1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Исторические сведения Т-27 — танкетка

Танкетка Т-27 (СССР)

Характеристики танкетки Т-27

Принятые в конце 20-х годов программные принципы постройки бронетехники предусматривали разработку и выпуск малого разведывательного танка (танкетки), предназначенной для совместных действий с танками Т-18 (МС-1), а также для разведки и связи.

Создание танкетки Т-27

В 1927-1930 годах КБ Всесоюзного Орудийно-Арсенального объединения на базе танка Т-16 (предшественник танка Т-18) были спроектированы танкетки Т-17, Т-21, Т-23 и Т-25, также в 1930 г. в Англии были куплены танкетки «Карден-Лойд» Мк VI (26 штук, сов. обозначение 25-В или К-25) и лицензия на их производство. По плану, в течении 1930-31 гг. должны были быть построены 290 танкеток, а в дальнейшем их выпуск должен был составлять по 400 штук в год.

Впрочем, советские танкостроители не ограничились простым копированием английской машины. Инженеры КБ Завода № 37 (главный инженер Н. Козырев, ведущий инженер К. Сиркен) значительно переработали конструкцию танкетки. Были увеличены размеры корпуса, расширена колея, изменена ходовая часть, сконструирована установка для пулемета и внесен еще целый ряд доработок и изменений.

Машина так изменилась, что ей было присвоено новое обозначение Т-27, под которым она и была принята на вооружение РККА приказом Реввоенсовета СССР от 13 февраля 1931 года.

Описание конструкции танкетки Т-27

Корпус танкетки состоял из броневых катаных листов, соединявшихся заклепками и частично электросваркой. Для посадки экипажа на крыше имелось два прямоугольных люка, закрываемых изнутри крышками. Наблюдение за полем боя велось через смотровые щели, расположенные в верхнем лобовом и бортовых листах корпуса. Листы корпуса, по высоте до 400 мм от днища, соединялись с применением холщовых прокладок, чем обеспечивалась водонепроницаемость корпуса машины при преодолении брода.

Танкетка была вооружена 7,62-мм пулеметом ДТ образца 1929 года. 28 магазинов для пулемета располагались на стеллажах, установленных в патронных коробках, и подавались для заряжания специальным тросовым механизмом.

Танкетки-Т-27, парад на Красной площади

Модификации и развитие Т-27

Военные старались расширить тактические возможности танкетки. На ее базе в 1931 году были созданы малые самоходно-артиллерийские установки, вооруженные 37-мм пушками Гочкиса.

В 1932 году в опытном порядке на танкетку в место пулемета была установлена огнеметная установка, в которой огнесмесь выбрасывалась с помощью сжатого воздуха. Дальность огнеметания составляла 25 метров. Модель испытывали в 1932 году, а в 1935 году была выпущена серия из 164 огнеметных танкеток.

В течение 1933-1934 годов специальное конструкторское бюро завода «Красный Путиловец» спроектировало самоходную установку с 76-мм пушкой КТ года на базе танкетки Т-27. Пушка устанавливалась на одной танкетке, а боекомплект и орудийный расчет перевозился на другой.

В 1933 году была разработана и изготовлена САУ с 76-мм безоткатной пушкой Курчевского. В этой установке все части, кроме сопла и лотка, были закрыты броней. Полигонные испытания она выдержала и была допущена к войсковым, но последние дали отрицательные результаты, так как пушка имела плохие баллистические качества, сильно демаскировала себя во время стрельбы и была небезопасна в обращении.

Кроме того, КБ Гроховского разработало проект вооружения танкетки Т-27 двумя неуправляемыми реактивными снарядами. Снаряды крепились по бортам корпуса, пуск осуществлялся изнутри боевого отделения.

Несколько танкеток герметизировали и оснастили комплектом приборов для преодоления водных преград под водой.

В 1935 году на военных маневрах демонстрировалось транспортирование по воздуху танкеток Т-27, подвешенных к тяжелым бомбардировщикам ТБ-1 и ТБ-3.

Боевое применение танкетки Т-27

В начале 30-х годов танкетки Т-27 весьма успешно применялась в Средней Азии в борьбе с басмачами, однако к концу 30-х годов их боевая эффективность уже не отвечала требованиям времени и их вывели из боевого состава, используя в основном для подготовки танкистов. После небольшой переделки, Т-27 стали вполне успешно использовать в качестве тягачей для пушек калибров 37 мм и 45 мм.

На 1 января 1941 года в войсках еще оставалось 2157 танкеток Т-27, часть из которых приняли участие в боевых действиях начального периода Второй Мировой войны.

источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет

Рассказы об оружии. Танкетка Т-27

Зачем вообще эта странная штука вообще была придумана? Нечто такое среднее между вполне себе сформировавшимся к тому времени танком и бронеавтомобилем, который стоял на вооружении армий уже не один десяток лет. Три, если так.

Все просто. Военная мысль не стояла на месте, и опыт Первой Мировой войны показал, что обычная кавалерийская разведка – это, конечно, классика, но… Иногда неплохо, когда разведку можно осуществить в условиях определенной защиты разведчиков.

Авиация? Да. Когда она есть под рукой и позволяют погодные условия. Кавалерия? Да. Если нет противодействия. Бронеавтомобиль? Да, теплее, но автомобиль, тем более, отягощенный броней, пройдет далеко не везде.

Вот и нарисовался портрет легкого бронированного транспортного средства на гусеничном ходу, вооруженный хотя бы пулеметом и с противопульным бронированием.

Короче, танкетка в 20-30 годах прошлого века считалась вполне себе логичным средством проведения разведки.

Читать еще:  Модификации Проект 11711 - большие десантные корабли

Командование РККА не осталось в стороне от мировых течений, и тоже решило принять на вооружение такую вещицу. Полезную, как считалось в теории.

За основу взяли, как было модно в то время, английскую танкетку «Карден-Лойд» Мк VI. В 1929 году государственная комиссия под руководством И. А. Халепского закупила образец танкетки и документацию.

Танкетка английская, скажем так, не блистала. Это было очевидно даже с точки зрения неизбалованных советских военных. Поэтому, если пулеметный двухбашенный танк Т-26 был почти полной копией «Виккерса шеститонного», то Т-27 весьма отличалась от английского прообраза.

В целом, «Карден-Лойд» была изрядно переработана и в 1931 году как танкетка Т-27 была принята на вооружение РККА.

Т-27 имела коробчатый корпус, собранный из катаных броневых листов на заклепках. Фордовский двигатель от «ГАЗ-АА» мощностью 40 л.с. советские инженеры смогли запихнуть между местами механика-водителя и пулеметчика. Благодаря этому удалось резко сократить длину корпуса, что сказалось на маневренности и проходимости.

Вообще в конструкции максимально использовались узлы и механизмы серийно выпускавшихся советских автомобилей, что сделало танкетку весьма недорогой в производстве.

Выпускали Т-27 недолго, около двух лет. Но учитывая все вышеперечисленное, за эти два года было выпущено 3342 машины. Т-27 использовались в разведывательных подразделениях общевойсковых и танковых соединений, стояли на вооружении воздушно-десантных бригад, где с ними проводились широкомасштабные эксперименты по десантированию парашютным и посадочным способом.

Танкетка была вооружена 7,62-мм пулеметом ДТ, боекомплект которого составлял 2520 патронов в 40 дисках.

Диски размещались в бортовых коробках корпуса. Для стрельбы использовался простой механический прицел. На танкетках первого года выпуска пулемет устанавливался на специальном лафете, обеспечивавшем вертикальное наведение пулемета и связанным с педалью подъема и специальным сектором, что теоретически давало возможность ведения зенитного огня.

Впоследствии от этого отказались и установка пулемета производилась в специальном фланце, обеспечивавшем более удобное наведение пулемета, как по вертикали, так и по горизонтали, а также лучшую защиту стрелка от пуль и осколков.

На базе танкетки был создан первый советский огнеметный танк ХТ-27. Огнесмесь выбрасывалась с помощью сжатого воздуха на дальность до 25 метров. В середине тридцатых на базе танкетки была создана легкая самоходная артиллерийская установка, вооруженная 76-мм динамо-реактивной пушкой Курчевского, но в серию не пошла, как, впрочем, все «гениальные» творения Курчевского.

Были предприняты попытки установить на Т-27 еще более мощное вооружение, в том числе 37-мм пушку Гочкиса и 76,2-мм пушку, но от них пришлось отказаться, так как шасси не выдерживало увеличившуюся массу машины. Более того, испытания показали, что легкая (меньше 3 тонн) танкетка просто теряла устойчивость при стрельбе из орудия такого калибра.

Кроме того, в крошечном корпусе танкетки не хватало места для хранения боеприпасов к пушке. Да что говорить, конструкторы не смогли найти места для размещения радиостанции, и вроде бы разведывательная машина была лишена возможности передачи разведанных данных.

Связь могла осуществляться только с другими экипажами посредством флажных сигналов. Но для РККА того времени это было нормально.

Ходовые качества Т-27 тоже были не совсем однозначны. С одной стороны, очень простая и надежная конструкция, не требующая особых навыков и умений в обслуживании. С другой стороны, проходимость была ниже среднего. Узкие гусеницы не позволяли легко преодолевать болота, грязь и глубокий снег.

Было также признано, что легкому танку/танкетке просто необходимы вращающаяся башня и способность преодолевать водные преграды вплавь. Так на базе Т-27 и с учетом опыта ее эксплуатации был создан легкий плавающий танк Т-37. Но это уже совершенно другая история, факт в том, что все семейство советских легких плавающих танков было создано основываясь на опыте использования Т-27.

А что прикажете делать, если больше ничего не было? Впрочем, Гудериан тоже фактически на пустом месте свои стратегии разрабатывал. И ничего, получилось. То же самое получилось и у наших конструкторов танков.

В целом, к 1933 году в танковых войсках РККА было сформировано 65 батальонов по 50 танкеток в каждом. Т-27 даже успела повоевать. Танкетки оказались весьма полезны при подавлении банд басмачей в Средней Азии в 30-е годы.

Были испробованы и возможности десантирования танкетки. В 1935 году была опробована воздушная транспортировка танкеток Т-27, подвешенных к тяжелым бомбардировщикам ТБ-3.

Устройство, с помощью которого осуществлялась подвеска, разработал изобретатель А. Ф. Кравцев. С помощью этого устройства танкетки Т-27 не только подвешивались под самолетами, но и сбрасывались с малой высоты на землю.

К 1941 году Т-27 были признаны устаревшими и удалены с передовой. Есть данные об их использовании в боях в 1941 году, но это были просто попытки использовать все, что имелось под рукой.

Если рассматривать вопрос серьезно, то боевые возможности танкетки Т-27 были невелики. Ее броня пробивалась с дистанции порядка 200-300 м бронебойными немецкими винтовочными пулями калибра 7,92-мм, более того, такая пуля вполне могла вывести танкетку из строя.

Если же говорить о противотанковых ружьях типа трофейного польского ружья Марошека или собственного PzB 39, не говоря уже о противотанковых пушках, то здесь вообще было без шансов.

Противопоставить было нечего, потому Т-27 постепенно выводилась из состава частей.

Читать еще:  Характеристики Штык-нож к автоматам АКМ и АК-74

Однако это не значит, что танкетку списали в утиль. Вышеперечисленные качества относительно дешевизны и легкости в обслуживании, сделали Т-27 вполне себе неплохим артиллерийским тягачом.

Кроме того, Т-27 вполне можно было использовать для патрулирования, охраны штабов, как бронированный тягач и транспортер. Немцы, которые вообще не гнушались ничем попавшим в их руки использовали попавшие к ним любые трофеи для охраны мостов, аэродромов, для борьбы с партизанами.

Не стану произносить фразу «для своего времени». Танкетка Т-27, какой бы она не была по сути, являлась некоей стартовой платформой для появления целого семейства танков. Возможно, не стоило ее выпускать в таких количествах, это явно было излишне, но такова была общая тенденция в то время. Гигантомания…

Но повторюсь, работы с маленькой танкеткой позволили натаскать конструкторов до создания вполне себе больших танков. Главное, как говорится, начать.

Танкетка Т-27. Тактико-технические характеристики

Боевая масса: 2,7 т

Размеры:
Длина: 2600 мм
Ширина: 1825 мм
Высота:1443 мм

Экипаж: 2 человека

Вооружение: 1×7,62-мм пулемет ДТ
Боекомплект: 2500 патронов

Бронирование (лоб корпуса): 10 мм

Двигатель: карбюраторный «Форд-АА», мощность 40 л.с.

Максимальная скорость: 40-42 км/час
Запас хода: 110-120 км

Как я уже говорил, база Т-27 стала полигоном для отработок разных по назначению машин.

ХТ-27. Химический, то есть, огнеметный танк. Пулемёт оставлен. Добавлен ранцевый огнемёт, посылающий огнесмесь на 25 метров за счет сжатого воздуха. Переоборудовали 12 машин.

ТТ-27. Телеуправляемая танкетка. Несла заряд взрывчатки и дистанционно подрывалась в стане врага. Могла так же распылять отравляющие вещества или, наоборот проводить дегазацию местности. Построили 5 экземпляров.

КТ-27. Проект САУ с 76-мм полковой пушкой. Пушка устанавливалась на одной танкетке, а боекомплект и расчёт перемещались на другой. Такое разделение создавало угрозу отрыва в бою расчёта и боеприпасов от своего орудия. Было выпущено 3 опытных образца. Машина оказалась перегруженной и не могла двигаться вне дорог. Проект был остановлен.

Т-27 (танкетка снабжения) По бортам танкетки были установлены два боковых кармана, предназначенные для транспортировки 40 патронных ящиков (880 кг) и 24 снаряженных пулемётных дисков.

МЗ-27. Минный заградитель. Пулемёт не снимался, загружалось 170 минам, уложенными в барабан массой 480 кг. Выпущено не менее 5 МЗ-27.

Т-27ПХ. Танкетка «подводного хождения», оснащенная воздухозаборником, с герметизированным корпусом и измененной конструкцией выхлопной трубы. Танкетка преодолевала по дну водные преграды глубиной до 3 метров и могла находиться под водой до 30 минут. Изготовлен 1 опытный образец.

АС-Т-27 — аэродромный тягач на базе Т-27, оснащённый автомобильным стартёром КАС-2 для запуска авиационных двигателей. Переоборудовали от 3 до 10 машин.

Можно только удивиться тому, сколько работы было проделано с одной танкеткой.

Источники:
М. Барятинский. «Танкетка Т-27 и другие».
М. Свирин. «Броня крепка. История советского танка 1919-1937».

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Т-27 — танкетка

Еще в ходе Первой Мировой войны, помимо тяжелых танков, предназначенных для прорыва укрепленных полос, появилась потребность в более легких и быстроходных машинах, способных сопровождать пехоту и кавалерию при дальнейшем развитии операции уже в глубине обороны противника. Первыми образцами таких машин стали французский «Рено FT 17» и английский Mk.A «Уипетт». Помимо развития быстроходных легких танков дальнего действия, появилась и необходимость в малом сверхлегком танке для разведки и связи — танкетке.

Первую танкетку построил в 1924 году английский майор инженерных войск Дж.Мартел из запасных частей обычных гражданских машин в своей собственной опытной мастерской. Это была одноместная легкобронированная машина, вооруженная пулеметом и оснащенная маломощным двигателем. На испытаниях она развила скорость до 24 км/ч, преодолевала значительные подъемы. Почти одновременно с Мартелом небольшую одноместную танкетку построил английский инженер Дж.Карден. Эта машина, в которой водитель-стрелок размещался в положении лежа, имела еще больше недостатков, чем танкетка Мартела, и в армии не применялась.

Учтя недостатки первых моделей, конструкторы начали работать над двухместными машинами, которые окончательно были готовы и поступили на испытания в 1927 году. Работы над двухместными танкетками объяснялись сомнениями конструкторов, сможет ли один человек сочетать в себе одновременно функции водителя, стрелка и наблюдателя. Этот вопрос в результате решился в пользу экипажа, состоящего как минимум из двух человек. Наиболее удачной оказалась двухместная танкетка, которая прошла через целый ряд усовершенствований и окончательно оформилась только к 1929 году как танкетка «Карден-Ллойд» Mk.IV. Выпускалась она заводом «Виккерс-Армстронг». Танкетки «Карден-Ллойд» Mk.IV закупили 16 стран мира, в том числе Польша, Италия, Чехословакия, Франция, Япония, Китай, Канада, Бельгия и Египет.

Во Франции в тот период уделялось мало внимания созданию танкеток, однако успехи англичан заставили французов активизироваться. В 1929 году в Рейле была создана одноместная танкетка Сабатэ. В обычных условиях эта машина перевозилась на грузовом автомобиле, а в бою передвигалась своим ходом, управляемая водителем-стрелком в положении лежа при помощи ножных педалей и ручного газа. При отсутствии вражеского огня он мог управлять танкеткой и сидя, пользуясь вторым комплектом педалей. Приобретение в Англии лицензии на производство танкеток «Карден-Ллойд» определило новую тенденцию развития этих машин во Франции. Так, в 1933 году был изготовлен танк снабжения “Рено UE”, который затем превратили в типичную танкетку.

В итальянской армии состояла на вооружении танкетка, называемая малым танком «Фиат-Ансальдо» CV-3/33 (1931 год). В Польше — разведывательный танк TK-3 (1931 год) и затем с 1934 года — TKS. В Чехословакии фирмой «Шкода» выпускалась танкетка MU-4. В Японии применялась танкетка «Карден-Ллойд» Mk.VIb, оснащенная системой дымопуска.

Читать еще:  Модификации ИСУ-130 - 130-мм самоходная артиллерийская установка

В Советском Союзе проект первой танкетки, названной «Щитоноска», разработал инженер Максимов в 1919 году. В машине, вооруженной одним станковым пулеметом, водитель-стрелок располагался в положении лежа.

Принятые в конце 20-х годов программные принципы постройки бронетехники предусматривали разработку и выпуск малого разведывательного танка (танкетки), предназначенной для совместных действий с танками Т-18, а также для разведки и связи.

В 1927-1930 годах КБ Всесоюзного Орудийно-Арсенального объединения (ВОАО) на базе танка Т-16 (предшественник танка МС-1) были спроектированы танкетки Т-17, Т-21, Т-23 и Т-25. Машины Т-17 и Т-23 имели неплохие для своего времени тактико-технические данные, но требовали длительного времени на доводку перед запуском в серийное производство. Т-23 предусматривалась в двух вариантах — безбашенном и с башней кругового вращения. Спроектированная затем танкетка Т-25 являлась вариантом дальнейшего развития танкетки Т-17.

В 1930 году СССР закупил в Англии танкетки “Карден-Лойд” Мк.VI (приблизительно 26 штук), которые в Советском Союзе получили обозначение 25-В (или К-25), а также лицензию на их крупносерийное производство. По плану, в течении 1930-31 гг. должны были быть построены 290 танкеток, а в дальнейшем их выпуск должен был составлять по 400 штук в год.

Советские танкостроители не ограничились простым копированием английской машины. Перед началом крупносерийного выпуска инженеры КБ Завода №37 (главный инженер Н.Козырев, ведущий инженер К.Сиркен) значительно переработали конструкцию танкетки. Были увеличены размеры корпуса, расширена колея, изменена ходовая часть. Была сконструирована установка для пулемета и внесен еще целый ряд доработок и изменений. При внесении изменений в конструкцию учитывались взгляды Советских военных на ее боевое применение, географические и климатические условия. В связи с тем, что конструкция танкетки заметно изменилась, ей было присвоено новое обозначение “Т-27”, и она была принята на вооружение РККА приказом Реввоенсовета СССР от 13 февраля 1931 года.

Производство танкетки было организовано на подмосковном заводе имени С. Орджоникидзе.

В начале 30-х годов танкетки весьма успешно применялась в Средней Азии (пустыня Каракум, Гурьевская область) в борьбе с “басмачами”. В конце 30-х годов танкетки вывели с первой линии и использовали главным образом для подготовки танкистов. После небольшой переделки, Т-27 стали использовать в качестве тягачей для пушек калибров 37 и 45 мм.

На 1 января 1941 года в войсках еще оставалось 2157 танкеток Т-27, часть из которых приняли участие в боевых действиях начального периода Второй Мировой войны.

Военные старались расширить тактические возможности танкетки. На ее базе в 1931 году были созданы малые самоходно-артиллерийские установки (САУ), вооруженные 37-мм пушками Гочкиса. В 1932 году в опытном порядке на танкетку в место пулемета была установлена огнеметная установка, в которой огнесмесь выбрасывалась с помощью сжатого воздуха. Дальность огнеметания составляла 25 метров. Модель испытывали в 1932 году, а в 1935 году была выпущена серия из 164 огнеметных танкеток. В течение 1933-1934 годов специальное конструкторское бюро завода “Красный Путиловец” спроектировало самоходную установку с 76-мм пушкой КТ года на базе танкетки Т-27. Пушка устанавливалась на одной танкетке, а боекомплект и орудийный расчет перевозился на другой.

В 1933 году была разработана и изготовлена САУ с 76-мм динамореактивной (безоткатной) пушкой Курчевского. В этой установке все части, кроме сопла и лотка, были закрыты броней. Полигонные испытания она выдержала и была допущена к войсковым, но последние дали отрицательные результаты, так как пушка имела плохие баллистические качества, сильно демаскировала себя во время стрельбы и была небезопасна в обращении.

Кроме того, КБ Гроховского разработало проект вооружения танкетки Т-27 двумя неуправляемыми реактивными снарядами. Снаряды крепились по бортам корпуса, пуск осуществлялся изнутри боевого отделения. Несколько танкеток герметизировали и оснастили комплектом приборов для преодоления водных преград под водой.

Осенью 1935 года на военных маневрах демонстрировалось транспортирование по воздуху танкеток Т-27, подвешенных к тяжелым бомбардировщикам ТБ-1 и ТБ-3.

Т-27 применяли при ликвидации последних басмаческих банд в песках Каракумов. Ее использовали для сопровождения конницы и в качестве штабной машины. В 1933 году производство танкеток прекратилось — они оказались слишком уязвимыми для огня даже стрелкового оружия. К такому же выводу пришли и иностранные специалисты после того, как «Карден-Лойды» не выдержали испытания в деле. Опыт некоторых малых войн (между Боливией и Парагваем в 1932-1935 годах, Италией и Абиссинией в 1935 году) подтвердил: танкетка как форма защиты и механизации пехоты себя не оправдала.

И все же, помимо недостатков, решивших судьбу Т-27, у этой машины были подкупающие достоинства: простота и неприхотливость, миниатюрность, позволявшая воздушную транспортировку и действия на малоудобной для техники местности (например, в лесу). Именно танкетка Т-27 дала толчок к развитию малых, транспортабельных танков, танков-амфибий и бронетранспортеров.

Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознаного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответсвующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector