0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Модификации Д-13 — средний бронеавтомобиль

Средний бронеавтомобиль Д-13 (Дыренкова)

Характеристики среднего бронеавтомобиля Д-13

В 1931 году, в опытно-конструкторском и испытательном бюро УММ Н.И.Дыренкова был разработан средний бронеавтомобиль Д-13 (бронеавтомобиль Дыреноква-13), «облегченная версия» тяжелого броневика Д-9 (на шасси грузовика «Moreland»). В качестве шасси для Д-13 было использована база американского трехосного грузовика «Форд-Тимкен», он же Форд-ААА, выполненное по схеме 6х4.

Конструкция бронеавтомобиля Д-13

Броневик имел сварной корпус из броневых листов толщиной до 8-мм, вращающуюся башню с 37-мм пушкой Гочкиса и 2 х пулемета ДТ в шаровых установках, расположенных с боков корпуса. Однако прототип машины получил сразу шесть стволов — по два с боков, по одному спереди и сзади. Этого показалось мало, поэтому сразу за башней бронеавтомобиля Д-13 установили ещё и турель, по типу авиационной, с ещё одним пулеметом.

К слову — башня бронеавтомобиля Дыренкова это переработанная башня от танка Т-18 (МС-1), отсюда и характерное расположение орудия и пулемета, смотрящих как бы в разные стороны, а не по ходу движения.

Чертеж бронеавтомобиля Д-13

Посадка экипажа в машину осуществлялась с правой стороны, через дверь. Колесная база имела ряд особенностей — во-первых, все колеса автомобиля были сдвоенными, причем внутренние и внешние имели разный диаметр, для улучшения проходимости. Во-вторых, на Д-13 была применена новая схема размещения запасного колеса, позднее применяемая на всех тяжелых и средних броневиках — они были установлены по бортам корпуса, могли вращаться, и хотя обычно не касались земли, здорово помогали при преодолении рвов, препятствую посадки машины «на брюхо».
Бронеавтомобиль был оборудован и кормовым постом управления, в основных деталях дублировавшего рабочее место водителя, правда максимальная скорость заднего хода Д-13 не превышала 9 км/ч.

Д-13 спереди, хорошо видны сдвоенные колеса разного диаметра

Эксплуатация бронеавтомобиля Д-13

Однако несмотря на все новшества и грозный вид буквально ощетинившегося пулеметами броневика Д-13, военные при осмотре машины только покачали головой — расположение тех же пулеметов было прямо скажем «не оптимальное», конструкция машины была сложной, а стоимость и вовсе запредельной — прототип обошелся казне в 15696 рублей — на эти деньги можно было бы построить легкий танк.

Тем не менее, Д-13 был принят на вооружение и Ижорский завод изготовил небольшую партию из 12 машин. Первая партия оказалась и последней — 1 декабря 1932 года ОКИБ УММ Дыренкова было закрыто, а производство машин — прекращено.

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книги «Бронеавтомобили Красной Армии 1918-1945 г.г.»

Д-9 / Д-13, Бронеавтомобиль

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

В 1931 году на Ижорском заводе под руководством главного конструктора Н. И. Дыренкова был разработан трехосный неполноприводной (6×4) бронеавтомобиль Д-13, базой для которого послужило шасси трехосного грузовика «Форд-Тимкен». Комплектующие узлы и агрегаты для этих автомобилей (а также грузовиков «Форд-А» и «Форд-АА») поступали в СССР для последующей сборки с конца мая 1929 года согласно контракту, подписанному с фирмой Генри Форда. Впоследствии они получили обозначения Д-13 (на шасси “Форд”) и Д-9 (на шасси “Мореланд”). “Девятку”, исходя из её особенностей, теперь относили к тяжелым бронеавтомобилям.

Бронеавтомобиль Д-13 был построен по традиционной схеме с передним расположением двигателя, передними управляющими колесами и двумя ведущими задними мостами. Полностью закрытый коробчатый корпус склепывался из листов катаной стали различной толщины. Бортовые 8-мм бронелисты, устанавливались вертикально, тогда как бронировка лобовой проекции и кормы устанавливалась с рациональными углами наклона, что повышало ее пулестойкость. В целом броневая защита броневика Д-13 была противопульной и обеспечивала защиту экипажа, состоявшего из 3-4 человек, а также основных узлов и агрегатов бронемашины от поражения обыкновенными пулями, выпущенными с дистанции 80-100 метров. Для входа и выхода из машины в бортах корпуса имелись прямоугольные двери на наружных шарнирных петлях, открывавшиеся вперед по движению бронеавтомобиля.

В средней части корпуса на крыше боевого отделения была установлена шестигранная коническая башня кругового вращения, позаимствованная у легкого танка МС-1. В левом лобовом листе башни была смонтирована 37-мм танковая пушка «Гочкис» с плечевым упором, а в правом — 7,62-мм пулемет ДТ. Второй такой же пулемет в шаровой установке был размещен справа в наклоненном лобовом листе корпуса. Возимый боекомплект состоял из 100 артвыстрелов и 5040 патронов к пулеметам. В качестве приборов наблюдения в боевой обстановке применялись смотровые щели в стенках наблюдательной башенки с полусферическим куполом. Слева в отделении управления, совмещенном с боевым располагалось сиденье водителя, справа — командира машины, который должен был выполнять функции стрелка и при необходимости вести огонь из пулемета ДТ, установленного перед ним в лобовом листе корпуса. Для наблюдения за дорогой и местностью в распоряжении водителя машины имелось лобовое окно, оборудованное бронекрышкой со смотровой щелью, и смотровые щели в бортах отделения управления.

Читать еще:  Исторические сведения Палаш кирасирский армейский солдатский обр. 1798 г.

В передней части бронемашины располагался моторный отсек, в котором был установлен четырехцилиндровый карбюраторный рядный двигатель жидкостного охлаждения «Форд», развивавший мощность 29,4 кВт (40 л.с.), что позволяло 4,14-тонному бронеавтомобилю двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 55 км/ч. С полностью заправленными топливными баками Д-13 мог пройти 130 км. В неполноприводной (6×4) ходовой части с подвеской на полуэллиптических листовых рессорах использовались колеса с пулестойкими шинами типа ГК. Передняя ось оборудовалась односкатными колесами, обе ведущие задние — двухскатными, что позволяло компенсировать возросшую нагрузку на шасси. Передние колеса были прикрыты небольшими полукруглыми крыльями обтекаемой формы, тогда как над задними колесами располагались угловатые многогранные крылья, с плоской верхней поверхностью. На передних крыльях крепились фары, обеспечивавшие движение в темное время суток. Внизу по обеим сторонам корпуса примерно посередине между первой и второй осями крепились запасные колеса. Они свободно вращались на своих осях и тем самым способствовали преодолению таких препятствий, как рвы, насыпи, канавы и т. д., не давая бронемашине сесть на днище. Средств внешней связи бронеавтомобиль Д-13 не имел.

Масса в снаряженном состоянии, кг 3800
Боевая масса, кг 4100
Экипаж, чел. 3
Колёсная формула 6х4
Базовая машина грузовой автомобиль «Форд-Тимкен»
Максимальная скорость, км/ч 55
База, мм 3200
Колея, мм:
передних колёс 1405
задних колёс 1585
Дорожный просвет, мм 254
Углы свеса, град:
передний 55
задний 63
Размер шин 6,50-20″
Преодолеваемые препятствия:
максимальный угол подъёма, град 20
максимальный угол крена, град 25
ширина рва, м 0,45
глубина брода, м 0,6
Габаритные размеры, мм:
длина 4975
ширина 1960
высота 2500
Бронирование противопульное
Средства связи нет
Двигатель карбюраторный, 4-цилиндровый
Запас хода по шоссе, км 130
Вооружение:
Артиллерийское пушка Гочкиса
Калибр, мм 37
Боекомплект, шт 100
Пулемётное пулемёт ДТ обр.1929 г.
Калибр, мм 7,62
Количество, шт 2
Боекомплект, шт 5040
Прицельная дальность, м 1000
Скорострельность, выстр/мин 600

Д-13 Средний бронеавтомобиль

Довольно длительный “застой” в создании бронеавтомобилей в СССР, вызванный подъемом экономики и накоплением опыта, прервался спустя пять лет после завершения Гражданской войны. Весной 1928 г. на испытания поступил первый советский бронеавтомобиль БА-27 который, несмотря на отдельные недостатки, в целом оказался удачным и после модификации оставался на вооружении до 1941 г. Более конкретные шаги в развитии отечественного бронеавтомобиля были предприняты после принятия Системы танко-трактороного и авто-броневого вооружения (СТАВ), состоявшееся 18 июля 1929 г. Этот документ означал начало проектирования новых типов танков и бронемашин, которые позволили бы Советскому Союзу выйти в мировые лидеры в деле технической оснащенности армии. Разрабатывать новую технику надлежало в кратчайшие сроки – неудачно завершившаяся советско-польская война только добавила уверенности у наших западных соседей, что их армия одна из самых лучших и страны Антанты их не оставят. Реальная угроза развертывания новых боевых действий осталась вплоть до середины 1930-х гг., когда стало очевидно, что польская сильно уступает СССР не только количественно, но и качественно. Разумеется, наибольшая роль в будущей войне отводилась танкам, но и бронеавтомобили считались одним из важнейших видов бронетехники.

Согласно СТАВ советским КБ предстояло спроектировать четыре новых образца бронемашин, включая тяжелый, легкий и два средних. Для двух последних предполагалось использовать шасси грузовых автомобилей “Форд-Тимкен” и АМО-2 вооружив их, соответственно, 20-мм и 12,7-мм крупнокалиберными пулеметами, а также 37-мм пушкой и тремя 7,62-мм пулеметами ДТ. Толщина бронирования составляла порядка 6-8 мм, экипаж – 4 человека. Чуть позже к ним добавили шасси автомобиля “Мореланд”, 100 единиц которых были закуплены в Северо-Американских Соединенных Штатах (ныне США), и “Форд-АА”.

Разработку всех четырех машин поручили КБ Ижорского завода, и без того загруженного текущими делами. Не взирая на это, УММ РККА обязало конструкторский коллектив предоставить опытные образцы к 11 декабря 1930 г., но работа продвигалась весьма медленными темпами. Командированный на завод представитель НТК УММ, в докладе от 15 сентября 1930 г., сообщил следущее:

Читать еще:  Исторические сведения Проект 1 - лидеры эскадренных миноносцев типа «Ленинград»

— проект шестиколесного бронированного автомобиля на шасси “Форд-АА” (шестиколесный) завершен, частично готовы рабочие чертежи, окончание работ затягивается по причине неготовности 20-мм и 12,7-мм пулеметов, изготовление опытного образца может быть начато не ранее 1 декабря и завершено к 15 марта – таким образом, установленные ранее сроки будут сорваны;

— проект шестиколесного бронированного автомобиля на шасси “Мореланд” не готов, появление эскизов планируется к 25-30 сентября, рабочих чертежей – к середине декабря, сборка опытного образца может быть проведена не ранее конца марта 1931 г.;

— к проектированию бронированного шестиколесного автомобиля на шасси АМО-2 завод не приступал, так как не имеет чертежей автомобиля.

Таким образом, на существующих мощностях и полученной документации прототипы средних бронеавтомобилей можно было получить только весной 1931 г., что совершенно не устраивало УММ РККА. Возможно, так бы оно и случилось, не окажись “под рукой” талантливого инженера-самоучки Н.Дыренкова. Свою короткую, но очень яркую карьеру он начал в 1927 г., предложив построить по его чертежам “бронированный авто-вагон” с двигателем внутреннего сгорания. Проект был реализован в металле и, что более важно, успешно эксплуатировался в течении нескольких лет в интересах наркомата здравоохранения Украины, “намотав” 6500 км. Спустя полтора года Дыренков направил в РВС СССР письмо с предложением построить колесно-гусеничный двухбашенный танк (Д-4), а в конце 1930 г. по его инициативе начались работы по бронировке тракторов

“Коммунар” и Caterpiller (Д-10, Д-11 и Д-14) – и это не считая его нереализованных проектов.
Учитывая огромный охваченный материал, руководство УММ сочло возможным создание опытно-конструкторского и испытательного бюро (ОКИБ) под руководством Дыренкова и поручить ему продолжить работы по постройке бронеавтомобилей. По этому поводу начальник УММ И.Халепский направил в ОКИБ документ следующего содержания:

“…Разработка проекта бронеавтомобиля “Мореланд” по чертежу С-1741 – изготовить 2 образца одного и того же типа указанного чертежа, корпус сварной с установкой стробоскопа. Срок изготовления 1 февраля 1931 г.

Одновременно предлагается Вам взять “Тимкен” шасси и “Форд”, находящиеся на Ижорском заводе и, используя все материалы, которые сделаны КБ завода закончить его бронирование по тем техническим данным, которые были выданы по этому типу машины для бронирования. Срок изготовления к 1 февраля 1931 г. Корпус сварной из котельного железа.

Одновременно предлагается Вам взять под свое наблюдение и руководство бронирование всех опытных образцов и массовой продукции по бронированным машинам на Ижорском заводе. Военпреды т.Шаров и т.Жуков обязаны оказывать Вам всяческое содействие.

Предлагается Вам проработать вопрос с точки зрения выпуска первых бронеавтомобилей “Мореланд”, “Форд-А” (легкий) и “Форд-АА” (шестиколесный) из расчета…выпустить за весь 1931 г. 50 “Форд-А”, 50 “Форд-АА” и 50 “Мореланд”.

То есть, бюро начало работу сразу над тремя машинами, но, что самое удивительное, уже 8 февраля 1931 г. Дыренков смог представить все три прототипа. Раньше всех удалось завершить сборку бронеавтомобиля на шасси “Форд-Тимкен”, проектирование которого начали инженеры Ижорского завода. Поскольку времени на дизайнерские изыски ни у них, ни у Дыренкова не было, машина получила бронекорпус откровенно “рубленых” форм, за что и получил заслуженное название “собачий ящик” (в дальнейшем, в официальных документах, его так и называли). При его сборке вместо броневой использовалась обычная сталь толщиной 4-8 мм, листы которой соединяли при помощи клёпки. Кроме того, на бронеавтомобиль пришлось установить башню и вооружение от серийного танка Т-18, поскольку 12,7-мм и 20-мм пулеметы получены не были. На испытаниях у ижорской машины отметили сразу несколько недостатков, основными из которых были теснота боевого отделения и плохой обзор с места водителя. Бронеавтомобиль отправили не доработку и в дальнейшем к нему уже не возвращались – в начале 1932 г. силами КБ Ижорского завода была спроектирована намного более удачная машина БАИ.

С машинами конструкции Дыренкова дела тоже обстояли не лучшим образом. Прототипы на шасси “Мореланд” и “Форд-Тимкен” имели весьма привлекательный внешний вид, однако их бронекорпуса были просто “посажены” на раму шасси сваркой и потому на ходовые испытания они быть отправлены не могли. В добавок, бронирование двигателя и унифицированные для обоих машин башни находились в незаконченном виде.
Окончательную сборку бронеавтомобилей произвели к маю, заодно переименовав их в Д-9 (тяжелый) и Д-13 (средний). Конструктивно обе машины были очень похожи. Их корпус собирался при помощи сварки из бронелистов толщиной от 4 до 6 мм, что не соответствовало техническому заданию, зато позволяло сэкономить массу.

Читать еще:  Новости Штык к драгунской фузее обр. 1758 г.

Вооружение Д-13 первоначально состояло из 37-мм пушки Гочкиса и двух 7,62-мм пулеметов ДТ с четырьмя гнездами для них, однако прототип получил намного больше стволов. В цилиндрической башне оригинальной конструкции разместили пушку и пулемет, ещё шесть пулеметов ДТ было смонтировано в шаровых установках по бортам, в передней и задней части корпуса. Кроме того, Дыренков предусмотрел возможность отражать атаки с воздуха, установив за башней турель авиационного типа с пулеметом ДТ.

Ходовая часть бронеавтомобиля, как указывалось ранее, была заимствована от “Форд-Тимкен” имела колесную формулу 6х4. С целью улучшения проходимости машины по мягкому грунту были применены сдвоенные колеса разного диаметра. Интересной особенностью Д-13 были и запасные колеса, которые были установлены по бортам корпуса и могли вращаться, помогая машине преодолевать вертикальные препятствия и неширокие канавы. Позднее этот приём использовался и на других советских бронемашинах.

Впрочем, осмотр опытных образцов Д-9 и Д-13 не принес им желанного успеха. Военные отметили, что “…расположение боковых пулеметных установок сделано без учета возможности их целесообразного использования. Поэтому целесообразно оставить лишь одну установку спереди и одну сзади, а боковые убрать, так как они стесняют командира башни. Условия наблюдения из машины при наличии башни с круговым вращением и открываемого в ней вверху люка в общем удовлетворительно. Турельная установка не оправдывает своего назначения, так как она имеет недостаточный угол возвышения и не защищает стрелка от поражения с воздуха…”

В добавок, Д-13 получился слишком трудоёмким в изготовлении. Корпус бронеавтомобиля имел 55 броневых деталей различной формы, а общая длина сварного шва составила 122 метра. Высокой оказалась и стоимость прототипа – 15696 рублей 74 копейки, что вплотную приближало серийный образец к танкеткам и легким танкам.

Так и не приступив к испытаниям Д-13 отправили на доработку. Здесь надо отдать должное Дыренкову – большинство замечаний он учел, ликвидировав “лишний” пулемет и турель, и заменив коническую башню на более привычную граненую. Тем не менее, в числе наиболее существенных недостатков осталось слабое бронирование, отсутствие заднего поста управления, плохой обзор с места водителя и сильную перегрузку шасси.
Тщательно взвесив все “за” и “против” руководство УММ пришло к заключению о возможности постройки небольшой серии Д-13 из 10 единиц, но только после его модернизации. Сборку серийных машин хотели развернуть на Московском железнодорожном ремонтном заводе (Можерез) в Люблино, куда летом 1931 г. переехало ОКИБ. Тут оказалось, что корпуса слишком сложно для имеющихся мощностей этого предприятия. Дыренков снова переработал конструкцию машины, отправив документацию по нему на Подольский крекинго-электровозостроительный завод, но и здесь появились огромные трудности с освоением совершенно новых деталей и способа их сборки, в связи с чем лишь в начале 1933 г. на Можерезе началось изготовление первых бронемашин. По состоянию на 26 марта представитель военной приемки сообщал следующее:

“…5 единиц готовы за исключением: не сделаны рамы с сеткой для карт, нет задних фонарей. Машины вышли на испытания. 5 единиц, кроме указанного, не установлены ящики для вездеходных цепей, не сделано крепление для шанцевого инструмента и дополнительных бензобаков…”

Окончательную сборку всех 10 машин завершили к маю 1933 г., после чего серийные Д-13 были переданы в войска. Впрочем, карьера Д-13 оказалась на редкость продолжительной. “Кочуя” по различным подразделениям эти бронемашины большую часть времени использовались как учебные, что в некоторой мере позволило сберечь ресурс их ходовой части. Когда в конце 1936 года был поднят вопрос о модернизации устаревших бронеавтомобилей обнаружили, что Д-13 всё ещё числятся на балансе и после ремонта могут эксплуатироваться дальше. В 1937 году АБТУ РККА приняло решение переставить БА-27 и БАИ на шасси ГАЗ-ААА, так что возможно и Д-13 подвергли такой же доработке.
На 15 сентября 1940 года бронемашины Д-13 имелись в составе следующих военных округов: ЛВО – 1, МВО – 1, ПриВО – 1, ОрВО – 3, ХВО – 1. По всей видимости, такой же состав сохранялся до начала войны с Германией, но использовались в боях бронемашины Д-13 остается неизвестным.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector