0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Исторические сведения Проект 949, 949А («Гранит»,»Антей») — атомные ракетные подводные крейсера

Подводные лодки проекта 949 «Гранит»

Основная двигательная установка

  • 2 х водо-водяных ядерных реактора ОК-650Б мощностью по 190 мВт;
  • 2 х паропроизводящих установки;
  • 2 х блочных паротурбинных установки «Азурит» с ГТЗА ОК-9 мощностью по 49000 л.с..

Резервная двигательная установка

  • 2 х электродвигателя малого хода мощностью по 225 л.с..

Вспомогательная двигательная установка

  • 2 х подруливающих устройства..

Содержание

История создания

Предпосылки к созданию

После начала строительства в 1968 году в США авианосцев типа Nimitz и принятия на вооружение ВМС США новых самолетов палубной авиации — Grumman F-14 Tomcat и Grumman E-2 Hawkeye, рубеж противовоздушной и противоракетной обороны авианосных соединений значительно расширился достигнув 450-500 км. Оснащение новых авианосцев противолодочными самолетами Lockheed S-3 Viking, а кораблей охранения противолодочными вертолетами, гидроакустическими и управляемыми ракетными комплексами существенно увеличило и их противолодочный потенциал. В результате чего возможности советских АПЛ с крылатыми ракетами проекта 675 выглядели уже недостаточными для гарантированного уничтожения этих группировок. Требовалось создать новый, значительно более мощный и дальнобойный ракетный комплекс с подводным стартом, обеспечивающий нанесение подводных массированных ударов по кораблям со значительных дистанций с возможностью выбора поражаемой цели.

Под новый комплекс нужен был и новый носитель, который может из подводного положения осуществлять залповый огонь 20–24 ракетами, данная концентрация средств поражения по расчетам может «пробить» противоракетную оборону перспективного авианосного соединения. Кроме этого, у нового ракетоносца должны были быть повышенная скрытность, скорость и глубина погружения, для обеспечения отрыва от преследования и возможности преодоления противолодочной обороны противника.

Проектирование

Предварительные работы над подводным ракетоносцем 3-го поколения были начаты в 1967 г., а в 1969 г. военно-морской флот выдал официальное тактико-техническое задание (ТТЗ) на «тяжёлый подводный ракетный крейсер», оснащённый ракетным комплексом оперативного назначения. При разработке ТТЗ Главным штабом ВМФ СССР предложена следующая концепция применения атомной подводной лодки с противокорабельными крылатыми ракетами (ПЛАРК):

  • число противокорабельных ракет (ПКР) в залпе одной ПЛАРК должно обеспечивать поражение авианосца в составе авианосной ударной группы (АУГ);
  • число ПЛАРК в составе ВМФ должно быть не менее возможного числа АУГ вероятного противника с учетом резерва;
  • характеристики ПЛАРК должны обеспечить развертывание противоавианосных сил СССР в любом районе океана с обеспечением контакта с АУГ при любых её маневрах;

Проект, получивший шифр «Гранит» и номер 949, разрабатывался в Центральном конструкторском бюро морской техники «Рубин» под руководством Пустынцева П.П. Предполагалось что при разработке нового ракетоносца будет широко использоваться научно-технический задел, а также отдельные конструкторские решения, полученные во время создания самой скоростной в мире подлодки проекта 661. На первом этапе разработки эскизного проекта рассмотрено более 100 вариантов компоновки корабля. В итоге на Президиум научно-технического совета Минсудпрома СССР представлено два варианта компоновки — вариант максимально удовлетверяющий требованиям ТТЗ ВМФ и вариант с ограниченными тактико-техническими элементами, позволяющими осуществить строительство ПЛАРК на внутренних судостроительных заводах страны. Эскизный проект утвержден в первом варианте 15 марта 1971 г. Технический проект лодки утвержден в июле 1972 г.

Постройка и испытания

Первоначальными планами предусматривалась постройка большой серии в 20 кораблей. После постройки двух субмарин производство продолжилось по улучшенному проекту 949А «Антей». В процессе разработки лодки была создана буксируемая модель длиной 25 м, которая проходила испытания разного рода на Ладожском оpере и в Севастополе. Постройку ПЛАРК проекта 949 осуществляли с 1975 года в Северодвинске на «Северном машиностроительном предприятии» (ССЗ №402). В создании ПЛАРК проекта 949 участвовало 129 предприятий и 16 министерств Совмина СССР.

Описание конструкции

Корпус

Как и все предыдущие советские подлодки, ПЛАРК 949-го проекта конструктивно имеет двухкорпусную архитектуру – внешнюю гидродинамическую оболочку и внутренний прочный корпус. Кормовая часть с оперением и двумя гребными валами аналогична атомным подлодкам проекта 661. Расстояние между внешним и внутренним корпусами обеспечивает значительный запас плавучести и живучесть в случае попадания торпеды.

Прочный корпус цилиндрической формы, изготавливался из стали АК-33, толщина которой составляла 45-68 миллиметров. Корпус был рассчитан на максимальную глубину погружения 600 метров. Концевые переборки прочного корпуса сферические, литые, радиус кормовой – 6,5 метров, радиус носовой – 8 метров. Поперечные переборки плоские. Переборки между 1 и 2, а также 4 и 5 отсеками они рассчитаны на давление 40 атмосфер и имеют толщину 20 миллиметров. Таким образом, подлодка разделяется на три отсека-убежища для аварийных ситуаций на глубинах до 400 метров. Другие переборки внутри зон спасения были рассчитаны на 10 атмосфер (для глубин до 100 метров). Прочный корпус был разделён на 9 отсеков:

  1. торпедный;
  2. управления, аккумуляторный;
  3. радиорубка и боевые посты;
  4. жилые помещения;
  5. вспомогательные механизмы и электрооборудование;
  6. реакторный;
  7. ГТЗА;
  8. ГТЗА;
  9. гребные электродвигатели.

Легкий корпус лодки покрыт противогидроакустическим покрытием. Вдоль легкого корпуса расположено размагничивающее устройство. Ограждение шахт выдвижных устройств смещалось в сторону носовой части подлодки. Оно отличается большой длиной — 29 метров. В нём кроме выдвижных устройств находятся всплывающая спасательная камера. Ограждение шахт выдвижных устройств оснащен ледовыми подкреплениями и крышей округлой формы предназначавшимися для взламывания льда во время всплытия в сложных ледовых обстановках. В нём кроме выдвижных устройств находятся всплывающая спасательная камера. Конструкция лодки специально оборудована для плавания в арктических районах — имеются специальные подкрепления легкого корпуса и рубки. Убирающиеся носовые горизонтальные рули размещаются в носовой оконечности.

ПЛАРК К-206 «Мурманск» отличается от К-525 «Архангельск» более стреловидным килем с контейнером антенны буксируемой гидроакустической системы типа «Пеламида».

Энергетическая установка

Энергоустановка корабля максимально унифицирована с главной энергетической установкой ПЛАРБ проекта 941 и имеет систему двухкаскадной амортизации и блочное исполнение. Она включает два водо-водяных реактора ОК-650Б по 190 мВт каждый и две паровые турбины с главным турбозубчатым агрегатом ОК-9 суммарной мощностью 98000 л.с, которые работают через редукторы, снижающие частоту вращения, на два гребных вала. Паротурбинная установка располагается в двух различных отсеках. В состав энергоустановки корабля также входят два турбогенератора ДГ-190 по 3200 кВт каждый.

Главная энергоустановка за счет двухвальности имеет стопроцентное резервирование. Главный турбозубчатый агрегат, паропроизводящая установка, электродвигатели, автономные турбогенераторы а также линия вала и гребной винт одного борта дублируются вторым бортом. В связи с этим при выходе из строя одного элемента или всей механической установки одного борта подлодка свои боевые возможности не теряет.

Читать еще:  Исторические сведения АСУ-76 - 76-мм артиллерийская самоходная установка

Дополнительное оборудование

Разработанные для субмарин 949-го проекта аварийные средства спасения состава превосходят аналогичные средства подлодок предыдущих проектов. В носовой зоне находится всплывающая камера вмещающая весь экипаж. Кормовая зона оборудуется системой индивидуального спасения – путём выхода из аварийного люка в водолазном снаряжении. Люк располагается в девятом отсеке. Автономный буй комплекса В-600, поднимающийся с глубин до 1000 метров, обеспечивает автоматическую передачу данных на расстояние до 3000 километров в течение 5 суток об аварии на подводной лодке и её координатах в момент отделения от лодки буя.

Запасы воздуха высокого давления (ВВД) обеспечивают возможность продувания балласта в количестве, нужном для компенсации отрицательной плавучести в случае затопления любого отсека с повреждением двух цистерн главного балласта на глубине менее 150 метров. Время продувания всех цистерн с перископной глубины – менее 90 секунд. Для аварийного продувания используются пороховые газогенераторы. Система гидравлики функционирует от пары дублирующих друг друга насосных станций рулевой и судовой гидравлики, размещённых в девятом и третьем отсеках. В случае полного обесточивания подводной лодки они имеют запас энергии, необходимый для трёх перекладок носовых горизонтальных и кормовых рулей. Водоотливные средства подлодки обеспечивают удаление воды не только в надводном положении, но и на всех глубинах включая предельную, причём суммарная откачка на предельной глубине – более 90 кубических метров в час.

Экипаж и обитаемость

Для членов экипажа атомной подлодки создали оптимальные условия для автономного плавания большой продолжительности. Личный состав обеспечивался индивидуальными постоянными спальными местами в 1-, 2-, 4- и 6-местных каютах. Отсеки с жилыми помещениями оборудовались радиотрансляционной сетью. На подлодке имеются столовая и кают-компания для одновременного приёма пищи сорока двумя моряками, для выпечки хлеба и приготовления пищи – камбуз, состоящий из варочного и заготовительного отделений. Запас провизии, рассчитанный на полную автономность, находился в кладовых и провизионных камерах. На подводных лодках также имеются спортзал, солярий, бассейн, живой уголок и сауна.

На всех режимах при работающей главной энергоустановке система кондиционирования и вентиляции обеспечивает в помещениях нормативные значения воздуха по влажности, температуре и химическому составу. Система химической регенерации обеспечивает в отсеках подлодки в течение всего плавания в автономном режиме содержание углекислого газа и кислорода в пределах установленных норм. Системой очистки воздуха исключается содержание вредных примесей.

Вооружение

Ракетное вооружение

Основное вооружение ПЛАРК 949-го проекта включает ракетный ударный комплекс 3К45 «Гранит» с 24 наклонными пусковыми установками (ПУ) СМ-225 со сверхзвуковыми ПКР 3М45 «Гранит» — SS-N-19 SHIPWRECK. Пусковые установки ракет расположены двумя группами по 12 шт по-бортно за пределами прочного корпуса.

Пусковая установка СМ-225 — наклонная с постоянным углом возвышения – 40 градусов. Старт «мокрый» — ПУ перед стартом заполняется водой для снижения термических нагрузок на ПУ и носитель и выравнивания давления. ПЛАРК оснащена системой повседневного и стартового обслуживания ракетного комплекса с цистернами замещения отрицательной плавучести выпущенных ракет и соответствующими водоотливными и воздушными системами. Система компенсационных цистерн обеспечивает нахождение лодки в заданном коридоре глубин при старте ракет.

Ракета 3М45 комплекса «Гранит», имеющая ядерную 500 Кт или фугасную боевую часть 750 кг, оснащается маршевым твердотопливным ракетным двигателем (ТДР) КР-93 с твердотопливным кольцевым ракетным ускорителем. Максимальная дальность огня от 550 до 600 километров, максимальная скорость на большой высоте соответствует М=2,5, на малой – М=1,5. Стартовая масса – 7 тыс. килограмм, диаметр корпуса – 0,88 метра, длина – 19,5 метров, размах крыла – 2,6 метра. Ракеты могут выстреливаться не только одиночно, но и залпом.

Торпедное вооружение

Торпедно-ракетный автоматизированный комплекс «Ленинград-949» дает возможность использовать торпеды, а также ракето-торпеды «Ветер» и «Водопад» на всех глубинах погружения. Комплекс включает два 650-мм и четыре 533-мм торпедных аппарата оснащенных устройством быстрого заряжания со стеллажами поперечной и продольной подачи, размещенных в носовой части подлодки, и приборы управления торпедного огня «Гринда». Устройство быстрого заряжания позволяет использовать весь боезапас торпед в течение нескольких минут. В боекомплект входит 24 торпеды: 650-мм противокорабельные 65-76А, 533-мм универсальные УСЭТ-80, ракеты «Шквал» и противолодочные ракеты 84Р и 83Р. Торпедами можно стрелять с глубин до 480 метров на скоростях от 13 до 18.

ПЛАРК — Проект 949А «Антей» (OSCAR II)

После первых двух кораблей, построенных по проекту 949, началось строительство подводных крейсеров по усовершенствованному проекту 949А (шифр “Антей”). В результате модернизации лодка получила дополнительный отсек, позволивший улучшить внутреннюю компоновку средств вооружения и бортового оборудования. В результате несколько выросло водоизмещение корабля, в то же время удалось уменьшить уровень демаскирующих полей и установить усовершенствованное оборудование.

По оценкам ряда отечественных специалистов, по критерию “эффективность-стоимость” ПЛАРК 949-го проекта является наиболее предпочтительным средством борьбы с авианосцами противника. По состоянию на середину 80-х годов стоимость одной лодки пр.949А составляла 226 млн. рублей, что по номиналу равнялось лишь 10% стоимости многоцелевого авианосца “Рузвельт” (2,3 млрд. долл. без учета стоимости его авиационного крыла). В то же время, по расчетам экспертов ВМФ и промышленности, один подводный атомоход мог с высокой вероятностью вывести из строя авианосец и ряд кораблей его охранения. Однако другие достаточно авторитетные специалисты подвергали сомнению эти оценки, считая, что относительная эффективность ПЛАРК завышена. Следовало учитывать и тот факт, что авианосец являлся универсальным боевым средством, способным решать предельно широкий круг задач, тогда как подводные лодки являлись кораблями значительно более узкой специализации.

После первых двух кораблей, построенных по проекту 949, началось строительство подводных крейсеров по усовершенствованному проекту 949А (шифр “Антей”). В результате модернизации лодка получила дополнительный отсек, позволивший улучшить внутреннюю компоновку средств вооружения и бортового оборудования. В результате несколько выросло водоизмещение корабля, в то же время удалось уменьшить уровень демаскирующих полей и установить усовершенствованное оборудование.

В настоящее время лодки проекта 949 выведены в резерв. В то же время группировка подводных лодок проекта 949А является, наряду с самолетами морской ракетоносной и дальней авиации Ту-22М-3, фактически единственным средством, способным эффективно противостоять ударным авианосным соединениям США. Наряду с этим боевые единицы группировки могут успешно действовать против кораблей всех классов в ходе конфликтов любой интенсивности.
Прочный корпус двухкорпусной подводной лодки, выполненный из стали, разделен на 10 отсеков.

ПЛАРК Проект 949А «Антей» (Увеличенная схема)

1 — Антенны ГАК
2 — Стеллажи с устройствами продольной и поперечной подачи с УБЗ комплекса торпедно-ракетного вооружения
3 — Носовой (торпедный) отсек
4 — Аккумуляторные батареи
5 — Ходовой мостик
6 — Второй (центральный) отсек
7 — ВСУ
9 — Третий отсек
10 — ПМУ
11 — Четвертый (жилой) отсек
12 — Контейнеры с ПУ ПКРК «Гранит»
13 — Пятый отсек (вспомогательные механизмы)
14 — Шестой отсек (вспомогательные механизмы)
15 — Баллоны ВВД
16 — Седьмой (реакторный) отсек
17 — Реакторы
18 — Восьмой (турбинный) отсек
19 — Носовая ПТУ
20 — Носовой ГРЩ
21 — Девятый (турбинный) отсек
22 — Кормовая ПТУ
23 — Кормовой ГРЩ
24 — Десятый отсек (ГЭД)
25 — ГЭД

Читать еще:  Статьи Шашка драгунская офицерская обр. 1881/1909 гг.

Энергетическая установка корабля имеет блочное исполнение и включает два реактора водоводяного типа ОК-650Б (по 190 мВт) и две паровые турбины (98.000 л. с.) с ГТЗА ОК-9, работающие на два гребных вала через редукторы, снижающие частоту вращения гребных винтов. Паротурбинная установка расположена в двух разных отсеках. Имеется два турбогенератора по 3200 кВт, два дизель — генератора ДГ-190, два подруливающих устройства.

Лодка оснащена гидроакустическим комплексом МГК-540 “Скат-3”, а также системой радиосвязи, боевого управления, космической разведки и целеуказания. Прием разведданных от космических аппаратов или самолетов осуществляется в подводном положении на специальные антенны. После обработки полученная информация вводится в корабельную БИУС. Корабль оснащен автоматизированным, имеющим повышенную точность, увеличенный радиус действия и большой объем обрабатываемой информации навигационным комплексом “Симфония-У”.

Основное вооружение ракетного крейсера — 24 сверхзвуковых крылатых ракеты комплекса П-700 “Гранит”.По бокам рубки, имеющей относительно большую протяженность, вне прочного корпуса расположено 24 спаренных бортовых ракетных контейнера, наклоненных под углом 40°. Ракета ЗМ-45, снаряжаемая как ядерной (500 Кт), так и фугасной боевыми частями массой 750 кг, оснащена маршевым турбореактивным двигателем КР-93 с кольцевым твердо-топливным ракетным ускорителем. Максимальная дальность стрельбы 550 км, максимальная скорость соответствует М=2,5 на большой высоте и М=1,5 — на малой. Стартовая масса ракеты — 7000 кг, длина — 19,5 м, диаметр корпуса — 0,88 м, размах крыла-2,6м. Ракеты могут выстреливаться как одиночно, так и залпом (до 24 ПКР, стартующих в высоком темпе). В последнем случае осуществляется целераспределение в залпе. Обеспечивается создание плотной группировки ракет, что облегчает преодоление средств ПРО противника. Организация полета всех ракет залпа, допоиск ордера и “накрытие” его включенным радиолокационным визиром позволяет ПКР выполнять полет на маршевом участке в режиме радиомолчания. В процессе полета ракет осуществляется оптимальное распределение между ними целей внутри ордера (алгоритм решения этой задачи был отработан Институтом вооружения ВМФ и НПО “Гранит”). Сверхзвуковая скорость и сложная траектория полета, высокая помехозащищенность радиоэлектронных средств и наличие специальной системы отвода зенитных и авиационных ракет противника обеспечивают “Граниту” при стрельбе полным залпом относительно высокую вероятность преодоления систем ПВО и ПРО авианосного соединения.

Автоматизированный торпедно-ракетный комплекс подводной лодки позволяет применять торпеды, а также ракето-торпеды “Водопад” и “Ветер” на всех глубинах погружения. Он включает четыре 533-мм и четыре 650-мм торпедных аппарата, расположенных в носовой части корпуса.

Комплекс “Гранит”, созданный в 80-х годах, к 2000 году уже морально устарел. В первую очередь это относится к максимальной дальности стрельбы и помехозащищенности ракеты. Устарела и элементная база, положенная в основу комплекса. В то же время разработка принципиально нового оперативного противокорабельного ракетного комплекса в настоящее время не представляется возможной по экономическим соображениям. Единственным реальным путем поддержания боевого потенциала отечественных “противоавианосных” сил является, очевидно, создание модернизированного варианта комплекса “Гранит” для размещения на ПЛАРК 949А в ходе их планового ремонта и модернизации. По оценкам, боевая эффективность модернизированного ракетного комплекса, находящегося в настоящее время в разработке, должна повыситься приблизительно в три раза по сравнению с РК “Гранит”, состоящим на вооружении. Перевооружение подводных лодок предполагается осуществлять непосредственно в пунктах базирования, при этом сроки и затраты по реализации программы должны быть минимизированы. В результате существующая группировка подводных лодок проекта 949А сможет эффективно функционировать до 2020-х годов. Ее потенциал еще больше расширится в результате оснащения кораблей вариантом КР “Гранит”, способным с высокой точностью поражать наземные цели при не ядерном снаряжении.

Подводные лодки проекта 949А «Антей»: история создания, описание и характеристики

Подводные крейсера проекта 949А «Антей» — это серия атомных подводных лодок (АПЛ) третьего поколения, вооруженных противокорабельными крылатыми ракетами «Гранит», которые были спроектированы в начале 80-х годов в КБ «Рубин». Субмарины проекта 949А, по сути, являются усовершенствованной версией кораблей проекта 949 «Гранит», работы над которым начались еще в конце 60-х. Основная задача этих подводных крейсеров — уничтожение ударных авианосных групп противника.

Первая подлодка проекта 949А была принята на вооружение ВМФ СССР в 1986 году. Всего было построено одиннадцать подводных кораблей этой серии, восемь из которых в настоящее время несут службу в составе ВМФ России. Еще одна субмарина находится на консервации. Каждый из «Антеев» носит название одного из российских городов: Иркутск, Воронеж, Смоленск, Челябинск, Тверь, Орел, Омск и Томск.

С подводными лодками проекта 949А связана одна из самых трагичных страниц в новейшей истории российского флота. В августе 2000 года в Баренцевом море вместе с экипажем погибла АПЛ «Курс». Официальные причины этой катастрофы и по сей день вызывают очень много вопросов.

Одной из основных задач, которая стояла перед советским военно-морским флотом после окончания Второй мировой войны, являлась борьба с американскими авианосными группами. Проект 949А «Антей» стал вершиной развития узкоспециализированных подводных крейсеров – «убийц» авианосцев.

Стоимость одной подводной лодки «Антей» составляла 226 млн советских рублей (середина 80-х годов), что в десять раз меньше стоимости американского авианосца типа «Нимиц».

История создания

В конце 60-х годов в СССР началась разработка двух проектов, неразрывно связанных между собой. В ОКБ-52 начались работы по созданию нового ракетного противокорабельного комплекса дальнего действия, который можно было бы использовать против мощных корабельных группировок неприятеля. В первую очередь речь шла об уничтожении американских авианосцев.

Примерно в это же время в ЦКБ «Рубин» приступили к созданию подводного ракетоносца третьего поколения, который стал бы носителем для нового ракетного комплекса и заменил устаревшие АПЛ проекта 675.

Военным нужно было мощное и эффективное средство, способное поражать корабли противника на значительных дистанциях и подводная лодка с большей скоростью, скрытностью и глубиной погружения.

В 1969 году ВМФ подготовил официальное задание на разработку новой субмарины, проект получил обозначение «Гранит» и номер 949. Также были сформулированы требования военных относительно новой противокорабельной ракеты. Они должны были иметь дальность полета не менее 500 км, высокую скорость (не меньше 2500 км/ч), стартовать как из подводного, так и с надводного положения. Эту ракету планировали использовать не только для вооружения подлодок, но и надводных кораблей. Кроме того, военных очень интересовала возможность залповой стрельбы – считалось, что у «стаи» из двадцати ракет больше шансов пробить эшелонированную противовоздушную оборону авианосного ордера.

Однако эффективность дальних противокорабельных ракет определялась не только их скоростью и массой боевой части. Нужна была надежная система средств целеуказания и разведки: противника сначала следовало найти в огромном океане.

Существовавшая на тот момент система «Успех», которая использовала самолеты Ту-95, была далека от совершенства, поэтому перед советским ВПК была поставлена задача создать первую в мире космическую систему поиска надводных объектов и наблюдения за ними. Подобная система обладала целым рядом преимуществ: она не зависела от погоды, могла собирать информацию об обстановке на огромных площадях водной поверхности, была практически недоступной для противника. Военные требовали, чтобы целеуказания выдавались непосредственно на носители оружия или командные пункты.

Читать еще:  Характеристики С-75 "Двина" - зенитно-ракетный комплекс

Головной организацией, ответственной за разработку системы, стало ОКБ-52 под руководством В. Н. Челомея. В 1978 году эта система была принята на вооружение. Она получила обозначение «Легенда».

В том же году на воду была спущена первая подводная лодка проекта 949 – К-525 «Архангельск», в 1980 году она была введена в состав флота, в 1983 году вступил в строй второй корабль этого проекта – АПЛ К-206 «Мурманск». Постройка подводных лодок осуществлялась на «Северном машиностроительном предприятии».

В конце 1975 года начались испытания главного оружия этих подводных крейсеров – ракетного комплекса П-700 «Гранит». Они были успешно завершены в августе 1983 года.

Дальнейшее строительство субмарин шло по усовершенствованному проекту 949А «Антей». На модернизированных АПЛ появился еще один отсек, что улучшило ее внутреннюю компоновку, увеличилась длина корабля, выросло его водоизмещение. На подлодку было установлено более совершенное оборудование, разработчикам удалось повысить скрытность корабля.

Изначально планировалось построить двадцать АПЛ по проекту «Антей», но распад Советского Союза скорректировал эти планы. Всего было построено одиннадцать кораблей, две лодки, К-148 «Краснодар» и К-173 «Красноярск», утилизированы или находятся в процессе утилизации. Еще одна подводная лодка этого проекта, К-141 «Курск» погибла в августе 2000 года. В настоящее время в составе российского флота находятся: К-119 «Воронеж», К-132 «Иркутск», К-410 «Смоленск», К-456 «Тверь», К-442 «Челябинск», К-266 «Орел», К-186 «Омск» и К-150 «Томск».

Достройка еще одной АПЛ этого проекта, К-139 «Белгород», будет продолжена по более совершенному проекту – 09852. Еще одна субмарина типа «Антей», К-135 «Волгоград», в 1998 году была законсервирована.

Описание конструкции

Подлодки проекта «Антей» выполнены по двухкорпусной схеме: внутренний прочный корпус окружен легким внешним гидродинамическим корпусом. Кормовая часть судна с оперением и гребными валами в целом напоминает АПЛ проекта 661.

Двухкорпусная архитектура имеет целый ряд преимуществ: она обеспечивает судну отличный запас плавучести и повышает ее защиту от подводных взрывов, но в то же время значительно повышает водоизмещение корабля. Подводное водоизмещение АПЛ данного проекта составляет примерно 24 тыс. тонн, из которых около 10 тысяч приходится на воду.

Прочный корпус подводного крейсера имеет цилиндрическую форму, толщина его стенок – от 48 до 65 мм.

Корпус делится на десять отсеков:

  • торпедный;
  • управления;
  • боевые посты и радиорубка;
  • жилые помещения;
  • электрооборудование и вспомогательные механизмы;
  • вспомогательные механизмы;
  • реакторный;
  • ГТЗА;
  • гребные электродвигатели.

Корабль имеет две зоны для спасения экипажа: в носовой части, где находится всплывающая камера и в корме.

Численность экипажа подлодки – 130 человек (по другой информации — 112), автономность плавания судна – 120 суток.

Подводный крейсер «Антей» имеет два водо-водных реактора ОК-650Б и две паровые турбины, которые вращают гребные винты через редукторы. Также корабль оснащен двумя турбогенераторами, двумя дизельными генераторами ДГ-190 (800 кВт каждый) и двумя подруливающими устройствами.

Субмарины проекта «Антей» оснащены гидроакустическим комплексом МГК-540 «Скат-3», а также системами космической разведки и целеуказания и боевого управления. Информацию от спутниковой системы или от самолетов крейсер может принимать в подводном положении, используя для этого специальные антенны. Также лодка имеет буксируемую антенну, которая выпускается из трубы, расположенной на кормовом стабилизаторе.

На субмаринах 949А установлен навигационный комплекс «Симфония-У», который отличается повышенной точностью, большим радиусом действия и может обрабатывать значительный объем информации.

Основным типом вооружения АПЛ являются противокорабельные ракеты (ПКР) П-700 «Гранит». Ракетные контейнеры расположены по обеим сторонам рубки, вне прочного корпуса лодки. Каждый из них имеет наклон 40°. Ракета может нести обычную (массой 750 кг) или ядерную боевую часть (500 Кт). Дальность стрельбы составляет 550 км, скорость ракеты – 2,5 м/с.

Подводный крейсер может вести как одиночную стрельбу, так и запускать ПКР залпом, выпуская за один раз до 24 ракет. ПКР «Гранит» имеют сложную траекторию, а также неплохую помехозащищенность, что делает их серьезной угрозой для любого противника. Если говорить о поражении авианосного ордера, то вероятность этого особенно высока при залповой стрельбе. Считается, что для потопления авианосца в него должны попасть девять «Гранитов», однако даже одного точного выстрела достаточно, чтобы с его палубы не смогли взлетать самолеты.

Кроме ракет, подводные лодки проект 949А «Антей» имеют в своем распоряжении и торпедное вооружение. Подлодки имеют четыре торпедных аппарата калибром 533 мм и два — 650-мм. Кроме обычных торпед из них можно стрелять ракето-торпедами. Торпедные аппараты расположены в носовой части корабля. Они оборудованы системой автоматического заряжания, поэтому обладают высокой скорострельностью — весь боекомплект можно выпустить буквально за несколько минут.

АПЛ проекта «Антей»

Ниже представлен список всех АПЛ этого проекта:

  • «Краснодар». Утилизирована на заводе «Нерпа».
  • «Красноярск». Находится в процессе утилизации, ее имя уже присвоено другой субмарине проекта 885.
  • «Иркутск». В настоящее время находится на ремонте и модернизации по проекту 949АМ. Входит в состав Тихоокеанского флота.
  • «Воронеж». Находится в боевом составе Северного флота.
  • «Смоленск». Входит в боевой состав Северного флота.
  • «Челябинск». Находится в составе Тихоокеанского флота. В настоящее время находится на ремонте и модернизации по проекту 949АМ.
  • «Тверь». Находится в боевом составе Тихоокеанского флота.
  • «Орел». Находится на ремонте, который должен быть закончен в нынешнем году.
  • «Омск». Входит в боевой состав Тихоокеанского флота.
  • «Курск». Погибла в Баренцевом море 12 августа 2000 года.
  • «Томск». Входит в состав Тихоокеанского флота, в настоящее время на ремонте.

Оценка проекта

Чтобы оценить эффективность подводных лодок «Антей», следует в первую очередь обратить внимание на основное оружие этих подводных крейсеров – ПКР П-700 «Гранит».

Разработанный еще в 80-е годы прошлого столетия, сегодня этот комплекс явно устарел. Современным требованиям не соответствуют ни дальность этой ракеты, ни ее помехозащищенность. Да и элементарная база, на которой был создан этот комплекс, уже давно устарела.

В 2011 году было объявлено, что специалистами ЦКБ «Рубин» разработан проект по модернизации подлодок этого проекта. В первую очередь он касается ракетного вооружения крейсера. Контейнеры для ПКР «Гранит» будут заменены на пусковые установки, из которых можно вести стрельбу современными «Ониксами» и «Калибрами». Это превратит «Антеи» в универсальный инструмент, способный решать самые разные задачи.

Характеристики

Ниже представлены характеристики АПЛ проекта 949А:

  • водоизмещение надв., м. куб. – 12500;
  • водоизмещение подв., м. куб. – 22500;
  • энергетическая установка — 2 × ОК-650 (с мощностью 2 х 190 Мв);
  • надводная скорость, узлов – 15;
  • подводная скорость, узлов – 32;
  • макс. глубина погружения, м – 600;
  • автономность, суток – 120;
  • экипаж, чел. – 94;
  • вооружение — 24 ПКР «Гранит», ТА 650 мм — 4 шт., ТА 533 мм — 4 шт.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector