3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Исторические сведения Ка-25 — противолодочный вертолёт

Корабельно противолодочный вертолет Ка-25

В советское время авиастроение развивалось семимильными шагами и очень много проектов было реализовано. Это было обусловлено в первую очередь военными задачами и конкуренцией с странами Запада.

Но это принесло свои плоды и появилось много аппаратов, которые надолго вошли в обойму армии. Одним из таких является корабельно-противолодочный вертолет КА-25.

Краткая история

Название свое получил от фамилии Камов, чье конструкторское бюро как раз и занималось разработкой данного вертолета. Его предшественником был КА-15, который уже не справлялся со всеми нужными задачами. Обнаруживать подлодки с кораблей было довольно сложно из-за шума. Да и с надводными аппаратами нужно было бороться, поэтому решили создать КА-25.

Примечательно то, что вертолет стал первым в истории СССР противолодочным. Более того, он был первым летательным аппаратом такого типа, который был сразу рассчитан на оборону и боевые задачи. Производство стартовало в 1965 году, а уже через 6 лет его приняли на вооружение. Нато дало ему название Гормон.

Устройство

У разработчиков было сразу несколько задач. Во-первых, им нужно было создать небольшой по размерам летательный аппарат, который выполнял бы нужные задачи. Во-вторых, это должен был быть максимально новый и оснащенный вертолет. В итоге было принято решение создать два варианта — один противолодочный и основной, а второй — дополнение, разведчик и ретранслятор. В качестве силовой установки использовались газотурбинные двигатели Омского моторостроительного завода. Они имеют мощность 900 лошадиных сил каждый. Но эти агрегаты применялись на начальном этапе а с момента принятия на вооружение их мощность возросла на 100 лошадиных сил.

Причем была разработана система, которая позволила синхронизировать эти двигатели при одновременной их работе.

Это позволило облегчить управление вертолетом, в отличии от многих его предшественников. Для легкости управления тут также предусмотрен автопилот, который берет на себя двадцать процентов выполнения задачи. В кабине пилотов два места, и кабина оборудована всеми необходимыми пультами управления, рычагами. Также в кабине есть вентиляция воздуха и поддерживается температурный режим. Сразу за пилотами находится грузовая кабина. Причем для второго пилота есть возможность через дверной проем перемещаться прямо в грузовой отсек для различных работ. Под полом с правого и левого борта находятся находятся баки с топливом, по 5 с каждой стороны. Причем удобная схема шасси позволяла устойчиво подниматься и опускаться на палубу корабля даже при большой качке. При чем к шасси крепятся баллоны для посадки на воду. В качестве энергоносителей на борту используются генераторы и преобразователи. Вооружение на них состояло из торпед и бомб самых различных видов и типов. Надводные образцы могут быть поражены даже ночью, а подводные лодки могут быть поражены на глубине до 300 метров.

Дальность полета составляет 450 километров при максимальной скорости 220 километров в час.

Активный выпуск этих вертолетов продолжался до 1975-го года. Поставлялся вертолет во многие страны, и применялся во многих боевых операциях. Он и сейчас используется во многих армиях, несмотря на достаточное количество новых образцов.

Вертолет Ка-25. Фото. История. Характеристики.

Ка-25, который по кодификации НАТО получил название «Гормон», − противолодочный советский вертолет корабельного размещения.

Читать еще:  Фотографии Проект 11437 - тяжелый авианесущий крейсер "Ульяновск"

Это первый в истории советского вертолетостроения противолодочный вертолет и первая боевая вертолетная единица. В начале предполагалось его конструировать исключительно под военное применение (сухопутный ударный Ми-24 появился позже, в 1969 году).

Сконструировали Ка-25 в ОКБ им. Камова, главным конструктором был основатель бюро Николай Камов. Производство аппарата началось в 1965 году, на вооружение Ка-25 поставили в 1971 г.

Позже на его базе был выпущен ряд модификаций для различных областей применения.

Производство Ка-25 было налажено на авиазаводе № 99, где в период с 1965 по 1973 год выпустили 460 экземпляров в 18 модификациях.

Конструкция Ка-25

Ка-25 представляет собой вертолет с соосным размещением несущих винтов. В составе силовой установки находятся два двигателя. Вертикальное оперение вертолета хорошо развито.

Фюзеляж этой модели выполнен из дюралюминиевого сплава толщиной 0,8 мм. Условно его можно разделить на две функциональные части. В передней части находится продольный силовой набор, который состоит из четырех силовых балок и двух лонжеронов. К поперечному силовому набору относятся 18 шпангоутов (семь из них – силовые). Хвостовая балка сложена восемью шпангоутами и двумя лонжеронами. На шпангоуты прикрепляются 18 стрингеров. Обшивка хвостовой балки составляет 3 мм. Окна кабины произведены из оргстекла (толщина – 3 мм) и оснащены стеклоочистителями. На вертолете также установлена противообледенительная система, принцип действия которой заключается в применении спиртосодержащих растворов на поверхности, которая может покрыться льдом.

В состав силовой установки Ка-25 входят два газотурбинных двигателя ГТД-3Ф, вырабатывающих суммарную мощность 900 л.с., которые делали на Омском моторостроительном КБ. Чуть позже выявилось, что мощности этих двигателей недостаточно для выполнения некоторых боевых задач. Начиная с 1972 года, вертолет стали комплектовать двигателями ГТД-3м (1000 л.с.). Располагаются данные двигатели вместе с масло- и гидросистемами, редуктором, другими элементами силовой установки в верхней зоне фюзеляжа в съемной мотогондоле.

К оборудованию топливной системы Ка-25 относится 8 мягких топливных баков, которые располагаются внизу фюзеляжа, под полом кабины; различного назначения топливные насосы. Дополнить емкости топлива на 200 л для увеличения дальности полета можно за счет двух съемных дополнительных баков, которые крепятся с двух боков фюзеляжа. Модификация Ка-25Ц имеет увеличенную емкость топливных баков из-за меньших размеров бомбоотсека. В баки противолодочной модификации вертолета Ка-25ПЛ помещается 1105 кг керосина, а в Ка-25Ц – 1705 кг.

Трансмиссия представлена планетарным четырехступенчатым редуктором РВ -3Ф, расположенным вместе с двигателями в гондоле верхней части фюзеляжа. Предназначение редуктора заключается в отборе мощности из валов турбин и их сложении в сумме.

Несущая система Ка-25 – это два трехлопастных винта, каждый из которых имеет диаметр лопастей 15,74 м. Размещение винтов соосное: верхний винт вращается по часовой стрелке, а нижний – против. Длина лопастей – 7,085 м, хорда – 0,37 м. Каждая лопасть состоит из дюралевого пустотелого лонжерона, на заднюю кромку которого прикреплен профиль из 19 хвостовых секций. Спереди кромки лопастей проклеены резиной.

В состав оборудования несущей системы входят компоненты противообледенительного комплекса, сигнализирующая пневматическая установка, которая срабатывает в случае возникновения трещин в элементах лопастей, балансировочные и противофлаттерные грузы. Контурные огни находятся на концах лопастей верхнего винта. Регулировка угла наклона лопастей осуществляется за счет нижнего и верхнего автоматов перекоса. Сэкономить место в ангарах и на палубе корабля можно путем сложения лопастей под углом 22° в горизонтальном положении вручную или применив электрическую систему складывания лопастей.

Читать еще:  Проект 21631 «Буян-М» - малые ракетные корабли

Противодействие обледенению лопастей осуществляется за счет противообледенительной системы. Воздухозаборники обдувают двигатели теплым воздухом.

На модификации Ка-25Ц за отклонение в плоскости рулей поворота, управление расположением лопастей несущих винтов и выпуск шасси отвечает гидравлическая система. В ее состав входят две независимые системы: основная АРС-10Б и аварийная АСП 10-В. Они установлены в едином блоке, который объединяет все установки и агрегаты в одно целое.

Шасси вертолета не убирается во время полета (кроме Ка-25Ц). Передние колеса самоориентирующиеся, основные опоры заканчиваются тормозными колесами. Колея задних и передних колес составляет 3,5 м и 1,41 м соответственно. База шасси составляет 3,02 м. Ширина и диаметр колес – 60 х 18 см и 40 х 15 см соответственно.

Главным техническим заданием во время разработки Ка-25 было осуществление проведения посадки на палубу корабля во время боковых и килевых качек 10° и 3° и при скорости ветра 18 м/с.

Чтобы обеспечить безопасную посадку в таких условиях, пришлось основные опоры шасси разнести в стороны и сместить назад, дабы устранить вероятность опрокидывания вертолета на хвост.

Во время передвижения на площадке морского судна может возникать сильное раскачивание. Для его нивелирования на вертолете выполнен крепеж основных стоек к фюзеляжу за счет подвижных ферм. Это создает подвижность шасси в горизонтальном направлении.

Вертикальные колебания во время посадки на корабельную площадку, которые могут достигать 2 м/с, гасятся за счет амортизационных стоек главных опор. Они представляют собой последовательное соединение двух амортизаторов: низкого и высокого давления. Колебания, которые возникают от ударов о палубу, берет на себя амортизатор высокого давления. Второй отвечает за поглощение колебаний класса «земной резонанс» на посадке и взлете.

Осуществить безопасную посадку на воду помогают вмонтированные в стойки шасси многосекционные баллонеты, которые заполняются сжатым воздухом из баллонов за шесть секунд. Особенность такого заполнения заключается в том, что воздух, который проходит через эжекторы, засасывает забортный воздух. Доля забортного воздуха в баллонетах составляет 60 %. Работа системы не автоматизирована и зависит от оборотов двигателя. Но, несмотря на это, ее вес составляет 260 кг, что значительно увеличивает аэродинамическое сопротивление. Из-за большой увесистости и слабой эффективности во время выполнения жесткой посадки ее решили демонтировать из конструкции в 70-х годах.

В состав электросистемы входит генератор переменного тока СГС-40У (40 кВт), который вырабатывает ток напряжением 208 В. Аварийная ситуация предусматривает задействование преобразователя ПТ1000ЦС (1000 Вт) с напряжением тока на выходе 36 В. Данное оборудование работает на тактовой частоте 400 Гц. Постоянный ток в электроснабжение поступает от пары стартер-генераторов СТГ 6-М, выдающих напряжение 28,5 В и пары аккумуляторных батарей 15-СЦС-45А.

Всепогодный противолодочный вертолёт Ка-25

25 апреля 1965 года на Улан-Удэнском авиационном заводе серийный противолодочный вертолёт Ка-25ПЛ впервые поднялся в небо. Отличительной особенностью первого в стране боевого вертолёта стало наличие сложных комплексов бортового радиоэлектронного оборудования, позволявших работать круглосуточно и в сложных погодных условиях.

Лётные характеристики:
-Максимальная скорость: 220 км/ч
-Крейсерская скорость: 185 км/ч
-Боевой радиус: 200 км
-Практическая дальность: 450 км
-Продолжительность полёта:
-Перегоночная дальность: 650 км (с ПТБ)
-Практический потолок: 4000 м
-Статический потолок: 600 м
-Динамический потолок: 4500 м

-Практическая дальность 450 км
-Число пассажиров 2 чел
-Максимальная взлётная масса 7140 кг

Были созданы новые лаборатории, радиотехнический комплекс, серийно-конструкторский отдел. Тогда же было освоено производство цельнометаллических лопастей несущего винта по оригинальной технологии, остающейся в производстве до сих пор.

Читать еще:  Фотографии Палаш кирасирский армейский солдатский обр. 1798 г.

Для вертолета Ка-25 создано несколько поисково-ударных комплексов оборудования и вооружения. Противолодочное оборудование включает поисковую РЛС в обтекателе снизу носовой части вертолета, опускаемую гидроакустическую станцию ОГАС, размещенную в задней части главной кабины, радиогидроакустическую систему «Баку» с приемным устройством СПАРУ-56 и 36, сбрасываемыми радиогидроакустическими буями РГАБ в контейнере сбоку фюзеляжа за правой главной опорой шасси. Установлены комплексы прицельного, пилотажно-навигационного и радиосвязного оборудования. Имеется автопилот, радиокомпас, система автоматической стабилизации

Ка-25 выпускали до середины 70-х годов. В процессе эксплуатации машина неоднократно модернизировалась. С 1965 по 1974 год завод изготовил и передал в войсковые части авиации Военно-морского флота 250 вертолётов Ка-25ПЛ, Ка-25Ц, Ка-25ПС, Ка-25БТ.

Большое количество модификаций способствовало повышению эффективности ударных и оборонных функций боевых группировок кораблей на морских и океанских просторах. Всего для Военно-морского флота было построено 16 различных модификаций Ка-25. Машины экспортировались в Болгарию, Вьетнам, Индию, Югославию.

Ka-25 — прототип. Отличался двигателями ГТД-3 мощностью 750 л.с., конструкцией шасси. Первый полёт 21 мая 1961 года.

Ka-25 — пассажирский (проект). Отличался салоном на 12 пассажиров.

Ka-25 — для ледокола «Сибирь». Отличался антиоблединительной системой, дополнительными сиденьями в грузовом отсеке, отсутствием военного оборудования. В конце 70-х годов на Ухтомском заводе переоборудован 1 Ка-25ПЛ.

Ка-25БТ — буксировщик трала. Предназначен для уничтожения донных мин. В январе 1975 года на ремзаводе в Севастополе переоборудовано 4 вертолёта Ка-25ПЛ для разминирования Порт-Саида. Позже все вновь переоборудованы в Ка-25ПЛ.

Ка-25БШЗ («изделие ДБШЗ») — буксировщик шнуровых зарядов. Отличался наличием буксировочного устройства, командно-передающего устройства, радиостанции Р-802В с антенной АШС-1; отсутствием РЛС, ГАС, лебёдки, СПАРУ, автопилота, фотокамеры, системы госопознавания и задней посадочной фары.

В мае 1974 года на Ухтомском заводе переоборудовано 6 Ка-25ПЛ для разминирования Суэцкого залива.

Ка-25ИВ («изделие ДИВ») — вертолёт слежения за баллистическими ракетами. Отличался составом оборудования. В 1966 году переоборудовано 6 Ка-25ПЛ.

Ка-25К — летающий кран. Отличался застеклённой кабиной оператора крана, лебёдкой, 2 дополнительными фарами. Оснащался (впервые в мире) электронной системой предотвращения раскачки груза на внешней подвеске.

В 1967 году переоборудован 1 Ка-25ПЛ. Первый полёт 6 мая 1967 года (летчик-испытатель Е.И.Ларюшин). В мае того же года демонстрировался на аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже.

Ка-25М — многоцелевой вертолёт (проект).

Ка-25ПЛ («изделие ДБ») — противолодочный (базовая модификация). Отличался сдвинутыми на 1 м назад основными стойками шасси, формой шайб оперения, складывающимися лопастями винтов. Первый полёт 25 апреля 1965 года.

Ка-25ПЛС — модернизированный противолодочный. Отличался поисково-прицельной системой «Стриж-К». В состав вооружения входила торпеда Т-67 «Стриж». Принят на вооружение в 1976 году.

Ка-25ПС — поисково-спасательный. Оснащался лебёдкой ЛПГ-2 грузоподъёмностью 250 кг, прожекторами по бокам, дополнительным радиокомпасом АРК-У2. Разработан в 1975 году.

Ка-25Ф — ударный (опытный). Отличался отсутствием противолодочного оборудования. В состав вооружения входили 23-мм пушка ГШ-23, блоки НАР УБ-16-57, ПТУР 9П17П «Фаланга».

Ка-25Ц («изделие ДЦ») — вертолёт целеуказания. Отличался мощной РЛС «Успех-2А» с ретранслятором данных обзора, автопилотом АП-114Ц, поджимающимся шасси, отсутсвием бомбоотсека, увеличенным запасом топлива.

Первый полёт 26 апреля 1961 года. В 1965-1972 годах в Улан-Удэ изготовлено 50 вертолётов.

Ка-25Ш — ударный (опытный). Отличался блоками НАР УБ-16-57 на пилонах. отсутствием противолодочного оборудования (включая РЛС). Переоборудован 1 Ка-25ПЛ на Ухтомском заводе.

«ДЮ» — носитель атомных глубинных бомб «Скат» (опытный). Отличался доработанным бомбоотсеком со спецдержателями.

«УДБ», «УДЦ» — учебные. Отличались двойным управлением, отсутствием спецоборудования.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector