0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Исторические сведения Проект 11435 — тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»

пр.11435 — KREML / KUZNETSOV


Церемония приёмки авианосца «Liaoning» в состав ВМС Китая, г.Далян, 23.09.2012 г. (http://forums.airbase.ru, источник — http://weibo.com).


Авианесущий крейсер пр.11435 «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» на параде в День ВМФ в Североморске, 29.07.2012 г. (фото — Денис Неметовский, http://fotki.yandex.ru/users/den-n1977).


Авианосец «Shi Lang» — бывший «Варяг» пр.11436, Китай, 2012 г. (http://www.china-defense-mashup.com).


Художественное представление будущего первого китайского авианосца «Shi Lang» — бывшего «Варяга» пр.11436 (из архива mpleio, http://www.militaryphotos.net).


Авианесущий крейсер пр.11435 «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» на циркуляции, вероятно 2011-2012 г.г. (http://military-photos.livejournal.com).


Авианосец «Shi Lang» на ходовых испытаниях в Желтом море, 100 км к юго-востоку от Даляна, 8 декабря 2011 г. (http://digitalglobe.com).


Тяжелый авианесущий крейсер пр.11435 «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» на стоянке в Североморске (http://forums.airbase.ru).

Постановление СМ СССР от 13.10.1978 г. поручало МО СССР выдать ТТЗ на корабль пр.11435, а Минсудпрому — разработать эскизный и технический проекты в 1979-1980 г.г. Строительство серии кораблей по пр.11435 предполагалось вести в течение 1981-1990 г.г. на стапеле «О» завода в г.Николаеве. Главный конструктор проекта на начальном этапе — О.П.Ефимов, с конца 1979 г. — В. Ф. Аникиев. Эскизный проект одобрен главкомом ВМФ С.Г.Горшковым в ноябре 1979 г. (см.эскизный пр.11435). В начале 1980 г. министр обороны Д.Ф.Устинов подписал директиву Генштаба (Н. В. Огарков, Н. Н. Амелько), которая требовала изменить пр.11435 (см.пр.11435 Устинова-Амелько). Планом на 1981-1990 г.г., утвержденным в марте 1980 г., сроки проектирования переносились на два года, а строительство — на 1986-1991 г.г. Проект договора на строительство головного корабля ССЗ в г.Николаеве получил 14 марта 1980 г. В апреле 1980 г. Главком ВМФ С. Г. Горшков утвердил ТТЗ на выполнение НПКБ проектных проработок с целью реализации директивы министра обороны об изменении проекта. 23 июля 1980 г. вышло решение МСП, МАП, ВМФ и ВВС, которым разработка пр.11435 по постановлению СМ СССР от 13.10.1978 г. была признана выполненной.

Читать еще:  15П961 "Молодец" - боевой железнодорожный ракетный комплекс с МБР 15Ж61 (РТ-23 УТТХ)

Использование авиации на новом проекте ТАКР прорабатывалось по постановлению СМ СССР от 26 марта 1980 г. (на основании этого постановления был расторгнут договор на строительство от 14.03.1980 г.). В ноябре 1980 г. ЦНИИВК откорректировал ТТЗ на пр.11435 (см. пр.11435 ЦНИИВК). В конце 1980 г. было принято решение о закладке второго корабля пр.1143.4 с сохранением размерности и основных ТТХ вместо пр.11435. В феврале 1981 г. министерства судостроения и авиационной промышленности разработали предложения по усовершенствованию пр.1143.4., которые в апреле были трансформированы в сокращенный техпроект 1143.42 (см.ниже), отданный для проработки в НПКБ. 3 марта 1981 г. от Главного Управления Кораблестроение ВМФ на завод в г.Николаеве поступил договор на строительство заказа №105 (заводской номер). В сентябре 1981 г. удалось добиться решения министра обороны об увеличении водоизмещения на 10000 тонн. После этого ВМФ запросил изменить проект под ПКР «Гранит» с увеличением авиакрыла до 50 самолетов со взлетом с использованием трамплина и без катапульты (см.ниже пр.1143.42 МО).

В процессе модернизации стапеля «О» и всего судостроительного завода было принято решение совместить наработки по пр.1143.42 и пр.11435. Корректировка проектов была завершена в марте 1982 г. Новый пр.11435 (итоговый технический проект) по предложению Главкома ВМФ С.Г.Горшкова был принят постановлением СМ СССР №392-10 от 7 мая 1982 г. и 1 сентября 1982 г. корабль под названием «Рига» был заложен на стапеле «О» завода в г.Николаев. В ноябре 1982 г. корабль переименован в «Леонид Брежнев» и в декабре начали монтаж первого блока корпуса нового корабля. Первый блок поднят на стапель 22 февраля 1983 г. Впервые в СССР корпус собирался из 24 конструкционных блоков (длина блоков — 32 м, ширина — ширина корпуса, высота — около 13 м, масса — 1400-1700 тонн) и блока-надстройки. Энергетическое оборудование заказано для корабля с поставкой в 1983-1984 г.г. в итоге монтаж оборудования велся на уже частично готовном корпусе, что заставило вскрывать палубы и существенно замедлило строительство. В 1983 г. СМ СССР принял решение о строительстве второго корабля пр.11435 и в январе 1984 г. от ГУК ВМФ на завод поступил договор на его строительство. Первая публикация фотографий ТАКР «Леонид Брежнев» была отмечена в 1984 г. во французском журнале Science et Vie (фотографии со спутника). Готовность корабля №105 в марте 1984 г. составляла 13%, в декабре 1984 г. — 20%. Формирование корпуса заказа 105 завершено в марте 1985 г. Готовность корабля на 01 мая 1985 г. 26.4%.

Читать еще:  Исторические сведения "Даугава" - РЛС СПРН

Спуск первого ТАКР пр.11435 «Леонид Брежнев» (спусковая масса — 29000-32000 тонн по разным данным, готовность 35.8%) состоялся 4 декабря 1985 г. одновременно (через 20 минут) был заложен второй корабль пр.11435 — «Рига», заводской №106 (по данным некоторых источников — второй корабль заложен по пр.1143.6). Весной 1986 г. главным конструктором пр.11435 назначили П. А. Соколова. Летом 1987 г. ТАКР «Леонид Брежнев» переименован в «Тбилиси». Готовность корабля по итогам 1987 г. 55-57% (отставание от плана 15% по вине поставщиков комплексов оборудования и систем). 25 ноября 1988 г. второй корабль пр.11435 спущен на воду и произошла закладка корабля пр.1143.7 (атомный тяжелый авианесущий крейсер «Ульяновск»). Готовность корабля №105 по итогам 1988 г. — 70%, январь 1989 г. — 71%, стоимость уже построенного корабля 522 млн.руб при нехватке поставок на сумму 195 млн.руб (итого — 717 млн.руб в ценах 1988-1989 г.г.). Готовность корабля на конец марта 1989 г. 75%. Весной 1989 г. главным конструктором назначен Л.В.Белов и начаты швартовые испытания «Тбилиси» (07.06.1989 г. — 25.05.1990 г.). Июль 1989 г. — готовность заказа 105 — 80,05% (при плане 76,6%), на корабль поставлено около 50% радио-электронных систем и оборудования. Основная масса систем была получена заводом летом-осенью 1989 г.

Первый выход в море заказа 105 состоялся 20 октября 1989 г. (выход завершен 25 ноября 1989 г.) — выход в море неготового корабля был разрешен совместным решением МСП, МАП, ВМФ и ВВС без докования, без магнитной обработки, без части оборудования, но готовым для работы с авиакрылом. Летно-конструкторские испытания совместно с авиакрылом начались осенью 1989 г. Первую посадку на палубу «Тбилиси» 1 ноября 1989 г. совершил самолет Су-27К. в тот же день состоялся первый взлет самолета с его палубы (МиГ-29К). комплектация корабля системами вооружений (последний модуль ЗРАК «Кортик») и РЭО (подсистема МП-407 системы РЭБ «Создвездие») завершена в феврале 1990 г. Готовность корабля 105 на 01 февраля 1990 г. 86.95%.

Читать еще:  Модификации Кортик офицерский армейский обр. 1945 г.

Заводские ходовые испытания прошли в период с 28 мая (25 мая по др.данным — Макаров) по 31 июля 1990 г. В августе 1990 г. ТАКР «Рига» переименован в «Варяг», а 4 октября 1990 г. «Тбилиси» переименован в «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». 29 сентября 1990 г. корабль вернулся на завод для ревизии механизмов и окончательной отделки — за время первого этапа испытаний корабль прошел 16200 миль, выполнено 454 полета ЛА с палубы, пуски ракет комплекса «Гранит» не проводились. Государственные испытания «Адмирала Кузнецева» завершены 25 декабря 1990 г. и корабль вошел в состав ВМФ. Испытания ТАКР и самолетов на Черноморском флоте продолжались до конца 1991 г. после чего корабль перешел на Северный флот и 20 января 1992 г. вошел в его состав. В ноябре 1991 г. ВМФ России приостановил платежи Черноморскому судостроительному заводу (г.Николаев) необходимые для строительства ТАКР «Варяг» (готовность 67-75% по разным оценкам) и АТАКР «Ульяновск» (готовность около 20%). В 1995 г. «Варяг» исключен из состава ВМФ России и передан заводу-строителю в счет долгов МО РФ, после чего продан в Макао (апрель 1998 г., покупатель — компания из Макао Chong Lot Travel Agency Ltd, цена $20 млн) и в итоге оказался в Китае, где достраивается как авианосец (2002 г.).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector