4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

М-240 — 240-мм буксируемый миномёт

240-мм миномёт М-240

Характеристики 240-мм миномёта М-240

История создания миномета М-240

Ещё в 1938 году для нужд Резерва Главного Командования было поручено разработать 240-мм миномет, однако задача оказалась настолько нетривиальной и сложной, что первые результаты удалось получить только к 1945 году, специальному конструкторскому бюро под руководством Б.И.Шавырина.

В 1945 году 240-мм миномет М-240 поступил на заводские испытания, однако выявленные недоработки задержали испытания ещё на 2 года.

Только в 1947 г. М-240 был доработан до рабочего образца и приступил к полной испытательной программе, завершившейся только в 1950 году, принятием М-240 на вооружение СССР.

В 1951 году было начато серийное производство миномёта на заводе №75 в Юрге (Кемеровская область). Производство продолжалось вплоть до 1958 года, за это время было изготовлено 329 единиц М-240.

Столь небольшое число произведенных минометов объясняется как специфичностью применения М-240 (Резерв Главного Командования), так и его конструктивными особенностями, особенно в плане перезарядки. Это один из немногих минометов, для зарядки которых ствол приходится опускать в горизонтальное положение, мины подаются исключительно с помощью тележки (130 кг — вес фугасной мины), а расчет включает 11 человек.

Перевод миномета М-240 из походного положения в боевое занимает 20-25 минут, из боевого в походное – 15-20 минут.

Два положения — 240-мм миномет М-240 изготовлен для атаки и в положении заряжания

Типы зарядов для миномета М-240

  • Мины фугасные 53-Ф-865 весом 130,7 кг
  • Активно-реактивные 3Ф2 весом 228 кг
  • Управляемые 3Ф5 комплекса 1К113 «Смельчак» весом 134,2 кг
  • Ядерные 3БВ4 мощностью 2 кт.

Конструкция миномета М-240

Конструкция 240-мм миномёта М-240 включает: гладкий ствол-трубу, затвор, казенную часть, раму с амортизаторами, станок, механизмы наводки и уравновешивания, колёсный ход с подрессориванием, стрелы перевода в боевое или походное положение, опорную плиту и прицельные приспособления.

240-мм миномет М-240. «Петля» торчащая из ствола ни что иное как буксировочный зацеп. Если не знать этой особенности, то на марше, кажется, будто к тягачу М-240 цепляют прямо за ствол

Читать еще:  Модификации ТБ-4 - тяжелый бомбардировщик

Ствол длиной 5,34 м представляет трубу без нарезов, у которой имеется казенная часть с навинченным клинком. В казенной части находятся и все детали затвора, запираемого канал ствола при выстреле. Ствол крепится в цапфе, позволяющей наклонять его для заряжания и возвращать в исходное боевое положение. Ствол с казенной частью соединены со станком миномёта через раму с амортизаторами, что предохраняет механизмы станка и прицельные приспособления от сильного жесткого удара при выстреле из миномёта.

Казенная часть миномёта М-240 заканчивается шаровой пятой, которая служит для соединения с чашей опорной плиты.

Станок 240-мм миномёта М-240 состоит из верхней и нижней рам, которые соединяются между собой шарнирно. Нижняя рама установлена на колёсный ход ЯТБ-4, имеющий пружинное подрессоривание. Подъёмно-уравновешивающий механизм расположен между кронштейнами боевой оси и верхней рамой. Уравновешивающий механизм пружинного типа. Он находится с правой стороны станка.

Транспортируется 240-мм миномет М-240 тягачами АТ-Л, АТ-Т, АТ-С, автомобилем «Урал» и другими видами транспорта со скоростью не более 40 км/час. Сцепление миномёта с транспортом осуществляется с помощью лапы, закрепляемой на дульной части ствола.

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

Миномет М-240

Миномет М-240 представляет собой жесткую (без противооткатных устройств) казнозарядную гладкоствольную систему на колесном лафете, стреляющую оперенным снарядом (миной).

УСТРОЙСТВО МИНОМЕТА

Миномет состоит из следующих основных частей: ствола с затвором, казенника, рамы с амортизатором, станка с механизмами наводки и уравновешивающим механизмом, колесного хода с подрессориванием, стрелы с механизмом перевода миномета в боевое и походное положения, опорной плиты, шворневой лапы и прицельных приспособлений.

Ствол представляет собой гладкостенную трубу, закрепленную в цапфенной обойме, которая имеет возможность качаться на цапфах для приведения ствола в положение для заряжания. Закрывание ствола с казенной части осуществляется откидывающимся вверх затвором, имеющим обтюратор из резино-асбестовой массы Б-1. В затворе смонтирован бойковый механизм. Перед выстрелом ствол запирается в казеннике, при этом затвор опирается на зеркало казенника.

Казенник представляет собой фигурную поковку с шаровой пятой, при помощи которой соединяется с опорной плитой. В казеннике смонтирован ударно-спусковой механизм. К передней части казенника присоединена рама с амортизатором. Амортизатор пружинного типа расположен в раме с двух сторон симметрично относительно ствола. Передняя часть рамы амортизатора соединена с цапфенной обоймой. Амортизатор через вертлюг соединен с поворотным механизмом, расположенным на верхней раме станка.

Читать еще:  Схемы Ил-28 - фронтовой бомбардировщик

Станок представляет собой две рамы (верхнюю и нижнюю) штампосварной конструкции, шарнирно соединенные между собой. Нижняя рама собрана на боевой оси двухколесного хода. Для вертикальной наводки миномета служат помещающиеся между кронштейнами боевой оси и верхней рамой станка подъемный и уравновешивающий механизмы.

Поворотный механизм собран на рейке, надетой на стяжную ось верхней рамы станка. Колеса хода ЯТБ-4 троллейбусного типа с губчатым наполнением. Подрессоривание миномета пружинного типа при стрельбе не выключается, так как при выстреле оно силы отдачи почти не воспринимает. Опорная плита представляет собой штампосварную конструкцию и предназначена для передачи на грунт силы отдачи миномета при выстреле. Шворневая лапа закрепляется на дульной части ствола; она предназначена для соединения миномета с крюком тягача при транспортировке. Стрела представляет собой штампосварную конструкцию П-образной формы, соединенную с боевой осью через кронштейны подрессоривания. На стреле помещаются две лебедки, используемые при переводе миномета в походное и боевое положения при подкатывании колес к плите и разряжании миномета.

Миномет снабжен панорамным минометным прицелом МП-46, который закрепляется в кронштейне механизма горизонтирования прицела. Заряжание миномета производится с казенной части, для чего ствол приводят в положение для заряжания (примерно в горизонтальное положение); удерживается миномет в таком положении стойкой. После открывания затвора на полуоси клина ствола навешивают лоток, на который укладывают мину и досылают ее в канал ствола. При стрельбе миномет опирается на грунт опорной плитой, колесами и стрелой, которая удерживается от перемещения двумя забивными сошниками.

В походном положении качающаяся часть миномета закрепляется на кронштейнах боевой оси специальными зажимами. Стрела в походном положении крепится к стволу при помощи обоймы. Крепление опорной плиты по-походному осуществляется при помощи стяжек, соединяющих нижнюю часть плиты с рамой амортизатора. Миномет обслуживается расчетом в составе девяти человек, включая командира миномета.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 240-мм МИНОМЕТА М-240

Читать еще:  Модификации Шпага пехотная офицерская обр. 1786 г.

Калибр, мм: 240
Наибольшая дальность стрельбы, м: 9700
Наименьшая дальность стрельбы, м: 800
Наибольшая начальная скорость мины, м/с: 362
Наименьшая начальная скорость мины, м/с: 158
Масса миномета в боевом положении, кг: 3610
Масса миномета в походном положении, кг: 4230
Скорострельность, выстр./мин.: 1

240-мм миномет М-240

240-мм миномет М-240

Работы над 240-мм минометом, согласно требованиям ГАУ, начались в КБ под руководством Б.Н. Шавырина еще в начале 1944 года. Красная Армия нуждалась в простом и дешевом оружии, способном эффективно разрушать укрепления противника как на поле боя, так и в городской черте. При использовании миномета в осадных целях относительно длительное время на переход из походного в боевое положение и неудобство в обслуживании не играли решающей роли. Опытные экземпляры 240-мм орудия поступили на испытания в конце войны, но в связи с завершением боевых действий разработка миномета была приостановлена и вновь возобновлена только в 1947 году. В 1950 году миномет поступил на вооружение под обозначением М-240. Всего за семь лет было изготовлено около 330 М-240.

Ствол 240-мм миномета представлял собой гладкую трубу, на которой имелись казенник и откидной затвор. Заряжание производилось с казенной части — при этом ствол отклонялся в горизонтальное положение. С помощью специального лотка пять человек расчета досылали мину в канал ствола, после чего последний возвращался в исходное для стрельбы положение. Для подвоза боеприпасов использовалась двухколесная тележка. Миномет не имел противотанковых устройств, и при ведении огня отдача гасилась массивной опорной плитой. В боекомплект входили осколочно-фугасные мины весом 130 кг. Для транспортировки М-240 оснащался колесным ходом и перевозился механической тягой со скоростью до 40 км/ч. Резиновые шины заполнялись губчатым веществом. Боеприпасы на огневую позицию подвозились в кузове тягача или других автомобилей. Время развертывания миномета в боевое положение составляло не менее 20–25 минут. Скорострельность М-240 не превышала 1 выстрела в минуту.

Тактико-технические данные

Обозначение: М-240

Тип: тяжелый миномет

Калибр, мм: 240

Длина ствола, калибров: 20,8

Вес в боевом положении, кг: 3610

Угол ГН, град: 8

Угол ВН, град: +45; +80

Макс, дальность стрельбы, м: 9650

Скорострельность, выстр/мин: 1

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector