0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

К300 «Бастион» — береговой ракетный комплекс

Береговой ракетный комплекс «Бастион»

БРК К-300 «Бастион» — береговой ракетный комплекс с противокорабельной ракетой «Оникс» (для ВС России) /«Яхонт» (для поставок на экспорт) создан для поражения надводных кораблей различных классов и типов из состава десантных соединений, конвоев, корабельных и авианосных ударных групп, а также одиночных кораблей и наземных радиоконтрастных целей в условиях интенсивного огневого и радиоэлектронного противодействия.

История создания

Создание комплекса «Бастион» началось в середине 1980-х годов, когда стала понятна необходимость в замене береговых ракетных комплексов «Рубеж» и «Редут». Разработка велась в НПО Машиностроения (г. Реутов) под руководством генерального конструктора Герберта Ефремова.

Первые испытания ракеты «Оникс» прошли в 1985 году, а через два года были проведены пуски с корабля. Из-за сложной экономической ситуации, последние испытания БРК «Бастион» были завершены только в 2002 году вместе с вводом в эксплуатацию противокорабельных ракет. На вооружение комплекс был принят в 2010 году.

Ракета «Оникс»

П-800 «Оникс» — советская и российская сверхзвуковая универсальная противокорабельная ракета среднего радиуса действия. Ее главная особенность заключается в том, что она изначально создавалась как универсальная: ракету предполагалось размещать на подводных лодках, надводных кораблях и катерах, самолетах и береговых пусковых установках. Аналогичные разработки велись и в США, где была создана ПКР «Гарпун».

Отличительными особенностями ракеты являются: загоризонтная дальность стрельбы, полная автономность боевого применения («выстрелил-забыл»), что позволяет быстро менять позицию для ухода от ответного удара. Кроме того, ракета идет по комбинированной траектории, что затрудняет ее уничтожение.

Интересные факты

— «Бастион» способен уничтожать не только надводные, но и наземные цели. Так, 15 ноября 2016 года комплексы нанесли удар по позициям террористов в Сирии, что стало первым в истории боевым применением комплекса;

— Масса боевой части в 200 килограмм не позволяет потопить авианосец, однако по словам директора по комплексам специального назначения с крылатыми ракетами ВПК «НПО машиностроения» Анатолия Свинцова, команда после попадания в корабль будет бороться не за выполнение своей боевой задачи, а за его жизнеспособность;

— На базе ракеты «Яхонт» ОАО «ВПК „НПО машиностроения“» и Организацией оборонных исследований и разработок (DRDO) Министерства обороны Индии создана сверхзвуковая противокорабельная ракета PJ-10 «БраМос». В 2017 году Индия провела испытания ракеты с истребителя Су-30МКИ.

— В марте 2015 года стало известно, что в марте 2014 года, во время присоединения Крыма, Россия развернула на полуострове несколько БРК;

— В октябре 2019 года береговой комплекс «Бастион» Тихоокеанского флота впервые в истории выполнил пуск крылатой ракеты «Оникс» на Чукотке;

— На вооружении российской армии также стоит береговой ракетный комплекс с дозвуковой противокорабельной ракетой Х-35.

Модификации

«Бастион-П» (индекс К300П) — подвижный вариант комплекса на шасси МЗКТ-7930; «Бастион-С» (индекс К300С) — стационарный вариант комплекса в шахтном размещении.

Характеристики

Дальность пуска: по комбинированной траектории — до 300 км, по смешанной траектории — до 120 км; Время приведения комплекса в боевую готовность из походного положения — менее 5 мин; Интервал старта ракеты при залповой стрельбе из одной пусковой установки — 2,5 с; Высота полета ракеты: на маршевом участке — до 14 000 метров, на низковысотной траектории — 10-15 метров; Максимальная скорость полета ПКР: 750 м/с; Стартовая масса ракеты — 3000 кг; Масса взрывчатого вещества боевой части — 200 кг; Максимальный боекомплект комплекса — 24 ракеты (12 пусковых установок по две ПКР на каждой); Система управления: инерциальная навигационная система, радиовысотомер, радиолокационная головка самонаведения; Стартово-разгонная ступень: твердотопливная; Маршевый двигатель: тип — прямоточный ВРД, топливо — керосин Т-6.

Береговой ПКРК Бастион К-300/П/С (SSC-5 STOOGE)

Основное предназначение Бастион К-300 – поражение надводных кораблей и объектов противника. Комплекс оснащен унифицированной сверхзвуковой КР 3М55 (Яхонт/Оникс).

Начало работ по созданию комплекса — начало 1990-х годов. Основной разработчик реутовское Научно-производственное объединение машиностроения. Согласно первоначальному проекту, пусковая комплекса несла три ТПК (3 ракеты), стационарная ПУ проектировалась на базе шасси от МАЗ-543. Работы по созданию подвижной ПУ велись на волгоградском ЦКБ «Титан».

Читать еще:  Боевое применение Ан-12 - военно-транспортный самолет

Проект одной батареи ПКРК Бастион – четыре СПУ, машина БУ, комплекс аппаратуры управления и дополнительная опция – вертолет-комплекс ЦУ. Дальнейшее развитие комплекса (данные 2000 года) – подвижные ПУ выполнены на шасси «МЗКТ-7930», несли три ТПК при старте ракет, платформа с ТПК ставилась на домкраты. Разработка пусковых велась пока не уточненным разработчиком.

2008 год. Построена подвижная ПУ на шасси МЗКТ-7390. Она была обеспечена двумя ТПК. Платформа с ТПК перед стартом с помощью домкратов опиралась на грунт. Разработана подвижная ПУ для комплекса Бастион белорусским предприятием «Техносоюзпроект». На 2008 год, работы по проектированию комплекса полностью окончены, основная концепция ПКРК с инфраструктурой осталась неизменной от проекта 1990 годов. 2010 год. Прошедший испытания подвижный береговой ПКРК Бастион К-300П с крылатой сверхзвуковой ракетой «Оникс» принимают на вооружение ВС РФ. Для экспорта предлагается ПКРК Бастион с ракетой «Яхонт».

Устройство и средства ПКРК Бастион
Штатный состав:
— 2 ТПК с крылатыми сверхзвуковыми ракетами «Яхонт» К-310;
— подвижная пусковая К-340П выполненная на МЗКТ-7930, расчет 3 человека;
— машина управления МБУ К-380П выполненная на КамАЗ-43101, расчет 4 человека. Как вариант — МБУ на МКЗТ-65273.
— комплекс оборудования для сопряжения с КП;
— боевая автоматизированная система управления;
— комплекс средств техобслуживания.

Кроме того, для обеспечения выполнения боевых задач требуются дополнительно:
— транспортно-заряжающая машина К-342П;
— машина обеспечения БД;
— комплекс для учебно-тренировочных целей;
— вертолет-комплекс ЦУ 1К130Е обеспеченный РЛС «Око»;
— радиолокационная станция обнаружения «Монолит-Б».

Одна батарея комплекса:
— четыре подвижных ПУ К-340П (всего 8 ракет);
— машина для боевого управления;
— машина обеспечения БД;
— четыре ТЗМ К-342П.

Подвижная пусковая К-340П
Хотя согласно первоначальному проекту пусковая несла 3 ракеты в ТПК, на вооружение поступает последняя разработка пусковой К-340П с двумя ракетами в ТПК. Ввод данных ЦУ происходит до приведения ТПК в боевое положение. Перед совершением старта ракет ТПК поднимаются вертикально, и при совершении запуска ТПК опираются на грунт. Запуск ракет производится как обычным способом, при включении двигателя после выхода из ТПК, так и с запуском двигателей в самом ТПК и дальнейшим стартом.

Крылатая сверхзвуковая ракета «Оникс или Яхонт» 3М55
Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме, имеет центральное тело и лобовой воздухозаборник. Система наведения и управления инерциального типа. На борту установлен БЦВМ, радиовысотомер и активно-пассивная радиолокационная головка самонаведения.

РЛ-ГСН КР обнаруживает цель и производит ее захват, после чего отключается. Ракета начинает маневр ухода от обнаружения ПВО противника – уходит под границу обнаружения средств ПВО и продолжает полет инерциально. Когда ракета выходит за радиогоризонт подвижной ПУ радиолокационная головка самонаведения КР включается.

Цели распределяются при первом включении ГСН. Если производится залп, то цели распределяются по вложенному алгоритму, полностью исключая захват и наведение нескольких КР на одну цель (если это не задано алгоритмом). КР Оникс/Яхонт обеспечены алгоритмом противоракетного маневра. БЦВМ получил цифровые данные на основные корабли, которые являются для КР главными целями.

Варианты исполнения ПКРК Бастион:
— комплекс Бастион – проектный вариант, на подвижной ПУ должны были быть установлены три ТПК, шасси СПУ МАЗ-543;
— комплекс Бастион – следующий проектный вариант, ориентировочно 2000 год, подвижная ПУ с тремя ТПК выполнена на шасси МКЗТ-7930;
— комплекс Бастион К-300П – взятый на вооружение вариант комплекса в 2010 году. Подвижное ПУ с двумя ТПК ракет «Оникс», используемое шасси – МКЗТ-7930;
— экспортный вариант комплекса Бастион отличается от Бастион К-300П установкой в ТПК ракет «Яхонт»;
— комплекс Бастион К-300С – проектный вариант комплекса стационарного исполнения. Предполагается шахтная установка ракет. На сегодняшний день продолжаются разработка;
— комплекс Бастион 5 – вероятно, модернизация или следующая модификация комплекса ПКРК «Бастион». Имеется информации о проведении работ в данной варианте в 2008 году.

Данные о поставках комплекса
[/b]ВС РФ[/b]
С 2009 года начинается обучение военнослужащих 11 ОБРАБ, в которую планируется первыми поставить на вооружение комплекс. До конца 2010 года 11 ОБРАБ получила три батареи комплекса. 11 ОБРАБ стоит в поселке Уташ возле города Анапа. В первой половине 2011 года некоторые источники стали сообщать о поставке «Бастионов» на вооружение подразделений дислоцирующихся на Курилах. Фигурирует ориентировочная дата вооружения (перевооружения) частей на Курилах — до 2015 года.

Читать еще:  Схемы Ил-18 - военно-транспортный самолет

Экспортные поставки
В начале 2000 годов начались переговоры по поставке новейших комплексов (еще не построенных) для ВС Вьетнама. К концу 2005 года переговоры закончились подписанием контракта на поставку, по крайней мере, двух батарей. В 2009 году совместно с российскими военнослужащими, проводилось обучение вьетнамских военнослужащих в петербургском военном УНЦ ВМФ. В 2010 году была поставлена минимум одна батарея ПКРК «Бастион». В 2011 году, появляется информация о поставке комплексов для Вьетнама. Скорее всего, был заключен новый контракт на поставку (2013-14гг) второго комплекса «Бастион», эта информация подтверждается в начале 2012 года. В октябре 2011 года Вьетнам получил вторую батарею подвижного комплекса «Бастион». Дополнительно к двум батареям Вьетнам получил подвижную радиолокационную станцию «Монолит-Б».

В начале 2007 года Сирия приобретает ракетные комплексы «Бастион» (2 комплекта) на сумму 300 миллионов долларов. Во второй половине 2010 года в Сирию отправлена первая батарея 1 комплекта. В сентябре 2010 года, было объявлено о завершение поставки 1 комплекта ПКРК «Бастион». До конца 2011 года, Сирия получает 2 комплект. Радиолокационные станции для Сирии не поставлялись (по имеющийся информации). В 2012 году в учениях сирийских ВМС были задействованы поставленные комплексы «Бастион».

Основные характеристики ПКРК Бастион:
Основные характеристики подвижной ПУ:
— расчет – 3 человека;
— скорость передвижения до 70 км/ч;
— дальность хода до одной тысячи километров.

Основные характеристики КР -310:
— масса стартовика – 500 килограмм;
— маршевый двигатель – ПВРД 3Д55, массой 200 килограмм и тягой 4 тысячи килограмм;
— используемое топливо ПВРД – Т-6 керосин;
— ТПК длина/диаметр – 8.9/0.71 метра;
— крыло – 1.7 метра;
— вес КР – 3 тонны;
— вес КР в ТПК – 3.9 тонны;
— вес БЧ – 200-250 килограмм;
— ГСН: обнаружение (активный режим) – 1-50 километров; сектор обнаружения ±45 градусов; обнаружение основной цели типа «крейсер» до 77 километров.

Основные характеристики действия:
— боезапас: для подвижного ПКРК в 12 подвижных ПУ – 24 ракеты; стационарного – 36 ракет;
— одна батарея ПКРК Бастион обеспечивает прикрытие 600 километровой зоны побережья;
— алгоритм полета: смешанный – высота около 14 километров на основном участке и 5-15 на конечном участке; низковысотный – высота до 100 метров на основном участке со снижением на конечном участке, уменьшена скорость и дальность полета ракеты;
— дальность полета: смешанный алгоритм до 300 километров, низковысотный до 120 километров;
— максимальная дальность позиции от береговой линии до 200 километров;
— скорость на смешанном/низковысотном – 2.5/2 Маха;
— отличие Оникс от Яхонт – высота на конечном участке – 5-15 на 10-15 метров;
— угол атаки с маневра до 15 градусов.

Основные характеристики подготовки и обслуживания:
— время старта между ракетами – 2.5 секунды;
— перевод в БГ из походного до 5 минут;
— боевое дежуство: одна СПУ до 24 часов, с машиной обеспечения БД до 30 суток (публикуемые данные 5 дней);
— срок эксплуатации не менее 10 лет;
— хранение ракет в ТПК – 10 (7) лет;
— регламентные работы 1 раз в три года.

К-300 Бастион — SSC-5 STOOGE

Береговой противокорабельный ракетный комплекс со сверхзвуковой унифицированной крылатой ракетой 3М55 «Оникс» / «Яхонт». Разработка комплекса наземного базирования начата в первой половине 1990-х годов НПО Машиностроения (г.Реутов). Проект подвижного комплекса «Бастион» середины 1990-х годов предполагал размещение СПУ с тремя ракетами в ТПК на шасси типа МАЗ-543. Разработка конструкции СПУ первоначально велась очевидно ЦКБ «Титан» (г.Волгоград). В состав батареи комплексов предполагалось включать 4 СПУ, машину боевого управления, аппаратуру управления и опционально вертолетный комплекс целеуказания. В середине 2000-х годов в СМИ фигурировал вариант СПУ на шасси МЗКТ-7930 «Астролог» с тремя транспортно-пусковыми стаканами (ТПК), опирающимися при старте на поддомкраченную платформу. Точно разработчик варианта СПУ неизвестен. К 2008 г. создана боевая машина / СПУ на шасси МЗКТ-7930 «Астролог» с размещением в транспортном модуле двух транспортно-пусковых стаканов, опирающихся при старте ракет на грунт. Разработчик боевой машины (СПУ) — ООО «Техносоюзпроект» (Белоруссия). Общая концепция применения комплекса и инфраструктура были сохранены в первоначальном проектном виде.

Читать еще:  Модификации РГД-5 - ручная наступательная граната

Государственные испытания комплекса завершены в районе мыса Железный Рог (Тамань), вероятно, в октябре 2010 г. (источник, источник). Комплекс принят на вооружение ВС России в 2010 г. Серийное производство ракет «Оникс» (для ВС России) и «Яхонт» (для поставок на экспорт) ведется НПО «Стрела» (г.Оренбург).

Пусковая установка:
— вариант на шасси МАЗ-543 — фигурировал в прессе в 1990-е годы. Возможно, реально не разрабатывался.

— вариант СПУ К-340 на шасси МЗКТ-7930 с тремя ТПК, опирающимися при старте на поддомкраченную платформу. Разработка не завершена, но, вероятно, велась ЦКБ «Титан» (г.Волгоград).


Вариант СПУ К-340 с тремя ракетами (http://militaryphotos.net).


Модель варианта СПУ К-340 с тремя ракетами на одной из выставок (фото с сайтов http://atrinaflot.narod.ru и http://www.militaryparitet.com).

— К-300П «Бастион-П» — подвижный вариант комплекса — самоходная пусковая установка (СПУ) К-340П на шасси МЗКТ-7930. На СПУ размещается 2 ракеты в транспортно-пусковых стаканах / контейнерах (ТПК) К-341П (?), которые перед пуском приводятся в вертикальное положение и при старте ракет опираются непосредственно на грунт. Прицеливание ракет (ввод полетного задания) происходит до подъема ТПК в стартовое положение внутри кузова СПУ. Разработчик — ООО «Техносоюзпроект» (Белоруссия), разработка завершена к 2008 г. как минимум.
Экипаж СПУ — 3 чел
Скорость максимальная по шоссе — 70 км/ч
Запас хода — 1000 км


СПУ К-340П комплекса «Бастион» в предстартовом положении, рисунок из буклета НПО Машиностроения (http://www.npomash.ru).


СПУ К-340П комплекса К-300П «Бастион-П» в стартовом положении. Фото 2010 г. ( http://www.navy.ru ).


Батарея / дивизион комплексов К-300П «Бастион» 11-й отдельной береговой ракетно-артиллерийской бригады, полигон «Раевская», весна 2010 г. (http://militaryphotos.net).


Приведение транспортно-пусковых стаканов с ракетами в пусковое положение. СПУ К-340П комплекса «Бастион» ВС Сирии. Учения, июль 2012 г. (кадр видеозаписи, http://www.youtube.com).


Кабина СПУ К-340П комплекса «Бастион» ВС Сирии. Учения, июль 2012 г. (кадр видеозаписи, http://www.youtube.com).

Устройство транспортного модуля СПУ комплекса: настил пола кузова транспортного модуля, наружная обшивка его бортовых и торцевых стенок и створки крыши кузова выполнены в виде каркаса с закрепленными на нем панелями из пластиковых обшивок с наполнителем из теплоизоляционного материала. Каждая из двух створок крыши кузова выполнена в виде моноблочной панели. Каркас панели установлен на транспортном агрегате посредством двух кулис, шарнирно соединенных с полом кузова. Механизм раскрытия створок выполнен в виде гидромотора, кинематически связанного с валом, проложенным вдоль верхней части бортовой стенки кузова. На валу закреплены зубчатые колеса, которые контактируют с роликовыми секторами, закрепленными на внутренней поверхности каркаса створки. Стыки неподвижных друг относительно друга панелей пола и стенок кузова герметизированы. Каждая из створок по периметру уплотнена гибким профилем, благодаря чему кузов в походном положении представляет собой замкнутый объем. По бортам переднего или заднего торца кузова смонтированы коллекторы забора воздуха из окружающей среды. Коллекторы включают вентилятор и жалюзи с раскрывающимися створками. По бортам противоположной части кузова смонтированы аналогичные выпускные жалюзи. Создана конструкция модуля, обеспечивающая заданные условия эксплуатации ракет (в том числе и в тропических условиях).

Для обеспечения надлежащего температурного режима транспортный модуль оборудован универсальным кондиционером (охлаждение или нагрев).

Устройство транспортного модуля позволяет производить старт ракет как минометным способом (с включением разгонного РДТТ после выхода ракеты из ТПК) так и с включением разгонного РДТТ в ТПК.

— К-300С «Бастион-С» — стационарный вариант комплекса (проект) — одиночная шахтная пусковая установка.


Испытания комплекса К-300П «Бастион-П». Фото 2012 г. или ранее (Годовой отчет за 2012 г. НПО «Стрела», г.Оренбург).


Двойной пуск ракет «Оникс» комплекса К-300П «Бастион-П» (Годовой отчет за 2014 г. НПО машиностроения, г.Реутов).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: