Исторические сведения Су-2 — легкий бомбардировщик-разведчик
Ближний бомбардировщик Су-2 (СССР)
Бомбардировщик Су-2 на аэродроме, вид сзади.
История создания ближнего бомбардировщика Су-2
Осенью 1935 года на под руководством конструктора Павла Осиповича Сухого в ОКБ А.Н. Туполева была начата разработка экспериментального самолета АНТ-51. Когда в самом начале 1936 года руководством СССР был объявлен конкурс на создание массового многоцелевого самолёта под кодовым обозначением «Иванов», наряду с разработками коллективов Н.Н.Поликарпова, Д.Г.Григоровича и С.В.Ильюшина, в нем принял участие и АНТ-51.
Будущий Су-2 должен был иметь полностью металлический фюзеляж, двигатель воздушного охлаждения М-62 и очень плотную внутреннюю компоновку. Машину оснастили протектированными топливными баками, а в целях увеличения технологичности процесса сборки самолета, на нем (впервые в СССР) был применен целый ряд новшеств: прессованные дюралевые профили, высокопрочные алюминиевые сплавы, кислородно-водородная сварка, гибкий текстолит, анкерные самоконтрящиеся гайки, болты-саморезы, экранированная электропроводка, герметически запирающиеся многоконтактные штепсельные разъёмы, внутренняя связь для экипажа.
Первый прототип АНТ-51 под обозначением СЗ-1 («Сталинское задание») был построен в 1937 году, и 25 августа того же года поднялся в воздух (лётчик-испытатель М.М.Громов). Хотя и АНТ-51 СЗ-1 и СЗ-2 (второй прототип) полностью подтвердили заявленные конструкторами характеристики, вместо успешного окончания испытаний, в марте 1938 года, последовала резолюция: установить более мощные моторы и увеличить скорость самолета.
Чертеж ближнего бомбардировщика Су-2
Переделке подвергся только АНТ-51 СЗ-2, вместо М-62 на нем установили двигатель М-87АВ. Однако почти сразу после начала испытаний, 3 августа 1938 г. самолет разбился. Пока шло изготовление третьего прототипа график испытаний сильно сдвинулся, поэтому в серийное производство (уже под официальным именем Су-2) самолет запустили заочно — не дожидаясь окончания госиспытаний.
Когда Су-2 в июня 1940 г. был принят на вооружение, производство велось уже на трех заводах:
- №135, г.Харьков (впоследствии эвакуирован в Пермь)
- №31, г.Таганрог
- №207, г.Долгопрудный
Самолет получился довольно «средним» по всем параметрам, однако, прочным и живучим. Имеется любопытная статистика: из 5000 боевых вылетов на Су-2 совершенных в 1941 году, не вернулись 222 самолета этого типа, то есть на 1 уничтоженный Су-2 пришлось по 22,5 вылета. Средние же потери бомбардировщиков в 1941 году составляли 14 вылетов на 1 машину, то есть были выше в 1,6 раз.
Прототип Су-2, самолет «Сталинское задание 2» (СЗ-2)
Сравнительно невысокие характеристики Су-2 были скорее последствием установки на машину заведомо не самых мощных двигателей, однако, на тот момент, других в достаточном количестве просто не было. Не последнюю роль сыграло и то, что для П.О. Сухого, Су-2 был первой крупносерийной машиной собственной разработки (опуская И-4 и другие ранние самолеты). Нельзя сказать, что «первый блин вышел комом», однако, и хвалить конструктора особого повода не было.
Всего за время выпуска с 1939 по 1942 г.г. было изготовлено 877 самолётов типа Су-2 разных модификаций. В качестве легкого бомбардировщика, разведчика (а до появления в достаточном количестве самолетов Ил-2, ещё и в качестве и штурмовика), Су-2 активно применялись в первый год Великой Отечественной войны. В дальнейшем, за счет хорошей обзорности из кабины самолет освоил «профессию» корректировщика артиллерии, в роли которого прослужил до 1944 г.
Бомбардировщик Су-2 на лыжном шасси
Конструкция ближнего бомбардировщика Су-2
Ближний бомбардировщик Су-2 представляет собой свободнонесущий низкоплан смешанной конструкции (фюзеляж — деревянный, крылья — дюралевые, киль — частично обшит дюралем, частично полотном), с фюзеляжем типа монокок. Крыло двухлонжеронное, трапециевидное в плане, составное, включающее центроплан и две съёмные консоли. Механизация крыла состояла их элеронов типа «Фрайз» и щитков-закрылков типа «Шренк». Шасси убирающееся, трёхопорное, с хвостовым колесом. Для зимней эксплуатации все серийные самолеты снабжались съемным комплектом лыж.
Серийный Су-2 со штатной турелью стрелка
Серийный Су-2 с турелью ТСС-1. В таком виде было выпущено порядка 250 самолетов.
Кабина экипажа Су-2 закрыта фонарём со сдвижной средней частью, оснащена двойным управлением, и отоплением. Под приборной доской штурмана размещалась радиостанция РСБ, под ней устанавливалась фотокамера АФА-13, а часть самолётов дополнительно оснащалась радиополукомпасом РПК-2.
Вооружение Су-2 состояло из 4 неподвижных 7,62-мм пулемётов ШКАС в консолях крыла и 1 ШКАС во вращающейся экранированной турели МВ-5. Ещё один пулемёт мог устанавливаться в нижней люковой установке МВ-2 за кабиной штурмана.
Бомбовая нагрузка располагалась в фюзеляжном бомбоотсеке под кабиной пилота, и на внешней подвеске под крылом.
Ближний бомбардировщик Су-2, вид сзади на кабину стрелка
Сухой «Су-2», Бомбардировщик
Чертежи / Схемы
Полные характеристики
Литература
Среди разработок П.О. Сухого, когда он трудился в КБ А. Н. Туполева, были бомбардировщик и рекордный самолет АНТ-37 и модель АНТ-51. Последний представлял собой низкоплан, предназначенный для тактической разведки и атаки по наземным целям. Первый опытный образец, поднявшийся в воздух 25 августа 1937г., был оснащен звездообразным двигателем М-62 мощностью 611 кВт (820 л.с.); кроме этого, разрабатывались опытные аппараты с убирающимся шасси и более мощными двигателями М-87А и М-87Б. После успешных государственных испытаний осенью 1940г. этот аппарат был заказан в серийное производство как самолет Су-2, и ему было дано военное обозначение ББ-1 (ближний бомбардировщик). Ранний серийный самолет представлял собой свободнонесущий низкоплан с полностью убирающимся шасси с хвостовым колесом, был оснащен звездообразным двигателем М-88 мощностью 708 кВт (950 л.с.). Пилот и задний стрелок располагались под застекленным фонарем кабины, оканчивающейся турельным пулеметом с ручным управлением. Оба члена экипажа были защищены броней толщиной 9 мм (0,35 дюйма). Более поздний серийный вариант самолета Су-2, оснащенный двигателем М-88Б мощностью 746 кВт (1000 л.с.), высоко оценивался до тех пор, пока война не обнаружила, что легкие бомбардировщики, действующие на малых и средних высотах, были слишком уязвимыми для вражеских истребителей, если не находятся под мощным прикрытием истребителей.
Тем не менее их серийное производство и разработка продолжались до конца 1942г. Некоторые самолеты Су-2 были оснащены вторым турельным пулеметом, а некоторые имели пулемет в нижней части фюзеляжа на убирающейся подвеске. С 1942г., когда большинство полков были переукомплектованы штурмовиками Ильюшин Ил-2, Су-2 использовался в качестве ведущего строй, воздушного разведчика, буксировщика мишеней, учебно-тренировочного самолета и самолета связи.
ВАРИАНТЫ
ШБ: единственный опытный самолет усовершенствованного варианта штурмовика, поднявшийся в воздух в начале 1940г.; оснащен переработанным шасси, имел больше брони, увеличенную до 600 кг (1323 фунта) бомбовую нагрузку и двигатель М-88А мощностью 746 кВт (1000 л.с.).
Су-4: усовершенствованный вариант самолета Су-2 с двигателем Швецова М-90 мощностью 1566 кВт (2100 фунтов), имевший на вооружении два пулемета БС калибра 12,7 мм (0,5 дюйма) и два турельных пулемета ШКАС калибра 7,62 мм (0,3 дюйма), легкий бомбардировщик; первый полет в декабре 1941г.; данные о серийном производстве отсутствуют из-за недостатков отчетности.
Размах крыла, м 14.30
Длина, м 10.46
Высота, м 3.94
Площадь крыла, м2 29.00
Масса, кг
пустого самолета 3220
нормальная взлетная 4700
Тип двигателя 1 ПД Швецов М-82
Мощность, л.с. 1 х 1330
Максимальная скорость , км/ч
у земли 430
на высоте 486
Крейсерская скорость , км/ч 459
Практическая дальность, км 910
Максимальная скороподъемность, м/мин 588
Практический потолок, м 8400
Экипаж 2
Вооружение: шесть 7.62-мм пулеметов ШКАС (650 патронов на ствол), 10 НУРС РС-82 или РС-132 и/или 400 кг бомб
Бомбардировщик Су-2: предок ПАК ФА
Самолет разрабатывался бригадой Павла Сухого в ОКБ Туполева и изначально носил индекс АНТ-51, где АНТ – Андрей Николаевич Туполев, а СЗ – «Сталинское задание». Известно, что вождь лично курировал данный проект.
В то время военная доктрина СССР подразумевала прорыв вражеской обороны на всю ее глубину, и авиации отводилась огромная роль. И хотя тяжелых бомбардировщиков в Стране Советов было достаточно, с фронтовой авиацией были сложности. При этом денег у государства было мало, поэтому было решено создавать универсальный самолет.
Предполагалось, что его можно будет использовать как разведчик, бомбардировщик, корректировщик артиллерийского огня. В конкурсе участвовали ведущие авиаконструкторы СССР, в том числе Павел Сухой. В 1939 году, когда ББ-1 запускался в производство, бригада Павла Сухого была выделена в самостоятельное КБ.
Таким образом, Су-2 можно считать первым самолетом ОКБ Павла Сухого и именно эта машина стоит как памятник у его проходной.
Интересные факты
Сухой планировал сделать самолет цельнометаллическим, но реальность внесла свои коррективы. В серию пошла машина смешанной конструкции.
Первый полет на Су-2 совершил уже всемирно на тот момент известный летчик Михаил Громов в 1937 году.
По задумке конструктора, 400 килограмм бомб самолет мог нести во внутреннем отсеке фюзеляжа. Это позволяло увеличить скорость.
Конструкция самолета была хорошо продумана и позволяла облегчить работу экипажа и наземных служб. Так, бомбардировщик имел просторную и теплую кабину, отличную живучесть, двойное управление. Если летчик был ранен, его мог взять на себя штурман. Кроме того, это позволило упростить обучение.
По разным причинам по-настоящему массовым Су-2 не стал, было построено 893 самолета.
Боевое применение
Довольно много Су-2 было уничтожено на аэродромах в первые дни войны. Также много самолетов было потеряно потому, что в 1941 году они применялись не по назначению, как штурмовики и даже как истребители.
То, что самолет мог вести бой с истребителями было доказано летчицей Екатериной Зеленко, которая 12 сентября 1941 года в неравном бою смогла сбить один Messerschmitt Bf.109, а затем совершив воздушный таран.
Во второй половине войны самолеты Су-2 стали чаще выполнять функции разведчиков и корректировщиков артиллерийского огня. Поддержка же войск на поле боя была возложена на штурмовики Ил-2 и пикирующие бомбардировщики Пе-2.
Характеристики
Максимальная скорость у земли: 430 км/ч; Максимальная скорость на высоте 5850 м: 486 км/ч;
Дальность полета: 910 км; Стрелковое вооружение: 4 × ШКАС неподвижных и 1-2 × ШКАС подвижных; Бомбовая нагрузка: 400 кг; Подвесные вооружения: 8 НУРС РС-82 или РС-132.