Исторические сведения Т-90 «Владимир» — основной боевой танк
Содержание
Т-90 «Владимир» — основной боевой танк
Работы по совершенствованию танка Т-72Б, проводимые в КБ «Уралвагонзавода», привели к появлению новой модификации этой машины Т-72БМ. Танк получил встроенную динамическую защиту второго поколения, которая повысила живучесть машины в условиях воздействия на нее не только боеприпасов с кумулятивной боевой частью, но и бронебойных подкалиберных снарядов. В остальном, танк практически не отличался от своего предшественника.
Главный конструктор КБ УВЗ Владимир Поткин прекрасно понимал, что Т-72БМ по своей огневой мощи несколько уступает существовавшим на тот момент отечественным и западным образцам. Основным недостатком «семьдесятдвойки», по сравнению с другими машинами советского и зарубежною производства того периода, являлось отсутствие автоматизированной системы управления огнем (СУО). Очень простой и надежный прицельный комплекс 1А40-1 уже не обеспечивал соответствия современным требованиям, предъявляемых к танкам. В связи с этим было принято решение провести глубокую модернизацию Т-72БМ с целью повышения его боевой эффективности. Для увеличения огневой мощи танка планировалось установить на него новую СУО, которая смогла бы обеспечить показатели эффективности не ниже, чем на Т-80У. Не имея на тот момент ничего лучшего, чем уже отработанный на танках Т-80У и Т-80УД комплекс управления огнем (КУО) 1А45 «Иртыш», его установили на Т-72БМ. Такое решение к тому же значительно сокращало стоимость проведения модернизации машины и обеспечивало повышение степени унификации между отечественными танками. КУО доработали для функционирования совместно с автоматом заряжания, который несколько отличается от механизма заряжания Т-80У и Т80УД.
Доработанный комплекс получил обозначение 1А45Т. В январе 1989 г. танк «Объект 188» (так назывался опытный вариант модернизированной машины) был представлен на государственные испытания. В течение полутора лет машину обкатывали в Московской, Кемеровской и Джамбульской областях СССР, а также на полигоне Уралвагонзавода. Танки испытывались на предельных режимах. Опытные машины прошли более 14000 км, то есть межремонтный цикл до капитальною ремонта без каких бы то ни было серьезных поломок и отказов. 27 марта 1991 г. совместным решением Министерств обороны и оборонной промышленности танк был рекомендован для принятия на вооружение. Однако последующий период в жизни страны и выводы, сделанные по получении результатов боевого использования в операции «Буря в пустыне» танков типа Т-72, не дали возможности принять окончательное решение. К тому же, в декабре 1991 г. перестал существовать Советский Союз.
Несмотря на то, что иракские Т-72 во время операции «Буря в пустыне» в большинстве случаев уничтожались американцами путем сосредоточения на них огня различных средств, включая корабельную артиллерию и авиацию (всего за время этой операции боевые повреждения, выведшие танки из строя, получили только 14 иракских Т-72), учитывая этот опыт, в КБ УВЗ было принято решение повысить эффективность защиты «Объекта 188». На машину был установлен комплекс оптико-электронного подавления (КОЭП) ТШУ-1 «Штора-1» активного противодействия самым современным противотанковым средствам.
30 сентября 1992 г. первый в установочной серии «Объект 188» вышел в пробеговые испытания, а 5 октября 1992 г. вышло постановление Правительства РФ №759-58 о принятии на вооружение Российской армии танка Т-90 («Объект 188») и о разрешении продажи за рубеж его экспортного варианта Т-90С. Перед принятием машины на вооружение считалось, что в соответствии с ее обозначением в официальных документах «Танк Т-72Б усовершенствованный», танк будет принят под индексом Т-72БУ, однако Президент России распорядился присвоить танку собственное наименование — Т-90.
К середине 1998 г. было выпущено не более 150 серийных танков. Первой полк из 94 Т-90 получила 21-я Таганрогская Краснознаменная ордена Суворова мотострелковая дивизия Сибирского Военного Округа. Т-90 также поступили на вооружение 5-й гвардейской Донской танковой дивизии в Бурятии и 2-й Таманской мотострелковой дивизии. В общем, число Т-90 в российской армии к 2005 году не превышало 200 единиц.
Также, Т-90 состоит на вооружении Индии и Алжира.
Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознаного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответсвующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.
Рассказы об оружии. Танк Т-90 снаружи и внутри
Забавно, но Музей отечественной военной истории в Падиково Московской области – это единственное место, где Т-90 можно увидеть в качестве музейного экспоната.
Остальные собратья в той или иной степени боеготовности несут военную службу, причем в основном они это делают далеко за пределами России.
Из довольно приличного количества выпущенных танков, а Т-90/Т-90А было изготовлено около 625 единиц, Т-90С/Т-90СА — около 1500 единиц, всего 550 танков (в основном Т-90 и Т-90А) находятся в России, причем около 200 – на хранении. Остальные разбросаны по свету, причем, в свете удачного применения в Сирии, заключено договоров на 500 с лишним машин для Египта и Кувейта.
Тем не менее, до сих пор идут споры на тему что есть Т-90. Кто-то считает его шагом вперед, кто-то просто очередной модернизацией Т-72Б.
В действительности (как одно из мнений, да) Т-90 – это продолжение семейства машин Т-72 и Т-80. Именно так, потому что от Т-80 кое-что перешло, например, комплекс управления огнем (КУО) 1А45 «Иртыш», удачно совмещенный с автоматом заряжания танка.
Работы над машиной начались еще в конце 80-х годов прошлого века, а на вооружение танк поступил в 1992 году, уже в России.
Если посмотреть пристально, то фактически Т-90 не имеет особенных изменений по сравнению с базовыми моделями. Конечно, в танк Т-90 было внесено столько улучшений и модернизаций, например, улучшена система управления огнем, защита, броня стала многослойной и с встроенной динамической защитой.
Также на танк был установлен новейший комплекс оптико-электронного подавления (КОЭП) «Штора», который защищал машину от противотанковых средств, особенно имеющих лазерную головку наведения. Нельзя сказать, что новый танк стал прорывом, по своим техническим характеристикам, но защита и огневая мощь машины были увеличены.
Так что можно сказать, что Т-90 это глубокая модернизация Т-72Б, но глубокая настолько, что имеет право на имя собственное. После смерти в 2010 году Владимира Ивановича Поткина, главного конструктора танка, решением правительства Российской Федерации Т-90 было присвоено словесное название «Владимир».
Т-90 имеет классическую схему компоновки: в носовой части танка находится отделение управления, боевое отделение – посередине машины, а двигатель и трансмиссия – в корме танка.
Экипаж танка состоит из трех человек: в отделении управления находится механик-водитель, а командир и наводчик – внутри башни, слева и справа от орудия.
Основным вооружением Т-90 является гладкоствольная пушка калибром 125-мм. Орудие снабжено стабилизатором, работающим в двух плоскостях, имеет систему учета деформации ствола и систему откачки пороховых газов. Скорострельность пушки 8 выстрелов в минуту.
Т-90 также вооружен спаренным пулеметом 7,62-мм и 12,7-мм пулеметом «Утес» на башне в качестве средства ПВО.
Боекомплект танка составляет 42 выстрела и включает в себя различные виды боеприпасов:
бронебойные подкалиберные снаряды 3БМ42;
бронебойные кумулятивные снаряды 3БК29М;
осколочно-фугасные снаряды с электронным дистанционным взрывателем;
ПТУР 9М119.
Дальность стрельбы противотанковыми ракетами составляет от 100 до 5000 метров.
Система управления огнем. Все данные об обстановке, такие как дальность стрельбы, направление и скорость ветра, температура воздуха, положение танка учитываются, обрабатываются процессором. Наводчик просто должен навести прицел на цель и произвести выстрел. Танк оснащен ночным прицелом «Буран-ПА» и прицельным комплексом командира танка «Агат-С».
На Т-90 установлен четырехтактный 12-цилиндровый дизельный двигатель, на поздних модификациях машины он был заменен на более совершенный двигатель с турбокомпрессором, что позволило увеличить его мощность с 840 л.с. до 1000 л.с. Двигатель обеспечивает большую подвижность и маневренность танка, не зря Т-90 называют «русским летающим танком». Трансмиссия планетарного типа. Т-90 имеет 7 передач вперед и одну назад.
В конструкции Т-90 использована ходовая часть танка Т-72, поэтому что-то добавить сложно. Испытанная годами и конфликтами.
Танк Т-90 защищает его многослойная броня, со встроенной системой динамической защитой, КОЭП «Штора», которая защищает машину от противотанковых средств с полуавтоматической системой наведения или лазерным самонаведением. Датчики лазерного излучения обеспечивают его прием в радиусе 360°, данные быстро обрабатываются, и в нужном направлении выстреливается аэрозольная граната, блокирующая луч лазера. Также на танке используется современная система пожаротушения.
Слабым и уязвимым местом защиты танка Т-90 считается расположение топливной системы. Баки с топливом частично вынесены в боевой отсек и никак не отделены от экипажа. Еще одной проблемой защищенности этой машины является размещение боекомплекта внутри боевого отделения, при этом он также не изолирован от экипажа. Его подрыв гарантировано приводит к уничтожению танка, проверено в Сирии.
По удобству. Танк не тесный внутри, но на каждом квадратном дециметре что-то да будет размещено. Блоки, панели с кнопками и тумблерами, краны. Довольно напряженное хозяйство, если честно.
Если учесть то, что на последних модификациях Т-90АМ/СМ устанавливается современная СУО «Калина», включающая многоспектральные прицел наводчика, панорамный прицел командира с цифровым баллистическим вычислителем и комплектом датчиков условий стрельбы, то думаю, сопутствующих крутилок и нажималок стало еще больше.
В состав «Калины» интегрирован программно-технический комплекс (ПТК) взаимодействия танкового/мотострелкового батальона. Он позволяет объединить в единую информационную сеть все боевые и приданные машины подразделения, производить обмен информацией о местоположении любых боевых машин батальона и приданных ему сил, размещении противника, получать и передавать информацию в вышестоящие звенья управления.
Можно долго перечислять отличия Т-90С/Т-90МС от обычных Т-90, но по моему мнению, это уже другие танки, другого поколения. Много электроники, много независимости.
Насколько реально можно сравнить Т-90МС и Т-72Б3… Думаю, это должен сделать специалист. Мы же просто показали на примере базовой модели Т-90, что потенциал для модернизаций и дальнейшего развития у танка есть.
Основные ТТХ танка Т-90
Экипаж: 3 человека
Вес танка, т: 46,5
Мощность двигателя, л.с.: 800/1000 л. с. (дизель)
Запас топлива основной бак/навесные баки, л: 1200/400
Запас хода на основном баке/навесные баки, км: 550/200
Скорость по трассе, км/ч: 60
Скорость по пашне, км/ч: 50
Преодоление преград:
— угол подъема: 30 градусов
— барьер, м: 0,8
— ров, м: 2,8
— брод, м: 1,2 (1,8)
Вооружение
Гладкоствольная пушка 2А46М-2 калибр 125-мм
Дальность стрельбы, км: 5
Боекомплект, шт.: 42 (22 снаряда в автомате заряжания)
Скорострельность, выстр/мин.: 8
Типы боеприпасов: БПС, БКС, ОФС, УР
Спаренный с пушкой пулемет ПТКМ 7,62-мм, 2000 патронов
Крупнокалиберный пулемет КОРД 12,7-мм, 300 патронов
Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Танки
Т-90 «Владимир» — российский основной боевой танк. Создан в конце 1980-х — начале 1990-х годов как глубокая модернизация танка Т-72Б под названием «Т-72Б усовершенствованный», однако в 1992 году был принят на вооружение уже под индексом Т-90. После смерти Владимира Ивановича Поткина, главного конструктора танка, решением правительства Российской Федерации Т-90 было присвоено имя «Владимир».
В конструктивном плане танк Т-90 «Владимир» напоминает традиционный советский танк, характеризующийся высокой плотностью компоновки, использованием средств повышения защищенности (КОЭП, ДЗ), а также ракетно-пушечным вооружением. Отделение управления находится в лобовой части, боевое отделение — в центре корпуса, а моторно-трансмиссионное отделение занимает кормовую часть. Броневая защита машины резко дифференцирована. Лобовые части корпуса и башни изготовлены из многослойной композитной брони, некоторые элементы бортов и крыши башни, а также бортов корпуса выполнены из этого же материала.
За счет использования подобной брони защищенность танка сильно возросла по сравнению с базовой моделью. При обстреле танка бронебойными подкалиберными снарядами стойкость лобовой части корпуса равноценна 800—830-мм катаной броневой стали. При попадании машины под обстрел кумулятивными боеприпасами при наличии у танка встроенной динамической защиты стойкость корпуса и башни такая же, как и у 1150—1350-мм брони. Вместе с тем у Т-90 существуют и свои ослабленные зоны. Это прежде всего участок у смотрового прибора механика-водителя, где толщина брони уменьшена в связи с необходимостью выведения устройства на крышу, а также места на башне рядом с орудийной амбразурой.
Башня Т-90 имеет довольно низкую высоту и смещенную вправо командирскую башенку. На крыше башни могут быть установлены навесные блоки брони, представляющие собой дополнительную защиту от нападений с воздуха. Носовая часть машины оснащена остроугольным отвалом, на котором находится крепление для минного трала КМТ-4.
Встроенная динамическая защита состоит из восьми секций, расположенных на верхнем лобовом листе корпуса, семи блоков и одного контейнера — на лобовой части башни и двадцать контейнеров на крыше башни. Борта корпуса защищены шестью съемными экранами со встроенной динамической защитой. Т-90 оснащен также и активной защитой, включающей в себя комплекс оптико-электронного подавления «Штора-1», который направлен на защиту машины от воздействия противотанковых управляемых ракет. Составляющими комплекса являются: станция оптико-электронного подавления, отвечающая за защиту от ракет с полуавтоматической системой наведения и состоящая из двух инфракрасных прожекторов ОТШУ-1-7, двух модуляторов и пульта управления, и система постановки завес, противодействующая управляемым ракетам с лазерным самонаведением или полуавтоматическим наведением по лучу лазера, а также мешающая работе лазерных дальномеров и постановке дымовой (аэрозольной) завесы.
На Т-90 был установлен V-образный 12-цилиндровый четырехтактный дизельный двигатель В-84МС жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском топлива и приводным от двигателя турбонаддувом. Мощность силовой установки достигала восемьсот сорок л. с. Особые изменения не затронули трансмиссию и ходовую часть. Подвеску составляют шесть больших обрезиненных опорных катков, причем первые, вторые и шестые катки имеют амортизаторы. По бокам гусеницы защищаются экранами, наружная часть которых бронирована, а внутренняя обрезинена. В качестве основного вооружения Т-90 выступает 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М, которая установлена в спаренной с пулеметом установке в лобовой части башни и стабилизирована в двух плоскостях системой 2Э42-4 «Жасмин». Орудие оснащено автоматом заряжания, поэтому может вести огонь управляемым вооружением. Боекомплект пушки включает сорок два выстрела раздельно-гильзового заряжания, причем двадцать два располагаются в автомате заряжания, а двадцать — в укладках в корпусе и башне. По мере необходимости эти 20 снарядов могут быть вручную заправлены в автомат заряжания или непосредственно в пушку. Машина может производить стрельбу четырьмя типами боеприпасов: бронебойными подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами и управляемыми ракетами 9М119М.
Пушка способна производить восемь выстрелов в минуту при использовании автомата заряжания и два выстрела в минуту при ручной заправке. Запуск ракет осуществляется посредством пушки, а их наведение происходит по лазерному лучу в полуавтоматическом режиме. Система управляемого вооружения включает лазерный канал управления с баллистическим вычислителем, блок автоматики и выстрелов с управляемыми ракетами для танковой пушки. В качестве вспомогательного вооружения используются спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет ПКТ (или ПКТМ) и 12,7 мм зенитная пулеметная установка НСВТ «Утес», расположенная на командирской башенке. Наведение зенитного пулемета в горизонтальной и вертикальной плоскости производится посредством электромеханического привода.
Т-90 оснащен комплексом управления огнем 1А45Т «Иртыш». Наведение на цель пушки и спаренного пулемета производится с помощью информационно-вычислительного дневного комплекса наводчика 1А43 и комплекта автоматических датчиков. Кроме того, в распоряжении командира машины находится прицельно-наблюдательный комплекс ПНК-4С, включающий электронно-оптический дневной/ночной перископический наблюдательный прибор ТКН-4С, стабилизированный в двух плоскостях. Т-90 оснащен также УКВ радиостанцией Р-163-50У и приемником Р-163-УП.
По своей вооруженности машина не уступает своим зарубежным аналогам, более того, превосходит большинство моделей в возможности поражения небронированных целей, так как ее боекомплект включает осколочно-фугасные снаряды. Танк также имеет высокие показатели в поражении бронированных целей на больших дистанциях.
Однако у Т-90, как и у других советских танков, не на высоком уровне живучесть машины в боевых условиях. Не последнюю роль в этом играет плотная компоновка моторно-трансмиссионного отделения, в котором не остается места для топливных баков. В результате горючее частично расположено в боевом отделении, а частично в лобовой оконечности корпуса, где увеличивается риск их поражения огнем противника. Кроме того, баки не изолированы от экипажа, как не отделен и боекомплект. Именно поэтому при его детонации происходит практически полное уничтожение танка.
К достоинствам Т-90 можно отнести высокую защищенность благодаря мощной пассивной броне и новой динамической защите, сравнительно небольшую массу и размеры, что благоприятным образом отражается на подвижности, проходимости, маневренности машины, широкий ассортимент боеприпасов, использование средств противодействия высокоточному оружию, значительный потенциал для модернизации, успешную работу в большом диапазоне температур, а также достаточно низкую цену.
Усовершенствования этой машины еще не закончены. Так, в будущем планируется установить на этой машине более сильный дизельный двигатель В-99. Уже сейчас известно, что на выпускаемых машинах предприняты меры к снижению пожароопасности топливных баков, изменения коснулись и способы хранения боекомплекта: снаряды, оставшиеся вне автомата заряжания, теперь размещаются в специальных контейнерах, что уменьшает риск детонации. Автомат заряжания дополнительно защищен броней. Несмотря на довольно высокие качества танка, в 2007 г. Министерством обороны РФ было приобретено только 60 машин Т-90А. На 2015 г. планируется приобрести всего 217 танков.
- Т-90 — первая серийная модификация.
- Т-90С — экспортный вариант Т-90. На танке отсутствуют прожекторы ОТШУ Штора, вместо них установлены дополнительные блоки встроенной динамической защиты .
- Т-90К — командирский вариант Т-90, с дополнительным связным (радиостанция Р-163-50К) и навигационным оборудованием (ТНА-4-3).
- Т-90СК — командирский вариант Т-90С, с дополнительным связным и навигационным оборудованием.
- Т-90А — модификация Т-90 выпускается с 2004 года, установлен двигатель В-92С2 мощностью 1000 л. с., улучшено тепловизионное оборудование, установлена сварная башня вместо литой, новая система ППО.
- Т-90АК — командирский вариант Т-90А, с дополнительным связным и навигационным оборудованием, а также системой тактического управления боем и улучшена защита топливных баков. Находится на вооружении ВС России с 2006 года.
- Т-90СА — экспортный вариант Т-90А, с системой охлаждения аппаратуры ночного видения и доработанной системой обнаружения лазерного излучения, установлена новая система ППО. На танке отсутствуют прожекторы ОТШУ Штора, вместо них установлены дополнительные блоки встроенной динамической защиты .
- Т-90СКА — командирский вариант Т-90СА, с дополнительным связным и навигационным оборудованием и системой тактического управления боем «T-BMS».
- Т-90А (2006 год) — модернизация Т-90А: установлен тепловизионный прицел второго поколения «Эсса», улучшен автомат заряжания, бак увеличен на 100 литров
- Т-90АМ — новейшая модификация Т-90А. Заменена старая башня на новый боевой модуль с системой управления огнём «Калина» с интегрированной боевой информационно-управляющей системой тактического звена, новый автомат заряжания и модернизированная пушка 2А46М-5, а также дистанционно управляемая зенитная установка «УДП Т05БВ-1». Динамическая защита «Реликт». Применено управление на основе штурвала и система автоматического переключения передач с возможностью перехода на ручную. На танк устанавливается моноблочная силовая установка В-92С2Ф мощностью 1130 л. с., разработанная на базе В-92С2.
- Т-90СМ — экспортный вариант танка Т-90АМ.
- Экипаж: 3;
- Масса, кг: 46500;
- Длина, мм: 9530;
- Ширина, мм: 3460;
- Высота, мм: 2225;
- Максимальная скорость по шоссе, км/ч: 60;
- Мощность двигателя, л.с.: 840;
- Запас хода по шоссе, км: 550;
- Количество передач вперед: 7;
- Количество передач назад: 1;
- Вертикальная стенка, мм: 850;
- Калибр основного орудия, мм: 125;
- Калибр зенитного пулемета, мм: 12,7;
- Калибр вспомогательного орудия, мм: 7,62;
- Боекомплект в автомате заряжания, шт.: 22;
- Боекомплект основного орудия, шт.: 43;
- Боекомплект зенитного орудия, шт.: 300;
- Боекомплект вспомогательного орудия, шт.: 2000;
- Угол наведения по горизинтали, градус 360.
- Назад
- Вперёд