44 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Модификации Су-25Т и Су-39 (Су-25ТМ) — штурмовики

СУ-39 — универсальный штурмовик с возможностью ведения воздушного боя

СУ-39 — универсальный штурмовик для решения тактических боевых задач с поражением целей на дистанциях до 50 км. При проектировании СУ-39 ставилась задача улучшить характеристики самолета в полете на малых высотах с огибанием рельефа местности. Боевой опыт афганской войны показал, что полеты на малых высотах — эффективный способ преодоления системы ПВО противника без использования средств радиоэлектронной борьбы. Для такой тактики боевых действий пригодны только низкоскоростные самолеты. В то же время для полетов на большой высоте низкая скорость крайне снижает стойкость самолета, поэтому конструкторам была поставлена задача, спроектировать самолет с большим диапазоном летных скоростей. ОКБ Сухого отлично справилась с этим. Еще на этапе проектирования СУ-25 был получен самолет с диапазоном рабочих скоростей: 950-250 км/ч. Эти качества перешли к новой модификации СУ-39 без ухудшений.

Официальное название СУ-39 было присвоено самолету в 1995 году, хотя его разработка началась в 1986. Тогда же в 1995 был совершен первый полет. Ранее самолет назывался СУ-25Т и СУ-25ТМ. Основной штурмовик СУ-25 имеет еще несколько модификаций, весьма схожих с СУ-39. Это учебно-боевой СУ-25УБ и палубный СУ-25УТГ.

В настоящее время СУ-39 не стоит на вооружении и никогда на него не поступал. Его производство планировалось осуществлять в Тбилиси. Также он выпускался на Улан-Удэнском авиационном заводе. Всего было изготовлено 4 экземпляра самолета. Остановка производства штурмовика была вызвана временными экономическими трудностями. Несмотря на это самолет регулярно обнаруживается на МАКС 2003, 2005 и других выставках. Возможно, идет поиск зарубежных заказчиков.

Основные тактико-технические характеристики СУ-39

  • Максимальный взлетный вес — 20 т;
  • Сухая масса самолета — около 10 т;
  • Запас топлива — около 4 т;
  • Боевая нагрузка — 6 т;
  • Максимальная скорость — 950 км/ч;
  • Скорость сваливания — 175 км/ч4;
  • Практическая дальность: 400 – 1200 км в зависимости от высоты и боевой загрузки;
  • Максимальная перегоночная дальность — 2500 км;
  • Практический потолок — 10 000 м;
  • Минимальная высота полета с применением средств вооружения — 30 м;
  • Экипаж — 1 пилот.

Эффективность применения штурмовой авиации определяется указанием целей. Практических варианта только два. Это использование данных внешнего указания (вертолеты, БПЛА для целеуказания, ручная авианаводка) или обнаружение целей самим самолетом. Универсальным средством обнаружения целей является радиолокационная станция. Разработка самолета СУ-39 (модернизация из СУ-25) шла в середине 80-х, когда самой современной была РЛС «Копье-25». Она и сейчас имеет отличные характеристики. Также на самолет был установлен авиационный оптический прицельный комплекс «Шквал».

Конструкция штурмовика СУ-25 оказалась весьма совершенной. При модернизации изменений почти не вносилось. Почти все доработки касаются только электронного и приборного оснащения самолета.

Радиолокационная станция «Копье-25»

Российский штурмовик СУ-39 оснащается подвесной радиолокационной станцией. Это его основное отличие от СУ-25. Главной характеристикой радиолокационной станции является ее разрешающая способность, от которой зависит дальность обнаружения целей, точность выдачи их координат. Разрешающая способность определяется электроникой станции, диапазоном работы, а главное — размерами антенны. РЛС «Копье-25» оснащена антенной диаметром 500 мм.

Подвесной форм-фактор РЛС был выбран неслучайно. Он позволяет быстро оснастить любой штурмовик или другой самолет современным радаром. Профессиональное название — РЛС контейнерного исполнения.

РЛС «Копье-25» собрана на полупроводниковой элементной базе. Имеется мощный вычислительный комплекс для быстрого получения координат целей и их корректировки в зависимости от положения самолета. Это универсальный радиолокатор как для наземной так и для воздушной разведки. Дальность обнаружения целей:

  • танк, грузовой автомобиль — 20 км;
  • самолет — 80 км;
  • железнодорожный мост — 80 км;
  • ракетный катер — 100 км;
  • эсминец — 200 км.

Рабочий диапазон РЛС — 10 ГГц (длина волны 3 см). Питание идет от бортовой авиационной сети 27 вольт 400 гц. Потребляемая мощность — не более 1,5 кВт. Передатчик работает в импульсном режиме. Максимальная мощность в импульсе — 5 кВт. РСЛ располагается снизу фюзеляжа. Носовая часть самолета заменяет верхний угол обзора, что указывается в характеристиках. Вес всей конструкции в контейнере — не более 120 кг.

Современные радиоэлектронные и вычислительные системы имеют богатый набор функций. Такой подход у разработчиков не только к смартфонам, но и к военной технике. Так, РЛС «Копье-25» имеет дополнительные функции, например, «подсветку» целей ракетам, автоматическую передачу координат, корректировку курса. Она поддерживает несколько десятков марок ракет.

Оптический прицельный комплекс «Шквал»

На дистанциях до 20 км при хорошей видимости оптический прицельный комплекс оказывается даже более эффективным чем радиолокационная станция. Кроме того, применение РЛС обнаруживает самолет в эфире на многие сотни км (больше высота — шире радиус обнаружения). У оптического комплекса таких недостатков нет, его можно использовать в режиме полного радиомолчания. На СУ-39 установили прицельный комплекс «Шквал». Основные функции комплекса:

  • ручное прицеливание для пушки с оптическим увеличением и стабилизацией линии визирования;
  • телевизионное автоматическое сопровождение целей;
  • определение расстояний лазерной станцией дальнометрирования;
  • ночное видение (подвесной контейнер «Меркурий»);
  • лазерное целеуказание для ПТУР.

Работой комплекса управляет бортовая вычислительная машина. Более точные характеристики (например, максимальное оптическое увеличение) засекречены. Весь оптический комплекс с контейнерами весит 350 кг.

Вооружение штурмовика СУ-39

Самолет СУ-39 несет различное подвесное вооружение: ракеты, реактивные снаряды. Это легкосменное оружие, а стационарно на самолете установлена только авиапушка ГШ-30-2. Тактико-технические параметры пушки:

  • Калибр — 30 мм;
  • Длина ствола — 900 мм;
  • Скорострельность — 3000 выстр/мин (30-50 снарядов в секундном залпе);
  • Вес снаряда — 390 г;
  • Подача патронов — ленточная, вес патрона 835 г;
  • Боекомплект — 250 выстр.

В разработке ГШ-30-2 использовались легкие сплавы. Эта двуствольная автоматическая пушка калибром 30 мм весит всего 125 кг. Это очень хороший показатель даже для самых современных образцов аналогичного вооружения. Из интересных особенностей пушки можно отметить наличие жидкостной системы охлаждения и защиты от осечных патронов. Если бракованный патрон попадается на ленте, то он выбрасывается резервным пороховым зарядом как использованная гильза, не разрушая темп стрельбы.

Читать еще:  Модификации Шпага кавалерийская офицерская обр. 1798 г.

Оба ствола пушки имеют мощные пламегасители, применение которых необходимо, чтобы защитить алюминиевые конструкции самолета.

Сменное подвесное вооружение рассчитано на поражение всех типов целей на дистанциях 1-50 км. Оно включает в себя полный комплекс авиационного вооружения: бомбы, ракеты, неуправляемые реактивные снаряды. Быстрая смена боеприпасов обеспечивает самолету универсальность. Самым мощным вооружением является ракета Х-31. Ее боевая часть на 100 кг может поражать цели на дистанциях 110 км.

Штурмовик СУ-39: сравнение с СУ-25

Изначально СУ-25 проектировался только как штурмовик. Функции истребителя он выполнять не мог. Этот недостаток решили исправить при последующей модификации в СУ-35, который уже представлял собой универсальный штурмовик-истребитель. Для ведения воздушного боя самолет оснастили электронными системами взаимодействия с высокоточными ракетами «воздух-воздух». Обнаружение и поражение воздушных целей может вестись в режимах «вдогон» и «навстречу».

Если СУ-25 — это противотанковый штурмовик, то СУ 39 — летающий танк. Основной акцент в нем сделан на системы обнаружения целей, делающие самолет универсальным средством против танков, катеров, кораблей. Предусмотрено даже вооружение против самолетов противника. Улучшена броня кабины и топливных баков.

Военное значение тактической штурмовой авиации

Легкая штурмовая авиация не утрачивает своего значения в современной войне, где идет ставка на технологичное ракетное вооружение. Опыт военных конфликтов после 2000 года всегда показывает активное применение штурмовой авиации. Она выполняет задачи поддержки пехоты, боевых моторизованных подразделений в любых масштабах.

Су-39 — FROGFOOT-B

Штурмовик / противотанковый штурмовик. Решением ВПК при Совмине СССР от 17 июня 1976 г. начаты работы по созданию новой обзорно-прицельной системы штурмовика Су-25, обеспечивающей круглосуточное поражение наземных целей и применение ПТУРС для поражения бронированной техники На начальном этапе проектированием системы руководил В.И.Богданов. В 1976-1979 г.г. в ОКБ параллельно рассматривалась возможность создания двух новых модификаций — противотанкового штурмовика Су-25Т с обзорно-прицельной системой «Шквал» и всепогодного штурмовика Су-25В с прицельно-навигационной системой (ПНС) «Барс». Позже обе разработки были объединены в одну. В 1979 г. был определен состав систем нового самолета и согласованы с заказчиком основные ТТХ.

Решение ВПК при Совмине СССР от 19 ноября 1979 г. определяло сроки постройки опытных самолетов Су-25Т / Т-8М. Проектирование самолета начато в 1980 г. В марте 1981 г. главным конструктором Т-8М назначен В.П.Бабак. К февралю 1981 г. согласованы с ВВС тактико-технические требования к самолету Т-8М. Решено использовать доработанную двигательную установку самолета Су-25 со снижением уровня ИК-излучения и увеличением тяги на чрезвычайном режиме. Предполагалась унификация планера самолета с планером Су-25УБ. Одновременно из-за требования заказчика обеспечить круглосуточное применение самолета работы по модернизации были разделены на два этапа — первый — с уже согласованным базовым составом БРЭО ПрНК-56 и второй — с изменением функционала за счет интеграции в комплекс БРЭО новых систем. В ходе реализации второго этапа в августе 1983 г. и в августа 1984 г. ВПК принимаются решения о разработке новых компонентов БРЭО — РЛС «Кинжал» и тепловизионной системы «Ход». В итоге в январе 1986 г. принимается решение ВПК о создании всепогодной круглосуточной модификации Су-25Т — самолета Су-25ТМ / Т-8ТМ с интегрированными в состав БРЭО новыми системами.

Эскизный проект завершен к ноябрю 1981 г. Решением ВПК от 14 января 1982 г. утвержден план-график работ по модернизации самолета, установлены директивные сроки выполнения работ. Защита эскизного проекта и макетная комиссия ВВС состоялись в апреле 1982 г. Рабочее проектирование завершено в 1982 г. и в начале 1983 г. на опытном производстве КБ начата постройка прототипа Т-8М-1 — первого экземпляра модификации Су-25Т — путем переделки недостроенного Т-8УБ, который создавался на базе планера Су-25 выпуска Тбилисского авиазавода. Из-за использования при строительстве Су-25Т задела по Су-25УБ строительство последнего было отложено. Сборка завершена в 1984 г. и в июне 1984 г. прототип перевезли в Раменское. Первый полет Т-8М-1 совершил в Раменском 17 августа 1984 г., пилот — А.Н.Исаков.


Су-39 борт №83 красный на авиабазе в Липецке, 12 августа 2005 г. (фото — sss, http://russianplanes.net/).


Су-25ТМ / Т-8М-10, борт №10 синий (рисунок Keith Fretwell, 1997 г., Мировая авиация. №104 / 2011 г.)

Для ускорения испытаний нового самолета принято реение построить еще два опытных экземпляра Су-25Т / Т-8М, которые были собраны так же из задела установочной серии Су-25УБ производства авиазавода в Улан-Удэ. Т-8М-2 присоединился к испытаниям в 1985 г. и Т-8М-3 в 1986 г. Итого опытным производством ОКБ было построено три летных прототипа (Т-8М-1, Т-8М-2 и Т-8М-3) и один прототип для статиспытаний (вероятно, Т-8М-0). Заводские (летно-конструкторские) испытания самолетов завершены летом 1987 г. К этому времени на трех проходивших испытания самолетах было выполнено более 500 полетов, а в испытаниях принимал участие практически весь летный состав ОКБ Сухого: Л.Н.Исаков, О.Г.Цой, В.Г.Пугачев, А.А.Иванов и И.В.Вотинцев, ведущими инженерами опытных машин были: В.И.Попов, В.Л.Зайцев и В.А.Жуков. Акт об окончании ЛКИ был подписан в июне 1987 г. В 1988-1989 г.г. проводились совместные с ВВС государственные испытания самолета и комплекса оборудования. К концу 1990 г. почти полностью выполнена программа испытаний — в т.ч. дважды — в в июле-августе 1988 г. (полигон «Прудбой» СКВО, оценка ПрНК на обнаружение и поражение целей типа «танк») и в августе 1989 г. (общевойсковой львовский полигон «Броды» ПрикВО, возможности нового комплекса оценивались на реальном тактическом фоне, в условиях, максимально приближенных к боевым) опытные самолеты Т-8М привлекались к участию в учениях Министерства Обороны.

К 1990 г. завершена подготовка к серийному производству Т-8М на Тбилисском авиазаводе. Эталоном серийного самолета стал прототип Т-8М-3. Первый серийный самолет — Т-8М-6 построен на авиазаводе в Тбилиси в 1990 г. первый полет самолет совершил 26 июля 1990 г., пилот — Коростиев. В 1991 г. планировалась замена в серии на Тбилисском авиазаводе штурмовика Су-25 на Су-25Т / Т-8М. До конца 1991 г. на ТАПО выпущено и облетано еще 8 самолетов и создан задел, который позже позволил собрать еще 12 самолетов Т-8М. В конце 1991 г. к совместным государственным испытаниям подключился самолет Т-8М-6 (третий летный прототип), а в 1992 г. еще три самолета установочной серии производства Тбилисского авиазавода. С учетом потери 14.06.1991 г. Т-8М-2 в аварии и переоборудования Т-8М-1 в Т-8ТМ-1 в программе испытаний в 1992 г. было задействовано четыре самолета Т-8М. В декабре 1992 г. по совместному решению КБ и ВВС госиспытания были приостановлены по выполнении основной части программы. «Акт об окончании госиспытаний» был подписан Главкомом ВВС в сентябре 1993 г.

Читать еще:  Характеристики Ручная пищаль (конец XV в.)

Первая партия выпущенных в Тбилиси Су-25Т передана России в 1994 г. В 1996 г. 6 самолетов Т-8М, производства Тбилисского авиазавода после доработок переданы в состав Липецкого центра боевого применения ВВС России для проведения войсковых испытаний.

В 1995 г. специализированный противотанковый Су-25Т был модернизирован в более многоцелевой Су-25ТМ. первой машиной новой модификации стал в 1996 г. Т-8М-10 (борт №10 синий). Эталон доработанного для серийного производства варианта Су-25Т совершил первый полет, прошел испытания в ГЛИЦ в Ахтубинске и был принят на вооружение под названием Су-39. Серийное же производство Су-25 и следом Су-25ТМ развернуто на заводе в г. Улан-Удэ с конца 1991 г.

Шасси трехопорное. Основные опоры унифицированы с опорами самолетов Су-25 и Су-25УБ, и имеют тормозные колеса КТ-163Д (840 x 360 мм). Передняя опора убирается в нишу фюзеляжа движением назад. Она оснащена одним полурычажно-подвешснным колесом КН-27А (680 x 260 мм) с грязезащитным щитком. Смещение передней опоры обусловлено необходимостью размещения пушечной установки НППУ-8М. Носовая опора смещена влево на 222 мм. Ниши передней и основных опор шасси в полете и на земле закрываются створками с кинематическими приводами. Выпуск и уборка шасси производится с помощью двух гидросистем.

Тормозная посадочная парашютная система использует парашютно-тормозную установку ПТС-25, используемую в сочетании с аппаратурой «Фал». Парашютно-тормозная установка размещается в контейнере хвостовой части фюзеляжа аналогично самолетам Су-25 и Су-25УБ. Выпуск двухкупольного парашюта и их сброс осуществляется с помощью системы дистанционного управления. Используется тормозной двухкупольный парашют ПТК-25 с крестообразными куполами 2 х 25 кв.м.

ТТХ самолетов Су-25Т / Су-39:
Экипаж — 1 чел.

Су-39 – перерождение штурмовика Су-25

Штурмовик Су-39 (Су-25ТМ, заводской индекс Т-8ТМ) является глубокой модернизацией отлично себя зарекомендовавшего предшественника – Су-25. Работы над новым самолетом начались еще в январе 1986 года. Тогда по решению ВПК при Совете министров СССР были начаты работы по созданию модификации Су-25Т (противотанковый вариант, вооруженный ракетами «Вихрь») способного действовать в любое время суток. На новый самолет планировалось установить новое БРЭО и использовать расширенную номенклатуру вооружений. От нового штурмовика требовалось эффективное применение оружия в зоне нахождения цели и надежное преодоление ПВО вероятного противника, а также возможность совершения полета на малых высотах с огибанием рельефа местности.

Свой первый полет предсерийный штурмовик Т8ТМ-3 выполнил 15 августа 1995 года. С этого же года машина начинает официально именоваться как Су-39. В настоящее время построено 4 самолета данной модификации, при этом Су-39 по-прежнему продолжает проходить серию госиспытаний. По мнению аналитиков, в ближайшее время основной задачей авиации обороняющейся стороны станет поражение ударных бронетанковых соединений страны агрессора или, по крайней мере, задержка темпов их продвижения вглубь национальной территории, для того чтобы дать возможность сухопутным войскам провести перегруппировку и организовать активные ответные действия. Современный российский штурмовик Су-39 может решить такую задачу в радиусе 900 км.

Конструкция штурмовика Су-39, в целом, была идентична конструкции учебно-боевого самолета Су-25УБ. Только на Су-39 место второго пилота заняли дополнительный мягкий топливный бак, а также расположенный над ним отсек для размещения дополнительного БРЭО. Двуствольная пушечная установка была смещена от оси симметрии самолета вправо на 273 мм. и перенесена под топливный бак, освободившееся под кабиной пространство заняло дополнительное БРЭО. Передняя опора шасси самолета также оказалась смещена – влево от оси симметрии на 222 мм. В хвостовой части фюзеляжа штурмовика разместили еще один дополнительный мягкий топливный бак.

Поскольку Су-39 это дальнейшее развитие «противотанкового» варианта Су-25Т задача по борьбе с бронетехникой для него является важной, но не доминирующей. Предполагается, что новая машина будет в состоянии эффективно поражать корабли в прибрежных зонах, фронтовую и транспортную авиацию противника, средства противовоздушной обороны и объекты инфраструктуры противника. При этом авионика и комплекс вооружения штурмовика подверглись существенной переработке.

Модернизированная машина получила новую РЛС «Копье-25» в специальном подвесном контейнере, что существенно расширило возможности самолета. Так штурмовик Су-39 может вести полноценный воздушный бой с самолетами противника, для этого в его арсенале имеются УР «воздух-воздух» Р-73, Р-27 и Р-77, которые обладают дальностями пуска 20/40, 50/90 и 80/110 км соответственно. Для борьбы с корабельными группировками противника применяются противокорабельные ракеты Х-31А, обладающие дальностью пуска до 110 км. Для борьбы с РЛС противника используются противорадиолокационные ракеты Х-31П и Х-25МПУ. Арсенал средств поражения наземных целей был дополнен высокоточной ракетой «Вихрь».

Штурмовик Су-39 самостоятельно может выявлять цели, выбирать приоритетную и использовать нужный тип оружия. Выбирать у него есть из чего, на 11 узлах подвески (по 5 на каждом из крыльев и 1 под фюзеляжем) можно разместить до 16 ПТУР «Вихрь», до 4-х противорадиолокационных или противокорабельных УР класса «воздух-поверхность», а также широкий спектр УР «воздух-воздух». Помимо этого можно использовать до 8 пусковых блоков со 160-ю неуправляемыми ракетами, а также различного класса авиабомбами и зажигательными баками, до 4-х пушечных подвесных контейнеров. Также в фюзеляж штурмовика встроена двуствольная автоматическая 30-мм пушка ГШ-30.

Использование современного пилотажно-навигационного оборудования сделало штурмовик Су-39 круглосуточным и всепогодным, а также позволяет выполнять полет полностью в автоматическом режиме. Новый штурмовик предназначен для решения 3-х основных задач:
-уничтожение танков, БТР, БМП и САУ противника на поле боя, на марше и местах их скопления перед вводом в бой днем и ночью в сложных метеоусловиях;
-уничтожение морских целей различных классов: десантные баржи, быстроходные катера, фрегаты и эсминцы;
-уничтожение авиации сухопутных войск, тяжелых и ударных военно-транспортных самолетов в воздухе и на земле.

Читать еще:  Новости Ка-27 - противолодочный вертолёт

Одним из самых главных инструментов нового штурмовика стали круглосуточный автоматический прицельный комплекс «Шквал» разработки Красногорского завода им. Зверева, а также до 16 ПТУР «Вихрь». Штурмовик Су-39 отличается очень хорошей устойчивостью в полете, что позволяет в связке со «Шквалом» на расстоянии в 10 км. обеспечить точность попадания в цель в 60 см. Учитывая высокую вероятность поражения цели 1 ракетой «Вихрь», одного боезапаса Су-39 достаточно для поражения 14 бронированных целей противника. Для сравнения обычный Су-25 несет до 160 неуправляемых ракет С-8, которые могут поразить лишь 1 танк.

Основное назначение ПТУР «Вихрь» – это уничтожение прямым попаданием современных ОБТ с толщиной брони до 1 метра. Вероятность уничтожения движущегося на местности немецкого танка «Леопард-2» одной ракетой «Вихрь», которая выпушена штурмовиком Су-39 по целеуказанию, полученному от оптико-электронного прицельного комплекса «Шквал», составляет 0,8-0.85. При этом в арсенале штурмовика имеются и куда более тяжелые УР, такие как Х-29Т, Х-29Л и Х-25МЛ.

Особо следует отметить тот факт, что при помощи ПТУР «Вихрь» штурмовик Су-39 может уничтожать бронетехнику противника, находясь вне зоны действия его зенитных средств. При этом сравнительно небольшие величины разрешенной высоты пуска ракеты и минимальной дистанции до цели позволяют использовать «Вихрь» в условиях ограниченной видимости. К примеру, при метеоминимуме 2 км. на 200 м. В условиях современной Европы, когда облачность достаточно часто имеет нижнюю кромку на уровне 200 м., только штурмовик Су-39 может достаточно успешно поражать подвижные бронированные цели противника.

Штурмовик Су-39 в состоянии осуществлять взлет-посадку с боевой нагрузкой на ограниченно подготовленные взлетные полосы с грунтовым покрытием, в том числе расположенные в горной местности на высоте до 3 000 м. над уровнем моря с длиной ВПП 1 200 м. Силовая установка штурмовика включает в себя 2 турбореактивных двигателей Р-195 тягой по 4 500 кгс каждый. Отдельно следует отметить их пониженную инфракрасную заметность. При этом самолет в состоянии взять на борт боевую нагрузку до 4 000 кг.

По такому критерию как стоимость/эффективность Су-39 превосходит французский Мираж-2000-5, американский F-16C, шведский LJAS-39 примерно в 1,4-2,2 раза. Штурмовик может использоваться на дизтопливе без ограничения ресурса двигателей и не требует высококвалифицированного технического обслуживания. Данная машина доступна в освоении военным пилотам любой квалификации.

Живучесть штурмовика Су-39 значительно повышена

Средства боевой живучести штурмовика Су-39 общим весом в 1115 кг. обеспечивают машине практически 100% защиту пилота и всех жизненно важных узлов и агрегатов от поражения огнем стрелково-пушечного оружия калибром до 30-мм, а также возврат и посадку на аэродроме в случае поражения машины ПЗРК типа «Стингер». Достичь этого удалось за счет разнесенной и защищенной фюзеляжем самолета двухдвигательной силовой установки и возможностью продолжить полет на 1 рабочем двигателе. При этом пилот защищен титановой кабиной, которая в состоянии выдержать прямое попадание 30-мм снарядов, а также имеет лобовое бронестекло и броненадголовник.

Помимо этого за живучесть штурмовика отвечает комплекс боевого противодействия «Иртыш», включающий в себя: станцию активных радиотехнических помех «Гардения», станцию обнаружения, пеленгации и идентификации облучающих самолет РЛС, генератор активных ИК-помех «Сухогруз», систему отстрела дипольных отражателей и трассеров. Пусковая установка УВ-26 и ИК-генератор помех вмещают в себя 192 ложные цели ППР-26 (радиолокационная), либо ППИ-26 (тепловая), которые смонтированы в едином блоке, расположенном у основания киля самолета.

Для снижения заметности штурмовика над полем боя в оптическом диапазоне Су-39 обладает специальной окраской, а нанесенное на корпус радиопоглощающее покрытие уменьшает ЭПР самолета при облучении РЛС. Защита штурмовика, когда летчик не в состоянии обнаружить запуск ракет с тепловой головкой наведения, осуществляется смонтированной у основания киля станцией оптико-электронных помех «Сухогруз». Установленная здесь цезиевая лампа мощностью 6 кВт генерирует амплитудно-модулированные помехи ракетам, отводя их в сторону. Не забыто и более традиционное средство – программный отстрел ложных тепловых целей ППИ-26.

Снижению заметности штурмовика способствует силовая установка с бесфорсажными ТРД Р-195 с нерегулируемым соплом и сниженной в несколько раз ИК-сигнатурой сопла. Этого удалось достичь при помощи профилирования жаровой трубы и увеличенного центрального тела, что исключает прямую видимость лопаток турбины. Также заметность самолета была уменьшена за счет уменьшения температуры выхлопных газов при помощи подводимого атмосферного воздуха.

Важным компонентом увеличения боевой живучести штурмовика Су-39 является использование средств РЭБ, которые увеличивают вероятность преодоления вражеской системы ПВО. Основой информационной системы комплекса РЭБ «Иртыш» является станция радиотехнической разведки (СРТР), которая в состоянии пеленговать все существующие РЛС управления огнем и обнаружения. При подготовке к боевому вылету существует возможность программирования поиска РЛС с выставлением их приоритета. Информация об облучении штурмовика РЛС противника выводится на специальный индикатор в кабине пилота, с указанием источника излучения и его направления.

Обладая информацией СРТР, пилот штурмовика, в зависимости от боевой обстановки и задач может: нанести удар по РЛС ракетами; обойти зону поражения ЗРК; выставить активные радиотехнические помехи станцией «Гардения», или осуществить программный отстрел ложных целей для уклонения от УР, имеющих радиолокационные головки самонаведения. Два малогабаритных контейнера станций «Гардения», смонтированы на внешних подкрыльевых точках подвески. Данные станции генерируют уводящие, мерцающие, шумовые и перенацеливаемые на подстилающую поверхность помехи.

Тактико-технические характеристики Су-39:

Размеры: размах крыла – 14,36 м., длина истребителя – 15,06 м., высота – 5,2 м.
Площадь крыла – 30,1 кв. м.
Масса самолета нормальная взлетная – 16 950 кг., максимальная взлетная – 21 500 кг.
Запас топлива – 4890 л.
Тип двигателя – два ТРД Р-195(Ш), тяга нефорсированная – 2х4 500 кгс.
Максимальная скорость у земли – 950 км/ч.
Боевой радиус действия на высоте – 1050 км, у земли – 650 км.
Перегоночная дальность – 2 500 км.
Практический потолок – 12 000 м.
Экипаж – 1 человек.
Вооружение: одна двуствольная 30-мм пушка ГШ-30
Боевая нагрузка: нормальная 2 830 кг, максимальная 4 400 кг на 11 узлах подвески.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector