0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Модификации Проект 677 «Лада» — дизель-электрические подводные лодки типа «Санкт-Петербург»

Модификации Проект 677 «Лада» — дизель-электрические подводные лодки типа «Санкт-Петербург»

Проекты 677, 677М «Лада» и 677Э «Амур-1650»
(NATO – «Lada(?)» и «Amur(?)»).

1. Количество подводных лодок проекта: 677 — 1, 677М — 2 (в постройке) — 2 (по контрактам МО РФ), 667Э — 1 (недостроена)

2. Изображение проекта:

вступления в строй

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: ФГУП/ОАО «Адмиралтейские Верфи», проект 677(1) и 677М (0 + 2 + 2)

2005 — «Кронштадт»
2013 — достройка по пр.677М

2006 — «Севастополь»
2014 — достройка по пр.677М
2015 — «Великие Луки»

06.2019 — заключен контракт

06.2019 — заключен контракт

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: ФГУП «Адмиралтейские Верфи», проект 677Э (1)

2009 — строительство остановлено

4. История проекта:

Возобновленная после Великой Отечественной войны постройка ДПЛ не прекращалась и после развертывания с конца 50-х годов крупномасштабного строительства АПЛ. При этом ДПЛ строились с торпедным и ракетньм вооружением. Однако, после завершения в 1968 г. серии ПЛ проекта 651 ДПЛ с КР не строились. В дальнейшем велась постройка только торпедных ДПЛ проектов 641Б и 877. Вместе с тем за рубежом ДПЛ ряда государств с середины 80-х годов стали оснащаться ПКР «Гарпун», запускаемыми из ТА. Строящиеся для отечественного ВМФ ДПЛ проекта 877 и экспортные модификации ПЛ этого проекта и его дальнейшего развития — ДПЛ проектов 877ЭКМ и 636 КР в составе вооружения не имели. Только в последние годы появились модификации этих кораблей с комплексом КР на борту — 08773, 636М и 06363, чему способствовало создание малогабаритных (в размерах торпед) ПКР.

Однако еще в 1987 году в СССР были начаты НИОКР по проекту 677 «Лада», представляющего собой корабли нового, четвертого поколения, создаваемые на основе нового вооружения, механизмов и оборудования. Новые лодки получили новое название — «неатомные (НПЛ)» (так как дизель более не являлся движителем корабля, а использовался для получения электроэнергии для питания электродвигателей, которые и используются для обеспечения движения).

Несмотря на развал СССР, работы по этому проекту продолжались даже в самое тяжелое для страны время. Технический проект НПЛ проект 677 был утвержден в 1993 г., но был отправлен на переработку. Второй вариант технического проекта был утвержден в 1997 г. При создании новой НПЛ было отработано 180 ОКР. Проект НПЛ разрабатывался ЦКБ МТ «Рубин», главный конструктор — Ю.Н. Кормилицын. Однокорпусные, с минимальным запасом плавучести, необходимым для обеспечения надводной непотопляемости, НПЛ оснащены новыми образцами торпед, а также ПКР, запускаемыми из ТА. Для возможности эффективного использования оружия на НПЛ установлены совершенные средства обнаружения целей, целеуказания торпедам и ПКР на полную дальность, а также эффективные средства защиты по основным физическим полям ПЛ. На этих кораблях внедрено системное комплексно-автоматизированное управление всеми механизмами и системами, которое позволяет значительно сократить численность экипажа. Повышению скрытности и защиты НПЛ будет способствовать использование механизмов и источников энергии новой разработки, включающее в себя дизель-генератор (ДГ) переменного тока (вместо ДГ постоянного тока) и низкооборотный всережимный гребной электродвигатель (ГЭД), который позволил отказаться от ГЭД экономического хода. Корабли будут обладать большой автономностью и дальностью плавания, высокой боевой мощью, акустической скрытностью и надежностью.

Генеральный конструктор проекта Ю.Н. Кормилицын отмечал: «Подводная лодка задумана как своего рода морской подводный охотник, способный уничтожать любые цели, будь то боевые надводные корабли, транспортные суда или подводные лодки, нанесением торпедных, ракетных ударов, постановкой минных заграждений, а также с помощью боевых пловцов». За малошумность, затрудняющую обнаружение, рубиновскую подводную лодку предыдущего поколения проекта 877 (по терминологии NATO — класс «Kilo») на Западе назвали «черной дырой в океане». На «Ладе», благодаря применению новейших средств акустической защиты и оригинальных технических решений, прогнозируется снижение шумности в несколько раз по сравнению с ПЛ класса «Kilo».

Предполагалось, что ПЛ проекта 677 постепенно заменят в советском флоте ПЛБ проекта 877. Их постройку должны были развернуть на ЛАО (г.Ленинград), СМП (г.Северодвинск), ССЗ «Красное Сормово» (г.Горький) и ССЗ им.Ленинского комсомола (г.Комсомольск-на-Амуре). На СМП даже удалось создать определенный задел по головному заказу. После распада СССР головной корабль серии было решено строить на ГП «Адмиралтейские верфи», куда передали имевшийся задел.

В конце 1997 года на ГП «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге были заложены головные корабли: НПЛ Б-585 «Санкт-Петербург» проекта 677 для отечественного ВМФ и НПЛ типа «Амур-1650» (в дальнейшем упоминаемый в СМИ как проект 677Э) для экспортных поставок. В 2007 году головной корабль вышел на ходовые испытания и в марте 2009 года зам.начальника генштаба ВМФ вице-адмирал Олег Бурцев заявлял, что всего для ВМФ планируется постройка серии из 8 ПЛ этого проекта. Однако испытания и доводка корабля шли несколько лет, и к 2011 году в СМИ уже не встречалось упоминаний о строительстве такой крупной серии, речь шла только о достройке еще двух уже заложенных кораблей, да и то их строительство в 2009 году было приостановлено по решению Минобороны РФ. В мае 2010 года НПЛ «Санкт-Петербург» наконец-то вошла в состав ВМФ. В декабре 2010 года генеральный директор ЦКБ МТ «Рубин» А.А. Дьячков в интервью заявил, что акватория Черного моря слишком мала для подводных лодок проекта 677 и поэтому НПЛ данного типа не будут входить в состав Черноморского флота. Так же было заявлено, что НПЛ «Санкт-Петербург» будет находиться в опытной эксплуатации в составе ВМФ России. В ходе опытной эксплуатации системы НПЛ будут доводиться до желаемых показателей.

В ноябре 2011 года генеральный директор ЦКБ МТ «Рубин» А.А. Дьячков заявил, что лодки проекта будут модернизированы по доработанному техническому проекту (в СМИ встречается как проект 677М, а в некоторых источниках — 677Д). Новый технический проект будет готов в 2013 году, после чего вторая и третья лодки проекта 677 будут достроены по новому проекту. В феврале 2012 года в интервью СМИ главком Черноморского флота России Александр Федотенков заявил, что после успешных испытаний НПЛ «Санкт-Петербург» на Северном флоте, там, где есть большие глубины, и в случае, если будут подтверждены заложенные в проект передовые технические идеи, а также учтен опыт эксплуатации головного корабля, будет принято окончательное решение о достройке двух заложенных корпусов. В августе 2013 года в СМИ появилась информация о том, что НПЛ Б-586 «Кронштадт» достраивается по новому скорректированному проекту. В отличие от головной НПЛ «Санкт-Петербург» на серийном корабле устанавливаются модернизированные образцы оборудования — системы управления корабельными техническими средствами, электродвижения, навигационный комплекс. В ближайшей перспективе НПЛ типа «Лада» планировали оснастить анаэробной воздухонезависимой установкой. Над ее созданием уже работают специалисты ЦКБ МТ «Рубин». 03.09.2013 появилась информация от ИТАР-ТАСС о том, что до конца 2020 года в состав ВМФ поступят еще четыре неатомные подводные лодки нового проекта. Контракт на строительство Б-587 «Великие Луки» (до 2015 года — «Севастополь») был перезаключен в конце 2014 года. Контракт на строительство еще одной (четвертой по счету) неатомной подлодки проекта 677 «Лада» планировалось подписать в конце 2015 года, со сроком получения флотом в 2019 году. Об этом сообщило в январе 2015 года ТАСС со ссылкой на источник в Главном штабе ВМФ России — но этого не произошло, а 19.01.2016г. на сайте РИА «Новости» появилась информация: «Дизель-электрические подводные лодки проекта 677 «Лада» больше строиться не будут, финансирование будет направлено на проект с шифром «Калина» (усовершенствованная «Лада»). Преполжительно этот проект будет сочетать в себе лучшие качества «Лады» с учетом современных технологий и самых высоких требований к современным подводным кораблям.

Читать еще:  Новости Проект 1135 (тип "Буревестник") и 11351 (тип "Нерей") - сторожевые корабли

Командование флота приняло решение достроить две лодки проекта 677 «Лада» и на этом прекратить строительство серии. Предположительно все три лодки этого проекта войдут в боевой состав Северного флота. 01.07.2017 в ходе Международного военно-морского салона МВМС-2017 глава ОАО «Адмиралтейские Верфи» Александр Бузаков сообщил, что по условиям госконтракта передача двух серийных заказов проекта 677 ВМФ России по графику запланирована в 2020 и 2021 году соответственно. В конце ноября 2018 года Главнокомандующий ВМФ адмирал Владимир Королев в интервью Красной звезде заявил, что для ВМФ России в общей сложности построят двенадцать подводных лодок проекта 677 «Лада».

Министерство обороны России заключило госконтракты на поставку двух многоцелевых атомных подлодок «Ясень-М», а также партии дизель-электрических подлодок «Лада». Об этом 28.06.2019 на форуме «Армия-2019» объявил диктор во время торжественной церемонии, сообщило «РИА Новости». Редакция газеты «Московский Комсомолец» уточнило, что Военно-морской флот России в ближайшие годы получит две подводные лодки усовершенствованного проекта 677 «Лада».

Судьба проекта 677Э (Амур-1650) находится под большим вопросом. По данным ИТАР-ТАСС, в 2005 году ПЛ экспортного варианта была готова на 47%, а к 2009 году его строительство было полностью остановлено. Кроме ПЛ типа «Амур-1650» для экспорта было разработано целое семейство различных вариантов ПЛ типа «Амур», отличающихся водоизмещением и типом двигательной установки.

5. Схема проекта:

1 — выгородка основной антенны ГАК; 2 — носовая ЦГБ; 3 — 533-мм ТА; 4 — торпедопогрузочный люк; 5 — якорь; 6 — носовой (торпедный) отсек; 7 — запасные торпеды с устройством быстрого заряжания; 8 — выгородка вспомогательных механизмов; 9 — носовая АБ; 10 — ходовой мостик; 11 — прочная рубка; 12 — второй (центрального поста) отсек; 13 — центральный пост; 14 — главный командный пост; 15 — агрегатная выгородка РЭВ; 16 — выгородка вспомогательного оборудования и общесудовых систем (трюмных насосов, насосов общесудовой системы гидравлики, преобразователи и кондиционеры); 17 — третий (жилой и аккумуляторный) отсек; 18 — кают-компания и камбузный блок; 19 — жилые помещения и медицинский блок; 20 — кормовая АБ; 21 — четвертый (дизель-генераторный) отсек; 22 — ДГ; 23 — выгородка вспомогательных механизмов; 24 — пятый (электромоторный) отсек; 25 — ГЭД; 26 — топливная цистерна; 27 — приводы кормовых рулей; 28 — линия вала; 29 — кормовая ЦГБ; 30 — кормовые вертикальные стабилизаторы; 31 — обтекатель канала выхода ГПБА.

6. Тактико-технические данные проекта (предполагаемые):

Длина наибольшая, м — 67,0

Ширина корпуса наибольшая, м — 7,1

Архитектурно-конструктивный тип — однокорпусный

Глубина погружения, м:

рабочая — 240 (250?)

Автономность по запасам провизии, сут — 45

Дальность плавания (при скорости хода, уз), мили:

подводная — 650 (3)

подводная в режиме РДП — 6 000 (?)

Экипаж, чел — 35 (34?)

тип — ДЭУ с полным электродвижением

кол-во х мощность ДГ, кВт — 2 х ?

кол-во х мощность гл. ГЭД, л.с — 1 х 4100

кол-во х тип движителей — 1 х малошумный ВФШ

А ккумуляторная установка:

Кол-во групп АБ х элем. — 2 х 120

Резервные средства движения:

количество х тип РСД — 2 х ВД

привод ВПК х мощность, кВт — ЭД х 102

Скорость хода наибольшая, уз:

кол-во х калибр ТА, мм — 6 х 533 (1*)

боезапас (тип) торпед или ПКР — 18 торпед (УСЭТ-80К) и ПКР (« Club — S »)

Зенитный ракетный комплекс:

тип ПЗРК — «Игла-1М»

кол-во конт. для хранения ЗР — 1

боекомплект ЗР — 6

РЛК — нового поколения

ГАК — нового поколения с антенной

большой эффективной площади

(1*) Носовые, два из которых приспособлены для стрельбы телеуправляемыми торпедами.

Достройка серии ДЭПЛ 677 проекта «Лада»

МОСКВА, 4 окт — РИА Новости. Строящиеся в настоящее время две неатомные подводные лодки новейшего проекта 677 «Лада» — «Кронштадт» и «Великие Луки» войдут в боевой состав Северного флота, заявил во вторник заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов.

Головная подводная лодка этого класса «Санкт-Петербург» находится в опытной эксплуатации ВМФ РФ.

«Что касается неатомных подводных лодок проекта 677, то сейчас осуществляется строительство двух субмарин этого проекта: «Кронштадт» и «Великие Луки», которые будут базироваться в зоне ответственности СФ».

П.С. Сдача Б-586 — «Кронштадт» запланирована на 2017г., Б-587-«Великие Луки» — 2018 г.

В отличие от головной, эти ПЛ строятся по усовершенствованному проекту 677М (с учётом опытной эксплуатации ПЛ «Санкт-Петербург»). В настоящее время ЦКБ МТ «Рубин» проектирует ДЭПЛ 5 -го поколения «Калина» с кислород-водородной анаэробной установкой подводного хода в режиме патрулирования на основе топливных элементов. Начало постройки — 2018 г.

Подводная лодка проекта 677 «Лада».

Обозначение НАТО – LADA (AMUR-1650).

Построено – 1 ед., Б-585 «Санкт-Петербург». Вступила в строй – 22.04.2010 г.

Разработчик – ЦКБ МТ «Рубин».

Изготовитель – ФГУП «Адмиралтейские Верфи».

Дизель-электрическая подводная лодка, однокорпусная, прочный корпус разделён на 5 отсеков.

Основные тактико-технические элементы Проекта 677:

Водоизмещение: надводное – 1765 т, подводное – 2650 т.

Размеры: длина – 66,8 м., ширина – 7,1 м, осадка – 6,7 м.

Глубина погружения: рабочая – 240 м, предельная – 300 м.

Энергетическая установка – дизель-электрическая с полным электродвижением:

— 2 дизель-генератора переменного тока 28ДГ по 1250 кВТ с выпрямительной установкой

— 1 гребной электродвигатель на постоянных магнитах мощностью 4100 кВт.

— 2 группы аккумуляторных батарей по 126 элементов -.Основные АБ — свинцово-кислотные. Возможна установка литий-ионных разработки ОАО «Ригель», Санкт-Петербург. При этом ёмкость АБ возрастёт примерно на 40%, а следовательно и дальность подводного хода. Госиспытания литий- ионной АБ были завершены на заводе в 2013 г. Вполне возможно, что они и будут на серийных ПЛ.

Движители – 1 7-лопастный саблевидный малошумный винт. 2 подруливающих водомета ( электродвигатели ПГ-102М мощностью по 102 л.с.)

Скорость хода: надводная – 10 уз, подводная до 21 уз.

Дальность плавания: максимальная – 16000 миль, под РДП – 6500 миль (7 уз.), под водой (без перезарядки АБ)– 650 миль (3 уз).

Читать еще:  Исторические сведения МиГ-29СМТ - многофункциональный истребитель

Автономность – 45 сут.

Экипаж – 35 человек.

6 533-мм носовых торпедных аппарата с устройством быстрого заряжания, боекомплект – 18 ед., (торпеды УСЭТ-80К, УГСТ, ракето-торпеды «Шквал-М» ракеты комплекса «Калибр») или 22 мины ДМ-1, система управления торпедными аппаратами «Мурена». Торпеды и ракеты могут оснащаться ЯБЧ.

БИУС (боевая информационно-управляющая система) «Литий»

ГАК (гидроакустический комплекс) «Лира» с буксируемой антенной, 2 бортовыми антеннами, носовым излучателем.

Унифицированный перископный комплекс «Парус-98». Электронный, с лазерным дальномером.

КНС (навигационная система) «Андога»

26 декабря 1997 г. на стапелях государственного предприятия «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге были заложены две новые дизель-электрические подводные лодки так называемого 4-го поколения. Первая из них строится по проекту 677 (шифр — «Лада») для ВМФ России, она получила номер Б-585 и название «Санкт-Петербург»; вторая — по экспортному варианту этого проекта 677Э (шифр — «Амур-1650»), эта лодка предназначена для иностранного заказчика.

Разработка проекта 677 была начата в ЦКБ МТ «Рубин» в 1987 г. на основании тактико-технического задания ВМФ России. Хотя по архитектуре новая ПЛ близка к лодкам проектов 877 и 636, проект 677 создан практически «с нуля», и, по словам генерального конструктора ЦКБ МТ «Рубин» Ю. Н. Кормилицына, в нем не использована ни одна единица оборудования, применявшегося ранее на лодках упомянутых выше проектов.

ПЛ проекта 677 выполнена по однокорпусной архитектуре. Осесимметричный прочный корпус изготовлен из стали АБ-2 и практически по всей длине имеет одинаковый диаметр. Носовая и кормовая законцовки имеют сферическую форму. Плоскими переборками корпус разделен по длине на пять водонепроницаемых отсеков, посредством платформ корпус разделен но высоте на три яруса.

Легкому корпусу в оконечностях ПЛ придана обтекаемая форма, обеспечивающая высокие гидродинамические характеристики. Ограждение выдвижных устройств имеет такую же форму, как у лодок проектов 877 и 636, в то же время кормовое оперение выполнено крестообразным, а передние горизонтальные рули размещаются на ограждении, где они создают минимальные помехи работе гидроакустического комплекса.

Все жилые помещения ПЛ размещены в третьем отсеке. Для всех членов экипажа предусмотрены каюты: для командного состава — двухместные, у командира — уютная одноместная, хорошо оборудованная.

Для приема пищи имеется кают-компания с буфетной. Все запасы продовольствия размещены в специальных кладовых, охлаждаемых и неохлаждаемых. Камбузное оборудование новой разработки при малых габаритах и энергопотреблении способно обеспечить быстрое приготовление горячей пищи с сохранением вкусовых и питательных качеств продуктов.

Пресная вода хранится в цистернах из нержавеющей стали. Это благоприятно сказывается на сохранении ее качества. Пополнение запасов воды возможно с помощью водоопреснительной установки, утилизирующей тепло дизелей. В целом водоснабжение вполне достаточно как для питьевых, так и для гигиенических целей (мытье посуды, душевые). Условия обитаемости и запасы топлива, продовольствия и питьевой воды обеспечивают автономность 45 суток.

Лодка имеет дизель-электрическую главную энергетическую установку, разработанную по схеме полного электродвижения. В ее состав входят размещенная в четвертом отсеке дизель-генераторная установка в составе двух дизель-генераторов с выпрямителями, две группы аккумуляторных батарей по 126 элементов в каждой, находящиеся в первом и третьем отсеках, а также всережимный гребной электродвигатель с постоянными магнитами типа СЭД-1 мощностью 4100 кВт.

Выбранная мощность дизель-генераторов позволяет осуществлять не только «обычную» зарядку аккумуляторной батареи, но и специально разработанный российскими специалистами режим ускоренной зарядки, позволяющий значительно сократить время нахождения подводной лодки в перископном положении. Отсутствие щеточного токосъемного устройства повышает безопасность эксплуатации генераторов.

Всережимный гребной электродвигатель выполняет функцию главного гребного электродвигателя и электродвигателя экономического хода. Он приводит в действие семилопастный малошумный гребной винт большого диаметра. Наибольшая скорость подводного хода достигает 21 узла, при движении в надводном положении лодка развивает скорость хода 10 узлов. Дальность плавания в режиме РДЛ достигает 6000 миль, в подобном положении при движении экономическим ходом лодка может преодолеть 650 миль. Здесь следует отметить, что на основе ПЛ типов «Лада» и «Амур-1650» в ЦКБ МТ «Рубин» разработан проект ПЛ с комбинированной главной энергетической установкой в составе дизель-электрической установки и воздухонезависимой установки на основе электрохимических генераторов во-дородно-кислородного типа. Эта лодка отличается существенно большей дальностью непрерывного подводного плавания, обеспечиваемой воздухонезависимой установкой.

Лодка имеет торпедно-ракетное вооружение. На ней установлены 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм. Боезапас составляет 18 единиц, в который могут входить универсальные торпеды, противолодочные ракето-торпеды, крылатые ракеты, мины. Предусмотрена возможность использования скоростных противолодочных ракет «Шквал».

Система стрельбы позволяет выстреливать боезапас одиночно и залпом до 6 единиц. Готовность к залпу двумя торпедами из дежурных торпедных аппаратов измеряется секундами. Традиционное для российских подводных лодок механическое устройство заряжания позволяет быстро автоматически произвести перезарядку торпедных аппаратов и осуществить второй и последующий залпы. Весь цикл подготовки комплекса к использованию оружия и стрельба автоматизированы и осуществляются с пульта оператора из главного командного пункта подводной лодки.

Координация работы всех средств радиоэлектронного вооружения обеспечивается боевой информационно-управляющей системой «Литий».

Гидроакустический комплекс включает высокочувствительные шумопеленгаторные антенны. В состав комплекса входят носовая и две бортовые антенны в носовой оконечности ПЛ. Размеры антенн увеличены в максимально возможной степени. Они занимают большую часть поверхности носовой оконечности. Гидроакустическими антеннами столь большой площади не располагает ни одна из аналогичных подводных лодок в России и за рубежом.

Кроме стационарных антенн, на ПЛ размещена выпускная буксируемая гидроакустическая антенна с точкой выхода в верхнем вертикальном стабилизаторе.

Низкая шумность разрабатываемого для ПЛ комплектующего оборудования, системное применение новейших средств акустической защиты, оригинальные технические решения позволяют прогнозировать снижение шумности ПЛ в 8—10 раз по сравнению с ПЛ предыдущего поколения класса «Варшавянка». Сочетание высокой эффективности гидроакустического комплекса с низкой шумностью самой ПЛ обеспечивает гарантированное упреждающее обнаружение кораблей противника, в том числе особо малошумных подводных лодок, на значительном расстоянии. Тем самым созданы благоприятные возможности для принятия оптимальных решений на атаку.

Навигационный комплекс включает инерциальную навигационную систему и обеспечивает безопасность кораблевождения и выработку данных о месте нахождения и параметрах движения подводной лодки с необходимой для использования оружия точностью.

На ПЛ применен командирский перископ с каналом ночного видения и лазерным дальномером. Комплект средств радиосвязи позволяет осуществлять надежную двустороннюю радиосвязь с береговыми командными пунктами, кораблями, судами и самолетами при нахождении в надводном и перископном положениях. Для приема командных сообщений при нахождении на большой глубине имеется выпускная буксируемая радиоантенна. Выпуск антенны производится из прочного корпуса. Радиолокационная система с размещенными на одном подъемно-мачтовом устройстве активной и пассивной антеннами имеет канал повышенной скрытности в активном режиме и дает полную информацию и надводной, и воздушной обстановке, не демаскируя подводную лодку.

Подводные лодки проекта 677

Содержание

История создания

Научно-исследовательские разработки больших, бесшумных и мощных дизель-электрических подводных лодок «Лада» (проект 677) ведутся Центральным конструкторским бюро морской техники ЦКБМТ«Рубин» под руководством главного конструктора Кормилицына Юрия Николаевича с 1987 года.

Проектирование

Разработка многоцелевой дизель-электрической подлодки (ДЭПЛ) была начата в 80-х годах. Планировалась, что новая субмарина должна была заменить устаревшие ДЭПЛ Проект 877 «Палтус» Балтийского и Черноморского флотов. Разработчики запланировали уменьшить шумность субмарины за счет использования нового противогидролокационного покрытия корпуса нового поколения «Молния» и обновленного гидроакустического комплекса.

Читать еще:  Исторические сведения ЗСУ-23-4 «Шилка» - зенитная самоходная артиллерийская установка

В 1990 году технический проект «Лада» был представлен Военно-Промышленной комиссии, но получил отказ в финансировании. В 1993 году проект был вторично представлен комиссии, но отправился на корректировку. Окончательная версия новой ДЭПЛ была утверждена лишь в 1997 году. При разработке субмарины конструкторами было отработано около 200 опытно-конструкторских решений.

Тогда же конструкторы столкнулись с очередной сложностью. Гидроакустический комплекс (ГАК), разработанный НИИ «Океанприбор», не мог быть размещен на субмарине из-за своих массово-габаритных характеристик. Гендиректор ЦКБМТ«Рубин» в судебном порядке настоял на передаче реализации ГАК московскому ПО «Волна». В 2005 году основным разработчиком ГАК стало НПО «Электроприбор».

Постройка и испытание

Головная субмарина серии Б-585 «Санкт-Петербург» и проект Б-677 «Амур» были заложены на судостроительном предприятии «Адмиралтейские верфи» в конце 1997 года. За 3 года с момента закладки на постройку субмарины «Санкт-Петербург» было израсходовано 263 миллиона рублей бюджетных средств. Первая субмарина сошла со стапелей осенью 2004 года. Год спустя Б-585 «Санкт-Петербург» впервые вышел в море и совершил погружение. До середины 2008 года субмарина проходила ходовые испытания. После окончательных заводских доработок различных узлов и комплексов, весной 2010 года подлодка была сдана и принята в состав флота ВМФ России.

Первоначально планировалось, что будет построено 8 субмарин подобного типа. Но после не слишком удачных испытаний эксплуатационных характеристик первой субмарины – и возникшими проблемами с силовыми агрегатами и акустическим комплексом по госпрограмме вооружений, утвержденной в 2006 году, это число было сокращено до 6. Однако в конце 2011 года появились сообщения о заморозке строительства. По словам гендиректора ЦКБМТ«Рубин» А. Дьячкова, было решено модернизировать субмарины по разрабатываемому проекту 677Д, который предусматривал установку анаэробной СЭУ.

В 2013 году было объявлено, что строительство 2 заложенных субмарин будет закончено, причем подлодки будут оборудоваться обычными энергетическими установками. В 2018 году была спущена на воду подлодка Б-586 «Кронштадт». Тогда же третья по счету субмарина серии получила новое название Б-587 «Великие Луки», ее принятие в строй запланировано на 2021 год. В 2019 году было заявлено о постройке еще двух субмарин серии 677.

Описание конструкции

Основное отличие от предыдущих моделей подлодок «Варшавянка» и «Палтус» – полуторакорпусная конструкция. Размеры ПЛ проекта 677 значительно меньше, что соответственно снизило их водоизмещение (надводное – 1765 т, подводное – 2650 т). Благодаря снижению шумности вероятность обнаружения субмарины противником невелика. Предельная глубина погружения – 300 м.

Корпус

Подлодка произведена по полуторакорпусной схеме. Прочный корпус произведен из высокопрочной судостроительной стали АБ-2 разработанной ЦНИ «Прометей». Нос и корма имеют сферическую форму, остальная часть корпуса имеет практически одинаковый диаметр на всем своем протяжении.

Легкий корпус субмарины обладает обтекаемыми очертаниями, придающими подлодке отличные гидродинамические характеристики. Противогидроакустическое покрытие «Молния» легкого корпуса имеет 7-8 слоев толщиной 40 мм, обеспечивая малый уровень шумности, по сравнению с зарубежными аналогами: немецким Проектом 212, и франко-испанским проектом «Скорпен».

Подводная лодка разделена на 5 отсеков:
1-й — торпедный отсек, здесь же расположена главная антенна гидроакустической системы;
2-й — командный пункт;
3-й — жилой отсек и медицинский блок;
4-й — дизель-генераторные двигатели;
5-й — главный электродвигатель.

Энергетическая установка

СЭУ субмарин серии 677 состоит из:

  • Рабочего электродвигателя СЭД-1 производительностью в 4100 л. с.;
  • Двух дизель-генераторных двигателей28ДГ мощностью по 1000 кВт;
  • Генераторного V-образного мотора Д-49;
  • Двух выносных колонок РДК-35 с электромоторами ПГ-102М производительностью в 140 л. с.

Следующие субмарины серии 677 планируется оборудовать анаэробной СЭУ, разработкой которой занимается ЦКБ «Рубин».

Дополнительное оборудование

Автоматический спасательный комплекс КСУ-600Н-4, выпускающий спасательные плоты ПСНЛ-20M, располагающиеся возле ограждения выдвижных устройств.

Экипаж и обитаемость

Численность экипажа — до 35 человек. Автономность плавания — до 45 суток. Все жилые помещения размещены в 3-м отсеке. Личный состав размещается на отдельных спальных местах в двухместных каютах. У командира подлодки одноместная каюта.

Прием пищи осуществляется в кают-компании и буфетной. Запасы провизии размещаются в кладовых (обычных и охлаждаемых). Оборудование камбуза, имеющее уменьшенные габариты и низкое потребление энергии, позволяет быстро обеспечить подводников пищей.

Питьевая вода хранится в стальных цистернах. Восполнение запасов воды производится при помощи опреснительной установки, использующей вырабатываемое дизельными моторами тепло. Запаса воды хватает для потребления, приготовления еды и использования в санитарных целях.

Вооружение

Основу вооружения подлодок серии 677 составляют шесть 533-миллиметровых торпедных аппарата «Мурена», которые располагаются в 1-м отсеке. Два ТА (Торпедный апарат) верхнего яруса предназначены для использования управляемых ракет. Полный боезапас — до 18 торпед или ракет. Вместо них могут быть загружены морские мины для скрытых постановок (до 44 мин ДМ-1).

Ракетное вооружение

Крылатые ракеты П-800 «Оникс» для поражения надводных целей. Дальность — до 600 км, скорость полета у поверхности — до 2 М, дальность обнаружения цели — до 50 км.

По сообщениям прессы, подлодки «Проекта 677» могут быть носителями крылатых ракет КР «Калибр», способных уничтожать надводные и наземные целей. Дальность — до 375 км по морским целям и до 2600 — по наземным. Скорость полета — до 2,5 М.

Торпедное вооружение

Торпеды УСЭТ-80К. Дальность — до 18 км, скорость полета — до 45 узлов, максимальная глубина поражения цели — до 1 км. Торпеды (скоростные подводные ракеты-торпеды) РТ «Шквал» и ПКР „Бирюза“ (Club-S). Радиус поражения цели — до 13 км, маршевая скорость — до 375 км/ч.

Зенитное вооружение

В качестве средства противоздушной обороны используются ПЗРК «Игла-1М» или ПЗРК «Верба» (6 штук).

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

На субмарине установлено более 130 образцов новаторского для отечественной промышленности корабельного и радиолокационного оборудования. Обработка входящих данных, целераспределение и осуществление боевых и навигационных расчетов производится БИУС «Литий», которая интегрирована с системой космической разведки «Лиана».

На субмарины устанавливается ГАК «Лира», состоящий из шумопеленгаторной антенны Л-01, вспомогательных антенн, станции с буксируемой антенной, активной станции для поиска мин, измерения дистанции и подводной связи.

В надводном положении применяется радиолокационная система КРМ-66 «Кодак» разработка — «Гранит-Электрон». РЛС полностью контролирует воздушную и надводную ситуацию. Активный канал РЛС обладает повышенной скрытностью излучения для предотвращения обнаружения. Радиосвязь обеспечивается автоматизированным корабельным комплексом «Дистанция», включающим в себя выпускную подводную антенну К-697 длиной до 20 метров.

Навигационный комплекс — «Аппассионата» инерциального типа, комплекс интегрирован с системами спутниковой связи GPS/ГЛОНАСС. Перископный комплекс — «Парус-98» (командирский и универсальный перископы).

Экспортные модификации

«Амур-950»- Согласно проекту имеет 4 торпедных аппарата, вертикальные шахты для пуска 10 ракет одним залпом. Длина — 56,8 м., ширина — 5,65 м. Состав команды — 19 чел. Предельная глубина погружения — 300 м. Развивает подводную скорость до 20 узлов.

«Амур-1650» — Отличается от «Лад», заказанных для ВМФ РФ, наличием чувствительного гидроакустического комплекса с антенной, обнаруживающего даже малошумные объекты. Субмарина способна выпускать по целям залпы из 6 ракет.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector