1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ка-60 «Касатка» — средний многоцелевой вертолёт

Вертолет Ка-60. Касатка. Фото. История. Характеристики.

Вертолет модели Ка-60 является многоцелевым аппаратом российского производства, который первоначально должен был служить для военных целей, а именно осуществлять перевозку оружия и боеприпасов в очаги военных конфликтов. Также на него полагалась разведка и спасательные операции. Он служил отличной машиной для обучения летчиков. А в дальнейшей разработке он нашел применение и в гражданской авиации.

История создания Ка-60

Проектирование Ка-60 было начато еще в СССР с 1983 года. На это время было множество моделей и модификаций вертолетов Ми, которые по достоинству заполнили все сферы гражданской авиации и удовлетворяли нужды армии. Несмотря на то, что вертолеты Миля имели большую грузоподъемность, это стало и их недостатком в перевозке грузов до двух тонн, поскольку это было экономически невыгодно. Основную часть всех грузов перевозили вертолеты модели Ми-4, но они были сняты с производства, это и послужило стимулом для создания более экономичного вертолета с нужными на то время качествами и характеристиками.

Для решения данной проблемы вышел указ летом 84 года о создании машины, которая могла бы качественно перевозить грузы в любое время суток. Конкурс на проектирование выиграло бюро Камова. Данная машина должна была перевозить грузы над полем боя. Эскизный проект вертолета Ка-60 был готов в 1990 году, первая машина была построена только в 97 году. Такое большое время постройки машины было из-за распада Союза и недостаточного финансирования проекта. Первая презентация аппарата состоялась в средине лета 1998 года на территории фирмы Камова. За внешний вид он получил название «Касатка». Первый отрыв от взлетной площадки вертолет осуществил зимой этого же года. Для более полных испытаний был изготовлен еще один вертолет.

Производство Касатки планировалось на вертолетном заводе в Улан-Удэ, но в конечном счете их начали изготовлять в городе Луховицы под Москвой. Министерство обороны РФ произвело заказ на изготовление 100 вертолетов данной модели, серийное производство планируется начать в 2015 году.

Особенности вертолета Ка-60

Первой особенностью можно назвать то, что вертолет был изготовлен по одновинтовой схеме, что несвойственно для бюро Камова. Такая схема была выбрана для того, чтобы обеспечить большую грузовую кабину вертолета и достаточно высокую скорость полета. Последняя была получена также за счет использования новых технологий при изготовлении несущего винта и лопастей, которые отличаются отличной аэродинамикой в полете. Для снижения веса лопасти Ка-60 изготовлены из композиционных материалов, которые, в свою очередь, служат значительно больше времени.

Новая машина имеет вытянутый корпус, который увеличивает его обтекаемость. Лучшей аэродинамике способствует и то, что вертолет может складывать шасси. Новшеством также является рулевой винт, который расположен в кольцевом канале на хвостовом оперении. Именно такое строение рулевого винта было выбрано из-за того, что большую часть времени вертолет будет находиться в горизонтальном полете, а не зависать в воздухе.

Назначение и конструкция вертолета Ка-60

Как говорилось раньше, основной задачей вертолета является перевозка военных грузов на поле боя. Но он может выполнять и функции спасательной, медицинской, патрульной, разведывательной машины. Также Ка-60 используют для обучения пилотов и перевозки высокопоставленных особ.

Данный аппарат имеет повышенные показатели безопасности из-за использования большого количества композиционных материалов, а также за счет того, что все системы «Касатки» дублированы. Вертолет оборудован системой колесного шасси, которое обеспечивает эффективное энергопоглощение при посадке. Для более мягкой и комфортной посадки вертолет оснащен амортизирующими креслами пассажиров и пилотов. Вертолет имеет системы, которые способствуют снижению его заметности в инфракрасном спектре.

В носовой части фюзеляжа размещена кабина пилотов, а средняя часть машины представлена как силовая схема корпуса аппарата. В среднем отсеке размещается грузовая кабина, которая по бокам имеет двери, в этом же отделе размещены и топливные баки. Кроме того, к данной части корпуса вертолета крепится силовая установка и шасси.

Читать еще:  Клыч офицерский лейб-гвардии Казачьего полка

Данная конструкция корпуса выполнена из большого количества композиционных материалов, которые крепятся к несущим балкам. Хвостовая балка аппарата также во многих частях выполнена из композиционных материалов. Балка спроектирована по монококовой схеме. На балке крепится гаргрот, в нем расположен вал трансмиссии, который приводит в движение рулевой винт.

Вертолетом модели Ка-60 управляет один пилот, причем его место находится с правой стороны, что отличает его от всех отечественных моделей. Данная сторона пилота была выбрана для того, чтобы пилот мог левой рукой проводить работы с мониторами, которые показывают работу систем. А по правой стороне от пилота размещен рычаг управления машиной. Учебная машина такого типа имеет спаренную систему управления.

Хвостовое оперение Ка-60 являет собой неподвижный стабилизатор, на конце которого крепятся стабилизирующие поверхности, которые представлены специальными шайбами. Киль хвоста и рулевой винт изготовлены отдельным монолитным модулем, который можно присоединять к хвостовой балке с помощью стыковочных шпангоутов. Киль машины изготовлен из новых композиционных материалов, но они крепятся к внутреннему каркасу машины.

Шасси вертолета данного типа состоит из трех опор: двух передних (основных) и одной хвостовой. Передние опоры изготовлены по рычажной системе, они оснащены тормозными системами. Задняя опора шасси изготовлена по телескопической схеме, и она не оснащена тормозами. Вся система шасси данного аппарата направлена на глушение колебаний и ударов при посадке и рассчитана даже на посадку при скорости вертикального опускания в 6 м/с.

Силовая установка вертолета Ка-60 представлена парой газотурбинных двигателей модели РД-600В, которые были разработаны конструкторами Рыбинского бюро, которое занимается моторостроением. Для пуска силовой установки существует вспомогательный двигатель типа АИ-9. Все эти агрегаты силовой установки размещены над основной кабиной машины в специальной гондоле и крепятся к фюзеляжу. В этой конструкции также размещен главный редуктор аппарата и коробка приводов.

Все топливо вертолета находится в четырех баках, в которые вмещается 1120 литров , они размещены в полу грузовой кабины. Все баки соединены между собой патрубками, по которым можно осуществлять перекачку топлива, а в силовую установку топливо попадает за счет электрических топливных насосов центробежной схемы. На перегоне или для дальних полетов существует возможность установки дополнительных двух подвесных баков, в которые можно поместить еще 390 литров.

Главный винт состоит из пяти лопастей, которые препятствуют возникновению шумов. За счет продуманной оптимизации частоты оборотов винт издает значительно меньше шума. Лопасти обоих винтов изготовлены из прочных композиционных материалов. Для лопастей была продумана система, которая не позволяет им обледенеть. Рулевой винт заключен в канале кольцевого типа, сам винт представлен вентилятором, который оснащен 11 лопастями. Он имеет систему, которая меняет угол наклона винта.

Средние многоцелевые вертолеты семейства Ка-60 «Касатка» / Ка-62. Россия

Ка-60 «Касатка»/Ка-62. Средние многоцелевые вертолеты

Историческая справка

Разработка Ка-60 и Ка-62 была начата в 1990 г. на фирме «Камов» под руководством генерального конструктора СВ. Михеева. В 1997 г. был построен опытный образец вертолета Ка-60-1, первый полет на котором 10 декабря 1998 г. выполнил заслуженный летчик-испытатель РФ А.К. Смирнов. 29 июля 1998 г. на территории летно-испыта-тельной станции фирмы «Камов» состоялась презентация нового многоцелевого вертолета Ка-60 «Касатка».

Первый опытный полет Ка-62 был продемонстрирован на Международной выставке МАКС-95 в г. Жуковском. Дальнейшая доводка вертолета была остановлена экономическим кризисом. В настоящее время, благодаря созданию при ОАО «ОПК Оборонпром» вертолетостроитель-ного холдинга «Вертолеты России», появилась возможность возобновить работы по Ка-62. Первый полет вертолета состоялся в 2008 г.

Военный многоцелевой вертолет Ка-60 предназначен для авиации сухопутных войск и может быть использован для перевозки солдат и десантников, доставки оружия и боеприпасов в район боевых действий, эвакуации раненых, проведения поисково-спасательных работ, обучения и тренировки летного состава.

Ка-62 является гражданским вариантом вертолетом Ка-60 и предназначен для перевозки 15-16 пассажиров в транспортной кабине или груза массой до 2500 кг на внешней подвеске, а также транспортировки крупногабаритных грузов на внешней подвеске. Предусмотрены санитарный, поисково-спасательный и ряд других вариантов.
Машины являются первыми вертолетами фирмы «Камов», выполненными не по традиционной двухвинтовой соосной схеме, а по одновинтовой схеме с рулевым винтом-вентилятором в вертикальном оперении.

Читать еще:  Боевое применение Тип «П» серия IV - дизель-электрические подводные лодки

Сертификация

Ка-60 и Ка-62 спроектированы с учетом как отечественных норм летной годности АП-29, так-и американских — FAR-29.

Серийное производство

Подготовка серийного производства Ка-60 начата на заводе в подмосковном городе Луховицы. По предварительным оценкам, потребность в таких вертолетах в настоящее время только в Российской армии составляет до 350 машин, и перспективы этого вертолета оцениваются очень хорошо. Серийное производство Ка-62 запланировано развернуть на Упан-Удэнском авиационном заводе в кооперации с Арсеньевской авиационной компанией «Прогресс».

Основные модификации

Ка-60Р — модификация Ка-60, предназначен для разведки, целеуказания и координации действий боевых вертолетов. Этот вариант предполагается оснастить специальным комплексом, включающим гиростабилизированную станцию «Самшит» с телевизионным, те-пловизионным и лазерным каналами, а также автоматизированную систему обработки тактической информации и телекодового обмена с другими вертолетами.

Ка-60К — корабельный вертолет, предназначен для замены вертолета разведки и целеуказания Ка-25РЦ.

Конструкция вертолетов

Вертолеты выполнены по одновинтовой схеме с четырех- или пятилопаст-ным несущим, 11-лопастным рулевым винтом-вентилятором в вертикальном оперении, с двумя ГТД и трехопорным шасси. Конструкция Ка-60 и Ка-62 общая, с широким применением композиционных материалов, составляющих более 50 % его массы.

Фюзеляж цельнометаллический типа «полумонокок» функционально подразделяется на переднюю, среднюю силовые части и хвостовую балку с горизонтальным и вертикальным хвостовым оперением. Передняя часть фюзеляжа включает носовой отсек бортовой РЛС, закрытый радиопрозрачным обтекателем, за которым располагается двухместная кабина экипажа. Здесь установлены два комплекта органов управления, контрольные и навигационные приборы. Кабина имеет большую площадь остекленения и силовой набор фонаря из композиционных материалов.

Кресла летчиков имеют энергопоглащаю-щую конструкцию. Для защиты экипажа в случае аварии предусмотрен также дополнительный (аварийный) ход амортизаторов шасси, а также автоматическая уборка из опасной зоны ручек управления, что исключает травмирование ими летчиков. Конструкция фюзеляжа, в целом, и размещение агрегатов исключает поражение экипажа и пассажиров элементами конструкций и оборудования при ударе о землю, обитаемые объемы рассчитаны на деформацию, не угрожающую находящимся внутри вертолета людям.

В размещенной за кабиной экипажа грузовой кабине размерами 3,3 х 1,75 х 1,3 м могут перевозиться как пассажиры, так и крупногабаритные грузы. Доступ в грузовую кабину осуществляется через две сдвижные двери размерами 1,3 х 1,25 м. Под фюзеляжем вертолета имеется узел внешней подвески. Грузы и вооружение могут быть размещены также на боковых держателях, устанавливаемых на обеих сторонах фюзеляжа.

Хвостовое оперение представляет собой неподвижный стабилизатор с размахом три метра прямоугольной формы в плане с большими концевыми шайбами с несимметричным профилем для создания боковой аэродинамической силы и разгрузки рулевого винта.

Несущий винт — четырехлопастный диаметром 13,50 м. Предусмотрена возможность замены его пятилопастным несущим винтом. Лопасть, изготовленная из композиционных полимерных материалов, с двухконтурным лонжероном имеет прямоугольную форму в плане со стреловидной законцовкой. Она оборудована электротепловой противообледенитель-ной системой.

Рулевой винт-вентилятор — многолопастный, расположен в кольцевом канале вертикального хвостового оперения. Винт диаметром 1,4 м состоит из втулки, 11 лопастей и ползушки для изменения углов их установки. Лопасть имеет прямоугольную форму в плане и изготавливается из полимерных композиционных материалов.

Силовая установка состоит из двух газотурбинных двигателей РД-600 взлетной мощностью 1300 л.с, вспомогательного двигателя АИ-9 для запуска основных двигателей, главного редуктора, трансмиссионных валов и хвостового редуктора. Мощности РД-600 достаточно для того, чтобы при одном работающем двигателе не только продолжать горизонтальный полет, но и выполнять и взлет, и набор высоты.


Трансмиссия с двуступенчатым главным редуктором рассчитана на передачу взлетной мощности 191 ОкВт/2600 л.с, хвостовой редуктор одноступенчатый.

Топливная система включает четыре мягких бака вместимостью 1120 л., установленных под полом кабины. Предусмотрена возможность использования двух подвесных топливных баков вместимостью по 390 л.

Шасси вертолета трехопорное, убирающееся в полете. Основные стойки убираются в фюзеляж, задняя — в хвостовую балку. Колеса основных опор — тормозные. Колея шасси 2,5 м.

Хвостовая опора телескопического типа. База шасси 4,76 м. Энергоемкость амортизационных стоек шасси, прочность его узлов и конструкции планера в целом рассчитаны на поглощение энергии удара при грубом приземлении вертолета с вертикальной скоростью 6 м/с. На опорах могут быть установлены надувные баллонеты для аварийной посадки на воду.

Читать еще:  Характеристики 9К51 БМ-21 «Град» - 122-мм реактивная система залпового огня

Система управления вертолетом включает рычаги управления, жесткую проводку из металлических труб, объединенные в общем блоке на корпусе редуктора гидроусилители рулевых приводов, сопряженные с системой автоматического управления.

Гидравлическая система традиционного типа состоит из двух автономных систем, осуществляющих взаимное резервирование при обслуживании рулевых приводов. Гидравлическая система используется также для уборки и выпуска шасси, торможения колес и управления механизмом фиксации хвостовой опоры.

Система электроснабжения состоит из первичной двухканальной системы генерирования переменного трехфазного тока, вторичной двухканальной системы генерирования постоянного тока и аварийной системы.

Бортовой радиоэлектронный комплекс предназначен для пилотирования вертолета днем и ночью в простых и сложных погодных условиях, решения задач вертолетовождения с необходимой точностью, предоставления пилоту информации от бортовых систем, предупреждения экипажа о критических параметрах полета, обозначения собственной государственной принадлежности, предупреждения экипажа об облучении радиолокационными и лазерными средствами, противодействия ракетам с инфракрасными головками самонаведения и т.д. Штатный комплект оборудования включает аппаратуру автономной навигации и бортовую РЛС.

Радиосвязное оборудование обеспечивает надежную связь с вертолетами или самолетами, наземными и воздушными КП.

Системы наддува и кондиционирования — создают комфортные условия в кабине экипажа.

Вертолет Ка-60 «Касатка»

История создания вертолета Ка-60 «Касатка»

Разработка многоцелевого вертолета Ка-60 «Касатка» началась в 1984 году, когда ОКБ им. Камова выиграло у своих коллег из милевской фирмы конкурс на проект легкого армейского вертолета, предназначенного для применения совместно с более тяжелыми боевыми вертолетами Ка-50 или Ми-28.

На долю всех трех машин выпала нелегкая доля — родиться на сломе эпох, и хотя судьбы каждой из машин сложились по разному, трудности при их создании, конструкторские бюро испытывали одинаковые.

Только в 1990 году, спустя шесть лет (!) фирмой Камова был построен первый макет будущей «Касатки» в натуральную величину. Ещё спустя 7 лет был готов прототип под индексом Ка-60-1. Наконец 29 июля 1998 года, первый опытный экземпляр «нового», а по сути, отметившего уже почти пятнадцатилетие вертолета, был представлен публике, а 10 декабря 1998 года, совершил первый полет.

Особенности вертолета Ка-60 «Касатка»

Ка-60 строился как легкая машина, способная принять на борт 2-2,5 тонны груза. Необходимость в такой машине возникла давно — старые Ми-4 обеспечивающие такую грузоподъемность промышленность давно уже не производит, а заслуженные транспортные вертолеты Ми-8 все-таки предназначены для более «солидных» рейсов.

Вертолет необычен конструктивно, в первую очередь тем, что в отличие от других винтокрылых машин семейства фирмы «Камов», имеет рулевой винт (фенестрон) с 11 лопастями. Такая схема выбрана не случайно — если Ка-27, Ка-26, Ка-50 и другие машины под маркой «Ка» значительную часть полетного времени проводят в режиме висения, Ка-60 ориентирован скорее на «грузовой» режим, чем на боевой. По подсчетам его доля «висения» составит примерно 1% от общего времени использования.

Малый вес (и довольно неплохая незаметность для радаров) обеспечивается для Ка-60 «Касатка» использованием большого количества композиционных материалов, их доля составляет 60% объема конструкции.

Высокая тяговооруженность в сочетании с превосходной тщательно отработанной аэродинамикой обеспечивает вертолету отличные летные характеристики, а узлы спроектированы так, чтобы гарантировать максимальную надежность — особенно много внимания уделено сохранению жизни экипажа, даже при очень жесткой посадке.

Интересно, что двигатель вертолета создан специально под Ка-60, причем его разработка началась на 5 лет позднее разработки самого вертолета, в 1989 году.

Первая опытная машина была оснащена четырехлопастным несущим винтом, на серийных вертолетах предполагается устанавливать пятилопастной воздушный винт с шумопонижающими законцовками. Предусмотрен и специальный механизм снижения шума посредством оптимизации частоты вращения несущего винта. Приняты меры по снижению заметности вертолета в тепловом, радиолокационном и оптическом диапазонах. Ка-60 оснащен бортовым комплексом РЭБ. Наиболее важные системы машины дублированы. Применено губчатое заполнение топливных баков. Проводка управления способна выдержать попадание пуль калибра 12,7 мм, а лопасти несущего винта выдерживают многократное поражение подобными боеприпасами.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector