2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Модификации СУ-122 (У-35) — 122-мм штурмовая гаубица

СУ-122, Самоходная артиллерийская установка

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

Самоходная установка СУ-122

Успех немецких штурмовых орудий Sturmgeschuetz вызвал интерес в Красной Армии. Штурмовые орудия оказались дешевле танков, ведь у них не было башни, кроме того, на них можно было установить более мощные артсистемы. В апреле 1942 года ГАУ выдало техническое задание нескольким конструкторским бюро на разработку штурмового орудия. Координацию действий КБ осуществлял Народный Комиссариат Танковой Промышленности (НКТП). КБ предложили несколько вариантов шасси и пушек, включая зенитное орудие калибра 37 мм, дивизионную пушку калибра 76,2-мм и 122-мм гаубицу.

Конструкторское бюро под руководством Г.И.Каштанова разработало прототип штурмового орудия, установив гаубицу М-30 калибра 122 мм на шасси трофейного танка PzKpfw III. Получившаяся самоходка, которую назвали СУ-122и (иностранная), была принята на вооружение в июле 1942 года, но оказалась неудачной.

В октябре 1942 года ГКО приказал использовать для создания новой САУ шасси среднего танка Т-34. Работу поручили провести КБ завода Уралмаш в Свердловске, руководили проектом конструкторы Л.Горлицкий и Е.Сильнищиков. Новую самоходку, которая получила обозначение СУ-35, создали, расположив гаубицу М-30 образца 1939 года калибра 122 мм в полностью закрытой броневой рубке.

СУ-35 была создана на базе танка Т-34 образца 1943 года и защищалась броней 75…45 мм. Угол возвышения гаубицы от -3° до +26°, угол горизонтальной наводки – 10° влево и вправо. Моторно-трансмиссионное отделение, находящееся в кормовой части машины, осталось таким же, как и в танке Т-34, не изменилась и ходовая часть.

Экипаж самоходки, состоявший из пяти человек, размещался следующим образом: слева от гаубицы в носовой части- механик-водитель, в боевой рубке справа от гаубицы- командир машины, слева- наводчик, в кормовой части рубки- два заряжающих. На СУ-35 установили внешние топливные баки, что несколько увеличило запас хода.

Полевые испытания прототипа прошли успешно и в декабре 1942 года ГКО постановил выпустить ограниченное количество СУ-35, которую вскоре переименовали в СУ-122. До конца 1942 года было изготовлено 25 самоходных установок. Первый полк самоходных орудии был сформирован в декабре 1942 года. В новый полк входили 4 батареи легких самоходок СУ-76 (17 машин) и две батареи СУ-122 (8 машин). В конце января 1943 года первые два полка самоходных орудий прибыли на фронт под Ленинградом. В марте 1943 года были сформированы и укомплектованы еще два полка самоходной артиллерии. Эти полки поступали в распоряжение командующих армиями и фронтами и использовались во время наступательных операций. Впечатление от новых частей было смешанное. Хотя появление САУ в частях было встречено с восторгом, использовать СУ-76 вместе с СУ-122 оказалось довольно сложно, из-за множества технических недостатков у первых.

После их устранения, самоходки СУ-76М были выделены в полки легкой самоходной артиллерии, а СУ-122 стали входить в состав полков средней самоходной артиллерии. По штату такой полк состоял из 16 СУ-122 (4 батареи) и одного Т-34 командира полка.

СУ-122 вскоре стали более популярны в частях, чем СУ-76, в основном благодаря их хорошему бронированию и мощному орудию. В 1943 году на вооружение советских войск поступил новый бронебойно-подкалиберный снаряд БП-460А, который позволил СУ-122 эффективно поражать вражеские танки на дальних дистанциях.

После унификации танковых узлов, проведенной в августе 1944 года, гаубицу М-ЗОС стали устанавливать на шасси истребителя танков СУ-85, используя ту же маску пушки.

В 1944 году небольшое количество СУ-122 было выпущено на шасси СУ-100, однако в серию такой вариант самоходной установки не был запущен. Выпуск СУ-122 продолжался до лета 1944 года. Всего с конца 1942 по лето 1944 года было изготовлено 1100 машин.

Экипаж, чел 5
Масса, кг 30900
Длина, м 6,95
Ширина, м 3,0
Высота, м 2,24
Вооружение: 1×122мм M-30
Боезапас 40 выстрелов
Двигатель В-2, 12-цилиндровый дизель, 500 л.с.
Запас хода, км 150
Макс. скорость, км/ч 55

TANKI-TUT.RU — вся бронетехника мира тут

Су-122 – это одна из первых советских САУ класса штурмовых орудий, которая была принята в крупносерийное производство. Ее также можно было использовать как штурмовую гаубицу.

История создания СУ-122

Еще до Второй мировой войны в СССР активно работали над созданием самоходной артиллерии для оснащения Красной Армии. Однажды было предложено создать полностью бронированную боевую машину, которая поддерживала бы пехоту и танки непосредственно на поле боя. В 1930-е годы проект подобной машины заказали немецкой фирме, но фирма ни в сроки, ни в цену не уложилась, так что советская сторона отклонила проект. Итогом этих разработок стали StuG III – штурмовые САУ на базе PzKpfw III. В ответ на это в СССР в 1940-1941 году было решено создать аналогичную машину.

Читать еще:  Видео Палаш кирасирский солдатский обр. 1810 г.

Из-за активного наступления вермахта и потери производственных мощностей требовалось максимально удешевить и упростить конструкцию выпускаемых танков. По этой причине штурмовой танк У-33 стали разрабатывать на ходовой части Т-34, вооруженный его 76-мм пушкой ЗИС-22. Чтобы снизить трудоемкость машины конструкторы отказались от башни. Это также позволило усилить бронирование за счет резерва примерно в две тонны. К сожалению, проект так и не реализовали в металле – заводы были заняты выпуском Т-34.

В октябре 1942 года поступил приказ – как можно быстрее разработать 122-мм бронированную самоходную гаубицу для борьбы с танками врага. Т-34 как раз покинули сборочные линии завода, и конструкторы и инженеры полностью сконцентрировались на поступившем приказе. В итоге 29 октября, всего за десять дней, был разработан проект У-35, совместивший в себе лучшие черты У-33 и У-34, другой опытной машины под те же требования.

30 ноября протопит У-35 поступил на серийные испытания. Было выявлено множество недостатков, некоторые из которых устранили сразу же. Однако в целом машина требовала серьезной доработки.

В декабре У-35 проходил государственные испытания вместе с СУ-122/Т-3 – машине на базе трофейного PzKpfw III. По результатам испытаний У-35 приняли на вооружение под названием СУ-122. Машина требовала около полусотни доработок, но она была очень нужна на фронте, поэтому первую серию было разрешено выпустить «как есть». Большинство недостатков устранили прямо на стадии выпуска, и только первые 10 предсерийных машин были существенно хуже остальных из-за «ломаной» лобовой части, малых размеров маски орудия и ряда других недостатков. После этого СУ-122 несколько раз совершенствовали и дорабатывали.

Тактико-технические характеристики (ТТХ) СУ-122

Общая информация

  • Боевая масса – 29,6 т;
  • Компоновочная схема — моторно-трансмиссионное отделение в корме, боевое в передней части;
  • Экипаж – 5 человек;
  • Количество выпущенных – 638 штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 6950 мм;
  • Ширина корпуса – 3000 мм;
  • Высота – 2235 мм;
  • Клиренс – 400 мм.

Бронирование

  • Лоб корпуса (верх) — 45/50° мм/град;
  • Лоб корпуса (низ) — 45/45° мм/град;
  • Борт корпуса (верх) — 45/40° мм/град;
  • Борт корпуса (низ) – 45 мм;
  • Корма корпуса (верх) — 40/48° мм/град;
  • Корма корпуса (низ)- 40/45° мм/град;
  • Днище – 15 мм;
  • Крыша корпуса – 20 мм;
  • Лоб рубки — 45/50° мм/град;
  • Маска орудия – 45 мм;
  • Борт рубки — 45/20° мм/град;
  • Корма рубки — 45/10° мм/град.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 122-мм гаубица M-30С;
  • Длина ствола – 22,7 калибра;
  • Боекомплект пушки – 40;
  • Углы ВН: −3…+25°;
  • Углы ГН: 20°
  • Прицел — панорама Герца.

Подвижность

  • Тип двигателя – дизель;
  • Мощность двигателя – 500 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 55 км/ч;
  • Скорость по пересечённой местности – 15-20 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 600 км;
  • Удельная мощность — 16,8 л.с./т;
  • Тип подвески — пружинная «свечная» (Кристи);
  • Удельное давление на грунт — 0,68 кг/см²;
  • Преодолеваемый подъём — 33°;
  • Преодолеваемая стенка — 0,73 м;
  • Преодолеваемый ров — 2,5 м;
  • Преодолеваемый брод — 1,3 м.

Модификации

Официально у СУ-122 не было модификаций, но в процессе серийного производства она много раз видоизменялась. В итоге САУ различных серий серьезно отличались друг от друга, причем часто изменения предыдущей серии не наследовались машинами следующей.

На базе СУ-122 было построено несколько опытных машин:

  • СУ-122М. Попытка установить в машину гаубицу У-11 для увеличения пространства боевого отделения. Также это позволило сократить экипаж до пяти человек. К сожалению, в результате масса машины сильно возросла вместе со стоимостью производства, и СУ-122М была выпущена только в единственном экземпляре. Некоторые наработки от этой машины применили в СУ-85;
  • СУ-122-III – попытка создать орудие со 122-мм гаубицей рамного типа. Эта машина считается предсерийным образцом СУ-85 со 122-мм орудием. В ходе испытаний орудие СУ-122-III несколько раз отказывало, так что работа над этой САУ была прекращена, и все силы бросили на СУ-85.

Применение в бою

Первые самоходно-артиллерийские полки были сформированы в конце 1942 года, а 1 января в них поступили первые СУ-122. В целом машины показывали себя достаточно хорошо, однако у экипажей пока не было опыта управления САУ. Кое-где экипажи СУ-122 стали комплектовать не танкистами, а артиллеристами, что повысило их эффективность.

СУ-122 активно участвовали в Курской битве, в контрударе под Прохоровкой и в других боях, постепенно становясь поддерживающим штурмовым оружием для огня прямой наводкой. Постепенно количество машин уменьшалось из-за огромных потерь. Также СУ-122 стали выводить из составов САП, заменяя их на СУ-85, а отремонтированные СУ-122 передавая по несколько штук в другие подразделения.

Читать еще:  Статьи Шашка казачья офицерская обр. 1881/1910 гг.

В начале 1944 года СУ-122 активно применяли на Белорусском и Калининском фронтах, но уже к апрелю их практически не осталось, а в Берлинской битве участвовало меньше десятка машин.

Несколько СУ-122 захватили немецкие войска. Они использовали их как трофейные, присвоим им название StuG SU122(r).

Память о танке

Единственная сохранившаяся СУ-122 сегодня выставлена в Бронетанковом музее Кубинки. В киевском музее ВОВ выставлена грубая имитация СУ-122, сделанная из СУ-100 с обрезанным стволом.

Модификации СУ-122 (У-35) — 122-мм штурмовая гаубица

Разработка самоходной 122-мм гаубицы была начата летом 1942 г. В течение осени три конструкторских бюро предложили проекты своих боевых машин, из которых два проекта были изготовлены. Машина Уралмашзавода, изготовленная на шасси Т-34, получила индекс У-35, а машина завода 592, изготовленная на шасси немецкого штурмового орудия — СГ-122. После сравнительных испытаний СГ-122 и У-35, на вооружение под индексом СУ-122 была принята последняя и с 1 января 1943 г. начался ее серийный выпуск.

СУ-122 выпускались тремя последовательными сериями, которые отличались только изменениями, направленными на упрощение выпуска. С мая 1942 г. в боекомплект СУ-122 были введены кумулятивные снаряды, что позволило их применять не только для борьбы с укреплениями и живой силой, но и против немецких танков.

В марте 1943 г. КБ Уралмашзавода предприняло попытку кардинально улучшить характеристики СУ-122. Для машины изготовили новую более просторную рубку, в лобовом листе которой была установлена 122-мм гаубица У-11, прошедшая испытания в башне танка КВ-9. Кроме того, механик-водитель получил полноценный люк (вместо люка-пробки), а маховик вертикального наведения орудия находился слева, что позволяло обходиться усилиями одного наводчика.

Модернизированная таким образом САУ получила индекс СУ-122М. Однако масса и стоимость машины превышали допустимые пределы, а надежность оставляла желать лучшего. САУ на вооружение принята не была.

В конце мая КБ Уралмашзавода, совместно с КБ завода № 9, предприняли вторую попытку модернизировать СУ-122 и максимально унифицировать ее конструкцию с только что разработанной СУ-85. Для этого в корпус новой конструкции вместо 85-мм пушки Д-5 была установлена 122-мм гаубица Д-6, отличавшаяся от У-11 меньшими габаритами и укороченным откатом. Испытания проводились совместно с САУ, вооруженными 85-мм пушками, но ввиду поломок СУ-122-3 (такой индекс получила новая САУ перед испытаниями), с испытаний она была снята.

Проектирование самоходных истребителей танков, вооруженных 85-мм пушкой с баллистикой зенитного орудия обр. 1939 г., началось по распоряжению ГоКО от 5 мая 1943 г. К концу мая варианты 85-мм пушек для вооружения САУ подали ЦАКБ и завод № 9.

Пушка ЦАКБ, получившая индекс С-18, проектировалась для вооружения тяжелых танков КВ и для установки в САУ ее лишь слегка доработали. Оснащенная новой карданной рамкой по типу рамки С-1 и качающейся бронировкой нового типа, пушка была доставлена на Уралмашзавод. Но размеры казенной части пушки С-18 оказались очень большими, что не позволяло без переделки установить орудие в рубку СУ-85 с полноценным люком механика-водителя.

Однако, после обращения В.Грабина в ГоКО, Уралмашзавод получил задание произвести установку С-18 в рубке разработанной СУ-85. При этом орудием С-18 были оснащены две САУ, получившие индексы СУ-85-I и СУ-85-IV.

  • СУ-85-I представляла собой компромиссную конструкцию, для которой, в целях сохранности боевой рубки СУ-85, КБ Уралмашзавода разработало новую люльку и качающуюся бронемаску, исключив спаренный пулемет.
  • СУ-85-IV была изготовлена по настоянию ЦАКБ, для чего корпус САУ был немного изменен в лобовой части.

СУ-85-IV была снята с испытаний, как не выдержавшая их, а СУ-85-I показала худшие результаты по сравнению с СУ-85-II. На вооружение артсистемы приняты не были.

СУ-85-II была спроектирована КБ Уралмашзавода под установку 85-мм орудия Д-5, конструкции КБ завода № 9. Первоначально пушка рассматривалась только как резервный вариант для временного принятия на вооружение, если возникнут трудности с С-18.

Но испытания показали значительные эксплуатационные преимущества Д-5 и ее более надежную работу. После государственных испытаний комиссия под председательством ген-лейтенанта танковых войск Тарановича рекомендовала СУ-85-II для принятия на вооружение танковых войск в качестве «85-мм штурмовой противотанковой самоходной пушки СУ-85» вазмен СУ-122.

Первый САП, вооруженный СУ-85, поступил на фронт в сентябре 1943 г.

11 ноября 1943 г. ГАУ предложило использовать в качествые прототипа для противотанкового орудия большой мощности баллистику 100-мм морской пушки Б-34, под которую ЦАКБ и КБ завода № 9 начали разрабатывать проекты самоходных версий. В первых числах декабря 1943 г. КБ Уралмаша предложило проект новой боевой рубки САУ с увеличенной до 75-мм толщиной лобовой брони и предназначенной для установки орудий крупного калибра. Проект был одобрен и вскоре корпус нового самохода покинул сборочный цех для проведения ходовых испытаний.

Для установки в САУ были поданы 100-мм пушки С-34 (ЦАКБ) и Д-10 (КБ завода № 9). Но для установки орудия С-34 необходимо было перекомпоновать боевое отделение САУ (наводчик располагался справа), что вызвало большие трудности. В конце февраля 1944 г. КБ завода № 9 изготовило свое 100-мм орудие Д-10, с которым 3 марта СУ-100 вышла на заводские испытания. Доводка орудия продлилась до лета и 3 июля 1944 г. ГОКО постановлением № 6131 принял СУ-100 с пушкой Д-10С на вооружение взамен СУ-85. Уралмашзавод готов был начать серийное производство СУ-100, однако ввиду неготовности серийного 100-мм бронебойного выстрела, производство было остановлено.

По предложению главного конструктора Уралмашзавода Л.Горлицкого, выпуск корпусов СУ-85 с июля 1944 г. был прекращен, а 85-мм пушку Д-5С начали устанавливать в корпус СУ-100, имевший более толстую броню и более просторное боевое отделение. Такая САУ получила индекс СУ-85М и производилась до декабря 1944 г, когда на смену ей пришла более мощная СУ-100 с новым бронебойным снарядом.

Первое боевое применение СУ-100 имело место в январе 1945 г. САУ поступали на оснащение Самоходно-артиллерийских бригад (САБр) Резерва Главного командования (РГК). СУ-100 до конца войны были самыми мощными серийными противотанковыми САУ СОветской Армии.

В связи с задержкой освоения 100-мм бронебойного сраняда, КБ Уралмашзавода предложило установить в рамку SU-100 вместо орудия Д-10, 122-мм танковое орудие Д-25, благо установочные места у них были практически полностью унифицированы.

В октябре 1944 г. на испытания вышла САУ, вооруженная 122-мм пушкой Д-25, установленной в рамке SU-100 второй серии. После проведения заводских испытаний SU-122П (такой индекс получила новая САУ), она была отправлена на Гороховецкий полигон для Госиспытаний, которые прошла успешно. 1 октября 1944 г. SU-122П была рекомендована для принятия на вооружение, но приказа о ее серийном производстве не последовало.

Причины этого лежали в том, что скорострельность СУ-122П оказалась недостаточной для использования ее в качестве противотанковой (один заряжающий), а для сокрушения укреплений противника по мнению руководства бронетанкового управления больше подходили ИСУ-152 и ИСУ-122.

После изучения летом-осенью 1943 г. захваченных и подбитых САУ «Фердинанд», ГАУ выдвинуло требования о создании специального 85-мм противотанкового орудия с баллистикой, близкой баллистике StuK 43 (PaK 43).

Первыми 85-мм пушку большой мощности изготовило и предьявило КБ завода № 9. Пушка Д-5-С-85БМ сохранила гильзу 85-мм зенитной пушки, а за счет увеличения порохового заряда и длины ствола, начальную скорость бронебойного снаряда удалось довести до 950 м/с. Испытания СУ-85БМ, вооруженной этим орудием, проходили в январе-марте 1944 г, но орудие принято на вооружение не было.

ЦАКБ весной 1944 г. изготовило 85-мм самоходную пушку С-34-IB, в которой использовалась гильза от 100-мм орудия. Пушка, смонтированная в боевой рубке СУ-85, прошла испытания летом 1944 г, но требования ТЗ достигнуты не были. Кроме того, наблюдался неустойчивый полет бронебойного снаряда.

Осенью 1944 г. новый вариант 85-мм пушки большой мощности для установки в САУ предложило КБ завода № 9. Новая пушка Д-10-85ПМ использовала гильзу с усиленным зарядом 100-мм орудия Б-34, а ствол ее был удлинен специальной гладкоствольной муфтой. Испытания велись до марта 1943 г., но также не продемонстрировали выдающихся характеристик.

Ни одна из рассмотренных артсистем на вооружение не принималась.

После ознакомления с опытом фронтового использования различных САУ, в августе 1943 г. начальник КБ Уралмашзавода Л.Горлицкий предложил перейти на выпуск САУ с задним расположением боевого отделения, как наиболее удачных для маневрирования вне дорог и имеющих лучшую защищенность. Однако начальник ОГК НКТП Бер не разрешил изготавливать СУ-100 с подобной компоновкой.

Однако в 1944 г. подобное решение было одобрено и к октябрю 1944 г., Уралмашзавод предложил 4 проекта различных перспективных САУ, два из которых были скомпанованы «по типу Фердинанда».

26 октября НКТП приказал Уралмашу закончить проектирование и выпустить опытный образец такой САУ с использованием двигателя и агрегатов танка Т-44. В марте проект САУ, получившей индекс «Уралмаш-1», был завершен, а в первых числах мая на испытания вышли опытные образцы. Один нес 100-мм орудие Д-10С (СУ-101), а второй — 122-мм пушку Д-25-44С (СУ-102) с унитарным выстрелом. Оба самохода показали на испытаниях хорошие результаты и были рекомендованя для принятия на вооружение. Но война закончилась, а для несения службы в мирное время надежность агрегатов Т-44 была недостаточной. На вооружение «Уралмаш-1» принят не был.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector