1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Исторические сведения МиГ-31 — истребитель-перехватчик

МиГ-31. Фото. Характеристики. История.

Истребитель-перехватчик относится к самолетам четвертого поколения. Первый полет МиГ-31М состоялся 21 декабря 1985 г. Самолет имеет несколько модификаций, различие — в выборе силовой установки, вооружения, бортового оборудования. Конструкция самолета дает возможность осуществлять модернизацию.

Экипаж состоит из двух человек — летчика и оператора.

Силовая установка: два двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажной камерой ТРДДФ Д-30Ф-6, тяга каждого 9500 кг без форсажа и 15 500 кг на форсаже.

История создания

Создание нового перехватчика-истребителя МиГ-31 началось в конце 60-х годов в ОКБ им. Микояна. Главным конструктором на первых этапах проектирования самолета был А. А. Чумаченко. Позже его заменил на должности Г. Е. Лозинский. Получив должность в разработке «Бурана», Глеба Евгеньевича сменил Васильченко Константин Константинович.

В ходе разработки планировалось существенно увеличить боевые возможности самолета, используя новейшее электронное оборудование, такое как РЛС с фазированной пассивной антенной решеткой. Строение МиГ-31 проводилось на базе самолета МиГ-25, но предполагало вместимость экипажа из двух человек – штурмана и летчика, места для которых в истребителе размещались по схеме «тандем». Первый пробный полет нового МиГ-31 был совершен летчиком-испытателем А. В. Федотовым 16 сентября 1975 г. Полноценные испытания ходовых и боевых способностей истребителя начались 22.05. 1976 года и завершились в конце 1980 г.

На вооружение МиГ-31 с ракетами класса Р-33 был принят 6.05.1981 г.

В основе системы управления вооружения самолета МиГ-31 находится импульсно-доплеровский радиолокационный аппарат с пассивной фазированной антенной решеткой. Данный самолет стал первым на планете истребителем, оснащенным ПФАР, и оставался единственной серийной моделью с 1981 по 2000 г. до поступления на вооружения Rafal. МиГ-31 – единственный перехватчик, способный самостоятельно запускать дальнобойные ракеты. Также истребитель способен перехватывать объекты, движущие со скоростью свыше 700 км/час.

В химическом составе корпуса летательного аппарата 50% стали, 33% алюминиевых сплавов и 16% титана.

Двигатели МиГ-31

Самолет комплектуется модульными двигателями Д-30Ф6, разработанными на базе гражданского Д-30, который комплектовался в Ту-134 (1967 г.) с соплом и форсажной камерой. В форсажной камере двигателя применяется метод впрыскивания топлива «огневая дорожка». При тестировании двигателей было замечено виброгорение внутри форсажной камеры. Для устранения проблемы установили пятый объединенный коллектор. Двигатель изготовлен из сплавов никеля, железа и титана. Сухая масса двигателя – 2416 кг.

Бортовая радиолокационная система МиГ-31

Истребитель МиГ-31оснащается приборами радиоэлектронной борьбы инфракрасного и радиолокационного диапазонов. Самолет готов выполнять боевые задачи при поддержке автоматизированной наземной цифровой системы управления (АСУ «Рубеж). Система может совершать координаторскую поддержку с наведением цели и предоставление координат одновременно с 4 самолетами, при этом расстояние между истребителями может достигать до 200 км. МиГ-31 – единый в своем роде самолет, который легко перехватывает низколетящие малоразмерные крылатые ракеты. Такие способности делают МиГ-31 не рядовым перехватчиком, а постоянной боевой единицей на вооружении в штабах ВВС и ПВО.

Дальность полета

МиГ-31 укомплектован четырьмя ракетами и двумя подвесными баками, сбросом ракет на полпути и подвесных баков по окончании их выработки, способен пролететь расстояние в 3000 км за 3 часа 38 мин.

Продолжительность и дальность полета с убранной ПМК, без подвесных баков и ракет:

не включая ракеты, 2480 км – дальность, 2 часа 44 мин. – продолжительность;

4 ракеты, спущенные на полпути, 2400 км – дальность, 2 часа 35 мин. – продолжительность;

4 ракеты, 2240 км – дальность, 2 часа 26 мин. – продолжительность.

Модификации МиГ-31

После выпуска первого МиГ-31 были произведены различные модификации истребителя:

МиГ-31 Б – серийный самолет, оснащенный системой подзаправки в воздухе, на вооружение стал в 1990 году;

Миг-31 БС – модернизированный до МиГ-31Б, не включая штангу подзаправки в воздухе;

МиГ-31БМ – модернизированная модель 1998 года, современный истребитель, спроектирован специально для ВВС России. До 2020 года планируется усовершенствование радиолокации в плане обнаружения дальности цели до 320 км и одновременного сопровождения до 10 воздушных судов;

МиГ-31Д – экспериментальная модель, может нести на себе противоспутниковые ракеты 79М6 «Контакт»;

МиГ-31И – истребитель, который может запускать небольшие космические аппараты;

МиГ-31М – модернизация самолета 1993 г. с усиленными РЛС, БРЭО и вооружением;

МиГ-31Ф – универсальный фронтовой истребитель-перехватчик, предназначенный для уничтожения наземных целей (кардинально новая комплектация);

МиГ-31 ФЭ – экспортная модель истребителя МиГ-31БМ;

МиГ-31Э – экспортный самолет с облегченным БРЭО;

МиГ-31ДЗ – серийный самолет, который комплектуется системой подзаправки в полете (отличается от МиГ-31Б местом расположения штанги дозаправки и некоторыми различиями в строении кабины);

МиГ-31БСМ – модернизированный истребитель 2014 г. на базе МиГ-31БС без штанги подзаправки в воздухе.

Эксплуатация МиГ-31

Впервые самолеты были приняты на вооружение ПВО в 1980 г. А в 1981 г. началось их серийное изготовление в Горьком. В первой серии было выпущено 2 самолета, во второй – 3, в третьей – 6. Предназначались все для осуществления летных испытаний. Новые истребители-перехватчики на вооружение ПВО поступили в 1983 г. Эти модели размещались на военных базах в Правдинске и Савалейске. МиГ-31 заменили устаревшие Ту-128 и Су-15.

Новые перехватчики в сентябре 1984 г. поступили на военные базы на Дальнем Востоке – о. Сахалин (аэродром «Сокол»).

Серийное производство МиГ-31 прекратилось в 1994 г. За это время было выпущено более 500 боевых единиц.

Самолеты МиГ-31 использовались во время второй чеченской войны над воздушным пространством Чеченской республики.

В настоящее время происходит модернизация истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ, которые находятся на вооружении, первые два сошли с конвейера в 2008 г. В этом же году закончились государственные летные испытания модернизированных самолетов. Согласно словам руководства Вооруженных Сил страны, 60 Миг-31 планируется модернизировать до версии БМ, 40 – до модификаций ДЗ и БС, 150 шт. спишут с вооружения.

Читать еще:  Проект 21632 - корабли прибрежной зоны типа «Тор­на­до»

В августе 2014 г. после посещения авиастроительного завода в г. Нижний Новгород вице-премьер-министром России Дмитрием Рогозиным поступило предложение возобновить изготовление легендарного истребителя.

Аварии и катастрофы МиГ-31

20.09.1979, аэродром Ахтубинск − возникновение пожара двигателей по причине утечки топлива. Самолет полностью разрушен. Экипаж в составе пилота и штурмана катапультировался.

1984 г, аэродром «Сокол» (Сахалин) – две аварии. Первая вызвала гибель экипажа, во время второй – удачное катапультирование на территории аэродрома.

20.12. 1988 г., аэродром Семипалатинск – пожар в левом двигателе и неудачная посадка в сложных метеоусловиях. Гибель всего экипажа.

26.09.1990 г., Мончегорск – катастрофа после взлета с гибелью экипажа.

12.07.1996 г, аэродром Комсомольский – во время посадки самолета с отключенным двигателем произошло столкновение с наземной системой навигации. Пилот при катапультировании погиб.

15.06.1996 г., аэродром Комсомольский – гибель летчика из-за потери контроля над высотой.

05.05.2000 г. – крушение МиГ-31 в Архангельской области.

01.05.2005 г., Тверская область – МиГ-31 сошел с полосы и сгорел в результате пожара. Пилот и штурман уцелели.

16.02.2007 г., Казахстан – крушение истребителя с летальным исходом для его экипажа.

10.03.2010 г., аэродром Котлас (Архангельская обл.) – во время приземления на полосу МиГ-31 перевернулся. Ущерб оценен в 86 млн. рублей. Пилот и штурман получили многочисленные травмы.

19.10.2010 г., Пермский край – попадание самолета в штопорное состояние из-за технических неисправностей. Место крушения – 60 км на северо-восток от аэродрома. Экипаж успешно катапультировался.

06.09.2011 г., аэродром Б. Савино (Пермский край) – катастрофа спустя несколько минут после взлета. Экипажу спасти жизни не удалось.

23.05.2013 г., Карагандинская обл. – катастрофа во время учебных полетов, причиной которой считают отказ двигателей. Экипаж смог катапультироваться.

14.12.2013 г. в 26 км от Владивостока разбился МиГ-31Д3. Обошлось без жертв.

04.09.2014 г. – в ходе тренировок не сработала система выпуска шасси. Пилот и штурман получили серьезные травмы, но остались живы.

МиГ-31 кабина

Тактико-технические характеристики дальнего истребителя-перехватчика МиГ-31:

Размах крыла, м 13,46

Длина самолета, м 22,69

Высота самолета, м 6,15

Площадь крыла, м2 61,60

Взлетная масса, максимальная: без подвесных топливных баков, кг 41 000

Взлетная масса, максимальная: с двумя подвесными баками, кг 45 500

Масса нормальная взлетная, кг 36 800

Масса пустого самолета, кг 21 820

Масса топлива во внутренних баках, кг 15 500

Боевая нагрузка, максимальная, кг 3000

Скорость, максимальная, км/ч 3000 (2,83М)

Скорость на малой высоте, км/ч 1500

Крейсерская скорость М=2,35

Практический потолок, м 20 600

Дальность полета с подвесными топливными баками, км 3020

Дальность полета перегоночная с подвесными топливными баками, но без вооружения, км 3300

Боевой радиус действия с четырьмя управляемыми ракетами типа Р-33 (0,85М), км 1200

МиГ-31 фото

Вооружение МиГ-31:

четыре ракеты Р-33;

до шести корректируемых авиабомб КАБ-1500

до восьми КАБ-500

Пушечная установка с шестиствольной пушкой ГШ-6-23М (23 мм).

Возможно использование другого вооружения. Боевая нагрузка составляет 9000 кг.

Почему не указана катастрофа,произошедшая в 1984 году и которая унесла жизнь двух замечательных людей,без которых МиГ-31 не было бы никогда. Эти люди — шеф-пилот ОКБ им.А. И. Микояна А.В.Федотов(обладатель множества рекордов и международных наград,таких как Золотая Медаль ФАИ,засл.лётчик-испытатель,Герой Советского Союза)и штурман-испытатель В.Зайцев. Не сказать об этих людях,упоминая этот самолёт просто нельзя, особенно если имя А.В.Федотова,уже упоминается в этой статье! Также, в статье немало ошибок или опечаток,но и то и другое — недопустимо, для такого рода сайтов! Солидный ресурс вроде и название тоже, а такие «проколы»? Также не указана,аварийная посадка МиГ-31,которую произвёл экипаж лётчиков-испытателй В.Меницкого(пилотировал самолёт) и В.Рындина. Заостряю внимание на этом инциденте, потому что это единственный в истории случай посадки МиГ-31,мало того,что на грунт(не это главное!), но и с неработающими двигателями! Случаев,которые закончились благополучно — больше не было! А здесь и пилоты остались целы(В.Меницкий,после гибели А.Федотова,стал шеф-пилотом ОКБ)и самолёт остался цел,лишь получил незначительные повреждения и был быстро восстановлен. Не описать такой уникальный случай, тоже надо было бы. И кстати,на одной из иллюстрации,изображён МиГ-31М,а характеристики обычного 31-го. Какие-то недоработки, дилетантские,без обид конечно!

Эти модели размещались на военных базах в Правдинске и Савалейске.

Разработанный на базе МиГ-25 самолет МиГ-31 создавался для применения в истребительных подразделениях авиации противовоздушной обороны.
Для нового истребителя-перехватчика была специально разработана уникальная СУВ (система управления вооружением) типа «Заслон». Принцип действия заключался в одновременном обзоре горизонта, сопровождении нескольких целей и их обстреле.
Использование аппаратуры автоматического обмена информацией впервые позволило координировать работу перехватчиков в групповом полете. Даже при отсутствии полного радиолокационного контроля комплекс на основе разовой или дискретной информации позволял выполнить поставленную задачу. Такие действия позволяли увеличить радиус контролируемого пространства, перераспределять задания и цели, передавать данные другим группам МиГ-31. На практике только «тридцать первый» мог вести огонь сразу по нескольким целям, эффективно поражать объекты, идущие на сверхмалых высотах, в том числе и крылатые ракеты.
Крах СССР чуть не уничтожил программу МиГ-31, но все же модернизация уже имевшихся самолетов продолжались. Изменение политической обстановки потребовало ускорения темпов этих работ. Также предполагается сопоставить с точки зрения экономической целесообразности расконсервацию и последующую доработку дополнительного количества машин с полномасштабным возобновлением производства МиГ-31БМ.

Войска ПВО страны имели истребительную авиацию ПВО.
А не истребительные подразделения.
Истребительная авиация имела на своем вооружении истребители — перехватчики

Класно, я всегда интересовался самолётами, а особенно миг-31

Истребитель-перехватчик МиГ-31

Первым в СССР истребителем четвертого поколения стал не МиГ-29 и не Су-27, а скоростной перехватчик МиГ-31. Этот самолет, получивший по классификации НАТО обозначение Foxhound, стал одним из самых необычных образцов современного авиационного вооружения. Ему не пришлось принимать участия в активных боевых действиях, однако, сам факт существования такой машины уже был способен остудить пыл любого агрессора. Достаточно сказать, что применение МиГ-31 может практически полностью нейтрализовать массированные удары крылатыми ракетами, которые так любят наносить США и их союзники по блоку НАТО. Кроме того, этот перехватчик представляет собой огромную опасность для любого современного военного самолёта, оказавшегося в зоне досягаемости, а она весьма обширна.

Читать еще:  Фотографии ИС-2 (ИС-122) - тяжёлый танк

История создания истребителя-перехватчика МиГ-31

В начале 60-х годов американские стратегические бомбардировщики B-52 оснастили стратегическими крылатыми ракетами AGM-28 Hound Dog. Несмотря на то, что это оружие было очень неточным (круговое вероятное отклонение составляло более трёх километров), оно представляло для СССР значительную угрозу. Наибольшее беспокойство у советских военных вызывали сообщения о скором создании особой модификации AGM-28, способной лететь к цели на сверхмалой высоте с огибанием рельефа местности.

Не только сбить, но даже просто обнаружить такую ракету в то время было почти невозможно, особенно в северо-восточной части СССР, где не было еще ни сплошного радарного поля, ни сети аэродромов ПВО. Возникла необходимость в создании нового перехватчика, способного самостоятельно, без помощи с земли, выявлять на фоне подстилающей поверхности маловысотные объекты, и уничтожать их как можно более оперативно.

В те годы ОКБ Микояна занималось «доводкой» сверхскоростного истребителя МиГ-25, который обладал многими достоинствами, но для борьбы с крылатыми ракетами всё же не годился. Тем не менее его можно было использовать в качестве базы для нового перехватчика. Работы в этом направлении начались в 1968 году, после того как советское правительство выпустило постановление о создании самолёта Е-155. Конструкторы должны были подготовить предварительные проекты трёх разных модификаций этой машины: перехватчика Е-155МП, разведчика Е-155МР и фронтового бомбардировщика Е-155МРБ.

На протяжении нескольких последующих лет рассматривались различные варианты компоновки будущего самолета. Наиболее перспективным оказался проект «518-22», переделанный впоследствии в «518-55». На его базе в 1972 году началось уже не предварительное, а полномасштабное проектирование перехватчика Е-155МП, который после перехода к серийному производству должен был получить название МиГ-25МП.

Следует отметить, что в действительности новый самолет в значительной степени отличался от MiG 25. Он создавался под другие двигатели, в состав экипажа вошёл штурман, но самым главным было новое бортовое оборудование – радиолокационная станция «Заслон», обладавшая небывалыми для 70-х годов возможностями.

16 сентября 1975 года состоялся первый полет прототипа Е-155М. Через два года в Горьком (Нижний Новгород) были изготовлены 11 перехватчиков, уже получивших обозначение МиГ-31. Начались лётно-конструкторские испытания, продолжавшиеся вплоть до конца 1978 года. В ходе одного из полётов новый самолет успешно атаковал маловысотную цель. Кроме того, была опробована РЛС, которая смогла засечь и устойчиво сопровождать сразу десять самолетов.

В 1981 году МиГ-31 был принят на вооружение истребительной авиации ПВО, и с этого момента началась его эксплуатация. В то же время испытательные полёты продолжались, поскольку уже шла работа над новыми модификациями перехватчика. Впоследствии появились многоцелевые варианты МиГ-31, а в 2020 году стало известно о том, что самолет стал носителем противокорабельной аэробаллистической ракеты «Кинжал».

Особенности конструкции перехватчика

Внешне истребитель МиГ 31 очень похож на своего «предшественника», знаменитый самолет МиГ-25, однако, было бы ошибочно считать, что эти машины отличаются между собой только электронным оборудованием. Компоновочная схема действительно почти идентична, но вот её элементы существенно изменены.

Крыло и оперение

Высокорасположенное трапециевидное крыло самолёта несколько усилено, каркас включает в себя уже не два, а три лонжерона. Еще одно отличие – корневой наплыв, стреловидность которого составляет 70 градусов. Эта деталь позволяет перехватчику поддерживать устойчивость при полете на больших углах атаки. Основная часть крыла имеет стреловидность 41 градус. Во внутреннем кессоне размещаются 4 топливных бака.

Задняя кромка снабжена элеронами и закрылками по всей её длине. Механизация дополнена отклоняемыми носками крыла (могут поворачиваться на угол до 13 градусов). Имеются аэродинамические гребни, расположенные на верхней поверхности консолей.

Вертикальное оперение состоит из двух килей. Каждый из них оснащен рулем направления. Угол развала килей составляет 8 градусов. Горизонтальное оперение цельноповоротное, его поверхности могут быть использованы в качестве рулей высоты, а также для придания самолету крена, дополняя тем самым элероны. Внутри килей размещены два бака для горючего.

Силовая установка

Самолёт МиГ 31 оснащается двумя двухконтурными турбореактивными двигателями Д-30Ф6, на поздних модификациях устанавливались Д-30Ф6М. Разработка этого мотора велась с 1972 по 1979 год. Конструирование осуществлялось не с нуля, а на базе двигателя Д-30 (тяга – 6 800 кгс), который использовался авиалайнерами Ту-134. Благодаря ряду усовершенствований и после установки форсажной камеры, тягу удалось увеличить до 15 500 кгс (впоследствии и до 16 500 кгс).

Воздухозаборники пришлось расширить, поскольку новый двигатель отличается повышенным расходом воздуха во время работы.

Фюзеляж

Главным силовым элементом планера является средняя часть фюзеляжа самолёта, внутри которой размещены семь баков для топлива. Корпус в этой части машины – сварной. Конструкция в целом совпадает с МиГ-25.

Создатели перехватчика учли, что максимальная скорость МиГ 31 несколько уменьшилась и снизились требования к жаростойкости материала, что позволило существенно снизить долю нержавеющей стали в составе фюзеляжа – с 80 до 50%. Увеличено с 8 до 16% содержание титана. Доля сплавов алюминия составляет 33%. Оставшийся один процент – это композитные материалы.

На некоторых режимах полёта примерно одна четверть общей подъёмной силы создаётся фюзеляжем, который является одной из несущих частей конструкции самолёта. В его хвостовой части размещены два аэродинамических гребня. Развал между ними составляет 12 градусов.

Шасси

В целях улучшения проходимости на грунтовых аэродромах, основные стойки шасси перехватчика Миг-31 сделаны в особой конфигурации. Заднее колесо на каждой из тележек несколько смещено «наружу», а переднее – «вовнутрь». Благодаря этому снижается риск увязания в углубляющейся колее.

Основные опоры шасси убираются вперед, в ниши, находящиеся под каналами воздухозаборников. Закрывающие их створки могут быть использованы в качестве тормозных щитков. Передняя опора убирается назад.

Кабина истребителя

Лётчик и штурман-оператор размещены в двух герметичных кабинах, расположенных в носовой части фюзеляжа. Фонари открываются вверх и назад. Кабины разделены плексигласовой перегородкой, толщина которой составляет один сантиметр. Кресла обоих членов экипажа катапультируемые, модель – К-36ДМ. Сзади за кабинами находится отсек оборудования, впереди – радиолокационная станция.

Читать еще:  Новости Палаш кавалергардский обр. 1802 г.

Система управления самолетом

В отличие от других истребителей четвертого поколения, МиГ-31 имеет не электродистанционное, а более старое механическое управление. Работа его обеспечивается специальными тягами и тросами. Они протянуты от кабины к рулевым поверхностям и механизмам крыла через фюзеляж и прикрыты сверху гаргротом.

Истребитель-перехватчик оснащается навигационным комплексом КН-25, включающим в себя радиотехнические системы ближней и дальней навигации, аппаратуру глобальной навигации и две инерциальные системы. Перехватчик, кроме того, может управляться автопилотом САУ-155МП.

Система управления вооружением

Сверхзвуковой истребитель МиГ-31 оборудован импульсно-допплеровской радиолокационной станцией РП-31 Р007 «Заслон». Именно она является главной частью системы управления вооружением самолёта. Основная особенность этой РЛС – наличие пассивной фазированной антенной решетки. Примечательно, что до МиГ-31 подобные радиолокационные станции на серийные истребители не устанавливались даже в ВВС США.

РЛС «Заслон» способна обнаруживать такую цель, как американский истребитель F-16 на дистанции до 120 километров. Бомбардировщики или транспортные самолеты детектируются на расстоянии до 200 километров. Одновременно происходит определение государственной принадлежности. Автоматическое сопровождение обеспечивается на дистанции в 120 километров.

РЛС одновременно может обнаружить до 24 разных целей, на 8 из которых могут быть наведены ракеты. Электроника сама определяет четыре наиболее приоритетных по степени опасности или важности объекта, по которым следует нанести удар в первую очередь.

«Заслон» может получать данные от других перехватчиков или от самолёта ДРЛО А-50 — связь сделана автоматической. Благодаря этому обеспечивается защита от активных помех – все «кусочки» информации собираются воедино, что позволяет обнаруживать скрытые цели и наводить на них ракеты. Кроме того, данные целеуказания могут быть переданы другому истребителю или наземному комплексу ПВО, после чего противник получит удар с совершенно неожиданного для него направления.

В целом бортовое оборудование позволяет применять МиГ-31 в качестве самолёта-лидера, управляющего целой авиационной группой, перекрывающей обширное воздушное пространство.

Более поздняя модификация РЛС, «Заслон-М», обнаруживает цели на дистанции до 320 километров. Обеспечивается одновременное сопровождение двадцати четырех из них. По восьми целям может быть нанесен одновременный удар. Оборудование дополнено теплопеленгатором, работающим в пассивном режиме и способным обнаруживать цели на расстоянии до 56 километров без включения РЛС.

«Главным калибром» первых модификаций МиГ-31 была ракета Р-33, поражающая самолеты противника на дистанции до 120 километров. На современных вариантах перехватчика устанавливаются Р-37, дальность действия которых — 300 км. В комплект вооружения перехватчика, кроме того, входят ракеты Р-77 и РВВ-БД, обеспечивающие уничтожение целей на средней и ближней дистанции.

В ближнем бою МиГ-31 может применять скорострельную шестиствольную пушку ГШ-23-6 (на некоторых модификациях демонтировалась).

Технические характеристики

Существует немало модификаций истребителя МиГ-31, между которыми имеются иногда значительные различия. Тем не менее основные эксплуатационные характеристики довольно близки, поскольку изменялось в основном бортовое оборудование.

Параметры исходного перехватчика выглядят следующим образом:

МиГ-31. Двухместный сверхзвуковой истребитель — перехватчик

МиГ-31 — уникальный советский истребитель-перехватчик, до сих пор непревзойденный ни по высоте, ни по скорости.

Работы по глубокой модернизации перехватчика МиГ-25П начались в 1972 году. Внешне истребитель — перехватчик МиГ-31 был похож на истребитель МиГ-25. Двухкилевое вертикальное оперение, два двигателя с коробчатыми боковыми воздухозаборниками, трапецевидное крыло небольшой постоянной стреловидности сдвинуто назад, стреловидный стабилизатор.

Сложная многофункциональная система вооружения сделала необходимым введение в экипаж кроме пилота еще и штурмана-оператора. В его обязанности входит прокладка маршрута, наблюдение за целями и выбор цели. Установленный на самолете мощный локатор позволяет наблюдать одновременно за 10-ю целями, и атаковать сразу 4 цели. Бортовое электронное оборудование позволяет применять управляемые ракеты с радиолокационными и инфракрасными головками самонаведения. Вооружение МиГ-31 состоит из шестиствольной авиационной пушки калибра 23 мм. со скорострельностью 800 выстрелов в минуту, а также четырех управляемых ракет большой дальности, двух управляемых ракет средней дальности и четырех управляемых ракет ближнего боя. Радиолокационная станция самолета позволяет обнаруживать, сопровождать и перехватывать цели на малой высоте и на фоне земли, в том числе низколетящие крылатые ракеты.

По новому выполнены двухколесные стойки основного шасси, учитывая значительный взлетный вес МиГ-31 — 46,2 тонны. Колеса установлены тандемом со смещением друг относительно друга, при этом снижается давление на поверхность взлетно-посадочной полосы, что делает возможным использование грунтовых аэродромов. Створки ниши основного колеса шасси также выполняют функцию тормозных щитков и могут быть выпущены даже на сверхзвуковых скоростях.

Силовая установка самолета состоит из двух турбореактивных двухконтурных двухвальных двигателей Д-30Ф-6 конструкции Павла Алексеевича Соловьева с тягой на номинальном режиме 9270 кг и тягой на форсаже 15500 кг. При этом максимальная скорость на высоте 17000 метров составила 3000 км/час, крейсерская скорость составила 2400 км/час, а на высотах до 3000 метров скорость составила 1500 км/час. Практический потолок 20600 метров. Максимальная дальность полета составила 3300 км.

В испытательном полете МиГ-31 4 апреля 1984 года из-за сбоя в работе приборов регистрации расхода топлива произошла авария. Пытаясь спасти машину, не успели катапультироваться и погибли Заслуженный летчик-испытатель Герой Советского Союза генерал-майор Александр Васильевич Федотов и один из первых штурманов-операторов МиГ-31 Валерий Сергеевич Зайцев. Были также и другие аварии и катастрофы с самолетом МиГ-31, в том числе из-за отказа техники, так как самолет достаточно сложен в наземном обслуживании и управлении.

Истребитель-перехватчик МиГ-31 серийно выпускался с 1978 года, было построено около 500 самолетов различных модификаций, и МиГ-31 до сих пор является основным перехватчиком ПВО России. В настоящее время проходит модернизация самолета, а также разрабатывается для него принципиально новое ракетное вооружение практически неограниченной дальности действия и новейшее цифровое электронное оборудование и радиолокаторы. Обсуждался вопрос и о возобновлении серийного производства МиГ-31, которое было свернуто в 1994 году.

Самый быстрый в мире истребитель-перехватчик МиГ-31 еще послужит России. А еще на севере служит истребитель-перехватчик, названный в честь великого летчика морской авиации Дважды Героя Советского Союза Бориса Феоктистовича Сафонова.

Имя Дважды Героя Советского Союза подполковника Бориса Феоктистовича Сафонова присвоено истребителю — перехватчику МиГ-31 174-го Гвардейского Печенгского Краснознаменного истребительного авиационного полка.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector