4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Исторические сведения Су-20 и Су-22 — истребители-бомбардировщики

Сухой «Су-17/Су-20/Су-22», Истребитель-бомбардировщик

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

В 19б5г. в ОКБ им. П. О. Сухого приступили к созданию нового истребителя-
бомбардировщика с изменяемой геометрией крыла на базе хорошо зарекомендовавшего себя СУ-7. В 1967г. опытный экземпляр нового самолета, под обозначением СУ-7ИГ, был показан публике на воздушном параде “Домодедово. В 1970г. новая машина, получившая название СУ-17, была принята на вооружение. Главным отличием от своего предшественника стало крыло изменяемой геометрии.

Для упрощения конструкции и быстрейшего запуска в серийное производство, поворотными выполнили только концевые части крыльев (подвижная часть крыла была установлена примерно на половине каждой консоли). В результате проведенные доработки (в сравнении с СУ-7) не привели к существенному изменению технологии производства. В первых модификациях СУ-17 предназначался для поражения наземных, надводных и воздушных целей, а также ведения тактической воздушной разведки (разведывательное оборудование размещалось в контейнерах под крылом).

Начиная с модификации СУ-17М4 снижение требований к скоростным характеристикам истребителей-бомбардировщиков, предназначенных преимущественно для действий на малых высотах с околозвуковой скоростью, позволило отказаться от регулируемого воздухозаборника. В результате проведенной модернизации максимальная скорость снизилась с 2300 км/ч у СУ-17М3 до 1850 км/ч у СУ-17М4. Положительной стороной модернизации явилось существенное облегчение и упрощение конструкции планера. Самолет оснащен трехстоечным шасси с одинарными баллонами на колесах. Применение пневматики низкого давления позволило эксплуатировать самолет с аэродромов, имеющих травяное покрытие. Кабина пилота оборудована катапультируемым креслом К-36 класса 0-0. Фонарь На фонаре кабины расположен перископ для обзора задней полусферы. Самолет для уменьшения длины пробега снабжен тормозным парашютом.

Установленный на СУ-17М3 прицельно-навигационный комплекс КН-23, включающий в себя лазерный дальномер “КЛЕН-ПС”, стрелково-бомбардировочный прицел АСП-17БЦ-8 и радиовысотомер РВ-5, позволяет выполнять полет со сверхзвуковой скоростью на малых высотах в автоматическом режиме. Серийный
выпуск СУ-17 осуществлялся с 1970г. по 1990г.

СУ-17 активно использовался в боевых действиях в Афганистане, в ряде арабо-
израильских конфликтов. Помимо стран СНГ СУ-17 состоит на вооружении Германии, Чехословакии, Венгрии, Польши, Кубы, Индии, Ирака и ряда других стран.

Размах крыла 10 – 13.7 м
Длина самолета 19 м
Высота самолета 5 м
Масса 16.4 – 19.5 т
Двигатели 1 ТРД АЛ-21Ф3
Тяга 1150 кгc
Потолок высоты 16.5 м
Максимальная скорость 1850 км/ч
Экипаж 1 человек
Вооружение: 2х30-мм пушки НР-30, УР “воздух-воздух”, УР “воздух-земля”, НУР, бомбы (корректируемые, кассетные, ядерные)
Дальность полета 2300 км
Год принятия на вооружение 1970

Исторические сведения Су-20 и Су-22 — истребители-бомбардировщики

Су-17 — редкий пример в истории военного авиастроения, когда на базе истребителя 2-го поколения, созданного в середине 1950-х годов, удалось создать удачный боевой самолет нового поколения, сохранившийся на вооружении до 90-х годов. Разработка проекта глубокой модернизации истребителя-бомбардировщика Су-7Б, заключающейся, в первую очередь, в применении крыла изменяемой стреловидности, значительно улучшающего взлетно-посадочные характеристики, началась в 1964 году, а 2 августа 1966 г. модернизированный самолет С-22И, переоборудованный из Су-7Б, совершил первый полет (летчик-испытатель — B.C. Ильюшин). В 1970 г. серийное производство истребителей-бомбардировщиков, получивших обозначение Су-17, развернули на заводе в г. Комсомольске-на-Амуре, где раньше строили самолеты Су-7Б. В том же году первые 10 новых истребителей-бомбардировщиков поступили в Центр боевого применения ВВС в г. Липецке.

Читать еще:  Статьи Шашка драгунская офицерская обр. 1881/1909 гг.

Последний российский летающий Су-17. Фото сделано на праздновании 75-летия КнААПО.

Дальнейшим развитием этого самолета стал Су-17М (С-32М), оснащенный новым двигателем АЛ-21Ф3. Кроме того, модернизированный истребитель-бомбардировщик получил топливные баки увеличенной емкости. Был создан экспортный вариант самолета — Су-20. В декабре 1973 г. налетные испытания вышел истребитель-бомбардировщик Су-17М2 (С42) с навигационным комплексом КН-23, лазерным дальномером «Фон» и другим усовершенствованным БРЭО. Это потребовало удлинения на 200 мм носовой части фюзеляжа. Несколько позже на С42 установили доплеровский измеритель скорости и сноса ДИСС-7, расположенный в обтекателе под воздухозаборником (этот вариант получил обозначение Су-17М2-Д). Серийный выпуск Су-17М2 осуществлялся в 1975— 1977 гг. Для поставок на экспорт был создан вариант этого истребителя-бомбардировщика — Су-22 с двигателем Р-29БС-300, унифицированным с двигателем наиболее массового советского серийного самолета 70-х годов МиГ-23, широко поставлявшегося в зарубежные страны.

Несмотря на постоянное совершенствование истребителя-бомбардировщика Су-17, в его конструкции сохранялись некоторые недостатки предшественника — Су-7Б. В частности, нарекания летчиков вызывал неудовлетворительный обзор из кабины, затруднявший поиск и опознавание наземных целей. Это обусловило начало в 1977 году работ по созданию двух новых модификаций — одноместного истребителя-бомбардировщика и двухместного учебно-боевого самолета. При этом более приоритетным считался УБС: строевые летчики полков, оснащенных Су-17, по-прежнему продолжали выполнять тренировочные полеты на устаревших Су-7УБ, имеющих характеристики, существенно отличающиеся от характеристик новых истребителей-бомбардировщиков.

Су-17МЗ на Поклонной Горе

На учебно-боевом самолете Су-17УМ (С52У) полностью перепроектировали носовую часть фюзеляжа, придав ей больший угол наклона вниз. Кроме того, был увеличен объем фонаря кабины, что потребовало и изменения формы гаргрота. Другим нововведением стало применение унифицированного катапультного кресла К-36Д, разработанного в НПО «Звезда» (С52У стал первым самолетом, оснащенным этим креслом). Комплекс оборудования Су-17УМ остался практически тем же, что и на С32М2. На «спарке» была демонтирована левая пушка, а в комплексе управляемого вооружения остались лишь УР Х-25 и Р-60.

Хотя Су-17 имел возможность ведения воздушного боя против западных самолётов третьего поколения, он, как и его предшественник Су-7, никогда не использовался в качестве истребителя.

Су-17 в музее техники. Тольятти

«Боевое крещение» Су-17 состоялось очень рано — в 1973 году. В составе ВВС Сирии к моменту начала Октябрьской арабо-израильской войны имелись 15 новейших Су-20, применявшихся наравне с Су-7. Сирийские самолёты понесли в этой войне тяжёлые потери — было сбито 8 Су-20, то есть половина имевшегося парка.

Су-22М Польских ВВС

Второй раз сирийские Су-17 (теперь в модификации Су-22М) применялись в боевых действиях в июне 1982 года во время вторжения Израиля в Ливан. Обстоятельства их применения достаточно противоречивы; известно, что они выполнили всего один групповой боевой вылет (10 самолётов), причём потери оказались катастрофическими (7 самолётов). Согласно информации В. Марковского, этот вылет был совершён 11 июн с целью уничтожения Израильского командного пункта; несмотря на потери, авиаудар был успешным, в результате него погиб израильский генерал Иекутиэль Адам. Эта информация, однако, противоречит официальным данным о гибели командующего Западным направлением генерала Иекутиэля (не Иегуды) Адама, согласно которым он погиб в столкновении с палестинскими боевиками возле Дамура.

Читать еще:  Модификации ТТ - самозарядный пистолет

Су-22 Ливийских ВВС

Су-17 был единственным советским боевым самолётом, участвовавшим в Афганской войне от начала и до конца. Основными модификациями были истребитель-бомбардировщик Су-17М3 и разведчик Су-17М3Р. В первый год войны применялись ранние Су-17 и Су-17М, а в 1988 году в Афганистане появились Су-17М4. Самолёты применялись очень широко, хотя во второй половине войны были несколько потеснены штурмовикам Су-25. Потери, поначалу очень небольшие, заметно выросли после появления у моджахедов переносных зенитно-ракетных комплексов, особенно «Стингер». Точное число потерянных в Афганистане Су-17 неизвестно, однако предполагается, что их было не менее 30 машин, то есть около четверти от общих потерь ВВС СССР. Кроме того, Су-17 в экспортных модификациях был одним из двух основных боевых самолётов ВВС Афганистана (наряду с МиГ-21). Сообщалось, что три афганских «Сухих» были сбиты пакистанскими истребителями F-16 в районе афгано-пакистанской границы.

После падения правительства Наджибуллы в 1992 году характер гражданской войны в Афганистане значительно изменился. В условиях фактического отсутствия центральной власти самолёты национальных ВВС приходили в негодность из-за нехватки запчастей и низкого уровня техобслуживания. Однако занявшее Кабул в 1996 году движение Талибан получило некоторое число боеспособных самолётов, включая Су-22. Они использовались для бомбардировок позиций Северного Альянса до 2001 года, когда были уничтожены на аэродромах американской авиацией в ходе операции «Enduring Freedom»

Иракские Су-20 и Су-22 применялись в войне против Ирана (1980—1988). По иронии судьбы, 44 иракских самолёта этого типа были перегнаны в Иран во время войны в Персидском заливе (1991) для сохранения от ударов американской авиации; после завершения войны Иран не вернул эти самолёты их законному обладателю. Американские истребители F-15 сбили четыре «Сухих» во время перелёта и ещё два — в марте 1991 года после завершения боевых действий, когда ВВС Ирака участвовали в подавлении шиитского восстания на юге страны.

ВВС Анголы использовали Су-22 против партизан УНИТА в ходе гражданской войны в стране. Два перуанских Су-22М были сбиты во время короткой пограничной войны с Эквадором в 1995 году. Ливийские «Сухие» бомбили позиции проправительственных сил во время гражданской войны в Чаде в 1980-е годы. 19 августа 1981 года два ливийских Су-22 были сбиты американскими перехватчиками F-14 во время облёта кораблей 6-го флота США. Известно, что самолёты из состава ВВС Йемена совершали боевые вылеты в ходе гражданской войны 1994 года; также отмечены вылеты и потери в 2009 году в ходе конфликта с шиитскими боевиками.

bmpd

Известный болгарский авиационный эксперт Александр Младенов любезно предоставил нашему блогу фотографии польских истребителей-бомбардировщиков Су-22 и пояснил текущую ситуацию с парком этих самолетов в ВВС Польши.

Читать еще:  Новости Проект 11540 «Ястреб» - многоцелевые сторожевые корабли типа «Неустрашимый»

Учебно-боевой самолет Су-22УМ3К ВВС Польши (с) Alexander Mladenov / Aero

По словам А. Младенова, остатки некогда могучего польского флота самолетов этого типа, которых насчитывалось 90 единиц одноместной модификации Су-22М4 и 20 двухместных Су-22УМ3К, в настоящее время находятся в составе 21-й тактической авиационной базы (ТАБ) ВВС Польши в Свидвине. В ее боевом составе имеются самолеты с продленным ресурсом и прошедшие модернизацию, которые отличаются своим серым камуфляжем, и несколько машин, не прошедшие этих процедур, покрытые зелено-коричневым камуфляжем и чье списание запланировано на конец 2016 – начало 2017 года. После чего в составе части будут находится только модернизированные Су-22, включая 12 одноместных и шесть двухместных самолетов, чью эксплуатацию планируется осуществлять до 2025 года. К этому времени министерство национальной обороны Польши предполагает получить на вооружение самолеты нового поколения, тендер на закупку которых планируется провести в период между 2019 и 2022 годами.

(с) Alexander Mladenov / Aero

21-я ТАБ включает в себя три эскадрильи – 40-ю, 1-ю и Обеспечивающую эскадрилью. Основная задача базы – обеспечивать подготовку молодых летчиков, окончивших польскую Академию ВВС в Деблине, где они проходят обучение на реактивном учебно-тренировочном самолете PZL TS-11 Iskra. Первая группа молодых выпускников академии приступила к полета на учебно-боевых Су-22УМ3К в 2012 году, а в 2017 году они должны получить статус полностью подготовленных пилотов. Новые группы курсантов должны приступить к обучению на Су-22 в 2016 году и начале 2017 года.

(с) Alexander Mladenov / Aero

К второстепенным задач польских Су-22 относятся различные виды поддержки ВВС, сухопутных войск, а также ВМС в процессе их обучения, в первую очередь выступая в качестве «агрессоров» (выступая в качестве учебных целей для расчетов корабельных и сухопутных ЗРК и летчиков истребительной авиации). В интересах сухопутных войск и сил специальных операций Су-22 выполняют задачи по непосредственной авиационной поддержке, при этом привлекаются передовые авианаводчиики, которые проходят обучение по девятиуровневой процедуре действий на поле боя, принятой в НАТО.

(с) Alexander Mladenov / Aero

В ходе процесса обучения используется только неуправляемое оружие. Это свободнопадающие бомбы, 57-мм и 80-мм НАР и 30-мм пушки. В самом начале молодые летчики тренируются в использовании пушек, 57-мм НАР и 50-кг практических бомб. И только после того, как у них появляется практический опыт, их допускают к применению бомб калибром 100, 250 и 500 кг, а также более мощных 80-мм ракет.

(с) Alexander Mladenov / Aero

Хотя Су-22 может применять большой спектр управляемого оружия, оно больше не используется в процессе обучения. Управляемые ракеты, имеющиеся на вооружении (Х-29Л, Х-25МЛ, Х-29Т) требуют очень больших полигонов из-за большой дальности полета (они могут пролететь до 40 км от точки пуска), но в настоящее время таких полигонов в Польше нет. Противорадиолокационные ракеты Х-58У считаются малоэффективными против российских РЛС, так как они изначально были спроектированы для использования против ЗРК стран НАТО.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: