1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Исторические сведения Як-1 — истребитель

Истребитель Як-1 ОКБ Яковлева

История создания истребителя Як-1

9 мая 1939 года ОКБ А.С.Яковлева приступило к разработке легкого истребителя И-26 или Я-26. Главным конструктором выступил К.А.Вигант, ведущим — К.В.Синельщиков. Изначально планировалось установить на истребителе перспективный двигатель жидкостного охлаждения М-106, но разработка затянулась и его место занял менее мощный М-105П. Чтоб уложиться в исходные характеристики, пришлось переделывать конструкцию с целью её облегчения, что не замедлило сказаться и на дальности полета и на оборудовании.

13 января 1940 года истребитель И-26 впервые поднялся его в небо, а 29 мая 1940 года, с некоторыми доработками, самолет был передан на государственные испытания. Производство истребителя планировалось развернуть на заводах №292 в Саратове и №301 в Химках, и уже в июне 1940 года первые машины стали поступать в войска, под тем же индексом — И-26, несмотря на то, что войсковые испытания машины были завершены только через полгода, уже в 1941 году.

Чертеж истребителя Як-1

Хорошо известное нам наименование Як-1 истребитель И-26 получил только в декабре 1940 года.

Описание конструкции истребителя Як-1

«Простой как топор» — пожалуй наилучшее описание И-26, будущего истребителя Як-1. Хотя основу конструкции составляла сваренная из стальных трубок рама, основные поверхности самолеты были выполнены из дерева, а хвостовая часть была сделана и вовсе из натянутого на каркас полотна. Дюрали в конструкции Як-1 было совсем немного — из неё была выполнена только передняя часть фюзеляжа.

Крыло истребителя было деревянным с обшивкой из фанеры, оклееной полотном. Шасси убирающееся, трёхопорное, с хвостовым колесом (во время войны выпускался вариант с лыжным шасси).

Силовая установка состояла из поршневого V-образного 12-цилиндрового двигателя жидкостного охлаждения ВК-105П с трёхлопастным винтом изменяемого шага. Запуск двигателя осуществлялся сжатым воздухом. Топливо размещалось в крыле в 4 протектированных баках.
Вооружение состояло из 20-мм мотор-пушки ШВАК и 2 синхронных 7,62-мм пулемётов ШКАС, установленных в фюзеляже над двигателем. На Як-1Б вместо пулемётов ШКАС слева устанавливался один 12,7-мм пулемёт УБС. Под крылом могли устанавливаться направляющие для РС-82 и бомбодержатели.

Если не считать неприятности с двигателем и как следствие — необходимость заменить металл на полотно, конструкция Як-1 была очень удачной, с чистыми формами и хорошей центровкой.

Истребитель Як-1 – прошедший всю войну

Когда опытный И-26 – предок серийного Як-1 – проходил испытания, вряд ли кто-то мог предвидеть, какая славная судьба уготована этому самолёту. Прототип дважды «заваливал» государственные испытания, не показывал заявленных характеристик, его конструкция постоянно дорабатывалась, а на авиазаводах за этими доработками не успевали.

Но в итоге самолёт Яковлева оказался настолько хорош, что не потерял боевой ценности даже до 1945 года. А если бы модернизированный Як-3 сохранил название Як-1М, то можно было бы утверждать, что «единичка» вообще была одним из лучших истребителей в мире.

История создания

До конца 30-х годов Александр Яковлев не строил боевых самолётов. Его «вотчиной» считались лёгкие многоцелевые «авиетки» и гоночные самолёты, выпускавшиеся под маркой АИР. Однако в 1939 году он неожиданно построил и представил скоростной бомбардировщик ББ-22. На первомайском параде ББ-22 впечатлил руководство и лично Сталина настолько, что КБ Яковлева поручили не только запустить бомбардировщик в серию, но и заняться разработкой нового истребителя.

Уже 9 мая (занятное совпадение) конструкторам выдали задание на разработку самолёта, тогда называвшегося И-26. При этом амбиции сдерживало требование максимально сократить использование в конструкции алюминия. Кроме того, перспективный двигатель М-106 ещё не был готов. Тем не менее, к концу года первый И-26, выкрашенный в ярко-красный цвет с белыми полосами на стабилизаторе, был готов к полётам.

В январе 1940 года будущий Як-1 поднял в воздух лётчик Юлиан Пионтковский.

И уже через 20 минут мотор перегрелся. После установки другого маслорадиатора полёты продолжились.

Сорок третий вылет стал роковым и для прототипа, и для Пионтковского. Причину катастрофы так и не установили. К этому времени был уже готов второй И-26 с доработанным двигателем и усиленной конструкцией. НИИ ВВС всё-таки нашло истребитель слишком «сырым» для приёмки, но наркомат авиации потребовал передать самолёт на госиспытания. Их Як-1 не прошёл. Только третий прототип, испытывавшийся осенью 1940 года, наконец, справился с задачами.

Читать еще:  Характеристики Тесак пехотный солдатский обр. 1798 г.

И всё равно было сочтено, что передавать И-26 в боевые части без устранения недостатков нельзя. При этом решение об организации серийного производства самолёта приняли ещё в начале 1940 года (до гибели первого прототипа), а летом были собраны первые серийные истребители.

Конструкция

Основа фюзеляжа Як-1 – ферма, сваренная из стальных (с добавлением хрома и марганца) тонкостенных труб. Носовая часть этой фермы выполняла функцию моторамы. Гаргроты сверху и снизу фюзеляжа деревянные, стрингеры – из сосны. Обшивался каркас фанерой и полотном. Капот двигателя был дюралевым, из дюраля выполнялись и технологические люки в фюзеляже.

Силовой набор крыла истребителя – из дерева, обшивка – фанерная, крепящаяся к набору с помощью казеинового клея.

Цельнометаллическими были только посадочные щитки, элероны имели дюралевый каркас и обтягивались полотном. Хвостовое оперение Як-1 также выполнялось из дерева и обшивалось фанерой. Хвостовые рули – с полотняной обшивкой дюралевой основы.

Из-за того, что работы по двигателю М-106 не были окончены, прототипы, и первые серийные истребители Як-1 получили мотор М-105П. Этот 12-цилиндровый V-образный двигатель имел объём 35 литров и развивал мощность в 1100 л.с.

С 1941 года стал использоваться М-105ПА, отличавшийся большей надёжностью и беспоплавковыми карбюраторами, которые позволили совершать на истребителе перевёрнутые полёты. Топливо хранилось в 4 крыльевых протектированных баках. Маслорадиатор находился в тоннеле под двигателем, а радиатор охлаждения двигателя – в следующем тоннеле, уже под кабиной лётчика.

Управление элеронами и рулём высоты – с помощью жёстких тяг, рулём поворота – тросами. Стойки шасси убирались в крылья с помощью пневмоприводов, хвостовое колесо не убиралось. Навигационное оборудование истребителя состояло из радиополукомпаса РПК-10.

Радиостанций первые самолёты не имели, позже на каждый десятый истребитель стали монтировать радиоприёмник РСИ-4.

Только летом 1942 года он стал штатным оснащением. Передатчик РСИ-3 ставили на каждый десятый самолёт с радиоприёмником, а с конца 1942 года – на каждый второй. А вот количество Яков с радиополукомпасом постоянно сокращалось, с 1942 года он ставился только на перехватчики для ПВО.

Вооружение

Основным оружием истребителя Як-1 стала 20 мм пушка ШВАК, установленная в развале блоков цилиндров двигателя. Её боезапас насчитывал 110 снарядов, для стрельбы использовались бронебойно-зажигательные (стальные болванки) и осколочные (снаряжённые до 3 г взрывчатого вещества) снаряды. Над мотором устанавливались два пулемёта ШКАС калибра 7,62 мм, их общий боезапас составлял 1240 патронов.

Применялись в основном бронебойно-зажигательные пули, на реальных дистанциях боя пробивавшие броню около 7 мм, их трассирующие варианты и разрывные пули ПЗ. Последние неплохо повреждали деревянную и полотняную обшивку самолётов, но по металлической действовали гораздо хуже.

Впоследствии, на модификации Як-1Б, ШКАС заменили крупнокалиберным (12,7 мм) пулемётом Березина УБС. Его бронебойные пули позволяли эффективно пробивать бронеспинки и поражать протектированные баки, а разрывные пули МДЗ обладали достаточной мощностью, чтобы повреждать металлическую обшивку самолётов. Боезапас составлял 200 патронов. При этом увеличился (до 120 снарядов) и пушечный боекомплект.

На ранние Яки устанавливали ракетное вооружение – 6 подкрыльевых направляющих для запуска ракет РС-82. «Эрэсы» содержали около 300 г взрывчатого вещества, радиус сплошного осколочного действия составлял 6 м. При этом точность стрельбы была настолько низкой, что эффект получался скорее психологический. А пусковые направляющие ухудшали аэродинамику самолёта, и в итоге применение РС запретили.

С весны 1942 года на истребитель Як-1 также устанавливались два бомбодержателя для бомб калибром до 100 кг. Эффективность бомбометания оставляла желать лучшего, а держатели ухудшали лётные качества даже после сброса бомб. В итоге бомбодержатели в частях снимали, а затем выпуск «ударных» Як-1 прекратили. В 1943 году, впрочем, бомбодержатели вернули – к этому времени на вооружение поступили новые истребители, и Як-1 чаще стали использовать на вспомогательных ролях.

Для стрельбы использовался коллиматорный прицел ПБП-1, иногда самолёты оснащались упрощённым визиром ВВ-1.

Бомбометание (в случае установки держателей) производилось «на глазок».

Модификации

В период зимы 1941/42 гг. пытались наладить выпуск Як-1 с убираемым лыжным шасси. Однако скорость и маневренность упали настолько, что возросшее удобство эксплуатации эту переделку уже не оправдывало.

Кроме того, с самого начала производства самолёта развернулась настоящая борьба за улучшение его лётных характеристик. Одним из очевидных способов добиться такого результата стало снижение массы истребителя. С Як-1 снимали оба пулемёта, топливные баки заменяли обычными, без протектора. Однако вскоре после выпуска небольшой серии облегчённых самолётов был запущен в производство двигатель М-105ПФ. За счёт увеличенного давления наддува он развивал мощность в 1260 л.с.

Читать еще:  Видео ППД-34 - пистолет-пулемёт Дягтерёва образца 1934 года

С форсированным двигателем Як летал не хуже прототипа И-26, но при этом новый мотор легко перегревался и требовал пристального контроля за оборотами. Самолёты с двигателем М-105ПФ пошли в серию в июле 1942 года.

Следующим шагом стало улучшение аэродинамики истребителя. Уже осенью 1942 года появились первые самолёты с «облагороженными» контурами фюзеляжа и уменьшенными зазорами. С октября начался выпуск истребителей, получивших неофициальное обозначение Як-1Б. Аэродинамику дополнительно улучшили с помощью каплевидного фонаря и низкого гаргрота, а вооружение усилили пулемётом УБС.

Як-1 с двигателем М-105ПФ также выпускались в «облегчённом» виде, построили опытную серию в 20 машин.

Дальнейшая борьба за снижение массы и улучшение аэродинамики привели к созданию на базе Як-1 нового истребителя – Як-3. Модификацией Як-1 можно считать и учебно-тренировочный самолёт УТИ-26, ставший основой для другого истребителя – Як-7.

Боевое применение

Несмотря на то, что серийные Як-1 строились по чертежам первого, недоведённого прототипа, а конструкцию истребителя постоянно совершенствовали, начало войны вынудило наращивать объёмы производства. При этом вопросы доводки каждый завод фактически решал самостоятельно, и это могло приводить даже к невзаимозаменямости узлов самолётов разной сборки.

К июню 1941 года в строевых частях успели освоить всего сотню Як-1 – да и те были в основном уничтожены на аэродромах. Однако вскоре самолёты Яковлева стали главной силой истребительной авиации – они были простые в освоении и обслуживании, лёгкие в управлении. А по горизонтальной маневренности даже в «сыром» виде превосходили «Мессершмитты». У облегчённых самолётов с маневренностью было ещё лучше – даже Bf.109 новой серии G они превосходили не только на виражах, но и в скорости и скороподъёмности.

Самолётами Як-1 вооружили женский 586-й истребительный авиаполк, лётчицами которого были одержаны десятки воздушных побед.

Командир эскадрильи Ольга Ямщикова сбила 17 немецких истребителей, Лилия Литвяк и Екатерина Буданова, позже воевавшие в 296-м полку – 12 и 11. Истребители Яковлева выбрали для себя французские лётчики из эскадрильи «Нормандия-Неман». Организованный в СССР польский авиаполк тоже получил Як-1.

Выпуск самолёта прекратился только в 1944 году, когда многие истребители, разработанные до войны, уже «сошли со сцены». При этом Як-1 воевали до самого дня победы, а в эксплуатации находились даже до 1950 года.

Технические характеристики

Истребитель Як-1 ранних серий можно сравнить с основным (на тот момент) истребителем люфтваффе – 109м «Мессершмиттом» серии F. Интересно сравнить самолёт Яковлева и с его советскими «одноклассниками», разработанными в 1939-1940 гг.

Як-1. Первый самолет славной серии воздушных бойцов-истребителей Великой Отечественной войны

После гражданской войны в Испании стало очевидно отставание советского самолетостроения в истребителях. Были приняты меры по исправлению этого положения. Среди самолетов, разрабатываемых в СССР в предвоенные годы, больше всего было истребителей. В 1939 году 12 конструкторских бюро представили на испытания опытные образцы. Среди победителей оказался моноплан И-26 конструкции Александра Сергеевича Яковлева, позднее названный Як-1. Он стал первой боевой машиной, разработанной в ОКБ Яковлева, и положил начало целой серии самолетов, ставших основой советской истребительной авиации во время Великой Отечественной войны.

В СССР существовал серьезный дефицит дюраля. Большое его количество шло на изготовление тяжелых бомбардировщиков, поэтому конструкторам небольших истребителей и штурмовиков приходилось использовать в конструкции дерево, фанеру и полотно. Конструкцию самолета Як-1 сделали смешанной, то есть, в ее состав входило как металл, так и дерево с полотном. Силовой каркас фюзеляжа состоял из стальных труб, которые составляли единое целое с моторной рамой. Части каркаса соединялись при помощи сварки. Основными элементами силового каркаса машины были четыре лонжерона, связанные десятью рамами. Крыло истребителя было выполнено из дерева, оно имело трапециевидную форму с закругленными концами, и для простоты изготовления было сделано неразъемным. Силовой каркас крыла состоял из двух лонжеронов и набора нервюр и стрингеров. Обшивка крыла была выполнена из бакелитовой фанеры и полотна. Из дюраля были изготовлены каркасы элеронов и посадочные щитки, щитки, закрывающие ниши шасси. Двигатель жидкостного охлаждения М-105П конструкции Владимира Константиновича Климова допускал возможность установки авиационной пушки в развале цилиндров. Кабина пилота закрывалась фонарем, выполненным из плексигласа, его средняя часть сдвигалась назад по специальным полозкам. Место пилота было защищено бронеспинкой толщиной 9 мм. Прототип истребителя получил обозначение И-26, его первый полет состоялся 13 января 1940 года. За штурвалом находился летчик-испытатель Юлиан Иванович Пионтковский. Максимальная скорость И-26 на высоте 1000 метров составила 590 км/час.

Читать еще:  Новости Штык к пехотной офицерской фузее обр. 1746 г. (ранняя модификация)

Во время проведения второго испытательного полета произошла авария, пилот Юлиан Иванович Пионтковский погиб, а машина разбилась. Позже выяснилось, что катастрофа произошла из-за производственного дефекта. Однако, несмотря на катастрофу, ни у кого не возникали сомнения, что новый самолет действительно хорош. Было принято решение запустить И-26 в серийное производство еще до окончания государственных испытаний. Истребитель получил обозначение Як-1.

В сентябре 1940 года военные приняли первую партию из десяти новых машин, после чего они незамедлительно были отправлены на войсковые испытания. 7 ноября 1940 года пять истребителей Як-1 приняли участие в параде на Красной площади. В это самое время на заводах полным ходом шла доработка самолета: только с июня 1940 по январь 1941 года в чертежи машины были внесены более 7 тыс. изменений.

К началу войны советская промышленность смогла изготовить чуть более четырехсот Як-1, однако не все они были приняты военными. Только часть из этих самолетов находились в западных военных округах и были освоены летчиками. Истребитель Як-1 имел на вооружении авиационную пушку ШВАК калибра 20 мм и два скорострельных авиационных пулемета ШКАС винтовочного калибра 7,62 мм.

Первые полтора годы войны Як-1 был лучшим советским истребителем на фронте. Простой, дешевый, легкий в управлении, истребитель Як-1 обладал хорошими летными характеристиками и мощным вооружением. Наибольшее количество истребителей было выпущено в 1942 году – более 3500 самолетов. Летом 1942 года начался выпуск самолета Як-1б – модификации с более мощным форсированным двигателем М-105ПФ. Это позволило истребителю разгоняться практически до 600 км/час и выполнять вираж за 19 секунд. Кроме того, было усилено вооружение самолета — теперь оно состояло из двух пулеметов УБ конструкции Михаила Евгеньевича Березина калибра 12,7 мм и автоматической авиационной пушки ШВАК калибра 20 мм. После модернизации Як-1б получил возможность достойно сражаться с немецкими Ме-109 последних модификаций. Сильной стороной советского самолета был бой на горизонтали, в вертикальных маневрах Ме-109 превосходил Як-1. Кроме того, были внесены некоторые изменения в конструкцию истребителя — он получил новый фонарь, который обеспечивал достаточный обзор задней полусферы, а также переднее бронестекло.

Производство Як-1 было завершено в июле 1944 года, уже изготовленные машины еще какое-то время поставлялись в войска. Эксплуатация Як-1 продолжалась до самого конца войны. Многие советские асы сражались с врагом на истребителях Як-1 — первый Трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин, Дважды Герои Советского Союза Алексей Алелюхин, Павел Головачев, Султан Амет-хан, Сергей Луганский, Иван Степаненко и многие другие Герои Советского Союза. На истребителях Як-1 летал единственный в Советской Армии женский 586-й истребительный авиационный полк. На истребителях Як-1 вступил в бой французский истребительный авиационный полк «Нормандия-Неман».

Из нескольких предложенных на выбор марок истребителей, включая английские и американские, французские пилоты выбрали Як-1.

Як-1 вступил в бой с самого первого дня войны. В начале войны этот самолет был лучшим истребителем, которым располагала Красная армия. Одной из главных проблем с Як-1 – также как и со многими другими самолетами советских ВВС – была его недостаточная освоенность летным составом. Это была новая машина, которая начала появляться в строевых частях за несколько месяцев до начала войны. Переучиваться на новый истребитель летчикам пришлось уже во время боевых действий. Як-1 был очень прост в управлении, с ним не возникало проблем во время взлета и посадки. Однако одно дело просто поднять самолет и посадить его, и совсем другое – противостоять на нем в воздухе немецким пилотам на Мессершмиттах Ме-109, который по праву называют одним из лучших истребителей Второй мировой. И немецкие пилоты имели очень серьезную летную подготовку и высокую квалификацию.

Но в конечном счете простой в обслуживании и эксплуатации и дешевый в изготовлении Як-1 переиграл более сложный, дорогой и ресурсоемкий Мессершмитт Ме-109. И это было только начало.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector