0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Модификации Проект 705, 705К («Лира») — атомные подводные лодки

«Идеальный перехватчик»: как подлодка «Лира» стала самой быстрой субмариной советского флота

22 апреля 1969 года на воду была спущена головная атомная подлодка (АПЛ) К-64 проекта 705 «Лира». Спустя два с половиной года субмарина вошла в состав ВМФ СССР, став первым в мире серийным атомоходом, оснащённым ядерным реактором с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ). В общей сложности советский флот получил семь подобных АПЛ.

«Лира» разрабатывалась в период бурных дискуссий о будущем атомного подводного флота. Минобороны СССР рассчитывало получить от оборонно-промышленного комплекса (ОПК) субмарины, которые превзошли бы американские образцы по ряду ключевых характеристик: уровню шума, скорости, автоматизации процессов управления.

Советский Союз начал строительство атомных подводных лодок на несколько лет позже США. В 1960—1962 годах в строй вошли восемь крейсеров проекта 658, в 1967—1969 годах — 11 атомоходов проекта 667А «Навага». Однако по состоянию на конец 1960-х годов в составе ВМС США уже находилось около 40 АПЛ различного назначения.

«Москва стремилась достичь паритета с Вашингтоном в атомном подводном флоте. Такие субмарины, вооружённые баллистическими ракетами, позволяли скрытно подходить к берегам противника и наносить ядерные удары. Советскому Союзу требовались атомоходы как с баллистическими ракетами, так и лодки-охотники за подводными силами противника. «Лира» как раз и была таким охотником», — пояснил в беседе с RT профессор Академии военных наук Вадим Козюлин.

Отечественная школа строительства АПЛ заметно отличалась от американской. Минобороны СССР делало акцент на живучести подводных лодок. В связи с этим советские субмарины строились по двухкорпусной схеме. Внешняя лёгкая оболочка была водопроницаемой, а внутренний корпус, наоборот, был прочным. Это увеличивало запас плавучести атомохода и шансы на спасение экипажа после попадания торпеды или затопления одного из отсеков при аварии.

Однако недостатки подобной конструкции заключались в крупных массогабаритных характеристиках и повышенном уровне шума, который создавала вода, проникавшая через внешний обтекатель при погружении подлодки. Соединённые Штаты строили исключительно однокорпусные АПЛ, отдавая приоритет малошумности и жертвуя безопасностью экипажа.

«В СССР и США сформировались разные конструкторские школы. Хотя это не мешало двум державам «подглядывать» друг за другом и заимствовать отдельные технические решения. Какая школа была лучше, сказать однозначно нельзя. Серьёзные преимущества и недостатки были как у двухкорпусных, так и у однокорпусных АПЛ», — подчеркнул Козюлин.

Перед головным разработчиком СКБ-143 (сейчас — СПМБМ «Малахит») была поставлена задача создать подлодку по двухкорпусной схеме, радикально уменьшив при этом её водоизмещение (до 2 тыс. т). Для этого инженерам требовалось значительно улучшить гидродинамические характеристики АПЛ и установить на субмарину относительно компактную, но мощную энергетическую установку.

Также Минобороны СССР выдвинуло очень жёсткие требования к уровню автоматизации проекта 705. Согласно первоначальному техническому заданию, численность экипажа «Лиры» не должна была превышать 16 человек (в несколько раз меньше, чем на предшествующих субмаринах).

«На мой взгляд, перед «Малахитом» были поставлены абсолютно невыполнимые задачи, хотя в период холодной войны любая фантастическая мысль казалась реальностью. Инженеры «Малахита» не уложились в установленные рамки: водоизмещение «Лиры» перевалило за 2 тыс. т, а численность экипажа увеличилась до 32 человек. Но на самом деле это было огромное достижение, и военные в итоге одобрили проект», — рассказал RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев.

Продукт холодной войны

По словам Корнева, «Лира» была «прорывным проектом» ВМФ. Чтобы сократить массогабаритные характеристики и водоизмещение, в конструкции подлодки широко использовался титан — чрезвычайно прочный, но прихотливый и дорогой металл.

Важнейшей новацией стал отказ от использования традиционного для АПЛ водо-водяного ядерного реактора. Вместо него на «Лире» был установлен реактор на быстрых нейтронах, использующий в качестве теплоносителя не воду, а жидкий металл (сплав свинца и висмута). Это позволило уменьшить общую массу реактора на 300 т.

«Использование реактора на жидких металлах давало «Лире» огромные преимущества в скорости. Лодка могла очень быстро набрать необходимый ход, остановиться, поменять траекторию движения. По сути, это была идеальная подлодка-перехватчик. Она без труда догоняла корабль и субмарину противника, а также могла относительно легко уходить от торпедных атак. По энергоэффективности, манёвренности и боевым возможностям «Лира» была, наверное, лучшей АПЛ в мире», — отметил Корнев.

Под водой «Лира» могла развивать скорость до 40 узлов (72 км/ч). Длина подлодки составляла 81,4 м, ширина — 10 м, средняя осадка — 7,6 м, рабочая глубина погружения — 320 м, предельная — 400 м. Тепловая мощность реактора достигала 150 МВт. Субмарина была вооружена шестью торпедными аппаратами калибра 533 мм (боекомплект — 20 торпед САЭТ-60 или САТ-65).

С учётом требований Минобороны к автоматизации ЦКБ завода им. Кулакова (ныне ЦНИИ «Гранит») создало для «Лиры» боевую информационно-управляющую систему «Аккорд». Она позволяла экипажу управлять всеми комплексами и техническими средствами с центрального поста.

Также инженеры позаботились о безопасности экипажа — «Лира» была первой подлодкой ВМФ СССР, оснащённой капсулой аварийной эвакуации моряков.

Такое устройство вскоре стало появляться и на других субмаринах. 7 апреля 1989 года аварийная капсула спасла жизнь мичману Виктору Слюсаренко, служившему на печально известной АПЛ «Комсомолец».

К сожалению, «Лира» также не избежала аварий. Эксплуатация головной подлодки К-64 завершилась в 1972 году из-за разгерметизации трубопроводов первого контура.

Экипаж не пострадал, но катастрофа выявила серьёзный недостаток в использовании жидкого металла в качестве теплоносителя. Сплав свинца и висмута кристаллизуется, если температура в реакторе опускается ниже +145 °С. В 1972 году во время похода К-64 теплоноситель начал застывать. Моряки не смогли повысить температуру и были вынуждены заглушить реактор.

Ранее с аналогичной проблемой столкнулись США при эксплуатации экспериментальной АПЛ USS Seawolf в конце 1950-х годов. После аварии в 1958 году на субмарине был установлен водо-водяной реактор.

Как пояснил Дмитрий Корнев, для обслуживания реактора с ЖМТ требовалась специальная береговая инфраструктура со сложным и дорогостоящим оборудованием. Эксплуатация «Лиры» была трудоёмким и затратным процессом, пояснил собеседник RT.

«Жидкий металл был очень прихотлив и «замерзал», как только выключался реактор. Разогреть теплоноситель и завести реактор было огромной проблемой. По этой причине его иногда даже не глушили, но тогда его рабочий ресурс заметно уменьшался. К тому же это было небезопасно. Помимо перечисленного, лодка могла швартоваться только в пунктах базирования, где есть специальная аппаратура по обслуживанию реактора», — подчеркнул Корнев.

Читать еще:  Схемы Проект 705, 705К ("Лира") - атомные подводные лодки

С 1971 по 1981 год ВМФ СССР получил семь АПЛ проекта 705: четыре подлодки были построены в Ленинграде, три — в Северодвинске. Потерпевшая аварию К-63 была списана в 1978 году, остальные субмарины Минобороны вывело из состава флота в 1990 и 1996 годах. Позже все они были утилизированы.

«Без сомнения, «Лира» — продукт холодной войны. В этот период денег на военную технику не жалели по обеим сторонам океана. У конструкторов была мощная ресурсная база для разработки довольно диковинных образцов вооружений. И проект 705 как раз и стал одним из самых необычных в мировом судостроении», — констатировал Корнев.

«По-прежнему представляет загадку»

В СМИ неоднократно появлялась информация о возможном возрождении проекта 705.

«На мой взгляд, «Лира», несмотря на свою революционность и необычайно высокий уровень автоматизации, осталась в прошлом. Создание лодки наподобие проекта 705 — слишком дорогая затея. Гораздо уместнее заимствовать отдельные технологические решения, которые воплощены в ней. Правда, этот процесс и так происходит», — отметил Корнев.

Российские АПЛ унаследовали от «Лиры» «лимузинную» форму ограждения выдвижных устройств (рубка) и обтекаемую форму корпуса. В частности, данные новации воплотились в подлодках проекта 971 «Щука-Б» (строились в 1980-е годы), а также в субмаринах проекта 885 «Ясень», которые сейчас поступают на вооружение ВМФ.

«Лира» была, наверное, самой красивой АПЛ в составе советского флота. Хотя использование обтекаемых форм было вызвано не эстетическим вкусом инженеров, а вполне практическими соображениями, так как это уменьшало шумность. Возможно, нашла своё применение и технология реактора с ЖМТ. Есть версия, что данный тип реактора установлен на автономном аппарате «Посейдон», который обладает невероятными скоростными и манёвренными характеристиками», — рассказал Корнев.

Вадим Козюлин также отмечает, что в «Лире» была воплощена в жизнь масса смелых технических решений, которые и сейчас применяются при разработке АПЛ и различных вооружений.

Реализация столь революционных проектов, по мнению эксперта, создаёт фундамент для дальнейшего научно-технического прогресса.

«О боевой вахте «Лиры» нам известно не много. Данная АПЛ по-прежнему представляет загадку для российских и зарубежных исследователей. Учитывая сроки утилизации, потенциал лодок этого проекта не был до конца раскрыт. Однако у меня нет сомнений, что создание «Лиры» и её эксплуатация обогатили оборонную промышленность и ВМФ знаниями, которые воплощены в новейших образцах подводной техники России», — резюмировал Козюлин.

Модификации Проект 705, 705К («Лира») — атомные подводные лодки

Военное руководство России рассмотрит возможность строительства атомных субмарин-роботов с резко сокращенной численностью экипажа за счет автоматизации корабельных систем. Об этом 24 февраля сообщила Lenta.ru со ссылкой на источник в оборонной промышленности.

Он напомнил о том, что подобные субмарины — атомные торпедные подводные лодки проекта 705 (затем 705К) «Лира» — ранее строились в СССР, а новые технологии позволят создать их более надежные аналоги. По словам специалиста, советские субмарины этого проекта оказались не слишком удачными именно из-за сложного технического обслуживания, что приводило к длительным перерывам между походами.

По словам собеседника СМИ, более рациональным представляется создание субмарины-робота обычного для этого класса водоизмещения на основе отработанных технических решений с ростом автоматизации.

— Экипаж такой субмарины может быть сокращен до 50−55, а позднее и до 30−40 человек.

Многие специалисты в сфере ВМФ считают, что АПЛ пр. 705 намного опередили свое время, поэтому были трудны в эксплуатации. В итоге, в 1990-х годах лодки были выведены из состава флота, а во второй половине нулевых — утилизированы. Субмарина проекта задумывалась как «подводный истребитель-перехватчик». При скорости подводного хода, превышающей 40 узлов, она была способна в предельно короткое время выйти в заданную точку для атаки подводного или надводного объекта противника. При своевременном обнаружении атаки субмарина могла уйти от торпед, предварительно произведя залп из своих торпедных аппаратов.

Как отмечают историки, названные на Западе «Альфами», эти подлодки могли часами висеть на хвосте у натовских ПЛ, не позволяя им ни оторваться, ни контратаковать, благодаря преимуществу в маневренности и скорости. Уникальные характеристики АПЛ 705 проекта были отмечены в книге «Рекордов Гиннеса»: высокая скорость и маневренность позволяла ей на полном ходу делать разворот на 180 градусов, на который уходило всего 42 секунды.

Макет подводной лодки проекта 705 «Лира» (Фото: Дмитрий Копылов / ТАСС)

Лодка имела всего один обитаемый отсек, а прямо над ним — впервые в мире — аварийную всплывающую камеру, обеспечивавшую спасение всего экипажа с глубины вплоть до предельной, даже при значительном крене. Введение в состав флота лодок проекта 705 (705К) стало неприятным сюрпризом для США. Вот как в 1984 году писал американский журнал Defense Electronics:

— Появление советской ПЛ типа «Альфа» в конце 70-х застало ВМС США врасплох. Новая противолодочная ПЛ создала трудное положение для американских стратегических сил — ракетных лодок. «Альфа» была также достаточно глубоководна и быстроходна, чтобы уйти от американских торпед. Даже обнаружение новой лодки представляется трудновыполнимым, так как её корпус изготовлен из титана, который из-за немагнитности неуязвим для магнитометрических средств обнаружения. Кроме того, она защищена примерно шестидюймовым покрытием, которое поглощает звуки, делает ПЛ менее обнаруживаемой акустическими средствами. Ее способность погружаться глубже, чем другие лодки, также позволяет использовать температурные и другие неоднородности океана для сохранения скрытности, что снижает эффективность многих ГАС, используемых в США. «Альфа» является подлинно скрытной лодкой.

Но возможно ли сегодня создать субмарину, подобную советским «Лирам»? И нужно ли это современному ВМФ?

Бывший командующий Черноморским флотом, начальник Главного штаба ВМФ в 1998—2005 годы, адмирал Виктор Кравченко говорит, что сегодня нет никаких технических препятствий для создания субмарин с небольшим экипажем, тем более что есть опыт эксплуатации семи малых скоростных противолодочных ПЛАТ проектов 705 и 705К (четыре плюс три).

— Другое дело, что объект противника, преследуемый такой субмариной, будет оказывать противодействие, в результате чего ее автоматизированные устройства могут быть выведены из строя…

Читать еще:  Схемы 9К111 «Фагот» - переносной противотанковый ракетный комплекс

Вообще, если вспомнить историю 705 проекта, то сначала за счет комплексной автоматизации планировалось радикально сократить экипаж ПЛАТ до 16 человек, но по требованию руководства ВМФ состав был увеличен до 29 офицеров и мичманов(позднее — до 31 человека, из которых единственным матросом был помощник кока — «СП»). Конечно, роботов сейчас модно делать, так или иначе, за этим направлением будущее, однако в таком технически сложном объекте, как подводный корабль человек еще долго будет незаменим.

Руководитель Экспертного совета по обороне Госдумы РФ, капитан 1-го ранга запаса Борис Усвяцов отмечает: на лодках «Лира» была внедрена для того времени действительно революционная комплексная автоматизированная система управления — БИУС «Аккорд».

— Она позволяла сосредоточить управление всей лодкой на центральном посту, обеспечивала управление, сбор, обработку и объединение информации систем ПЛ (гидроакустического комплекса, торпедных аппаратов, навигационного оборудования), а также использование оружия.

Понятно, что развитие систем автоматизации не стояло на месте, и в 21 веке уже совершенно новые требования к «начинке». К примеру, многоцелевые атомные подводные лодки с крылатыми ракетами (ПЛАРК) типа «Ясень», которые вызывают беспокойство на Западе, — высокоавтоматизированные корабли. Их БИУС «Округ» осуществляет в режиме реального времени контроль всех боевых систем, информации о состоянии корабля и от средств наблюдения, и целеуказания. Но эксплуатация сложнейших автоматизированных комплексов диктует свои требования к экипажу: по идее, команды таких ПЛАРК могут состоять из 64 человек, но на практике достигают 93 человек — офицеров и мичманов. Чем сложнее оборудование, тем более качественный подход должен быть к его эксплуатации.

Таким образом, оснащение субмарин автоматизированными комплексами ведет к увеличению численности экипажа. И это несмотря на то, что автоматизированные комплексы по максиму исключают пресловутый «человеческий фактор» — от болезней в «автономке» никто не застрахован, тем более, в условиях подводного плавания.

— Автоматизация военно-морской техники в сторону сокращения численности экипажа — это давно уже тенденция для ведущих флотов в мире, — отмечает независимый эксперт в области ВМС Прохор Тебин. — В первую очередь это связано с тем, что несмотря на многомиллиардную стоимость ПЛ, значительная часть расходов связана как раз с экипажем. С другой стороны, малая численность команды отражается на борьбе за живучесть ПЛ — в случае столкновения или какой-либо аварии. То есть при выбывании, к примеру, 10 человек большой экипаж может устранять пробоину или возгорание и эксплуатировать корабль одновременно.

Скажем, фактор автоматизации был одним из аргументов у американцев в сторону уменьшения числа строящихся надводных кораблей прибрежной зоны (Littoral Combat Ship) — с 52 до 40. Они построены с большой долей автоматизации, но в ходе их эксплуатации выяснилось, что существующий экипаж просто не в силах справиться со всеми обязанностями, а увеличить его численность нельзя, поскольку на кораблях не предусмотрено достаточно места.

А есть ли деньги?

Наконец, есть и другие вопросы, связанные с субмаринами-роботами. Во-первых, позволяют ли производственные мощности РФ взяться за серию такого рода кораблей? Ведь сейчас у нас только один северодвинский «Севмаш» строит и многоцелевые, и стратегические подводные лодки. Естественно, его возможности ограничены. А флоту надо решать задачи в море, поддерживать определенное количество подлодок на боевом дежурстве.

Во-вторых, есть ли средства у Минобороны, да и у страны на такого рода субмарины? Напомним, что зимой 2014−15 года в Северодвинске на заводе «Звездочка» была остановлена модернизация двух титановых АПЛ проекта 945 «Барракуда» — Б-239 «Карп» и Б-276 «Кострома». Причиной стало сокращение бюджетных расходов в связи с финансовым кризисом и чрезмерно высокая, по мнению военных, стоимость проекта. Также в конце январе 2016 года стало известно, что командование флота решило достроить две лодки проекта 677 «Лада» и на этом прекратить серию, направив финансирование на новый проект «Калина», который будет развиваться только после 2020 года.

Справка «СП»

Длина лодки проекта 705 (705К) — 81,4 м.

Наибольшая ширина — 10 м.

Полное водоизмещение 3100 т.

Предельная глубина погружения — 400 м.

Автономность — 50 суток.

Скорость подводного хода — около 40 узлов (как минимум 1 лодка на испытаниях развила 42 узла), надводная скорость — 14 узлов.

Основное вооружение ПЛ проектов 705 и 705К — шесть носовых 533-мм торпедных аппаратов с системой темой быстрого заряжания.

Боекомплект: 18 торпед или 36 мин, а также противокорабельные ракеты «Вьюга», выстреливаемые через ТА.
источник

uCrazy.ru

  • Слепой Пью
  • 29 мая 2016 04:08
  • 3337

В 1959 году один из ведущих специалистов Бюро А.В.Петров вышел с предложением о создании малогабаритной одновальной комплексно-автоматизированной высокоскоростной атомной подводной лодки с уменьшенным составом экипажа. По замыслу, новый корабль, своеобразный «истребитель-перехватчик», должен был обладать скоростью подводного хода, превышавшей 40 узлов, улучшенной маневренностью и иметь повышенные боевые качества.

Техническое предложение по проекту было подготовлено в начале 1960 года. 23 июня 1960 года вышло совместное постановление ЦК КПСС и СМ СССР о проектировании и постройке подводной лодки проекта 705.

ПРОЕКТ 705: Постановлением от 22 мая 1961 года разрешалось научному руководителю проекта академику А.П.Александрову и главному конструктора проекта Михаилу Георгиевичу Русанову, при наличии достаточных обоснований, отступать от норм и правил военного кораблестроения. Это постановление было обусловлено немыслимыми ранее требованиями по созданию атомной подводной лодки, обладающей нормальным водоизмещением около 1500 тонн, полной подводной скоростью около 45 узлов, глубиной погружения не менее 450 метров, количеством личного состава не более 15 человек, автономностью плавания — 50 суток.

Помимо академика А.П.Александрова, осуществлявшего научное руководство по проекту в целом, научное руководство по системе комплексной автоматизации и её проектированию атомной подводной лодки было поручено академику В.А.Трапезникову (Институт автоматики и тепломеханики академии наук СССР), по электрооборудованию подводной лодки — академику академии наук Армянской ССР А.Г.Иосифьянцу (ВНИИ электромеханики Госкомитета по автоматизации и машиностроению СССР).

Коллективом СКБ-143 («Малахит») совместно с контр-агентами был проведен большой комплекс НИОКР по созданию малой атомной подводной лодки проекта 705. После исследования различных схем ГЭУ, было решение остановится на однореакторной главной энергетической установке с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ) и повышенными параметрами пара, что по сравнению с ГЭУ, имеющими традиционный водо-водяной реактор, обеспечивало экономию 300 тонн водоизмещения. В качестве корпусного материала было решение использовать титановый сплав, разработанный ЦНИИ металлургии и сварки (ЦНИИ КМ «Прометей»). Для атомной подводной лодки проекта 705 применялись новые боевые и технические средства на основе последних достижений науки и техники 60-х годов 20 века. Для спасения экипажа подводной лодки при нахождении на любой глубине, вплоть до предельной, была применена спасательная рубка-камера максимальной вместимостью 30 человек, обеспечивающая автономность экипажа по запасам воды до 6 суток. Впервые для управления подводной лодки по проекту ЦКБ имени Кулакова (ныне ЦНИИ «Гранит») была создана уникальная боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Аккорд» позволившая сосредоточить все управление атомной подводной лодки на центральном посту. Тщательная отработка гидродинамических обводов корпуса лодки велась учеными московского филиала ЦАГИ имени профессора Н.Е.Жуковского.

Читать еще:  Новости 2С12 «Сани» - 120-мм возимый миномёт

Атомная подводная лодка проекта 705 предназначалась для уничтожения подводных лодок противника при выходе их из баз, на переходах морем и на позициях вероятного использования оружия против нашего побережья, включая арктические районы

Водоизмещение лодки нормальное — около 2280 м3, скорость полная под ГТЗА — около 40 узлов, автономность — 50 суток, численность экипажа — 29 человек. Вооружение: 6 торпедных аппаратов, боезапас 18 торпед. Мощность ГТЗА типа ОК-7 — 40000л.с.

Строительство опытной подводной лодки проекта 705 с атомной энергетической установкой ОК-550, имеющей атомный реактор с жидкометаллическим сплавом свинец-висмут в качестве теплоносителя первого контура, которая должна была стать прототипом большой серии противолодочных атомоходов, было начато на Ново-Адмиралтейском заводе 2 июня 1968 года.

ПРОЕКТ 705К: В период рассмотрения корректированного технического проекта атомной подводной лодки проекта 705 ОКБ «Гидропресс» в инициативном порядке выступило с техническим предложением по разработке блочной атомная паропроизводительная установка (АППУ) применительно к подводной лодке проекта 705. АППУ позволила несколько уменьшить длину корабля и его водоизмещение. Установка БМ-40А (150 кВТ) однореакторного типа, имеет два ПГ вместо трёх у АППУ ОК-550. Установка БМ-40А выполнена в виде блочного агрегата, включающего в себя все основное оборудование и биологическую защиту. В качестве теплоносителя первого контура был использован эвтектический сплав свинец-висмут.

Строительство подводной лодки проекта 705К осуществлялось под руководством главного конструктора М.Г.Русанова (впоследствии В.В.Ромина) на заводе №402 (Севмаш) в Северодвинске. Несмотря на новизну и резкое отличие от всех ранее эксплуатирующихся атомных подводных лодок проекта 705 и 705К показали себя надёжными и боеспособными кораблями. После вступления в строй корабли этого проекта совершили ряд походов в различные точки мирового океана. Интенсивность их использования была достаточно высокой, они регулярно совершали автономные походы, участвовали практически во всех учениях и маневрах военно-морского флота на Атлантическом театре, показали высокую эффективность; каждая имела несколько контактов с иностранными подводными лодками и благодаря высокой маневренности и скорости получали определённые преимущества перед иностранными подводными лодками.

Это были подводные корабли 21 века, обогнавшие своё время на многие годы и поэтому оказавшиеся слишком трудными в строительстве, испытаниях и эксплуатации. Сложность их техники, серьезные трудности по обеспечению базирования, связанные с постоянным поддерживанием первого контура в горячем состоянии, создали предпосылки к решению о выводе этих атомных подводных лодок из состава военно-морского флота.

ПРОЕКТ 705А: В 1963 году СКБ — 143 («Малахит») приступило к разработке эскизного проекта на базе атомной подводной лодки проекта 705А, которому был присвоен номер 686. Главным конструктором проекта был назначен А.К.Назаров.

При разработке эскизного проекта необходимо было совместно с рядом организаций выполнить исследования управляемости и ходкости корабля, откорректировать совместно с ОКБ-781 систему управления движением подводной лодки «Боксит», изготовить и испытать магнитную модель корабля, разработать систему автоматического управления и сигнализации состояния ракетных контейнеров и бортразъема с панелью пульта управления ракетной стрельбой.

Согласно ТТЗ на проектирование, атомной подводной лодки проекта 686(705А) предназначалась для уничтожения крылатыми ракетами надводных кораблей и транспортов вероятного противника. Кроме установки ракетного оружия, к этому кораблю были предъявлены дополнительные требования. К ним в первую очередь необходимо отнести установку средств гидроакустического целеуказания ракетному оружию, разработку межотсечных переборок прочного корпуса, рассчитанных на давление 10 кгс/см2, обеспечение всплытия с грунта, увеличение автономности корабля и численности экипажа.

Эскизный проект СКБ-143 («Малахит») разрабатывался, как это и было предусмотрено ТТЗ, в двух вариантах: с корпусом из титанового сплава и со стальным корпусом. В дальнейшем было принято решение о передаче всех материалов эскизного проекта ЦКБ «Лазурит», за которым министерство судостроительной промышленности закрепило работы по проектированию подводных лодок, вооруженных крылатыми ракетами.

ПРОЕКТ 705Б: На начальных стадиях работ по созданию модификации атомной подводной лодки проект 705 с баллистическими ракетами были использованы имеющиеся данные по отечественным ракетам разрабатывавшихся в то время комплексов.

Главным конструктором подводной лодки проекта 705Б был назначен Г.Я.Светаев. Однако применительно к аАПЛ проекта 705 из-за значительных массогабаритных характеристик эти ракеты приводили к существенным архитектурным изменениям базового корабля.

Поэтому по инициативе СКБ-143 («Малахит») А.П.Александровым перед разработчиками ракет был поставлен вопрос о возможности создания малогабаритной, но достаточно эффективной баллистической ракеты типа «Polaris» (США). Подобные ракеты в количестве восьми едениц позволяли скомпоновать отсек, вписывающийся в корабль. При этом атомный ракетоносец имел бы минимальное водоизмещение, высокую подводную скорость.

В конце 1960 годов от В.П.Макеева в бюро поступило предложение с ожидаемыми данными по ракете, этапам и срокам её создания.

В период интенсивной деятельности по эскизному проекту работы по нему были неожиданно для Бюро прекращены и все материалы были переданы в ЦКБ-16 (ЦПБ «Волна»).

ПРОЕКТ 705Д: Проектом 705Д предусматривалось усиление вооружения подводной лодки за счет установки дополнительно к основному торпедному вооружению калибра 533 мм — четырех-шести ракетоторпед калибра 630 мм в забортных пусковых установках, располагаемых в ограждении рубки. Разработка проекта выполнялась на базе атомной подводной лодки проекта 705К с АППУ БМ-40А. Предусматривалось также увеличение запаса торпед калибра 533 мм на 12 единиц. Предэскизный проект был закончен 31 марта 1973 года. В первом квартале 1974 года технический проект был рассмотрен и утвержден, однако все дальнейшие работы по проекту 705Д были прекращены.

Северодвинское предприятие «Севмаш» продолжает нас радовать ново-старыми снимками. Несколько десятилетий они прятались от нас под грифом «Секретно», но теперь их выпустили на волю. Очередной радостью для меня, наверно и для вас тоже, станут снимки вывода из цеха №42 головной атомной подводной лодки проекта 705К — К-123.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector