Исторические сведения ФАИ — лёгкий бронеавтомобиль
Легкие бронеавтомобили ФАИ и ФАИ-М
Легкий бронеавтомобиль ФАИ или «Форд-А Ижорский» был разработан в 1932 году, как понятно из названия на Ижорском заводе, на основе шасси американского легкового автомобиля «Форд-А». Американское шасси было лишь временной мерой — запущенный в производство в 1933 году, броневик уже со следующего года перешел целиком на отечественные запчасти, «форд» был заменен аналогом «ГАЗ-А». Всего за годы производства с 1933 по 1936, было произведено 676 легких бронеавтомобилей ФАИ.
Из-за простоты и надежности, ФАИ хорошо приняли в войсках — в качестве разведывательной или патрульной машины, броневик по-началу был весьма неплох. Однако слабое вооружение и бронирование не позволяли использовать ФАИ как «линейную силу» непосредственно на поле боя. Разумеется попытки исправить ситуацию предпринимались постоянно, были попытки и усилить вооружение машины и повысить толщину брони, однако это значительно ухудшало проходимость (нагрузка на шасси у ФАИ почти в 2 раза превышала норму!), что делало её бесполезной вне накатанных дорог.
Чертеж бронеавтомобиля ФАИ-М
Боевое применение легкого броневика ФАИ
Начало боевой карьеры бронеавтомобиля ФАИ — Гражданская война в Испании, куда было поставлено 33 броневика этого типа. Машины шли за танками и пулеметным огнем поражали огневые точки противника, поддерживая наступление. В целом тактика себя оправдывала — потери бронеавтомобилей были значительно меньше потерь танков и со своими задачами они справлялись.
Также неплохо развивались события и на Халкин-Голе, где 80 бронеавтомобилей ФАИ Красной Армии и несколько десятков этих машин поставленных ранее Монголии, также весьма успешно боролись с японцами.
Впрочем, к началу Советско-Финской войны ФАИ уже не отвечали требованиям времени, да и театр боевых действий разительно отличался от забайкальских степей. Никакого существенного влияния на ход войны устаревшие машины уже не могли оказать, и использовались на вторых ролях. К началу Великой Отечественной войны в РККА числилось ещё 376 ФАИ (и ФАИ-М), однако практически все они были потеряны в первые же месяцы боевых действий. После 1942 года упоминания о них в составе действующей армии уже не встречались.
ФАИ захваченным финами повезло больше — в заботе и без серьезных встрясок, старички использовались вплоть до 50-х годов, как учебные и полицейские бронемашины.
Характеристики легкого бронеавтомобиля ФАИ
Приведены характеристики для ФАИ-М
Модификации легкого бронеавтомобиля ФАИ
ФАИ. 1933 г., базовая модель на шасси сперва Форд-А, затем ГАЗ-А. Выпускался серийно до 1936 года. Вес машины: 2 тонны.Сварной броневой корпус машины из катаных листов толщиной 3,4 и 6 мм, посадка экипажа производилась через бортовые двери. В крыше башни имелся люк с откидной куполообразной крышкой, через который можно было вести наблюдение вне боя (на поле боя — через смотровые щели).
ФАИ ЖД. Бронеавтомобиль для движения по рельсовым путям был разработан в 1933 году. Поверх автомобильных покрышек надевались металлические бандажи с ребордами и пожалуйста — импровизированный локомотив уже мог нестись со скоростью до 86 км/ч.
ГАЗ-ТК. («Трехосный Курчесвского») в 1934-35 г. на шасси для 76-мм динамо-реактивной пушки конструкции Л.В.Курчевского был установлен слегка удлиненный корпус от ФАИ, соответственно машина имела боле удобное для размещения экипажа отделение, что позволило добавить к водителю и стрелку, ещё и радиста (ну и поставить рацию, конечно). Так как машина была трехосной, её характеристики проходимости улучшились, но двигатель остался прежним, и ГАЗ-ТК, масса которого возросла по сравнению с ФАИ до 2620 кг, по прежнему был далек от идеала на бездорожье. Скорость ГАЗ-ТК составляла около 60 км/ч. Серийно не выпускался.
Бронеавтомобиль ФАИ на рельсах
ФАИ-М. В 1939 году парк оставшихся бронеавтомобилей ФАИ был совершенно изношен, ведь ГАЗ-А к этому времени уже 4 года как был снят с производства. Модернизированный вариант ФАИ представлял собой прежний бронекорпус установленный на шасси автомобиля «ГАЗ-М1» с более мощным 50-сильным двигателем. Масса броневика несколько возросла (2280 кг), однако характеристики, включая скорость, также повысились.
Так как длина рамы М-1 была больше длины бронекорпуса ФАИ, на корму машины и бензобак поставили дополнительные броневые листы.
ФАИ-М был явно лучше оригинального ФАИ, но также явно уступал своему «однокласснику» БА-20, уже находившемуся в производстве. По этой причине в серию машину не пустили, поручив конструкторам, сперва провести дополнительный комплекс работ — загерметизировать корпус, усилить передний мост, увеличить запас хода и т.п.
Обратите внимание на характерное отличие ФАИ-М от ФАИ — длинный «хвост» с запасным колесом
Известно, что в конце 1939 года работы по доведению ФАИ до уровня ФАИ-М все-таки были начаты, однако сколько единиц было модернизировано и какой степени была эта модернизация (полная или частичная) неизвестно.
Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книги «Бронеавтомобили Красной Армии 1918-1945 г.г.»
ФАИ — лёгкий бронеавтомобиль
Появлению на свет одного из самых массовых советских бронеавтомобилей предшествовало заключение соглашения Правительства СССР с компанией Генри Форда, в соответствии с которым «Форд» с 31-го мая 1929 года должен был начать поставки в СССР комплектующих частей для сборки грузовых автомобилей «Форд-А», «Форд-АА» и «Форд-Тимкен».
С февраля 1930 года к сборке этих автомобилей приступили в Канавине на заводе «Гудок Октября», а в ноябре того же года к нему подключился московский завод имени КИМ.
С апреля 1932 года выпуск автомобилей «Форд-АА» начался на новом заводе в Нижнем Новгороде строительство которого финансировалось Г. Фордом в соответствии с заключенным соглашением. Там же с 6 декабря 1932 года начался выпуск грузовиков «Форд-А».
Автомобили «Форд» после пересчета чертежей в метрическую систему измерений и модернизации конструкции были переименованы и стали называться:
Первые опыты с конструированием легкого бронеавтомобиля на шасси «Форд-А» по заданию УММА РККА начались практически сразу после подписания соглашения с Г Фордом. В результате специалистами КБ, которое возглавлял Н.И. Дыренков, были сконструированы бронеавтомобили Д-8 и Д-12. Принятые на вооружение РККА в 1931 году эти машины вскоре перестали удовлетворять требованиям армии так как их пулеметные установки не обладали круговым обстрелом. В результате конструкторам было предложено разработать новый бронекорпус с установленным в башне вооружением.
В 1931-1932 годах на основании задания УММА РККА конструкторы КБ Ижорского завода разработали новую машину которая получила обозначение ФАИ («Форд-А Ижорский»).
Решением правительства с января 1932 года производство ФАИ планировалось развернуть на ИЗ, но этот завод с 1930 года был сверх нормы загружен заказами на выпуск легких танков Т-26, БТ-2 и танкеток Т-27. В итоге выпуск ФАИ пришлось осваивать Выксунскому заводу дробильно-размольного оборудования (ДРО). Первый ФАИ заводу ДРО удалось выпустить только в феврале 1932 года. Машину сразу передали на ходовые испытания, прошедшие для ФАИ успешно. По скорости и ходовым показателям бронеавтомобиль вполне удовлетворял требованиям военных, что только убедило командование РККА в необходимости иметь его на вооружении.
Предполагалось, что в августе будет налажена сборка и установка корпусов на шасси, поставляемых с ГАЗа, и до конца года удастся сдать 100 машин, но как обычно эти планы были полностью сорваны. Одной из главных причин задержки явилось отсутствие необходимого количества оборудования и квалифицированных кадров, однако в 1932 году конструкторское бюро ИЗ передало ДРО пакет “сырых” рабочих чертежей, требовавших многочисленных доработок. Бригаде инженеров в Выксе пришлось самим вносить часть изменений в конструкцию ФАИ, использовав при этом отдельные конструктивные элементы от Д-12.
По новому плану серийного строительства заводу ДРО, в течении 1933 года, снова предстояло сдать 100 машин. Однако и этому не суждено было сбыться — всего удалось собрать только 10 бронеавтомобилей (2 в октябре и 8 в ноябре), но военная комиссия принимать их отказалась в виду многочисленных дефектов. В следующем году количество ФАИ заметно увеличилось, поскольку завод в Выксе сумел не только “осилить” выпуск 125 машин. В дальнейшем выпуск ФАИ только нарастал и до завершения производства в 1936 году было изготовлено 697 бронеавтомобилей, из которых 667 поступили в армейскую эксплуатацию, а остальные 30 передали в распоряжение ОГПУ.
Таким образом ФАИ на некоторое время стал самым массовым советским бронеавтомобилем, однако это не говорило о его высоких тактико-технических качествах. Столкнувшись на начальном этапе приёмки с заводскими недоработками военные на протяжении всей эксплуатации ФАИ не проявляли особого удовлетворения по поводу наличия в войсках этой бронемашины. Ещё в феврале 1935 году начальник 1-го управления УММ РККА Ольшанский в своём письме на имя начальника управления И. Халепского отмечал следующее:
«В настоящее время на вооружении механизированных частей РККА состоит и производится серийным порядком легкая бронемашина ФАИ (РБ-2). По имеющимся в 1 управлении УММ данным целого ряда учений, эта бронемашина, будучи перецентрована назад (башня сзади) показала ничтожную проходимость при движении даже по мягкому грунту (размягченная глина и т.д.). Бронемашина в этих условиях с трудом берет даже самый незначительный подъем, не может двигаться по глубоким колеям дороги там, где свободно проходит машина “Форд-А” и бронемашина Д-8.
Прошу Вашего распоряжения о прекращении серийного производства легкой бронемашины ФАИ и испытании для постановки серийного производства вместо нее другого образца легкой бронемашины, имеющей башню посередине.»
Бронеавтомобили ФАИ и ФАИ-М были вторыми по массовости в РККА в предвоенное время. Было построено чуть больше 1000 бронеавтомобилей ФАИ всех модификаций. ФАИ поступали на вооружение танковых частей Красной Армии и по состоянию на 25 марта 1936 года в семи (из 13) военных округах имелось 574 таких броневика. Больше всего их было в Киевском (129 машин), Белорусском (113 машин) и Забайкальском военных округах.
Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознаного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответсвующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.
ФАИ, Бронеавтомобиль
Чертежи / Схемы
Полные характеристики
Литература
Легкий бронеавтомобиль ФАИ
Появлению на свет одного из самых массовых советских автомобилей предшествовало заключение соглашения Правительства СССР с “отцом конвейерной сборки” Генри Фордом. 31 мая 1929 года Форд обязался начать поставки комплектующих частей для сборки “Форд-А”, “Форд-АА” и “Форд-Тимкен”.
Сборка этих автомобилей началась с февраля 1930 года на заводе “Гудок Октября” в Нижнем Новгороде, а в ноябре того же года к нему подключился московский завод “им. КИМ”. С апреля 1932 года выпуск “Форд-АА” начался на новом заводе в г. Нижний Новгород, построенном Г. Фордом в соответствии с вышеуказанным соглашением. Там же с 6 декабря 1932 года начался выпуск “Форд-А”. Впоследствии Нижний Новгород переименовали в г. Горький, а завод начал называться “ГАЗ им. Молотова”;
Первые опыты с конструированием легкого бронеавтомобиля на шасси “Форд-А” по заданию УММА РККА начались практически сразу после подписания соглашения с Г.Фордом. В результате этих опытов КБ во главе с Н.И.Дыренковым были сконструированы бронеавтомобили Д-8 и Д-12.
Принятые на вооружение РККА в 1931 году, эти машины вскоре перестали удовлетворять требованиям армии, т.к. их пулеметные установки не обладали круговым обстрелом. В результате конструкторам было предложено разработать новый бронекорпус с установленным в башне вооружением.
На основании задания УММА РККА машина была разработана в КБ Ижорского завода в 1931-1932 годах. Бронеавтомобиль получил название “Форд-А Ижорский”(ФАИ) и был запущен в серию с 1933 года. Машина имела экипаж в 2-3 человека; основным вооружением был пулемет ДТ в башне с круговым обстрелом и боезапасом 1323 патрона.
Вращение башни осуществлялось с помощью спинного упора. кроме того шаровая установка пулемета позволила вести огонь в секторе +10 градусов без вращения башни. В 1935 году часть ФАИ получила сменные бандажи на колеса, что позволяло им передвигаться по железнодорожным путям со скоростью до 86 км/ч Эти машины использовались в составе бронепоездов в качестве легких разведывательных бронедрезин. Существенным их недостатком была малая скорость заднего хода (24 км/ч) и отсутствие радиостанции. В 1935 году на Ижорском заводе был разработан новый БА на шасси автомобиля М-1, отличавшийся от предшественника более просторным боевым отделением, наличием у части машин радиостанции и др. Данная машина пошла в серию с 1936 года под названием БА-20. В результате прекращения серийного производства бронеавтомобиля ФАИ на Ижорском заводе скопилось более трехсот бронекорпусов этих машин. Было принято решение установить их на шасси автомобиля М-1. Получившийся гибрид, получивший название ФАИ-М, отличался от прародителя более длинной базой, на которой был смонтирован дополнительный топливный бак с кронштейном для крепления запасного колеса.
Бронеавтомобили ФАИ и ФАИ-М были вторыми по массовости в РККА в предвоенное время и принимали участие во всех боевых действиях, которые велись РККА в 30-е годы. Кроме того, они повоевали во время Гражданской войны в Испании как у республиканцев, так и у франкистов в виде трофеев. На фронтах Отечественной войны они принимали участие до 1943 года.
До недавнего времени считалось, что от многочисленных ФАИ сохранился лишь раздолбанный бронекорпус в Музее Войска Польского в Варшаве. Однако на последней выставке “Экзотические автомобили-98”, проходившей на Тушинском аэродроме в г.Москва 10-12 июля 1998 году, “Военно-историческим клубом РККА” был представлен ФАИ-М в рабочем состоянии. Базой для реконструкции послужил подлинный бронекорпус ФАИ-М и часть агрегатов, извлеченные поисковой группой из болота в Новгородской области зимой 1992 года, а так же подлинное шасси автомобиля М-1. Таким образом, группа энтузиастов проделала ту же работу, что и конструкторы Ижорского завода 64 года назад.
ТТХ Бронеавтомобиля ФАИ
Экипаж 2
Бронирование, мм 6-4
Вооружение 1 x 7.62 мм ДТ
Боезапас 1323 патрона
Двигатель: “ГАЗ-А” 4-цилиндровый, 42 л.с.
Топливо, л. 40
Запас хода, км 200
Макс. скорость, км/ч 80