Исторические сведения АК-230 — 30-мм автоматическая артустановка
Содержание
Исторические сведения АК-230 — 30-мм автоматическая артустановка
АК-230
Калибр: 30 мм.
Количество стволов: два.
Угол вертикальной наводки: 0° — +85°
Начальная скорость снаряда: 1000 м/с.
Эффективная дальность: 2500 м.
Скорострельность: 1050 высгр./мин
АК-630
Калибр: 30 мм.
Количество стволов: шесть.
Угол вертикальной наводки: 0° — +85°.
Начальная скорость снаряда: 1000 м/с.
Эффективная дальность: 3000 м.
Скорострельность: 3000 выстр./мин
Первой советской 30-мм зенитно-артиллерийской установкой была поступившая на вооружение в 1960 году АК-230, имевшая орудия с длиной ствола 60 калибров. Она сменила устаревшие 25-мм спаренные зенитно-артиллерийские установки (с такой же длиной ствола) на строящихся кораблях. Небольшая башенка ЗАК срытого типа этого комплекса на Западе получила прозвище «Далек», по имени одного из нескольких одинаковых роботов в детской научно-фантастической телепередаче «Доктор Икс», шедшей на канале ВВС 1 с 1963 по 1983 год. В башенке установлены два автоматических 30-мм орудия с водяным охлаждением. Максимальная проектная скорострельность составляет 1050 выстр./мин, однако на практике (чтобы не допустить поломки) этот показатель лежит в пределах 200-240 выстр./мин. Управление установкой обычно осуществляется с помощью РЛС управления стрельбой «Drum Tilt» (кодовое обозначение НАТО) или дистанционно-управляемого оптического прицела.
На небольших кораблях артиллерийская установка АК-230 используется также для поражения надводных и наземных целей. Эффективная дальность стрельбы 0,54-кг снарядами в этом случае составляет 2600 м. Будучи основным артиллерийским комплексом ракетных катеров типа «Оса», артиллерийская установка в больших количествах поступали в страны — союзники СССР.
Для противодействия угрозе надводным кораблям со стороны противокорабельных ракет в СССР была разработана артиллерийская установка с шестью вращающимися 30-мм стволами, заключенными в общий цилиндрический кожух и размещенными в башенке, аналогичной по форме АК-230. Разработка нового комплекса, получившего обозначение АК-630, началась в 1963 году, в 1964-м был произведен первый опытный образец, а к 1966-му завершились испытания комплекса. В 1967 году зенитно-артиллерийская установка была принята на вооружение, а двумя годами позже началось ее серийное производство. АК-630 предназначен для ведения огня такой высокой плотности, которая гарантирует поражение воздушных целей размером с крылатую ракету на относительно малой дальности. Для стрельбы используются специально разработанные снаряды массой 0,54 кг с сердечником из высокопрочной стали.
Артиллерийская установка АК-630 вместе с РЛС управления стрельбой «Bass Tilt» была установлена на кораблях типов «Киев», «Кинда», «Удалой», «Современный», «Слава» и «Креста-2», а позднее и на более ранних проектах. На кораблях меньшего водоизмещения зенитно-артиллерийская установка устанавливается обычно вместе с артиллерийская установка большего калибра и РЛС управления стрельбой. Установка имеет ленточную подачу боеприпасов из обычного магазина, а ее модернизированный вариант — АК-630М — из барабанного.
Артиллерийская установка АК-630 и АК-630М входят в интегрированную систему самообороны, которая получила обозначение А-213 «Вымпел-А». Система состоит из шестиствольной арт. установки АО-18, РЛС управления стрельбой, а также оптического и телевизионного прицелов. Одна система «Вымпел» может управлять огнем двух 30-мм артиллерийских установок или одной 30- и одной 50-мм артиллерийской установкой.
Артиллерийская установка может поражать воздушные цели на дальности до 4000 м, а надводные — до 5000 м. Телевизионный прицел способен обнаруживать надводные цели размером от торпедного катера и выше на дальности до 7,5 км, а воздушные — 7 км.
В 1983 году планировалось модернизировли установку АК-630 путем установки еще одного блока из шести стволов (модификация АК-630М 1-2).
Уменьшенная версия комплекса АК-630, АК-306, была разработана для кораблей с небольшим водоизмещением, таких как на воздушной подушке, экранопланах и патрульных катерах. Единственным отличием этой артиллерийская установка (получила также обозначение А-219) является электрическая автоматика стрельбы, а не использующая энергию пороховых газов, как у АК-630. Кроме того, наведение установки осуществляется только через оптический прицел. Эти изменения привели к тому, что артиллерийская установка в большей степени способна поражать надводные цели, чем воздушные. Разработка АК-306 началась в 1974 году, а в 1980-м она поступила на вооружение.
АК-230 — спаренная корабельная артиллерийская установка
АК-230 является советской 30-мм спаренной автоматической корабельной артиллерийской установкой, и ее можно увидеть на выставке военной технике в парке «Патриот» в Одинцовском районе Подмосковья, а также в техническом музее имени К.Г. Сахарова в Тольятти.
Проектирование 30-мм спаренной автоматической установки КЛ-302 было начато с соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 144-85 от 4.02.1956 г. Тактико-техническое задание на установку было утверждено главкомом ВМФ 20.03.1956 года. Ее проектирование поручили ОКБ-43 (После реформирования ОКБ-43 его работа и сотрудники были переданы ЦКБ-34), а автоматов — ОКБ-16. Главным конструктором установки был С. А. Харыкин, а автомата револьверного типа — А. Э. Нудельман и В. Я. Неменов, откуда пошло и название — НН-ЭО (заводском индекс — 291П).
Эскизно-технический проект КЛ-302 был представлен 31.08.1956 г., а рабочие чертежи утверждены 28.05.1957 г. для изготовления опытного образца установки.
Опытный образец был закончен ОКБ-16 в декабре 1957 года, однако автоматы 291П оказались непригодными для размещения их на установке из-за значительного отличия их веса, расположения центра тяжести, габаритов и силы отдачи от ранее согласованных между ОКБ-43 и ОКБ-16. Поэтому ОКБ-16 произвело доработку автоматов и прислало новые в марте 1958 года, но и эти автоматы не соответствовали документации, и в установку пришлось внести значительные конструктивные изменения. В итоге ее закончили лишь в апреле 1958 гола.
Заводские испытания установки проходили с перерывами с 24 мая по 12 декабря 1958 года на полигоне № 55. Полигонные испытания были проведены с 11 февраля по 17 августа 1959 года там же.
Государственные корабельные испытания АУ КЛ-302 проводились на головном катере-ракетоносце проекта 205 (заводской № 401) в комплексе с автономной радиолокационной системой ПУС М-104 «Рысь» (главный конструктор Малиевский А. П.). Автоматы 291П были изготовлены на заводе № 535 (Тульский машиностроительный), а приводы наведения — на заводе № 710 (г. Москва). Корабельные испытания на катере с заводским номером 401 проходили с перерывами с 24 сентября 1960 года по 31 октября 1961 года в основном в Рижском заливе, а частично (в мае 1961 года) в районе Балтийска. По результатам корабельных испытаний КЛ-302 была рекомендована к принятию на вооружение.
Установка КЛ-302 с ПУС «Рысь» была принята на вооружение Постановлением № 882-378 от 24.08.1962 года и приказом министра обороны СССР № 0240 от 18.09.1962 года под названием АК-230-МР-104.
Работа автоматики НН-30 основана на использовании энергии отката подвижных частей (ствола, короба и связанных с ними деталей) при небольшом ходе этих частей. Автомат НН-30 револьверного (барабанного) типа, имеет вращающийся казенник (барабан) с четырьмя симметрично, расположенными патронниками, каждый из которых последовательно перед выстрелом подходит с патроном к каналу ствола и жестко фиксируется относительно его оси.
Наличие четырех патронников позволяет распределить подготовку и производство выстрела между патронниками следующим образом: первый патронник, расположенный непосредственно против канала ствола, используется для производства выстрела; второй патронник, считая по вращению казенника, — для выброса стреляной гильзы пороховыми газами, отводимыми из надульника автомата, третий и четвертый патронники — для досылки патрона в патронник. Такая схема дает возможность совместить по времени выстрел с выбросом и досылкой патрона в патронник и тем самым увеличить темп стрельбы.
Канал ствола запирается поворотом казенника. При этом патрон заводится за донную стенку (зеркало) короба- Предварительный сдвиг стреляной гильзы из патронника производится клиновым извлекателем, который при повороте казенника вытягивает гильзу за бурт на 3-5 мм. Выброс стреляной гильзы осуществляется пороховыми газами, отводимыми из надульного устройства. При откате подвижных частей основная энергия отката аккумулируется пружинами накатника: за счет этой энергии происходит накат подвижных частей. Досылка патрона в патронник осуществляется за счет сжатого воздуха пневмосети.
Ствол охлаждается снаружи жидкостью, циркулирующей между наружной поверхностью ствола и внутренней поверхностью трубы, надетой на ствол. Ствол сзади внутри и казенник спереди внутри охлаждаются после каждого выстрела путем впрыскивания жидкости в канал ствола сзади и в патронники казенника спереди и ее последующего там испарения.
Для стрельбы из автомата используются боеприпасы с электрокапсюльной втулкой, которая срабатывает при прохождении в цепи стрельбы тока 0,24 — 0,65 А. Питание автомата ленточное. Лента состоит из стальных звеньев. Все детали автомата находятся в кожухе. Автомат крепят на установке за кожух на двух точках, переднее его крепление является силовым, заднее — поддерживающим.
Режимы работы автомата: стрельба ведется очередями до 100 выстрелов непрерывного огня на ствол, после чего ствол охлаждается в течение 15-20 минут с включенной системой наружного охлаждения. В исключительных случаях допускается стрельба до израсходования всего боекомплекта (500 патронов) с перерывами между каждыми 100 выстрелами 15-20 сек. В таком случае обеспечивается безостановочность стрельбы, но происходит полный износ канала ствола, после чего тот к дальнейшей стрельбе не пригоден и не гарантируется живучесть отдельных деталей автомата. По баллистическим данным АК-230 не имеет аналогов ни в ВМФ, ни в СА, ни в ВВС, и ее боеприпасы также не взаимозаменяемы.
Боекомплект АК-230 входит осколочно-фугасно-зажигательный снаряд ОФ-83, фугасный снаряд Ф-83 и бронебойно-трассирующий снаряд Бр-83. Взрыватели МГ-30 и МГ-31 — головные, ударно-замедленного действия, а МД-30 — донный, инерционного действия. Все оснащены самоликвидаторами со временем срабатывания через 11- 20 секунд. В ленте через каждые 15 патронов набивается патрон с бронебойно-трассирующим снарядом. Гильза латунная однократного действия. Вес патрона — 1,066 кг.
У всех выстрелов заряд единый — пироксилиново-канифольный ЖБ-83БП весом 0,190 кг, обеспечивающий начальную скорость 1050-1060 м/с, при максимальном давлении в канале 3100 кг/см2.
Официальная табличная дальность — 4738 м, баллистическая дальность (без самоликвидатора) — 6700 м при угле возвышения +45 град.
Серийное производство установок КЛ-302 (АК-230) велось с 1959 года на заводе № 535. Как у многих других корабельных АУ официальное принятие на вооружение последовало лишь через несколько лет после начала серийного производства.
Решение о конце производства АК-230 было принято 30.12.1983 года и в следующем году было окончательно прекращено.
Данная артиллерийская установка устанавливалась почти на все корабли, строящиеся в годы её производства. В их число входят Крейсера проекта 68-бис, Эскадренные миноносцы проекта 57-бис, Большие противолодочные корабли проекта 61, Сторожевые корабли проекта 1159, на различные пограничные корабли, на ракетные и торпедные катера, тральщики и десантные корабли. Сейчас большинство кораблей с этой установкой списаны и утилизированы.скачать dle 12.1
АК-230 — 30-мм автоматическая артустановка
Проектирование 30-мм спаренной автоматической установки КЛ-302 было начато во исполнение Постановления СМ №144-85 от 4.02.1956 г. ТТЗ на установку было утверждено главкомом ВМФ 20.03.1956 г. Ее проектирование поручили ОКБ-43 (После реформирования ОКБ-43 его работа и сотрудники были переданы ЦКБ-34), а автоматов — ОКБ-16. Главным конструктором установки был С.А. Харыкин, а автомата револьверного типа — А.Э. Нудельман и В.Я. Неменов, откуда пошло и название — НН-30 (заводском индекс — 291П).
Эскизно-технический проект КЛ-Э02 был представлен 31.08.1956 г., а рабочие чертежи утверждены 28.05.1957 г. для изготовления опытного образца установки.
Опытный образец был закончен ОКБ-16 в декабре 1957 года, однако автоматы 291П оказались непригодными для размещения их на установке из-за значительного отличия их веса, расположения центра тяжести, габаритов и силы отдачи от ранее согласованных между ОКБ-43 и ОКБ-16. Поэтому ОКБ-16 произвело доработку автоматов и прислало новые в марте 1958 года, но и эти автоматы не соответствовали документации, и в установку пришлось внести значительные конструктивные изменения. В итоге ее закончили лишь в апреле 1958 гола.
Заводские испытания установки проходили с перерывами с 24 мая по 12 декабря 1958 года на полигоне №55. Полигонные испытания были проведены с 11 февраля по 17 августа 1959 года там же.
Государственные м корабельные испытания АУ КЛ-Э02 проводились на головном катере-ракетоносце проекта 205 (заводской № 401) в комплексе с автономной радиолокационной системой ПУС М-104 «Рысь» (главный конструктор Малиевский А.П.). Автоматы 291П были изготовлены на заводе №535 (Тульский машиностроительный), а приводы наведения — на заводе №710 (г. Москва).
АК-230 на ракетном катере пр. 205
Корабельные испытания на катере с заводским номером 401 проходили с перерывами с 24 сентября 1960 года по 31 октября 1961 года в основном в Рижском заливе, а частично (в мае 1961 года) в районе Балтийска.
По результатам корабельных испытаний КЛ-302 была рекомендована к принятию на вооружение.
Установка КА-Э02 с ПУС «Рысь» была принята на вооружение Постановлением № 882-378 от 24.08.1962 года и приказом министра обороны СССР №0240 от 18.09.1962 года под названием АК-230-МР-104.
Серийное производство установок КЛ-302 (АК-230) велось с 1959 года на заводе № 535. Как у многих других корабельных АУ официальное принятие на вооружение последовало лишь через несколько лет после начала серийного производства.
Решение о завершении производства АК-230 было принято 30.12.1983 года и в следующем году оно было окончательно прекращено.
АУ АК-230 были установлены на части крейсеров пр. 68бис, БПК пр.57А, МПК пр. 1159Т; катера пр. 205, 205М, 205П, 206, 206ЭР и других.
Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознаного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответсвующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.