0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Модификации Су-35 (Су-27М) — многоцелевой истребитель

Обзор многофункционального истребителя Су-35

Су-35БМ — один из самых эффективных истребителей не только среди ВВС России, но и среди мировой военной авиации. Он относится к поколению 4++, хотя его технические характеристики фактически позволяют называть его передовым самолетом нового поколения. Зарубежные военные СМИ по праву называют эту машину одним из самых серьезных противников в воздушном пространстве. Далее о том, чем Су-35 удостоился такой славы.

История создания истребителя Су-35

Су-35 изначально является модификацией Су-27, разработка которого началась еще в шестидесятых годах прошлого столетия. После того как Су-27 успешно прошел испытания и завоевал доверие в качестве эффективной боевой машины, родилась идея на базе этого самолета разработать новый самолет: многоцелевой и более совершенный.

Тяжёлый истребитель Су-27

В 1982 году авиаконструкторы получили техническое задание. Новой машине полагалось уничтожать противника не только в воздухе, но и на земле. Для этого требовалось переработать многие элементы конструкции прототипа: установить новый радиолокатор, изменить систему управления вооружением, переработать планер.

В 1988 в воздух поднялся улучшенный прототип изначальной версии самолета под кодовым названием Т-10С. Однако эта машина не пошла в серийный выпуск. После распада СССР работа над новым истребителем приостановилась: ОКБ Сухого, пытаясь поддерживать свое существование, продолжала выпускать уже «обкатанные» модели самолетов для иностранных заказчиков.

Идея разработки многоцелевого истребителя вновь стала актуальной в середине девяностых. К разработчикам пришло понимание необходимости более глобальной переработки конструкции, однако название проекта решено было оставить прошлым: Су-35, или Су-35БМ («большая модернизация»).

Производство Су-35 на заводе КНААЗ

Первую партию новых Су начали собирать в 2006 году. Уже к 2007 году было завершено производство первого истребителя, который был представлен на авиасалоне МАКС-2007. В небо он поднялся только в следующем году, пилотировал его заслуженный летчик-испытатель Сергей Богдан. После успешного испытательного полета производитель представил самолет президенту РФ.

Одной из особенностей Су-35 является укороченный разбег. В отличие от подавляющего большинства других летающих машин, для этой модели не требуется длительного разгона: самолет способен подняться в небо с места, осуществляя тем самым практически вертикальный взлет.

Производство Су-35 на заводе КНААЗ

Министерство Обороны высказало большую заинтересованность в новом истребителе. После подписания контракта на серийный выпуск, модели начали называться Су-35С, т. е. «серийный». В 2009 году был заключен контракт на поставку 48 машин для ВВС РФ, в конце 2015 года — еще на 50. На январь 2018 года сообщается о наличии 70 самолетах Су-35 на вооружении РФ.

На сегодняшний день Су-35 является самой совершенной военной техникой в ВВС РФ. Он ценен не только как эффективная боевая машина, но и как платформа для разработки истребителя новейшего, пятого поколения. На Су-35 тестировались многие элементы прототипа ПАК ФА, который обещает быть одним из самых грозных истребителей.

Поколение

Су-35 относится к поколению 4++. Он был построен на базе истребителя 4 поколения. «Плюсы» после порядкового номера поколения означают значительные технические улучшения. Новый порядковый номер (5) не был присвоен этой модели в связи с тем, что она не совершила качественного «скачка» для перехода на следующий технический уровень (впрочем, сейчас не известно ни об одном полностью готовом проекте поколения 5).

Фактически двигатель и другие системы Су-35 уже позволяют считать его истребителем нового поколения. Однако использование некоторых устаревших элементов конструкции номинально не позволяют причислить самолет к новому классу военных машин.

Назначение истребителя

Су-35 является многоцелевым сверхманевренным истребителем. Он может одинаково эффективно вести огонь как по другим самолетам, так и по кораблям или по наземным объектам. Кроме того, оснащение самолета разработано для разведки, «ведения» цели и завоевания воздушного превосходства.

Читать еще:  Видео Бе-10 - многоцелевой самолет-амфибия

Последние новости о практическом использовании Су-35 поступали из Сирии: там они несли боевое дежурство, прикрывая бомбардировщики, выполнявшие боевое задание по уничтожению баз террористов.

Су-35 характеристики

Технические характеристики Су-35 выглядят впечатляюще для 4-го поколения, но все еще недостаточны для 5-го. Перечень основных параметров самолета:

  • максимальная скорость: 2,25 Маха, бесфорсажная: 1,1 Маха;
  • максимальная дальность полета: 3600 км (без ПТБ);
  • потолок: 20 км.

Крейсерской скоростью Су-35 считается скорость в пределах 800–950 км/ч.

  • длина: 21,9 м;
  • размах крыла: 14,75 м;
  • стреловидность: 42°.

Особенности конструкции истребителя Су-35

Чертежи Су-35 во многом схожи с предшественником — Су-27. Однако он имеет усиленную конструкцию планера, и не имеет переднего горизонтального оперения и тормозного щитка.

Двигатели

Двигатель Су-35 более мощный и современный, чем у предшествующей модификации. На этом самолете расположены два двигателя АЛ-41Ф1С, которые конструкционно отличаются разноплоскостным управлением вектора тяги. По сравнению с предыдущей моделью АЛ-41Ф1 эти двигатели отличаются упрощенной конструкцией, повышенной тягой и применением ЭМС управления.

Эти двигатели фактически являются двигателями пятого поколения. Эти механизмы позволяют развивать самолету сверхзвуковую скорость без использования форсажа, но электро-механическая система управления на них используется старого образца.

Кроме того, Су-35 оснащен установкой ВГТД ТА14-130-35. Это вспомогательный двигатель, который кондиционирует кабину и отсеки самолета, а также обеспечивает электропитание. За счет использования этой установки расход топлива машины снижается.

Авионика

В кабине Су-35 расположены 3 дисплея для работы в многоэкранном режиме, а также голографический индикатор на лобовом стекле. Самолет оборудован передовой информационно-управляющей системой и РЛС «Н035 Ирбис» с эффективной ЭПР, способной обнаруживать цели на расстоянии до 400 км.

Вооружение

Вооружение Су-35 включает 12 подвесных узлов. Самолет способен нести до 8 тонн снарядов различного типа и назначения. Су-35 оснащается управляемыми ракетами типа «воздух-воздух» (до 12 шт. средней дальности или 6 шт. малой дальности), или «воздух-земля» (одна противокорабельная ракета большой дальности, или до 6 средней). Кроме того, поддерживается вооружение высокоточными боеприпасами (например, до 8 ракет КАБ-500КР(ОД)). Су-35 также способен нести до 6 неуправляемых ракет (С-25 или С-8). Пушечное вооружение представлено авиационной пушкой ГШ-30-1 на 150 снарядов.

Поставки и экспорт

Цена Су-35 на мировом рынке разнится в зависимости от того, как заключается контракт. При формировании цны на Су-35, учитываются разные факторы: экономическое состояние страны-покупателя, международные отношения, объем поставляемой партии, курсы валют… Последние оценки экспертов говорят о стоимости в пределах от 100 до 150 млн. долларов за одну машину. Дешевле машины обходятся по контракту с ВВС России, дороже — для Индонезии, Арабских Эмиратов и других иностранных покупателей. По состоянию на 2018 год Су-35 экспортируется в следующие государства:

Стоимость Су-35 ниже американских или европейских самолетов со схожими параметрами, а технические характеристики — выше, что делают эти самолеты желанным приобретением для ряда покупателей.

Легендарные самолеты

История создания, конструкция, модификации, эксплуатация и окраска легендарных самолетов от истоков и до наших дней

Social Icons

Pages

30.03.2013

Модификации Су-27

Семейство Су-27 насчитывает множество модификаций. Мож­но проследить четыре основные линии развития — одноместный истребитель Су-27, двухместный учебно-боевой и боевой самолет Су-27УБ/Су-30; палубный истре­битель Су-33 и фронтовой бом­бардировщик Су-32 ФН/Су-34. Ниже перечислены модификации одноместного истребителя Су-27.

Су-27 (Т-10С)

Радикально модернизированный Т-10, фактически новый самолет, буква «С» обо­значает «Серийный». Практически пол­ностью изменена форма планера, уста­новлено крыло с прямыми законцовками.

В прототип Т-1 ОС перестроен Т-10-7. За- концовки килей первых серийных Су-27 выполнялись прямыми, позже их стали де­лать скошенными, менялась форма цен­тральной хвостовой балки, с килей исчезли противофлаттерные грузы. Максималь­ную взлетную массу самолетов поздней постройки довели до 33 ООО кг, а даль­ность полета до 4000 км. На части самоле­тов вместо внешних пилонов установлены контейнеры с аппаратурой РЭБ (на торцах крыла).

Су-27П

Су-27СК

С 1991 года на заводе в Комсомольске- на-Амуре было развернуто серийное производство экспортной модификации Су-27СК (Серийный Коммерческий); по­сле присвоения палубному истребителю Су-27К обозначения Су-33, Су-27СК ча­сто обозначается Су-27К.

Читать еще:  Рисунки А-40 (Бе-42) - многоцелевой самолет-амфибия

Су-27СКМ

27М (Су-35)

Су-27СМ

В 2004-2009 годах для ВВС РФ были от­ремонтированы и модернизированы в ва­риант Су-27СМ 48 истребителей Су-27.

По программе так называемой «малой мо­дернизации» заменено приборное обо­рудование кабин, часть БРЭО, дорабо­тан планер; самолет получил возможность применять управляемое вооружение «воз­дух — поверхность».

Су-35/Су-35С

Максимально облегченный для уста­новки мирового рекорда скороподъем­ности один из первых серийных Су-27 (Т-10-1 5), с целью снижения массы с самолета даже смыли краску. Взлет­ная масса уменьшена до 14 100 кг, тяга каждого двигателя на форсаже увели­чена до 29,955 кН. В 1 986-1 988 годах на П-42 установлено 27 мировых рекор­дов скорости и скороподъемности.

Т-10-20

Т-10-24

Серийный Т-10-24 был переоборудо­ван в летающую лабораторию для оцен­ки влияния переднего горизонтального оперения (ПГО) на устойчивость и управ­ляемость.

Т-10-26 (ЛЛ-УВ (КС))

В летающую лабораторию для испытаний двигателя АЛ-31 Ф с экспериментальным поворотным соплом был переоборудован Т-10-24.

11 -й Су-27М (Су-35) в 1995 году модер­низировали в вариант Су-37 с двигателя­ми АЛ-31 ФП с отклоняемым вектором тяги и их системы управления (вектор тяги откло­няется в вертикальной плоскости +/-15°). Вместо обычной ручки управления в кабине установлена боковая ручка-джойстик, изме­нены органы управления двигателями. При­борное оборудование выполнено по прин­ципу «стеклянной кабины».

Су-27П

Один или два самолета, переоборудо­ванные для пилотажной группы ЛИИ им. М. М. Громова «Летчики-испытатели».

С самолета снята система управления во­оружением, установлена система доза­правки в воздухе. Помимо показательных полетов использовался для проведения летных экспериментов.

Китайские Су-27

В 1991 году был подписан кон­тракт на поставку КНР 20 Су-27СК, а в 1996-й — еще на 16 Су-27СК. В Ки­тае самолет получил обозначение J-11. Поставки начались в 1992 году. Самоле­ты второй партии отличались возможно­стью установки контейнеров РЭБ «Сорб­ция», усиленным шасси и возможностью применения неуправляемого вооружения «воздух — поверхность». В 1996 году Ки­тай приобрел лицензию на производство 200 самолетов Су-27СК без права реэк­спорта в третьи страны.

Китай неоднократно настаивал на мо­дернизации J-11 путем замены РЛС Н001 на более совершенную, расшире­ния ассортимента УР «воздух — воздух» и установки в кабине многофункциональ­ных индикаторов. К 2006 году в вариант J-11А были доработаны около 60 J-11.

В стране также велась разработка соб­ственного варианта Су-27 с двигателями WS-10А, новой РЛС китайской конструк­ции и способностью применять управля­емое оружие китайской разработки. Су­ществование J-11В Китай официально подтвердил в мае 2007 года. В 2010 году было официально объявлено о поступле­нии на вооружение ВВС КНР истребите­лей J-11 В, которые, якобы, ничего общего с Су-27 не имеют.

«Одна из лучших универсальных машин в мире»: какими преимуществами обладает многофункциональный самолёт Су-35

Авиационное производственное объединение им. Ю.А. Гагарина (Комсомольск-на-Амуре) в торжественной обстановке передало Минобороны РФ последнюю партию многофункциональных истребителей поколения 4++ Су-35С. В их числе был сотый по счёту экземпляр.

Директор авиазавода Александр Пекарш заявил, что массовое появление Су-35 в ВКС — это результат труда «разработчиков, производителей, служащих и офицеров Министерства обороны РФ».

Су-35С считается самым современным серийным (строевым) боевым самолётом в России. В войска он поставляется с конца 2012 года. В январе 2016-го четыре истребителя были передислоцированы на авиабазу Хмеймим (Латакия) для выполнения боевых задач в Сирии.

Су-35 предназначен для уничтожения всех воздушных, наземных и надводных целей. Он сочетает функции истребителя и бомбардировщика и обладает средствами прорыва современной противовоздушной обороны.

«На сегодняшний день, я считаю, это один из лучших оперативно-тактических самолётов в мире, ему нет равных в воздухе. Отзывы у наших лётчиков самые наилучшие по результатам сирийского конфликта. У этой машины очень большое будущее», — сказал замминистра обороны (сейчас — вице-премьер правительства РФ) Юрий Борисов в феврале во время посещения авиазавода в Комсомольске-на-Амуре.

«Большая модернизация»

Су-35 — это продукт непрерывного совершенствования тяжёлого истребителя Су-27, который создавался в ответ на появление в США F-15. От предшественника машине достались уникальная аэродинамическая схема, манёвренность и надёжность.

Программа модернизации Су-27 стартовала в 1983 году. Впервые обновлённая версия самолёта поднялась в воздух 28 июня 1988 года. Прежде всего специалисты ОКБ Сухого стремились усовершенствовать в машине бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО), широко используя цифровые технологии, которые позволяют быстрее обрабатывать и передавать информацию.

Читать еще:  Ручная пищаль (ручница) (вторая половина XVI в.)

Су-27М (в специализированной литературе встречается обозначение Т-10М. — RT) получил радиолокационную систему управления вооружения РЛСУ-27. Она включала комплекс связи, средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ), прицельно-навигационную систему с функцией нашлемного целеуказания.

С 1992 года Су-27М под индексом «Су-35» демонстрировался на международных авиасалонах. В 1994 году арсенал Су-27М пополнился управляемой ракетой средней дальности класса «воздух — воздух» Р-77 разработки МКБ «Вымпел» (Москва). Боеприпас способен поражать цель на дистанции до 110 км. На подвеске самолёта могли разместиться до десяти Р-77.

Однако, как говорилось в материалах Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК), специалисты ОКБ Сухого считали необходимым продолжить обновление БРЭО «для обеспечения конкурентоспособности с современными и перспективными зарубежными истребителями».

«Новый российский истребитель создаётся таким образом, чтобы он мог летать и воевать в условиях, где «классические» истребители (поколения «4+») не могут вести боевые действия. Предусматривается, что «большая модернизация» закроет пробел между самолётами Су-27, построенными или доработанными в рамках «малой модернизации», и авиакомплексом пятого поколения, который должен выйти на рынок в следующем десятилетии (речь идёт о Су-57. — RT)», — отметила ОАК.

В 2005 году ОКБ Сухого и Минобороны достигли договорённости о поставках Су-35. Первый лётный образец радикально обновлённого самолёта был собран в 2007 году. 19 февраля 2008 года Су-35 совершил свой первый полёт. Управлял машиной заслуженный лётчик-испытатель РФ Сергей Богдан. 2 октября 2008 года в воздух поднялся второй образец.

Выдающиеся боевые качества

По тактико-техническим характеристикам Су-35С заметно превосходит базовую модель Су-27 и её модернизированную версию, которая проходила испытания в 1980-е и 1990-е годы. Как и обещали в ОКБ Сухого, в машине широко применяются технологии пятого поколения. Конструкторам удалось уменьшить эффективную площадь рассеивания (ЭПР) и радикально улучшить качество БРЭО.

Главное достоинство Су-35 — это многофункциональная радиолокационная станция (РЛС) с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР) Н035 «Ирбис», разработанная в стенах НИИП имени В.В. Тихомирова (Жуковский). Детище подмосковных специалистов может обнаруживать и сопровождать до 34 целей на дальности до 400 км.

Кроме того, Су-35 оснащён самыми современными средствами связи, навигационным оборудованием и комплексом РЭБ. Форма планера и крыльев существенных изменений не претерпела. Однако ресурс конструкции самолёта увеличился в три раза по сравнению с аналогичным показателем Су-27. Су-35 может эксплуатироваться на протяжении 30 лет без проведения капитально-восстановительного ремонта.

Су-35 на четыре тонны тяжелее предшественника (38,8 т), но, несмотря на это, он не утратил великолепные лётные характеристики. На машине установлены турбореактивные двухконтурные двигатели АЛ-41Ф1С («изделие 117С») разработки НПО «Сатурн» (Рыбинск, Ярославская область). Силовой агрегат обладает тягой до 14,5 т и даёт возможность развивать скорость до 2,3 Маха (около 2,5 тыс. км/ч).

В ноябре 2017 года лётчик-испытатель Сергей Богдан рассказал в интервью ТАСС, что Су-35 обладает потрясающей манёвренностью и управляемостью в экстремальных условиях. Эти качества дают российскому истребителю весомые преимущества даже в самом сложном воздушном бою. По словам специалиста, самолёт способен совершать быстрый разворот вокруг своей оси, мгновенно находить цель и проводить атаку.

Су-35 снискал славу не только в России, но и за рубежом. В 2015 году Москва заключила с Пекином контракт на поставку 24 единиц общей стоимостью $2,5 млрд. В 2018 году соглашение о продаже 11 истребителей было подписано с Индонезией. В настоящее время ведутся переговоры о возможной поставке 54 машин Пакистану.

В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев отметил, что в Су-35 воплотился огромный опыт, накопленный в стенах ОКБ Сухого. По его мнению, инвестиции в глубокую модернизацию Су-27 себя полностью оправдали. В результате совершенствования самолёт получил выдающиеся для четвёртого поколения боевые качества. Эксперт полагает, что Су-35 наряду с Су-30СМ может стать основным строевым истребителем ВКС.

«Например, боевая нагрузка Су-35 составляет восемь тонн. Самолёт способен применять почти все типы авиационных боеприпасов, включая недорогие бомбы и высокоточные ракеты. ВКС России стали обладателем одной из лучших в мире универсальных машин, способной эффективно прикрывать ударную авиацию, перехватывать вражеские самолёты и уничтожать все виды целей. Очевидно, что подобная машина обладает большим экспортным потенциалом», — резюмировал Корнев.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector