0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Модификации Проект 941 «Акула» — тяжёлые ракетные подводные крейсера стратегического назначения

Проект 941 «Тайфун». Акула для северных морей!

Проект 941 «Акула», по классификации НАТО «Typhoon» — это советский тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (ТРПКСН).

В 1972 году задание на разработку подводных лодок нового типа получило конструкторское бюро «Рубин» в г. Ленинграде, главным конструктором был назначен С. Н. Ковалев. Новый тип подводного крейсера планировался как ответ на строительство в США новых подводных лодок типа «Огайо». Огромные размеры новой подводной лодки диктовались габаритами новых трехступенчатых твердотопливных межконтинентальных баллистических ракет Р-39 . В сравнении с ракетами » Трайдент-1 » (основное вооружение «Огайо»), Р-39 обладала лучшими характеристиками по дальности полета и полезной нагрузки, а так же оснащалась 10 боевыми блоками против 8 у » Трайдента «.

В июне 1976 года, первой в серии из 7 подводных лодок, была заложена ТК-208 , её первый выход на воду состоялся 23 сентября 1980 года, а уже 12 декабря 1981 года подлодка вступила в строй. С 1981 по 1989 год было построено и спущено на воду 6 подводных крейсеров типа «Акула», планировавшаяся 7 подводная лодка так и не была построена.

Перед спуском первой подлодки на воду, в носовой части корабля было нанесено изображение акулы обвивающей трезубец, позже нашивки с акулой появились и на форме экипажа!

Конструкция корпуса является одной из основных особенностей проекта 941 — это многослойная оболочка с двумя параллельно расположенными укрепленными корпусами с отдельными отсеками управления и приводов рулей, торпедным отсеком и размещенными между корпусами шахтами БРПЛ (баллистическая ракета подводной лодки).

В движение «Акула» приводится с помощью ядерно-энергетического комплекса состоящего из ряда агрегатов: водо-водяной реактор — 2 шт., паро-турбинная система в каждом корпусе — 2 шт., семилопастной винт диаметром 5,5 метра с установленными обтекателями — 2шт. Помимо этого лодка оснащена 2-мя аварийно-резервными дизельными двигателями обеспечивающими работу основных агрегатов корабля в течении нескольких часов. Двухкаскадная система резинокордной пневматической амортизации и блочная система установки механизмов и агрегатов позволила значительно снизить шумность лодки.

Подлодки проекта 941 обладают огромным запасом плавучести — более 40%. Около половины водоизмещения в полностью погруженном состоянии приходится на балластную воду, благодаря этому на флоте за «Акулами» закрепилось шуточное прозвище «водовоз». Однако такое решение было обусловлено требованиями обеспечить меньшую осадку корабля в надводном положении для возможности использования имеющихся причальных пирсов и ремонтных баз. Именно благодаря огромному запасу плавучести подлодка имеет возможность при всплытии проламывать лед толщиной до 2,5 метров, что позволяет вести боевое дежурство вплоть до арктических широт.

Пожалуй отдельного упоминания заслуживают комфорт и условия проживания экипажа, За удивительно комфортные условия моряки называют «Акулу» «плавучей гостиницей». При проектировании общие небывалые размеры корабля позволили не экономить на местах размещения экипажа, команда располагается в 2-х местных, 4-х местных и 6 местных каютах отделанных пластиком под дерево и оборудованных умывальниками и телевизорами, письменными столами и шкафчиками для одежды. Помимо таких бытовых мелочей на крейсере оборудован комплекс для отдыха личного состава, включающий в себя сауну обшитую дубовыми досками, бассейн 4 на 2 метра и 2 в глубину, а так же небольшой спортзал с боксерской грушей, шведской стенкой, велотренажерами и беговыми дорожками.

Основу вооружения «Акулы» составляют 20 пусковых шахт с баллистическими ракетами Р-39 с дальностью полета 8300 км. с разделяющейся на 10 боеголовок боевой частью по 10 килотонн каждая, боевой пуск может быть осуществлен как с надводного положения так и с глубины до 56 метров, одиночным пуском или очередными залпами без ограничений по погодным условиям. Кроме ракетного вооружения крейсер имеет на борту 6 торпедных аппаратов калибром 533 мм. с боезапасом в 22 торпеды. В качестве противовоздушной обороны на борту «Акулы» имеется до 8 ПЗРК типа «Игла» или «Стрела» .

В настоящий момент из 6 построенных в СССР подводных лодок 3 корабля утилизированы на металлолом, 2 корабля ожидают решения на утилизацию и только один ТК-208 «Дмитрий Донской» прошел модернизацию по проекту 941 УМ с целью использования в ракетных шахтах Д-19 новейшей российской БРПЛ «Булава «. Недавно стало известно что АПЛ «Дмитрий Донской » планируется довооружить 200 крылатыми ракетами типа «Калибр» .

ТТХ проекта 941 «Акула»:

  • водоизмещение над водой/под водой — 23 100/49 000
  • скорость на поверхности/под водой в узлах — 13/26
  • длинна — 172,9 м.
  • ширина — 23,4 м.
  • предельная глубина погружения — 500 м.
  • экипаж — 150 чел. (в том числе 52 офицера)
  • автономность плавания — 180 суток
  • 2 ядерных водо-водяных реактора по 190 МВт каждый
  • 2 турбины по 50000 л.с. каждая
  • 2 гребных вала с семилопастными винтами диаметром 5,5 м.
  • 2 резервных дизельгенератора АСДГ-800
  • свинцово-кислотная аккумуляторная батарея, изделие 144
  • 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм. с боезапасом в 22 торпеды (ракето-торпеды «Водопад» или «Шквал «, СЭТ-65, САЭТ-60М, УСЭТ-80)
  • 20 пусковых шахт БРПЛР-39 или «Булава-М» (проект 941 УМ )
  • ПВО — до 8 ПЗРК типа «Игла» или «Стрела»
  • подводные лодки проекта 941 «Акула» до сих пор являются самыми большими подводными лодками созданными человечеством, никаких аналогов не создано и по сей день.
  • на XXVI съезде КПСС Леонид Брежнев заявил: « Американцами создана новая подводная лодка «Огайо» с ракетами «Трайдент-I». Аналогичная система — «Тайфун» имеется и у нас ». Сделано это было намеренно чтобы ввести вероятного противника в заблуждение, но с тех пор название «Тайфун» прижилось и у нас.
  • длинна «Акулы» составляет почти 2 футбольных поля, а высота с девятиэтажный дом.
  • в мае 1998 года состоялся поход по исследованию проекта 941 в тяжелых ледовых условиях, всплывали что бы определить максимально возможную толщину проламываемого льда. Начинали с 1 метра и так далее лодка легко проламывала лед толщиной до 2-х метров, всплывали и при толщине 2,5 метра. Однажды всплывали очень долго корпус скрипел и трещал. Но всплыли, выдвижные устройства рубки не выдвигались из-за деформации корпуса рубки, все пластиковые обтекатели разбиты много вмятин на корпусе, замяты крышки ракетных шахт.
Читать еще:  Исторические сведения Як-141 - истребитель-перехватчик ВВП

Подводный ракетодром: «Акулы» предложили вооружить сотнями «Калибров»

Как следует из заявления адмирала Бурцева корреспонденту ТАСС, тяжелый подводный крейсер проекта 941 типа «Акула», который был не только самым большим в мире подводным кораблем, но и самым мощным по вооружению, вполне может быть переоборудован в суперноситель высокоточных неядерных вооружений. И в новом для себя качестве способен принять на борт до 200 крылатых ракет «Калибр» и «Оникс». А завтра или в ближайшей перспективе — это и непотопляемая стартовая платформа для гиперзвукого «Циркона», который проходит финальные испытания и будет предложен к постановке на вооружение.

Возможно, кому-то идеи с переоборудованием «Акул» покажутся странными или, как минимум, запоздалыми. Но это не снимает с повестки вопрос о судьбе двух еще остающихся на плаву подлодок-гигантов — ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь». Выведенные из боевого состава и поставленные в очередь на утилизацию, они уже несколько лет находятся без движения у дальнего причала Беломорской военно-морской базы в Северодвинске.

Там, если в одну сторону посмотреть, — судоремотный завод «Звездочка», где уже не один десяток атомных субмарин, списанных со службы, порезали на иголки.

А по другую сторону пролива — причалы и 55-й, самый большой и оснащенный стапельный эллинг «Севмаша», где были построены все шесть ТАПРК СН (дословно — тяжелый атомный подводный ракетный крейсер стратегического назначения) по уникальному проекту 941 «Акула» ленинградского, а ныне санкт-петербургского ЦКБ «Рубин». По признанию генерального конструктора академика Сергея Ковалева (1919 — 2011), проявили себя эти корабли неплохо, но прослужили, увы, недолго.

Три «Акулы» из шести еще в конце 90-х попали под сокращение и были исключены из боевого состава нашего ВМФ. А в 2005-2009 годах при финансовой помощи США в рамках программы «Совместного уменьшения угрозы» разрезаны на металлолом.

Больше других повезло головному крейсеру ТК-208: в том же эллинге «Севмаша», где первенец был построен, его модернизировали по проекту 941УМ и в 2002 году под именем собственным «Дмитрий Донской» вновь спустили на воду — для отработки нового ракетного комплекса «Булава» и самой ракеты с тем же названием.

Экипаж ТК-208 под командованием сначала Аркадия Романова, а потом Олега Цыбина десять лет без малого таскал каштаны из огня для строившихся на «Севмаше» ракетоносцев четвертого поколения серии 955 «Борей», пока своенравная «Булава» не стала летать так, как ей приказывали.

ТК-20 «Северсталь» вывели в резерв в 2004 году — в арсенале Северного флота для нее не осталось годных ракет, а новых на НПО «Южное» в Днепропетровске уже не делали. По той же причине — нет боекомплекта — спустя два года вывели в резерв ТК-17 «Архангельск».

Почему так получилось, пусть рассудят историки. Здесь скажем лишь о том, что в марте 1997 года экипаж под командованием капитана Iранга А.С. Богачева выпустил в одном залпе все двадцать МБР с борта ТК-13. А в декабре того же 97-го — еще 20 ракет из 20 шахт крейсера ТК-20, на котором экипаж Богачева тогда служил. И в первом случае, и во втором геройская операция была проведена «с целью утилизации ракет методом пуска»…

Вся эта далекая и все еще недавняя история вспомнилась, потянула за собой недоступные прежде подробности и обрела новое, актуальное звучание благодаря вице-адмиралу Бурцеву.

«Размеры этих субмарин, — напомнил один из недавних руководителей Главного штаба ВМФ, — позволяют вооружить каждую из них по меньшей мере 200 крылатыми ракетами». А в качестве примера подобной модернизации адмирал привел стратегические подлодки США типа «Огайо». Прежде все они имели в своих шахтах баллистические ракеты «Трайдент-1». А теперь четыре корабля этого типа переоборудованы, и каждая несет на борту по 154 крылатые ракеты «Томагавк».

Эксперт напомнил и о том, что в целом современные боевые корабли России не уступают иностранным аналогам по многим характеристикам, но обладают недостаточным боекомплектом. Тут не в нашу пользу даже сравнение с Китаем. Их эсминец проекта 055 может нести 112 крылатых ракет, а новейшие российские фрегаты проекта 22350 «Адмирал Горшков», «Адмирал Касатонов» и «Адмирал Головко» имеют всего по 16 ударных ракет. Фрегаты, что в той же линейке строятся за ними, получат 24 ракеты.

По мнению вице-адмирала Бурцева, «этого явно недостаточно». А если использовать в качестве суперносителя высокоточных крылатых ракет переоборудованные «Акулы», дисбаланс можно нивелировать.

В истории нашего ВМФ и северодвинских верфей, где более полувека строят и ремонтируют атомные субмарины, уже был поучительный пример трансформации ранее построенных кораблей. Тот масштабный проект долгое время остался в памяти участников под секретным шифром «Груша».

А суть его состояла в переоборудовании серийных АПЛ проекта 667 «Навага» по проекту 667АТ «Груша». Из корпуса подводной лодки вырезали полностью отсек с ракетными шахтами, а на его место вваривали новый, в котором располагалось восемь 533-мм торпедных аппаратов. Впервые в отечественном подводном кораблестроении торпедные аппараты устанавливались под углом к осевой линии корабля, и не в носовой оконечности, а в средней части подлодки.

Основным вооружением АПЛ в результате такой модификации становились 32 стратегические дозвуковые крылатые ракеты C-10 «Гранат». Запускались они из восьми уже упомянутых торпедных аппаратов, расположенных в пятом, замененном отсеке. При необходимости эти же торпедные аппараты могли использоваться для запуска дальноходных торпед. Изнутри отсека система заряжания и подачи боеприпасов чем-то напоминала систему Наган — только многоствольный и с гигантским барабаном.

Читать еще:  Статьи МиГ-АТ - учебно-боевой самолёт

В результате подводные лодки проекта 667АТ стали первыми подводными носителями крылатых ракет C-10 «Гранат». Одновременно с новым ракетным отсеком на переоборудованные по проекту 667АТ «Груша» корабли устанавливали усовершенствованный навигационный комплекс «Тобол-667АТ». Главная энергетическая установка и общекорабельные системы оставались практически без изменений.

Изначально планировалась переоборудовать шесть АПЛ проекта 667А «Навага» — три на судоремонтном заводе «Звезда» в Большом Камне (Приморский край) и столько же — на «Звездочке» в Северодвинске.

Но в итоге переоборудовали всего три — и все на северодвинской верфи. В 1986 году «Звездочка» передала флоту подлодку К-423 в новом качестве, через два года — К-253, а в 1991 году — подводную лодку с тактическим номером К-395. Все три обновленных корабля вошли в боевой состав Северного флота и несли службу до начала 2000-х. Крайняя среди них АПЛ К-395 исключена из боевого состава 1 сентября 2002 года.

Акула – это подводная лодка, не допустившая начало Третьей мировой войны

Самая большая подводная лодка «Акула», выпускавшаяся в Советском Союзе была гордостью ВМФ и ужасом для противников. Однако, прекращение холодной войны и подписание ряда соглашений привели к тому, что большая часть кораблей получила трагичное продолжение своей истории.

На сегодняшний момент гроза подводного мира осталась в одиночестве.

История создания

Легенда мирового подводного судостроения была впервые спущена на воду в Северодвинске в 1981 г. Находясь на земле, на её корпусе в передней части нарисовали оскал акулы, обвивающий трезубец. После спуска на воду изображение скрылось и больше его никто никогда не видел, но машина уже получила своё название, ставшее впоследствии официальным.

Последующие модификации, производящиеся по данному классу, именовались также, а экипаж получил нарукавную нашивку с нарисованным хищником. Иностранные журналисты окрестили лодку кодовым названием «Typhoon», а через несколько лет её так стали называть и в Союзе.

Поручено начать работы над созданием первой подлодки с возможностью носить на себе несколько современных твёрдотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р – 39, превосходящих «Трайдент»(ракету США) количеством взрывчатого вещества и дальностью полёта.

Вес ракет достигал 100 т, а количество, требующееся для размещения на корабле—24 единицы. Из-за этого длина советских кораблей практически в 2 раза превосходила иностранные аналоги.

Работа по созданию подлодки была начата летом 1976 года, под контролем генерального конструктора Сергея Никитича Ковалёва. После выполнения первой проектной документации определились габариты «Акулы»: длина – почти в 2 футбольных поля и высота – 9-этажного дома.

Первая официальная информация о создании нового проекта прозвучала на XXVI съезде КПСС, проходившем весной 1981 года. Леонид Ильич умышленно назвал машину «Тайфуном», с целью обескуражить и сбить с толку соперников по Холодной войне, начавшейся практически сразу после победы СССР в ВОВ. До этого все сведения, касающиеся новейшей разработки, оставались засекреченными.

Конструкция подводной лодки «Акула»

Расположение энергетического блока на подводной лодке «Акула» произведено по уникальной схеме: она установлена в прочном корпусе с автоматизированной системой пожаротушения и отключения подачи электроэнергии.

Данный процесс происходит под надзором импульсного оборудования, предназначенного для осуществления контроля над работой и состоянием атомных реакторов.

Технические характеристики и конструкция машины сбыли созданы таким образом, что корабль имел потрясающий для того времени запас плавучести – больше 40%, так как после погружения на воду 50% водоизмещения приходилось на воду, использующуюся в качестве балласта.

Благодаря этому многие называли подлодку «водовоз».

Такие характеристики, касающиеся запаса плавучести и наличием рубки, собранной из специального сплава, позволяют впервые использовать корабль для несения боевых дежурств подо льдами Северного Ледовитого океана. Корабль способен проламывать глыбы толщиной более 250 см. без нанесения какого-либо ущерба корпусу.

Корпус

Одна из основных особенностей проекта «Акула 941»– это многослойный корпус, отличающийся своей уникальной прочностью. В нём располагаются 5 обитаемых камер диаметром 10 м, размещённых параллельно относительно друг друга. В носовой части вмещаются ракетные шахты, впервые построенные впереди рубки.

Рядом с ней ещё 3 отсека:

  1. Торпедный.
  2. Модульный, на котором расположен центральный пост.
  3. Кормовой механический.

Схема расположения внутренних отсеков позволила снизить пожароопасность и увеличить выживаемость корабля.

По словам конструктора Ковалёва: – «Авария, случившаяся с «Курском» не может повториться на «Акуле». Даже в том случае, если торпеда взорвётся внутри подлодки, благодаря тому, что она находится внутри отдельного модуля – серьёзного разрушения носовой части и смерти всей команды не произойдёт».

Всего в «Акуле» имеется 19 водонепроницаемых и 2 спасательные камеры, предназначенные для эвакуации всего экипажа. Расположены они под основанием командного поста, рядом с оградой выдвижного устройства.

Силовая двигательная установка

Движение многотонной подлодки происходит с использованием ядерного энергетического комплекса, спроектированного блочным принципом.

Он и ещё ряд агрегатов, соединённых проектировщиками в одно целое делают «Акулу» подвижной:

  1. Водо-водяной реактор, мощностью 190 МВт – 2 шт.
  2. Паро-турбинная система, имеющаяся в каждом корпусе – 2 шт.
  3. Двухкаскадная установка – 1 шт.
  4. Семилопастной винт с фиксированным шагом с установленными кольцевыми обтекателями (фенестронами) – 2 шт.

Кроме этого, есть 2 резервных двигателя на 190кВт каждый, они могут обеспечить непрерывную работу подводной лодки в случае остановки главных агрегатов в течение нескольких часов.

Осуществление манёвров в закрытом пространстве имеются 2 отдельно расположенных мотора на 750 кВт, установленных в подруливающем механизме со своим поворотным винтом, размещённым с каждой стороны корабля.

Читать еще:  Видео Проект 904 типа «Орлёнок» - транспортно-десантный экраноплан

Вооружение

Подводная лодка «Акула» укомплектована основным и второстепенным оружием, которое предназначено для уничтожения цели противника, расположенной в прямой видимости или на расстоянии более 8 000 км.

Основное

Данная подводная лодка имеет установку Д-19 с баллистическими ракетами, имеющими стартовый вес 90 т и длину 17 м. Дальность полёта в боевом исполнении составляет 8 300 км с отделяющейся частью на 10 боеголовок по 100 килотонн каждая.

За всю историю использования такого оружия, подводная лодка проекта 941 и её последующие модификации, являлись его единственным носителем, других аналогов, способных принять на себя такое количество взрывчатого вещества нет.

Запуск полного боекомплекта осуществляется единичным выстрелом или очередными залпами, как на поверхности, так и из погружённого состояния. Максимальная глубина погружения при старте Д-19 достигает 56 м, без ограничений по погодным условиям.

Всего подводная лодка «Акула» имеет на своём борту 20 единиц таких ракет, хотя изначально Ковалёв планировал установку 24 штук, однако главнокомандующий ВМС С. Г. Горшков принял решение остановиться на 20.

Второстепенное

Помимо стратегического оружия, подводный ракетоносец имеет на своём борту систему установки минного заграждения, 6 устройств торпедного цикла со стволом 533мм, использующихся для огневой поддержки ракетным торпедам, 8 ПЗРК «Игла 1» и целый ряд радиоэлектронного вооружения:

  1. «Омнибус», военизированный информационный комплекс управления.
  2. «Скат-КС», система гидроакустики.
  3. «Арфа МГ-519», гидроакустическая установка по поиску мин.
  4. «Север МГ-518», эхолот для измерения толщины льдов.
  5. «БуранМРКП-58», устройство радиолокации.
  6. «Симфония», блок навигации.
  7. «Молния Л-1», аппарат радиосвязи, оборудованный спутниковой системой «Цунами».
  8. МТК-100, ТВ блок.
  9. 2 антенны – буйка, которые при нахождении лодки на глубине более 150 м, всплывают и принимают радиосигнал и информацию со спутника.

Начавшаяся после Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 гг. холодная, продолжавшаяся длительной гонкой вооружений двух мировых держав, закончилась благодаря частичному вкладу подводных лодок серии «Акула».

Впечатляющие размеры корабля и имеющийся на его борту огромный арсенал, позволяющий в любой момент запустить залп из 20 ракет в любую точку земного шара, внёс свой вклад в многолетнее противостояние и прекратил его, подписанием мирного соглашения.

Тактико-технические характеристики

Как выразился Начальник Управления Северного флота, впервые побывав на «Акуле»: – «Поместив её на всеобщее обозрение в качестве памятника, можно быть уверенным, что увидевшее её человечество навсегда избавится от идеи развивать войны».

Это объясняется даже не наличием огромного потенциала и современного вооружения скрытого от посторонних глаз, а внешним видом корабля и его ужасающими габаритами.

Ознакомиться с ними можно в таблице ТТХ приведённой ниже:

Модификации

Как говорилось ранее, первая подводная лодка «Акула» была стравлена на поверхность воды в декабре 1981г.

Изначально в планах было собрать 7 аналогичных кораблей, однако по договорённости о сокращении численности стратегического оружия, Советский Союз ограничился 6 экземплярами.

Работы над 7 моделью ТК-210 остановили, а остов разобран на переработку.

Собранные и использовавшиеся модификации представлены ниже:

  • ТК-208 «Дмитрий Донской», строительство начато 17.06.1976г, спущен в воду спустя 4 года. В 2002г снят с вооружения для последующей модернизации. На сегодняшний момент переоборудован для нового вида вооружения «Булава».
  • ТК-202, спущен в воду в 1982 г., введён в ВМФ спустя 1 год, лишь в 1983. После 22 лет эксплуатации был распилен на металлолом.
  • ТК-12 «Симбирск» использовался с 1983 по 1998г, затем списан. В 2005 г. корабль доставили в Северодвинск и утилизировали совместно с американцами.
  • ТК-13, принятый на вооружение в 1985 г. использовался до 2007 г. Лишь после списания были начаты работы по его утилизации. На сегодняшний момент полностью разобран и переработан, а ядерный реактор перемещён в Заполярье для длительного хранения.
  • ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» в 2006 году выведены из состава ВМС России. Решение об их дальнейшей судьбе пока не определено.

Почти все последующие модификации «Акулы», созданные Советским Союзом, потеряны. На сегодняшний момент осталось всего 2 экземпляра, находящихся под вопросом и 1 действующий. Все остальные демонтированы. Основной причиной стали результаты переговоров о сокращении ядерного оружия и прекращение холодной войны. На сегодняшний момент, весь боекомплект баллистических ракет Д-19 утилизирован, а для производства последующих нет оснований и мотиваций.

Интересные факты

Поверхностное мнение о принадлежности подводных лодок проекта 971 к «Акуле» ошибочное. Данная модель является индивидуальной разработкой генеральных конструкторов Чернышёва и Фарафонтова с коллегами.

Маркировка разработки получила название «Щука-Б», основанная на ранних работах над проектом 941 «Барракуда». При этом НАТО назвало её преемницей советского гиганта и присвоило маркировку подводная лодка «Акула» (Acula).

Кроме этого есть ещё ряд любопытных нюансов, связанных с подлодкой:

  1. Технические характеристики 941 настолько впечатляющие, что аналогов на сегодняшний момент так и не создано.
  2. Длина корабля превышает размеры самого большого самолёта АН 225 ровно в 2 раза.
  3. В Северодвинске пришлось построить новый цех, ставший самым большим в мире производственным помещением.
  4. Члены экипажа одной из модификаций рассказывают, что после первого выхода в тёплые воды, произошёл интересный случай. В момент запуска двигателей, настоящая акула зависла рядом с рубкой. После полного набора мощности двигателей подводной лодки, лодка и акула начали двигаться одновременно. После этого моряки подводники были уверены в правильности названия их корабля.

Начавшаяся история строительства таких кораблей прекратилась внезапно также, как началась. По состоянию на сегодня, из 7 моделей подлодок, в строю остался только «Дмитрий Донской».

Корабль был модернизирован и подвергся капитальному ремонту, длившемуся несколько лет, в результате чего, он остаётся в ВМФ страны как минимум до 2020 г.

Видео

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: