25 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Исторические сведения Проект 1 — лидеры эскадренных миноносцев типа «Ленинград»

Лидеры эсминцев типа «Ленинград» (Проекты 1 и 38)

Лидер эсминцев «Ленинград»

История создания лидеров эсминцев типа «Ленинград»

В 1929 году Реввоенсовет СССР принял решение о постройке серии из шести однотипных эсминцев, три из которых предназначались для Черного моря, а следующие три — для Балтийского. В фев­рале 1930 года командование РККФ одобрило первый вариант эскизного проекта так называемого эсминца-«торпедоносца», который после проработки получил проектный номер 1.

Согласно проекту скоростной не бронированный корабль водоизме­щением 2250 т и полной скоростью хода не менее 40,5 узла должен был нести эффективное артиллерийское вооружение (пять артилле­рийских 130-мм установок главного калибра, две зенитные артиллерийские 76-мм установ­ки дальнего действия, четыре 37-мм зенит­ные установки и два 12,7-мм пулемета ближ­него боя), а также два четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата, 20 глубинных бомб и 80 мин заграждения образца 1926 года.

22 февраля 1932 года было принято поста­новление «По строительству ВМС РККА на 1932 г.», в котором имелась и строка о необходимости закладки трех эскадренных миноносцев проекта 1 со сро­ком ввода их в строй к концу 1933 года. Два из них, получивших название «Москва» и «Харьков», заложили в октябре на заводе им.А. Марти в Николаеве, а один — «Ленин­град» — в ноябре на Северной судостроитель­ной верфи в Ленинграде. Несколько позже приняли решение заложить еще 7 единиц: три для Черного моря и по два — для Балтики и Дальнего Востока.

Общий вид лидеров эсминцев типа «Ленинград» (Проект 1)

Особенности конструкции лидеров эсминцев типа «Ленинград»

Уже во время строительства кораблей их ввели в новый класс — лидеров эскадренных миноносцев. До извест­ной степени переквалификация кораблей являлась натяжкой, так как по своим тактико-техническим элементам они соответствова­ли новейшим зарубежным эскадренным ми­ноносцам. В то же время по сравнению с «Но­виками» (все еще остававшимися в строю) новые лидеры советского ВМФ производи­ли впечатление гораздо более сильных во всех отношениях кораблей.

Все лидеры имели корпус клепаной конструкции из легированной марганцовистой стали с пределом текучести 40 кг/мм2. Впоследствии практика показала, что этот материал обна­ружил склонность к растрескиванию. Броне­вой защиты бортов и палубы лидер не имел, толщина листов набора корпуса составляла 12 мм.

Главная энергетическая установка лидеров по принципиальной схеме повторяла прото­тип — установку сторожевых кораблей типа «Ураган», но по агрегатной мощности превос­ходила ее почти в шесть раз. Она включала в себя три главных паровых котла и три глав­ных активно-реактивных двухкорпусных турбозубчатых агрегата общей мощностью 66 тыс. л.с. (48,6 тыс. кВт), что по расчетам должно было обеспечить скорость хода до 40 узлов.

Чертеж лидеров эсминцев типа «Ленинград» (Проект 1)

Основным артиллерийским вооружением лидеров типа «Ленинград» были 130-мм артилле­рийские установки Б-13, зенитное вооружение, согласно проекту, составляли две 76,2-мм универсальные палубные установки 34-К, две 45-мм полуавтома­тические установки 21-К и четыре 12,7-мм пулемета ДК. Торпедное вооружение лидеров составляли два установленных в диаметральной плоскости четырехтрубных торпедных аппа­рата калибра 533 мм

Лидеры эсминцев «Минск», «Баку» и «Тбилиси» строились по измененному проекту №38, имевшему не так уж много отличий от проекта №1. Корма стала транцевой, выкружки гребных винтов заменили обычными кронштейнами. Подверглась изменениям носовая надстройка и мостик. Кроме того, добавили третью 76-мм артиллерийскую установку 34-К, крупнокалиберные пулеметы ДК заменили на ДШК.

Характеристики лидер эсминцев типа «Ленинград»

  • Орудия: 5х1х 130-мм Б-13
  • Торпедные аппараты: 2х4х 533 мм
  • Зенитные установки: 2х1х 76-мм 21-К, 4х1х 37-мм 34-К, 4х1х 12,7-мм

Характеристики приведены для лидера эсминцев «Ленинград»

Служба лидеров эсминцев типа «Ленинград»

Лидер эсминцев «Ленинград» в 1950-х г.г.

Лидер эсминцев «Ленинград»

(Построен по проекту №1. Заложен: 1932 г., вошел в состав флота в 1936 г., выведен из состава флота: 1963 г. Заводской номер 450, завод №190. Балтийский флот).

Головной корабль проекта №1, что называется, «рождался в муках». Спущенный на волу 18.11.1933 года он достраивался аж до 1938 года — настолько долго, что уже в 1939 году встал в док на капитальный ремонт, для замены трубок второго котла, полностью пришедших к этому времени в негодность.

В 1939-1940 гг участвовал в советско-финляндской войне, был серьезно поврежден льдами, и находился на ремонте вплоть до 31 мая 1941 года.

Начало Великой Отечественной войны «Ленинград» встретил в Таллине. С 23 июня по 3 июля 1941 года привле­кался к минным постановкам на линии Хан­ко — Осмуссар. С 22 августа был включен в сис­тему обороны города в качестве артил­лерийской поддержки, весьма эффективно вел огонь по сухопутным силам наступающих немцев.

28 августа, вместе с другими кораблями флота, совершил переход в Кронштадт, по пути уничтожив немецкую береговую батарею и прикрывая поврежденный лидер «Минск». 17 сентября включен в систему обороны города. 12 октября, во время артобстрела, получил повреждения. В ремонте до 2 ноября 1941 г.

Участвовал в эвакуации гарнизона о. Ханко. Получил повреждения от близких разрывов мин и по возвращению в Кронштадт, вновь встал на ремонт — на этот раз до мая 1942 г.

С мая 1942 по январь 1944 года оказывал артиллерийскую поддержку сухопутным частям, затем участвовал в прорыве Блокады Ленинграда, однако после этого до конца войны в море не выходил из-за высокой минной опасности.

С 12 января 1949 г. лидер «Ленинград» был переклассифицирован в эсминец, в период с 19 декабря 1951 года по 25 ноября 1954 года прошел капитальный ремонт и модернизацию и продолжил службу.

18 апреля 1958 выведен из боевого состава Балтийского флота и переоборудован в корабль-цель ЦЛ-75, но 13 октября 1959 года включен в состав Северного флота, правда совсем не на долго.

15 сентября 1960 года эсминец «Ленинград» разоружен и превращен в плавказарму «ПКЗ-16», а 10 августа 1962 переоборудован в судно-мишень «СМ-5», и, в мае 1963 года потоплен в ходе учений крылатой ракетой П-35 крейсера «Грозный» в Белом море вблизи Соловецких островов.

Лидер эсминцев «Минск» (проект 38)

Лидер эсминцев «Минск»

(Построен по доработанному проекту №38. Заложен: 1934 г., спущен на воду 6.11.1936 г., вошел в состав флота 10.11.1938 г., выведен из состава флота: 1958 г. Заводской номер 471, завод №190. Балтийский флот.).

В 1939 г. в качестве ведущего бригады из 6 миноносцев был на учениях в Копорском заливе, начиная с нападения Германии на Польшу 1.09.1939 г. постоянно находился в боеготовности, проводя вместе с эсминцами поиск подводных лодок в Финском заливе.

Читать еще:  Характеристики РКГ-3 - ручная кумулятивная противотанковая граната

Участвовал в советско-финляндской войне, неоднократно вел обстрелы по подавлению финских береговых батарей. Зимой вернулся в Либаву и 1940/1941 прошел текущий ремонт и модернизацию, 17 июня 1941 г. перебазировался в Таллин.

С 23 по 27 августа успешно вел контрбатарейную борьбу, получив незначительные повреждения. 28 августа, при переходе из Таллина в Кронштадт, подорвался на мине и встал на ремонт. 23 сентября, едва выйдя из ремонта, лидер «Минск» атакован бомбардировщиками, получил повреждения, был отбуксирован к причальной стенке, где лег на борт и затонул на глубине 8,5 м.

25 августа корабль подняли и завели на ремонт в док Кронштадтского Морского завода. 9 ноября лидер «Минск» совершил переход в Ленинград, где был отремонтирован и вновь вошел в строй 22 июня 1943 года.

С этого момента и до конца Блокады Ленинграда вел обстрелы вражеских позиций, а после снятия блокады остался в Ленинграде, т.к. нуждался в серьезном ремонте.

12 января 1949 года «Минск» был переклассифицирован в эскадренный миноносец, 31 июля 1951 года превращен в учебное судно и передан Высшему военно-морскому инженерному училищу имени Дзержинского. 8 апреля 1953 года был переформирован в несамоходное учебное судно, 30 декабря 1954 года переименован в «Чорох», и, наконец, 27 декабря 1956 года в «УТС-14».

3 апреля 1958 года исключен из списков флота и превращен в плавучую мишень «ТСЛ-75». В том же году потоплен ракетами во время учебных стрельб в Финском заливе у острова Малый.

Лидер эсминцев «Москва» на полном ходу

Лидер эсминцев «Москва»

(Построен по проекту №1. Заложен: 1932 г., спущен на воду 30.11.1934 г., вошел в состав флота 07.08.1938 г., выведен из состава флота: 26 июня 1941 г. Завод №198, Черноморский флот).

На испытаниях показал скорость выше проектной — 43 узла. В период 1938-1939 г. г. лидер «Москва» совершил два дипломатических визита в Турцию. С началом войны, в числе прочих кораблей обстреливал румынские береговые позиции.

26 июня 1941, во время операции по нанесению артиллерийского удара по Констанце, подорвался на мине (возможно был торпедирован) и затонул. Румыны подобрали 69 человек экипажа из моря.

Лидер эсминцев «Харьков» в Поти, 1942-1943 годы

Лидер эсминцев «Харьков»

(Построен по проекту №1. Заложен: 1932 г., спущен на воду 09.09.1934 г., вошел в состав флота 10.11.1938 г., выведен из состава флота: 06 октября 1943 г. Завод №198, Черноморский флот).

С началом войны, в числе прочих кораблей обстреливал румынские береговые позиции. 26 июня 1941 года, вместе с лидером «Москва», участвовал в нанесении артудара по Константе. Получил повреждения близкими разрывами снарядов, находился в ремонте до 20 июля.

Активно участвовал в обороне Одессы и Севастополя, совершал рейсы с боеприпасами, живой силой, артогнем поддерживал действия сухопутных частей.

6 октября 1943 года, во время операции по уничтожению немецких десантных кораблей, лидер «Харьков» был атакован пикирующими бомбардировщиками Ю-87, получил три попадания 250-кг бомбами. Через несколько часов повторно был атакован бомбардировщиками, получил два прямых попадания и затонул.

Лидер эсминцев «Баку» на Северном флоте, в камуфляжной окраске

Лидер эсминцев «Баку»

(Построен по проекту №38. Заложен: 15.01.1935 г. (завод №198, Николаев), 10.03.1936 г. перезаложен на заводе №199 (Комсомольск-на-Амуре) под именем «Киев». Спущен на воду 25.07.1938 г. и переименован в «Орджоникидзе», к 27 сентября отбуксирован во Владивосток и 27 декабря 1938 г. вошел в состав флота. После начала боевой службы, 25.09.1940 г. переименован в «Баку». Выведен из состава флота в 1963 г. Тихоокеанский и Северный флот).

С 6 мая 1940 г. участвовал в минных постановках и сопровождении транспортов. С 15.07.1942 по 14.10.1942 г. в составе Экспедиции особого на­значения (ЭОН-18), совершил переход с Тихоокеанского на Северный флот, став одним из первых советских боевых кораблей, совершивших переход Северным морским путём с востока на запад.

С 1942 по 1945 год участвовал в боевых действиях в составе Северного флота. За это время прошел свыше 42 ты­сяч миль и провел без потерь 29 оте­чественных и союзных конвоев. 6 марта 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «Баку» был награждён орденом Красного Знамени.

С 29.10.1948 по 30.07.1954 г.г. лидер «Баку» находился на капитальном ремонте в Северодвинске, во время которого, 12 января 1949 года, был переклассифицирован в эсминец.

С 17 февраля 1956 года «Баку» баку был переоборудован в опытовое судно,18 апреля 1958 года разоружён и переоборудован в судно-цель ЦЛ-31. С 31 мая 1958 г. «Баку» вновь переклассифицирован (несамоходная плавбаза «ПБ-32»), а с 2 июня 1959 года — в плавказарму «ПКЗ-171».

30 июля 1963 года «Баку» был исключён из списков флота, а затем разобран на металл.

Лидер эсминцев «Тбилиси». Обратите внимание на буквенные обозначения советских лидеров эсминцев: ТБ — Тбилиси, МН — Минск, ЛН — Ленинград, на бортах

Лидер эсминцев «Тбилиси»

(Построен по проекту №38. Заложен: 15.01.1935 г. (завод №198, Николаев), 10.08.1936 г. перезаложен на заводе №199 (Комсомольск-на-Амуре). Спущен на воду 24.07.1939 г., весной 1940 г. отбуксирован во Владивосток и 11 декабря 1940 г. вошел в состав флота. После начала боевой службы, 25.09.1940 г. переименован в «Баку». Выведен из состава флота в 1964 г. Тихоокеанский флот).

С началом войны стал базой для отработки средств и методов защиты кораблей. К концу 1941 года лидер был оборудован штатной системой размагничивания, в дальнейшем стал плавучей лабораторией для исследования воздействия размагничивающего устройства и эффективных методик его применения на флоте.

С началом Войны с Японией, 8 августа 1945 года лидер «Тбилиси» был включен в состав действующих сил флота. 12 августа из бухты Золотой Рог под флагом командующего флотом И. С. Юмашева корабль высадил роту десанта в составе 100 автоматчиков 354-го отдельного батальона морской пехоты в бухту Витязь, которая в дальнейшем на торпедных катерах была доставлена и высажена в корейском порту Расин в составе основных сил десанта.

3 сентября 1945 года лидер был выведен из состава действующих сил Тихоокеанского флота и поставлен в ремонт. После ремонта (12 января 1949 года) переклассифицирован в эсминец, а затем прошёл очередной ремонт во Владивостоке.

18 апреля 1958 корабль был выведен из боевого состава и превращен в судно-цель «ЦЛ-50», а через год переименован в «ТСП-50». 31 января 1964 исключен из списков флота и затем разобран на металл на базе Главвторчермета во Владивостоке.

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

Лидеры эскадренных миноносцев проекта 1 / проекта 38

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

Лидеры эскадренных миноносцев типов “Ленинград” (пр.1) и “Минск” (пр.38) – 6 единиц

Читать еще:  Фотографии СПМ-3 «Медведь» (ВПК-3924) - специальная полицейская машина

проект 1:
“Ленинград” (5.11.1932/18.11.1933/5.12.1936 – затоплен в мае 1963 г.)
“Москва” (29.10.1932/30.10.1934/7.10.1938 – погиб 26.6.1941)
“Харьков” (5.11.1932/18.11.1933/5.12.1936 – погиб 6.10.1943)

проект 38:
“Минск” (5.10.1934/6.11.1935/10.11.1938 – исключен 3.4.1958)
“Баку” (б. “Орджоникидзе”, б. “Киев”; 15.1.1935/25.7.1938/27.12.1939 – исключен 30.7.1963)
“Тбилиси” (б. “Тифлис”; 15.1.1935/24.9.1939/11.12.1940 – исключен 31.1.1964)

2032/2582 (пр.1) или 1952/2597 (пр.38); 122/127,5×11,7×4,2 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 66000 л.с; 40 уз.; 613 т нефти; 2100 (20) миль. Эк. 250 чел. 5×1 – 130-мм/50, 2×1 (3×1 на “Тбилиси”) – 76-мм/55, 2×1 – 45-мм/46, 4×1 – 12,7-мм пул., 2×4 – 533-мм ТА, 12 ГБ, 67-76 мин

Первые боевые корабли, спроектированные и построенные в СССР после длительного перерыва, вызванного революцией и гражданской войной. Задание на проектирование первого советского лидера было утверждено 1.11.1928 (предварительные работы велись с 1925 г.). Им предусматривалось создание крупного корабля, по вооружению и скорости превосходящего как имевшиеся в составе совет. флота “новики”, так и большинство зарубежных ЭМ. Эскизный проект 1 утвержден в феврале 1930 г., и в конце 1932 г. по нему начали строительство 2 ед. для ЧФ и 1 для БФ. Корпуса лидеров пр.1 отличались значительным удлинением, острыми образованиями кормы, а также отсутствием кронштейнов гребных валов – их заменяли так называемые “штаны”. Трехвальная ЭУ располагалась эшелонно в пяти отсеках. Это предопределило характерный силуэт с двумя широко разнесенными фубами и высокой носовой надстройкой. Лидеры получили на вооружение новые 130-мм/50 орудия Б-13 (вес снаряда 33,5 кг, дальность стрельбы 25 740 м), но их длительная доводка задержала ввод в строй кораблей. К тому же, среднее орудие размешалось неудачно и имело ограниченные сектора стрельбы. СУО – итальянская, системы “Галилео”. ТА калибра 533 мм применялись в отечественном флоте впервые. Первоначальным проектом предусматривалось размещение на кораблях гидросамолета, но позже от него отказались. На испытаниях все корабли существенно превысили проектную скорость. “Ленинград” показал 43 уз. при водоизмещении 2225 т и мощности 67250 л.с.; “Москва” – 43,57 уз. при 2330 т и 77 725 л.с. Однако была выявлена недостаточная прочность корпуса, валкость и плохая управляемость на малых ходах. В итоге, после формальной сдачи флоту “Ленинград” еще 2 года провел у достроечной стенки для устранения дефектов. Следующие 3 ед. (“Минск”, “Киев” и “Тифлис”) строились по улучшенному пр.38. Основные отличия заключались в более полных обводах кормы и применении обычных кронштейнов гребных валов. По скорости они уступали предшественникам, показав на испытаниях 40-40,7 уз. “Киев” при спуске на воду был переименован в “Орджоникидзе”, 27.12.1939 – в “Серго Орджоникидзе”, 25.9.1940 – в “Баку”. “Тифлис” в 1939 г. переименован в “Тбилиси” (в связи с соответствующим изменением названия города). К началу Великой Отечественной войны “Ленинград” и “Минск” входили в состав КБФ, “Москва” и “Харьков” – в состав ЧФ, “Баку” и “Тбилиси” – в состав ТОФ, но “Баку” в 1942 г. в составе “ЭОН-18″* перешел на СФ. Со всех кораблей, кроме погибшей “Москвы”, 45-мм пушки были сняты к середине 1942 г. На “Ленинград” в начале 1942 г. установили 1×2 76-мм/55 установку 81-К (снятую с ЛК “Марат”), 4×1 37-мм/67 автомата 70-К и 1×2 37-мм/83 герм, полуавтомат С/30 (по всей видимости, снятый с KPT “Петропавловск”), но в 1944 г. последний заменили на 2×1 автомата 70-К. На “Харьков” к середине 1942 г. установлено 6×1 37-мм/67 автоматов и 4×2 12,7-мм пул.; к моменту гибели на нем имелось 8×1 37-мм/67 автоматов, 4×2 12,7-мм пулемета “Браунинг” и 4×1 ДШК. По прибытии на СФ на “Баку” установлено 6×1 37-мм автоматов и 4×2 12,7-мм пул. “Кольт-Браунинг”; к 1944 г. число 37-мм довели до 11, а 12,7-мм пул. – уменьшили до 4. На “Минске” и “Тбилиси” в 1945 г. имелось по 8×1 37-мм/67 автоматов и 6 12,7-мм пул.

“Москва” погиб 26.6.1941 на румын. минах у Констанцы.
“Харьков” потоплен 6.10.1943 герм. авиацией юж. Ялты. “Минск” 23.9.1941 потоплен герм, авиацией в Кронштадте; поднят в августе 1942 г.; 5.11.1942 вновь введен в строй.

* Экспедиция особого назначения, следовавшая Северным морским путем.

Лидер эскадренных миноносцев «Ленинград»

Заложен 5 ноября 1932 года на заводе №190 (имени А. А. Жданова) в Ленинграде (заводской номер 450). 18 ноября 1933 года спущен на воду. Вступил в строй 5 декабря 1936 года и вошел в состав КБФ. Фактически достраивался на плаву до июля 1938 года.

С началом советско-финляндской войны в ноябре 1939 года «Ленинград» включили в состав группы кораблей эскадры Балтийского флота. С 10 декабря 1939 по 2 января 1940 года лидер совершил два выхода в море для обстрела батарей на островах Тиуринсари и Сааренпя. Из-за плохой видимости выполнить поставленные задачи ему не удалось, зато корпус корабля, действовавшего во льдах Финского залива, получил серьезную деформацию.

Некоторые вмятины корпуса были высотой в 2 и шириной в 6 м, а стрела прогиба достигала 50 см. От сильного сдавливания во многих местах разошлись швы наружной обшивки и топливных цистерн. В таком состоянии лидер был поставлен в ремонт.

По окончании ремонта 31 мая 1941 года корабль вышел на ходовые испытания. И в первом же выходе опять начали лопаться трубки котлов. Снова пришлось возвращаться на завод. Всего же с момента окончания Финской войны и до 22 июня 1941 года «Ленинград» 9 раз вставал в док для клепки расползавшихся листов подводной части корпуса, смены котлов и изъеденных кавитацией гребных винтов.

Накануне Великой Отечественной войны лидер «Ленинград» входил в состав 4-го дивизиона ОЛС, дислоцировавшегося в Таллине, где его и застало начало боевых действий. С 23 июня по 3 июля 1941 года его привлекали к минным постановкам на линии Ханко – Осмуссар. Корабль выставил около 400 мин заграждения.

В начале июля в Таллине на лидере установили временную систему размагничивающих устройств. При очередном заходе корабля в Кронштадт рабочие Морского завода провели средний ремонт его пушек главного калибра.

Все крупные корабли, в том числе и «Ленинград», с 22 августа были включены в систему обороны города в качестве сил артиллерийской поддержки. Уже на следующий день орудия лидера, маневрировавшего на больших ходах на Таллинском рейде и уклонявшегося от атак самолетов, подавили огонь нескольких батарей и рассеяли резервы противника на участках прорыва. 24 августа огнем с лидера «Ленинград» и крейсера «Киров» была разрушена переправа в районе мыса Йыгису через реку Кейла-Йыги, уничтожено и повреждено 20 неприятельских танков.

Когда стало ясно, что Таллин не удержать, поступил приказ комфлота – 28 августа начать эвакуацию войск и переход сил флота в Кронштадт. Все корабли распределили по нескольким группам; лидер «Ленинград» включили в первую, для прикрытия с кормы крейсера «Киров».

Но при попытке лидера в темноте выполнить приказ его параваны захватили по мине. Создалась угрожающая обстановка. Не имея возможности маневрировать в такой ситуации, командир корабля распорядился обрубить параваны и задним ходом вывел «Ленинград» из опасной зоны. В момент постановки новых параванов по лидеру, стоявшему без хода, с мыса Юминда открыла огонь батарея противника. Артиллеристы «Ленинград» тут же ответили и заставили ее замолчать.

Читать еще:  Видео Тесак пехотный солдатский обр. 1798 г. (второй вариант)

В 21.40 на «Ленинград» поступило радиосообщение о подрыве на мине лидера «Минск», и он направился ему на помощь. Рано утром 29 августа корабль подошел к поврежденному «Минск», у которого в результате взрыва мины все навигационные приборы вышли из строя. С рассветом оба лидера продолжили движение – головным «Ленинград», в кильватер ему «Минск». В пути рядом с «Ленинград» обнаружили три плавающие мины, которые расстреляли огнем из 45-мм орудий. Приходилось и неоднократно отбивать атаки самолетов противника. Но уже к вечеру 29 августа «Ленинград» отдал якорь на Большом Кронштадтском рейде.

В первых числах сентября лидер привлекался к постановке мин на Тыловой минной позиции, где он выставил более 80 мин в 18 минных заграждениях. 17 сентября его включили в систему обороны города.

С 19 сентября начались массированные воздушные налеты вражеской авиации на Кронштадт и корабли, стоявшие в Морском канале. 21 сентября, воспользовавшись пасмурной погодой, немецкие летчики несколькими большими группами, общей численностью 180 самолетов, атаковали советские корабли. «Ленинград» избежал попаданий и пополнил Западную группу кораблей, размещенных в Торговом порту, поддерживавших части 8-й и 42-й армий.

22 сентября «Ленинград» во время контрбатарейной стрельбы получил повреждения корпуса, механизмов и некоторых приборов от близкого взрыва одного из снарядов немецкой батареи. Лидер перевели к Канонерскому острову. Но 12 октября во время ведения артиллерийского огня по неприятелю один из вражеских снарядов попал в лидер, другой разорвался у борта.

Первым 203-мм снарядом пробило корпус, через пробоину затопило топливную цистерну и цистерну питьевой воды. От осколков другого снаряда на палубе загорелся пороховой заряд, приготовленный для стрельбы главным калибром. Пожар удалось быстро ликвидировать. 14 октября «Ленинград» поставили на ремонт у стенки завода № 196.

В это же время было принято решение эвакуировать оставшийся на полуострове Ханко гарнизон – десятки тысяч обученных и обстрелянных бойцов, тысячи единиц оружия и комплектов обмундирования, сотни тонн боеприпасов, продовольствия. Эвакуация, рассчитанная на несколько этапов, началась 23 октября. 2 ноября, как только закончился ремонт, «Ленинград» был включен во второй отряд.

Первая попытка прорваться к Ханко 9 ноября окончилась безрезультатно – из-за сильного порывистого ветра, низкой облачности и высокой волны отряду пришлось вернуться из района маяка Родшер к Гогланду.

11 ноября, с наступлением сумерек, отряд снова вышел к Ханко. Тральщики с трудом прокладывали путь. Погода еще более ухудшилась: усилился боковой северный ветер, поднялась волна, снизилась видимость. Из-за ветра и волн тральщики не смогли идти строем уступа и фактически шли в кильватер. Протраленная полоса сузилась до 60 м. Это почти сводило на нет все меры противоминного обеспечения идущих за тральщиками кораблей.

К северу от мыса Юминда, откуда до Ханко оставалось уже 65 миль, корабли вошли на минное поле – в тралах начали взрываться мины. Идущие впереди суда, не обращая внимания на взрывы, оторвались от лидера и транспорта «Жданов». В левом параванохранителе «Ленинград», вышедшего за пределы протраленной полосы, на расстоянии 10 м от борта взорвалась мина. Существенных повреждений он не получил и продолжал движение. Однако после полуночи все в том же левом параване в 5 м от борта взорвалась еще одна мина. Вышла из строя левая турбина, в обшивке корпуса появились трещины, поступающая вода затопила семь нефтяных цистерн; вышли из строя лаг и гирокомпас.

Корабль с трудом справлялся с откачкой воды. Через пробоины терялось драгоценное топливо. Самостоятельно корабль двигаться не мог. Лидер стал на якорь, чтобы устранить повреждения в машинном отделении. С ним остались транспорт «Жданов» и три малых охотника.

Получив радиограмму с лидера, Москаленко, находившийся на эсминце уже в 55 милях от Ханко, приказал всему отряду лечь на обратный курс и идти на помощь поврежденному кораблю. Два тральщика, направлявшиеся для оказания помощи, от взрывов мин лишились трапов. К тому же они потеряли ориентировку и не смогли найти лидер.

Не имея сообщений от Москаленко и не дождавшись подхода отряда, командир «Ленинград» решил возвращаться к Гогланду самостоятельно. Он дал команду сняться с якоря, но поскольку лидер лишился навигационных приборов, приказал капитану «Жданова» идти головным. В 5 часов утра транспорт подорвался на мине и через 8 минут затонул.

Понимая, что теперь самостоятельно пробиться через минное поле невозможно, «Ленинград» снова встать на якорь. Подошедший вскоре тральщик Т-211, определивший место «Ленинград» по взрыву, встал головным и провел поврежденный корабль к Гогланду. При следовании кораблей в тралах у Т-211 взорвались три мины и одна в параване у лидера. К середине дня 12 ноября отряд снова сосредоточился у Гогланда, на рейде Северной деревни. Здесь лидеру передали 100 т мазута, и в тот же день «Ленинград» и эсминец «Стойкий» получили разрешение уйти в Кронштадт.

25 ноября «Ленинград» поставили на ремонт, в ходе которого специальным решением Военного Совета КБФ от 8 января 1942 года предписывалось смонтировать на «Ленинград» в срок до 25 февраля 1942 года штатную систему размагничивания ЛФТИ.

В суровых условиях блокады ремонт лидера длился всю зиму. А в мае 1942 года «Ленинград», включенный в артиллерийскую систему обороны города, вел огонь по позициям противника, занимая разные огневые точки на Неве. Но 14 мая в результате очередного огневого налета противника на город, лидер опять получил серьезные повреждения и вновь был поставлен на ремонт.

Весь 1943 год корабль участвовал в нанесении массированных артиллерийских ударов по узлам сопротивления врага в полосе наступления 55-й армии.

В январе 1944 года артиллерия лидера, занимавшего огневую позицию на Малой Невке у моста Строителей, активно содействовала снятию блокады. 10 июня корабль участвовал в мощном артобстреле позиций противника, действовавшего в полосе наступления 21-й армии Ленинградского фронта. До конца войны в море дальше Кронштадта лидер «Ленинград» не выходил ввиду минной опасности.

12 января 1949 переклассифицирован в эскадренный миноносец, с 19 декабря 1951 года по 25 ноября 1954 года прошел капитальный ремонт и модернизацию. 18 апреля 1958 выведен из боевого состава КБФ и переоборудован в корабль-цель ЦЛ-75. В 1959 году переведен на Север и 13 октября 1959 года включен в состав СФ. 15 сентября 1960 года разоружен и превращен в плавказарму ПКЗ-16, а 10 августа 1962 — в судно-мишень СМ-5. В мае 1963 года при отработке нового ракетного корабельного комплекса потоплен крылатой ракетой П-35 крейсера «Грозный» в Белом море вблизи Соловецких островов.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector