1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Модификации Проект 670 — многоцелевые атомные подводные лодки

Модификации Проект 670 — многоцелевые атомные подводные лодки

Тип «Charlie I»
Водоизмещение: надводное 4000 т.; подводное 4900 т..
Размерения: длина 95 м. (311 футов 8 дюймов); ширина 10 м. (32 фута 10 дюймов); осадка 8 м. (26 футов 3 дюйма).
Силовая установка: ядерный реактор с водяным охлаждением под давлением, питающий две паровые турбин передающие вращательный момент мощностью 11185 киловатт (15000 л. с.) на один вал.
Скорость: надводного хода 20 узла; подводного хода 24 узла.
Глубина погружения: рабочая 400 м. (1315 футов); предельная 600 м. (1970 футов).
Торпедные аппараты: шесть носовых 533-мм (21 дюймовых) аппаратов с максимальным боезапасом 12 торпед, стандартная загрузка — четыре противокорабельные или противолодочные торпеды в обычном снаряжении, две противокорабельные торпеды с ядерными боеголовками мощностью 15 килотонн и две противокорабельные ракеты «Цакра» с ядерными боеголовками мощностью 15 килотонн или 24 донные мины АМД-1000.
Ракеты: восемь противокорабельных ракет П-70 «Аметист» (SS-N-7 Старбрайт») снаряженных 500 кг (1102 фунтами) обычного ВВ или ядерными боеголовками мощностью 200 килотонн.
Радиоэлектронное вооружение: РЛС обнаружения надводных целей «Снуптрей», носовая низкочастотная ГАС «Шарк тис», среднечастотная ГАС управления ракетной и торпедной стрельбой аппаратура РЭР «Брик спит» и «Брик палп» обеспечения пассивного обнаружения и предупреждения, радиопеленгаторная антенна «Парк ламп» системы связи СВЧ и УВЧ и подводный телефон.
Экипаж: 100 человек.

Тип «Charlie II»
Водоизмещение: надводное 4300 т.; подводное 5100 т..
Размерения: длина 103 м. (340 футов); ширина 10 м. (32 фута 10 дюймов); осадка 8 м. (26 футов 3 дюйма)
Силовая установка: ядерный реактор с водяным охлаждением под давлением, питающий две паровые турбины, передающие вращательный момент мощностью 11 185 киловатт (15 000 л.с.) на один вал.
Скорость: предположительно надводного хода заметно меньше 20 узлов и подводного хода -24 узлов.
Глубина погружения: рабочая 400 м (1315 футов); предельная 600 м (1970 футов).
Торпедные аппараты: шесть носовых 533-мм (21-дюймовых) аппаратов с максимальным боезапасом 12 торпед, стандартная загрузка — восемь противокорабельных или противолодочных торпед в обычном снаряжении, две противокорабельные торпеды с ядерными боеголовками мощностью 15 кт, две противокорабельные ракеты «Цакра» с ядерными боеголовками мощностью 15 кт. или 24 донные мины АМД 1000/
Ракеты: восемь противокорабельных ракет П-120 «Малахит» (SS-N-9 «Сирен»).
Радиоэлектронное вооружение: РЛС обнаружения надводных целей «Снуп трей», носовая низкочастотная ГАС «Шарк тис», среднечастотная ГАС управления ракетной и торпедной стрельбой, аппаратура РЭР «Стоп лайт», радиопеленгаторная антенна «Парк ламп», системы связи СВЧ, УВЧ и подводный телефон
Экипаж: 98 человек.

Первая атомная ракетная подводная лодка проекта 670 «Скат» или типа «Charlie I» была спущена на воду в 1967 г. вдали от моря, в г. Горький (ныне — Нижний Новгород). В течение следующих пяти лет там же была завершена постройка еще 10 лодок с двумя рядами из четырех пусковых шахт, размещенных под углом к горизонту в носовой части лодок вне прочного корпуса. Шахты имели большие выходные люки и проектировались для размещения противокорабельных ракет средней дальности П-120 «Малахит» (SS-N-9 «Сирен»), однако отказ в тот период от этих ракет с подводным стартом привел к тому, что лодки были вооружены противокорабельными ракетами с подводным стартом малой дальности П-70 «Аметист» (SS-N-7 «Старбрайт»), разработанными на основе ракет со стартом из надводного положения П-15 «Термит» и предназначенными для неожиданных и стремительных атак важных надводных целей, таких, как авианосцы.

Ракеты «Малахит».
В 1972 — 1979 гг. в Горьком были построены шесть усовершенствованных лодок проекта 670М «Скат — М», или типа «Charlie II», с дополнительной восьмиметровой (26 футов 3 дюйма) секцией в носовой части корпуса для размещения электронного оборудования и стартовых систем для пуска и наведения противокорабельных ракет большего радиуса действия П-120 «Малахит».

Лодки различных модификаций типа «Charlie» задумывались как лодки массовых серий, и, видимо, поэтому их разработка вскоре привела к пониманию необходимости установки одного реактора и одного пяти лопастного винта (дополненного парой двухлопастных винтов для малошумного хода) вместо ранее традиционных для лодок советского ВМФ двух реакторов и двух винтов. Одним из последствий таких мер по снижению стоимости производства стало то, что лодкам типа «Charlie» не хватало скорости для эффективных действий против обладавших высокими скоростными характеристиками ударных соединений.
Предполагалось, что были разработаны лодки типа «Charlie III», вооруженные одной из модификаций противокорабельной ракеты П-80 «Зубр» (SS-N-22 «Санбен»), но это было не так. Оба типа «Charlie I» и «Charlie II» после пуска ракет должны были возвращаться на базу для загрузки новых, хотя дополнительное торпедное вооружение и комплекс ГАС обеспечивали возможности для борьбы против кораблей противника и ПЛО. Последние лодки были списаны в 1994 г. Индия между 1988-1991 гг. арендовала одну лодку типа «Charlie I», получившую наименование «Чакра», для наработки опыта управления атомными подводными лодками.

ВМФ России. Состояние и перспективы. Часть 7.

Состояние и перспективы многоцелевых атомных подводных лодок ВМФ России.

Многоцелевые атомные подводные лодки являются важнейшей компонентой подводных сил флота и решают задачи борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника, действия на коммуникациях противника и т.д. в дальней океанской зоне.

В мирное время многоцелевые АПЛ осуществляют присутствие в мировом океане и выполняют слежение за подводными лодками и корабельными группировками вероятного противника. Соответственно обеспечение требуемого уровня боеготовности многоцелевых подводных лодок является одной из основных задач ВМФ и военно-морской промышленности.

Рассмотрим текущий состав и уровень боеготовности многоцелевых подводных лодок в составе ВМФ России и их перспективы в обозримом будущем.

Многоцелевые атомные подводные лодки проекта 671РТМК.

Подводные лодки проекта 671РТМК являются наиболее устаревшими многоцелевыми атомными подводными лодками (АПЛ) в составе ВМФ России. Изначально данные лодки строились по проекту 671РТМVictor-III» по классификации НАТО), самой массовой серией советских атомных подводных лодок, но были достроены уже по усовершенствованному проекту 671РТМК (в НАТО выделяют данные подлодки в отдельный класс «Victor-IV«). Подлодки проекта 671РТМ в 1980-х составляли фактически основу многоцелевых АПЛ советского флота. Эти подлодки занимают «промежуточное» положение между подлодками 2 и 3 поколения и именно на этих лодках удалось достигнуть минимизации значительного отставания от американских подлодок по уровню шумности, имевшего место в 1960-70 годах. Подлодки проекта 671РТМ были «главными героями» знаменитых операций подводных сил ВМФ СССР «Апорт» и «Атрина«, проведённых в 1982 и 1987 годах соответственно, в ходе которых советским субмаринам удалось успешно преодолеть противолодочные рубежи НАТО, несмотря на задействование вероятным противником огромного количества противолодочных сил.

Читать еще:  Видео Штык к пехотному ружью обр. 1808 г.

На текущий момент в составе российского флота числятся 3 подлодки проекта 671РТМК — К-138 «Обнинск», К-414 «Даниил Московский» и К-448 «Тамбов». Указанные субмарины были сданы флоту в 1990-1992 годах.

Точный статус «Даниила Московского» не известен, но по имеющимся сведениям данная субмарина не входит в «активный» состав подводных сил и находится на приколе, а в последствии будет вероятно выведена из состава флота. К-448 «Тамбов» проходит ремонт по восстановлению технической готовности на судоремонтном заводе «Нерпа». К-138 «Обнинск» находится в «активном» составе флота и используется весьма интенсивно, регулярно совершая в последние годы походы в различные районы Мирового океана. Впрочем, столь интенсивное использование устаревшей субмарины также указывает и на весьма острую нехватку боеготовых АПЛ в составе флота.

Несмотря на далеко не старый (по меркам современных подводных лодок) возраст, подлодки проекта 671РТМК уже значительно устарели морально и вследствие достаточно высокого уровня шумности (на фоне АПЛ 3 и 4 поколений) уже не могут эффективно решать многие задачи, в частности борьбу с современными АПЛ вероятного противника. По имеющимся данным, субмарины данного проекта планируется эксплуатировать до истечения межремонтных сроков, и после 2020 года будут выведены из состава флота.

Многоцелевые атомные подводные лодки проекта 945/945А.

Подводные лодки проекта 945 «Барракуда»Sierra» по классификации НАТО) стали первыми советскими подводными лодками третьего поколения и первым типом советских АПЛ, на которых удалось достичь радикального снижения уровня шумности и полностью «парировать» отставание от подводных лодок США и НАТО. В ВМС НАТО «Сиерры» считались едва ли не самым грозными советскими подлодками.

АПЛ проекта 945 строились из титана, что позволило сделать их гораздо более лёгкими, и существенно повысить боевые характеристики, в частности, глубину погружения, максимальную скорость подводного хода, а также боевую живучесть. Использование титана позволило свести к самым минимальным значениям величину магнитного поля, создаваемого подлодкой, что сделало «Барракуды» практически необнаруживаемыми посредством магнитометров противолодочной авиации.

Вместе с тем, использование титана сделало строительство данных субмарин крайне дорогим, поэтому были построены всего 2 подводные лодки проекта 945 (введены в строй в 1984 и 1987 году) и ещё 2 — по уже усовершенствованному проекту 945А «Кондор»Sierra-II» по классификации НАТО), которые были введены в строй в 1990 и 1993 году соответственно. От крупномасштабного строительства АПЛ проекта 945945А было решено отказаться в пользу строительства подводных лодок проекта 971, строившихся из стали. В 1990 году была заложена подводная лодка проекта 945Б «Марс», характеристики которой должны были вплотную приблизиться к характеристикам АПЛ 4 поколения. Однако по причине отсутствия финансирования, строительство подлодки было прекращено в 1993 году.

В настоящий момент в составе ВМФ России числятся 2 подводные лодки проекта 945 — К-239 «Карп» и К-276 «Кострома», и 2 подлодки проекта 945А — К-534 «Нижний Новгород» и К-336 «Псков». Однако «Карп» и «Кострома» ещё в 1998 и 2000 году соответственно были выведены в резерв. В начале текущего десятилетия планировалось их восстановление и глубокая модернизация с установкой нового гидроакустического комплекса, боевую информационно-управляющей системы, обеспечение возможности применения новых видов вооружения, в том числе и крылатых ракет семейства «Калибр». Однако в 2017 году стало известно, что по различным причинам, в том числе и финансового характера, было решено не возвращать «Барракуды» в строй.

«Нижний Новгород» и «Псков» находятся в «активном» составе флота и недавно прошли плановые ремонты по восстановлению технической готовности. С учётом хорошего состояния титановых корпусов, относительно «молодого» по меркам АПЛ возраста, высоких боевых качеств и хорошего технического состояния, «Нижний Новгород» и «Псков», как предполагается, будут оставаться в строю по меньшей мере до 2025 года.

Многоцелевые атомные подводные лодки проекта 971.

Подводные лодки проекта 971 «Щука-Б»Akula» по классификации НАТО) стали наиболее массовыми советскими субмаринами 3 поколения. «Щуки-Б» были созданы на основе подлодок проекта 945, но строились из обычной стали, а не титана. На подлодках проекта 971, как и на их «предшественницах» были реализованы все существующие на тот меры снижения уровня шумности. В частности, применена двухкаскадная система амортизации всех узлов и механизмов подлодки, оптимизированы обводы корпуса, при строительстве применены новые технологии высокоточной обработки гребных винтов и т.д. В результате, впервые в отечественном флоте по уровню акустической скрытности не только удалось сравняться с лучшими американскими субмаринами третьего поколения — класса «Los-Angeles» и «Improved Los-Angeles«, но и превзойти их. По сравнению с подлодками проекта 671РТМ, уровень шумности на «Щуках-Б» удалось снизить на 15 децибел или в 4-4.5 раза. Кроме того, на данных субмаринах был достигнут высочайший уровень автоматизации, благодаря чему удалось уменьшить численность экипажа до 73 человек, что почти в 2 раза меньше, чем на американских подлодках класса «Лос-Анджелес«. Соответственно, многократно улучшились условия обитаемости экипажа.

Всего было построено 15 подводных лодок проекта 971 различных модификаций. В настоящий момент в составе ВМФ России числится 11 субмарин данного проекта — 5 на Тихоокеанском флота и 6 — на Северном.

Несмотря на то, что в отечественных источниках все подлодки данного проекта называют одинаково — «Щука-Б», в процессе строительства сменилось 4 модификации подлодок проекта 971. Что бы в них было проще разобраться, обычно используют классификацию НАТО. Подлодки «базового» проекта 971 имеют кодовое обозначение НАТО «Akula«. В ВМФ России числиться 5 субмарин этой модификации — К-322 «Кашалот», К-391 «Братск», К-331 «Магадан» (в составе Тихоокеанского флота), К-317 «Пантера» и К-461 «Волк» (в составе Северного флота).

Ещё четыре подводные лодки построены по усовершенствованному проекту и носят кодовое обозначение НАТО «Improved Akula» — К-419 «Кузбасс», К-295 «Самара» (в составе Тихоокеанского флота), К-328 «Леопард» и К-154 «Тигр» (в составе Северного флота). В дальнейшем была разработан ещё более улучшенная модификация подлодок проекта 971. В 1995 году в состав ВМФ России вошла подводная лодка «Вепрь«, на которой была реализована часть «нововведений». Эта подлодка получила в НАТО обозначение «Akula-II«. Наконец, в 2001 году в состав российского флота вошла самая совершенная подлодка проекта 971 — «Гепард«. Её в НАТО выделяют в отдельный «подкласс» «Akula-III«. Ещё одна «Akula-III» — К-152 «Нерпа» была достроена в 2009 году, но в 2012 была передана в лизинг ВМС Индии на десятилетний срок. Подлодки модификации «Akula-II» и «Akula-III», по ряду показателей, в том числе и уровню шумностью, максимально приближаются к АПЛ четвёртого поколения.

Несмотря на то, что «Щуки-Б» составляют основу многоцелевых АПЛ российского флота, уровень их боеспособности весьма низкий, а зачастую — и вовсе удручающий. Так, из 5 подлодок данного типа Тихоокеанского флота на текущий момент боеспособна лишь одна — «Кузбасс». «Магадан» и «Кашалот» проходят вялотекущий ремонт на Дальневосточных судостроительных заводах. Ещё две «Щуки-Б» Тихоокеанского флота — «Братск» и «Самара» в 2014 году через Севморпуть были доставлены на Северодвинский завод Звёздочка для прохождения капитального ремонта и модернизации по проекту 971М.

Читать еще:  Характеристики Солдатская фузея обр. 1715 г.

На Северном флоте ситуация несколько более лучшая — из 6 подлодок проекта 971 боеспособны 3. «Вепрь» проходит средний ремонт и до 2020 года должен вернуться в строй, а «Волк» и «Леопард» также планируется модернизировать по проекту 971М.

Большой модернизационный потенциал субмарин проекта 971 позволил разработать проект 971М. Данный проект предполагает радикальную модернизацию подлодок до уровня, по меньшей мере сопоставимого с самой модификацией «Akula-III», а скорее всего — и превосходящей её по ряду характеристик. Модернизации «Щук-Б» насколько это возможно приблизит их по характеристикам к подлодкам 4 поколения и обеспечит возможность эффективно противостоять зарубежным субмаринам 4 поколения, таким как американские подлодки класса «Вирджиния» и британские класса «Астьют».

Изначально, предполагалось модернизировать по проекту 971М 6 подлодок, но потом их число было «урезано» до четырёх. К сожалению, желания руководства ВМФ России не совпадают с реальными возможностями судостроительных и судоремонтных заводов, что приводит к затягиванию сроков ремонта и модернизации. С другой стороны, модернизация по данному проекту предполагает колоссальный объём переделок, что естественным образом обуславливает очень большую длительность работ.

Скорее всего, модернизированные подлодки проекта 971М будут сданы флоту уже после 2020 года. До этого же периода уровень боеспособности АПЛ проекта 971 в ВМФ России будет оставаться по прежнему низким.

«Щуки-Б» будут служить в ВМФ России ещё долгое время, по меньшей мере до 2030 года. Однако, уже к 2025 году, как ожидается, их число сократится с 11 до 7, однако почти все они будут находится в «активном» составе флота, а также к тому моменту должны быть введены в строй все строящиеся АПЛ 4 поколения проекта 885 «Ясень».

Павел Румянцев
«Новый оборонный заказ. Стратегии»

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. Проект 667-БДРМ «Дельфин» (Delta-IV class)

Последним судном «семейства 667» и последним советским подводным ракетоносцем 2-го поколения (фактически плавно перешел в третье поколение) стал ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) проекта 667-БРДМ (шифр «Дельфин»). Как и предшественники, он был создан в ЦКБ морской техники «Рубин» под руководством генерального конструктора, академика Ковалева С.Н. (главный наблюдающий от военно-морского флота – капитан первого ранга Пилигин Ю.Ф.). Правительственное постановление о разработке подводной атомной подводной лодки вышло 10.09.1975.

Основным оружием субмарины должен был стать ракетный комплекс Д-9РМ, имеющий 16 межконтинентальных жидкостных ракет Р-29РМ (РСМ-54 – договорное обозначение, SS-N-23 «Skiff» – обозначение НАТО), которые имели увеличенные дальность стрельбы, радиус развода и точность боевых блоков. Разработку ракетного комплекса начали в 1979 году в КБМ. Создатели комплекса были ориентированы на достижение максимального технического уровня и тактико-технических характеристик при ограниченных изменениях в проекте подлодки. Новые ракеты по боевым возможностям превосходили все модификации самых мощных американских морских ракетных комплексов «Трайдент», имея при этом гораздо меньшие габариты и массу. В зависимости от количества головных частей, а также их массы, дальность огня баллистическими ракетами могла значительно превышать 8,3 тыс. км. Р-29РМ была последней ракетой, которую разработали под руководством Макеева В.П., а также последней советской жидкостной межконтинентальной баллистической ракетой – все последующие отечественные баллистические ракеты проектировались как твердотопливные.

Конструкция новой субмарины являлась дальнейшим развитием проекта 667-БДР. В связи с возросшими габаритами ракет и необходимости внедрения конструкционных решений для снижения гидроакустической заметности, на подлодке пришлось увеличить высоту ограждения ракетных шахт. Также была увеличена длина кормовой и носовой оконечностей корабля, увеличился и диаметр прочного корпуса, были несколько «приполнены» обводы лёгкого корпуса в районе первого – третьего отсеков. В прочном корпусе, а также в конструкции межотсечных и концевых переборок подлодки использовали сталь, которая была получена методом электрошлакового переплава. Данная сталь обладала повышенными показателями пластичности.

При создании подлодки приняли меры по значительному снижению шумности судна, а также по уменьшению помех работе гидроакустической бортовой аппаратуры. Широко использован принцип агрегатирования оборудования и механизмов, которое размещалось на общей амортизированной относительно прочного корпуса судна раме. В районе энергетических отсеков были установлены локальные звукопоглотители, увеличена эффективность акустических покрытий прочного и лёгкого корпусов. В результате атомная подводная лодка по характеристикам гидроакустической заметности приблизилась к уровню американской АПЛ с баллистическими ракетами третьего поколения «Огайо».

Главная энергоустановка подлодки состоит из двух водо-водяных реакторов ВМ-4СГ (мощность каждого 90 мВт) и двух паровых турбин ОК-700А. Номинальная мощность ГЭУ равняется 60 тыс. л. с. На борту субмарины имеется два дизельных генератора ДГ-460, два турбогенератора ТГ-3000, два электродвигателя эконом. хода (мощность каждого 225 л. с.) АПЛ оснащена пятилопастными малошумными гребными винтами имеющими улучшенные гидроакустические характеристики. На лёгком корпусе для обеспечения винтам благоприятного режима работы установлено гидродинамическое спец. устройство, которое выравнивает набегающий поток воды.

В проекте подводной лодки проекта 667-БДРМ реализовали мероприятия по улучшению условий обитаемости. Экипаж крейсера получил в своё распоряжение сауну, солярий, спортивный зал и тому подобное. Усовершенствованная система электрохимической регенерации воздуха за счет электролиза воды и поглощения углекислоты твёрдым регенерирующим поглотителем обеспечивается концентрация кислорода в пределах 25 процентов и углекислого газа не более 0,8 процентов.

Для централизованного управления боевой деятельностью ПЛАРБ проекта 667-БДРМ оснащается БИУС «Омнибус-БДРМ», которая осуществляет сбор и обработку информации, решает задачи тактического маневрирования и боевого применения ракетно-торпедного и торпедного оружия.

На атомной подлодке с баллистическими ракетами установлен новый ГАК «Скат-БДРМ», который по своим характеристикам не уступает американским аналогам. Гидроакустический комплекс имеет крупногабаритную антенну высотой 4,5 и диаметром 8,1 метров. На судах проекта 667-БДРМ впервые в практике советского кораблестроения использован стеклопластиковый обтекатель антенны, который имеет безрёберную конструкцию (это дало возможность значительно уменьшить гидроакустические помехи, которые воздействуют на антенное устройство комплекса). Также имеется буксируемая гидроакустическая антенна, которая в нерабочем положении убиралась в корпус АПЛ.

Навигационным комплексом «Шлюз» обеспечивается необходимая лодке точность использования ракетного оружия. Уточнение места субмарины посредством астрокоррекции производится при всплытии на перископную глубину с периодичностью раз в 48 часов.

Подводный ракетоносец 667-БДРМ оснащается комплексом радиосвязи «Молния-Н». Имеется две всплывающие антенны буйкового типа, которые позволяют принимать радиосообщения, сигналы целеуказания и космической системы навигации на больших глубинах.

Ракетный комплекс Д-9РМ, принятый в 1986 году на вооружение (уже после кончины Виктора Петровича Макеева – его создателя), является дальнейшим развитие комплекса Д-9Р. Комплекс Д-9Р состоит их 16 жидкостных трёхступенчатых ампулированных ракет Р-29РМ (инд. ЗМ37) с максимальной дальностью 9,3 тыс. км. Ракета Р-29РМ даже сегодня обладает наивысшими в мире энергомассовым совершенством. Ракета обладает стартовой массой 40,3 тонн и забрасываемый вес 2,8 тонны, то есть практически равный забрасываемому весу значительно более тяжёлой ракеты «Трайдент-II» США. Р-29РМ оснащена разделяющейся головной частью, рассчитанной на четыре или десять боевых блоков суммарной мощностью — 100 кт. Сегодня на всех атомных подлодках проекта 667-БДРМ развёрнуты ракеты, боевая часть которых оснащена четырьмя боевыми блоками. Высокая точность (круговое вероятное отклонение составляет 250 метров), соизмеримая с точностью ракет «Трайдент» D-5 (США) КВО которых по различным оценкам составляет 170-250 метров, позволяет комплексу Д-9РМ поражать малоразмерные высокозащищённые цели (шахтные пусковые установки МБР, командные пункты и другие объекты). Запуск всего боекомплекта может быть осуществлен за один залп. Максимальная глубина пуска составляет 55 метров без ограничений в районе старта по погодным условиям.

Читать еще:  Статьи Ми-1 - многоцелевой вертолет

Новый торпедно-ракетный комплекс, который установлен на подлодке проекта 667-БДРМ, состоит из 4 торпедных аппаратов калибра 533 миллиметров с системой быстрого заряжания, которые обеспечивают использование почти всех типов современных торпед, ПЛУР (противолодочная ракето-торпеда), приборов гидроакустического противодействия.

В 1988 г. ракетный комплекс Д-9РМ, который установлен на лодках проекта 667-БДРМ, модернизировали: боевые блоки были заменены более совершенными, навигационная система дополнялась аппаратурой космической навигации (ГЛОНАСС), обеспечили возможность пуска ракет по настильным траекториям, что дает возможность более надёжно преодолевать перспективные системы противоракетной обороны потенциального противника. Повысили стойкость ракет к поражающим факторам ядерного оружия. По оценкам некоторых специалистов, модернизированный Д-9РМ превосходит «Трайдент» D-5 – американский аналог — по таким важным показателям, как способность преодолевать средства противоракетной обороны противника и точность поражения целей.

В 1990-2000 годах ракетоносец К-64 переоборудовали в опытовое судно и переименовали в БС-64.

К-51 – головной ракетоносец проекта 667-БДРМ – был заложен в Северодвинске на Северном машиностроительном предприятии в феврале 1984 года, спущен на воду в январе следующего года, а в декабре его ввели в строй. Всего в период с 1985 по 1990 год на Северном машиностроительном предприятии построили 7 ПЛАРБ данного проекта.

Статус на 2007 год

В настоящее время атомные подлодки с баллистическими ракетами (по нашей классификации – Ракетный подводный крейсер стратегического назначения) проекта 667-БДРМ (на Западе известны как «Delta IV class») – основа морской составляющей российской стратегической ядерной триады. Все они входят в состав третьей флотилии стратегических подлодок Северного флота базирующейся в бухте Ягельная. Для размещения отдельных подлодок имеются спец. базы-укрытия, которые представляют собой подземные надежно защищённые сооружения, предназначающиеся для стоянки и обеспечения перезарядки реакторов ядерным топливом и ремонта.

Подлодки проекта 667-БДРМ стали одними из первых советских АПЛ, практически полностью неуязвимых в районе их боевого дежурства. Выполняя боевое патрулирование в арктических морях, которые прилегают непосредственно к российскому побережью субмарины, даже при самых благоприятных для противника гидрологических условиях (полный штиль, который в Баренцевом море наблюдается только в 8 процентах «природных ситуаций»), могут быть обнаружены новейшими атомными многоцелевыми подлодками типа «Improved Los Angeles» ВМС США на дистанциях не более 30 км. Но в условиях, которые характерны для остальных 92 процентов времени года, при наличии ветра со скоростью 10-15 м/с и волнения, атомные подлодки с баллистическими ракетами проекта 667-БДРМ противником не обнаруживаются вовсе или могут быть фиксироваться гидроакустической системой типа BQQ-5 на дальности до 10 км. Кроме того, в полярных морях севера существуют обширные мелководные районы, в которых дальность обнаружения лодок проекта 667-БДРМ даже в полный штиль снижается менее чем до 10 тыс. м (то есть обеспечивается практически абсолютная выживаемость подлодок). При этом необходимо иметь в виду, что российские ракетные подлодки несут свое боевое дежурство фактически во внутренних водах, которые достаточно хорошо прикрыты противолодочными средствами флота.

В 1990 г. на одном из крейсеров проекта 667-БДРМ провели спец. испытания с подготовкой и последующим запуском всего боекомплекта состоящего из 16 ракет в залпе (как в реальной боевой обстановке). Подобный опыт был уникальным не только для нашей страны, но и для всего мира.

Подводные лодки проекта 667-БДРМ в настоящее время также используются для запусков искусственных спутников земли на низкие околоземные орбиты. С одной из атомных подлодок с баллистическими ракетами проекта 667-БДРМ в июле 1998 году ракетой-носителем «Штиль-1», разработанной на базе ракеты Р-29РМ, впервые в мире запустили искусственный спутник Земли «Тубсат-Н», немецкой разработки (старт выполнили из подводного положения). Также ведутся работы по разработке морской ракеты-носителя «Штиль-2» большей мощности с весом выводимой нагрузки, которая увеличена до 350 килограмм.

Вероятно, служба ракетоносцев проекта 667-БДРМ продолжится до 2015 г. Для поддержания боевого потенциала данных судов на нужном уровне военно-промышленная комиссия в сентябре 1999 года решили возобновлить производство ракет Р-29РМ.

Основные тактико-технические характеристики проекта 667-БДРМ:
Надводное водоизмещение – 11740 тонн;
Подводное водоизмещение – 18200 тонн;
Основные размеры:
— наибольшая длина (по КВЛ) – 167,4 м (160 м);
— наибольшая ширина – 11,7 м;
— осадка по КВЛ – 8,8 м;
Главная энергетическая установка:
— 2 водо-водяных реактора ВМ-4СГ суммарной мощностью 180 мВт;
— 2 ППУ ОК-700А, 2 ГТЗА-635
— 2 паровых турбины, суммарной мощностью 60000 л.с. (44100 кВт);
— 2 турбогенератора ТГ-3000, мощность каждого 3000 кВт;
— 2 дизельных генератора ДГ-460, мощность каждого 460 кВт;
— 2 электродвигателя экономического хода, мощность каждого 225 л.с.;
— 2 вала;
— 2 пятилопастных гребных винта;
Надводная скорость хода – 14 узлов;
Подводная скорость хода – 24 узла;
Рабочая глубина погружения – 320. 400 м;
Предельная глубина погружения – 550. 650 м;
Автономность – 80. 90 суток;
Экипаж – 135. 140 человек;
Стратегическое ракетное вооружение:
— пусковые установки БРПЛ Р-29РМ (SS-N-23 «Skiff») комплекса Д-9РМ – 16 шт.;
Зенитное ракетное вооружение:
— пусковые установки ПЗРК 9К310 «Игла-1»/9К38 «Игла» (SA-14 «Gremlin»/SA-16 «Gimlet») – 4. 8 шт.;
Торпедное и ракето-торпедное вооружение:
— торпедные аппараты калибра 533 мм – 4 (носовых);
— торпеды САЭТ-60М, 53-65М, ПЛУР РПК-6 «Водопад» (SS-N-16 «Stallion») калибра 533 мм – 12 шт;
Минное вооружение:
— может нести вместо части торпед до 24 мин;
Радиоэлектронное вооружение:
Боевая информационно-управляющая система – «Омнибус-БДРМ»;
Радиолокационная система общего обнаружения — МРК-50 «Каскад» (Snoop Tray);
Гидроакустическая система:
— гидроакустический комплекс МГК-500 «Скат-БДРМ» (Shark Gill; Mouse Roar);
Средства радиоэлектронной борьбы:
— «Залив-П» РТР;
— «Завеса-П» радиопеленгатор (Brick Pulp/Group; Park Lamp D/F);
Средства ГПД – 533-мм ГПД;
Навигационный комплекс:
— «Шлюз»;
— КНС ГЛОНАСС;
— радиосекстант (Code Eye);
— ИНС;
Комплекс радиосвязи:
— «Молния-Н» (Pert Spring), ССС «Цунами-БМ»;
— буйковые буксируемые антенны «Параван» или «Ласточка» (СНЧ);
— СВЧ и ВЧ-антенны;
— станция звукоподводной связи;
РЛС госопознавания – «Нихром-М».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector