0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Исторические сведения Ка-31 — вертолет ДРЛО

Исторические сведения Ка-31 — вертолет ДРЛО

Возможность «отодвинуть» линию горизонта во все эпохи была главнейшим фактором успеха для военных моряков. Настоящая революция произошла, когда место марсовых занял радиолокатор. Морские сражения Второй мировой дают массу примеров, когда, благодаря наличию РЛС, вовремя поднятая с авианосца группа истребителей коренным образом меняла исход боя. Однако даже в те времена значительная скорость приближения цели оставляла считанные минуты на ответную реакцию. Жизненно важной задачей стал «запуск» локатора в небо.

Не удивительно, что именно американцы создали первый корабельный комплекс дальнего радиолокационного обнаружения (ДР/10), которым стал AD-3W на базе палубного штурмовика Skyraider. Самолеты этого назначения постоянно развивались, достигнув своего совершенства в образе двухмоторного Е-2С Hawkeye. Но использование таких машин сдерживалось размерами палуб. Первыми это ощутили британцы, которые в 1970-е гг. вывели классические авианосцы из состава ВМС, заменив их кораблями, оснащенными авиатехникой вертикального взлета и посадки. Функцию «глаз флота» планировалось переложить на вертолеты (Первый подобный комплекс был построен на базе вертолета-амфибии Sea King). Однако в ходе боев за Фолклендские острова в 1982 г. они еще не поступили на вооружение. Лишенная дальнего радиолокационного прикрытия британская морская группировка понесла тяжелые потери.

Развитие палубных средств дальнего обнаружения пристально изучали в СССР, где в начале 1980-х гг. было принято решение о создании перспективного корабельного комплекса ДРЛО на базе вертолета. Планировалось, что он сначала будет базироваться на уже существовавших тяжелых авианесущих крейсерах типа «Киев», а позднее и на более тяжелых перспективных кораблях, на которых дополнит палубные самолеты ДРЛО. На тот момент советский авиапром мог предложить заказчику лишь одну, подходившую для решения таких задач платформу — палубный транспортно-боевой вертолет Ка-29 (изначальное обозначение — Ка-252ТБ). На этапе НИР эта тематика получила наименование Ка-252РЛД (РЛД — радиолокационный дозор) Активные работы по новой машине развернулись с 1985 г. Поскольку новый вертолет по задачам и оборудованию существенно отличался от исходной машины, позже он получил собственное обозначение Ка-31.

В 1986 г. были утверждены эскизный проект и полномасштабный макет вертолета. Началось рабочее проектирование, а затем постройка опытных экземпляров. Для двух летных прототипов использовали находившиеся на Ухтомском вертолетном заводе им. Н.И. Камова (ныне ОАО «Камов») недостроенные планеры вертолетов Ка-29 (сер. No.No. 03Д1 и 03Д2). Позже, перед началом летных испытаний, на них нанесли голубые бортовые номера 031 и 032.

Главная задача Ка-31 — обнаружение низколетящих воздушных целей, включая противокорабельные ракеты (ПКР), и надводных целей в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях. Для этого вертолет оснастили комплексом, включавшим радиолокационную станцию на твердотельных элементах, работавшую в дециметровом диапазоне волн. Информация о целях в автоматическом режиме по телекодовому каналу связи передавалась на пункты управления. Вращавшуюся на 360▒ антенну с фазированной решеткой разместили под фюзеляжем. Поскольку она имела значительные размеры, то в нерабочем положении складывалась. Чтобы стойки шасси не мешали вращению антенны, их доработали: основные опоры сделали подтягиваемыми вверх, а передние — убираемыми вдоль по полету в обтекатели. Для обеспечения значительных потребностей комплекса в электроэнергии, вертолет оснастили энергоузлом с мощной ВСУ, которую установили заглавным редуктором. Еще одним отличием Ка-31 от Ка-29 стали дополнительные топливные баки, размещенные в удлиненных наплывах фюзеляжа за кабиной экипажа.

«Мозг» нового вертолета — специальный комплекс Е-801 «Око» разработал Горьковский НИИ радиоэлектроники (ныне Нижегородское НПО «Вега»). Комплекс позволял обнаруживать воздушные цели типа истребитель на удалении в 100-150 км и надводные цели типа патрульный катер на удалении в 250 км. Он обеспечивал одновременную работу по 20 целям.

Пилотажно-навигационный комплекс вертолета разработало Саратовское КБ приборостроения. Кроме стабилизации полета машины с вращающейся антенной, он обеспечивал выдерживание заданных параметров курса и высоты полета, полет по заданному маршруту, автоматический заход на посадку и зависание на высоте 25 м над ее местом.

Первый полет Ка-31 состоялся в 1987 г., а в течение следующих трех лет прошли его Госиспытания. Одновременно велась подготовка к серийному производству вертолета на Кумер-тауском АПО (ныне ОАО «Кумертауское авиационное производственное предприятие» или КумАПП). Развал СССР кардинальным образом сказался на судьбе Ка-31. Обвальное снижение финансирования программы, снятие с вооружения крейсеров типа «Киев» и прекращение строительства авианосцев привели к тому, что интерес к Ка-31 со стороны заказчика существенно снизился. Тем не менее, после длительных испытаний и доводки вертолет в 1995 г. был все-таки принят на вооружение авиации ВМФ России. В серийное производство его так и не передали, а существовавшие два экземпляра предполагалось базировать на единственном российском ТАКР «Адмирал Кузнецов» и ВПК класса «Современный».

В 1999 г. программу Ка-31 неожиданно реанимировали. В том году был подписан контракт на сумму 207 млн. USD, предусматривавший поставку ВМС Индии 9 таких машин для комплектации переоборудованного ТАКР «Адмирал Горшков» (ныне «Викрамадитья»), В результате серийное производство Ка-31 в Кумертау все-таки стартовало. Дебют вертолета в Индии состоялся 16 мая 2001 г., а полностью индийский контракт был выполнен к концу 2004 г. О подробностях службы вертолета в условиях южных широт почти ничего не известно. Однако косвенным доказательством того, что камовское изделие пришлось ко двору, стало подписание в 2009 г. дополнительного контракта еще на 5 таких машин. Чтобы увеличить время барражирования вертолета, индийцы планируют оснастить свои Ка-31 системой дозаправки в воздухе с телескопической штангой-топливоприемником. В качестве танкера будут выступать транспортные вертолеты.

Читать еще:  Боевое применение СГ-43 - станковый пулемёт

Проявили интерес к Ка-31 и военно-морские силы КНР. В рамках программы развития китайского флота возникла острая потребность в «летающих радарах» палубного базирования. Был подписан контракт на постройку 9 вертолетов, первый из которых был поставлен заказчику в ноябре 2010 г.

После «лихих девяностых» Россия в который раз за свою историю начала восстановление былого военного величия. Коснулись новые веяния и героя нашего рассказа. Однако бортовой комплекс Ка-31, уходивший корнями в далекие 1980-е гг., уже не соответствовал требованиям времени. Нельзя сказать, что разработчик забросил свое детище. По информации сайта http://alexeywo.livejournal.com, опытно-конструкторская работа (ОКР) по модернизации Ка-31, получившая название «Очертание-1», велась ОАО «Камов» еще с 1990-х гг. Для обозначения создаваемых в ее рамках вертолетов в различное время применялись обозначения «03Д2», старое Ка-252РЛД и Ка-31 Р. Вертолеты этой модификации получили на вооружение новый комплекс БКС-252.

Параллельно шла ОКР «Горьковчанин» по разработке вертолета «23Д2» (в различных материалах ОАО «Камов» фигурируют также обозначения Ка-252СВ, Ка-31СВ и Ка-35) для нужд Сухопутных войск с радиотехническим комплексом разведки наземных целей Л-381. Согласно данным журналиста и исследователя истории послевоенной советской авиации Петра Бутовского, летные испытания вертолета «23Д2» (белый борт. No. 231) были начаты в ноябре 2004 г. Сам вертолет представлял собой переоборудованный первый прототип Ка-31. Его внешняя особенность — «армейский» камуфляж. С 2006 г. начались испытания и второго экземпляра Ка-31 (белый борт.No. 232), модернизированного в вариант «23Д2». Более подробные сведения по этой программе пока отсутствуют.

Согласно данным годовых отчетов ОАО «Камов», в 2009 г. проводился второй этап совместных летных испытаний (СЛИ) опытного образца вертолета «03Д2» при его корабельном базировании. При этом отсутствует ясность, какой именно вертолет в них задействовали — вновь построенный, либо в очередной раз переделанный один из прототипов. Еще до окончания этих СЛИ были объявлены тендеры на поставку серийных образцов корабельных вертолетов РЛД. Итоги первого конкурса за No. 290-2038 от 26 ноября 2007 г. неизвестны, и скорее всего контракт заключен так и не был. Согласно условиям второго конкурса, объявленного 28 августа 2008 г. (извещение No. 080828/012437/ 155), предполагалась поставка двух Ка-252РЛД в 2009-10 гг. По его итогам 20 ноября 2008 г. с КумАПП был подписан контракт N9 328/3/212-Е03 на сумму 908,476 млн. руб., предусматривавший постройку этих машин.

22 июня 2012 г. в 859-й учебный центр авиации ВМФ России в Ейске прибыл корабельный вертолет радиолокационного дозора Ка-31 Р (борт 90, красный). Предположительно, что это первый серийный вертолет такого типа, построенный в Кумертау для флота России. Через два месяца в Ейск прибыл и второй вертолет этого типа (борт 91, красный). Затем обе машины перелетели в ЛИИ, в подмосковный Жуковский, где сегодня проходят испытания.

Чуть ранее, 9 апреля 2012 г., появилась информация Минобороны РФ о приеме заявок для участия в открытом аукционе на поставку до 25 ноября 2013 г. одного корабельного вертолета Ка-31 Р. Местом поставки указан аэродром Североморск. Хотя 15 мая этот тендер объявили несостоявшимся из-за отсутствия заявок на участие, это вовсе не означает остановку программы Ка-31. Сегодня такой вертолет объективно необходим Вооруженным силам России, поэтому его будут строить и совершенствовать далее. Не исключены и дальнейшие экспортные перспективы этой машины.

Вертолет ДРЛО – Ка-31

Вертолет Ка-31 (изделие 503, по кодификации НАТО Helix-B) – вертолет радиолокационного дозора, созданный для нужд ВМФ СССР. Вертолет дальнего радиолокационного обнаружения был разработан на базе существующего корабельного транспортно-боевого вертолета Ка-29. Вертолет может базироваться как на кораблях самых различных классов, так и на суше. Местом базирования вертолета Ка-31 могут выступать все корабли, способные принять на свой борт вертолеты Ка-27 и Ка-29. Вертолет может применяться в сухопутном варианте для решения задач ПВО наземных войск. На сегодняшний день данный вертолет не имеет мировых аналогов.

Вертолет состоит на вооружении ВМФ России, по информации на 2012 год на вооружении флота находится 2 таких вертолета. Также Ка-31 поставлялся на экспорт и состоит на вооружении морской авиации Индии и КНР. Индия располагает 9 вертолетами данного класса, при этом в 2009 году был заключен контракт на поставку еще 5 таких вертолетов (стоимость вертолета около 20 млн. долларов за единицу). На вооружении морской авиации Китая на 2012 год также находилось 9 вертолетов Ка-31.

Вертолет ДРЛО Ка-31 предназначен для радиолокационного контроля воздушного и морского пространства, раннего обнаружения на дальних рубежах низколетящих целей типа крылатая ракета, вертолет, самолет, а также надводных кораблей и их опознавания. Вертолет в состоянии определять параметры траектории движения и координаты целей, передавать информацию о наблюдаемой и воздушной радиолокационной обстановке на корабли и командные пункты сухопутных войск.

Вертолет Ка-31 выполнен по соосной винтовой схеме. Несущая система и силовая установка машины были заимствованы у транспортно-боевого вертолета Ка-29. Изменения его конструкции были продиктованы необходимостью установки под днищем вертолета антенны РЛС, которая во время полета способна поворачиваться на специальном шарнирном устройстве и занимает рабочее вертикальное положение. Размах зеркала антенны РЛС, установленной на Ка-31, составляет 6 метров. В походном положении данная антенна прижата к днищу корпуса вертолета и зафиксирована.

Для обеспечения выхода и входа экипажа по правому борту транспортной кабины вертолета была установлена дверь. По бортам кабины экипажа вместо обычных сдвижных дверей были установлены аварийные люки со сдвижными остекленными створками, обладающими системой аварийного сброса. Вертолет обладал четырехопорным шасси, при этом передние опоры убирались в специальные обтекатели, которые располагались снаружи по бокам фюзеляжа вертолета. Основные опоры шасси поднимались вверх, освобождая пространство для вращения антенны РЛС в полете. Лопасти несущего винта были изготовлены из полимерных композиционных материалов и снабжены противообледенительной и электротепловой системой.

Читать еще:  Исторические сведения ЗСУ-23-4 «Шилка» - зенитная самоходная артиллерийская установка

История создания и особенности

Необходимость в средствах ДРЛО на море была наглядно продемонстрирована во время англо-аргентинского конфликта из-за спорных Фолклендских островов. Из-за отсутствия в составе английских экспедиционных сил вертолетов или самолетов ДРЛО они не могли своевременно осуществлять поиск, обнаружение и последующий перехват низколетящих аргентинских самолетов. Применение в этом качестве эскадренных миноносцев закончилось для англичан неудачно – потерей 2-х таких кораблей («Ковентри» и «Шеффилд»).

Принимая во внимание данный военный конфликт, в 1985 году ОКБ им. Н. И. Камова получило задание на создание вертолета ДРЛО. При создании Ка-31 за основу был взять планер, силовая установка и несущая система уже производимого транспортно-боевого вертолета Ка-29. Главная сложность при его разработке заключалась в сопряжении мощной РЛС с остальным вертолетным пилотажно-навигационным оборудованием, а также обеспечение стабильности вертолета в воздухе во время вращения антенны РЛС. Свой первый полет опытный образец нового вертолета совершил в 1987 году. После проведения серии достаточно длительных испытаний, машина в 1995 году была принята на вооружении морской авиации ВМФ России. Серийное изготовление вертолета велось на заводе, расположенном в городе Кумертау.

Вертолет Ка-31 предназначался для обнаружения воздушных целей, а также надводных кораблей и их сопровождения. Вертолет корабельного базирования предназначен для обеспечения ПВО боевых соединений флота, которые действуют вне зоны действия самолетов ДРЛО и береговых РЛС. Данный вертолет не имеет аналогов в мировом вертолетостроении. Основу его бортового комплекса составляет достаточно мощная РЛС на твердотельных элементах, которая для функционирования в режиме кругового обзора имеет выпускаемую в полете антенну с плоской фазированной антенной решеткой (ФАР). В походном положении антенна просто располагается под днищем фюзеляжа.

Установленный на вертолете бортовой радиоэлектронный комплекс позволяет Ка-31 вести автоматизированный полет по заранее запрограммированному маршруту в любых климатических и погодных условиях. РЛС позволяет вертолету ДРЛО одновременно обнаруживать и автоматически сопровождать до 20 целей.

Информация обо всех обнаруженных целях в автоматическом режиме передается по телекодовому каналу связи на различные пункты управления. На Ка-31 установлена система дальнего радиолокационного обнаружения «Око» (Е-801), созданная в нижегородском НИИ радиотехники. Во время обычного полета она плотно прилегает к нижней поверхности фюзеляжа машины, создавая при этом минимальное аэродинамическое сопротивление. При переводе антенны в рабочее положение она отклоняется вниз на 90 градусов, при этом стойки шасси вертолета слегка поднимаются вверх, для того чтобы шасси не мешало работе РЛС в режиме вращения. РЛС с ФАР весит 200 кг, площадь антенны составляет 6 кв. метров, а ее длина 5,75 метров. Антенна в состоянии обеспечить обнаружение и последующее сопровождение до 20 целей. Цели класса «истребитель» обнаруживаются на удалении в 100-150 км, а надводные цели класса «корабль» обнаруживаются на удалении в 250-285 км.

Вертолет Ка-31 оснащается пилотажно-навигационным комплексом (ПНК), разработанным в КБ приборостроения города Саратова. В то время, когда антенна РЛС находится в выпущенном, рабочем положении, ПНК вертолета обеспечивает стабилизацию угловых положений, а также истинной или барометрической высоты полета; полет в зоне дозора по типовым траекториям; автоматизированный вывод машины на аэродром или корабль; вывод в точку совершения посадки с помощью сигналов посадочных РЛС. Имеющаяся на вертолете радиотехническая система дальней навигации позволяет обеспечить непрерывное считывание географических координат Ка-31 (широты и долготы), а также автоматизированное вертолетовождение по заранее запрограммированному маршруту с последующим возвратом к точке своего базирования.

Для передачи полученной информации о тактической обстановке по открытым и закрытым каналам телекодовой связи на вертолете ДРЛО Ка-31 установлен специальный комплекс связи. При высоте полета на уровне 1500-3000 метров передача телекодовой информации с борта воздушного судна возможна на расстояние не менее 150 км. При этом автоматическая регистрация полетных параметров производится при помощи специальной аппаратуры магнитной записи «Тестер-3К».

В случае применения вертолета в интересах сухопутных войск Ка-31 может дислоцироваться на небольших неподготовленных площадках, расположенных вблизи мобильных зенитно-ракетных комплексов, обеспечивая им целеуказание. Стоит отметить, что в связи с ликвидацией в составе российского флота кораблей проекта 1143 интерес к данной машине со стороны заказчика существенно упал и в серийное производство для нужд ВМФ России вертолет не пошел. Единственные 2 машины, имеющиеся в составе флота, базируются на ТАКР «Адмирал Кузнецов». При этом есть основания полагать, что число вертолетов данного класса в составе российского флота увеличится с вводом в строй вертолетоносцев-доков проекта «Мистраль».

Таткико-технические характеристики Ка-31

Размеры: диаметр главного винта – 15,9 м., длина – 11,6 м., высота – 5,5 м, ширина – 3,8 м.
Масса, максимальная взлетная – 12 500 кг.
Тип двигателя – 2 ГТД ТВ3-117ВК, мощностью 2х1660 кВт.
Крейсерская скорость – 220 км/ч.
Максимальная скорость – 255 км/ч.
Практическая дальность полета – 680 км.
Продолжительность полета – 2 часа 30 минут.
Практический потолок – 5 000 м.
Экипаж – 3 чел.

Вертолет ДРЛО Ка-31.

Вертолет ДРЛО Ка-31.

Разработчик: ОКБ Камова
Страна: СССР
Первый полет: 1987 г.

Необходимость в средствах ДРЛО проявилась во время англо-аргентинского вооруженного конфликта в районе Фолклендских (Мальвинских) островов. Отсутствие в составе английских экспедиционных сил самолетов или вертолетов ДРЛО не позволило своевременно осуществлять поиск, обнаружение и перехват низколетящих самолетов противника. Использование же в качестве средства ДРЛО эскадренных миноносцев привело к потере двух таких миноносцев («Шеффилд» и «Ковентри»).

Читать еще:  Исторические сведения ЗСУ-37-2 «Енисей» - зенитная самоходная артиллерийская установка

Задание на разработку вертолета ОКБ им. Н.И.Камова получило в 1985 году. При разработке Ка-31 за основу были взяты планер, силовая установка и несущая система транспортно-боевого вертолета Ка-29. Наибольшая сложность при этом заключалась в сопряжении мощной радиолокационной станции с остальным пилотажно-навигационным оборудованием вертолета и обеспечение достаточной стабильности полета вертолета при вращающейся антенне РЛС. Первый полет опытного образца состоялся в 1987 году. После длительных испытаний и доводки вертолет был принят на вооружение авиации ВМФ России в 1995 году. Серийное производство вертолета подготовлено на вертолетном заводе в г.Кумертау.

Предназначен для обнаружения на дальних рубежах как воздушных целей типа «самолет» — «вертолет» на предельно малых высотах полета, так и надводных кораблей, их сопровождения и автоматической передачи данных на наземные и корабельные пункты управления. Вертолет корабельного базирования Ка-31 предназначен для защиты от ударов с воздуха соединений боевых кораблей, действующих вне зоны действия береговых РЛС и самолетов ДРЛО. Является модификацией вертолета Ка-29, оборудованной для ведения разведки и защиты корабельных соединений от атак с воздуха. Предназначен для обнаружения воздушных (в том числе маловысотных, на фоне земли или моря), а также надводных целей и автоматической передачи информации о них на боевые корабли или наземные комплексы ПВО.

Ка-31 не имеет аналогов в мировом вертолетостроении. Вертолет Ка-31 создан на базе вертолета Ка-29 с возможностью базирования на суше и на кораблях различного класса. Вертолет может базироваться на тех же кораблях, что и Ка-27 и Ка-29. Возможно также использование его в сухопутном варианте для решения задач ПВО наземных войск.

Основу бортового комплекса составляет мощная РЛС на твердотельных элементах, имеющая для кругового обзора выпускаемую в полете антенну с плоской фазированной решеткой. Антенна в походном положении находится под днищем фюзеляжа.

Бортовой радиоэлектронный комплекс позволяет осуществлять автоматизированный полет вертолета по запрограммированному маршруту в любых погодных и климатических условиях, обнаруживать и брать на автосопровождение 20 целей.

Информация о целях в автоматическом режиме по телекодовому каналу связи передается на пункты управления. На вертолете установлена система ДРЛО Е-801 «Око», разработанная в нижегородском НИИ радиотехники. В транспортном положении антенна прилегает к нижней поверхности фюзеляжа, создавая при этом минимальное аэродинамическое сопротивление. Для перевода в рабочее положение антенна отклоняется вниз на 90 град., при этом стойки шасси приподнимаются вверх, чтобы шасси не мешало работе РЛС. РЛС (с ФАР, вес антенны — 200 кг, длина антенны — 5,75 м, площадь антенны 6 кв. м ) обеспечивает обнаружение и сопровождение до 20 целей с размерами истребителя на расстоянии 100-150 км и 250-285 км для надводных целей типа «катер».

Пилотажно-навигационный комплекс вертолета, разработанный в КБ приборостроения в Саратове, кроме стабилизации полета вертолета с вращающейся антенной, обеспечивает также выдерживание заданных параметров курса и высоты полета, полет по заданной трассе и автоматический заход на посадку и зависание на высоте 25 м над местом посадки. Полеты могут выполняться в любое время суток в простых и сложных метеорологических условиях. Время полного оборота антенны составляет 10 сек.

РЛС кругового обзора с фазированной антенной решеткой, убирающаяся в нерабочем положении под фюзеляж, способна обнаруживать и сопровождать малоразмерные объекты, летящие на малых или сверхмалых высотах, а также малоразмерные морские цели. В автоматическом режиме осуществляет обнаружение и опознавание воздушных и морских целей определяет параметры их движения и передает данные в реальном масштабе времени на наземные или корабельные пункты управления.

Шасси вертолета выполнено частично убирающимся (подтягивающимся), что обеспечивает бортовой РЛС круговой незатененный обзор. Пилотажно-навигационное оборудование позволяет Ка-31 выполнять автоматизированный полет по заданному маршруту. При использовании в интересах Сухопутных войск Ка-31 может базироваться на небольших неподготовленных площадках вблизи расположения мобильных зенитно-ракетных комплексов, обеспечивая их целеуказанием. По своим характеристикам Ка-31 не имеет аналогов в мире.

Модификация: Ка-31
Диаметр главного винта, м: 15,90
Длина,м: 11,60
Высота ,м: 5,50
Ширина, м: 3,8
Масса, кг
-пустого: 5520
-нормальная взлетная: 11400
-максимальная взлетная: 12500
Тип двигателя: 2 х ГТД ТВ3-117ВК
-мощность, кВт: 2 х 1660
Максимальная скорость, км/ч: 255
Крейсерская скорость, км/ч: 220
Практическая дальность, км: 680
Продолжительность полета, ч.мин.: 2.30
Практический потолок, м: 5000
Статический потолок, м: 3500
Экипаж, чел: 3.

Ка-31 после взлета.

Ка-31 после взлета.

Ка-31 ВМФ СССР с работающей РЛС. 1987 г.

Ка-31 с работающей РЛС в полете.

Ка-31 с работающей РЛС в полете.

Ка-31 с работающей РЛС в полете.

Ка-31 с работающей РЛС в полете.

Ка-31 в полете.

Ка-31 взлетает.

Ка-31 после взлета.

Ка-31 после взлета.

Ка-31 на стоянке.

Ка-31 на стоянке.

Ка-31 на стоянке.

Вертолет ДРЛО Ка-31 на МАКС-2007.

Ка-31 на борту авианосца «Адмирал флота СССР Кузнецов».

Ка-31. Схема.

Список источников:
Михил Никольский. Самолеты разведки и управления.
ОКБ Камова. Справочник вертолетов фирмы Камов.
Григорий Кузнецов. ОКБ Камова — 50 лет.
Авиация и Космонавтика. Евгений Климович. Михаил Никольский. Развитие и применение самолетов дальнего радилокационного обнаружения и управления.
Фотоархив сайта russianplanes.net

Проект Авиару.рф — некоммерческий. Ему очень важны ваши внимание и поддержка. Вы тоже можете помочь нам

Представляем и рекомендуем наших партнёров:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector