0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Исторические сведения Проект 11435 — тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»

пр.11435 — KREML / KUZNETSOV


Церемония приёмки авианосца «Liaoning» в состав ВМС Китая, г.Далян, 23.09.2012 г. (http://forums.airbase.ru, источник — http://weibo.com).


Авианесущий крейсер пр.11435 «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» на параде в День ВМФ в Североморске, 29.07.2012 г. (фото — Денис Неметовский, http://fotki.yandex.ru/users/den-n1977).


Авианосец «Shi Lang» — бывший «Варяг» пр.11436, Китай, 2012 г. (http://www.china-defense-mashup.com).


Художественное представление будущего первого китайского авианосца «Shi Lang» — бывшего «Варяга» пр.11436 (из архива mpleio, http://www.militaryphotos.net).


Авианесущий крейсер пр.11435 «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» на циркуляции, вероятно 2011-2012 г.г. (http://military-photos.livejournal.com).


Авианосец «Shi Lang» на ходовых испытаниях в Желтом море, 100 км к юго-востоку от Даляна, 8 декабря 2011 г. (http://digitalglobe.com).


Тяжелый авианесущий крейсер пр.11435 «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» на стоянке в Североморске (http://forums.airbase.ru).

Постановление СМ СССР от 13.10.1978 г. поручало МО СССР выдать ТТЗ на корабль пр.11435, а Минсудпрому — разработать эскизный и технический проекты в 1979-1980 г.г. Строительство серии кораблей по пр.11435 предполагалось вести в течение 1981-1990 г.г. на стапеле «О» завода в г.Николаеве. Главный конструктор проекта на начальном этапе — О.П.Ефимов, с конца 1979 г. — В. Ф. Аникиев. Эскизный проект одобрен главкомом ВМФ С.Г.Горшковым в ноябре 1979 г. (см.эскизный пр.11435). В начале 1980 г. министр обороны Д.Ф.Устинов подписал директиву Генштаба (Н. В. Огарков, Н. Н. Амелько), которая требовала изменить пр.11435 (см.пр.11435 Устинова-Амелько). Планом на 1981-1990 г.г., утвержденным в марте 1980 г., сроки проектирования переносились на два года, а строительство — на 1986-1991 г.г. Проект договора на строительство головного корабля ССЗ в г.Николаеве получил 14 марта 1980 г. В апреле 1980 г. Главком ВМФ С. Г. Горшков утвердил ТТЗ на выполнение НПКБ проектных проработок с целью реализации директивы министра обороны об изменении проекта. 23 июля 1980 г. вышло решение МСП, МАП, ВМФ и ВВС, которым разработка пр.11435 по постановлению СМ СССР от 13.10.1978 г. была признана выполненной.

Читать еще:  Модификации РПГ-29 «Вампир» - ручной противотанковый гранатомёт

Использование авиации на новом проекте ТАКР прорабатывалось по постановлению СМ СССР от 26 марта 1980 г. (на основании этого постановления был расторгнут договор на строительство от 14.03.1980 г.). В ноябре 1980 г. ЦНИИВК откорректировал ТТЗ на пр.11435 (см. пр.11435 ЦНИИВК). В конце 1980 г. было принято решение о закладке второго корабля пр.1143.4 с сохранением размерности и основных ТТХ вместо пр.11435. В феврале 1981 г. министерства судостроения и авиационной промышленности разработали предложения по усовершенствованию пр.1143.4., которые в апреле были трансформированы в сокращенный техпроект 1143.42 (см.ниже), отданный для проработки в НПКБ. 3 марта 1981 г. от Главного Управления Кораблестроение ВМФ на завод в г.Николаеве поступил договор на строительство заказа №105 (заводской номер). В сентябре 1981 г. удалось добиться решения министра обороны об увеличении водоизмещения на 10000 тонн. После этого ВМФ запросил изменить проект под ПКР «Гранит» с увеличением авиакрыла до 50 самолетов со взлетом с использованием трамплина и без катапульты (см.ниже пр.1143.42 МО).

В процессе модернизации стапеля «О» и всего судостроительного завода было принято решение совместить наработки по пр.1143.42 и пр.11435. Корректировка проектов была завершена в марте 1982 г. Новый пр.11435 (итоговый технический проект) по предложению Главкома ВМФ С.Г.Горшкова был принят постановлением СМ СССР №392-10 от 7 мая 1982 г. и 1 сентября 1982 г. корабль под названием «Рига» был заложен на стапеле «О» завода в г.Николаев. В ноябре 1982 г. корабль переименован в «Леонид Брежнев» и в декабре начали монтаж первого блока корпуса нового корабля. Первый блок поднят на стапель 22 февраля 1983 г. Впервые в СССР корпус собирался из 24 конструкционных блоков (длина блоков — 32 м, ширина — ширина корпуса, высота — около 13 м, масса — 1400-1700 тонн) и блока-надстройки. Энергетическое оборудование заказано для корабля с поставкой в 1983-1984 г.г. в итоге монтаж оборудования велся на уже частично готовном корпусе, что заставило вскрывать палубы и существенно замедлило строительство. В 1983 г. СМ СССР принял решение о строительстве второго корабля пр.11435 и в январе 1984 г. от ГУК ВМФ на завод поступил договор на его строительство. Первая публикация фотографий ТАКР «Леонид Брежнев» была отмечена в 1984 г. во французском журнале Science et Vie (фотографии со спутника). Готовность корабля №105 в марте 1984 г. составляла 13%, в декабре 1984 г. — 20%. Формирование корпуса заказа 105 завершено в марте 1985 г. Готовность корабля на 01 мая 1985 г. 26.4%.

Читать еще:  Схемы БМ-13 «Катюша» - 132-мм реактивная система залпового огня

Спуск первого ТАКР пр.11435 «Леонид Брежнев» (спусковая масса — 29000-32000 тонн по разным данным, готовность 35.8%) состоялся 4 декабря 1985 г. одновременно (через 20 минут) был заложен второй корабль пр.11435 — «Рига», заводской №106 (по данным некоторых источников — второй корабль заложен по пр.1143.6). Весной 1986 г. главным конструктором пр.11435 назначили П. А. Соколова. Летом 1987 г. ТАКР «Леонид Брежнев» переименован в «Тбилиси». Готовность корабля по итогам 1987 г. 55-57% (отставание от плана 15% по вине поставщиков комплексов оборудования и систем). 25 ноября 1988 г. второй корабль пр.11435 спущен на воду и произошла закладка корабля пр.1143.7 (атомный тяжелый авианесущий крейсер «Ульяновск»). Готовность корабля №105 по итогам 1988 г. — 70%, январь 1989 г. — 71%, стоимость уже построенного корабля 522 млн.руб при нехватке поставок на сумму 195 млн.руб (итого — 717 млн.руб в ценах 1988-1989 г.г.). Готовность корабля на конец марта 1989 г. 75%. Весной 1989 г. главным конструктором назначен Л.В.Белов и начаты швартовые испытания «Тбилиси» (07.06.1989 г. — 25.05.1990 г.). Июль 1989 г. — готовность заказа 105 — 80,05% (при плане 76,6%), на корабль поставлено около 50% радио-электронных систем и оборудования. Основная масса систем была получена заводом летом-осенью 1989 г.

Первый выход в море заказа 105 состоялся 20 октября 1989 г. (выход завершен 25 ноября 1989 г.) — выход в море неготового корабля был разрешен совместным решением МСП, МАП, ВМФ и ВВС без докования, без магнитной обработки, без части оборудования, но готовым для работы с авиакрылом. Летно-конструкторские испытания совместно с авиакрылом начались осенью 1989 г. Первую посадку на палубу «Тбилиси» 1 ноября 1989 г. совершил самолет Су-27К. в тот же день состоялся первый взлет самолета с его палубы (МиГ-29К). комплектация корабля системами вооружений (последний модуль ЗРАК «Кортик») и РЭО (подсистема МП-407 системы РЭБ «Создвездие») завершена в феврале 1990 г. Готовность корабля 105 на 01 февраля 1990 г. 86.95%.

Читать еще:  БМП-2 - боевая машина пехоты

Заводские ходовые испытания прошли в период с 28 мая (25 мая по др.данным — Макаров) по 31 июля 1990 г. В августе 1990 г. ТАКР «Рига» переименован в «Варяг», а 4 октября 1990 г. «Тбилиси» переименован в «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». 29 сентября 1990 г. корабль вернулся на завод для ревизии механизмов и окончательной отделки — за время первого этапа испытаний корабль прошел 16200 миль, выполнено 454 полета ЛА с палубы, пуски ракет комплекса «Гранит» не проводились. Государственные испытания «Адмирала Кузнецева» завершены 25 декабря 1990 г. и корабль вошел в состав ВМФ. Испытания ТАКР и самолетов на Черноморском флоте продолжались до конца 1991 г. после чего корабль перешел на Северный флот и 20 января 1992 г. вошел в его состав. В ноябре 1991 г. ВМФ России приостановил платежи Черноморскому судостроительному заводу (г.Николаев) необходимые для строительства ТАКР «Варяг» (готовность 67-75% по разным оценкам) и АТАКР «Ульяновск» (готовность около 20%). В 1995 г. «Варяг» исключен из состава ВМФ России и передан заводу-строителю в счет долгов МО РФ, после чего продан в Макао (апрель 1998 г., покупатель — компания из Макао Chong Lot Travel Agency Ltd, цена $20 млн) и в итоге оказался в Китае, где достраивается как авианосец (2002 г.).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector