4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Модификации Х-35 (3М24) «Уран» — противокорабельная крылатая ракета

Российский «Гарпун»: какую роль крылатая ракета X-35 сыграла в повышении боевой мощи ВМФ

16 апреля 1984 года Совет министров СССР опубликовал постановление о создании морского комплекса «Уран» с крылатой ракетой Х-35 (3М24). Головным разработчиком боеприпаса правительство СССР выбрало подмосковное ОКБ «Звезда» (сейчас — ГНПЦ «Звезда-Стрела», входит в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение»). Предназначение новой ракеты заключалось в эффективном поражении катеров, корветов, фрегатов и эсминцев противника.

Разработка этого оружия стартовала в ответ на появление американской корабельной ракеты RGM-84 Harpoon и успешное боевое применение французской Exocet. 4 мая 1982 года во время англо-аргентинского конфликта вокруг Фолклендских островов малогабаритная ракета Exocet попала в британский эсминец Sheffield.

Французская ракета была выпущена аргентинским штурмовиком Super Etendard. Боеприпас поразил борт корабля, но не взорвался. Попадание Exocet спровоцировало крупный пожар, унёсший жизни 20 моряков. Несмотря на повреждения, Sheffield несколько дней оставался на плаву, но 10 мая всё же затонул.

Данное событие вызвало огромный резонанс в мире. По словам военного эксперта Юрия Кнутова, гибель британского эсминца продемонстрировала, насколько грозным оружием могут быть малогабаритные противокорабельные ракеты.

«На тот момент у ОКБ «Звезда» уже были наработки по противокорабельной ракете нового поколения для вооружения корветов, катеров и самолётов. Однако инцидент с поражением эсминца послужил дополнительным стимулом для начала работ. Не осталось сомнений, что подобное оружие будет востребовано на флоте, особенно для обороны наших берегов и корабельных группировок», — пояснил Кнутов в беседе с RT.

«Оригинальное оружие»

Эскизный образец Х-35 был подготовлен в 1983 году. Советские инженеры должны были создать универсальную крылатую ракету для поражения морских целей. Помимо корабельного варианта планировалось наладить выпуск модификаций для оснащения истребителей, бомбардировщиков, вертолётов и береговых комплексов.

«Идея заключалась в том, чтобы создать высокоэффективное средство поражения кораблей противника, которое при минимальных изменениях могло бы использоваться кораблями, авиацией и береговыми системами. Внешне Х-35 напоминала американский «Гарпун». Скорее всего, отечественные специалисты позаимствовали его отдельные элементы, однако в целом Х-35 — это полностью оригинальное оружие», — пояснил Кнутов.

Первый испытательный пуск прототипа Х-35 состоялся 5 ноября 1985 года в Крыму на полигоне 31-го испытательного центра Минобороны СССР. Ракета покинула транспортно-пусковое устройство, пролетела 50 метров и упала в море. Испытания ракеты продолжались всю вторую половину 1980-х годов. Прежде всего инженеры проверяли работу двигателя и автоматики.

Впервые опытный образец Х-35 был представлен широкой публике в 1992 году в Жуковском на международной выставке «МосАэроШоу» (сейчас — МАКС). Демонстрация ракеты была во многом вынужденным шагом — ОКБ «Звезда» рассчитывало заключить экспортные контракты из-за отсутствия государственного финансирования после распада СССР.

Наибольший интерес Х-35 вызвала у Индии. В 1994 году предприятие заключило с Нью-Дели контракт на поставку корабельного комплекса «Уран-Э». Сотрудничество с Индией позволило «Звезде» сохранить квалифицированные кадры и продолжить разработку боеприпаса. В 1992—1997 годы был проведён второй этап лётно-конструкторских испытаний. Пуски осуществлялись с ракетного катера Р-44 Черноморского флота.

С советских времён в кооперации по созданию Х-35 участвовали украинские предприятия. В 1993 году правительства РФ и Украины договорились продолжить опытно-конструкторские работы по боеприпасу. До 2001 года испытания ракеты проходили в Крыму (до 2014 года Крым был в составе Украины), а затем исключительно на российских полигонах. На вооружение ВМФ Х-35 была принята в 2004 году.

Читать еще:  Видео Ручная пищаль (первая четверть XVII в.)

«При разработке Х-35 отечественные специалисты решали множество новых задач. Но основная причина, по которой затянулось создание ракеты, заключается в отсутствии необходимого финансирования со стороны государства. Надо отдать должное коллективу ОКБ «Звезда», который в 1990-е годы трудился над проектом, осознавая его большое значение для нужд ВМФ. Как только улучшилась экономическая ситуация, Минобороны вложило необходимую сумму в доработку Х-35», — рассказал Кнутов.

Как полагает эксперт, единственной ошибкой «Звезды» стало сотрудничество с украинскими подрядчиками. Пользуясь плодами кооперации, в 2018 году киевское КБ «Луч» спроектировало ракету «Нептун». Однако, по словам Кнутова, украинское предприятие использовало технологии времён СССР и 1990-х годов. В настоящее время на вооружении РФ находятся более совершенные версии Х-35.

«Модернизационный ресурс не исчерпан»

Ключевыми достоинствами ракеты являются весьма скромные массогабаритные характеристики, повышенная дальность, высокая манёвренность и мощная боевая часть. Даже небольшой корабль (водоизмещением около 500 тонн) способен нести до 16 ракет.

Длина корабельной и береговой версий Х-35 составляет 4,4 м; диаметр корпуса — 42 см; размах крыла — 1,3 м; стартовый вес — 670 кг; дальность — до 260—280 км; масса осколочно-фугасной боевой части — 145 кг. Авиационные модификации Х-35 отличаются уменьшенной длиной (3,8 м) и массой (550—650 кг).

Выдающиеся боевые характеристики ракеты были достигнуты благодаря экономичному малогабаритному турбореактивному двигателю и специальному пороховому ускорителю. Инновационная силовая установка придаёт боеприпасу мощный стартовый импульс и позволяет совершать длительный полёт с малым расходом топлива.

Большую часть пути Х-35 летит на высоте 4—15 м (в зависимости от волнения на море). Это затрудняет её обнаружение радиолокационными средствами и перехват противоракетами. Приближаясь к цели, Х-35 совершает подскок и атакует, выходя из пике. Скорость ракеты дозвуковая — 0,8—0,85 Маха. Х-35 может применяться практически в любых метеоусловиях и в шторм до 6 баллов.

Высокая точность и помехозащищённость ракеты обеспечиваются за счёт применения активно-пассивной радиолокационной головки самонаведения (ГСН) АРГС-35 разработки ОАО НПП «Радар-ММС» (Санкт-Петербург). Она осуществляет захват цели на дальности 20—50 км.

«Головка самонаведения исключает использование радиолокационных станций. Ракета самостоятельно движется к цели и осуществляет необходимые манёвры. Точность поражения составляет несколько метров. Правда, ГСН захватывает цель на финальном участке полёта, а после старта ракета использует инерциальную систему управления и средства спутниковой навигации», — отметил Кнутов.

В настоящее время различные модификации Х-35 входят в арсенал российских фрегатов, корветов, малых ракетных кораблей, катеров, боевых самолётов (МиГ-29, Су-30, Су-35,), вертолётов (Ка-27 и Ка-28) и береговых комплексов «Бал». За рубежом Х-35 приняты на вооружение ВМС Индии, Алжира, Вьетнама, Венесуэлы, Туркмении. Копии российской ракеты использует флот КНДР и Мьянмы.

В беседе с RT главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский сообщил, что создание Х-35 стало серьёзным успехом оборонной промышленности. На сегодняшний день ракеты ОКБ «Звезда» обеспечивают надёжное сдерживание военно-морских сил потенциального противника. При этом подмосковные инженеры по заказу Минобороны РФ работают над модернизацией Х-35.

«Х-35 — современное и весьма грозное ударное вооружение, которое полностью отвечает текущим задачам. Ракета завоевала популярность в войсках, в том числе из-за неприхотливости в эксплуатации. Например, она может длительное время находиться в транспортно-пусковом контейнере. Сегодня Х-35 продолжает совершенствоваться. Улучшенные варианты будут обладать большей дальностью и меньшей заметностью», — сообщил Мураховский.

Несколько иной точки зрения придерживается Юрий Кнутов. Как прогнозирует эксперт, широкое распространение крылатых ракет «Калибр» и грядущее появление гиперзвукового комплекса «Циркон» могут привести к постепенному вытеснению корабельных версий Х-35 в ВМФ.

«При всех своих достоинствах Х-35 уступает по дальности «Калибру» и не может сравниться с «Цирконом», который станет, наверное, самым грозным неядерным оружием ВМФ. Скорее всего, эта ракета останется на вооружении катеров и морской авиации, а также будет активно продвигаться на экспорт — её модернизационный ресурс ещё не исчерпан», — резюмировал Кнутов.

Читать еще:  Новости Штык к пехотной офицерской фузее обр. 1746 г. (поздняя модификация)

Х-35 / 3М24 — SS-N-25 SWITCHBLADE / AS-20 KAYAK

Противокорабельная крылатая ракета. Предварительная проработка проекта малогабаритной ПКР велась ОКБ «Звезда» начиная с 1977 г. Решение о создании ракеты для корабельного ракетного комплекса «Уран» принято Постановлением ЦК КПСС от 16 марта 1983 г. после изучения опыта применения ПКР «Экзосет» в ходе англо-аргентинского конфликта (май 1982 г.). Разработка выполнялась ОКБ «Звезда» (бывшее ОКБ-455, ныне входит в КТРВ), генеральный конструктор — В.Н.Бугайский (позже — В.Г.Галушко). Главный конструктор комплекса — Георгий Иванович Хохлов. Главный конструктор направления (на 2015 г.) — Николай Анатольевич Васильев (источник). Первый вариант эскизного проекта ракеты рассмотрен в 1983 г. и из-за несоответствия требованиям по характиристикам радиолокационной ГСН отправлен на доработку (источник). По данным источников еще одно Постановление о разработке комплекса принято Совмином СССР 16 апреля 1984 г. (источник).

Испытания. Первый пуск с полигонной наземной пусковой установки планировалось провести 4 ноября 1985 г., но из-за сбоя автоматики (выдавалась неверная информация об открытии крышек ТПК) пуск не состоялся. Первый успешный пуск проведен (со второй попытки в этот день) 5 ноября 1985 г. на полигоне 31-го испытательного центра Министерства обороны СССР (Феодосия, Крым). По программе пуска предполагалось, что ракета пролетит 40 км. Ракета успешно вышла из ТПК, пролетела около 50 метров и упала в море (источник). Данный пуск считается первым пуском в программе летно-конструкторских испытаний ПКР Х-35.

Первый публичный показ ракеты состоялся на выставке «Мосаэрошоу-1992».

Ракета Х-35 предназначена для поражения ракетных, торпедных, артиллерийских катеров, надводных кораблей водоизмещением до 5000 тонн и морских транспортов.

Пусковое оборудование:
— наземная полигонная пусковая установка — обеспечивался наклонный пуск из ТПК.

— корабельная пусковая установка 3С-24 с наклонным размещением пакета из 4 ТПК.


Модуль пусковой установки 3С-24 комплекса «Уран» на одном из кораблей (http://forums.airbase.ru).


Пусковые установки 3С-24 комплекса «Уран» на СКР «Сметливый» Черноморского флота ВМФ России, 24.10.2008 г. (фото — А.Бричевский, http://forums.airbase.ru).

— авиационная АПУ-58 / ПУ-58 разработки МКБ «Вымпел» (источник).
Длина АПУ — 3810 мм
Ширина АПУ — 130 мм
Высота АПУ — 220 мм
Масса АПУ — 185 кг

Ракета Х-35 / 3М24:
Конструкция — Ракеты выполнена по нормальной аэродинамической схеме с двигателем расположенным в хвостовой части ракеты с подфюзеляжным воздухозаборником. Крылья выполнялись складными — с раскрывом после выхода из ТПК на морском варианте ракетного комплекса. Для авиационного применения крыло выполнялось цельным для облегчения конструкции. Для снижения веса конструкции корпус выполнен сварным из алюминиевых сплавов и не имеет эксплуатационных разъемов.


Проекции ракет Х-35 и Х-35Э морского и, вероятно, вертолетного вариантов компоновки (http://www.airwar.ru/).


Устройство ракеты Х-35. Цифрами на схеме обозначены: 1 — головка самонаведения АГРС-35, 2 — проникающая боевая часть, 3 — инерциальная система управления; 4 — топливный бак, 5 — маршевый ТРДД, 6 — аэродинамические рули, 7 — стартовый РДТТ, 8 — стабилизаторы стартового РДТТ, 9 — рулевые машинки, 10 — механизм подачи топлива, 11 — воздухозаборник (источник).

Система управления и наведение: бортовая система управления — инерциальная с использованием ЭВМ, радиовысотомера и автопилота — одна из первых цифровых СУ в СССР. Отработка цифровой СУ велась на стендах ГосНИИАС (источник). Головка самонаведения — активная радиолокационная АРГС-35 разработки ОАО НПП «Радар-ММС». Головной обтекатель выполнен из стектотекстолита ЭДТ-10кв (источник).
Длина — 700 мм
Диаметр — 420 мм
Масса АРГС — 47.5 кг
Зона обзора АРГС:
— по азимуту — сектор 90 град.
— по углу места — от -20 град до +10 град
Дальность захвата цели — 20 км

Читать еще:  Характеристики Шпага кавалерийская солдатская 1720-х гг.

Корабельная аппаратура системы управления (КАСУ) ракетного комплекса разработана ОКБ «ТемпАвиа», главный конструктор — А.Г.Чумаков (источник). Ввод полетного задания, подготовка к пуску и осуществление пуска автоматизированы.

Пуск Х-35 может осуществляться в направлении расчетного места атакуемого корабля, профиль полета программируется и включает в себя доворот на цель, поисковый режим (маневр «змейка» для обнаружения и захвата корабля РГСН), снижение для уменьшения радиолокационной и визуальной заметности, подскок и атаку с пикирования, особенно эффективную для поражения маневрирующей цели (источник).

Ракета Х-35У — инерциальная система управления с блоком спутниковой навигации и активно-пассивной РГСН.
Дальность захвата цели — 50 км

По данным на середину 1990-х годов разрабатывался вариант ракеты с тепловизионной ГСН (источник).

Двигательная установка:
— стартовый РДТТ — применяется на всех вариантах ракеты кроме авиационного для пуска с самолетов. На вертолетном варианта РДТТ уменьшен суммарный импульс двигателя.

— маршевый — ТРДД, запуск двигателя после старта производится с помощью пиростартера.

Ракетный комплекс «Уран».

Приветствую на канале!

Русский флот имеет в своем распоряжении ракетные комплексы разной дальности. Самой мощной является П-100 «Вулкан», чуть попроще П-700 «Гранит», «Калибр», «Оникс» и другие. Но какая из ракет занимает нишу ближнего боя? Это Х-35 . Изначально она создавалась как аналог американскому « Гарпуну », однако по некоторым показателям превзошла его, например, в системе самонаведения.

Говоря об истории создания комплекса, стоит отметить, что разрабатывали его очень и очень долго – начало разработки датируется аж 1977 годом. Испытания начали в 1983 . Однако затем наступили «лихие 90-е» и наш флот был вынужден забыть на время про новый комплекс. Однако ситуацию спасла Индия, куда продали « Уран-Э ». А в 2004 году комплекс добрался и до нашего флота.

Описание .
Комплекс «Уран» является универсальным – его могут применять современные истребители, корабли и береговые комплексы. Однако сегодня мы поговорим про корабельную модификацию. Основой комплекса является ракета Х-35 У – это легкая тактическая крылатая ракета с дальностью пуска до 260 километров. В конструкции отсутствует технология «стелс», но размеры ракеты и другие конструктивные особенности в совокупности дают низкий ЭПР, что затрудняет обнаружение системами ПВО противника. К цели ракета подходит на высоте около 3 х метров и при подлете скорость вырастает до почти 1100 километров в час, что в свою очередь также создает проблемы для ПВО.

Однако уникальной ракету делает её головка самонаведения, которая может быть, как радиолокационной, так и тепловизионной. Радиолокационная голова может работать в условиях активного подавления, радиоэлектронной борьбы. Боевая часть ракеты способна потопить корабль, водоизмещение которого до 5000 тонн – «Арли Бёрк» одной, конечно, не пустить на дно, но повреждения можно нанести приличные.

Достоинства и недостатки комплекса .
Из плюсов хотелось бы отметить, что «Уран» является универсальным, легким в производстве, ракетным комплексом, который создавался, в первую очередь, для борьбы с кораблями противника в ближней морской зоне. Поэтому его устанавливают на соответствующих кораблях – ракетных катерах, МРК, корветах и некоторых фрегатах.

Кстати, есть возможность установки на корабли проекта 22460 «Охотник», созданные для Пограничной службы ФСБ России. Вторым достоинством является совокупность его характеристик, что делает эту относительно дешевую ракету крайне эффективной в своем классе. Из минусов можно заметить, что ракету очень долго «учили» бить по наземным целям, однако точно не известно, успешно ли.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector