2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Исторические сведения Проект 1234 «Овод» — малые ракетные корабли типа «Буря»

Малые ракетные корабли проектов 1234, 1234.1, 1234.7 и 1234Э (МРК Овод)

Характеристики малых ракетных кораблей проекта 1234 «Овод»

Характеристики даны для проекта 1234.1

История создания малых ракетных кораблей проекта 1234 «Овод»

В 60-ые годы 20-го века перед советским ВМФ встала большая задача — нужен был даже не новый корабль, а новый тип корабля — промежуточное звено между ракетными крейсерами и ракетными катерами (РКА). Малые ракетные корабли (МРК), как их окрестили, должны были быть небольшими, недорогими, но в то же время мореходными, дальнобойными и очень мощными боевыми единицами.

Тактико-техническое задание было утверждено 17 августа 1965 г. (ЦМКБ «Алмаз») и предполагало создание ещё не МРК, но РКА, однако уже имеющего все признаки первого. Кораблю присвоили номер проекта 1234 и шифр «Овод», главным конструктором был назначен Иван Пе­трович Пегов, а главным наблюдающим от ВМФ — капи­тан 1 ранга В.В. Дмитриев.

Задача решаемая конструкторами была сложной — в относительно небольшое водоизмещение вчерашнего катера необходимо было «впихнуть» фактически полновесный «корабельный» комплект: две пусковые установки противокорабельных ракет «Малахит» (каждая из 6-и ракет весит 5,4 тонны), радиолокационный комплекс целе­указания «Титанит», средства радио­электронной борьбы, зенитный ракетный комплекс «Оса-М» и артиллерийскую установку АК-725.

Подходящей по мощности и габаритам турбины для нового корабля ещё не было, поэтому было найдено оригинальное решение установить трехвальную главную энергетическую установку с работой на каждом валу двух дизелей типа М-504. Завод «Звезда» удачно соединил два М-504 в один М-507, получив на выходе «движок» в 112 цилиндров, способный выдавать 10000 лошадиных сил. Всего таких двигателей было три.

Получившийся на выходе «монстр» даже в весьма расплывчатое определение «ракетный катер» не вписывался никак. Главнокомандующий ВМФ С.Г. Горшков, главный радетель за судьбу «Овода» специально для проекта 1234 утвердил новый класс — «малые ракетные корабли». Когда первый из них («Буря») был спущен на воду, то посетив его, главком с гордостью произнес — «эти МРК — пистолет у виска империализма».

МРК «Буря» с кормы

И надо сказать — С.Г. Горшков не погрешил против истины. Ни один флот не имел ничего, способного даже близко сравниться по комплексу характеристик с «Оводами» — шутка ли, корабль с габаритами речного судна, способный, практически в одиночку утопить вражеский авианосец? И это при несоизмеримых затратах на производство — как раз по этому параметру (стоимость/эффективность) даже сейчас, в 21-м веке корабли проекта 1234 не имеют аналогов в мире.

«Оводы» это не только ударные корабли, но успешно справляются и с другими боевыми задачами — обеспечивают работу авиации и подводных лодок, несут пограничную службу, выступают в роли противолодочных и сторожевых кораблей.

Недостатков проект 1234 также не лишен — корабли «не уютно» чувствуют себя в открытом море, при волнении в 5 баллов плохо слушаются руля и практически лишены возможности стрелять «главным калибром». Сравнительно слабое ПВО (см. историю службы кораблей «Муссон» и «Эйн Закит»), малая автономность, трудности с охлаждением двигателей при действиях во льдах- все это никак нельзя считать признаками идеального корабля.

Однако, несмотря на все недостатки «Оводов», этот «пистолет» безотказен и всегда попадает в цель — успешность пусков и точность поражения целей (учитывая не малое число самих кораблей и тем более — ракетных пусков) совсем немного не дотягивает до 100%.

МРК «Пассат» с кормы

Модификации и производство малых ракетных кораблей проекта 1234

  • По проекту 1234 «Овод» было построено 17 кораблей (Ленинград) + 3 (Владивосток). 3 последних «ленинградских» МРК были переоборудованы в проект 1234Э.
  • По проекту 1234Э («Овод-Э») — экспортный вариант, отличавшийся установкой 2-х 2-х контейнерных установок противокорабельных ракет (ПКР) П-15 «Термит», вместо 2х 3х ПКР «Малахит». Всего было построено 7 МРК для Алжира и Ливии (3 переоборудованных в 1234Э «Овода» были поставлены Индии, они упомянуты выше).
  • В 1974 году был разработан проект 1234.1 (улучшенный) с усиленным артиллерийским вооружением в виде 76-мм установки АК-176 и 30-мм зенитного автомата АК-630, и более современным радиоэлектронным вооружением, улучшенными условиями обитаемости экипажа, пожаростойкости корпуса. Было построено 15 кораблей для ВМФ СССР и 1 недостроенный, разобран на стапеле.
  • В 1982 году был разработан проект 1234.7 (экспериментальный). Создавался для испытаний более совершенных ПКР «Оникс», которые и составляли его главное вооружение. Построен 1 корабль.
  • В 1999 году был разработан проект 1234ЭМ (модернизация). Проект модернизации ранее проданных кораблей 1234Э. Главной ударной силой корабля стали 4 пусковые установки с 16 про­тивокорабельными ракетами «Уран-Э», также был изменен комплекс бортовой аппаратуры. Модернизирован 1 корабль для Алжира.
Читать еще:  Видео Кортик морской офицерский обр. 1945 г.

Всего было построено 47 кораблей всех проектов.

МРК проекта 1234.1 «Пассат» и «Зыбь», 2008 год

Описание конструкции кораблей проекта 1234

Корабли имеют гладкопалубный корпус с катерными обводами, материал корпуса — сталь повышен­ной прочности. Корпус имеет двойное дно и разделен девятью переборками на 10 во­донепроницаемых отсеков. Непотопляемость сохраняется при затоплении двух смежных отсеков.

Надстройка — островная, трехъярусная.

Служебные и жи­лые помещения размещены в надстройке, на главной па­лубе и на двух платформах. Каюта командира расположена в носовой око­нечности первого яруса надстройки и состоит из кабинета, спальни и санузла. Помещение кают-компании старшин при необходимости можно ис­пользовать под операционную.

На палубе размещается одна четырехногая фок-мачта ферменно­го типа, из легкосплавных труб. На кораблях проекта 1234.1 она более развита. На мачте размеще­ны антенны радиотехнических устройств и связи, сиг­нальные фалы и ходовые огни, антенны ра­диолокационных станций.

Экспортный МРК — проект 1234Э

Главная энергетическая уста­новка размещена в двух машинных отделениях — носовом (2 двигателя на бортовые валы) и кормовом (1 двигатель на средний винт).

МРК оснащены 2-4 пусковыми установками постановки пассивных помех ПК-10 «Смелый» и 2-4 — ПК-16. Стрельба из последнего ведется 82-мм турбореактивны­ми противорадиолокационными снарядами помех РУММ-82 (ТСП-60). Ложные радиолокационные цели могут выставляться на дальностях от корабля в пределах от 0,5 до 3,5 км, а тепловые цели — на дальностях от 2 до 3,5 км при высо­тах от 100 до 1600 м. Вес снаряда ТСП-60 в зависи­мости от снаряжения составляет 8,76-8,92 кг, дальность полета — 3500 м.
Для ПК-10 120-мм снаряд весит до 25 кг и запускается с установки с 10 направляю­щими трубами.

МРК «Рассвет» на параде в Североморске, 2005 г.

Радиотехническая комплексная система «Титанит» (позднее «Монолит») обес­печивает активное и пассивное обнаружение целей, при­ем информации от авиационных систем воздушного на­блюдения и пеленгования. Большой антенный обтекатель на надстройке обеспечивает работу в первых двух режимах. «Титанит» со­прягается с устройством «Дунай», обеспечивающим под­готовку и пуск ракет «Малахит». Дальность обнаруже­ния надводных целей составляет не менее 40 км, а заго­ризонтная дальность обнаружения — более 100 км.

Особенности проекта 1234.7

Главный ударный комплекс на МРК «Накат» (единственный корабль проекта 1234.7) представ­лен двумя шестизарядными пусковыми установками СМ-316. Каждая СМ-316 представляет собой на­клонную ферменную конструкцию для размещения шес­ти транспортно-пусковых контейнеров СМ-324 для противокорабельных ракет «Оникс».

Зенитное вооружение МРК «Накат» представлено носо­вой ПУ ЗИФ-122 (палубная , поворотная) зенитного ра­кетного комплекса «Оса-МА» с боекомплектом из 20 зе­нитных ракет 9МЗЗ и РЛС управления 4КЗЗ.

Артиллерийское вооружение размещено в корме корабля и состоит из: 76-мм АУ АК-176 с боезапасом в 316 сна­рядов и шестиствольной 30-мм АУ АК-630М с боезапа­сом в 3000 снарядов. На крыше 1 яруса надстройки ус­тановлена РЛС управления артиллерийским огнем «Вым­пел» (МР-123/176).

Стандартное радиоэлектронное вооружение представле­но комплексом «Монолит», навигационной РЛС «Дон-2», системой предупреждения о лазерном облуче­нии «Спектр-Ф» (с четырьмя датчиками), комплексом РЭБ «Вымпел-Р2» и двумя ПУ ПК-16.

МРК проекта 1234.7 «Накат» — хорошо видны установки новых ракет «Оникс»

Особенности проекта 1234ЭМ

В середине 90-х г. 20 века в ЦМКБ «Алмаз» разработан (глав­ный конструктор Ю.В. Арсеньев) проект модернизации кораблей проекта 1234Э, по заказу Алжира. Главным ударным комплексом корабля стали 4 пусковых установки с 16 про­тивокорабельными ракетами «Уран-Э». В кормовой части надстройки была установлена шестиствольная 30-мм артустановка АК-630М, на крыше рубки вместо РЛС типа «Рангоут» установили антенну радиолокаци­онного комплекса «Гарпун-Э». На мачте разместили трехкоординатную РЛС общего обнаружения типа «Позитив-МЭ-1» (отсутствие характерного «колпака» «Оводов»), установили РЛС управления ору­жием «Ласка», оптико-электронную систему управле­ния артустановками «Ракурс» и радионавигацион­ную систему «Горизонт-25». В Санкт-Петербурге по этому проекту модернизировали 1 корабль для ВМФ Алжира.

Модернизированный алжирский МРК проекта 1234ЭМ. Облик корабля заметно изменился.

Источник: компиляция на основе открытых источников сети интернет и книги В.В. Костриченко, В.Е.Кузьмичёв «Пистолет у виска империализма», Москва, 2006.

Проект 1234 «Овод» — малые ракетные корабли типа «Буря»

В 1958 г. так­ти­ко-тех­ни­че­ское за­да­ние на соз­да­ние не­сколь­ких ва­ри­ан­тов ко­раб­лей-ра­ке­то­нос­цев сред­не­го во­до­из­ме­ще­ния по­лу­чи­ли сра­зу три кон­ст­рук­тор­ских бю­ро. ЦКБ-5, ЦКБ-53 и ЦКБ-340 в пе­ри­од с 1958 по 1963 го­ды раз­ра­бо­та­ли не­сколь­ко ва­ри­ан­тов та­ких ко­раб­лей. Пер­во­на­чаль­но бы­ла сде­ла­на по­пыт­ка раз­мес­тить ПКР на кор­пу­сах имею­щих­ся ко­раб­лей. Так, ЦКБ-53 ве­ло про­ра­бот­ки на кор­пу­се сто­ро­же­во­го ко­раб­ля про­ек­та 50, а ЦКБ-340 — на кор­пу­се раз­ра­ба­ты­вае­мо­го в это же вре­мя сто­ро­же­во­го (про­ти­во­ло­доч­но­го) ко­раб­ля про­ек­та 159. Про­бле­ма ока­за­лась труд­но­раз­ре­ши­мой, так как из-за ма­лой ши­ри­ны кор­пу­сов упо­мя­ну­тых сто­ро­же­вых ко­раб­лей (со­от­вет­ст­вен­но: 10,2 м и 9,2 м) раз­мес­тить ПУ по­борт­но не пред­став­ля­лось воз­мож­ным. Пер­вым от за­да­ния от­ка­за­лось ЦКБ-340, и без то­го пе­ре­гру­жен­ное ра­бо­той по дру­гим за­ка­зам. Ос­тав­шие­ся по­сле пер­во­го эта­па раз­ра­бот­чи­ки бы­ст­ро по­ня­ли, что тре­бу­ет­ся зна­чи­тель­но бо­лее ши­ро­кий кор­пус ко­раб­ля с ма­лой осад­кой для со­хра­не­ния, а, же­ла­тель­но, и уве­ли­че­ния ско­ро­сти пол­но­го хо­да. По­сте­пен­но про­ри­со­вы­вал­ся тип сред­не­го ра­ке­то­нос­ца и бы­ли раз­ра­бо­та­ны его ва­ри­ан­ты с во­до­из­ме­ще­ни­ем от 400 до 1350 тон, ско­ро­стью хо­да до 36-38 уз­лов и, по тер­ми­но­ло­гии то­го вре­ме­ни, с ми­ни­маль­ны­ми сред­ст­ва­ми ПВО.

Читать еще:  Система предупреждения о ракетном нападении

В бо­лее вы­иг­рыш­ном по­ло­же­нии ока­за­лось ЦКБ-5, ко­то­рое на пер­во­на­чаль­ном эта­пе не име­ло ба­зо­во­го кор­пу­са для раз­ме­ще­ния ра­кет, не тра­ти­ло зря вре­ме­ни и зна­чи­тель­но про­дви­ну­лось в про­ек­ти­ро­ва­нии. Раз­ра­ба­ты­вае­мый в ЦКБ-5 про­ект по­лу­чил ин­декс «про­ект 901» и был до­ве­ден до ста­дии тех­ни­че­ско­го. Из не­сколь­ких ва­ри­ан­тов про­ек­та пред­поч­ти­тель­нее вы­гля­дел ва­ри­ант во­до­из­ме­ще­ни­ем 600 т, дли­ной кор­пу­са 60 м, ши­ри­ной — 11,2 м и осад­кой — 2,8 м. По­борт­но, у над­строй­ки, в сред­ней час­ти кор­пу­са, раз­ме­ща­лись два же­ст­ко за­кре­п­лен­ных, од­но­труб­ных пус­ко­вых кон­тей­не­ра для про­ти­во­ко­ра­бель­ных ра­кет П-35. Зе­нит­ную ар­тил­ле­рию пред­став­ля­ли две спа­рен­ные 57-мм ав­то­ма­ти­че­ские ар­тил­ле­рий­ские ус­та­нов­ки (АУ) АК-725, раз­ме­щен­ные на око­неч­но­стях кор­пу­са.

Кон­ст­рук­то­ры из ЦКБ-53 за­ни­ма­лись в это вре­мя раз­ра­бот­кой про­ек­та, по­лу­чив­ше­го ин­декс «902». Бю­ро так­же пред­ста­ви­ло не­сколь­ко ва­ри­ан­тов раз­ра­бот­ки про­ек­та и наи­бо­лее при­ем­ле­мым мож­но бы­ло счи­тать ва­ри­ант ко­раб­ля во­до­из­ме­ще­ни­ем 1100 т, дли­ной кор­пу­са 78 м, ши­ри­ной — 12,8 м, осад­кой — 3,2 м. Ко­рабль дол­жен был быть воо­ру­жен че­тырь­мя же­ст­ко за­кре­п­лен­ны­ми труб­ча­ты­ми кон­тей­не­ра­ми для ПКР П-35 (по две од­но­труб­ных ус­та­нов­ки по­борт­но). Ар­тил­ле­рия бы­ла пред­став­ле­на дву­мя спа­рен­ны­ми 76-мм ус­та­нов­ка­ми ЗИФ-67 — АК-726, так­же раз­ме­щен­ны­ми на око­неч­но­стях кор­пу­са.

Ни один из пред­став­лен­ных про­ек­тов не удов­ле­тво­рил за­каз­чи­ка. Уве­ли­чи­вать во­до­из­ме­ще­ние бы­ло не­це­ле­со­об­раз­но, а для пред­став­лен­ных про­ек­тов ра­ке­ты П-6 и П-35 бы­ли все-та­ки тя­же­ло­ва­ты (4-6 т), Соз­да­вать бо­лее круп­ный и со­от­вет­ст­вен­но, бо­лее до­ро­гой ко­рабль бы­ло бес­смыс­лен­но.

Не­об­хо­ди­мость соз­да­ния про­ме­жу­точ­но­го ти­па ко­раб­ля ос­та­ва­лась ак­ту­аль­ной. Фло­ту тре­бо­вал­ся не­боль­шой, но мо­ре­ход­ный ко­рабль с бо­лее даль­но­бой­ны­ми, чем у ка­те­ров, ра­ке­та­ми, с на­ли­чи­ем средств за­го­ри­зонт­но­го це­ле­ука­за­ния, с уси­лен­ным ар­тил­ле­рий­ским и зе­нит­ным воо­ру­же­ни­ем, Глав­ком ВМФ счи­тал, что ра­кет­ные ка­те­ра пр. 205 уже ус­та­ре­ва­ют и по­тре­бо­вал экс­трен­но раз­ра­бо­тать про­ект но­во­го ра­кет­но­го ка­те­ра с уси­лен­ным ра­кет­ным воо­ру­же­ни­ем в ви­де шес­ти но­вей­ших ПКР П-120 «Ма­ла­хит», зе­нит­ной ра­кет­ной ус­та­нов­кой са­мо­обо­ро­ны и бо­лее круп­но­ка­ли­бер­ной, чем на ста­рых ка­те­рах, ар­тил­ле­ри­ей. Так­ти­ко-тех­ни­че­ское за­да­ние на про­ек­ти­ро­ва­ние но­во­го РКА (фак­ти­че­ски — ма­ло­го ра­кет­но­го ко­раб­ля) бы­ло ут­вер­жде­но 17 ав­гу­ста 1965 г. и пе­ре­да­но в ЦМКБ «Ал­маз». Глав­ным кон­ст­рук­то­ром ко­раб­ля, по­лу­чив­ше­го шифр «Овод» и но­мер пр. 1234, был на­зна­чен Иван Пет­ро­вич Пе­гов, а глав­ным на­блю­даю­щим от ВМФ — ка­пи­тан I ран­га Б.В. Дмит­ри­ев. При про­ек­ти­ро­ва­нии воз­ник це­лый ряд слож­но­стей. Во­до­из­ме­ще­ние ка­те­ра поч­ти сра­зу воз­рос­ло до 600 т, так как по тре­бо­ва­нию за­каз­чи­ка в кор­пу­се тре­бо­ва­лось раз­мес­тить две трех­кон­тей­нер­ные ПУ ПКР «Ма­ла­хит», ра­дио­ло­ка­ци­он­ный ком­плекс це­ле­ука­за­ния ра­кет­но­му ору­жию «Ти­та­нит», сред­ст­ва ра­дио­элек­трон­ной борь­бы (РЭБ), зе­нит­ный ра­кет­ный ком­плекс са­мо­обо­ро­ны (ЗРК СО) ти­па «Оса-М» и ар­тил­ле­рий­скую ус­та­нов­ку (АУ) АК-725 с РАС управ­ле­ния «Барс». По­пыт­ки в хо­де про­ек­ти­ро­ва­ния раз­мес­тить на ка­те­ре га­зо­тур­бин­ную энер­ге­ти­че­скую ус­та­нов­ку ус­пе­хом не увен­ча­лись, так как имев­шие­ся па этот мо­мент тур­би­ны М-3 име­ли боль­шие га­ба­ри­ты, что для ка­те­ра бы­ло яв­но не­при­ем­ле­мо. Дос­та­точ­но мощ­ных ди­зе­лей так­же не име­лось, а ус­та­нав­ли­вать на ка­те­ре шесть стан­дарт­ных дви­га­те­лей ти­па М-504 так­же бы­ло бес­смыс­лен­но. Соз­да­вать но­вые ди­зе­ли или тур­би­ны не по­зво­лял ли­мит вре­ме­ни и кон­ст­рук­то­ры при­ня­ли ре­ше­ние ис­поль­зо­вать на но­вом ка­те­ре трех­валь­ную глав­ную энер­ге­ти­че­скую ус­та­нов­ку (ГЭУ) с ра­бо­той на ка­ж­дом ва­лу двух ди­зе­лей ти­па М-504. За­во­ду «Звез­да» бы­ло сроч­но по­ру­че­но соз­дать со­чле­нен­ный дви­га­тель М-507, со­стоя­щий из двух ди­зе­лей М-504, ва­лы ко­то­рых со­еди­ня­лись че­рез ре­дук­тор. Но­вый дви­га­тель имел 112 ци­лин­д­ров и был спо­со­бен раз­ви­вать мощ­ность до 10 000 л.с. В ито­ге, по ре­зуль­та­там рас­смот­ре­ния про­ек­та, Глав­ком ВМФ С.Г. Горш­ков при­нял ре­ше­ние пе­ре­вес­ти «Овод» из клас­са ра­кет­ных ка­те­ров в спе­ци­аль­ный класс «ма­лые ра­кет­ные ко­раб­ли».

Строи­тель­ст­во ма­лых ра­кет­ных ко­раб­лей пр. 1234 бы­ло раз­вер­ну­то на Ле­нин­град­ском При­мор­ском су­до­строи­тель­ном за­во­де и на Вла­ди­во­сток­ском су­до­строи­тель­ном за­во­де. В Ле­нин­гра­де бы­ло по­строе­но 17 ко­раб­лей, а во Вла­ди­во­сто­ке — 3 МРК это­го про­ек­та. Пер­вые два ко­раб­ля ле­нин­град­ской по­строй­ки до 25 ап­ре­ля 1970 го­да но­си­ли толь­ко циф­ро­вое так­ти­че­ское на­име­но­ва­ние: го­лов­ной — «МРК-3», вто­рой кор­пус — «МРК-7», но за­тем всем ко­раб­лям при­сваи­ва­лись «по­год­ные» на­име­но­ва­ния, тра­ди­ци­он­ные для оте­че­ст­вен­ных сто­ро­же­вых ко­раб­лей вре­мен вто­рой ми­ро­вой вой­ны.

Все­го бы­ло по­строе­но 47 ко­раб­лей.

Читать еще:  Видео Ту-85 - стратегический бомбардировщик

Поставлялись на экспорт в Индию, Алжир и Ливию.

Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознаного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответсвующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.

Исторические сведения Проект 1234 «Овод» — малые ракетные корабли типа «Буря»

Тактико-технические данные пр.1234Э

Тактико-технические данные пр.12341

Тактико-технические данные пр.12347


Малый ракетный корабль пр.1234 — Общий вид


Малый ракетный корабль пр.12341 — Общий вид

Система предупреждения о лазерном облучении «Спектр-Ф» с 1995 (Накат)
На Разливе в 2014 СУ МР-123 «Вымпел» заменена на СУ МР-123-02/3 «Багира»
На Пассате установлена НРЛС МР-231
На Смерче в 2017-2019 2х3 ПУ КТ-84 ПКРК «Малахит» заменены на 4х4 ПУ (16 ПКР 3М24 «Уран»), 1х1 76 мм АК-176 заменена на 1х1 76 мм АК-176МА. 20 сут
Нереализованные модификации: Пр.1234АУПК – с подводными крыльями

Распределение по флотам

БФ: МРК-9, 15, 21-25, Волна (с 24.04.1974 СФ), , Гейзер, Град, Гроза (с 4.09.1973 ЧФ), Гром (с 4.09.1973 ЧФ), Зыбь (зав.№80), Ливень (зав.№83), Метеор, Молния, Пассат, Прибой (зав.№66), Прилив (зав.№67), Прилив (зав.№75), Радуга, Ураган (зав.№65), Шквал, Шторм
ЧФ: МРК-3, 7 (с 1.08.1986 ТОФ), Вихрь (с 31.08.1977 ТОФ), Зарница, Зыбь (зав.№70), Мираж
СФ: Айсберг, Бурун (с 21.04.1978 БФ), Ветер, Заря, Метель, Накат, Прибой (зав.№74), Рассвет, Туча, Ураган (зав.№73)
ТОФ: Ливень (зав.№1005), Мороз, Муссон, Разлив, Смерч, Тайфун, Циклон

МРК-3: 540, 354, 961, 964(1977), 604(1978), 601, 603, 602(1982), 609(1984), 605(1986), 608(1990), 624(1.05.1990)
МРК-7: 356, 963(1971), 967(1972), 962(1977), 966(1978), 611, 602(1979), 623, 617(1982), 606(1984), 612(1984), 618(1986), 403(05.1987), 430(05.1990)
МРК-22: 904(1981)
МРК-25: 451?(1983)
Айсберг: 523, 511, 535(1988)
Бурун: 570, 591, 559(1986), 566(1990)
Ветер: 572(1978), 527, 523, 524(1995)
Вихрь: 972(1972), 966(1973), 978(1975), 351(1976), 955, 425(1985), 438(05.1990), 432(1994)
Волна: 950(1973), 943(1.05.1973), 941(1974), 927(1977), 528, 509?(1986), 505(1989)
Гейзер: 555(1990)
Град: 952(1972), 941(1973), 506, 567, 552(1987), 582(1990)
Гроза: 363, 977(1973), 970, 358(1977), 611, 604(1980), 613(1982), 614(1984), 604(1986), 619(1.05.1990)
Гром: 976(1974), 361(1976), 818(1979), 608, 604(1982), 605(1984), 607(1986), 622(1.05.1990)
Зарница: 363(1976), 973, 972, 607, 618, 606(1990), 621(1.05.1990)
Заря: 925(1977), 536(1982), 511(1985)
Зыбь (зав.№70): 608(1982), 609(1984), 605(1986), 620(1.05.1990)
Зыбь (зав.№80): 457, 560(1990)
Ливень (зав.№83): 475(1991), 551(1991)
Ливень (зав.№1005): 422(05.1987), 415(05.1990), 418(2000)
Метель: 923(1977), 534(1979), 542, 518?(1986), 515?(1986)
Метеор: 580(1988), 590(1990)
Мираж: 616(1986), 603(1986), 617(1.05.1990)
Молния: 945(1973), 565, 558(1989), 595(1990)
Мороз: 434, 450, 402(05.1990), 409(2000)
Муссон: 427(1982), 414(1984)
Накат: 455(1987), 502(1987), 526(1988), 520(2013)
Пассат: 465(1990), 570(1990)
Прибой (зав.№74): 540(1988)
Прилив (зав.№75): 475(1985), 538, 580, 599(1987), 562(1990)
Радуга: 942, 567, 598, 597(1986), 564(1990)
Рассвет: 534, 520(1996)
Разлив: 450(2000)
Смерч: 415, 418, 450(1987), 405(1990), 423(2000)
Тайфун: 994, 425, 427, 401(1983), 415(1984), 400(1988)
Туча: 527(1987), 524(1988), 505(1997)
Ураган (зав.№73): 540, 547(1988), 533(1997)
Циклон: 444(1979), 438, 430(1984), 425(1984), 435(1985), 412(05.1987), 444(05.1990)
Шквал: 947(1974), 915(1976), 957, 565(1978), 551(1984), 567
Шторм: 902(1976), 953, 587(1978), 567, 577(1990)

1987 – Муссон (16.04, затонул в Японском море в результате попадания ракеты-мишени)
1991 – МРК-3 (11.02), 1992 — МРК-7 (29.10), Гроза (19.03)
1993 – Волна (30.06), Град (30.06)
1994 – Вихрь (5.07), Заря (5.07), Радуга (5.07), Шквал (5.07)
1995 – Ветер (4.08), Гром (24.05), Тайфун (4.08), Циклон (17.01)
1998 – Метель (16.03), Шторм (16.03)
2001 – Молния (3.05), Прибой (зав.№74) (3.05)
2002 – Бурун (10.04), Прилив (зав.№75) (10.04), Ураган (зав.№73) (10.04)
2005 – Зарница (22.06), Метеор (22.06), Туча (22.06)
2012 – Накат (5.02)

Алжир: 3 единицы
Рейс Хамидоу 801 (до 4.07.1980 МРК-21), Салах Рейс 802 (до 9.02.1981 МРК-23), Рейс Али 803 (до 8.05.1982 МРК-22). Модернизированы по пр.1234ЭМ шифр «Овод-ЭМ» в Кронштадтском морском заводе 802 в 05.1997-06.2000, в Санкт-Петербурге «Северная верфь» на 801 в 10.2007-11.02.2011, 803 в 2011-12: 4х4 ПУ ПКР 3М24Э «Уран-Э» вместо П-20 «Термит», добавлена 1х6 30 мм АК-630М (3000 выстрелов) (нет на 801, 803) – СУ «Ласка-Э» и опто-электронная СУ СП-521 «Ракурс» вместо МР-103 «Барс», РЛК 3Ц-25Э «Гарпун-Э» (нет на 801, 803), РЛС общего обнаружения «Позитив-МЭ1» вместо РЛС «Рангоут», РНС «Горизонт-25»

Индия: 3 единицы
Виджай Дург К71 (до 04.1977 Ураган (зав.№65)) списан 3.09.2002, Синдху Дург К72 (до 09.1977 Прибой (зав.№66)) списан 24.09.2004, потоплен как мишень 15.04.2005, Хос Дург К73 (до 04.1978 Прилив (зав.№67)) списан 5.06.1999, потоплен как мишень в 06.2000

Ливия: 4 единицы
Айн Мара 416, с 1991 Тарик ибн Зияд (до 10.1981 МРК-9) сгорел и затонул в Бенгази 3.11.2014 после обстрела артобстрела исламистами, Айн Эль Газала 417 (до 7.02.1983 МРК-24), Айн Зара 418 (до 02.1984 МРК-25) потоплен английскими самолетами 19.05.2011 в Мисрате, Айн Закут 419 (до 09.1985 МРК-15) потоплен американскими самолетами 24.03.1986 в районе порта Бенгази

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector