6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Исторические сведения Бе-4 — летающая лодка

Гидросамолет КОР-2 (Бе-4) (СССР)

Гидросамолет КОР-2 (бе-4)

В конце 30-х в Советском Союзе годов назрела острая необходимость в новых корабельных авиационных комплексах, включавших катапультный гидросамолет и пусковое устройство к нему, для строящихся линкоров типа «Советский Союз», а также тяжелых крейсеров типа «Кронштадт» и крейсеров типа «Чапаев».

Принятый на вооружение флота самолет КОР-1 не соответствовал предъявляемым требованиям, и как корабельный фактически не использовался. За разработку нового катапультного разведчика взялись два коллектива, возглавляемые И.В.Четвериковым и Г.М.Бериевым.

В начале 1939 года оба проекта были представлены на рассмотрение в Наркомат авиационной промышленности и ВМФ, и по результатам рассмотрения постройку самолета, получившего обозначение КОР-2, поручили ЦКБ МС Г.М.Бериева.

КОР-2 (Бе-4) — первый и последний в советском флоте

Каждый узел конструкции тщательно прорабатывался. С целью выбора оптимальных обводов в гидроканале ЦАГИ проводились испытания моделей летающей лодки. В октябре 1940 года опытный образец был готов. КОР-2 спроектировали и построили за 14 месяцев. Он представлял собой лодочный цельнометаллический гидросамолет-моноплан с подкосным верхнерасположенным крылом.

Первый полет состоялся 21 октября 1940 года. Заводские летные испытания закончились в январе 1941 года, в феврале летающая лодка КОР-2 была передана на государственные испытания. ,

Летно-технические данные машины соответствовали требованиям авиации ВМФ. По технике пилотирования самолет был доступен строевым морским летчикам средней квалификации. Он отлично взлетал и садился на волне и при боковом ветре, обладал хорошей мореходностью, был простым и удобным в эксплуатации и обслуживании. Однако испытания машины нельзя было считать успешными из-за серьезным проблем с вооружением.

При передаче в серийное производство было рекомендовано устранить выявленные дефекты, доработать стрелковое и бомбардировочное вооружение, заменить несерийные агрегаты на унифицированные. Тем не менее гидросамолет КОР-2 был принят на вооружение авиации ВМФ СССР в качестве корабельного разведчика. Кроме основного варианта, он мог быть использован как самолет охраны водного района.

Серийный выпуск КОР-2 был налажен на Савеловском машиностроительном заводе в г. Кимры Московской области, куда в марте 1941 года было переведено ЦКБ МС. Еще до приезда конструкторов на завод, по заранее полученной технической документации, началось изготовление агрегатов самолета. Удалось выпустить всего 6 машин и собрать довольно большой запас деталей и агрегатов. Однако дальнейшее производство пришлось прекратить из-за наступления немцев под Москвой.

16 октября 1941 года завод и ЦКБ МС на четырех эшелонах, загруженных оборудованием и отдельными частями несобранных машин, эвакуировали в Омск. Серийный выпуск был возобновлен на небольшом ремонтном заводе ГВФ. Первые самолеты собирались из комплектов, доставленных на эшелонах из-под Москвы.

Весной 1942 года на берегу Иртыша был сооружен примитивный гидроспуск, где и проводились испытательные полеты. Впоследствии серийная постройка самолетов КОР-2 (с 13 августа 1941 года, получивших новое обозначение Бе-4) была организована на авиазаводе в Красноярске, куда в мае 1943 года перебазировалось ЦКБ МС.

За период 1941-45 годов было построено около 50 самолетов КОР-2 (Бе-4). Сведения о боевом применении этих машин в годы Великой Отечественной войны практически отсутствуют.

Характеристики КОР-2

Модификации КОР-2 (Бе-4)

Опытный гидросамолет КОР-2 с мотором М-63. Для проведения испытаний в октябре 1940 года было построено два экземпляра.

Читать еще:  Характеристики БПМ-97 «Выстрел» - бронированная пограничная машина

Серийный КОР-2 (с 13 августа 1941 года – Бе-4). Производство было начато в марте 1941 года. Стрелковое вооружение самолета включало две пулеметные установки: неподвижный пулемет ШКАС (500 патронов) в носовой части лодки и турель типа МВ-5 под ШКАС (500 патронов) в кабине штурмана. На концах центроплана имелось по одной балке для крепления держателей бомб различного калибра общим весом до 400 кг.

Проводились эксперименты по установке под крылом пусковых направляющих для реактивных снарядов РС-82. Некоторые серийные КОР-2 были оснащены мотором М-62 (1000 л.с.). Полетная масса составила 2760 кг. Скорость на высоте 4700 м – 356 км/ч, дальность полета – до 1150 км.

Гидросамолет КОР-2 (Бе-4), чертеж

Не случившийся КОР-3 (Бе-6)

21 апреля 1941 года Г.М.Бериев представил эскизные проекты трех вариантов нового корабельного разведчика КОР-3 (Бе-6). Размеры, геометрия, конструкция лодки и крыла самолета, экипаж и вооружение идентичны КОР-2, для удобства хранения на корабле консоли крыльев были складывающимися. КОР-3 включал три модификации:

  • Бе-6-1 (проект) – летающая лодка на базе КОР-2 с двигателем М-89 (1300 л.с.).
  • Бе-6-2 (проект) – летающая лодка с мотором М-89. Опирающееся на пилон крыло не имело подкосов. Отличительной особенностью гидросамолета было разнесенное двухкилевое хвостовое оперение с шайбами на концах стабилизатора.
  • Бе-6-З (проект) – летающая лодка. Компоновка носовой части фюзеляжа была изменена, кабина пилота смещена вперед. За противопожарной перегородкой находился моторный отсек, в котором с целью уменьшения аэродинамического сопротивления разместили двигатель жидкостного охлаждения М-107. Два соосных винта, установленные на обтекателе над крылом, вращались в противоположных направлениях. Это должно было избавить от реактивного момента, разворачивающего самолет в сторону вращения винта, и повысить КПД винтомоторной группы.

Данные проекты не были реализованы в связи с началом Великой Отечественной войны и организацией серийного производства КОР-2 в эвакуации.

Гидросамолет КОР-2 (Бе-4), вид спереди

Испытания корабельной катапульты для КОР-2 (Бе-4)

В 1941 году гидросамолет КОР-2 успешно прошел государственные летные испытания, но полное их завершение сдерживалось отсутствием свободного экземпляра катапульты, которую строили на Ленинградском заводе им. С.М.Кирова. Новая отечественная катапульта ЗК-1 была установлена на корме большой плавучей баржи, оборудованной краном для подъема самолета и установки его на стартовую тележку.

Совместные испытания самолета и катапульты проводились в Финском заливе недалеко от Ораниенбаума (ныне Ломоносов). Взлетная масса и скорость самолета КОР-2 были намного большими, чем у КОР-1. Однако при отклонении щитков на 30° добились минимальной скорости взлета в 130 км/ч.

После проведения сбросов с катапульты контрольных грузов был подготовлен первый старт. Он состоялся 31 июля 1941 г. и прошел успешно. За пять дней КОР-2 совершил 12 «прыжков». Испытания самолета и стартового устройства прошли успешно. Новым катапультным комплексом был оснащен головной крейсер «Максим Горький», переданный на вооружение Балтийского флота.

В сентябре 1944 года проводились испытания модернизированной катапульты ЗК- 1а, установленной на черноморском крейсере «Молотов». Многократно произведенные старты летающей лодки Бе-4 и английского сухопутного истребителя «Спитфайр», подтвердили универсальность и высокие качества катапульты. Командование ВМФ СССР сделало заказ на разработку таких катапульт и для стартов истребителей Як-9.

В 1945 году на тихоокеанских крейсерах «Лазарь Каганович» и «Калинин» были установлены усовершенствованные катапульты ЗК-1б. Как правило, типовая схема авиационного вооружения легкого крейсера включала одну катапульту и два самолета. В проекте десятилетнего плана развития кораблестроения на 1946-55 годы, составлявшегося с учетом боевого опыта, предусматривалось изготовление 37 авиационных катапульт для кораблей различных классов.

Однако, вопреки этим планам, КОР-2 (Бе-4) стал единственным катапультным разведчиком, принятым на вооружение кораблей и авиации Советского ВМФ. В дальнейшем самолеты на кораблях среднего водоизмещения заменили вертолетами, изготовление катапульт ферменной конструкции прекратили.

Читать еще:  Палаш драгунский офицерский 1720-х-1730-х

Источники: В.Е.Юденок. Самолеты СССР Второй мировой войны.

КОР-2 (Бе-4)

Фото гидроплана КОР-2 (Бе-4)

Неудача с созданием корабельного разведчика КОР-1, который хотя и был принят на вооружение ВВС РККА, но абсолютно не удовлетворял заказчика, привела к тому, что уже в конце 1938 г. было выдано задание на разработку перспективной машины аналогичного назначения — КОР-2. Согласно тактико-техническим требованиям, самолет должен был иметь дальность полета 1200 км и взлетную массу до 2600 кг (что определялось мощностью катапульт, устанавливаемых на крейсерах). Габариты со сложенным крылом не должны были превышать в длину 9,5 метров и в ширину 4,5 м, а размах крыла — 11,0 м.

Свои эскизные проекты представили четыре конструкторских бюро. В феврале 1939 г. приняли решение поручить разработку гидроплана ЦКБ МС при заводе №31, возглавляемом авиаконструктором Г.М. Бериевым. Для новой машины была выбрана схема двухреданной летающей лодки типа парасоль. Конструкция планера была цельнометаллической. Двигатель с тянущим винтом устанавливался на крыле. Размеры КОР-2 несколько превышали определенные заданием: длина — 10,4 м, размах крыла — 12,0 м, ширина в сложенном положении — 4,7 м. Однако заказчику пришлось с этим согласиться, поскольку иначе Бериев не гарантировал достаточной мореходности КОР-2.

Прототип нового самолета с 9-цилиндровым мотором воздушного охлаждения М-63 (1100 л.с.) впервые поднялся в воздух 21 октября 1940 г., а 30 ноября к испытаниям присоединилась вторая машина. В феврале 1941 г. оба экземпляра без особых замечаний прошли государственные испытания, и машина была рекомендована к принятию на вооружение и внедрению в производство. Серийный выпуск предполагалось наладить на заводе №288 в Савелово (Подмосковье), но там в сентябре 1941 г. выпустили всего 2 самолета, ещё 4 собрали в 1942 г. в Омске, куда эвакуировали предприятие. В 1944-1945 гг. производство осуществлялось на заводе №477 в Красноярске, где изготовили ещё 38 единиц. Таким образом, общий объем серийного выпуска составил всего 44 самолета.

Основная модификация гидросамолёта Бериева Бе-4

КОР-2 (с декабря 1941 г. — Бе-4) -9-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения М-62 (1000 л.с). Стрелковое вооружение — 2 12,7-мм пулемета УБК в носовой части (боекомплект 150 патронов на ствол), 1 7,62-мм пулемет ШКАС в верхней турели (500 патронов). Масса бомбовой нагрузки на подкрыльевых бомбодержателях — 400 кг (четыре 100-кг бомбы). На первых двух серийных экземплярах в носовой части устанавливался 1 7,62-мм пулемет ШКАС, а масса бомбовой нагрузки составляла 200 кг. Экипаж — 2 чел. (предусмотрена установка сиденья для третьего члена экипажа — пилота-инструктора).

Лётно-технические характеристики гидропланов КОР-2

  • Двигатель: М-62
  • мощность, л.с.: 1000
  • Размах крыла, м.: 12
  • Длина самолета, м.: 10,5
  • Высота самолета, м.: 4
  • Площадь крыла, кв. м.: 25,50
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 2228
  • максимальная взлетная: 3468
  • Максимальная скорость, км/ч: 350
  • Практический потолок, м.: 7300
  • Дальность полета, км.: 1150

Испытательный полёт КОР-2.

Боевое использование

Первые самолеты Бе-4 в строевых частях появились летом 1942 г., когда четыре такие машины прибыли на Черноморский флот. Ими укомплектовали отдельное корректировочное звено, дислоцировавшееся в Туапсе. Осенью 1942 г. Бе-4 передали в 60-ю отдельную морскую разведывательную эскадрилью (ОМРАЭ), а затем — в 82-ю ОМРАЭ, размешенную на оз. Палеостоми у Поти. Самолеты использовались в качестве ближних морских разведчиков, патрулирую 40-мильную прибережную зону и выполняя задачи противолодочной обороны на подходах к военно-морским базам.

В июне 1944 г. черноморские Бе-4 передали во вновь сформированную 24-ю эскадрилью корабельной авиации. В сентябре—октябре 1944 г. они участвовали в катапультных испытаниях с борта крейсера «Молотов». В июле 1945 г. 24-я эскадрилья имела 8 экземпляров Бе-4.

Читать еще:  БТР-60П - бронетранспортер

На Севере в боевых действиях участвовали два Бе-4 полярной авиации, с августа 1943 г. осуществлявших противолодочное патрулирование с о. Диксон. Также противолодочные задачи выполняли Бе-4 ВВС Балтийского флота. В 1944 г. 9 таких самолетов получила 29-я ОМРАЭ. Эти машины также использовались в поисково-спасательных операциях.

На Тихоокеанском флоте 115-й разведывательный авиаполк по состоянию на 1 января 1945 г. имел в своем составе 4 Бе-4. В боевых действиях против Японии они не участвовали.

В послевоенное время Бе-4 эксплуатировались в качестве корабельных разведчиков на крейсерах «Молотов» (Черноморский флот), «Каганович» и «Калинин» (Тихоокеанский флот). Однако в 1947 г. катапульты с крейсеров демонтировали. Гидросамолеты Бе-4 сняли с вооружения в начале 50-х гг.

КОР-2 (Бе-4) представлял собой вполне современный корабельный разведчик, сопоставимый по летно-техническим характеристикам с зарубежными аналогами. Он являлся единственным советским гидросамолетом, серийно выпускавшимся в годы войны. Но созданный для кораблей «большого океанского флота», которые так и не успели сойти со стапелей до начала войны, Бе-4 фактически оказался не у дел. В послевоенное же время быстрое развитие радиолокации свело на нет необходимость в корабельных гидросамолетах-корректировщиках, а для службы с береговых баз требовались более тяжелые машины с большим радиусом действия и солидной полезной нагрузкой.

Схемы и чертежи гидросамолёта КОР-2 (Бе-4)

(по клику на схеме, чертеж КОР-2 откроется в большем размере в отдельном окне)

Бериев «КОР-2 (Бе-4)», Разведчик

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

Эту небольшую летающую лодку конструкторское бюро Г.М. Бериева разрабатывало практически одновременно с проектированием гидросамолета КОР-1 поставив целью добиться значительно лучших летных характеристик. и Первый полет КОР-2 состоялся в 1940г. Новая и, в основном привлекательная, лодка была цельнометаллической конструкции. Выражение “в основном привлекательная” учитывает трезвую оценку, так как без расположенной над крыльями силовой установки, этот самолет имел бы благородные очертания. Поднятый двигатель, однако, как уродство горбуна, доминировал над всем остальным, портя эстетичные линии разработки Г.М. Бериева. По схеме самолет Бериев КОР-2 представлял собой моноплан типа парасоль с крылом, расположенным над фюзеляжем и соединенным с ним пилоном. Кроме этого, крыло поддерживалось обтекаемыми подкосами с каждой стороны. Особенность схемы самолета состояла в применении крыла типа “обратная чайка”. Такая схема была выбрана, во-первых, чтобы поднять двигатель как можно выше и обеспечить необходимое расстояние между водой и трехлопастным винтом изменяемого шага. Во-вторых, для уменьшения длины стоек подкрыльных поплавков боковой остойчивости. Схема хвостового оперения осталась практически такой же, как и у самолета КОР-1. Отличие состояло в применении свободнонесущего горизонтального оперения, т.е. в отсутствии поддерживающих его стоек. КОР-2 строились в Таганроге. Осенью 1941г., накануне немецкой оккупации, лишь небольшое их число было передано ВМФ.

Производство КОР-2, переименованного впоследствии в Бериев Бе- 4, было продолжено с 1942г. на заводе в Средней Азии. Точное число построенных самолетов не известно.

Тип: двухместная разведывательная летающая лодка
Силовая установка: один поршневой звездообразный двигатель Швецова М-62 мощностью 671 кВт (900 л.с.)
Летные данные:
максимальная скорость 360 км/час (223 мили в час);
практический потолок 8100 м (26575 футов);
нормальная дальность полета 950 км (590 миль)
Веса:
пустого – 2055 кг (4530 фунтов);
максимальный взлетный 2760 кг (6085 фунтов)
Размеры:
размах крыла – 12 м (39 футов 4,5 дюйма);
длина 10,5 м (34 фута 5,25 дюйма);
высота 4,05 м (13 футов 3 дюйма),
площадь крыла 25,5 кв.м (274,5 кв. фута)
Вооружение: один пулемет калибра 7,62 мм (0,3 дюйма), подвижно закрепленный в хвостовой кабине; до 300 кг (661 фунт) бомб на подкрыльных держателях.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector