Модификации Проект 1241.2 «Молния-2» — противолодочные корабли
Малые пограничные сторожевые и противолодочные корабли проекта 12412 «Молния-2»
Малые пограничные сторожевые и противолодочные корабли проекта 12412 «Молния-2» были спроектированы советскими конструкторами на основе и с учетом эксплуатации больших ракетных катеров проекта 1241. Строились эти малые корабли на Ярославском и Владивостокском судостроительных заводах.
Корпус корабля проекта 12412 «Молния-2» имеет комбинированную форму обводов: лекальные в носовой оконечности и острая скула от 4-го шпангоута до транца. Подобная форма обусловливает высокие скорости и мореходные качества, а также хорошую устойчивость. Корпус и надстройка сварные, корпус в основном сделан из низколегированной стали. Надстройка, часть платформ, средние части палубы, некоторые поперечные переборки и легкие выгородки сделаны из алюминиево-магниевого сплава. Защита корпуса от коррозии и обрастания обеспечивается окраской корпуса и системой автоматической катодной защиты.
Корабль проекта 12412 «Молния-2» может использоваться без ограничений при волнении моря не более 4 баллов и безопасно эксплуатироваться при волнении до 7-8 баллов. Даже при затоплении любых двух отсеков непотопляемость корабля обеспечивается, при этом сохраняются положительными начальная метацентрическая высота и надводный борт.
Главными двигателями являются дизельные двигатели М-517 или М-507, каждый из которых работает на свой валопровод с гребным винтом фиксированного шага. Дизели быстроходные, четырехтактные, с газотурбинным наддувом, водяного охлаждения, реверсивным устройством и редуктором для снижения оборотов. Мощность составляет 16 тысяч л. с., скорость не менее 28 узлов при нормальном водоизмещении. Дальность плавания 14-узловым ходом при максимальном запасе топлива составляет 1600 миль, запаса продовольствия хватает на 10 суток. Экипаж состоит из 36 человек (в том числе 5 офицеров).
На корабле проекта 12412 «Молния-2» установлены две акустические антенны: подкильная установлена в специальном пластмассовом обтекателе, который снижает помехи от работы собственных гребных винтов; опускаемая антенна размещена в контейнере и погружается до глубины 200 м подъемно-опускным устройством из кормовой части корабля.
Для управления, счисления пути, обеспечения навигационной безопасности плавания, выработки и выдачи навигационных параметров на корабле установлено современное штурманское вооружение. Для внешней связи с береговыми базами, кораблями и авиацией имеется аппаратура, работающая в коротковолновом, ультракоротковолновом, метровом и дециметровом диапазонах, а также в телефонном и телеграфном режимах.
В основное вооружение против надводных и подводных целей входят торпеды типов СЭТ-40 или СЭТ-72. Они располагаются в торпедной установке в средней части корабля, сама установка состоит из четырех стационарных 400-мм однотрубных торпедных аппаратов развернутых на угол 8° от диаметральной плоскости. Управление стрельбой дистанционное, ведется из главного командного пункта; также возможно резервное управление на торпедных аппаратах.
В состав противолодочного вооружения входит реактивная бомбометная установка РБУ-1200, расположенная в носовой части и состоящая из двух пусковых станков с боезапасом в 30 бомб РГБ-12. Контроль огня из торпедных аппаратов и бобомета ведется благодаря комплексу приборов управления, получающих данные от гидроакустического комплекса МГК-345.
В состав корабельной артиллерии входят 76,2-мм артустановка АК-176М (боезапас в 152 патрона), в кормовой части установлена артустановка АК-630М (боезапас в 3000 патронов). Эти установки поражают воздушные, надводные и видимые береговые цели на дальности до 15000 и 4000 м, соответственно. Дополнительно для борьбы с авиацией противника на крыше надстройки оборудован боевой пост командира-оператора для стрельбы зенитными ракетами 9К36 «Стрела-3». Пусковая установка МТУ-4УС на 4 ЗУР 9К36 расположена в корме между надстройкой и ангаром буксируемой ГАС. Кроме того корабли проекта 12412 комплектуются несколькими ПЗРК «Игла». Полный боезапас из 16 ЗУР хранится в специальном помещении а надстройке корабля.
В состав радиоэлектронных систем управления входят система управления артустановками «Вымпел-АМЭ», радарная станция обнаружения целей «Позитив-Э», радарная станция «Лиман» и радарная станция распознавания обнаруженных целей. Обнаружение подводных лодок ведется за счет гидроакустического комплекса МГК-345 с подкильной и опускаемой антеннами, информация передается в комплекс СУ-580Э. МГК-345 обеспечивает обнаружение подводных целей на дальностях атаки бомбометов с использованием подкильной антенны на ходу и опускной антенны при дрейфе. Дополнительно для постановки дипольных пассивных помех на корабле в кормовой части установлены две пакетные установки ПК-16 с общим боезапасом из 32 турбореактивных снарядов. Помимо всего прочего, есть оборудование для защиты от оружия массового поражения и неконтактного минного оружия.
Основные характеристики кораблей проекта 12412 «Молния-2»
Водоизмещение, т: стандартное – 420, полное – 475;
Длина, м: наибольшая — 57,6; по КВЛ — 49,5;
Ширина, м: наибольшая — 10,24; по КВЛ — 8,74;
Осадка, м: по корпусу — 2,20; по винтам – 3,25; по ГАС – 3,15;
Двигатели: ДСУ (2 х ДД М-507);
Мощность, л. с.: 20000;
Движитель: 2 х ВФШ;
Скорость хода, уз.: наибольшая – 32, экономический – 14;
Дальность плавания, миль: 1600 (14 узлов);
Автономность плавания, сут.: 10;
Экипаж, чел.: 36 (5 офицеров);
Навигационное вооружение: РЛС навигации «Дон-2»;
Радиолокационное вооружение: РЛС обнаружения МР-220 «Рейд», РЛС СУАО МР-123, «Вымпел-АМ», РЛС РЭБ «Вымпел-Р2»;
Радиоэлектронное вооружение: ГАК МГК-345«Бронза», 2х10 ПУ РЭП ПК-16;
Артиллерия: 1 х 1 76-мм АУ АК-176 (152 выстрела);
Зенитная артиллерия: 1 х 6 30-мм АУ АК-630 (3000 выстрелов);
Ракетное вооружение: 1 х 4 ПУ ПЗРК 9К34 «Стрела-3» (16 ЗУР 9М36);
Противолодочное вооружение: 2 х 5 РБУ-1200 «Ураган» (40 ГБ РГБ-12);
Минно-торпедное вооружение: 4 х 1 400-мм ТА ОТА-40-204А (4 УТ СЭТ-40)
Модификации Проект 1241.2 «Молния-2» — противолодочные корабли
Малый противолодочный корабль проекта 12412 — Общий вид
Малый противолодочный корабль проекта 12412 (МПК-60, 140, 144, ПСКР-800, 801) — Общий вид
Малый противолодочный корабль проекта 12412 (МПК-76, ПСКР-802, 804) — Общий вид
Малый противолодочный корабль проекта 1241ПЭ — Общий вид
История создания проекта
На ПСКР в 1999-2004 сняты ТА: ПСКР-808 в 1999, ПСКР-811 в 1999, ПСКР-814 в 1999, МПК-291 в 1999, МПК-292 в 1999
На МПК-144 установлена ОГАС ВГС-2 «Ока-М»
Распределение по флотам
БФ: МПК-60, 76, 140, 144, ПСКР-802, 804, 806, 810, 815 (зав.№519), 817
ЧФ: МПК-3, 93, 116, 124, 146, 206, 208, 211, 218, 291, 292, ПСКР-808, 811, 813, 814, 815 (зав.№518), Григорий Куропятников
ТОФ: МПК-12, ПКСР-801, 803, 805, 807, 809, 812, 816, 818
Григорий Куропятников: 045(1984), 148(1988), 012(1990)
МПК-12: 044(1980), 017(1983), 101(1985), 178(1988?), 136(2000)
МПК-60: 225(1980), 235(1981), 201(1984), 245?(1988), 254(1990), 316(1998)
МПК-76: 267(1985), 219(1986), 214(1987), 216(1990), 322(03.1998)
МПК-93: 095(1982), 060, 062(1990)
МПК-116: 097(1985), 054, 062(1989), 056(1990)
МПК-124: 055, 057(1990)
МПК-140: 250(1980), 210(1992)
МПК-144: 084, 239(1980), 250(1985), 236(1987), 261(1990), 306(1997)
МПК-146: 079
МПК-206: 093(1991)
МПК-208: 094(1991)
МПК-291: 086(1991), 043(1997), 363(2016)
МПК-292: 149(2001), 449(2016)
ПСКР-801: 140(1987), 091(1991), 132(1993)
ПСКР-802: 035(1981), 071(1984), 052(1987), 031(1990)
ПСКР-803: 056(1982), 120?, 142, 173(1988), 130(2000)
ПСКР-804: 010(1982), 098(1984), 019(1987), 021(1990)
ПСКР-805: 113(1983), 130(1984), 037(1987), 161(1990), 182(1993)
ПСКР-806: 054, 026(1990), 024(1993)
ПСКР-807: 078, 143(1991), 152(1994)
ПСКР-808: 049(1985), 133(1987), 041(1990)
ПСКР-809: 096(1985), 669(1988), 176(1988), 134(1998)
ПСКР-810: 077(1992)
ПСКР-811: 042(1986), 105(1986), 132(1989), 040(1990)
ПСКР-812: 063(2000)
ПСКР-813: 136(1987), 013(1990)
ПСКР-814: 131(1987), 042(1990)
ПСКР-815 (зав.№519): 012, 052(1996)
ПСКР-815 (зав.№519): 052(1996)
ПСКР-816: 048, 037(1994)
ПСКР-817: 065(1992)
ПСКР-818: 192(1988), 080(1990), 023(1993)
1996 – МПК-140 (31.07)
2001 – МПК-12, ПСКР-801, ПСКР-803
2002 – МПК-60 (10.04), МПК-76 (10.04), МПК-144 (10.04), ПСКР-804, ПКСР-806
2007 – ПСКР-805, ПСКР-807
2008 – ПСКР-802 (28.12), ПСКР-808 (28.12), ПСКР-809 (7.10)
2009 – ПСКР-811 (20.02), ПСКР-814 (20.02)
2011 – ПСКР-818
2014 – ПСКР-816
2017 – ПСКР-815 (зав.№519) (планируется как памятник в Чебоксарах)
2018 – ПСКР-817
Болгария: 2 единицы
Противолодочные корабли, с 1992 противолодочные корветы, затем патрульные корветы Решителни 13 (до 1.03.1989 МПК-146), Бодри 14 (до 4.02.1992 МПК-124). На Решителни установлена противодиверсионная ОГАС МГ-7 «Браслет»
Индия: 4 единицы
Абай Р33 (до 10.03.1989 МПК-211), Аджай Р34 (до 24.01.1990 МПК-218), Акшай Р35 (до 10.12.1990 МПК-206), Аграй Р36 (до 30.01.1991 МПК-208)
Куба: 1 единица
Kорвет корвет №321 (до 1989 МПК-3). Установлены 2*2 25 мм 2М-3М, затем сняты. Переоборудован в патрульный корабль BP321: сняты 2х2 533 мм ДТА-53, СУ МР-123 «Вымпел-А»
Украина: 5 единиц
Корвет Ужгород U207 (до 1.08.1997 МПК-93) списан 7.11.2012, Хмельницький U208 (до 1.08.1997 МПК-116), пограничные сторожевые корабли без смены названий (затем переклассифицированы в корабли Морской охраны) Григорий Куропятников 012, с 1999 BG-50 в 06.1992, ПСКР-813, с 8.08.1995 Полтава 013, с 1999 BG-51 в 06.1992, списан 2.12.2010, Григорий Гнатенко 014, с 1999 BG-52 в 06.1992. Корветы переклассифицированы в противолодочные корветы
Модификации Проект 1241.2 «Молния-2» — противолодочные корабли
Доброго всем дня. Приступаю к новой модели. МПК (малый противолодочный корабль) проекта 1241.2П ранней постройки. Так как еду в отпуск, решил чем-то большим не заниматься, но в тоже время, модель будет под покраску, с лазерной резкой собственного производства и на что ещё хватит рук из дополнений.
Для начала, сравнил с чертежами оригинала. Нашёл нужную модификацию катера. В целом, всё достаточно точно, есть мелкие несхождения. Из крупных, отсутствие на днище корпуса, обтекателя подкильной антенны ГАК «Бронза». На чертеже, указана под номером 23.
Так же, были найдены чертежи ак-630, ак-176. В дальнейшем, планирую максимально приблизить к оиригиналам. Если кто-то сможет помочь с чертежами 400мм ТА и с чертежами бомбосбрасывателя ББ-1, так же буду признателен.
Ниже, прикладываю чертёж из самой модели, чтоб можно было сравнить и понять расхождения.
Из истории оригинала, по которому создавалась модель.
Малые противолодочные корабли пр. 12412 (шифр «Молния-2») разработаны ЦМКБ «Алмаз» под руководством Е.И. Юхнина на базе ракетного катера пр. 1241 («Молния»). Отличаются от него составом вооружения, энергетической установкой, обводами корпуса и формой надстроек. Они предназначены для борьбы с подводными лодками в закрытых морях (Балтийском и Черном) и охраны водного района. Корпус гладкопалубный, стальной, разделен водонепроницаемыми переборками на девять отсеков. Надстройки выполнены из легких сплавов. На некоторых кораблях, для действий на мелководье, устанавливалась вертолетная ГАС «Ока». Контейнер с лебедкой и рабочим телом размещается за надстройкой с правого борта у среза ПУ ПЗРК. Всего в период с 1980 по 1988 гг. на Ярославском ССЗ и во Владивостокском ССЗ для отечественных заказчиков (ВМФ и МЧПВ) было построено 36 МПК пр. 12412 различных модификаций. Причем из них не менее 20 единиц вошло в состав МЧ ПВ КГБ СССР. Кроме того, восемь катеров, строившихся по пр. 1241ПЭ (с PЛC «Позитив-Э» вместо РЛС «Рейд» и без комплекса средств РЭБ «Вымпел-Р2»), предназначались для иностранных заказчиков. Однако только пять из них были проданы за границу. Один катер не достроили, а два оставшихся — передали МЧ ФПС РФ.
http://russ-flot.narod.ru/x-0012_pr-1241.htm — по этой ссылке, можно увидеть, что нужные номера кораблей, это 124 и 146. После передачи Болгарии, присовены имена «Решительни» и «Бодри» соответственно. Но учитывая, что из этой модификации, корабли с номерами 144, 76, продолжают находиться в составе ВМФ РФ, а модель всё равно будет перекрашиваться, остановлюсь на одном из них.
МПК-144 (зав. № 502, с 2000 г. — Владимирец) Ярославский ССЗ (г. Ярославль): 6.03.1978 г.; 23.01.1980 г.; 4.11.1980 г.
МПК-76 (зав. № 505) Ярославский ССЗ (г. Ярославль): 22.04.1980 г.; 8.06.1981 г.; 29.12.1981 г. Входит в состав ЛенВМБ.
Из собранного:
для проверки сходимости лазерной резки, собрал мачту. Мне понравилось. В дальнейшем, попробую применить резку, для всей мелочи на корабле. Фотографии с листами резки под всё это, могу приложить в дальнейшем.
И подсобрал корпус. Лежит сохнет. Далее черновая обшивка, грунтовка, шпаклевка.
вот пока собственно и всё. В дальнейшем, советы, мнения, помощь в чертежах и приведению корабля к максимальной копийности, будут только приветстваться.