3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Исторические сведения ФАИ — лёгкий бронеавтомобиль

Легкие бронеавтомобили ФАИ и ФАИ-М

Легкий бронеавтомобиль ФАИ или «Форд-А Ижорский» был разработан в 1932 году, как понятно из названия на Ижорском заводе, на основе шасси американского легкового автомобиля «Форд-А». Американское шасси было лишь временной мерой — запущенный в производство в 1933 году, броневик уже со следующего года перешел целиком на отечественные запчасти, «форд» был заменен аналогом «ГАЗ-А». Всего за годы производства с 1933 по 1936, было произведено 676 легких бронеавтомобилей ФАИ.

Из-за простоты и надежности, ФАИ хорошо приняли в войсках — в качестве разведывательной или патрульной машины, броневик по-началу был весьма неплох. Однако слабое вооружение и бронирование не позволяли использовать ФАИ как «линейную силу» непосредственно на поле боя. Разумеется попытки исправить ситуацию предпринимались постоянно, были попытки и усилить вооружение машины и повысить толщину брони, однако это значительно ухудшало проходимость (нагрузка на шасси у ФАИ почти в 2 раза превышала норму!), что делало её бесполезной вне накатанных дорог.

Чертеж бронеавтомобиля ФАИ-М

Боевое применение легкого броневика ФАИ

Начало боевой карьеры бронеавтомобиля ФАИ — Гражданская война в Испании, куда было поставлено 33 броневика этого типа. Машины шли за танками и пулеметным огнем поражали огневые точки противника, поддерживая наступление. В целом тактика себя оправдывала — потери бронеавтомобилей были значительно меньше потерь танков и со своими задачами они справлялись.

Также неплохо развивались события и на Халкин-Голе, где 80 бронеавтомобилей ФАИ Красной Армии и несколько десятков этих машин поставленных ранее Монголии, также весьма успешно боролись с японцами.

Впрочем, к началу Советско-Финской войны ФАИ уже не отвечали требованиям времени, да и театр боевых действий разительно отличался от забайкальских степей. Никакого существенного влияния на ход войны устаревшие машины уже не могли оказать, и использовались на вторых ролях. К началу Великой Отечественной войны в РККА числилось ещё 376 ФАИ (и ФАИ-М), однако практически все они были потеряны в первые же месяцы боевых действий. После 1942 года упоминания о них в составе действующей армии уже не встречались.
ФАИ захваченным финами повезло больше — в заботе и без серьезных встрясок, старички использовались вплоть до 50-х годов, как учебные и полицейские бронемашины.

Характеристики легкого бронеавтомобиля ФАИ

Приведены характеристики для ФАИ-М

Модификации легкого бронеавтомобиля ФАИ

ФАИ. 1933 г., базовая модель на шасси сперва Форд-А, затем ГАЗ-А. Выпускался серийно до 1936 года. Вес машины: 2 тонны.Сварной броневой корпус машины из катаных листов толщиной 3,4 и 6 мм, посадка экипажа производилась через бортовые двери. В крыше башни имелся люк с откидной куполообразной крышкой, через который можно было вести наблюдение вне боя (на поле боя — через смотровые щели).

ФАИ ЖД. Бронеавтомобиль для движения по рельсовым путям был разработан в 1933 году. Поверх автомобильных покрышек надевались металлические бандажи с ребордами и пожалуйста — импровизированный локомотив уже мог нестись со скоростью до 86 км/ч.

ГАЗ-ТК. («Трехосный Курчесвского») в 1934-35 г. на шасси для 76-мм динамо-реактивной пушки конструкции Л.В.Курчевского был установлен слегка удлиненный корпус от ФАИ, соответственно машина имела боле удобное для размещения экипажа отделение, что позволило добавить к водителю и стрелку, ещё и радиста (ну и поставить рацию, конечно). Так как машина была трехосной, её характеристики проходимости улучшились, но двигатель остался прежним, и ГАЗ-ТК, масса которого возросла по сравнению с ФАИ до 2620 кг, по прежнему был далек от идеала на бездорожье. Скорость ГАЗ-ТК составляла около 60 км/ч. Серийно не выпускался.

Читать еще:  Исторические сведения Клыч офицерский 6-й лейб-гвардии Донской казачьей батареи

Бронеавтомобиль ФАИ на рельсах

ФАИ-М. В 1939 году парк оставшихся бронеавтомобилей ФАИ был совершенно изношен, ведь ГАЗ-А к этому времени уже 4 года как был снят с производства. Модернизированный вариант ФАИ представлял собой прежний бронекорпус установленный на шасси автомобиля «ГАЗ-М1» с более мощным 50-сильным двигателем. Масса броневика несколько возросла (2280 кг), однако характеристики, включая скорость, также повысились.
Так как длина рамы М-1 была больше длины бронекорпуса ФАИ, на корму машины и бензобак поставили дополнительные броневые листы.

ФАИ-М был явно лучше оригинального ФАИ, но также явно уступал своему «однокласснику» БА-20, уже находившемуся в производстве. По этой причине в серию машину не пустили, поручив конструкторам, сперва провести дополнительный комплекс работ — загерметизировать корпус, усилить передний мост, увеличить запас хода и т.п.

Обратите внимание на характерное отличие ФАИ-М от ФАИ — длинный «хвост» с запасным колесом

Известно, что в конце 1939 года работы по доведению ФАИ до уровня ФАИ-М все-таки были начаты, однако сколько единиц было модернизировано и какой степени была эта модернизация (полная или частичная) неизвестно.

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книги «Бронеавтомобили Красной Армии 1918-1945 г.г.»

ФАИ — лёгкий бронеавтомобиль

По­яв­ле­нию на свет од­но­го из са­мых мас­со­вых со­вет­ских бро­не­ав­то­мо­би­лей пред­ше­ст­во­ва­ло за­клю­че­ние со­гла­ше­ния Пра­ви­тель­ст­ва СССР с ком­па­ни­ей Ген­ри Фор­да, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рым «Форд» с 31-го мая 1929 го­да дол­жен был на­чать по­став­ки в СССР ком­плек­тую­щих час­тей для сбор­ки гру­зо­вых ав­то­мо­би­лей «Фор­д-А», «Фор­д-АА» и «Фор­д-Тим­кен».

С фев­ра­ля 1930 го­да к сбор­ке этих ав­то­мо­би­лей при­сту­пи­ли в Ка­на­ви­не на за­во­де «Гу­док Ок­тяб­ря», а в но­яб­ре то­го же го­да к не­му под­клю­чил­ся мо­с­ков­ский за­вод име­ни КИМ.

С ап­ре­ля 1932 го­да вы­пуск ав­то­мо­би­лей «Фор­д-АА» на­чал­ся на но­вом за­во­де в Ниж­нем Нов­го­ро­де строи­тель­ст­во ко­то­ро­го фи­нан­си­ро­ва­лось Г. Фор­дом в со­от­вет­ст­вии с за­клю­чен­ным со­гла­ше­ни­ем. Там же с 6 де­каб­ря 1932 го­да на­чал­ся вы­пуск гру­зо­ви­ков «Фор­д-А».

Ав­то­мо­би­ли «Форд» по­сле пе­ре­сче­та чер­те­жей в мет­ри­че­скую сис­те­му из­ме­ре­ний и мо­дер­ни­за­ции кон­ст­рук­ции бы­ли пе­ре­име­но­ва­ны и ста­ли на­зы­вать­ся:

Пер­вые опы­ты с кон­ст­руи­ро­ва­ни­ем лег­ко­го бро­не­ав­то­мо­би­ля на шас­си «Фор­д-А» по за­да­нию УМ­МА РККА на­ча­лись прак­ти­че­ски сра­зу по­сле под­пи­са­ния со­гла­ше­ния с Г Фор­дом. В ре­зуль­та­те спе­циа­ли­ста­ми КБ, ко­то­рое воз­глав­лял Н.И. Ды­рен­ков, бы­ли скон­ст­руи­ро­ва­ны бро­не­ав­то­мо­би­ли Д-8 и Д-12. При­ня­тые на воо­ру­же­ние РККА в 1931 го­ду эти ма­ши­ны вско­ре пе­ре­ста­ли удов­ле­тво­рять тре­бо­ва­ни­ям ар­мии так как их пу­ле­мет­ные ус­та­нов­ки не об­ла­да­ли кру­го­вым об­стре­лом. В ре­зуль­та­те кон­ст­рук­то­рам бы­ло пред­ло­же­но раз­ра­бо­тать но­вый бро­не­кор­пус с ус­та­нов­лен­ным в баш­не воо­ру­же­ни­ем.

В 1931-1932 го­дах на ос­но­ва­нии за­да­ния УМ­МА РККА кон­ст­рук­то­ры КБ Ижор­ско­го за­во­да раз­ра­бо­та­ли но­вую ма­ши­ну ко­то­рая по­лу­чи­ла обо­зна­че­ние ФАИ («Фор­д-А Ижор­ский»).

Ре­ше­ни­ем пра­ви­тель­ст­ва с ян­ва­ря 1932 го­да про­из­вод­ст­во ФАИ пла­ни­ро­ва­лось раз­вер­нуть на ИЗ, но этот за­вод с 1930 го­да был сверх нор­мы за­гру­жен за­ка­за­ми на вы­пуск лег­ких тан­ков Т-26, БТ-2 и тан­ке­ток Т-27. В ито­ге вы­пуск ФАИ при­шлось ос­ваи­вать Вы­ксун­ско­му за­во­ду дро­биль­но-раз­моль­но­го обо­ру­до­ва­ния (ДРО). Пер­вый ФАИ за­во­ду ДРО уда­лось вы­пус­тить толь­ко в фев­ра­ле 1932 го­да. Ма­ши­ну сра­зу пе­ре­да­ли на хо­до­вые ис­пы­та­ния, про­шед­шие для ФАИ ус­пеш­но. По ско­ро­сти и хо­до­вым по­ка­за­те­лям бро­не­ав­то­мо­биль впол­не удов­ле­тво­рял тре­бо­ва­ни­ям во­ен­ных, что толь­ко убе­ди­ло ко­ман­до­ва­ние РККА в не­об­хо­ди­мо­сти иметь его на воо­ру­же­нии.

Читать еще:  Характеристики С-25 "Беркут" - зенитно-ракетный комплекс

Пред­по­ла­га­лось, что в ав­гу­сте бу­дет на­ла­же­на сбор­ка и ус­та­нов­ка кор­пу­сов на шас­си, по­став­ляе­мых с ГА­За, и до кон­ца го­да уда­ст­ся сдать 100 ма­шин, но как обыч­но эти пла­ны бы­ли пол­но­стью со­рва­ны. Од­ной из глав­ных при­чин за­держ­ки яви­лось от­сут­ст­вие не­об­хо­ди­мо­го ко­ли­че­ст­ва обо­ру­до­ва­ния и ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных кад­ров, од­на­ко в 1932 го­ду кон­ст­рук­тор­ское бю­ро ИЗ пе­ре­да­ло ДРО па­кет “сы­рых” ра­бо­чих чер­те­жей, тре­бо­вав­ших мно­го­чис­лен­ных до­ра­бо­ток. Бри­га­де ин­же­не­ров в Вы­ксе при­шлось са­мим вно­сить часть из­ме­не­ний в кон­ст­рук­цию ФАИ, ис­поль­зо­вав при этом от­дель­ные кон­ст­рук­тив­ные эле­мен­ты от Д-12.

По но­во­му пла­ну се­рий­но­го строи­тель­ст­ва за­во­ду ДРО, в те­че­нии 1933 го­да, сно­ва пред­стоя­ло сдать 100 ма­шин. Од­на­ко и это­му не су­ж­де­но бы­ло сбыть­ся — все­го уда­лось со­брать толь­ко 10 бро­не­ав­то­мо­би­лей (2 в ок­тяб­ре и 8 в но­яб­ре), но во­ен­ная ко­мис­сия при­ни­мать их от­ка­за­лась в ви­ду мно­го­чис­лен­ных де­фек­тов. В сле­дую­щем го­ду ко­ли­че­ст­во ФАИ за­мет­но уве­ли­чи­лось, по­сколь­ку за­вод в Вы­ксе су­мел не толь­ко “оси­лить” вы­пуск 125 ма­шин. В даль­ней­шем вы­пуск ФАИ толь­ко на­рас­тал и до за­вер­ше­ния про­из­вод­ст­ва в 1936 го­ду бы­ло из­го­тов­ле­но 697 бро­не­ав­то­мо­би­лей, из ко­то­рых 667 по­сту­пи­ли в ар­мей­скую экс­плуа­та­цию, а ос­таль­ные 30 пе­ре­да­ли в рас­по­ря­же­ние ОГ­ПУ.

Та­ким об­ра­зом ФАИ на не­ко­то­рое вре­мя стал са­мым мас­со­вым со­вет­ским бро­не­ав­то­мо­би­лем, од­на­ко это не го­во­ри­ло о его вы­со­ких так­ти­ко-тех­ни­че­ских ка­че­ст­вах. Столк­нув­шись на на­чаль­ном эта­пе при­ём­ки с за­во­дски­ми не­до­ра­бот­ка­ми во­ен­ные на про­тя­же­нии всей экс­плуа­та­ции ФАИ не про­яв­ля­ли осо­бо­го удов­ле­тво­ре­ния по по­во­ду на­ли­чия в вой­сках этой бро­не­ма­ши­ны. Ещё в фев­ра­ле 1935 го­ду на­чаль­ник 1-го управ­ле­ния УММ РККА Оль­шан­ский в сво­ём пись­ме на имя на­чаль­ни­ка управ­ле­ния И. Ха­леп­ско­го от­ме­чал сле­дую­щее:

«В на­стоя­щее вре­мя на воо­ру­же­нии ме­ха­ни­зи­ро­ван­ных час­тей РККА со­сто­ит и про­из­во­дит­ся се­рий­ным по­ряд­ком лег­кая бро­не­ма­ши­на ФАИ (РБ-2). По имею­щим­ся в 1 управ­ле­нии УММ дан­ным це­ло­го ря­да уче­ний, эта бро­не­ма­ши­на, бу­ду­чи пе­ре­цен­тро­ва­на на­зад (баш­ня сза­ди) по­ка­за­ла ни­чтож­ную про­хо­ди­мость при дви­же­нии да­же по мяг­ко­му грун­ту (раз­мяг­чен­ная гли­на и т.д.). Бро­не­ма­ши­на в этих ус­ло­ви­ях с тру­дом бе­рет да­же са­мый не­зна­чи­тель­ный подъ­ем, не мо­жет дви­гать­ся по глу­бо­ким ко­ле­ям до­ро­ги там, где сво­бод­но про­хо­дит ма­ши­на “Фор­д-А” и бро­не­ма­ши­на Д-8.

Про­шу Ва­ше­го рас­по­ря­же­ния о пре­кра­ще­нии се­рий­но­го про­из­вод­ст­ва лег­кой бро­не­ма­ши­ны ФАИ и ис­пы­та­нии для по­ста­нов­ки се­рий­но­го про­из­вод­ст­ва вме­сто нее дру­го­го об­раз­ца лег­кой бро­не­ма­ши­ны, имею­щей баш­ню по­се­ре­ди­не.»

Бро­не­ав­то­мо­би­ли ФАИ и ФАИ-М бы­ли вто­ры­ми по мас­со­во­сти в РККА в пред­во­ен­ное вре­мя. Бы­ло по­строе­но чуть боль­ше 1000 бро­не­ав­то­мо­би­лей ФАИ всех мо­ди­фи­ка­ций. ФАИ по­сту­па­ли на воо­ру­же­ние тан­ко­вых час­тей Крас­ной Ар­мии и по со­стоя­нию на 25 мар­та 1936 го­да в се­ми (из 13) во­ен­ных ок­ру­гах име­лось 574 та­ких бро­не­ви­ка. Боль­ше все­го их бы­ло в Ки­ев­ском (129 ма­шин), Бе­ло­рус­ском (113 ма­шин) и За­бай­каль­ском во­ен­ных ок­ру­гах.

Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознаного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответсвующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.

ФАИ, Бронеавтомобиль

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

Легкий бронеавтомобиль ФАИ

Появлению на свет одного из самых массовых советских автомобилей предшествовало заключение соглашения Правительства СССР с “отцом конвейерной сборки” Генри Фордом. 31 мая 1929 года Форд обязался начать поставки комплектующих частей для сборки “Форд-А”, “Форд-АА” и “Форд-Тимкен”.

Сборка этих автомобилей началась с февраля 1930 года на заводе “Гудок Октября” в Нижнем Новгороде, а в ноябре того же года к нему подключился московский завод “им. КИМ”. С апреля 1932 года выпуск “Форд-АА” начался на новом заводе в г. Нижний Новгород, построенном Г. Фордом в соответствии с вышеуказанным соглашением. Там же с 6 декабря 1932 года начался выпуск “Форд-А”. Впоследствии Нижний Новгород переименовали в г. Горький, а завод начал называться “ГАЗ им. Молотова”;

Читать еще:  9K33 "Оса" ("Оса-АК", "Оса-АКМ") - зенитный ракетный комплекс

Первые опыты с конструированием легкого бронеавтомобиля на шасси “Форд-А” по заданию УММА РККА начались практически сразу после подписания соглашения с Г.Фордом. В результате этих опытов КБ во главе с Н.И.Дыренковым были сконструированы бронеавтомобили Д-8 и Д-12.

Принятые на вооружение РККА в 1931 году, эти машины вскоре перестали удовлетворять требованиям армии, т.к. их пулеметные установки не обладали круговым обстрелом. В результате конструкторам было предложено разработать новый бронекорпус с установленным в башне вооружением.

На основании задания УММА РККА машина была разработана в КБ Ижорского завода в 1931-1932 годах. Бронеавтомобиль получил название “Форд-А Ижорский”(ФАИ) и был запущен в серию с 1933 года. Машина имела экипаж в 2-3 человека; основным вооружением был пулемет ДТ в башне с круговым обстрелом и боезапасом 1323 патрона.

Вращение башни осуществлялось с помощью спинного упора. кроме того шаровая установка пулемета позволила вести огонь в секторе +10 градусов без вращения башни. В 1935 году часть ФАИ получила сменные бандажи на колеса, что позволяло им передвигаться по железнодорожным путям со скоростью до 86 км/ч Эти машины использовались в составе бронепоездов в качестве легких разведывательных бронедрезин. Существенным их недостатком была малая скорость заднего хода (24 км/ч) и отсутствие радиостанции. В 1935 году на Ижорском заводе был разработан новый БА на шасси автомобиля М-1, отличавшийся от предшественника более просторным боевым отделением, наличием у части машин радиостанции и др. Данная машина пошла в серию с 1936 года под названием БА-20. В результате прекращения серийного производства бронеавтомобиля ФАИ на Ижорском заводе скопилось более трехсот бронекорпусов этих машин. Было принято решение установить их на шасси автомобиля М-1. Получившийся гибрид, получивший название ФАИ-М, отличался от прародителя более длинной базой, на которой был смонтирован дополнительный топливный бак с кронштейном для крепления запасного колеса.

Бронеавтомобили ФАИ и ФАИ-М были вторыми по массовости в РККА в предвоенное время и принимали участие во всех боевых действиях, которые велись РККА в 30-е годы. Кроме того, они повоевали во время Гражданской войны в Испании как у республиканцев, так и у франкистов в виде трофеев. На фронтах Отечественной войны они принимали участие до 1943 года.

До недавнего времени считалось, что от многочисленных ФАИ сохранился лишь раздолбанный бронекорпус в Музее Войска Польского в Варшаве. Однако на последней выставке “Экзотические автомобили-98”, проходившей на Тушинском аэродроме в г.Москва 10-12 июля 1998 году, “Военно-историческим клубом РККА” был представлен ФАИ-М в рабочем состоянии. Базой для реконструкции послужил подлинный бронекорпус ФАИ-М и часть агрегатов, извлеченные поисковой группой из болота в Новгородской области зимой 1992 года, а так же подлинное шасси автомобиля М-1. Таким образом, группа энтузиастов проделала ту же работу, что и конструкторы Ижорского завода 64 года назад.

ТТХ Бронеавтомобиля ФАИ
Экипаж 2
Бронирование, мм 6-4
Вооружение 1 x 7.62 мм ДТ
Боезапас 1323 патрона
Двигатель: “ГАЗ-А” 4-цилиндровый, 42 л.с.
Топливо, л. 40
Запас хода, км 200
Макс. скорость, км/ч 80

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector