1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Модификации С-125 «Нева» — зенитно-ракетный комплекс

Модификации С-125 «Нева» — зенитно-ракетный комплекс

Зенитный ракетный комплекс С-125 (Sa-3 «Goa» — по классификации США/НАТО) предназначен для поражения воздушных целей на малых и средних высотах. Комплекс всепогодный, способен поражать цели на встречных курсах и вдогон, в исключительных случаях обстреливать радиолокационно наблюдаемые наземные и надводные цели. Разработка комплекса была начата в 1956 г. в КБ-1 (ныне «Алмаз»). Генеральный конструктор А. Расплетин. Зенитная управляемая ракета была разработана КБ «Факел», генеральный конструктор П. Грушин.

ЗРК С-125 Нева — видео

Испытания комплекса начались в 1961 г., тогда же он был принят на вооружение войск ПВО Советской Армии. В то же время для Военно-Морского Флота были разработаны корабельные варианты комплекса Ml «Волна» (SA-N-1A) и Ml «Волна М» (SA-N-3). Двухступенчатая твердотопливная ракета 5В24 выполнена по нормальной аэродинамической схеме. Управление ее полетом осуществляется с помощью команд, формируемых станцией наведения ракет и передаваемых по радиолинии управления на борт. Ракета имеет твердотопливный стартовый двигатель, время работы которого до сбрасывания — 2,6 с. Маршевый двигатель также твердотопливный, запускается после окончания работы стартового и работает 18,7 с. После сброса стартового ускорителя ракета начинает принимать команды управления для наведения в точку встречи с целью. Первая ступень (стартовый двигатель) представляет собой пороховой реактивный двигатель ПРД-36 (14 пороховых шашек общей массой 280 кг). Двигатель второй ступени представляет собой пороховую шашку весом 125 кг. Боевая часть 4Г90 осколочно-фугасная, с готовыми поражающими элементами весом 60 кг (32 кг — взрывчатое вещество и 22 кг — поражающие элементы). На ракете используется доплеровский радиовзрыватель.
Радиус разлета осколков по целям типа F-4 составляет 12,5 м. Ракета имеет радиовзрыватель, снятие первой ступени предохранения которого осуществляется после того, как ракета удалится на 300 м от пусковой установки. Если ракета не поразила цель, она самоликвидируется.

В 1964 г. на вооружение была принята новая ракета 5В27. Она отличалась от предыдущей конструкцией маршевого двигателя и имела новую более мощную боевую часть 5Б18 массой 72 кг. За счет этого увеличилась скорость ракеты и размеры зоны поражения.
Для обнаружения и сопровождения воздушных целей, а также для передачи команд управления на ЗУР служит станция наведения ракет СНР-125, которая работает в 1-диапазоне волн (8.9—9,46 ГГц). Она имеет антенны специальной конфигурации, расположенные таким образом, чтобы уменьшить влияние отражений от земли. Максимальная дальность обнаружения целей составляет 110 км. Ширина диаграммы направленности антенн 12°х1,5°. Антенны имеют устройство механического сканирования луча, что позволяет одновременно осуществлять просмотр определенного участка пространства. СНР позволяет одновременно наводить на цель одну или две ракеты. Для обеспечения возможности работы в условиях помех станция оборудована телевизионной оптической камерой, позволяющей обнаруживать цели на дальностях до 25 км, а также контролировать результаты стрельбы. В составе комплекса используются пусковые установки 5П71 или 5П73. На одной пусковой установке 5П71 размещается 2 ЗУР, на ПУ 5П73 — 4 ЗУР. Время заряжания — 1 мин. Для транспортировки и заряжания ракет используется транспортно-заряжающая машина на базе грузового автомобиля повышенной проходимости ЗиЛ-131 или ЗиЛ-157 (ранние версии). Характеристики ракеты и боевой части позволяют производить обстрел как наземных, так и надводных радиолокационно наблюдаемых целей.

Для раннего обнаружения целей в состав дивизиона С-125 «Нева» включена двухкоординатная радиолокационная станция кругового обзора П-15 С-диапазона (810—950 МГц). Она имеет две расположенные друг над другом параболические антенны и ширину диаграммы направленности в вертикальной плоскости 5е, а в горизонтальной — 2° Многие дивизионы комплектуются РЛС П-15М, которая отличается тем, что антенна может устанавливаться на вышке высотой от 20 до 30 м. Это повышает дальность обнаружения маловысотных целей. Для определения высоты сопровождаемых целей используется радиолокационный высотомер ПРВ-11, работающий в Е-диапазоне (2,5—2,7 ГГц). Максимальная дальность обнаружения составляет 180 км, максимальная высота обнаружения — 32 км.

Первое боевое применение комплекса зарегистрировано в 1970 г. В Египте для прикрытия зоны Суэцкого канала и других важных административных центров были развернуты 18 дивизионов. До перемирия ООН, заключенного в том же году, с помощью С-125 было сбито 5 самолетов типа «Фантом» F-4A.

Главное боевое испытание комплекс прошел в 1973 г., когда Сирия и Египет использовали большое число комплексов против израильской авиации. К началу войны египтяне имели 146 зенитных ракетных дивизионов, причем примерно третью часть из них составляли С-125. Во время этой войны арабская ПВО израсходовала 2100 ракет С-75, С-125, «Квадрат». Ими были сбиты 46 израильских самолетов, причем 6 из них — комплексом С-125. В ходе войны некоторые комплексы были неповрежденными захвачены израильтянами и переданы американским экспертам для детального изучения.

С 1973 г. С-125 использовался Вооруженными Силами Ирака (во время войны в Персидском заливе 1980—1988 гг.), Сирии (для противовоздушной обороны долины Бекаа), Ливии (для отражения налетов авиации ВМС и ВВС США в 1986 г.), Анголы (для борьбы с южноафриканской авиацией). Комплекс использовался также Вооруженными Силами Ирака во время войны в Персидском заливе 1990—1991 гг.

8 дивизионов С-125 использовались для обороны Белграда при отражении налетов авиации НАТО против Югославии. По сообщению некоторых источников, именно с помощью С-125, оборудованного тепловизором фирмы «Филипс», был сбит самолет-невидимка F-1I7.
ЗРК С-125 экспортировался во многие страны мира: Афганистан, Анголу (3-ЗРК), Алжир (5), Болгарию. Венгрию (6), Вьетнам (40), Египет (55), Йемен (3), Индию (12), Ирак, Корею (8), Кубу (12), Ливию, Мали (3), Мозамбик (3), Перу (2), Польшу, Сирию (40), Танзанию (5), Чехию, Финляндию (3), Эфиопию (8), Югославию (8). На экспорт комплекс поставлялся под названием «Печора».
В России он уже снят с вооружения, однако во многих странах он продолжает оставаться на вооружении.

Читать еще:  Характеристики "Дон-2Н" - многофункциональная РЛС

Антенный пост станции наведения ракет СНР-125

Модификации ЗРК С-125

Для ПВО СССР

С-125 «Нева» — (1961) базовый комплекс, оснащался ракетами В-600П (5В24) с дальностью до 16 км.

С-125М «Нева-М» — (1970) развитие комплекса с ракетами В-601П (5В27) дальностью до 22 км.

С-125М1 «Нева-М1» — (1978) модернизированный вариант С-125М с улучшенной помехозащищённостью и оснащением ракетами В-601ПД (5В27Д) с возможностью стрельбы вдогон.

Для ВМФ СССР

М-1 «Волна» — (1962) аналог комплекса С-125 «Нева» корабельного базирования.

М-1М «Волна-М» — (1964) аналог комплекса С-125М «Нева-М» с оснащением с ракетами В-601П (5В27).

М-1П «Волна-П» — (1974—1976) модернизированный вариант с улучшением помехозащищённости, систем управления и добавлением телесистемы 9Ш33.

М-1Н «Волна-Н» — (после 1976) дальнейшая модернизация комплекса для борьбы с низколетящими ПКР, оснащался ракетами В-601М.

Экспортные

С-125 «Печора» — экспортный вариант комплекса С-125 «Нева».

С-125М «Печора-М» — экспортный вариант комплекса С-125М «Нева-М».

С-125 Печора-2М — самоходный вариант (поставлен в ряд стран).

ЗРК С-125-2Т «Печора-2Т»

Современные модификации

С-125 Печора-2Т — белорусская модификация С-125 разработки НПО «Тетраэдр»;

С-125-2ТМ «ПЕЧОРА-2ТМ — белорусская модификация С-125 разработки НПО «Тетраэдр», 2006 год. Помехозащищённость комплекса обеспечивает работу ЗРК при постановке ему помех мощностью 2700 Вт/МГц (на выходе из антенны постановщика помех) на дальности 100 км от ЗРК, минимальная обнаруживаемая ЭПР цели — 0,02 м², дальность поражения — 35 км.

С-125 Печора-2А — российская модификация С-125 разработки ОАО «ГСКБ „Алмаз-Антей“». Дальность поражения целей — 28 км. Дальность обнаружения цели с ЭПР 2 м² — 100 км. Время работы двигателя — 24 секунды[5]. Помехозащищённость ЗРК: повышена со 100 до 2000 Вт/МГц (мощность активной помехи на выходе из антенны постановщика помех), дальность обнаружения в помехах сокращается в 2 раза. Минимальная ЭПР цели 0,3 м²

С-125 Печора-2М — российская модификация ЗРК разработки ОАО «Оборонительные системы». Минимальная ЭПР цели до 0,1 м²[8], введён комплекс радиотехнической защиты (КРТЗ) от противорадиолокационных ракет (ПРР). В 2007 г. система была проверена на полигоне, при обстреле комплекса ни одна из ПРР не попала в цель. Защита от активных и пассивных помех обеспечивается с помощью введения новой аппаратуры. Масса боевой части увеличена на 50 %, разлёт осколков — в 3,5 раза. Основные характеристики комплекса:

Обзорная РЛС заменена на современную «Каста-2Е2»

— количество ПУ: 8 единиц;
— ведение до 16 воздушных объектов;
— удалённость ПУ от центра управления: до 10 км;

Комплекс получил возможность сопрягаться с удаленными РЛС и вышестоящими КП по телекодовым каналам.Возможна эффективная стрельба по крылатым ракетам и применение как одного радара подсвета и наведения по цели, так и двух (по двум различным целям). Оптическая станция обеспечивает работу не только днём, но и ночью.

Зенитно-ракетный комплекс С-125М1 «Нева-М1»

Тактико-технические характеристики ЗРК С-125 Печора-2М

— Разработчик: КБ-1 (головной), ОКБ-2 (ракета) и другие
— Главный конструктор: А. А. Расплетин, Ю. Н. Фигуровский, П. Д. Грушин
— Годы разработки: 1956 — 1961
— Принятие на вооружение: 21 июня 1961
— Производитель: Ракета: Завод №32 (Киров)

Дальность поражения ЗРК С-125

— Максимальная дальность, км: 32
— Минимальная дальность, км: 3,5

— Вероятность поражения: 0,51(30км)-0,98(20км)
— Время полета на максимальную дальность: до 4 минут

— Максимальная скорость поражаемых целей (м/с): 1000
— Мин. эпр. (м2): 0,1

— Максимальная высота целей, км: 20
— Минимальная высота целей, км: 0,02

С-125М «Нева-М» — зенитный ракетный комплекс

В ходе испытаний комплекса С-125 выявился ряд недостатков радиовзрывателя 5Е15. Кроме того, зона поражения уже представлялась явно недостаточной для двухступенчатой ЗУР массой почти в тонну. Это было очевидно в сравнении с ракетой войскового 3М9 зенитного ракетного комплекса «Куб», начатой разработкой в 1958 г.

31 марта 1961 г., еще до принятия С-125 на вооружение, было принято Решение ВПК о проведении модернизации ракеты и аппаратурных средств СНР-125. Оно основывалось на предложениях ГКАТ и ГКОТ по созданию ракеты с увеличенными дальностью и верхней границей зоны поражения, при повышенной до 630 м/с средней скорости полета. Предлагалось основательно переделать пусковую установку, обеспечив размещение на ней четырех ракет. Согласно одной из версий, последняя задача была поставлена лично Д.Ф. Устиновым.

Постановлением 1961 г. наряду с принятием на вооружение ракеты В-600П была официально задана раз работка более совершенного образца, получившего обозначение В-601П (изделие 5В27), хотя соответствующее дополнение к эскизному проекту по ракете было выпущено ОКБ-2 еще в конце 1959 г. Параллельно совершенствовалась корабельная зенитная ракета В-601 (4К91). Отметим, что указанная ракета В-601 — вторая под этим наименованием, в конце 1950-х гг. применявшимся для «сухопутного» варианта В-600.

Поскольку в данном случае не ставилась задача создания принципиально новой зенитной ракетной системы, модернизация комплекса в целом была поручена конструкторскому коллективу завода N304 при сохранении общего руководства за КБ-1. Состав аппаратуры станции наведения ракет был расширен и доработан применительно к новой ракете В-601П. В модифицированный вариант комплекса ввели новую четырехбалочную пусковую установку 5П73, которая обеспечивала возможность боевого использования ракет В-600П и В-601П, а также проведение тренировок расчетов. Появились и модернизированные варианты транспортно-заряжающих машин ПР-14М, ПР-14МА, созданные на базе шасси автомобиля ЗиЛ-131.

Работа над новой ракетой В-601П (5В27) была официально начата по Постановлению СМ СССР N561-233 от 21 июня 1961 г. Основными направлениями работы стали разработка нового радиовзрывателя 5Е18 и маршевого двигателя на принципиально новом смесевом топливе. Высокий удельный импульс и повышенная плотность этого топлива при сохранении габаритов ракеты должны были увеличить энергетические характеристики двигателя и обеспечить расширение зоны поражения комплекса.

Постановлением от 29 июня 1962 г. N660-270 было задано увеличение максимальной высоты действия комплекса до 14 км, дальности — до 20 км, а плановый срок окончания испытаний усовершенствованной ракеты устанавливался на ноябрь 1963 г.

Читать еще:  Новости Проект 61 - большие противолодочные корабли типа «Комсомолец Украины»

В ходе заводских испытаний В-601П, проводившихся с 15 августа по 28 декабря 1962 г., было выполнено 28 пусков, в том числе шестью ракетами в боевой комплектации, которыми было сбиты две мишени МиГ-17. В конце 1962 г. начались совместные испытания, ход которых несколько задержался из-за ненадежности маршевого двигателя при температурах от -20 до -25 град.С. При более низких температурах отмечались систематические разрушения двигателей на стенде (один из пяти при -30 град.С и пять из 17 при -40 град.С).

В результате, соответствующим Решением ВПК N27 от 30 января 1963 г. был определен срок возобновления совместных испытаний — март 1964 г. Одновременно на НИИ-125 возлагалась задача обеспечения надежности заряда двигателя. При необходимости требовалось обеспечить подогрев ракет при температурах ниже -20 град.С. В свою очередь, НИИ-6 поручалось подготовить предложения по повышению эффективности боевой части 5Б18.

Еще до завершения совместных летных испытаний в соответствии с Решением ВПК N2б0, принятым 13 декабря 1963 г., на заводе N32 началась подготовка к выпуску ракет В-601П. Однако и в 1964 г. при испытаниях еще наблюдались неудачные пуски ракет по причине отказов маршевого двигателя и боевой части.

Постановлением СМ СССР N479-199 от 29 мая 1964 г. ракета 5В27 (В-601П) была принята на вооружение. При этом устанавливалось, что при применении новой ракеты поражались цели со скоростями полета до 1500-2000 км/ч на дальности до 17 км в диапазоне высот 200-14000 м. При постановке пассивных помех заданной плотности максимальная высота поражения снижалась до 8000 м, дальность -до 13,2-13,6 км. Маловысотные (100-200 м) цели уничтожались на дальности до 10 км. Дальность поражения околозвуковых самолетов достигала 22 км.

Основными отличиями новой ракеты от ранее созданной В-600П был новый, более совершенный маршевый двигатель с вкладным зарядом из смесевого топлива 301-К массой 151 кг, взрыватель 5Е18, предохранительно-исполнительный механизм 5Б79 и боевая часть 5Б18 массой 72 кг, при подрыве которой обеспечивалось образование 4500 осколков массой по 4,72-4,79 г.

Внешне ракеты В-601П легко опознавались по двум аэродинамическим поверхностям, которые были установлены на переходном соединительном отсеке за верхней правой и нижней левой консолями в целях уменьшения дальности полета стартовика после его отделения. После разделения ступеней эти поверхности разворачивались, что приводило к интенсивному вращению и торможению ускорителя с разрушением всех или нескольких консолей стабилизатора и, в результате, к его беспорядочному падению на относительно малом удалении от пусковой установки.

Время работы стартового ускорителя составляло 2-4 с, маршевого двигателя — до 20 с. Для расширения зоны поражения ракета наводилась и на пассивном участке траектории, при этом время самоликвидации было увеличено до 49 с. Ракета могла маневрировать с перегрузками до 6 единиц. Допускалась эксплуатация ракеты в температурном диапазоне от — 40 град, до +50 град.

Одновременно с принятием на вооружение ракеты В-601П Правительством было задано проведение работ по расширению боевых возможностей комплекса, в частности по обеспечению стрельбы по целям, летящим со скоростями до 2500 км/ч, обеспечению поражения околозвуковых целей на высотах до 18 км, увеличению вероятности поражения целей и повышению защищенности от помех. Необходимые мероприятия были проведены достаточно быстро, но официально основные характеристики были откорректированы только спустя три года.

Для расширения боевых возможностей, повышения надежности и улучшения эксплуатационных свойств были созданы следующие модификации ракеты:
5В27Г — герметичная;
5В27ГП — герметичная, с приближенной до 2,7 км ближней границей зоны поражения;
5В27ГПС — герметичная, с приближенной ближней границей зоны поражения, с селектирующим блоком. Применение на ракете селектирующего блока уменьшило вероятность срабатывания радиовзрывателя по отраженным сигналам от местных предметов при стрельбе по низколетящим целям;
5В27ГПУ — ракета 5В27ГП с ускоренной предстартовой подготовкой, что достигалось за счет подачи повышенного напряжения на бортовую аппаратуру от наземного источника питания в режиме предстартового прогрева аппаратуры (соответствующую доработку прошла и аппаратура предстартовой подготовки в кабине УНК).

Для проведения тренировок по заряжанию и разряжанию пусковой установки, вождению ТЗМ с ракетами промышленностью выпускались габаритно-весовые макеты ракет, а для обучения личного состава — учебно-действующие и разрезные макеты ракет.

Ракеты В-601 всех модификаций выпускались кировским заводом N32. Предполагалось организовать производство ракет и на ленинградском заводе N272, но это предприятие было переключено на выпуск ракет для комплекса С-200. В работах по обеспечению серийного выпуска ракет принимали активное участие специалисты НИАТ и ВИАМ.

Перевозимая четырехбалочная пусковая установка 5П73 (СМ-106 в системе обозначений ЦКБ-34) была спроектирована под руководством главного конструктора Б.С. Коробова. Без газоотражателей и ходовой части она транспортировалась на автомобиле ЯАЗ-214. С целью предотвращения касания ракетой земли или местных предметов при «проседании» на начальном неуправляемом этапе полета при стрельбе по маловысотным целям устанавливался минимальный угол встреливания ракеты — 9 град. Для предотвращения эрозии грунта при пусках ракет вокруг ПУ настилалось специальное резинометаллическое многосекционное круговое покрытие.

Заряжание пусковой установки осуществлялось последовательно двумя ТЗМ, подходившими к правой или левой паре балок. Допускалось заряжание пусковой установки одновременно ракетами В-600П и В-601П ранних модификаций. Для сопряжения направляющих транспортно-заряжающей машины ПР-14М (ПР-14МА) и пусковой установки на грунте устанавливались подъездные мостки, фиксировавшие положение ТЗМ относительно левой или правой пары балок ПУ.

Пусковая установка выпускалась несколькими заводами, в том числе на заводе в Юрге (с 1977 г.). При размещении дивизиона на подготовленной позиции для обеспечения электропитания от промышленной сети использовалась передвижная трансформаторная подстанция (ТПС), смонтированная в кузове двухосного автомобильного прицепа.

Для обеспечения целеуказания при ведении боевых действий без АСУ ПВО дивизионам С-125 придавались радиолокационные станции разведки и целеуказания: метрового диапазона — типа П-12 (П-18), дециметрового диапазона — П-15.

Читать еще:  Видео ЗиС-2 - 57-мм противотанковая пушка образца 1941 года

Комплекс С-125М в целом был принят на вооружение 27 сентября 1970 г. Создание модернизированного варианта системы С-125М было отмечено Государственной премией, лауреатами которой стали В.М. Балдин, СА. Бычков, В.Е. Дубровин, Б.С.Коробов, Ю.И. Малетин, Г.И. Мейтин, Е.И.Никифоров, Б.Н.Перовский, В.М.Толоконников, О.И. Шкварников.

Зенитный ракетный комплекс С-125 «Нева» (Россия)

Зенитный ракетный комплекс С-125 «Нева» (Sa-3 «Goa» — по классификации НАТО) предназначен для поражения воздушных целей на малых и средних высотах. Комплекс всепогодный, способен поражать цели на встречных курсах и вдогон, в исключительных случаях обстреливать радиолокационно наблюдаемые наземные и надводные цели. Разработка комплекса была начата в 1956 г. в КБ-1 (ныне «Алмаз»). Генеральный конструктор А. Расплетин. Зенитная управляемая ракета была разработана КБ «Факел», генеральный конструктор П. Грушин. Испытания комплекса С-125 «Нева» начались в 1961 г., тогда же он был принят на вооружение войск ПВО Советской Армии. В то же время для Военно-Морского Флота были разработаны корабельные варианты комплекса «Волна» (SA-N-1A) и «Волна М» (SA-N-3).

Двухступенчатая твердотопливная ракета 5В24 выполнена по нормальной аэродинамической схеме. Управление ее полетом осуществляется с помощью команд, формируемых станцией наведения ракет и передаваемых по радиолинии управления на борт. Ракета имеет твердотопливный стартовый двигатель, время работы которого до сбрасывания — 2,6 с. Маршевый двигатель также твердотопливный, запускается после окончания работы стартового и работает 18,7 с. После сброса стартового ускорителя ракета начинает принимать команды управления для наведения в точку встречи с целью. Первая ступень (стартовый двигатель) представляет собой пороховой реактивный двигатель ПРД-36 (14 пороховых шашек общей массой 280 кг). Двигатель второй ступени представляет собой пороховую шашку весом 125 кг. Боевая часть 4Г90 осколочно-фугасная, с готовыми поражающими элементами весом 60 кг (32 кг — взрывчатое вещество и 22 кг — поражающие элементы). На ракете используется доплеровский радиовзрыватель. Радиус разлета осколков по целям типа F-4 составляет 12,5 м. Ракета имеет радиовзрыватель, снятие первой ступени предохранения которого осуществляется после того, как ракета удалится на 300 м от пусковой установки. Если ракета не поразила цель, она самоликвидируется.

В 1964 г. на вооружение была принята новая ракета 5В27. Она отличалась от предыдущей конструкцией маршевого двигателя и имела новую более мощную боевую часть 5Б18 массой 72 кг. За счет этого увеличилась скорость ракеты и размеры зоны поражения.

Для обнаружения и сопровождения воздушных целей, а также для передачи команд управления на ЗУР служит станция наведения ракет СНР-125, которая работает в I-диапазоне волн (8,9-9,46 ГГц). Она имеет антенны специальной конфигурации, расположенные таким образом, чтобы уменьшить влияние отражений от земли. Максимальная дальность обнаружения целей составляет 110 км. Ширина диаграммы направленности антенн 12°х1,5°. Антенны имеют устройство механического сканирования луча, что позволяет одновременно осуществлять просмотр определенного участка пространства. СНР позволяет одновременно наводить на цель одну или две ракеты. Для обеспечения возможности работы в условиях помех станция оборудована телевизионной оптической камерой, позволяющей обнаруживать цели на дальностях до 25 км, а также контролировать результаты стрельбы.

В составе комплекса С-125 «Нева» используются пусковые установки 5П71 или 5П73. На одной пусковой установке 5П71 размещается 2 ЗУР, на ПУ 5П73 — 4 ЗУР. Время заряжания — 1 мин. Для транспортировки и заряжания ракет используется транспортно-заряжающая машина на базе грузового автомобиля повышенной проходимости ЗиЛ-131 или ЗиЛ-157 (ранние версии). Характеристики ракеты и боевой части позволяют производить обстрел как наземных, так и надводных радиолокационно наблюдаемых целей.

Для раннего обнаружения целей в состав дивизиона включена двухкоординатная радиолокационная станция кругового обзора П-15 С-диапазона (810-950 МГц). Она имеет две расположенные друг над другом параболические антенны и ширину диаграммы направленности в вертикальной плоскости 5°, а в горизонтальной — 2°. Многие дивизионы комплектуются РЛС П-15М, которая отличается тем, что антенна может устанавливаться на вышке высотой от 20 до 30 м. Это повышает дальность обнаружения маловысотных целей. Для определения высоты сопровождаемых целей используется радиолокационный высотомер ПРВ-11, работающий в Е-диапазоне (2,5-2,7 ГГц). Максимальная дальность обнаружения составляет 180 км, максимальная высота обнаружения — 32 км.

Первое боевое применение комплекса С-125 «Нева» зарегистрировано в 1970 г. В Египте для прикрытия зоны Суэцкого канала и других важных административных центров были развернуты 18 дивизионов. До перемирия ООН, заключенного в том же году, с помощью С-125 «Нева» было сбито 5 самолетов типа «Фантом» F-4A. Главное боевое испытание комплекс прошел в 1973 г., когда Сирия и Египет использовали большое число комплексов против израильской авиации. К началу войны египтяне имели 146 зенитных ракетных дивизионов, причем примерно третью часть из них составляли С-125. Во время этой войны арабская ПВО израсходовала 2100 ракет С-75, С-125, «Квадрат». Ими были сбиты 46 израильских самолетов, причем 6 из них — комплексом С-125. В ходе войны некоторые комплексы были неповрежденными захвачены израильтянами и переданы американским экспертам для детального изучения.

Экспортные варианты комплекса С-125 «Нева» получили обозначение «Печора» и поставлялись во многие страны, применялись в ряде вооруженных конфликтов и локальных войн. Комплекс в «тропическом» исполнении изготавливался с применением лакокрасочных покрытий, отпугивающих термитов.

Тактико-технические характеристики С-125 «Нева»
Дальность обнаружения максимальная, км 80
Дальность поражения целей, км:
максимальная 25
минимальная 2,5
Высота поражения, км:
максимальная 18
минимальная 0,02
Вероятность поражения цели 0,4-0,7
Скорость обстреливаемой цели максимальная, м/с:
навстречу 700
вдогон 300
Время приведения в готовность №1, мин:
при питании от промышленной сети 4
при питании от ДЭС 5-6
Число целевых каналов 1
Число ракетных каналов 2
Боекомплект (ЗУР) 16
Длина ракеты, м 5,94
Диаметр ракеты, м 0,37
Длина второй ступени (без ускорителя), м 4,13
Масса, кг:
ракеты 953
боевой части 70
Число осколков боевой части 1500
Масса осколка, г 4,8
Скорость полета максимальная, м/с 730
Время работы стартового двигателя, с 2,6
Время работы маршевого двигателя, с 18,7

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector