0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

МиГ-31Д — программа противоспутниковой ракеты воздушного базирования

МиГ-31Д — программа противоспутниковой ракеты воздушного базирования

В 1987 г. ОКБ МиГ доработало пару МиГ-31 под иной состав вооружения. Самолет получил обозначение МиГ-31Д («изделие 07»). МиГ-31Д входил в состав авиационно-ракетного комплекса перехвата 30П6, головным разработчиком которого выступало ЦКБ «Алмаз» (ныне — НПО «Алмаз» им. А.А. Расплетина).Ему предстояло нести одну большую специализированную ракету, и система управления вооружением была полностью переделана под нее.

В 1983 г., в соответствии с решением Военно-промышленной комиссии от 6 января того же года, в ОКБ им. А.И. Микояна было разработано и защищено техническое предложение по такому самолету, а 27 ноября 1984 г. вышло необходимое для создания нового комплекса постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Эскизный проект МиГ-31Д («изделие 07») был разработан и защищен у заказчика в 1985 г. В том же году была подготовлена и передана на серийный авиазавод в Горьком (Нижнем Новгороде) техническая документация для постройки первых самолетов данного типа.

Постройка первой опытной машины (бортовой ╧ 071, т.е. «изделие 07», 1-я машина) завершилась к концу 1986 г., и 17 января 1987 г. экипаж в составе летчика-испытателя ОКБ им. А.И. Микояна Авиарда Фастовца и штурмана-испытателя Леонида Попова поднял ее в первый полет.

Прототипы не имели РЛС (вместо нее была 200-килограммовый массовый эквивалент), радиопрозрачный носовой обтекатель заменили на цельнометаллический, ниши узлов АКУ для УР Р-33 зашили, установив центральный выдвижной пилон для «изделия». МиГ-31Д оснастили наплывами как на МиГ-31М и большими треугольными плоскостями на концах крыла («ластами»), подобными тем, что стояли на прототипе МиГ-25П. «Ласты» служили для увеличения устойчивости в полете при подвеске на внешнем пилоне большой ракеты.

Второй прототип МиГ-31Д, борт 072, испытывался пилотами ОКБ в Жуковском. Он впервые облетанный 28 апреля 1988 г. Анатолием Квочуром и Леонидом Поповым. Программа испытаний продолжалась несколько лет, но была приостановлена в начале 90-х из за неясной ситуации с появлением новой ракеты.

К началу 90-х гг. этап летно-конструкторских испытаний был завершен, и обе машины были перебазированы для прохождения дальнейших испытаний на полигон «Сары-Шаган» на западном берегу озера Балхаш в Казахстане, где традиционно проходили отработку все новые советские ракетные системы ПВО и ПРО.

Можно предположить, что МиГ-31Д создавался в рамках программы отечественных «звездных войн» для уничтожения орбитальных станций и ИСЗ противника. В США подобная система разрабатывалась по программе ASAT и включала двухступенчатую ракету на носителе McDonnell Douglas F-15. Истребитель, работая в качестве первой ступени, «выскакивал» на динамический потолок и запускал ракету.

По информации зам.генерального конструктора ОКБ им. Микояна А.Белосвета, оно с 1997 г. начало разработку системы выведения на околоземные орбиты космических ЛА с помощью переоборудованного перехватчика МиГ-31. В основу будет положен опыт, накопленный ОКБ в результате экспериментов по созданию противоспутникового истребителя МиГ-31Д. Коммерческая ракета-носитель РН-С грузоподъёмностью 40-200 кг будет запускаться с летающей пусковой установки — истребителя МиГ-31Д, летящего на высоте порядка 17000 м со скоростью 3000 км/ч. Она должна разрабатываться ОКБ «Вымпел», специализирующимся на создании УР класса «воздух-воздух». Первый опытный запуск этой РН ожидается в 1999-2000 гг. В настоящее время машины 071 и 072 находятся в Казахстане. МиГ-31 также служит носителем гиперзвуковой летающей лаборатории ВЛЛ-АС.

Читать еще:  Боевое применение Ручная пищаль (первая четверть XVII в.)

МиГ-31Д — программа противоспутниковой ракеты воздушного базирования

С 1978 года КБ «Вымпел» разрабатывало противоспутниковую ракету, оснащенную ОБЧ, имеющую возможность стартовать с самолета МиГ-31. Поражение цели вероятно осуществлялась по такой схеме: ракета выводилась на заданную высоту и подрыв БЧ.

В 1986 году ОКБ МиГ начало доработку двух истребителей МиГ-31 под иной состав вооружения. Такой доработанный самолет получил обозначение МиГ-31Д (существует обозначение и МиГ-31А) («изделие 07»). Изделию предстояло нести одну большую специализтированную ракету, и система управления вооружением была полностью переделана под нее. Углубления под Р-33 были заделаны. Оба прототипа не имели РЛС (вместо нее был 200-кг весовой макет), радиопрозрачный носовой обтекатель заменили на цельнометаллический, ниши узлов АКУ для УР Р-33 зашили, установив центральный выдвижной пилон для «изделия». Самолеты были одноместными.

МиГ-31Д оснастили наплывами как на МиГ-31М и большими треугольными плоскостями на концах крыла («ластами»), подобными тем, что стояли на прототипе МиГ-25П. «Ласты» служили для увеличения устойчивости в полете при подвеске на внешнем пилоне большой ракеты. Самолеты получили бортовые номера 071 и 072.

Доработка завершилась в 1987 году и в этом же году борт №072, носитель противоспутниковой ракеты, вышел на летные испытания пилотами ОКБ в Жуковском. Первый вылет и испытания провел А.Г. Фастовец. Программа испытаний продолжалась несколько лет, но была приостановлена в начале 90-х из за неясной ситуации с появлением новой ракеты.

Как сообщили должностные лица России в 1992 году, в будущем испытания этой системы вполне возможны. В августе этого же года в журнале «Aviation Week and Space Technology» впервые была опубликована фотография истребителя-перехватчика МиГ-31 с противоспутниковой ракетой под фюзеляжем.

В настоящее время машины №071 и №072 находятся в Казахстане, возможно на полигоне «А».

По информации заместителя генерального конструктора ОКБ им. Микояна А.Белосвета, оно с 1997 г. начало разработку системы выведения на околоземные орбиты космических ЛА с помощью переоборудованного перехватчика МиГ-31. В основу будет положен опыт, накопленный ОКБ в результате экспериментов по созданию противоспутникового истребителя МиГ-31Д. Коммерческая ракета-носитель РН-С грузоподъёмностью 40-200 кг будет запускаться с летающей пусковой установки — истребителя МиГ-31Д, летящего на высоте порядка 17000 м со скоростью 3000 км/ч. Она должна разрабатываться ОКБ «Вымпел», специализирующимся на создании УР класса «воздух-воздух». Первый опытный запуск этой РН ожидался в 1999-2000 гг.

По некоторым данным, на основе противоспутниковой ракеты был разработан носитель «Бурлак», базирующийся на бомбардировщике Ту-160.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Комплекс 30П6 Контакт / МиГ-31Д / 79М6

Противоспутниковый авиационный ракетный комплекс / противоспутниковая система авиационного базирования. Комплекс разработан НПКБ «Алмаз» для поражения низкоорбитальных ИСЗ. Главный конструктор комплекса — А.А.Леманский. Наземные средства обнаружения целей и наведения авиационного комплекса размещались на объекте №2574 / площадка №74 полигона Сары-Шаган. Разработка наземных средств комплекса — НПКБ «Алмаз», монтаж осуществлялся НПО «Каскад». Создание противоспутниковой системы, судя по всему, было начато по решению ВПК при Совмине СССР от 6 января 1983 г. Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о создании комплекса вышло 27 ноября 1984 г.

Читать еще:  Палаш кирасирский солдатский обр. 1826 г.

В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР №1124-361 от 29.11.1983 г. начиная с 1984 г. в интересах создания противоспутниковой системы 30П6 работал так же опытный образец комплекса ПРО «Азов» на полигоне Сары-Шаган.

Состав противоспутниковой системы:
— радиолокационно-оптический комплекс распознавания космических объектов 45Ж6 «Крона» (место дислокации — объект 2574 полигона Сары-Шаган, разработчик — ЦКБ «Алмаз»);
— система передачи команд 46И6;
— противоспутниковый авиационный комплекс 30П6 «Контакт» в составе:
— самолет-носитель МиГ-31Д (разработчик — ОКБ МиГ);
— ракета 79М6 «Контакт» с кинетическим перехватчиком ИСЗ (разработчик — МКБ «Факел»).

Радиолокационно-оптический комплекс распознавания космических объектов 45Ж6 «Крона» разработки ЦКБ «Алмаз» предназначался для распознавания космических объектов военного назначения и информационно-баллистического обеспечения действий активных средств противоракетной и противокосмической обороны. Разработка комплекса начата в 1974 г. В состав комплекса входят:
— командно-вычислительный пункт с вычислительным комплексом 13К6 с ЭВМ 40У6;
— радиотехническая часть комплекса 40Ж6 с РЛС 20Ж6 — канал «А» обнаружения ИСЗ и канал «Н» для особо точных угловых измерений параметров ИСЗ.
Возможности высокоточного определения координат космических объектов позволяли использовать комплекс как средство наведения систем противокосмической обороны. Для отработки ПРО и ПКО возможностей экспериментальный комплекс 45Ж6 «Крона» к концу 1986 г. был развёрнут на объекте №2574 (74-я площадка, штаб — 38-я площадка) полигона Сары-Шаган и сопрягались с лазерным комплексом 5Н76, авиационным комплексом 30П6 «Контакт», средствами ракетного комплекса 58Р6, лазерного оптического локатора 5Н26 и др. Всего планировалось в будущем развертывание трех комплексов противокосмической обороны перекрывающих всю южную границу СССР.


РЛС 20Ж6 комплекса 45Ж6 «Крона» (фото — Алексей Матвеев, http://vpk-news.ru).


РЛС 20Ж6 комплекса 45Ж6 «Крона» (Фаличев О. Заатмосферный зонтик безопасности России. // Независимое военное обозрение. 08.04.2011 г.).


Согласно источнику — лазерный оптический локатор из состава средств комплекса «Крона» (http://war-only.com).

Для отработки технических решений, средства будущего комплекса «Крона» было решено развернуть так же на 51-й площадке полигона Сары-Шаган. Здания радиотехнической части 40Ж6 комплекса на всех объектах похожи. В комплексе использовалась ЭВМ 40У6 разработки ИТМ и ВТ. Система передачи команд — модернизированная СПК 46И6 — развертывалась на 7-й площадке.

Согласно источнику (ист. — «Щит России») средства противоспутниковой системы на полигоне Сары-Шаган резмещались на объектах 2574, 3610, 3615 и 3641.

Самолет-носитель МиГ-31Д / изделие 07 создан на базе перехватчика МиГ-31. Техническое предложение по созданию самолета-носителя на базе МиГ-31 разработано по решению ВПК при Совмине СССР от 6 января 1983 г. Эскизный проект МиГ-31Д разработан и защищен у Заказчика в 1985 г. В том же году была подготовлена и передана на горьковский авиазавод техническая документация для постройки первых самолетов данного типа. Постройка первой опытной машины (бортовой № 071, т.е. «изделие 07», 1-я машина) завершилась к концу 1986 г., и 17 января 1987 г. экипаж в составе летчика-испытателя ОКБ им. А.И.Микояна Авиарда Фастовца и штурмана-испытателя Леонида Попова поднял ее в первый полет. Прототипы МиГ-31Д не имели РЛС — вместо нее устанавливался массовый эквивалент массой 200 кг. Радиопрозрачный носовой обтекатель был заменеен на цельнометаллический, ниши узлов АКУ для УР Р-33 зашиты, установлен центральный выдвижной пилон для противоспутниковой ракеты. МиГ-31Д оснастили наплывами как на МиГ-31М и большими треугольными плоскостями на концах крыла («ластами»), подобными тем, что стояли на прототипе МиГ-25П. «Ласты» служили для увеличения устойчивости в полете при подвеске на внешнем пилоне большой ракеты. Второй прототип МиГ-31Д, борт 072, испытывался пилотами ОКБ в Жуковском. Первый полет второй самолет совершил 28 апреля 1988 г., летчики Анатолий Квочур и Леонид Попов. К началу 1990-х г.г. этап летно-конструкторских испытаний МиГ-31Д был завершен, и обе машины были перебазированы для прохождения дальнейших испытаний на полигон «Сары-Шаган». В ходе испытаний самолеты базировались на площадке №7 полигона.

Читать еще:  Схемы МиГ-15 - фронтовой истребитель


МиГ-31Д борт №072 на испытаниях (http://www.airwar.ru).


МиГ-31Д борт №072 на испытаниях (http://www.airwar.ru).


МиГ-31Д борт №072 на испытаниях (http://militaryphotos.net).

Ракета-перехватчик 79М6 «Контакт» разработки МКБ «Факел». Разработка ракеты начата в 1978 г. и по косвенным данным не была доведена до стадии летных испытаний.

Количество ступеней — 3

Двигатели: РДТТ для всех ступеней ракеты разрабатывались ОКБ-16 — Казанским КБ двигателестроения (позже КБ «Союз»).
— 1 ступень — РДТТ 27Д6 (источник); На первых огневых испытаниях двигателя 1-й ступени 27Д6 сопло отделилось от двигателя, что повлекло за собой доработку двигателя (ист. — http://militaryrussia.ru/forum/).

— 2 ступень — РДТТ 28Д6 (источник).

— 3 ступень — ЖРД (на раннем этапе проектирования предполагалась установка РДТТ 29Д6)

Способ поражения ИСЗ-цели — кинетический с осколочной БЧ

Испытания системы З0П6 на полигоне Сары-Шаган были заданы Постановлением Совмина СССР №182-299 от 27 ноября 1984 г. и начаты в 1985 г. В 1986 г. дана оценка информационно-технического сопряжения комплексов 30П6 «Контакт» и 45Ж6 «Крона». Разработаны принципы организации обмена данными между командными пунктами комплексов «Крона» и комплекса 30П6. Работы по исследованию возможностей и по испытанию и развертыванию средств комплекса велись вплоть до 1995 г.

11 августа 2009 г. Главком ВВС России генерал-полковник Александр Зелин сообщил, что во времена СССР для задач противокосмической обороны создавался вариант самолета МиГ-31. «Эта система реанимируется для решения тех же задач», — цитирует РИА «Новости». Судя по всему какие-то работы действительно велись в 2009-2010 г.г. т.к. по данным официальных документов о госзакупках на комплексах «Крона» велась наладка высокоточного канала РЛС «Н».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: