6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Модификации БТ-2 — лёгкий колёсно-гусеничный танк

TANKI-TUT.RU — вся бронетехника мира тут

БТ-2 – это легкий советский колесно-гусеничный танк, первый из семейства «Быстроходные танки», что отражено в его названии.

История создания

Разработка началась 1 июня 1931 года. БТ-2 был создан на базе танка «Кристи», и является его советским развитием. Стоить отметить, что как раз два закупленных танка «Кристи» в СССР именовались как БТ-1.

Никаких различий между танком «Кристи» и БТ-2 не должно было быть – требовалось создать абсолютно идентичный образец. Это должно было упростить изготовку деталей для производства танка.

Одна из особенностей танка БТ-2 — это колесно-гусеничный ход. Танк мог двигаться как на гусеницах, так и колесах (предварительно сняв гусеницы). Первые 6 образцов должны были построить к 1 ноября 1931 года, но построены были только 3 танка. Планировалось, что три машины будут принимать участие в параде 7 ноября на Красной площади. Но доехали только две машины — третья загорелась и уже никак не смогла принять участие в параде.

Быстро запущенное серийное производство танков в 3000 единиц год никак не ладилось. Танк также имел ряд недостатков с силовой установкой и ходовой частью. А ведь именно скорость была одним из самых лучших достоинств танка! Например, иногда, когда запускали двигатель, он самовозгорался. Из-за проблем с унификацией орудий и башен к БТ-2 не редко устанавливались в башню только два пулемета, а орудия не было.

Несмотря на все свои недостатки, БТ-2 производился два года (1931-1933). И вместо 6 тыс. машин, были произведены только 620. В дальнейшем танк БТ-2 заменен БТ-5. Тем не менее в войсках БТ-2 эксплуатировался аж до 1944 года, приняв активное участие в начальном периоде Великой Отечественной войны.

Подбитый немецкими солдатам легкий советский танк БТ-2

Вооружение

Вооружением БТ-2 была 37-мм пушка Б-3. Разработана немецкой фирмой «Рейнметалл». В Германии орудие именовалось 3,7-cm PaK 35/36.

Советский лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-2

Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-2 спроектирован в специальным КБ Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ) под руководством М.Н. Тоскина, сменённого А.О. Фирсовым, в 1931 году на основе конструкции танка М.1940 Дж.У. Кристи. Опытный образец не изготовлялся. 23 мая 1931 года танк БТ-2 был принят на вооружение под обозначением «быстроходный истребитель». За время серийного производства на Харьковском паровозостроительном заводе в 1932-1933 годах выпущено 620 танков.

Описание конструкции танка БТ-2

Танк БТ-2 имел классическую компоновку и разделялся на четыре отделения (от носа к корме): управления, боевое, силовое и трансмиссионное. Экипаж танка, в зависимости от вооружения, состоял из двух человек для танков с пулемётным или пушечным вооружением, трёх человек для танков с пушечно-пулемётным вооружением. Члены экипажа размещались: командир танка – в башне с лева от вооружения, механик-водитель – в отделении управления по продольной оси корпуса танка, башенный стрелок (заряжающий) в танке с пушечно-пулемётным вооружением – в башне справа от пушки.

Корпус танка имел коробчатую форму и собирался на каркасе из уголков на заклёпках из отдельных броневых листов. Носовая часть корпуса для обеспечения поворота управляемых колёс была с боков сужена. Она состояла из стальной отливки, к которой приклёпывались и приваривались передние броневые листы и днище. Боковые стенки корпуса были двойными – между ними располагались топливные баки и элементы подвески. Внутренние листы выполнялись из конструкционной стали. Наружные броневые листы крепились к кронштейнам спиральных пружин на болтах с гайками и могли сниматься для обслуживания подвески. В верхнем лобовом листе размещался люк для посадки механика-водителя. Крыша корпуса в носовой части имела большое отверстие для установки башни. Крыша моторного отделения съёмная для удобства обслуживания силовой установки.

Бронированная башня танка цилиндрическая, клёпаная, со скосом спереди сверху. В кормовой части башни размещалось приспособление для укладки 37-мм выстрелов. В лобовой де-тали башни устроена амбразура для установки пушки. Справа от неё монтируется шаровая пулемётная установка. В крыше башни помимо люка для посадки и высадки экипажа, слева от не-го имелся лючок для флажковой сигнализации, закрытый броневой заслонкой. В бортах башни имелись смотровые щели, а на части танков были устроены отверстия для стрельбы из личного оружия, закрываемые броневыми пробками.

Читать еще:  Модификации СУ-122 (У-35) - 122-мм штурмовая гаубица

Броневая защита танка изготавливалась из листов катаной гомогенной брони, собираемой на болтах и заклёпках. Лобовая деталь и борта корпуса защищались 13 мм бронёй, крыша корпуса – 10 мм, днище корпуса – 6 мм. Башня имела гомогенное 13-мм бронирование.

Вооружение 115 танков включало одну 37-мм танковую пушку Б-3 (5К) обр. 1930 г. с горизонтальным клиновым четверть автоматическим затвором и телескопическим прицелом и один 7,62-мм пулемет ДТ в шаровой установке справа от пушки. На часть танков по причине нехватки пушек и пулемётов устанавливалась одна 37мм пушка БС-3 (65 танков) или спаренная пулеметная установка ДТ-2 с 7,62-мм танковыми пулемётами ДТ (440 танков). Боекомплект 92 выстрела и 2709 патронов (43 диска). Внутренняя связь осуществлялась с помощью светосигнального устройства.

Танк был оснащён авиационным карбюраторным четырёхтактным 12-цилиндровым V-образным двигателем жидкостного охлаждения «Либерти» (или производимым в СССР его аналогом М-5-400) мощностью 400 л. с..

Трансмиссия механическая, состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, трёхступенчатой КПП (4 передачи переднего хода и одна заднего хода), двух многодисковых бортовых фрикционов с ленточными тормозами, двух одноступенчатых бортовых редукторов и двух редукторов («гитар») привода к задним опорным каткам – ведущих при колёсном ходе.

Танк оснащался индивидуальной пружинной («свечной») подвеской «типа Кристи». Три вертикальные пружины относительно каждого борта корпуса располагались между наружным броневым листом и внутренней стенкой борта корпуса, а одна располагалась горизонтально внутри корпуса в боевом отделении. Вертикальные пружины были связаны через балансиры с задними и средними опорными катками, а горизонтальные – с передними управляемыми катками.

Танк имел комбинированный колёсно-гусеничный движитель, состоящий из 2 ведущих колёс заднего расположения диаметром 640 мм, 2 направляющих колёс переднего расположения диаметром 550 мм, 8 опорных катков диаметром 815 мм с резиновыми шинами и 2 стальных многозвенных гусеничных цепей с шириной трака 263 мм. При переходе на колёсный ход гусеничные цепи снимались, разбирались на 4 части и укладывались на надгусеничные полки. Привод от КПП в этом случае осуществлялся на заднюю пару опорных катков. Управление танком осуществлялось поворотом передних катков. Переход с гусеничного хода на колёсный занимал 30—40 минут.

Опытные и экспериментальные образцы на базе танка БТ-2

БТ (Д-38) (1932 г.) – опытный артиллерийский танк спроектирован в Опытно-конструкторском и испытательном бюро УММ под руководством Н.И. Дыренкова в 1931-1932 гг. На базе серийного танка БТ-2 был изготовлен один опытный образец танка, отличавшегося вооружением и конструктивными изменениями корпуса в связи с установкой новой башни. Были разработаны два варианта башни: сварная из плоских броневых листов и штампованная куполообразная. Вооружение танка состояло из 76,2-мм пушка ПС-3 и расположенный в шаровой опоре справа от пушки 7,62-мм пулемёт ДТ. Работы по машине прекратили в связи с началом серийного производства и принятием на вооружение танка БТ-5.

БТ-4 (1932 г.) – опытный танк спроектирован в КБ ХПЗ под руководством А.О. Фирсова. Осенью 1932 года было выпущено три опытных танка. От серийного танка БТ-4 отличался сварной конструкцией корпуса, конструкцией подкосов корпуса. Работы по машине прекратили в связи с началом серийного производства и принятием на вооружение танка БТ-5.

БТ-6 (1932 г.) – опытный танк спроектирован в КБ ХПЗ под руководством А.О. Фирсова как «танк большого радиуса действия». От танка БТ-4 опытный танк, изготовленный в одном экземпляре в конце 1932 года, отличался установкой башни от танка БТ-5, изменённым щитком механика-водителя, новой конструкцией кормового броневого листа и бронировки редуктора колёсного хода. Работы по машине были прекращены в связи с расширением работ по БТ-4.

БТ-2-ИС (1935 г.) – опытный танк спроектирован и изготовлен под руководством Н.Ф. Цыганова в автобронетанковых мастерских Харьковского военного округа в 1934-1935 годах. Ходовой макет танка на основе серийного БТ-2, со снятым вооружением, был изготовлен к июню 1935 года. От серийного танка отличался установкой дополнительного карданного привода на вторую, третью и четвёртую пару опорных катков и изменениями конструкции корпуса. Работы по танку БТ-2-ИС были прекращены в связи с началом работ по танку БТ-5-ИС.

Читать еще:  Новости БРМ-1/2 - боевые разведывательные машины

ХБТ-2 (1935 г.) – опытный химический танк спроектирован в КБ завода «Компрессор». Всего было изготовлено три опытных танка, летом 1935 года прошедших испытания. Из-за обнаруженных недостатков и развёртывания работ по танку ХБТ-5 работы по ХБТ-2 прекратили.

Легкий колесно-гусеничный танк БТ-2

Благодаря оригинальной конструкции ходовой части он мог двигаться как на гусеничном, так и на колесном ходу. Первые серийные танки БТ-2 имели много конструктивных недостатков, которые постепенно устранялись в ходе серийного производства. Танки БТ-2, как и последующие танки семейства БТ, производились на Харьковском паровозостроительном заводе им. Коминтерна.

Всего было изготовлено 620 танков данного типа.

Корпус танка представлял собой коробку, собранную из броневых листов, соединенных между собой клепкой. Передняя часть корпуса имела форму усеченной пирамиды. Для посадки в танк служила передняя дверка, открывавшаяся на себя. Выше нее в передней стенке водительской будки находился щиток со смотровой щелью, откидывавшийся вверх. Носовая часть состояла из стальной отливки, к которой были приклепаны и приварены передние броневые листы и днище. Кроме того, она служила картером для монтажа рейки и рычагов рулевого управления. Через отливку продевалась стальная труба, снаружи приваренная к броневым листам и предназначенная для крепления кривошипов ленивцев.

К носу корпуса с обеих сторон приваривались (или приклепывались) консоли (в виде треугольных листов брони), служившие скрепляющей частью трубы с носом корпуса. Консоли имели площадки для крепления резиновых буферов, ограничивавших ход амортизаторов передних управляемых колес.

Корма корпуса состояла из двух картеров бортовой передачи, надетых и приваренных на стальную трубу и приклепанных к внутренним боковым листам; двух листов — вертикального и наклонного, приваренных к трубе и картерам (к вертикальному листу приклепаны две буксирные скобы), и съемного заднего щитка, закрывавшего трансмиссионное отделение сзади. В вертикальной стенке щитка были отверстия для прохода выхлопных труб. С наружной стороны на щитке крепился глушитель.

Днище корпуса сплошное, из одного листа. В нем под масляным насосом находился люк для демонтажа двигателя и две пробки для слива воды и масла. Крыша в передней части имела большое круглое отверстие для башни с приклепанным нижним погоном шариковой опоры. Над моторным отделением в середине крыша была съемной, с откидывающимся вверх листом, запиравшимся на задвижку изнутри; снаружи задвижка открывалась ключом. В середине листа имелось отверстие для выхода трубы подачи воздуха к карбюраторам.

По бокам съемного листа на стойках крепились радиаторные щитки, под которые засасывался воздух для охлаждения радиаторов. Над отделением трансмиссии располагался квадратный люк для выхода горячего воздуха, закрытый жалюзи. Продольные листы брони над пространством между боковыми стенками крепились к кронштейнам рессор шпильками. В каждом листе было три круглых отверстия (крайние для прохода регулирующих стаканов рессор, а среднее над заливной горловиной бензобака); еще одно отверстие со сквозной прорезью находилось над пробкой бензопровода, здесь же устанавливались и три скобы для ремней крепления гусеничной ленты на крыле в сложенном виде.

Легкий танк БТ-2 имел классическую схему компоновки. Внутренняя часть корпуса разделялась перегородками на 4 отделения: управления, боевое, моторное и трансмиссии. В первом возле сиденья водителя размещались рычаги и педали управления и щиток с приборами. Во втором — укладывался боезапас, инструмент и имелось место для командира танка — он же наводчик и заряжающий. Боевое отделение отделялось от моторного разборной перегородкой с дверцами. В моторном отделении находился двигатель, радиаторы, масляный бак и аккумуляторная батарея; от отделения трансмиссии оно отделялось разборной перегородкой, имевшей вырез для вентилятора. Экипаж машины состоял из двух-трех человек.

Башня была круглой, клепанной, смещенной кормовой частью назад на 50 мм. В кормовой части находилось приспособление для укладки снарядов. Сверху башня имела люк с крышкой, откидывавшейся вперед на двух петлях и запиравшейся в закрытом положении замком. Левее него — круглый люк для флажковой сигнализации. Спереди сверху башня была скошена. Боковая стенка собиралась из двух клепаных половин. Снизу к башне крепился верхний погон шариковой опоры. Поворот и торможение башни осуществлялись с помощью поворотного механизма, основу которого составлял планетарный редуктор. Для поворота башни командир танка вращал штурвал за ручку.

Стандартным вариантом вооружения танка БТ-2 были 37-мм пушка Б-3(5К) обр.1931 г. и 7,62-мм пулемет ДТ. Пушка и пулемет монтировались раздельно: первая — в подвижной бронировке, второй — в шаровой установке справа от пушки. Угол возвышения пушки +25 градусов, склонения -8. Наведение по вертикали производилось при помощи плечевого упора. Для прицельной стрельбы использовался телескопический прицел. На первых 60 танках шаровая установка отсутствовала.

Читать еще:  Видео Кортик классных чинов корпуса лесничих обр. 1904 г.

Боекомплект пушки составлял 92 выстрела, пулемета — 2709 патронов (43 диска).

350 танков были вооружены спаренными пулеметами ДА-2 калибра 7,62 мм, которые крепились в пушечной амбразуре башни в специально разработанной маске. Маска на своих цапфах вращалась вокруг горизонтальной оси, что позволяло придавать пулеметам угол возвышения +22 градуса и склонения -25. Горизонтальные углы наведения (без поворота башни) придавались пулеметам поворотом вертлюга специальной конструкции, вставленного в маску с помощью вертикальных цапф, при этом достигались углы поворота: вправо 6 , влево 8 градусов. Справа от спаренных пулеметов ДА-2 размещался одиночный пулемет ДТ. Стрельбу из спаренной установки вел один стрелок, стоя, опираясь грудью в нагрудник, подбородком в подбородник. Кроме того, вся установка лежала наплечником на правом плече стрелка.

Боекомплект состоял из 43 дисков, т.е. 2709 патронов.

В танке стоял авиационный четырехтактный двигатель, марки М-5-400 (на части машин устанавливался идентичный ему по конструкции авиамотор “Либерти”, американского производства), с дополнением заводного механизма, вентилятора и маховика. Мощность двигателя при 1650 об/мин — 400 л.с.; диаметр цилиндра —127 мм; ход поршня — 177,8 мм. Двенадцать цилиндров двигателя располагались V-образно под углом 45 градусов. Степень сжатия — 5,4.

Двигатель устанавливался на двух кронштейнах, укрепленных на поперечном листе корпуса. Крепление кронштейнов позволяло изменять угол наклона двигателя по оси коленчатого вала до 1,5 градуса в одну и другую сторону, что облегчало соединение его с КПП. Сухая масса двигателя — 410 кг. Основное горючее — авиационный бензин или бензин 1-го сорта. Емкость бензобаков — 360 л. Подача топлива принудительная, шестеренчатым насосом. Карбюраторов — два, типа “Зенит № 52”.

Масляный насос — тройной, шестеренчатый. Система охлаждения — водяная, принудительная (с помощью центробежного насоса). Емкость радиаторов — около 90 л.

Механическая силовая передача состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения (сталь по стали), который монтировался на носке коленчатого вала, четырехскоростной КП, двух многодисковых бортовых фрикционов с ленточными тормозами, двух одноступенчатых бортовых передач и двух редукторов (гитар) привода к задним опорным каткам — ведущих при колесном ходе. В каждой гитаре имеется набор из пяти шестерен, размещенных в картере, одновременно выполнявшем роль балансира последнего опорного катка.

Приводы управления танком механические. Для поворота на гусеничном ходу служат два рычага. Для поворота на колесном ходу — штурвал.

Танк имел два типа движителей: гусеничный и колесный. Первый состоял из двух гусеничных цепей, каждая по 46 траков (23 — плоских и 23 гребневых) шириной 260 мм; двух задних ведущих колес диаметром 640 мм; восьми опорных катков диаметром 815 мм и двух направляющих катков-ленивцев с натяжными приспособлениями. Опорные катки подвешивались индивидуально на цилиндрических спиральных пружинах, расположенных для шести катков вертикально, между внутренними и наружными стенками корпуса, и для двух передних — горизонтально, внутри боевого отделения. Ведущие колеса и опорные катки обрезинены.

Движителем при колесном ходе являлись опорные катки. Причем на задние через гитару передавалось вращение от оси ведущего колеса гусеничного хода. Передние опорные катки при колесном ходе служат направляющими (управляемыми).

Для перехода с гусеничного хода на колесный необходимо было снять гусеничные цепи, уложить их на надгусеничные полки и установить на ступицы задних опорных катков блокировочные кольца. Время, необходимое на переход с гусеничного хода на колесный, составляло 30 минут.

Электрооборудование танка был построено по однопроводной схеме, напряжение — 12В. Аккумуляторная батарея 6CTA-VIIIB-128, генератор “Сцинтилла” мощностью 190 Вт. Для запуска двигателя установлены два стартера “Сцинтилла” мощностью по 1,3 л.с. или один мощностью 2 л.с. Сигнал “Сцинтилла” марки “Хелла”, фары и фонари для внутреннего освещения.

Средств внешней связи танк не имел. Внутренняя связь осуществлялась при помощи световой сигнализации.
Модификации танка:
1) Легкий колесно-гусеничный танк БТ-2 с раздельной установкой 37-мм пушки Б-3 и 7,62-мм пулемета ДТ;
2) Легкий колесно-гусеничный танк БТ-2 с пушечным вооружением;
3) Легкий колесно-гусеничный танк БТ-2 с пулеметным вооружением;
4) Инженерный танк СБТ-35;
5) Инженерный танк СБТ-36.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector