0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Исторические сведения АК-230 — 30-мм автоматическая артустановка

Исторические сведения АК-230 — 30-мм автоматическая артустановка

АК-230
Калибр: 30 мм.
Количество стволов: два.
Угол вертикальной наводки: 0° — +85°
Начальная скорость снаряда: 1000 м/с.
Эффективная дальность: 2500 м.
Скорострельность: 1050 высгр./мин

АК-630
Калибр: 30 мм.
Количество стволов: шесть.
Угол вертикальной наводки: 0° — +85°.
Начальная скорость снаряда: 1000 м/с.
Эффективная дальность: 3000 м.
Скорострельность: 3000 выстр./мин

Первой советской 30-мм зенитно-артиллерийской установкой была поступившая на вооружение в 1960 году АК-230, имевшая орудия с длиной ствола 60 калибров. Она сменила устаревшие 25-мм спаренные зенитно-артиллерийские установки (с такой же длиной ствола) на строящихся кораблях. Небольшая башенка ЗАК срытого типа этого комплекса на Западе получила прозвище «Далек», по имени одного из нескольких одинаковых роботов в детской научно-фантастической телепередаче «Доктор Икс», шедшей на канале ВВС 1 с 1963 по 1983 год. В башенке установлены два автоматических 30-мм орудия с водяным охлаждением. Максимальная проектная скорострельность составляет 1050 выстр./мин, однако на практике (чтобы не допустить поломки) этот показатель лежит в пределах 200-240 выстр./мин. Управление установкой обычно осуществляется с помощью РЛС управления стрельбой «Drum Tilt» (кодовое обозначение НАТО) или дистанционно-управляемого оптического прицела.

На небольших кораблях артиллерийская установка АК-230 используется также для поражения надводных и наземных целей. Эффективная дальность стрельбы 0,54-кг снарядами в этом случае составляет 2600 м. Будучи основным артиллерийским комплексом ракетных катеров типа «Оса», артиллерийская установка в больших количествах поступали в страны — союзники СССР.
Для противодействия угрозе надводным кораблям со стороны противокорабельных ракет в СССР была разработана артиллерийская установка с шестью вращающимися 30-мм стволами, заключенными в общий цилиндрический кожух и размещенными в башенке, аналогичной по форме АК-230. Разработка нового комплекса, получившего обозначение АК-630, началась в 1963 году, в 1964-м был произведен первый опытный образец, а к 1966-му завершились испытания комплекса. В 1967 году зенитно-артиллерийская установка была принята на вооружение, а двумя годами позже началось ее серийное производство. АК-630 предназначен для ведения огня такой высокой плотности, которая гарантирует поражение воздушных целей размером с крылатую ракету на относительно малой дальности. Для стрельбы используются специально разработанные снаряды массой 0,54 кг с сердечником из высокопрочной стали.
Артиллерийская установка АК-630 вместе с РЛС управления стрельбой «Bass Tilt» была установлена на кораблях типов «Киев», «Кинда», «Удалой», «Современный», «Слава» и «Креста-2», а позднее и на более ранних проектах. На кораблях меньшего водоизмещения зенитно-артиллерийская установка устанавливается обычно вместе с артиллерийская установка большего калибра и РЛС управления стрельбой. Установка имеет ленточную подачу боеприпасов из обычного магазина, а ее модернизированный вариант — АК-630М — из барабанного.

Артиллерийская установка АК-630 и АК-630М входят в интегрированную систему самообороны, которая получила обозначение А-213 «Вымпел-А». Система состоит из шестиствольной арт. установки АО-18, РЛС управления стрельбой, а также оптического и телевизионного прицелов. Одна система «Вымпел» может управлять огнем двух 30-мм артиллерийских установок или одной 30- и одной 50-мм артиллерийской установкой.
Артиллерийская установка может поражать воздушные цели на дальности до 4000 м, а надводные — до 5000 м. Телевизионный прицел способен обнаруживать надводные цели размером от торпедного катера и выше на дальности до 7,5 км, а воздушные — 7 км.
В 1983 году планировалось модернизировли установку АК-630 путем установки еще одного блока из шести стволов (модификация АК-630М 1-2).
Уменьшенная версия комплекса АК-630, АК-306, была разработана для кораблей с небольшим водоизмещением, таких как на воздушной подушке, экранопланах и патрульных катерах. Единственным отличием этой артиллерийская установка (получила также обозначение А-219) является электрическая автоматика стрельбы, а не использующая энергию пороховых газов, как у АК-630. Кроме того, наведение установки осуществляется только через оптический прицел. Эти изменения привели к тому, что артиллерийская установка в большей степени способна поражать надводные цели, чем воздушные. Разработка АК-306 началась в 1974 году, а в 1980-м она поступила на вооружение.

Читать еще:  Фотографии СПМ-3 «Медведь» (ВПК-3924) - специальная полицейская машина

АК-230 — спаренная корабельная артиллерийская установка

АК-230 является советской 30-мм спаренной автоматической корабельной артиллерийской установкой, и ее можно увидеть на выставке военной технике в парке «Патриот» в Одинцовском районе Подмосковья, а также в техническом музее имени К.Г. Сахарова в Тольятти.

Проектирование 30-мм спаренной автоматической установки КЛ-302 было начато с соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 144-85 от 4.02.1956 г. Тактико-техническое задание на установку было утверждено главкомом ВМФ 20.03.1956 года. Ее проектирование поручили ОКБ-43 (После реформирования ОКБ-43 его работа и сотрудники были переданы ЦКБ-34), а автоматов — ОКБ-16. Главным конструктором установки был С. А. Харыкин, а автомата револьверного типа — А. Э. Нудельман и В. Я. Неменов, откуда пошло и название — НН-ЭО (заводском индекс — 291П).

Эскизно-технический проект КЛ-302 был представлен 31.08.1956 г., а рабочие чертежи утверждены 28.05.1957 г. для изготовления опытного образца установки.

Опытный образец был закончен ОКБ-16 в декабре 1957 года, однако автоматы 291П оказались непригодными для размещения их на установке из-за значительного отличия их веса, расположения центра тяжести, габаритов и силы отдачи от ранее согласованных между ОКБ-43 и ОКБ-16. Поэтому ОКБ-16 произвело доработку автоматов и прислало новые в марте 1958 года, но и эти автоматы не соответствовали документации, и в установку пришлось внести значительные конструктивные изменения. В итоге ее закончили лишь в апреле 1958 гола.

Заводские испытания установки проходили с перерывами с 24 мая по 12 декабря 1958 года на полигоне № 55. Полигонные испытания были проведены с 11 февраля по 17 августа 1959 года там же.

Государственные корабельные испытания АУ КЛ-302 проводились на головном катере-ракетоносце проекта 205 (заводской № 401) в комплексе с автономной радиолокационной системой ПУС М-104 «Рысь» (главный конструктор Малиевский А. П.). Автоматы 291П были изготовлены на заводе № 535 (Тульский машиностроительный), а приводы наведения — на заводе № 710 (г. Москва). Корабельные испытания на катере с заводским номером 401 проходили с перерывами с 24 сентября 1960 года по 31 октября 1961 года в основном в Рижском заливе, а частично (в мае 1961 года) в районе Балтийска. По результатам корабельных испытаний КЛ-302 была рекомендована к принятию на вооружение.

Установка КЛ-302 с ПУС «Рысь» была принята на вооружение Постановлением № 882-378 от 24.08.1962 года и приказом министра обороны СССР № 0240 от 18.09.1962 года под названием АК-230-МР-104.

Работа автоматики НН-30 основана на использовании энергии отката подвижных частей (ствола, короба и связанных с ними деталей) при небольшом ходе этих частей. Автомат НН-30 револьверного (барабанного) типа, имеет вращающийся казенник (барабан) с четырьмя симметрично, расположенными патронниками, каждый из которых последовательно перед выстрелом подходит с патроном к каналу ствола и жестко фиксируется относительно его оси.

Читать еще:  Новости РКГ-3 - ручная кумулятивная противотанковая граната

Наличие четырех патронников позволяет распределить подготовку и производство выстрела между патронниками следующим образом: первый патронник, расположенный непосредственно против канала ствола, используется для производства выстрела; второй патронник, считая по вращению казенника, — для выброса стреляной гильзы пороховыми газами, отводимыми из надульника автомата, третий и четвертый патронники — для досылки патрона в патронник. Такая схема дает возможность совместить по времени выстрел с выбросом и досылкой патрона в патронник и тем самым увеличить темп стрельбы.

Канал ствола запирается поворотом казенника. При этом патрон заводится за донную стенку (зеркало) короба- Предварительный сдвиг стреляной гильзы из патронника производится клиновым извлекателем, который при повороте казенника вытягивает гильзу за бурт на 3-5 мм. Выброс стреляной гильзы осуществляется пороховыми газами, отводимыми из надульного устройства. При откате подвижных частей основная энергия отката аккумулируется пружинами накатника: за счет этой энергии происходит накат подвижных частей. Досылка патрона в патронник осуществляется за счет сжатого воздуха пневмосети.

Ствол охлаждается снаружи жидкостью, циркулирующей между наружной поверхностью ствола и внутренней поверхностью трубы, надетой на ствол. Ствол сзади внутри и казенник спереди внутри охлаждаются после каждого выстрела путем впрыскивания жидкости в канал ствола сзади и в патронники казенника спереди и ее последующего там испарения.

Для стрельбы из автомата используются боеприпасы с электрокапсюльной втулкой, которая срабатывает при прохождении в цепи стрельбы тока 0,24 — 0,65 А. Питание автомата ленточное. Лента состоит из стальных звеньев. Все детали автомата находятся в кожухе. Автомат крепят на установке за кожух на двух точках, переднее его крепление является силовым, заднее — поддерживающим.

Режимы работы автомата: стрельба ведется очередями до 100 выстрелов непрерывного огня на ствол, после чего ствол охлаждается в течение 15-20 минут с включенной системой наружного охлаждения. В исключительных случаях допускается стрельба до израсходования всего боекомплекта (500 патронов) с перерывами между каждыми 100 выстрелами 15-20 сек. В таком случае обеспечивается безостановочность стрельбы, но происходит полный износ канала ствола, после чего тот к дальнейшей стрельбе не пригоден и не гарантируется живучесть отдельных деталей автомата. По баллистическим данным АК-230 не имеет аналогов ни в ВМФ, ни в СА, ни в ВВС, и ее боеприпасы также не взаимозаменяемы.

Боекомплект АК-230 входит осколочно-фугасно-зажигательный снаряд ОФ-83, фугасный снаряд Ф-83 и бронебойно-трассирующий снаряд Бр-83. Взрыватели МГ-30 и МГ-31 — головные, ударно-замедленного действия, а МД-30 — донный, инерционного действия. Все оснащены самоликвидаторами со временем срабатывания через 11- 20 секунд. В ленте через каждые 15 патронов набивается патрон с бронебойно-трассирующим снарядом. Гильза латунная однократного действия. Вес патрона — 1,066 кг.

У всех выстрелов заряд единый — пироксилиново-канифольный ЖБ-83БП весом 0,190 кг, обеспечивающий начальную скорость 1050-1060 м/с, при максимальном давлении в канале 3100 кг/см2.

Официальная табличная дальность — 4738 м, баллистическая дальность (без самоликвидатора) — 6700 м при угле возвышения +45 град.

Серийное производство установок КЛ-302 (АК-230) велось с 1959 года на заводе № 535. Как у многих других корабельных АУ официальное принятие на вооружение последовало лишь через несколько лет после начала серийного производства.
Решение о конце производства АК-230 было принято 30.12.1983 года и в следующем году было окончательно прекращено.

Читать еще:  Характеристики РС-24 «Ярс» - межконтинентальная баллистическая ракета

Данная артиллерийская установка устанавливалась почти на все корабли, строящиеся в годы её производства. В их число входят Крейсера проекта 68-бис, Эскадренные миноносцы проекта 57-бис, Большие противолодочные корабли проекта 61, Сторожевые корабли проекта 1159, на различные пограничные корабли, на ракетные и торпедные катера, тральщики и десантные корабли. Сейчас большинство кораблей с этой установкой списаны и утилизированы.скачать dle 12.1

АК-230 — 30-мм автоматическая артустановка

Про­ек­ти­ро­ва­ние 30-мм спа­рен­ной ав­то­ма­ти­че­ской ус­та­нов­ки КЛ-302 бы­ло на­ча­то во ис­пол­не­ние По­ста­нов­ле­ния СМ №144-85 от 4.02.1956 г. ТТЗ на ус­та­нов­ку бы­ло ут­вер­жде­но глав­ко­мом ВМФ 20.03.1956 г. Ее про­ек­ти­ро­ва­ние по­ру­чи­ли ОКБ-43 (По­сле ре­фор­ми­ро­ва­ния ОКБ-43 его ра­бо­та и со­труд­ни­ки бы­ли пе­ре­да­ны ЦКБ-34), а ав­то­ма­тов — ОКБ-16. Глав­ным кон­ст­рук­то­ром ус­та­нов­ки был С.А. Ха­ры­кин, а ав­то­ма­та ре­воль­вер­но­го ти­па — А.Э. Ну­дель­ман и В.Я. Не­ме­нов, от­ку­да по­шло и на­зва­ние — НН-30 (за­во­дском ин­декс — 291П).

Эс­киз­но-тех­ни­че­ский про­ект КЛ-Э02 был пред­став­лен 31.08.1956 г., а ра­бо­чие чер­те­жи ут­вер­жде­ны 28.05.1957 г. для из­го­тов­ле­ния опыт­но­го об­раз­ца ус­та­нов­ки.

Опыт­ный об­ра­зец был за­кон­чен ОКБ-16 в де­каб­ре 1957 го­да, од­на­ко ав­то­ма­ты 291П ока­за­лись не­при­год­ны­ми для раз­ме­ще­ния их на ус­та­нов­ке из-за зна­чи­тель­но­го от­ли­чия их ве­са, рас­по­ло­же­ния цен­тра тя­же­сти, га­ба­ри­тов и си­лы от­да­чи от ра­нее со­гла­со­ван­ных ме­ж­ду ОКБ-43 и ОКБ-16. По­это­му ОКБ-16 про­из­ве­ло до­ра­бот­ку ав­то­ма­тов и при­сла­ло но­вые в мар­те 1958 го­да, но и эти ав­то­ма­ты не со­от­вет­ст­во­ва­ли до­ку­мен­та­ции, и в ус­та­нов­ку при­шлось вне­сти зна­чи­тель­ные кон­ст­рук­тив­ные из­ме­не­ния. В ито­ге ее за­кон­чи­ли лишь в ап­ре­ле 1958 го­ла.

За­во­дские ис­пы­та­ния ус­та­нов­ки про­хо­ди­ли с пе­ре­ры­ва­ми с 24 мая по 12 де­каб­ря 1958 го­да на по­ли­го­не №55. По­ли­гон­ные ис­пы­та­ния бы­ли про­ве­де­ны с 11 фев­ра­ля по 17 ав­гу­ста 1959 го­да там же.

Го­су­дар­ст­вен­ные м ко­ра­бель­ные ис­пы­та­ния АУ КЛ-Э02 про­во­ди­лись на го­лов­ном ка­те­ре-ра­ке­то­нос­це про­ек­та 205 (за­во­дской № 401) в ком­плек­се с ав­то­ном­ной ра­дио­ло­ка­ци­он­ной сис­те­мой ПУС М-104 «Рысь» (глав­ный кон­ст­рук­тор Ма­ли­ев­ский А.П.). Ав­то­ма­ты 291П бы­ли из­го­тов­ле­ны на за­во­де №535 (Туль­ский ма­ши­но­строи­тель­ный), а при­во­ды на­ве­де­ния — на за­во­де №710 (г. Мо­ск­ва).
АК-230 на ра­кет­ном ка­те­ре пр. 205

Ко­ра­бель­ные ис­пы­та­ния на ка­те­ре с за­во­дским но­ме­ром 401 про­хо­ди­ли с пе­ре­ры­ва­ми с 24 сен­тяб­ря 1960 го­да по 31 ок­тяб­ря 1961 го­да в ос­нов­ном в Риж­ском за­ли­ве, а час­тич­но (в мае 1961 го­да) в рай­оне Бал­тий­ска.

По ре­зуль­та­там ко­ра­бель­ных ис­пы­та­ний КЛ-302 бы­ла ре­ко­мен­до­ва­на к при­ня­тию на воо­ру­же­ние.

Ус­та­нов­ка КА-Э02 с ПУС «Рысь» бы­ла при­ня­та на воо­ру­же­ние По­ста­нов­ле­ни­ем № 882-378 от 24.08.1962 го­да и при­ка­зом ми­ни­ст­ра обо­ро­ны СССР №0240 от 18.09.1962 го­да под на­зва­ни­ем АК-230-МР-104.

Се­рий­ное про­из­вод­ст­во ус­та­но­вок КЛ-302 (АК-230) ве­лось с 1959 го­да на за­во­де № 535. Как у мно­гих дру­гих ко­ра­бель­ных АУ офи­ци­аль­ное при­ня­тие на воо­ру­же­ние по­сле­до­ва­ло лишь че­рез не­сколь­ко лет по­сле на­ча­ла се­рий­но­го про­из­вод­ст­ва.

Ре­ше­ние о за­вер­ше­нии про­из­вод­ст­ва АК-230 бы­ло при­ня­то 30.12.1983 го­да и в сле­дую­щем го­ду оно бы­ло окон­ча­тель­но пре­кра­ще­но.

АУ АК-230 бы­ли ус­та­нов­ле­ны на час­ти крей­се­ров пр. 68бис, БПК пр.57А, МПК пр. 1159Т; ка­те­ра пр. 205, 205М, 205П, 206, 206ЭР и дру­гих.

Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознаного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответсвующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector