0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Модификации АСУ-76 — 76-мм артиллерийская самоходная установка

Самоходная артиллерия десанта: АСУ-76, АСУ-57, АСУ-85

Десантные войска были впервые успешно применены во второй мировой войне, например: операция «Меркурий» (с 20 по 31 мая 1941 года), когда 7-я парашютная дивизия и 22-я аэромобильная дивизии вермахта захватили Крит.

Однако же Вторая Мировая война показали, что десантным подразделениям необходимо усилить огневую мощь. Так потери вермахта при штурме Крита, составили около 4 тыс. человек убитыми и около 2 тыс. ранеными, большая часть из них парашютисты.

В Советском Союзе, было понимание этой проблемы. Еще 30-е годы, пытались вооружить десантные войска пушками, минометами, легкими танками, бронеавтомобилями. Отрабатывалось сбрасывание на парашютах танкеток Т-27, приводняли Т-37.

Но большего добиться не хватило возможностей и ресурсов, в Великую Отечественную десант фактически, по вооружению, не отличался от стрелковых частей.

После войны КБ Н. А. Астрова получило задание разработать специальную технику для ВДВ. Оно уже в годы войны разрабатывало легкие танки для десанта.

Уже в 1949 году, на вооружение была принята авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-76. Её корпус сварили из листов стали толщиной до 13 мм – это защищало экипаж от стрелкового оружия и осколков. В открытой сверху рубке поставили 76 мм пушку Д-56Т, там же был размещён боекомплект в 30 выстрелов. Был установлен прицел ОПТ-2, с помощью него можно было вести огонь и прямой наводкой и с закрытых позиций. На левом борту боевого отделения установили ручной пулемет РП-46.

С правой стороны кормовой части рубки был установлен карбюраторный двигатель ГАЗ-51Е, с 4-х скоростной коробкой передач.

Ходовая часть состояла из ведущих передних колес, 4-х опорных и 2-Х поддерживающих катков на борт. Подвеску установили торсионную, с гидравлическими амортизаторами на передних узлах. Роль направляющего катка играл – последний опорный каток, что обеспечивало необходимую для улучшения проходимости длину опорной поверхности. С целью повышения устойчивости машины при стрельбе – поставили в опорные катки тормоза, а направляющие колеса сделали самотормозящими.

Шли испытания плавающей модели АСУ-76. Но в итоге от серии отказались, авиация не могла их транспортировать.

В 1951 году была готова более легкая АСУ-57. Вес сократили уменьшив бронирование до 6 мм и применив алюминиевые сплавы, также уменьшили размеры машины. Была установлена 57 мм пушка Ч-51М, конструкции Е. В. Барко, скорость снаряда составляла 1158 м. в с., боекомплект – 30 подкалиберных снарядов. Небольшой 4-х цилиндровый двигатель М-20Е установили поперек корпуса, в блоке с 4-х скоростной коробкой передач и бортовыми фрикционами. Для быстрой замены силового агрегата, его удерживало 4-ре болта.

Из-за уменьшения веса самоходки, уменьшилось удельное давление на грунт. Особенности ходовой части были сохранены с АСУ-76.

В 1954 году появилась плавающая АСУ-57П. Установили водонепроницаемый корпус, улучшили пушку Ч-51М – оснастив более технологичным активным дульным тормозом. Двигатель улучшили до 60 л. с. Водоходным движителем установили 2-ва гребных винта с приводом от направляющих колес.

АСУ-57П не приняли на вооружение, посчитали что АСУ-57 достаточно уже в войсках, к тому же разрабатывалась более совершенная техника.

Серийно производилась на Мытищинском машиностроительном заводе с 1951 по 1962 годы.

В 1951 году было начато проектирование более мощной, чем СУ-76, самоходки. Лобовой лист корпуса толщиной в 45 мм и наклоненный на 45 градусов защищал экипаж от бронебойных снарядов малого и среднего калибра. В рубке размещалась 85-мм пушка Д-70 с эжектором, спаренная с пулеметом СГМТ. Начальная скорость бронебойного снаряда1005 м. в с. делала СУ-85 серьезным оружием.

На самоходке установили 6-ти цилиндровый 210-сильный двухтактный автомобильный дизель ЯМЗ-206В. Для обеспечения нужной удельной мощности ввели эжекционную систему охлаждения. Двигатель поставили поперёк корпуса. Однодисковое сцепление оказалось ненадежным и его позднее заменили многодисковым фрикционом.

Самоходку оснастили приборами ночного видения, радиостанцией, на корме прикрепили дымовые шашки БДШ-5.

СУ-85 модернизировали два раза – над боевым отделением создали крышу с вентиляцией. В 70-е годы вооружили зенитным пулеметом ДШК.

Читать еще:  Статьи СУ-76 - 76-мм противотанковая самоходная установка

Самоходки поступали, как в сухопутные, так и войска ВДВ. Находилась на вооружении воздушно-десантных войск Советского Союза в период с 1959 года до момента поступления на вооружение в конце 60-х годов БМД-1.

Масса, т – 3,3 (15,5)
Экипаж – 3 (4)
Длина с пушкой, мм – 5750 (8435)
Длина корпуса, — мм 3480 (6240)Ширина, мм – 2086 (2970)
Высота, мм – 1460 (2970)
Клиренс, мм 300 (420)
Скорость, км в час – 45 (45)
Запас хода, км – 250 (360)
Бронирование, мм, лоб – 6 (45)
Борт – 4 (13)
Корма – 4 (6)
Калибр пушки, мм – 57 (85)
Боекомплект – 30 (45)

АСУ-85 на улицах Праги. Вторжение в Чехословакию в 1968 году началось с высадки бойцов 103-й гвардейской дивизии ВДВ в аэропорту Праги и захвата его.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Самоходная артиллерийская установка АСУ-76 (объект 570)

Полные характеристики

Литература

Авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-76

В 1944 году заводом №38 Наркомата танковой промышленности в инициативном порядке были разработаны и изготовлены три опытных образца облегченных САУ ОСУ-76, на которых были установлены качающиеся части 76-мм дивизионных пушек ЗИС-3. В середине 1944 года ОСУ-76 прошла полигонные испытания, в результате которых обнаружился ряд недостатков в конструкции машин и вооружении. В заключении комиссии было сказано, что для обеспечения надлежащих боевых качеств ОСУ-76, на ней надо установить новую 76-мм пушку с баллистикой ЗИС-3, но меньшим сопротивлением откату.

Проектирование новой пушки для ОСУ-76 было поручено заводу №235, который в феврале 1945 года предъявил ГАУ проект двух вариантов самоходных пушек В-10 и В-11. Однако, в результате рассмотрения ГАУ отклонило оба варианта. В июне 1946 года НТК ГБТУ выдал заводу №340 Минавтомобильпрома ТТТ на конструктивную доработку ОСУ-76. После чего в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 октября 1946 года проектирование и изготовление 76-мм пушки было поручено заводу №92 (г. Горький), а изготовление шасси – заводу №40 (с 26 сентября 1948 года – Мытищинский ордена Отечественной войны I степени машиностроительный завод, ММЗ). Проект пушки, получившей заводской индекс ЛБ-76С, был рассмотрен и одобрен в декабре 1946 года. Эскизный проект оригинального шасси для самоходки “Объект 570” в мытищинском ОКБ-40 во главе с Н.А. Астровым был выполнен в марте 1947 года, в июне был готов технический проект. В ноябре 1947 года на заводе №92 были изготовлены два опытных образца пушки. Для последующего монтажа их передали на завод №40, где в декабре 1947 года был изготовлен первый опытный образец шасси. Ходовые испытания и стрельбы (282 выстрела и 2261 км пробега) первого опытного образца были проведены с 7 июня по 28 июля 1948 года на полигоне НИИБТ в Кубинке. Второй образец с 11 июня по 5 июля 1948 года проходил испытания на ГНИАПе в Ленинграде и произвел 1338 выстрелов. По результатам испытаний ГАУ предложило заводу №92 внести ряд изменений в конструкцию пушки. К концу года 10 модифицированных пушек ЛБ-76С (Д-56С) были изготовлены для войсковых испытаний и доставлены на завод №40 для установки на шасси.

С 1 июля по 1 сентября 1949 года четыре самоходки с новыми пушками проходили войсковые испытания в районе Тулы в составе 38-го воздушно-десантного корпуса. Комиссия признала результаты испытаний удовлетворительными и рекомендовала САУ к принятию на вооружение. Постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1949 года №5560-2153 “авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-76” была принята на вооружение. Однако в производство ее не запустили из-за недоработки планера Ил-32 и его буксировщика. АСУ-76 относилась к типу полузакрытых установок с кормовым расположением боевого отделения. В силу малых размеров машины боевое отделение совмещалось с отделением управления. Открытый сверху корпус машины сваривался из катаных броневых листов, которые обеспечивали защиту экипажа от огня стрелкового вооружения и осколков снарядов. На марше боевое отделение могло закрываться брезентовым тентом. Посадка экипажа осуществлялась через борта, а также через дверь в кормовом листе корпуса.

76-мм пушка Д-56С устанавливалась на станке, приваренном к днищу корпуса и оснащалась прицелом ОП2-66 для стрельбы прямой наводкой и панорамой для стрельбы с закрытых позиций. В носовой части корпуса машины монтировался кронштейн для крепления пушки по-походному. Снятие пушки со стопора производилось без выхода из боевого отделения. Ствол пушки Д-56С состоял из трубы с дульным тормозом, казенника, муфты и обоймы. Дульный тормоз реактивного типа с эффективностью около 50% был выполнен заодно с трубой и имел такую же нарезку, что и канал ствола. Затвор – вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа. Противооткатные устройства располагались под стволом, справа – гидравлический тормоз отката веретенного типа, слева – пневматический накатник. Их цилиндры откатывались вместе со стволом. Длина отката 500-545 мм. Люлька обойменного типа, ее цапфы помещались в рамку хомутообразной формы. Подъемный механизм секторный, а поворотный – винтовой. Бронебойный снаряд Бр-354, выпущенный из пушки с дистанции 500 м, попадая в цель под углом 60°, пробивал броню толщиной 75 мм, а подкалиберный Бр-354Н – толщиной 100 мм. С правой стороны кормовой части рубки АСУ-76 был установлен шестицилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-51Е. Для облегчения запуска двигателя при низких температурах в систему охлаждения был встроен подогреватель калориферного типа с паяльной лампой. Трансмиссия состояла из главного фрикциона сухого трения, 4-скоростной коробки передач, карданного вала, демультипликатора, главной передачи, бортовых фрикционов с тормозами, полуосей и бортовых передач. Главный фрикцион и коробка передач соединялись непосредственно с двигателем, а остальные агрегаты трансмиссии размещались в передней части корпуса.

Читать еще:  Ка-52 - многоцелевой ударный вертолет

Подвеска машины индивидуальная торсионная. На ее передних узлах устанавливались гидравлические амортизаторы поршневого типа. На каждом борту машины имелись по четыре опорных обрезиненных катка и по два необрезиненных поддерживающих ролика. Последний опорный каток положен на грунт и выполнял роль направляющего колеса, что обеспечивало необходимую для хорошей проходимости длину опорной поверхности. В его балансир был встроен механизм натяжения гусеничной цепи. Для повышения устойчивости легкой машины при стрельбе в опорные катки были введены тормоза, а направляющие колеса были сделаны самотормозящими. Гусеничная цепь – мелкозвенчатая, цевочного зацепления, состояла из 71 трака шириной 260 мм, шаг трака 105 мм.

Машина оснащалась танковым переговорным устройством и радиостанцией 10-РТ-12.

Всего было изготовлено два головных образца, которые в ноябре-декабре 1950 года подвергались полигонным испытаниям в объеме гарантийного срока службы, которых не выдержали. По решению министра обороны Н.А. Булганина от 27 августа 1953 года работы по АСУ-76 были приостановлены до отработки новых самоходок АСУ-57П и АСУ-85. Авиадесантная самоходная установка АСУ-76 стала первым образцом советской бронетанковой техники, разработанным специально для укомплектования частей и подразделений ВДВ.

АСУ-76П. В 1949 году был разработан экспериментальный образец плавающей установки АСУ-76П. Машина в серийном производстве не состояла и на вооружение не принималась. Она отличалась от АСУ-76 наличием винтового водоходного движителя и измененной конструкцией носовой части корпуса. Масса машины увеличилась на 400 кг. Скорость движения на плаву составляла 7,6 км/ч.

Характеристики АСУ-76
Экипаж, чел 3
Боевая масса, т 5,8
Габаритные размеры, мм
– длина с пушкой 4670
– длина корпуса 3920
– ширина 2340
– высота 1575
– клиренс 278
Бронирование, мм
– лоб корпуса 6-8
– лоб рубки 8-13
– борт 6
– корма 4
– днище 6
Вооружение (боекомплект): 76-мм пушка Д-56С (30), 7,62-мм пулемет РП-41 (1000)
Скорострельность пушки выст./мин 12
Углы наведения пушки
– в вертикальной плоскости -5°..+11°
– в горизонтальной плоскости 17°
Двигатель (тип) ГАЗ-51Е (К, 6)
Мощность двигателя, кВт 57
Максимальная скорость, км/ч
– на шоссе 45
– по грунту 21
Запас хода по шоссе, км 220-250
Запас топлива, л 180
Преодолеваемые препятствия:
– глубина брода 0,65 м
– подъем 30°
– крен 29°

АСУ-76

АСУ-76 (Объект 570) — опытная советская авиадесантная самоходная артиллерийская установка (САУ), лёгкая по массе. АСУ-76 стала первым советским образцом бронетехники, специально разработанным для вооружения ВДВ. Разработка АСУ-76 началась в октябре 1946 года. Первый прототип этой САУ был закончен в декабре 1947 года, а в 1948—1949 годах она успешно прошла испытания и 17 декабря 1949 года была принята на вооружение, однако, в серийное производство так и не поступила. Все работы по ней были приостановлены в 1953 году, и в связи с принятием на вооружение и серийным производством АСУ-57 и АСУ-85, возобновлены так и не были. Всего было изготовлено лишь семь АСУ-76 в двух модификациях.

Содержание

История создания

В июне 1946 года научно-технический комитет ГБТУ выдал задание Заводу №340 на доработку опытной облегчённой самоходной установки ОСУ-76. Проекту было присвоено обозначение АСУ-76 [1] .

С 7 июня по 28 июля 1948 года были проведены испытания первого опытного образца АСУ-76 на полигоне в г. Кубинка. Второй образец проходил испытания в Ленинграде с 11 июня по 5 июля 1948 года. Оба образца выдержали испытания. По результатам испытаний ГРАУ был предложен ряд конструктивных доработок в конструкции пушки [2] .

Читать еще:  Видео "Крона" - лазерный локационный комплекс

С 1 июля по 1 сентября 1949 года четыре САУ с доработанными пушками прошли государственные испытания. По результатам испытаний комиссия рекомендовала АСУ-76 к принятию на вооружение. 17 декабря 1949 года АСУ-76 постановлением № 5560-2153 была принята на вооружение, однако серийно не производилась [2] .

Описание конструкции

Броневой корпус и башня

Корпус АСУ-76 состоял из броневых листов толщиной от 6 до 13 мм и обеспечивал экипажу защиту от осколков и пуль. В открытой рубке устанавливалась пушка [2] .

Вооружение

Основным вооружением являлась 76-мм нарезная пушка с боекомплектом в 30 выстрелов. В качестве дополнительного вооружения использовался ручной пулемёт РП-46 [2] .

Двигатель и трансмиссия

Карбюраторный двигатель ГАЗ-51Е и четырёх ступенчатая коробка передач расположены в кормовой части с правой стороны. остальные узлы размещены в передней части [3] .

Ходовая часть

Подвеска использовалась индивидуальная торсионная. На передних узлах подвески были установлены гидравлические поршневые амортизаторы. На каждом борту имелось по четыре обрезиненных и по два поддерживающих катка. Последний каток выполнял роль направляющего, благодаря этому обеспечивалась необходимая для хорошей проходимости длина опорной поверхности [3] .

Модификации

  • АСУ-76 (Объект 570) — базовая версия, изготовлено 4 опытных образца и два предсерийных
  • АСУ-76П (Объект 571) — плавающий вариант, отличавшийся увеличенной на 400 кг массой. Изготовлен 1 экземпляр в 1949 году

Сохранившиеся экземпляры

На данный момент (2010 год) один из сохранившихся экземпляров находится в Танковом музее в городе Кубинка. [4]

Примечания

  1. Г.Л. Холявский, Энциклопедия бронетехники. Гусеничные боевые машины 1919-2000, стр. 169
  2. 1234Г.Л. Холявский, Энциклопедия бронетехники. Гусеничные боевые машины 1919-2000, стр. 170
  3. 12Г.Л. Холявский, Энциклопедия бронетехники. Гусеничные боевые машины 1919-2000, стр. 171
  4. Опытная авиадесантная самоходная установка АСУ-76 в танковом музее города Кубинка

Литература

  • М. Дамчук Броня для десанта // ТанкоМастер. — Москва: Техника — молодёжи, 1999. — С. 26—29. — 49 с. — (ТанкоМастер № 6 / 1999). — 3500 экз.
  • Г.Л. Холявский Самоходные артиллерийские установки, 1945-2000 // Энциклопедия бронетехники. — ООО «Харвест», 2001. — 656 с. — (Гусеничные боевые машины, 1919-2000 гг).
  • А.В. Карпенко Часть 1. Лёгкие самоходные артиллерийские установки // Отечественные самоходные артиллерийские и зенитные установки. — Санкт-Петербург: «Бастион», 2000. — С. 54. — 88 с.

Ссылки



Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «АСУ-76» в других словарях:

АСУ — аварийно спасательное устройство напр. на подводной лодке Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с., С. Фадеев. Словарь сокращений… … Словарь сокращений и аббревиатур

АСУ-57 — БРОНЕВОЙ ЩИТ КРЫЛ … Энциклопедия техники

АСУ — По ГОСТ 24.003 84 Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

АСУ — см. Автоматизированная система управления. * * * АСУ АСУ, см. Автоматизированная система управления (см. АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ) … Энциклопедический словарь

АСУ НО — АСУНО автоматизированная система управления наружным освещением например: АСУ НО на трассе М 4 Липецк Воронеж (М4 федеральная автомобильная трасса, которая станет самой короткой дорогой от столицы России до столицы Олимпиады 2014 Сочи) АСУ НО… … Словарь сокращений и аббревиатур

АСУ ГП УЗ-Е — (Единая автоматизированная система управления грузовыми перевозками «Укрзализныци», АСК ВП УЗ Е) − система объединяющая АСОУП всех шести железных дорог Украины. Основной функцией является сбор и предоставление оперативной информации и суточной… … Википедия

АСУ ТП — Организационно техническая система управления объектом в целом в соответствии с принятым критерием (критериями) управления, в которой сбор и обработка необходимой информации осуществляется с применением средств вычислительной техники Источник: РД … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

АСУ ЛР — автоматизированная система управления «Лесные ресурсы» Республика Коми Источник: http://ib.komisc.ru/t/ru/ir/vt/99 18/05.html АСУ ЛР автоматизированная система управления линейными районами ж. д. Источник: http://www.rzd.ru/agency/news… … Словарь сокращений и аббревиатур

АСУ — см. Автоматизированная система управления … Большой Энциклопедический словарь

АСУ — англ. system of management, automated; нем. Автономия Leitungssystem, automatisiertes. Совокупность экон. автоматических методов, техн. средств (ЭВМ, средства связи, устройства отображения информации и т. д.) и организационных комплексов,… … Энциклопедия социологии

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector