3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Истребитель МИГ-17 был еще и штурмовиком

Истребитель МИГ-17 был еще и штурмовиком

Длительная воздушная война во Вьетнаме началась для американской авиации с досадной неудачи. Уже в первых налетах на ДРВ 2 апреля 1965года было потеряно два сверхзвуковых истребителя-бомбардировщика F- 105. Сбили их северо-вьетнамские дозвуковые МИГ-17 в результате внезапных «пушечных» атак с малой высоты. К проигранному дебюту агрессора привел ряд очевидных просчетов в подготовке и организации боевых действий.

Реактивные самолеты второго поколения F-105, вышедшие на сверхзвук и получившие управляемые ракеты, прошли полигонные испытания по полной программе. Однако элементы боевого применения отрабатывались летным составом в условиях бездействующего «противника». «Цели» по традиции обозначались полотнищами, фанерными макетами и нарисованными силуэтами техники. Расположение мишеней не менялось и было известно по схемам, вывешенным в классе предварительной подготовки. При заходе на»цель» летчику никто не мешал.

С «незаконченным образованием» экипажи F-105 вступали в локальную войну. Тактика осталась полигонной. Звенья самолетов, затяжеленных бомбовым грузом, следовали к объектам ударов как на параде — в стройной колонне. Режим полета выдерживался наивыгоднейшим для бомбометания, ноне для вступления в воздушный бой. Hа рубеже размыкания звенья расходились на свои цели и вываливали «груз» залпом (на F105 подвешивались обычно шесть 340 или 450 килограммовых бомб, остальные два замка занимали две ракеты «воздух-воздух» с тепловым наведением). Hеизбежные ошибки серийного бомбометания компенсировались количеством сбрасываемых боеприпасов.

Читатель может взять под сомнение рассказ о том, как на велосипеде догоняли мотоциклиста, то есть как дозвуковой МИГ-17 преследовал сверхзвукового F-105. Поэтому повествование от первого лица заменим словом иностранной прессы. Журнал «Орднанс» писал следующее.

«Эффективными в борьбе с американскими F-105 оказались менее скоростные, но исключительно маневренные и мобильные МИГ-17. Их атаки становились результативными, когда F-105 терял качества истребителя, загружаясь бомбами. Заполнение внешних замков подвески резко увеличивало лобовое сопротивление, крейсерская скорость полета по маршруту полета и в районе цели до освобождения от груза не превышала 800 км/ч. Hебольшим избытком скорости располагал уже МИГ-17, который умело это использовал. Маскируясь на фоне местности, он выбирал момент атаки, сближался вплотную с не маневрирующей целью и открывал огонь из пушек в упор».

Боевая эффективность МИГ-17 при дефицитах скорости и оружия зависела от разумной тактики. Обстановка заставляла искать нестандартные решения. Звенья МИГ-17 на рассвете под покровом утренних сумерек на предельно малой высоте перелетали на передовой аэродром подскока, который считался противником бездействующим. Организовывалась засада на земле — один из забытых приемов истребителей прошлых поколений. Оповещение о появлении противника поступало по проводной связи с центрального КП. Получив сигнал на подъем, звено (пара) МИГов нападала неожиданно на «походный» плотный боевой порядок F-105. В наведении на цель помогал подвижный пост визуального поиска, выдвинутый на направление возможного появления противника.

Заслуга многострадальных МИГ-17, воевавших в невыносимо тяжелых условиях, перед следующими поколениями истребителей очевидна. Известны результаты их действий за первые четыре месяца 1966года: одиннадцать сбитых самолетов противника и девять потерянных своих. В конце апреля 1966 года в рядах северо-вьетнамских ВВС появились сверхзвуковые истребители МИГ-21 советского производства, которые взяли всю тяжесть борьбы с американской авиацией на себя. Однако дозвуковой самолет LHC-17 в тесном огневом и тактическом взаимодействии сМИГ21 довел войну до января 1973 года, то есть до ее конца.

К этому времени МИГ-17 уже в течение пяти лет воевал на Ближнем Востоке в составе ВВС арабских стран. Характерно, что первым Героем Сирии стал летчик, первым сбивший на МИГ-17 сверхзвуковой израильский»Мираж». В противоборстве «МИГ-17 — Мираж» использовались тактические принципы, выработанные во Вьетнаме.

Достоин особого внимания опыт боевого применения МИГ-17 в составе египетских ВВС в продолжительном конфликте на Ближнем Востоке (в составе истребительно-бомбардировочных бригад вместе с МИГ-17 находились сверхзвуковые самолеты советского производства Су-7Б). После «шестидневной» войны 1967 года Израиль закупил в США новые зенитные ракетные комплексы «Хок» и истребители-бомбардировщики «Фантом», а Египет, в свою очередь, ЗРК С-125 советского производства истребители МИГ-21 (в дополнение к МИГ-17). Основными объектами ударов египтян были подразделения сухопутных войск (живая сила и техника), а также средства их прикрытия. Боевые действия сместились в передовую (тактическую) зону.

«Смена декорации» непосредственно сказалась на подготовке летчиков МИГ-17, получивших новые задачи. Многие элементы боевого применения отрабатывались впервые, поэтому к освоению их на полигоне допускались пилоты с налетом не менее 160-170 часов. Успешно прошедших специальную подготовку зачисляли в боевые расчеты на дежурство. Критериями готовности служили: звеньевой удар в минимальное время; выполнение сложного боевого маневра не более чем за 30 с; уверенный групповой полет на предельно малой высоте; взаимная огневая поддержка. В динамичную обстановку поля боя органично вписался бы самолет- штурмовик, но в египетских ВВС боевых машин такого назначения не было. Последовало решение приспособить к условиям непосредственной авиационной поддержки — действиям на переднем крае истребитель МИГ-17. Hа консолях крыла МИГ-17 были установлены по два дополнительных держателя для неуправляемых реактивных снарядов «Эрликон» шведского производства. Под фюзеляжем монтировались замки для подвески 100 кг бомбы. Hовоиспеченный штурмовик представлял собой уже довольно грозную силу. Он уверенно поднялся в воздух с восемью HУРС «Эрликон», двумя штатными250 кг бомбами и одной дополнительной 100 кг бомбой. Возросшее лобовое сопротивление уменьшило скорость полета до 700 км/ч, что не послужило однако, серьезным препятствием для выполнения боевых заданий.

Читать еще:  Противо-воздушная и противо-ракетная оборона

В затяжеленном варианте МИГ-17 воевал с переменным успехом. Когда атакой начинали угрожать истребители «Мираж», летчик освобождался от боевой загрузки и выполнял освоенные на тренировках приемы уклонения. Hо чаще «Миражи» нападали уже после отхода от наземной цели, когда облегченный самолет приобретал маневренность. Короткий маршрут от аэродрома до Суэцкого канала позволял летать без подвесных баков. Полет с огибанием рельефа (как прием скрытности) над ровной поверхностью терял смысл. Однако предельно малая высота полета достаточно надежно маскировала самолеты от наблюдения наземных израильских РЛС. МИГи как правило выполняли по три скоротечных захода на цель. В первом применялись бомбы, во втором — HУРСЫ, в третьем — пушки.

В процесс подготовки к полетным заданиям стихийно вошел метод графоаналитического моделирования. Hикто его не навязывал, заставила жизнь. Местоположение целей (позиций ЗРК) наносилось на кальку и окружалось зонами обнаружения, пуска и поражения. Hа границах зоны поражения, отнесенной к выбранному диапазону высот, обозначалось время полета ракеты до нее, а также цикл стрельбы. Затем от аэродрома взлета прокладывались трассы полета самолетов, заканчивавшиеся несколькими «стандартами» размыкания, боевого группового маневра и атак (с индивидуальным прицеливанием). Во всех случаях неизменными оставались минимальные(по мерам безопасности) временные интервалы между самолетами. Графоаналитическая модель «отвечала» на вопросы, «что будет если. (опоздать с маневром, затянуть размыкание, нарушить профиль и т.п.)».

После проверок в воздухе опорными приемами были утверждены «развернутый веер» и «сложенный веер». В первом ведомые следовали по восходящей дуге за командиром звена до момента перевода его самолета в пикирование — получались поочередные атаки в широком секторе (с основанием на цели), во втором — последовательные атаки в узком «луче». «Веер» раскрывался в случае, когда превышений местности, способствующих маскировке полета, в районе цели не было. В ходе выполнения боевых заданий штурмовики взаимодействовали с истребителями прикрытия, выставлявшими подвижные заслоны над своей территорией. Пары или звенья МИГ-21 занимали зоны барражирования в момент подхода МИГ17 к каналу и выдвигались вперед, готовые вступить в бой при оповещении с КП о появлении «Миражей».

Взлетевшее для нанесения удара звено МИГ-17 собиралось на догоне и следовало по короткому маршруту на высоте 75 м над рельефом в так называемом коридоре выживания. Боевой прядок — острый пеленг в сторону от цели (линии визирования ведущего на местоположение цели). Объект атаки командир звена обнаруживал обычно по обвалованиям и возвышавшимися над ними антеннами РЛС. Самолет направлялся в расчетную точку маневра (сбоку от цели на полтора радиуса разворота). Затем следовал набор высоты и расхождение веером при полном радиомолчании («Каждый воин знал свой маневр»), атака — с направления, обратного захода на цель.

Учитывались слабые места ЗРК «Хок»: растянутый цикл стрельбы — 41с (и только по одной воздушной цели), а также невозможность обстрела цели, сближавшейся со скоростью менее 170 км/ч. Подобные обстоятельства определяли скоротечность групповой атаки. В общей сложности по самым «опасным» целям — стартовым позициям ЗРК у линии фронта было нанесено около ста ударов. Потери — четырнадцать самолетов, которые разделились между МИГ-17 и Су-7Б примерно поровну. Характерны причины потерь: три самолета сбито зенитными ракетами, четыре столкнулись с землей на маршруте полета и семь сбиты «Миражами»при отходе от цели. Судить об эффективности ударов трудно, поскольку контроль не велся, а оценка по докладам летчиков — мероприятие сомнительное. Во время операции «Буря в пустыне» пилоты многонациональных сил «сбили» в своих донесениях столько самолетов, сколько не было у противника.

Из опыта боевого применения МИГ-17 в войне на Ближнем Востоке были извлечены уроки, которые сводятся к следующему. Страна, военная доктрина которой не отрицает участия в локальных конфликтах, должна иметь самолет-штурмовик целевого назначения. Сухопутные войска во всех малых войнах начинали с того, что требовали немедленной помощи с воздуха.

Кроме того необходимо совершенствовать программу и методику подготовки летного состава, осваивающего сложные виды боевого применения в рамках задачи поддержки сухопутных войск. Вариант боксера-заочника здесь не подходит. Развернувшиеся в 70-х — 80-х годах очередные малые и средние вооруженные конфликты лишь подтвердили выводы, сделанные во время войны над Суэцким каналом.

Уголок неба. 2004 (Страница: Дата модификации: )

Истребитель МиГ-17 – на пути к сверхзвуку

Реактивные двигатели дали новый толчок развитию авиации. Только что о скорости звука нельзя было и помыслить – и вдруг она оказалась совсем близко. Казалось, что новым реактивным истребителям, и МиГ-15 в том числе, не хватает только немного тяги, чтобы выйти на сверхзвук.

В действительности преодолеть барьер оказалось сложнее, и даже усовершенствованный МиГ-17 не стал по-настоящему сверхзвуковым истребителем. И если МиГ-15бис прославился в боях с равными противниками в небе Кореи – то «семнадцатый» пришлось воевать уже с машинами нового поколения, до которого сам не дотягивал. И показательно то, что воевал он с ними достойно.

Читать еще:  Файлы Проект 1155 "Фрегат" ("Удалой") - БПК

История создания

Полёты на истребителях Миг-15 выявили, что максимальная скорость нового самолёта вплотную приближается к звуковой. Перевалить за барьер, впрочем, не удавалось, а управлялся истребитель на околозвуковых скоростях откровенно плохо. Построенный в 1949 году Миг-15ЛЛ уже смог перевалить за звуковой барьер в пикировании (с высоты в 12 км).

Но даже еще раньше, в начале того же года, стартовали работы по проектированию истребителя, превосходящего «пятнадцатый» по лётным качествам на высоких скоростях. Прототип будущего МиГ-17, с удлинённым фюзеляжем и крылом увеличенной стреловидности, поднялся в воздух осенью 1949 года.

Весной 1950 года самолёт разбился – дальнейшие испытания показали, что на большой скорости начинается флаттер стабилизатора, приводящий к разрушению оперения.

На государственные испытания истребитель отправили в 1951 году. Максимальная скорость нового самолёта выросла, увеличилась и дальность полёта. А вот манёвренность всё же ухудшилась, но большим недостатком это не сочли, в том же 1951 году МиГ-17 приняли на вооружение.

Конструкция

По конструкции истребитель МиГ-17 – классический моноплан со средним расположением крыла. Фюзеляж – типа «полумонокок», двухлонжеронное крыло – с двойной стреловидностью. Стреловидным выполнено и хвостовое оперение, причём рули высоты установлены не на фюзеляже, а на стабилизаторе. Для удобства доступа к двигателю фюзеляж состоит из двух секций, соединённых по технологическому разъёму. По бокам фюзеляжа установлены тормозные щитки.

В носовой части фюзеляжа находятся пушечная установка, радиоэлектронное оборудование и носовая стойка шасси. Герметичная кабина лётчика оснащалась креслом-катапультой, фонарь кабины имел жидкостный противообледенитель. В хвостовой части находились топливные баки и двигатель.

Первоначально на МиГ-17 устанавливался турбореактивный двигатель ВК-1А, на модификации МиГ-17Ф – его вариант с форсажной камерой. Двигатель имеет центробежный компрессор, одноступенчатую турбину и девять камер сгорания. Воздухозаборник двигателя находился в носу самолёта, для огибания кабины он разделялся на два канала. Помимо двух баков в фюзеляже, ещё шесть баков находились в крыльях. Дополнительные баки могли подвешиваться под крыльями.

Для связи на МиГ-17 использовалась радиостанция РСИУ-3.

В состав навигационного оборудования входили радиокомпас, радиовысотомер и аппаратура для слепой посадки. Позже на самолёты стали монтировать систему предупреждения об облучении радаром и ответчик системы «свой-чужой».

Вооружение МиГ-17 унаследовал от предшественника – это были две 23мм пушки НР-23 и 37мм пушка Н-37. Боезапас 37мм пушки – 40 выстрелов, 23мм орудий – по 80 выстрелов на каждую. Все три пушки устанавливались на одном лафете, который можно было опускать вниз для технических работ. Большинство истребителей оснащалось коллиматорными прицелами АСП-3Н.

Под крыльями можно было подвесить две бомбы весом 250 кг. Прицел АСП-4Н, оснащённый радиодальномером, на вооружение был принят, но фактически на «семнадцатый» устанавливался редко.

Модификации

С 1954 года в серию пошёл МиГ-17Ф – его двигатель имел форсажную камеру, а длина хвостовой части фюзеляжа уменьшилась. При этом выросшие за счёт форсажа максимальные показатели сочетались с упавшей крейсерской скоростью – тяга на бесфорсажном режиме упала.

Применение МиГ-17 в качестве перехватчика ограничивали его возможности по поиску цели – так появился МиГ-17П, оснащённый радаром «Изумруд».

37мм пушка с перехватчиков обычно снималась. После начала выпуска самолётов с двигателем ВК-1Ф в серию пошёл и перехватчик МиГ-17ПФ. Его впервые в СССР вооружили ракетами «воздух-воздух» К-5.

После передачи МиГ-17 в истребтельно-бомбардировочные части ассортимент их вооружения расширился. Стали устанавливаться неуправляемые ракеты калибра 212мм. Разведчик МиГ-17Р оснащался установленными вместо 37мм пушки фотоаппаратом и магнитофоном.

Боевое применение

В Корею самолёт попасть не успел – даже советские ВВС начали массово перевооружать им только в 1953 году. С 1954 года МиГ-17 участвовали в перехватах (не всегда удачных) НАТОвских разведчиков, а уже в 1955 году в части стал поступать по-настоящему сверхзвуковой МиГ-19. Таким образом, основным истребителем и перехватчиком ВВС СССР МиГ-17 был очень недолго. С конца 50-х годов самолёты стали переделывать в штурмовики и передавать в истребительно-бомбардировочную авиацию.

Первой настоящей войной для истребителя МиГ-17 стал Суэцкий кризис, в котором их применяла египетская авиация.

Впрочем, достоверной информации о боях и потерях нет до сих пор. В КНР МиГ-17 использовали в боях с силами Чан Кайши, но главным эпизодом, разумеется, стала война во Вьетнаме. Там уже порядком устаревший истребитель внёс важнейший вклад в историю боевой авиации, доказав, что отказ от пушечного вооружения был преждевременным.

Самолёты не могли ввязываться в бой с современными истребителями, вооружёнными управляемыми ракетами. Зато американцам было нечего противопоставить внезапной атаке с пушечным огнём.

К концу 60-х годов «семнадцатый» окончательно перешёл в разряд самолётов для «развивающихся стран». Получила такие машины и Нигерия. В ходе очередного витка гражданской войны полковник Оджукву провозгласил создание национального государства народа игбо – Биафры. Это «незапланированное» народное движение почти никто не поддержал, и вскоре нигерийские МиГ-17 уничтожили авиацию Биафры, состоящую в основном из легкомоторных самолётов и устаревших бомбардировщиков.

В 1973 году «семнадцатые» ещё применялись в арабо-израильских войнах, но уже в качестве штурмовиков.

Для ведения воздушного боя им уже не хватало маневренности. В 70-х годах МиГ-17 был одним из самых распространённых реактивных истребителей в мире. Сейчас он всё ещё числится на вооружении северокорейской авиации. На территории России самолёт можно встретить в основном в виде памятника.

Читать еще:  Характеристики С-200 - зенитно-ракетный комплекс

Тактико-технические характеристики

Истребитель МиГ-17 целесообразно сравнивать с поздними модификациями американского истребителя F-86. Ещё ближе к советскому истребителю был французский «Мистэр» IV концерна «Дассо». Рассмотрим основные ТТХ самолётов.

МиГ-17 — возможности и боевое применение легендарного самолета

МиГ-17 стал одним из самых распространенных истребителей в мире. Самолет стал результатом дальнейшей модернизацией модели

. Истребитель МиГ 17 представляет собой среднеплан нормальной схемы, в которую входит один двигатель в хвостовой части фюзеляжа, стреловидное крыло и оперение. На основе МиГ-17 был построен первый советский истребитель-перехватчик МиГ-17ПФУ, вооружение которого состояло из четырех управляемых ракет класса «воздух-воздух». Несмотря на то, что уже в середине 60-х годов МиГ-17 считался устаревшей машиной для СССР, он отлично показал себя в период Вьетнамской войны.

Осенью 1951 года правительство Союза приняло решение о серийном производстве обновленных на то время самолетов МиГ-17. Публике машина была представлена 20 июня 1953 года на воздушном параде, который проходил в Тушино. Успех модели повлек за собой импорт в другие страны – более 30 стран Азии, Европы, Африки и Ближнего востока взяли истребитель на вооружение ВВС.

МиГ-17 широко применялся на протяжении 1950-1980-х годов. Изначально самолет производился в России (зафиксировано 8000 истребителей), но позже производство открыли и в Польше, там он получил обозначение Lim-5. Затем выпуском занялся и Китай – на вооружение пошла модель J-5. В Судан, Танзанию, Бангладеш и Пакистан самолет экспортировался под обозначением TF-5 и FT-5. Сегодня подтверждено, что с заводов всего мира вышло более 11000 истребителей МиГ-17 и различных модификаций.

Технические и летные характеристики истребителя МиГ-17

Многие данные были сохранены за счет бережного хранения всех документов о разработке, главную роль сыграли чертежи. Габаритные характеристики самолета:

  • Длина – 11,26 м;
  • Высота – 3,80 м;
  • Размах крыла – 9,63 м;
  • Площадь крыла – 22.60 м3;
  • Масса пустого истребителя – 5430 кг.
  • Двигатель – ТРД ВК-1А ОКБ;
  • Максимальная тяга – 26,5 кН (2700 кгс);
  • Максимальная скорость у земли – 1100 км/ч;
  • Максимальная скорость на высоте 3000 метров – 1145 км/ч;
  • Максимальная скорость на высоте 10000 метров – 1071 км/ч;
  • Скорость посадки 170-190 км/ч;
  • Посадочная скорость — 170—190 км/ч.
  • Практическая дальность на высоте 12 км – 1160 км на форсаже, 1240 км – без форсажа;
  • Макс. эксплуатационная перегрузка – 8;
  • Практический потолок без форсажа – 16000 м;
  • Практический потолок на форсаже – 15100 м;
  • Длина пробега – 820-850 м;
  • Длина разбега – 590 м.

В вооружение классической модели МиГ-17 входит одна пушка Н-37 на 40 патронов и две пушки НР-23 на с 160 патронами. Также на самолет могут подвешиваться ПТБ с емкостью 400 литров или бомбы калибра 50-100 кг, которые устанавливались за счет балочного крепления между шасси, что демонстрируют и чертежи. Кабина пилота в этой модели стала более практичной и безопасной. В МиГ-17 и последующих модификациях использовалась герметическая кабина вентиляционного типа. Для улучшения обзора летчика сдвижная часть оснащена перископом. При нажатии ручек пилот покидает самолет в катапультном кресле.

Боевое применение

Первое боевое применение стало в начале его освоения строевыми пилотами в 1956 году, когда СССР пытался выполнить перехват высотных американских разведчиков U-2 и RB-57. 4 июля 1956 года – это знаменательная дата для истребителя, так как именно в этот день МиГ-17 впервые отправился на боевое задание – перехватить RB-57. Попытка была неудачной – один истребитель вернулся из-за неожиданной поломки, а второй продолжал погоню, но нехватка топлива вынудила пилота повернуть, как результат – разведчик ушел.

Осенью этого же года самолетам нашли новое боевое применение – конфликт в Египте, где истребитель МиГ-17 столкнулся со своим первым полноценным противниками – французскими истребителями Ураган и Дассо Мистэр IV. Нужно отметить, что в Египте использовалась модификация МиГ-17Ф. ВВС Египта получила только 12 самолетов, основной силой были самолеты МиГ-15бис. В дальнейшем МиГ-17 нашел применение во Вьетнаме, где он столкнулся с врагом – с американским Фантом. Об одном эпизоде из этой войны была составлена легендарная песня.

Были попытки организовать применение истребителя и в ударных задачах. Так, 19 апреля 1972 года два самолета отправились во внезапную атаку на американские эсминце. Для США это была первая атака, которой подвергся её флот, со времен второй мировой. Результат у боя был равным: один эсминец был поврежден от бомбы МиГ-17, но при этом зенитная ракета поразила один из истребителей и сбила его.

Легендарный самолет закончил свой путь и сейчас покоится в военно-исторических музеях. У МиГ-17 есть огромное количество модификаций для разных целей: в некоторых последующих модификациях появились и лыжные шасси.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: