздних версиях Ту-16К эту пушку убрали.

Читать еще:  Файлы МиГ-19 - фронтовой истребитель

Бомбовый отсек позволял разместить до 8900 кг бомб, в том числе и сверхмощную фугасную авиабомбу ФАБ-9000. При установке ракетного вооружения оно размещалось под крыльями (по одной КСР-5 под каждым крылом) или в бомболюке (ракета К-10С с частичным размещением в потоке).

Боевое применение

Первые машины стали поступать на вооружение в конце зимы 1954 года. С момента своего появления бомбардировщик Ту-16 стал основной машиной в составе сил стратегического сдерживания. Самолет применялся для испытаний новых видов вооружений. Машины Ту-16А использовались для доставки ядерных боевых зарядов к точкам сброса на Семипалатинском полигоне.

СССР использовал самолеты Ту-16 в ходе боевых действий в Афганистане.

Для бомбардировки применялись бомбы типа ФАБ-500, а также тяжелые авиабомбы весом до 9000 кг. Самые крупные ФАБ-9000 активно использовались на заключительном этапе войны. К этому времени дальний бомбардировщик Ту-16 оставался единственной машиной, способной доставлять подобное оружие к цели.

Бомбы применялись для разрушений дорог, пещер и формирования завалов. Бомбардировщики Ту-16 ВВС Египта принимали участие в арабо-израильских войнах 60-х и 70-х годов. В ходе Шестидневной войны один из египетских самолетов совершил огненный таран израильской военной базы.

Поставленные Ираку Ту-16 активно использовались в ходе Ирано-Иракской войны для атак танкеров, вывозивших из Ирана нефтепродукты. К 1991 году вылетавшие ресурс бомбардировщики Ту-16 стояли на аэродромах. Часть из них была уничтожена атаками союзной авиации, часть позднее разобрана на металл.

Модификации

На основе Ту-16 было создано несколько десятков модификаций машин, которые использовались в качестве бомбардировщиков, разведчиков или учебных самолетов.

Некоторые наиболее массовые версии самолета:

  • Ту-16, первый серийный вариант;
  • Ту-16А, вариант с термоизолированным бомболюком, предназначенным для размещения ядерного оружия;
  • Ту-16В, носитель сверхмощной атомной «Царь-бомбы»;
  • Ту-16Ю или Ту-163, представляет собой модификацию заправщика;
  • Ту-16К-10, предназначенный для доставки к месту пуска управляемых ракет К-10С;
  • Ту-16К-22, вооруженный ракетами Х-22.

Кроме этого существовала масса самолетов, выпущенных мелкими партиями или в единичных экземплярах. На базе бомбардировщика был создан первый советский реактивный лайнер Ту-104, который активно эксплуатировался вплоть до начала 70-х годов.

Тактико-технические характеристики

В 50-е годы прошлого столетия появился ряд бомбардировщиков со сходной с Ту-16 концепцией. Поэтому имеет смысл провести сравнение технических и летных характеристик машин.

Туполев Ту-16

Ту-16, который получил по кодификации НАТО название «Барсук», − двухмоторный реактивный тяжелый советский многоцелевой самолет. За историю производства выпущен в различных модификациях. Серийное изготовление самолета производилось на трех авиазаводах с 1953 по 1963 г.

Нес боевую службу в бывшем СССР и странах постсоветского пространства на протяжении 50 лет. Экспортировался в Египет, Ирак и Индонезию. В Китае выпускался под названием XianH-6. Всего было построено более 1500 экземпляров Ту-16.

История Ту-16

Первым дальним бомбардировщиком СССР в послевоенное время стал поршневой Ту-4. Однако спустя короткое время после его выпуска стало понятно, что будущее дальних истребителей за турбовинтовыми и турбореактивными двигателями. Результаты корейской войны показали, что хорошо оснащенную ПВО противника тяжело прорвать хорошо вооруженными, но тихоходными В-29.

К тому же советский военно-морской флот требовал появления самолета, способного сдерживать атаки превосходящих по вооружению судов западных флотов.

В 1948 г. были определены следующие требования к проектному Ту-16:

  • рабочая дальность полета − 3000 км;
  • полет на околозвуковой скорости;
  • бомбовая нагрузка − 3-7 тонн;

Единственной проблемой на то время стало отсутствие двигателя, способного обеспечить вышеперечисленные характеристики.

В ОКБ им. Туполева проводятся работы по созданию прототипов Ту-16. Среди них фронтовой двухдвигательный бомбардировщик со стреловидным крылом − модель «82». Он не попал в серийное изготовление из-за выхода более досконального аппарата Ил-28 КБ Ильюшина. Однако наработки, идеи и технические решения, которые были применены в процессе его проектирования, послужили базой для создания Ту-22. Предшественником Ту-16 стал самолет «86», построенный к лету 1949 г. Он мог нести 2 тонны бомб на расстояние до 4000 км, максимальная скорость составляла 980 км/ч, а практический потолок – 13 400 м.

После разработки и серийного производства в СССР новой ядерной бомбы РДС-3 потребовалось создать самолет, который мог перенести это оружие весом 5 тонн на дальние расстояния. Проект «86» не мог справиться с таким заданием. Расчеты, проведенные в ОКБ Туполева, показали, что нужно увеличивать массо-габаритные показатели самолета и тягу двигателей в 1,5-2 раза. В инициативном порядке туполевское бюро приступило к проектированию модели «88», которая в серийном производстве обрела название Ту-16. 5.07.1951 был окончательно утвержден эскизный проект.

Во время проведения испытаний были выявлены некоторые недостатки, и самолет направили на доработки. Они были направлены на облегчение конструкции и обеспечение защиты от поражения ядерным взрывом.

На вооружение Советской Армии самолет поступил в 1953 г. Серийное производство Ту-16 стартовало в октябре 1953 г. и проводилось с 1953 по 1963 г. на трех авиационных заводах. Казанский авиазавод выпустил 800 машин, Куйбышевский №1 – 543, Воронежский – 166.

В ходе эксплуатации в самолет внедрялись новые системы оборудования и вооружения. Ту-16 снят с вооружения России в начале 90-х годов. Бомбардировщики, собранные в Китае (Xian H-6K) до сих пор эксплуатируются.

Конструкция Ту-16

По компоновке самолет Ту-16 – моноплан, который имеет стреловидное среднерасположенное крыло. В состав силовой установки входят два двигатели АМ-3, общей тягой 8750 кг. С 1958 г. устанавливались авиамоторы РД-3М с тягой 9520 кг, которые размещались в мотогондолах по бокам фюзеляжа.

Фюзеляж Ту-16 имеет сигарообразную форму с круглым сечением в носовой части и овальным – ближе к корме. Он технологически разбит на 6 отсеков и включает в себя фонарь, переднюю гермокабину, центроплан, отсек вооружения, задний технический отсек и гермокабину.

Крыло самолета кессонного типа, двухлонжеронное, в районе моторов размещены силовые расы.

В конструкции применяются алюминиевые сплавы В-95, АК-6, АК-8, стеклотекстолит и магниевые сплавы. Обшивка самолета и стекатели газов выполнены из нержавеющей стали.

В состав топливной системы входят 10 групп баков, общая емкость которых – 43 800 литров топлива. Как пусковое топливо в турбостартерах двигателей применялся бензин Б-70. Топливные насосы центробежного типа. Система оснащена автоматикой расхода и емкостными топливомерами. Централизованной системы заправки не было. Каждый из 27 баков заправляли отдельно с применением раздаточного пистолета.

На самолете установлена безбустерная классическая система управления, сдвоенная с механической проводкой. Управление по крену проводилось за счет элеронов, по тангажу – рулем высоты, курсовое – рулем направления. В конструкции применен непереставной стабилизатор. Снятие загрузок выполнялось за счет триммеров с дублирующей тросовой проводкой и электроприводом. В проводку управления входили рулевые электрические машинки. Однощелевые закрылки также оснащены электроприводом.

На самолете применена трехопорная конструкция шасси, имеющая носовую стойку и пару колес. Убирание передней стойки осуществляется в нишу передней ноги, основных стоек – в гондолы шасси.

Читать еще:  Схемы Шашка драгунская солдатская обр. 1881 г.

Колодочные камерные тормоза приводятся в действие элементами гидросистемы, имеют привод от педалей управления и антиюзовую автоматику. Во избежание повреждений носовой части во время грубой посадки выпускается дополнительная кормовая опора. Уменьшение пробега на посадке Ту-16 осуществляется за счет парашютной тормозной системы ПТ-16, которая имеет два тормозных парашюта. Парашютный контейнер фиксируется под хвостовой частью фюзеляжа. Выпуск тормозных парашютов выполняется пиропатронами ПП-3. За выпуск и уборку стоек шасси отвечает гидравлическая система.

В состав самолета входят две гидросистемы, которые работают на гидравлическом масле АМГ-10 и оснащены насосными электроприводными станциями. Одна из систем – основная, вторая – дублирующая. Ее предназначение – это привод створок грузового люка, шасси, тормозов, балочного фюзеляжного держателя. Также за счет гидросистемы выполняется привод стеклоочистителей кабины экипажа и разворот передних колес, которые управляются с рабочего места летчика от штурвальчика.

Модификации Ту-16 — дальний бомбардировщик

Ту-16 (изделие «Н», по кодификации НАТО: Badger — «Барсук»[1]) — советский тяжёлый двухдвигательный реактивный многоцелевой самолёт. Выпускался в различных модификациях, включая ракетоносный вариант, самолёт-заправщик, самолёт РЭБ и др. Серийно выпускался с 1953 по 1963 год тремя авиационными заводами.

Ту-16 представляет собой моноплан со стреловидным среднерасположенным крылом (стреловидность по линии четвертей хорд составляет 35º с поперечным V минус 3º) и двумя двигателями Микулина АМ-3 с тягой по 8750 кг (после 1958 года устанавливались РД-3М с тягой 9520 кг) в гондолах по бокам фюзеляжа, встроенных в центроплан. Крыло двухлонжеронное, кессонной конструкции, в районе двигателей установлены силовые рамы. Экипаж самолёта состоял из шести человек — командира, правого лётчика, штурмана, второго штурмана (штурмана-оператора), воздушного стрелка-радиста и командира огневых установок (оператора РЭБ). Катапультирование всех членов экипажа производилось вниз, за исключением двух пилотов — вверх. Топливная система состояла из 10 групп баков (27 фюзеляжных и плоскостных баков) с общей ёмкостью 43800 литров топлива ТС или Т-1. В качестве пускового топлива для турбостартеров двигателей использовался бензин Б-70.

Система управления самолётом — классическая безбустерная. Закрылки — однощелевые. Шасси — трёхопорное, с носовой стойкой. Для защиты кормы машины при грубой посадке применяется убираемая в полёте хвостовая опора. Для уменьшения пробега используется парашютная тормозная система ПТ-16 с двумя оригинальными тормозными парашютами: полотнище каждого купола сшито из узких капроновых лент и напоминает сетку-«авоську».

Штатным оборонительным вооружением были три дистанционные башенные установки (ДТ-В7 верхняя, ДТ-Н7с нижняя и ДК-7 корма) и одна неподвижная носовая пушечная установка ПУ-88 (на ракетных вариантах отсутствует) — всего на самолёте было семь двадцатитрёхмиллиметровых пушек АМ-23. КОУ мог взять управление всеми установками на себя, от своей прицельной станции. Бомбовая нагрузка во внутреннем грузоотсеке составляла до 3000 кг, в перегрузку можно было загрузить до 9 тонн свободнопадающих бомб, в том числе и девятитонную противокорабельную фугасную бомбу ФАБ-9000М-54, начинённую 4297 кг тротила. В различных вариантах на самолёт также могли подвешиваться торпеды типа РАТ-52 или 45-56НТ, морские мины типа АМД, крылатые ракеты (КС-1 Комета, в дальнейшем КСР-2, КСР-5, КСР-11, К-10С)

На самолёте стояло самое передовое на то время оборудование:астрокомпас АК-53П и ДАК-50М (ДАК-2), секстант ИАС-51, навигационное устройство АНУ-1, дистанционный гирокомпас ДИК-46 (ДГМК-7), авиагоризонты АГБ-1 или АГБ-2 или АГД-1, гирополукомпас ГПК-48 или ГПК-52, выключатель коррекции ВК-53, электрический указатель поворота ЭУП-46 или ЭУП-53. Радионавигационное оборудование — система СПИ-1, позднее заменённая на РСБН-С «Свод», радиокомпас АРК-5, радиовысотомер малых высот РВ-2 (РВ-УМ), радиовысотомер больших высот РВ-17М, система слепой посадки «Материк». По доработке после 1980 года на некоторые самолёты установили систему дальней навигации РСДН А-711. Для бомбометания по оптически видимым целям использовался векторно-синхронный оптический бомбовый прицел ОПБ-11Р, связанный по боковому каналу с автопилотом АП-5-2М (позднее АП-6Е). По невидимым целям прицеливание производилось с помощью радиоприцела РБП-4 «Рубидий ММ-П», позднее заменённого на РБП-6 «Люстра». На ракетных вариантах самолёта применялись РЛС «Кобальт-П», «Рубин-1», «Рица», « ЕН». Стрелковый радиоприцел в задней полусфере — ПРС-1 «Аргон». Доплеровский измеритель скорости и сноса ДИСС-1, запросчик-ответчик системы госопознования СРЗО-2М «Хром-Никель», ответчик СО-69, станция предупреждения об облучении СПО-2 «Сирена-2» или СПО-3 «Сирена-3» (позднее на ряде машин заменённая на СПО-10 «Сирена-3М»).

Связное оборудование — КВ-радиостанция Р-807, командные КВ-радиостанции Р-808 или Р-836М «Гелий», радиостанция РСИУ-3М или Р-800 «Клён», или Р-802 «Дуб», или Р-832 «Эвкалипт-СМ». Аварийная СВ-станция АВРА-45 или Р-851 «Коралл». Речевой регистратор переговоров экипажа МС-61, регистратор полётных данных двенадцатиканальный МСРП-12-96, самописец барометрических данных полёта двухкомпонентный К2-75 (К-2-713), трёхкомпонентный самописец — К3-63. В двух гермокабинах самолёта поддерживалась нормальная для жизнедеятельности температура и давление, до высоты 7250 м. Выше экипаж использовал маски и кислородные приборы КП-16 или КП-24, а запас жидкого кислорода хранился в двух кислородных приборах КПЖ-30.

В соответствии с требованиями ГК НИИ ВВС начала 1950-х годов боевая живучесть Ту-16 должна была обеспечиваться при обстреле бронебойными снарядами иностранной 20 мм авиапушки «Испано-Сюиза» HS404, в частности, локальным бронированием кабины пилотов и КОУ. Устанавливались бронеспинки сидений первого и второго пилотов толщиной 18 мм, у оператора — бронеспинка и бронезаголовник толщиной 15 мм. Бронирован (алюминиевая броня) пол кабины пилотов.

Боевое применение

На протяжении десятилетий Ту-16 оставался основным самолётом в авиационной компоненте сил стратегического сдерживания СССР. Ту-16 морской авиации выполняли задачи слежения и сопровождения авианосных ударных групп США во всем Северном полушарии. Иногда эти полёты приводили к авариям и катастрофам. Так, 25 мая 1968 года на глазах у моряков авианосца «Эссекс» погиб самолёт-разведчик Северного флота в Норвежском море. Согласно некоторым российским источникам, 26 июля 1980 года пара разведчиков Тихоокеанского флота потеряла один из самолётов при невыясненных обстоятельствах во время слежения за американским авианосцем в Японском море[3]. По западным данным, катастрофа произошла 27 июня (возможно, опечатка в источнике, и должно быть 27 июля) в 13 часов 50 минут по токийскому времени на глазах моряков японского десантного корабля «Немуро». При выполнении правого разворота на сверхмалой высоте самолёт зацепился крылом за воду. В результате поисково-спасательной операции японская береговая охрана в тот же день подняла из воды тела двух лётчиков и фрагменты тела третьего.[4]

Во время Шестидневной войны 1967 года израильские ВВС, благодаря использованию фактора внезапности, уничтожили на аэродромах 30 Ту-16 египетских ВВС, а один иракский бомбардировщик был сбит над территорией Израиля. Самолёты египтян находились на открытых стоянках и уничтожались израильтянами напалмовыми и бомбовыми кассетами во время пролёта вдоль рулёжной полосы. После этого вся советская военная авиация начала переводиться на капонирные стоянки.

В арабо-израильской войне 1973 года египетские Ту-16 приняли ограниченное участие, выпустив в общей сложности 25 ракет КСР-2 и КСР-11[5], из которых своих целей достигли лишь 5[6]. Были потеряны два самолёта, оба экипажа погибли[7].

Читать еще:  Фотографии Ми-14 - противолодочный вертолет

Бомбардировщики Ту-16 принимали также участие в ирано-иракской войне, базируясь на авиабазу Аль-Валид возле сирийской границы и периодически участвуя в налётах на иранские города.

Во время Афганской войны Ту-16 неоднократно применялись для бомбардировки территории Афганистана. В апреле 1984 года самолёты 1225-го тяжелобомбардировочного авиаполка 31-й ТБАД участвовали в панджшерской операции по подавлению группировки моджахедов Ахмад Шаха Масуда. Вместе с бомбардировщиками Ту-22М2 и фронтовой авиацией 40-й армии они создали невиданную в истории плотность авиации над Панджшерской долиной — обзорный радиолокатор Баграмского аэродрома, предназначенный для сопровождения 100 целей одновременно, «захлёбывался» от перегрузки. Основным вооружением Ту-16 во время этой операции были фугасные бомбы ОФАБ-250.

Летом 1986 года перед Дальней авиацией была поставлена задача подавлять опорные пункты моджахедов, расположенные в пещерах. Бомбометание обычными калибрами не приносило результатов, так как пещеры были выдолблены в камне и бетонированы. Было принято решение использовать самые тяжёлые из серийных обычных авиабомб — ФАБ-9000, аналог британской Grand Slam. К тому времени единственным самолётом советских ВВС, который мог нести ФАБ-9000, был Ту-16. Задачу поставили перед 251-м тяжелобомбардировочным полком из Белой Церкви. Бомбометание тяжёлыми фугасами по склонам дало впечатляющий эффект: сход сотен тонн камней хоронил устья пещер и подходы к ним, на дно ущелий валились карнизы, немногочисленные дороги и тропы упирались в нагромождения скальных глыб, и на поиск обходных путей противнику приходилось тратить недели.

Модификации

Ту-16 (Badger A) Средний бомбардировщик, первая серийная модификация. Выпускался с 1953 года.
Ту-16 «Циклон» Самолёт борьбы с грозовыми облаками. Разработан в конце 60-х годов. Широко использовался во время Олимпиады-80.
Ту-16А Стратегический бомбардировщик — носитель ядерного оружия. Отличался бомбоотсеком с термоизоляцией. Выпускался с 1954 года. Самая массовая модификация — построено 453 машины. С одного из них 27 октября 1967 года была сброшена первая китайская термоядерная бомба.
Ту-16Б Средний бомбардировщик, опытная модификация с двигателями М-16-15 (РД16-15). Изготовлен в 1957 году.
Ту-16В Стратегический бомбардировщик. Построенный в трёх экземплярах самолёт — носитель водородной бомбы, аналогичной взорванному 30 октября 1961 года на Новой Земле сверхмощному устройству («Царь-бомба», «Кузькина мать»).
Ту-16Г Почтовый самолёт, использовался также как учебный для экипажей «Аэрофлота»
Ту-16Е (Badger K) Самолёт радиоэлектронной разведки.
Ту-16Е «Азалия» Самолёт радиоэлектронной разведки и РЭБ. Оснащался станцией постановки активных помех «Азалия».
Ту-16З (Ту-16Ю, Ту-163[8]) Заправщик. Оснащался крыльевой системой заправки. Разработан в 1955 году. Переоборудовано более 100 самолётов Ту-16А.
Ту-16ЗА Бомбардировщик с системой дозаправки топливом в полёте. Отличался наличием топливоприёмника на левом крыле (позже на обоих).
Ту-16ЗЩ Заправщик. В отличии от Ту-16З, имел систему дозаправки используемую для заправки через «конус». Применялся для дозаправки Ту-22.
Ту-16К-10 (Badger C) Дальний бомбардировщик-ракетоносец управляемой ракеты К-10С. Отличался РЛС «ЕН». Серийно выпускался с 1959 года. Принят на вооружение в 1961 году.
Ту-16К-10(ЗА) Ракетоносец с системой дозаправки топливом в полёте. Отличался наличием топливоприёмника на левом крыле.
Ту-16К-10-26 (Badger С(mod)) Дальний бомбардировщик-ракетоносец. Носитель УР К-10С, КСР-2 и КСР-5.
Ту-16К-10-26Б Доработанный вариант Ту-16К-10-26. Кроме ракет мог нести бомбы калибра 100—1500 кг на 12 держателях под крылом и фюзеляжем.
Ту-16К-11-16 (Badger G) Дальний бомбардировщик-ракетоносец управляемых ракет К-16 (КСР-2) и К-11 (КСР-11). Разработан в 1963 году. Отличался наличием станции радиотехнической разведки «Рица» и отсутствием носовой пушки. Под стандарт Ту-16К-11-16 переделывались самолёты Ту-16, Ту-16А, Ту-16З, Ту-16КС.
Ту-16К-16 (Ту-16КСР, Ту-16КСР-2) Носитель УР К-16 (КСР-2). Разработан в 1956—1958 годах. Принят на вооружение в январе 1962 года. В Ту-16К-16 переоборудовались самолёты Ту-16КС.
Ту-16К-16-26 (Ту-16КСР-2-5) Носитель УР К-26 (КСР-5). Данное обозначение получали самолёты Ту-16К-11-16 после переделки по типу Ту-16К-26.
Ту-16К-22 Носитель УР К-22 (опытный).
Ту-16К-26 (Badger G(mod)) Дальний бомбардировщик-ракетоносец. Носитель УР К-26 (КСР-5). Принят на вооружение 4 декабря 1969 года.
Ту-16К-26П Носитель ракет КСР-5П. Разработан в начале 70-х годов.
Ту-16КРМ Носитель ракет-мишеней. Мог нести мишени КРМ-1, КРМ-2, КСР-5НМ, КСР-5НВ. По заказу ПВО переоборудовано несколько самолётов.
Ту-16КС (Badger B) Дальний бомбардировщик-ракетоносец противокорабельных ракет КС-1 «Комета». В бомбоотсеке установлена РЛС наведения «Кобальт-М». На вооружение принят не был, хотя эксплуатировался в авиации ВМФ и поставлялся на экспорт (около 40 самолётов этого варианта были поставлены в Индонезию и Египет).
Ту-16КСР Дальний бомбардировщик-ракетоносец под ракеты КСР и КСР-2.
Ту-16ЛЛ Летающая лаборатория для испытания различных двигателей. Переоборудовано несколько самолётов. 1 февраля 1971 года на таком самолёте погиб дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан.
Ту-16М Радиоуправляемая мишень. В мишени переоборудовались отслужившие свой срок самолёты.
Ту-16Н Заправщик самолётов Ту-22. Оснащался системой заправки «шланг-конус». Начиная с 1963 года часть бомбардировщиков переоборудовалась в заправщики Ту-16Н.
Ту-16П «Букет» (Badger J) Самолёт РЭБ. Оснащался станцией постановки активных помех СПС-44 «Букет». В начале 70-х годов в эту модификацию переоборудованы Ту-16П «Ёлка».
Ту-16П «Ёлка» (Badger H) Самолёт РЭБ — постановщик пассивных помех. Мог использоваться как бомбардировщик. С 1960 года переоборудовались все Ту-16СПС.
Ту-16ПЛ Противолодочный.
Ту-16Р («изделие 92») Дальний разведчик. Отличался 7 фотокамерами, станцией активных помех, аппаратурой радиотехнической разведки СРС-3 в подвесных контейнерах под крылом. Разработан в 1955 году.
Ту-16РМ Самолёт морской радиоэлектронной разведки и целеуказания. Переоборудовано несколько Ту-16К-10.
Ту-16РМ-2 Самолёт морской радиоэлектронной разведки и РЭБ.
Ту-16РР Самолёт радиационной разведки. Отличался подвесными контейнерами с аппаратурой для забора проб воздуха. Разработан в 1970 году. Переоборудовано 7 Ту-16Р.
Ту-16РТ Самолётный измерительный пункт для испытаний крылатой ракеты «Буря». В 1956 году переоборудовано 6 самолётов Ту-16Р.
Ту-16РЦ Летающая лаборатория для испытаний системы наведения ракет П-6. Изготовлен в 1964 году.
Ту-16С Морской поисково-спасательный. Оснащался сбрасываемым катером «Фрегат». В конце 60-х годов переоборудовано несколько Ту-16Т. Стоял на вооружении до середины 80-х годов.
Ту-16СПС Самолёт РЭБ (постановщик помех). Выпускался с 1955 года.
Ту-16Т Торпедоносец. Выпускался с 1957 года. В конце 60-х годов почти все самолёты переоборудованы в Ту-16ПЛ.
Ту-16ТРЖК Самолёт для перевозки жидкого кислорода.
Ту-104 Пассажирский самолёт. Отличался фюзеляжем увеличенного диаметра. Первый полёт 17 июня 1955 года. В 1956—1960 годах изготовлен 201 самолёт.
Ту-107 Военно-транспортный самолёт на базе Ту-104. Отличался фюзеляжем большего диаметра. Изготовлен в одном экземпляре.
Xian H-6 Вариант бомбардировщика средней дальности Ту-16 производившийся в Китае по лицензии. Изготовлено не менее 200 самолётов.
Xian H-6A Китайский стратегический бомбардировщик — носитель ядерного оружия
Xian H-6-IV Китайский морской бомбардировщик — ракетоносец под противокорабельные ракеты типа «Шанъю» (экспортный индекс — C-601, обозначение НАТО — Silkworm).
«97» проект модификации Ту-16 под два двигателя ВД-5 и увеличенную стреловидность крыла до 45 градусов.
«103» проект модификации Ту-16 под четыре двигателя ВД-7 или АМ-13. Предполагалось создание сверхзвукового бомбардировщика.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector