Исторические сведения Проект 1123 типа «Москва» — противолодочные крейсера
Противолодочные крейсера проекта 1123 «Кондор»
Характеристики противолодочных крейсеров проекта 1123 «Кондор»
С появлением в составе военно-морских сил США в конце 50-х годов атомных подводных лодок, вооруженных стратегическими ракетами «Поларис», коренным образом изменилась концепция оперативного использования военно-морского флота.
Теперь флот из вида вооруженных сил, только лишь обеспечивающего успешные боевые действия сухопутных войск, превратился в составную часть ядерной триады. Причем часть, способную самостоятельно решать любые стратегические задачи. Само-собой, одновременно этим возросло и значение противолодочной обороны. Но проблема сильно усугублялась тем, что атомные подводные лодки не были привязаны к морским базам, и теоретически, их позиции могли располагаться в любой точке мира. Значит и охотник за подводными ракетоносцами должен был быть особенным — способным одновременно контролировать очень большой район акватории и способный «достать» противника в любой точке земного шара.
Вид с кормы на вертолетную площадку крейсера «Москва»
В 1957 г. Главный Штаб ВМФ СССР предложил научно-исследовательским коллективам, работающими в области проектирования боевых кораблей, разработать эффективное средство обнаружения и уничтожения атомных ракетоносцев противника. Руководство ЦКБ-17 (ныне Невское проектно-конструкторское бюро г. Санкт-Петербург) предложило создать специализированный противолодочный корабль-вертолетоносец дальней зоны с мощным бортовым противолодочным и зенитным вооружением.
Для строительства серии таких кораблей предлагалось использовать семь недостроенных законсервированных на предприятиях крейсеров проекта 68-бис-ЗИФ. Руководство ВМФ идею корабля-вертолетоносца в общем одобрило, однако от переоборудования недостроенных крейсеров отказалось.
В 1958 г. в совместном постановлении ЦК КПСС и СМ СССР создание противолодочного корабля дальней зоны признавалось основной задачей советского судостроения. В том же году руководство ВМФ утвердило техническое задание на разработку проекта противолодочного корабля — вертолетоносца, обозначенного как «проект 1123».
Предэскизный проект представленный коллективом ЦКБ-17 под руководством главного конструктора А.В. Савичева предполагал создание корабля общим водоизмещением до 8000 т, несущего авиагруппу в составе 14 противолодочных вертолетов Ка-25. Несмотря на то, что требования заказчика предусматривали общее водоизмещение противолодочного корабля в пределах 4000 — 5000 т, руководство ВМФ остановилось именно на этом проекте.
Технический проект корабля был выполнен уже к декабрю 1961 г., причем его общее водоизмещение увеличивалось по разным причинам до 9830 т. Однако, коррекции технического проекта и даже плазовой документации продолжались чуть ли не до спуска судна на воду.
Надо сказать, что оба корабля созданных по этому проекту — вертолетоносцы «Москва» и «Ленинград«, были совершенно новым явлением в кораблестроении СССР, да и общемировом тоже. Многие технологии и идеи технических решений были спроектированы специально для этих кораблей. Немудрено, что создать боевое судно способное идеально решать все возложенные на него задачи, в проекте «Кондор» воплотить не удалось.
Чертеж противолодочного вертолетоносного крейсера «Москва»
Мореходность «Кондоров» была прямо скажем не ахти, вертолетов Ка-25 на борту было мало, да и вооружение крейсеров явно было недостаточно эффективно для условий выполнения задач решаемых ими. В бассейнах Средиземного и Черного морей эти корабли были вполне уместны, но в условиях автономного плавания в открытом океане вряд ли могли действовать эффективно.
Противолодочный корабль «Москва»
Закладка головного корабля проекта 1123 (в 1965 г. проект приобрел и имя «Кондор») состоялась 15 декабря 1962 г. на нулевом стапеле Николаевского судостроительного завода № 444 имени И.И. Носенко. Сразу после закладки кораблю было присвоено название «Москва».
14 января 1965 г. корабль был спущен на воду и направлен на стоянку к достроечной стенке. 16 апреля 1967 г. на корабле был поднят военно-морской флаг и в августе «Москва» была представлена на государственные испытания, которые проходили очень непросто и закончились в декабре 1967 г. подписанием приемного акта.
Корабль ждала долгая жизнь — тридцать лет он выполнял боевые задачи в Средиземном и Черном морях и представлял советский флаг в странах средиземноморского бассейна. На нем проходили испытания самолетов вертикального взлета Як-38, а его узнаваемый характерный силуэт стал одним из символов советского ВМФ.
7 ноября 1996 г. на корабле был спущен военно-морской флаг, а 27 мая 1997 г. судно начало свой последний путь — на буксире в Индию, для разделки на металл. За время службы ПКР «Москва» имел следующие бортовые номера: 857, 851, 848, 841, 854, 843, 853, 846, 850, 847, 104, 100, 106, 110, 108.
Противолодочный крейсер «Москва»
Противолодочный корабль «Ленинград»
Закладка второго корабля проекта 1123 «Кондор» состоялась 15 января 1965 г. на Николаевском судостроительном заводе № 444. Кораблю было присвоено имя «Ленинград». 31 июля 1966 г. корабль был спущен на воду, 15 декабря 1968 г. на корабле был поднят военно-морской флаг.
Служба вертолетоносца проходила в основном в Средиземном море и Атлантическом океане. В 1972 году «Ленинград» принял участие в спасательной операции при крушении подводного ракетоносца «К-19».
В 1991 г. крейсер был выведен из боевого состава КЧФ, 5 декабря 1992 на корабле был торжественно спущен военно-морской флаг, 24 августа 1995 г. «Ленинград» отбуксирован в Индию для разделки на металл. За время службы ПКР «Ленинград» имел следующие бортовые номера: 848, 845, 844, 853, 854, 847, 858, 103, 107, 113, 428, 109, 106, 702, 857.
Противолодочный корабль «Киев»
Был заложен на Николаевской верфи 20 февраля 1968 года. Однако дальше закладки, дела по третьему крейсеру проекта 1123 «Кондор» не продвинулись.
Противолодочные крейсера типа «Москва» проекта 1123 «Кондор»
Содержание
Общие сведения
История создания
Предпосылки к созданию
В конце 1950-х годов в условиях «холодной войны» перед СССР встала непростая задача. А именно, создать эффективное средство против американских подводных ракетоносцев. Так как дальность полета их баллистической ракеты «Поларис» составляла более 2 тыс. км., то средства обнаружения подлодок необходимо было разместить на достаточном удалении от берега, обеспечив при этом высокую мобильность и охват большой площади поиска. На тот момент наиболее гибким с точки зрения тактического применения был вариант использования вертолетов базирующихся на корабле. Так появилась концепция вертолетоносцев дальней зоны ПЛО, которая легла в основу проекта 1123 «Кондор».
Проектирование
Изначальный эскизный проект предусматривал создание корабля водоизмещением не более 5 000 т. и скорость порядка 35 узлов. При этом авиагруппа должна была состоять из 8 вертолетов. В дальнейшем оптимальной число вертолетов было определено как 14 шт., а взлетная масса каждого выросла с 5,5 до 8 т. Также выросла расчетная масса гидроакустического оборудования. Проект становился сложнее и водоизмещение росло. В итоге корабль увеличился на 30 метров в длину и в три раза по водоизмещению, стал шире и выше в два раза. Скорость удалось сохранить лишь на уровне 29 узлов.
Постройка и испытания
Головной крейсер проекта бы заложен 15 декабря 1962 года на Николаевском судостроительном заводе №444. Планировалось завершить строительство за 2,5 года, но постоянные изменения в документации и задержки поставок оборудования от смежных предприятий увеличили этот срок до 4 лет. Корабль был спущен на воду 14 января 1965 года и поставлен к достроечной стенке. Швартовые и ходовые испытания прошли в 1966 году, а гос. испытания только в конце 1967 года.
Описание конструкции
Корпус
Корпус имел двойное дно, двойной борт и 16 главных водонепроницаемых переборок, что должно было обеспечить непотопляемость даже в случае нескольких крупных повреждений.
Кормовая часть корпуса представляла собой летную палубу, под которой располагался ангар, все комплексы вооружения размещались в носовой части. Многоярусная надстройка была совмещена с дымовой трубой и имела наклонные грани.
Бронирование
Как такового бронирования корпуса не предусматривалось. При этом количество иллюминаторов было минимальным, чтобы увеличить защиту от атомного оружия.
Энергетическая установка и ходовые качества
Крейсер имел два машинно-котельных отделения, в каждом из которых было расположено по одной установке ГТЗА ТВ-12 и по два паровых котла КВН-95/64. Общая мощность составляла 90 000 л.с при температуре хладагента 25 градусов Цельсия и увеличивалась до 100 тыс. при снижении температуры на 10 градусов. Запас топлива составлял первоначально 3 000 т., но был уменьшен до 2 500 т из-за переоборудования трех топливных цистерн под хранение воды. Масимальная скорость по результатам испытаний — 28,5 узлов. Полная боеспособность сохранялась вплоть до 5-ти бального волнения моря.
Вспомогательное оборудование
На корабле имелось две электростанции общей мощность 6 000 кВт. Многие системы корабля были автоматизированы: электросистема, водяная, вентиляции, топливная, охлаждения, противопожарная. Спасательный средства были представлены ботом, тремя катерами и 48-ю надувными плотами ПСН-6.
Экипаж и обитаемость
По проекту экипаж (без учета летного состава) должен был состоять всего из 266 человек (в т.ч. 24 офицеров). Однако, после прохождения испытаний стало ясно, что этого недостаточно и штат вырос до 700 человек. Причем 130 из них — офицеры. В первую очередь это связано с большим количеством сложного технического оборудования, размещенного на крейсере. Таким образом, условия обитания были очень далеки от желаемых, особенно при размещении на борту штаба бригады или дивизии.
Вооружение
Противолодочное и противоминное вооружение
Для уничтожения подлодок противника на дистанции от 10 до 25 км. и глубине до 500 м. использовался РПК-1 «Вихрь», специально разработанный для крейсеров проекта 1123. Этот комплекс состоял из двухбалочной пусковой установки МС-18 с автоматом заряжения барабанного типа, системы управления огнем «Спрут» и устройства загрузки ракет. Штатный боекомплект состоял из 8 ракет 82Р с ядерной боеголовкой.
Также на крейсере были установлены две установки РБУ-6000 «Смерч-2» с системами автоматической подачи, загрузки и разгрузки КУ-37. Каждая установка имела 12 стабилизированных стволов с наведением в двух плоскостях и управлялась системой УСУ «Буря». Стандартный боезапас 240 реактивных глубинных бомб РГБ-60, которые могли поразить подлодки и торпеды противника в радиусе от 0,3 до 5,7 км. от крейсера.
Авиационное вооружение
Ударная авиационная группа являлась основным вооружением крейсера и состояла из 12 вертолетов Ка-25ПЛ, одного Ка-25ЦУ и одного Ка-25ПС. При этом задачей был как поиск вражеских подлодок, так и их уничтожение. В режиме круглосуточного боевого дежурства в воздухе находилось одновременно 2-3 вертолета, которые сбрасывали радиогидроакустические буи (РГАБ «Чинара» или «Жетон») для обнаружения субмарин и затем опускаемые гидроакустические станции (ОГАС «Ока») для уточнения координат. Вертолет Ка-25ПЛ за один вылет мог доставить до 36 РГАБ на расстояние до 650 км. При этом максимальная скорость составляла 205 км./ч.
При нахождении противника вне радиуса действия ПЛРК «Вихрь» для атаки цели использовались вертолеты, которые несли вместо буев одну самонаводящуюся акустическую торпеду АТ-1 или четырех глубинных бомбы ПЛАБ-250-120. Торпеда была способна поразить цель идущую на скорости до 25 узлов на глубине до 200 м. Стандартный боезапас корабля: 30 торпед и 40 глубинных бомб.
Вертолеты располагались в ангарах (2 в верхнем и 12 в нижнем подпалубном). Для подъема из нижнего ангара использовались два лифта. Внутри ангара была установлена система продольно-поперечной буксировки, а на летной палубе вертолеты перемещали тягачами. Для взлета и посадки были оборудованы 4 площадки с системами заправки керосином и маслом, а также обогревом двигателей теплым воздухом.
Вспомогательная/зенитная артиллерия
Среди инноваций, разработанных специально для крейсеров типа «Москва», был и универсальный зенитный ракетный комплекс М-11 «Шторм». Он состоял из двух спаренных пусковых установок Б-189 и двух станций СУ «Гром». Стандартный боекомплект — 96 ракет В-611 с максимальной дальностью 35 км. и боевой частью весом 120 кг. Комплекс мог использоваться как для поражения воздушных, так и надводных целей.
Единственным артиллерийским вооружением корабля (кроме салютной 45мм пушки) были две спаренные автоматические установки АК-725 (2 х ЗИФ-74) калибра 57 мм., которые управлялись двумя РСУО «Барс-72». Система питания ленточная с 550-ю патронами весом 2,8 кг. Дальность стрельбы 6,95 км (по самоликвидатору) с темпом 400 выстрелов в минуту.
Противолодочные крейсера проекта 1123
Чертежи / Схемы
Полные характеристики
Литература
Противолодочные крейсера типа “Москва” (проект 1123) – 2 единицы
Первые крейсера – вертолетоносцы отечественного ВМФ, с которых началась эволюция нового класса авианесущих кораблей. Имеют под палубный ангар и 2 вертолетоподъемника. Предполагалось строительство 3-го корабля с увеличенной на 12 м длиной корпуса.
МОСКВА (заводской № 701). 15.12.1962г. заложен на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве и 27.1.1965 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 14.1.1965 г., вступил в строй 25.12.1967 г. и 10.1.1968 г. включен в состав КЧФ. 1 – 30.3.1974 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 8- 13.4.1978г. нанес визит в Алжир, 12- 18.6.1982г. – в Луанду (Ангола) и 25.6 – 2.7.1982 г. – в Лагос (Нигерия).
ЛЕНИНГРАД (заводской № 702). 15.1.1965 г. заложен на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве, спущен 31.7.1966 г. и 24.1.1967 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 2.6.1 969 г. и 9.7.1 969 г. включен в состав КЧФ. 1 – 31.5.1970 г., 1.12.1971 г. – 30.6.1972 г. и 15.6 -6.1 2.1 974 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта, а 4.8 – 14.10.1974 г. являлся флагманским кораблем отряда кораблей по разминированию Суэцкого залива. 19 -23.11.1974 г. нанес визит в Дакар (Сенегал), 14 -19.10.1976 г. – в Сплит (Югославия), 27.9 – 1.10.1981 г. – в Эль-Джазаир (Алжир) и 26 – 30.3.1984 г. – в Гавану (Куба). В период с 12.5.1977 г. по 6.10.1978 г. и с 3.2.1986 г. по 11.12.1 987 г. прошел на “Севморзаводе” в Севастополе капитальный ремонт. 24.6.1991 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 31.12.1991 г. расформирован.
Водоизмещение:
полное 17500
стандартное 14900 т
длина 189,1 м
ширина 34 м
Мощность ПТУ 2х45000 л.с.
скорость хода:
максимальная 30
экономическая 13,5 уз
дальность плавания экономическим ходом 14900 миль.
Вооружение: 2х2 ПУ ЗРК “Шторм” (48 ракет), 1х2х ПУ ПЛРК “Вихрь” (8 ракето-торпед), 2х2 57-мм ЗИФ-72 орудия, 2х5 533 ТА (позже сняты), 2х12 РБУ-6000 (144 РГБ-60), 14 вертолетов Ка-25.
Экипаж 850 человек.
Многоцелевой вертолет Ка-32А предназначен для перевозки людей и грузов в транспортной кабине и крупногабаритных грузов на внешней подвеске, эвакуации больных и пострадавших, выполнения поисково- и аварийно-спасательных работ
Многоцелевой вертолете Ка-60 Касатка предназначен для перевозки вооруженного десанта, доставки оружия и боеприпасов в район боевых действий, эвакуации раненых, охраны и патрулирования экономической зоны с базированием на кораблях и т.д.
К середине 1944 года стало окончательно ясно, что имеющихся средств борьбы с новейшими немецкими танками явно недостаточно. Необходимо было качественное усиление мощи танковых частей Красной Армии
Единственный в американском флоте специализированный подводный минный заградитель
Подводная лодка «Краб», первый в мире подводный минный заградитель, спроектирован Михаилом Петровичем Налетовым, по образованию техником путей сообщения, талантливым изобретателем, энергичным и инициативным конструктором