1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Исторические сведения Тип «К» серия XIV — дизель-электрические подводные лодки

Содержание

Подводные лодки типа XIV

Подводные лодки типа XIV

Содержание

Предпосылки к созданию

Практически все основные воюющие страны в хо­де второй мировой войны привлекали свои подводные лодки для транспортных целей. Однако почти всегда это было связано со снабжением или эвакуацией от­дельных блокированных с суши гарнизонов, а также — с высадкой разведовательно-диверсионных групп. В отличие от других стран, Германия использовала подводные лодки для экономических связей с другими государствами, например, Японией, и для увеличения автономности боевых подлодок. Последнее было свя­зано с тем, что, израсходовав торпеды, лодки возвра­щались в базу не исчерпав всю автономность. Кроме этого, уже в 1942 году союзники сосредоточили достаточ­но мощные противолодочные силы на подходах к ба­зам германских подводных лодок, и их выход, а также возвращение стали наиболее опасной частью боевых походов.

На ранних стадиях войны немецкие подводные лодки заправлялись прямо в море, перекачивая горючее из трюмов танкеров. Но когда враг начал охотиться за ними, количество танкеров стало неуклонно сокращаться. Лишь с сентября 1940 года по апрель 1941-го были уничтожены пять таких кораблей, один из которых был водоизмещением 10 тысяч тонн. К Рождеству 1941 года потери стали настолько ощутимыми, что использование таких танкеров было прекращено, и в порядок дня стал вопрос об альтернативной системе заправки подлодок в море.

Ответом стала грузовая подводная лодка, которую на флоте окрестили «дойная корова» (Milchkuh). Водоизмещение таких подлодок класса XIV составляло 1688 тонн, дальность их плавания равнялась 12 300 милям, и, кроме собственных запасов топлива, они несли на борту до семисот двадцати тонн дизельного горючего. В 1941 году были заложены десять таких лодок, и в следующем году первая была спущена на воду. К месту обусловленной встречи с патрулями «дойная корова» доставляла топливо, торпеды, боеприпасы, свежие продукты, питьевую воду и медикаменты, а также забирала с лодки больных или раненых членов команды. Помимо всего прочего на подлодках данного типа были оборудованы собственными пекарнями, что позволяло снабдить моряков свежим хлебом, прямо в открытом море.

Среди действующих подводных лодок подавляющее большинство относилось к классу VII – водоизмещение пятьсот семнадцать тонн, дальность плавания до 7 тысяч миль. Но расстояние от Ориента до Галифакса, например, составляло 2500 миль, до Нью-Йорка – 3 тысячи миль, и едва только подлодке класса VII удавалось добраться до цели, как приходилось разворачиваться в обратный путь. «Дойные коровы» устранили этот недостаток, и, когда возникла настоятельная необходимость операций в прибрежных водах Америки, подлодки класса VII, благодаря «дойным коровам», получили возможность внести свой вклад.

Подробное описание ПЛ-танкеров, их свойств, принципов функционирования

Подводные танкеры XIV серии «Дойные коровы»(нем. Milchkuh)

Дизельное топливо, моторное масло, провиант, питьевая и дистиллированная вода, боеприпасы для палубной артиллерии и зенитных орудий, торпеды, почта, врачи для раненых, запчасти и даже некоторые ключевые узлы для поврежденных боевых ПЛ. Вот неполный список того, что доставляли во время Второй мировой войны транспортные ПЛ-танкеры для боевых ПЛ, стоявших на боевых постах в самых различных уголках Атлантики.

ПЛ-танкеры были кораблями специальной постройки, однако строились при использовании механизмов и различного оборудования, созданного для боевых ПЛ.

Для размещения необходимого количества топлива ПЛ-танкеры имели развитое межпалубное пространство. Перевозимые на «Дойных коровах» торпеды размещались в надстроечных пеналах — прочных подъемных контейнерах, а остальные передаваемые на боевые ПЛ сухие грузы — в отсеках прочного корпуса(ПК).

Читать еще:  Схемы Ка-26 - многоцелевой вертолёт

Торпедное вооружение на ПЛ-танкерах отсутствовали, в пользу увеличения грузоподъемности. В целях самообороны были установлены лишь несколько зенитных орудий.

ПЛ-танкеры были оборудованы специальными системами погрузки-разгрузки, транспортировки и передачи на боевые ПЛ топлива, смазочного масла и сухих грузов.

Полное заполнение танкера топливом, необходимом для боевых ПЛ и для нужд самого танкера, требовалось около 17 часов. Заправка танкера могла осуществляться как с береговых инфраструктур, так и с использованием нефтеналивных барж, по средствам 90-мм шланга.

  • Процесс передачи грузов на боевые ПЛ

Для передачи в открытом мере топлива и масла с танкеров на боевые ПЛ, на первых были предусмотрены устройства, каждое из которых состояли из двух шлангов: первый, диаметром 90-мм, для подачи топлива, второй, диаметром 65-мм, для подачи масла, длинной по 100 метров каждый. Оба шланга крепились бандажами к 96-мм манильскому тросу, который соединялся

Другие транспортные немецкие ПЛ

Предшественники серии XIV, транспортные подводные лодки типа «Deutschland»

Опыт создания транспортных подводных лодок, использовавшихся для торговли, доставки грузов и снабжения других подлодок,был для Германии не нов. Еще в первую мировую войну в этих целях использовались транспортные ПЛ типа «Deutschland» предназначавшиеся для скрытой от Франции и Англии перевозки стратегических ресурсов из США, которые первые три года не принимали участия в войне.

ПЛ данного типа были спроектированы с развитым междубортным пространством и обводами наружного корпуса, выбранными из условий обеспечения наилучших ходовых качеств ПЛ в надводном положении. Из восьми отсеков, на которые делилась ПЛ, два были грузовыми, объемом 450 м3. По высоте грузовые отсеки разделялись на верхнее помещение и трюмы. Верхнее помещение делилось на 3 отсека, каждый из которых для проведения погрузо-разгрузочных работ был оснащен люком диаметром около 1 метра и грузовой стрелой.

После вступления в строй в середине 1916 года, ПЛ «Deutschland»совершила два рейса в США до того, как эта страна в апреле 1917 года вступила в Первую мировую войну, как противник Германии.

В первом рейсе с 23.06.1917 г. по 02.08.1916 г. транспортная ПЛ доставила из Киля(Германия) в Балтимор(США) 200 т фармацевтических товаров, красителей и пр., а обратно в Германию было привезено стратегическое сырье — каучук и цветные металлы общей массой 782 тонны.

Второй рейс ПЛ «Deutschland» в США было совершен в октябре-ноябре 1926 г.

После вступления в войну США, необходимость в транспортных ПЛ практически отпала и находившиеся в постройке ПЛ этого типа достраивались как боевые ПЛ.

В феврале 1917 ПЛ «Deutschland» была переоборудована в боевую ПЛ U-155. При этом ее оснастили двумя ТА с 12 торпедами и двумя 150-мм орудиями.

В течении своих боевых 105-суточного походов к берегам Америки, общей протяженностью 10 220 мили, Германские ПЛ U-155 своими торпедами,артиллерией и подрывными зарядами потопили 19 судов противника суммарным водоизмещением 121 000 т.

В Германию ПЛ «Deutschland» вернулась 15.11.1918 года, а 24 ноября сдалась Великобритании.

Дальнейшая судьба ПЛ не ясна. По заявлению американского консула, датированного 27.06.1922 г., ПЛ «Deutschland» была продана с аукциона на слом.

Дизель-электрические подводные лодки типа S

Проектирование подводных лодок типа S было начато в соответствии с программой развития подводных сил британских ВМС, осуществлявшейся в начале 1930-х годов. Первоначально подводные лодки небольшого водоизмещения должны были строиться в весьма ограниченном количестве и предназначались для применения в акваториях Северного и Средиземного морей.

Однако Вторая мировая война кардинально изменила первоначальные планы: в итоге постройка подлодок семейства S в виде нескольких подтипов продолжалась полтора десятилетия, за которые промышленность сдала заказчику 62 субмарины. В годы войны подлодки типа S воевали на Европейском и Дальневосточном театрах военных действий. Последняя субмарина данного типа была списана в середине 1960-х годов.

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Подводные лодки типа S строились по трем основным модификациям (сериям). Третья модификация имела две подгруппы. В целом общими были конструктивное решение и расположение различных систем, оборудования и вооружения. Прочный корпус субмарины делился поперечными переборками на шесть отсеков (в трех из них находились спасательные аппараты Дэвиса), а в верхней его части имелась достаточно развитая надстройка с рубкой, перед которой располагалось артиллерийское орудие. Кроме того, все модификации были двухвальными и имели в целом схожую конструкцию главной энергетической установки (ГЭУ).

Читать еще:  Рисунки МиГ-29К - палубный истребитель-бомбардировщик

По ходу своей постройки и службы подлодки типа S постоянно подвергались различным усовершенствованиям. Так, на последних субмаринах применили не клепанный, а сварной прочный корпус, плюс к тому выросла емкость топливных цистерн. Начиная с 1940 года подлодки были приспособлены к постановке мин через носовые торпедные аппараты (12 мин взамен торпед).

МОДИФИКАЦИИ

В первую группу входили всего четыре субмарины, которые строились в период 1930-1933 годов. Они отличались от последующих вариантов меньшими водоизмещением, главными размерениями и экипажем. Фактически речь шла о подводных лодках, призванных действовать в ближней морской зоне. Следующая модификация подводных лодок типа S была представлена в два раза большим количеством кораблей. Они существенно отличались от предшествующего варианта рядом конструктивных особенностей. Например, отсутствовала кормовая цистерна плавучести, переборки были усилены, имелись два аварийных люка. Эти подлодки имели несколько большее водоизмещение и более низкий силуэт в надводном положении. Состав вооружения и емкость топливных цистерн были такими же, как у подлодок 1 -й серии. Постройка велась в период 1934-1937 годов на трех верфях.

В годы Второй мировой войны данные подлодки действовали преимущественно в водах, прилегающих к Британским островам, а одна субмарина, «Санфиш», была направлена на советско-германский фронт и до своей гибели воевала на Балтике. Всего войну пережили только две подлодки данной модификации: Силайон и Сивулф.

Самой многочисленной была третья модификация подлодок типа S. которая насчитывала 50 кораблей (постройка еще четырех субмарин была прекращена в связи с окончанием войны). Данные субмарины были самыми крупными и обладали более мощными дизелями, обеспечивавшими им более высокую скорость надводного хода (скорость подводного хода была несколько меньше), а больший запас топлива (58 т, на последних подлодках до 93 т) обеспечивал большую дальность плавания. Строительство подводных лодок данной модификации продолжалось в период 1941-1946 годов одновременно на четырех судоверфях.

Дизельный подводный флот России

Более ста лет в состав Российского флота входят подводные лодки. Именно дизельные подводные лодки были первыми, поступившими на вооружение Императорского флота еще до Первой мировой войны. Но и сейчас после появления атомных подводных лодок (АПЛ), которые превосходят дизель-электрические почти по всем параметрам, дизель-электрические подводные лодки (ДЭПЛ) остаются в строю, верфи строят новые. В этой статье попробуем рассмотреть что же из себя представляет дизельный подводный флот ВМФ РФ .

Все данные взяты из открытых источников. Проанализированы путем сопоставления и состыковки публикаций и поэтому носят примерный характер.

Дизель-электрические подводные лодки в отличии от атомных обладают меньшими размерами и это остается их плюсом. Там где АПЛ тесно и где для них нет задач, их место занимают дизель-электрические подводные лодки. ДЭПЛ предназначаются для уничтожения других лодок, надводных кораблей и судов противника, защиты портов и морских баз, морского побережья и морских коммуникаций, ведения разведки.

Поэтому в составе Черноморского и Балтийского флотов только дизельные лодки. На вооружении Северного и Тихоокеанского стоят подводные лодки обоих типов, ввиду огромных морских пространств. А вот Каспийская флотилия имеет только надводный флот.

  1. На 2019 год Северный флот имеет самое большое количество ДЭПЛ, это связано с важностью данного флота, он самый сильный в Российском ВМФ. Именно он обеспечивает прикрытие Арктики и наше присутстаие в Атлантике.

В составе Северного флота 9 ДЭПЛ, из которых семь проекта 877 «Палтус», одна проекта 677 «Лада» и одна эксперементальная проекта 20120.

  • Проект 877 «Палтус» достался нашему флоту от СССР, этот проект был кульминацией ДЭПЛ Советского ВМФ. Данные лодки были удачные, незря их построили несколько десятков, в том числе и на экспорт. Именно их на западе назвали «Черная дыра», за их потресающую малошумность. При водоизмещении до 3000 тонн, предельном погружении до 300 метров и экипаже в 57 человек, лодка была вооружена 18 торпедами или 24 минами в шести 533 мм торпедных аппаратах. Скорость порядка 20-21 узла.
Читать еще:  Файлы Проект 26 - крейсера типа «Киров»

1 узел равен 1.852 км в час

Лодка даннаго проекта была в строю всех четырех флотов Советского ВМФ и по наследству перешла России. Сейчас на Северном флоте 7 таких лодок.

«Новороссийск», «Вологда», «Ярославль», «Калуга», «Владикавказ», «Магнитогорск» и «Липецк»

Две из них в резерве и ждут утилизации. Все они постройки 80-х -начала 90-х годов и их ближайшее списание вполне предсказуемо.

Что же собой представляет собой самая новейшая ДЭПЛ России. Лодка стала меньше на несколько сот тонн, экипаж снизился до 35 человек, автономность осталась прежней-45 суток, скорость осталось прежней, а предельная глубина повысилась до 300м. Вооружение состоящие из 18 торпед или 44 мин (на проекте 877-24 мины), а также ракет Калибр, запускающихся через торпедные аппараты, которых попрежнему шесть.

Итого в составе Северного флота пять старых, две готовящихся к утилизации, одна в опытной эксплуатации и одна эксперементальная. Из позитивного что две-четыре лодки проекта 677 «Лада» вступят в строй в ближайшие лет пять-семь.

2. На данный момент самым мощным и современным подводным дизельным флотом обладает наш славный Черноморский флот. В строю здесь ДЭПЛ двух типов. Это ПЛ «Алроса» проекта 877 «Палтус» ( О данном проекте рассказано выше)

На данный момент в процессе модернизации и по некоторым публикациям будет переведена на Балтику по окончанию оной

А также 6 ПЛ проекта 636.3 » Варшавянка».

«Новоросийск», » Ростов-на-Дону», » Старый Оскол», » Колпино» , «Краснодар» и » Великий Новгород»

Проект 636 является дальнейшим развитием проекта 877 (ее экспортной можификации). Данный проект также перенял прозвище «Черная дыра». Для ВМФ России строиться последняя модификация под литерой «636.3». Они еще лучше тех, которые мы поставляли Вьетнаму, Алжиру, Китаю и возможно будем поставлять Индии.

  • Все шесть ПЛ построены сравнительно недавно, в период с 2014 по 2016 года, но уже не раз участвовали в учениях, переходах и боевых стрельбах из акватории Средиземного моря по боевикам в Сирии. Лодки данного проекта вооружены 18 торпедами 533 мм, часть которых может быть заменена минами или ракетами Калибр.

Запуск ракеты Калибр происходит через носовые торпедные аппараты

Экипаж 52 человека, автономность плавания 45 суток, предельная глубина погружения 300м, максимальная (подводная) скорость 20 узлов.

Данная бригада ДЭПЛ Черноморского флота патрулирует не только воды Черного моря, но и восточного Средиземноморья и появления там новых и современных ДЭПЛ усилило наш южный фланг.

3. Тихоокеанский флот охраняет самые большие морские просторы на востоке страны, огромные пространства от Чукотки до Приморья.

В составе флота семь ДЭПЛ проекта «Палтус» постройки 1988-1994г.г.

«Святой Николай Чудотворец», «Нурлат»,»Усть-Камчатск», «Усть-Большерецк», «Комсомольск-на-Амуре», » Краснокаменцк»

Одна из них уже в резерве ( «Святой Николай Чудотворец»). Оставшиеся шесть тоже старые и походили немало, именно поэтому после получения Черноморским флотом шести ДЭПЛ проекта 636.3, Министерство обороны заказало следующие шесть (бригадный комплект, если можно так сказать) именно для Тихоокеанского флота. Эти шесть лодок должны войти в состав флота в 2019-2022г.г

«Петропавловск-Камчатск», «Волхов», «Магадан», «Уфа», «Можайск», «?»

4. Балтийский флот обладает самым слабым подводным флотом. На вооружении всего две лодки проекта 877 «Палтус»

«Выборг» и «Дмитров»

Ну и как уже было сказано выше скорее всего после ремонта однотипная «Алроса» Чероморского флота также войдет в состав этой бригады ДЭПЛ.

Остается надеятся что следующие шесть «Варшавянок» после Тихоокеанского флота будут строить именно для Балтики.

Что молучаем а итоге. Все хорошо только на Черноморском флоте, Северный и Тихоокеанский флоты в стадии обновления, а вот с Балтийским флотом пока перспективы непонятны, возможно туда начнут переводить «Палтусы» с Тихого океана, которых будут вытеснять «Варшавянки», чтобы как-то сформировать полноценную бригаду из шести лодок. Но главное, что разработки и заказ новых ДЭПЛ идут.

Также предлагаю ознакомится со статьями на смежные темы:

Если Вам нравяться военные, исторические и политические обзоры подписывайтесь на канал и ставьте лайк

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector