7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Характеристики Ту-142 — дальний противолодочный самолет

«Гефест» для Ту-142. Новые подробности модернизации самолётов ПЛО

В настоящее время реализуется программа капитального ремонта и модернизации дальних противолодочных самолетов семейства Ту-142. Имеющаяся в войсках техника обновляется до состояния Ту-142М3М и Ту-142МРМ, для чего используются различные новые системы и приборы. На днях стали известны новые подробности обновления самолетов. Так, они должны получать современные прицельно-навигационные комплексы СВП-24 «Гефест», позволяющие повысить боевые характеристики самолетов.

Новости о «Гефесте»

Тема модернизации самолетов ПЛО Ту-142 регулярно появляется в новостях на протяжении нескольких последних лет, но система СВП-24 «Гефест» в этом контексте фигурирует впервые. О таком способе обновления противолодочных самолетов 25 июля сообщило издание «Известия», получившее новые данные из неназванных источников в министерстве обороны.

Издание напоминает, что в состав «Гефеста» входят приборы навигации, управления и прицеливания для применения вооружения. Комплекс учитывает ряд факторов и на их основе рассчитывает оптимальный способ применения того или иного вооружения. В первую очередь, это необходимо при применении неуправляемого бомбового оружия, точность которого при этом резко возрастает.

Отмечается, что при помощи СВП-24 модернизированные Ту-142 смогут эффективнее применять противолодочные бомбы и торпеды, а также точнее расставлять гидроакустические буи. Кроме того, упростится связь и обмен данными с другими самолетами и вертолетами. Не исключается возможность применения противолодочного самолета в качестве дальнего бомбардировщика: в этом случае «Гефест» должен обеспечить использование авиабомб.

Прочие подробности текущей модернизации не сообщаются. Однако благодаря прошлым сообщениям СМИ и официальных лиц известно, что Ту-142М3М/МРМ получат современные средства связи и навигации, перспективную аппаратуру поиска кораблей и подлодок, а также некоторые новые вооружения. По-видимому, установка «Гефеста» входит в последний пункт.

Старые функции

Согласно известным данным, при модернизации самолет Ту-142 сохраняет планер, силовую установку и ряд общесамолетных систем. При этом осуществляется капитальный ремонт с продлением ресурса. Следствием этого является сохранение основных летно-технических характеристик. В то же время, новые проекты предусматривают замену значительной части радиоэлектронного оборудования, что позволяет повысить рабочие и боевые характеристики.

Последние новости о применении «Гефеста» представляют определенный интерес. Интеграция этого комплекса в БРЭО противолодочного самолета может быть неожиданной, но все же дает заметные преимущества. Утверждается, что Ту-142 с системой СВП-24 сможет эффективнее решать свои основные задачи, которые к тому же могут дополниться новыми.

В ходе патрулирования и поиска подлодок противника самолеты Ту-142 используют сбрасываемые гидроакустические буи и взрывные источники звука нескольких типов. Их применение похоже на бомбометание, и для выполнения этой процедуры может использоваться система «Гефест». С ее помощью можно повысить точность размещения буев на позициях. Впрочем, этот параметр не является критичным и не оказывает существенного влияния на поиск подлодок. Однако появление новой аппаратуры, упрощающей работу экипажа, точно не является минусом.

Для поражения обнаруженной субмарины Ту-142 применяет противолодочные бомбы нескольких типов, авиационные торпеды, противолодочные ракеты или морские мины. При использовании неуправляемых бомб или морских мин точность сброса и попадания имеет большое значение – от нее прямо зависит успешное решение боевой задачи.

Прицельно-навигационный комплекс СВП-24 «Гефест» изначально разрабатывался в качестве средства повышения эффективности неуправляемого бомбового вооружения. В этой роли он оказывается крайне полезным не только для бомбардировщиков, но и для самолетов ПЛО. Последние получают возможность поразить подводную цель с меньшего количества попыток и с сокращенным расходом боеприпасов и горючего.

Однако другое противолодочное вооружение, такое как торпеды и ракеты, в отличие от неуправляемых бомб, не нуждается в повышенной точности сброса. Применение такого оружия допускает использование существующих приборов управления. Недостаточная точность сброса при этом компенсируется собственными средствами наведения торпеды или ракеты.

По результатам предложенной модернизации самолеты Ту-142 по части приборов управления и навигации будут унифицированы с другой техникой российских вооруженных сил. Это дает выгоды производственного и эксплуатационного характера.

Новые возможности

«Известия» указывают, что после установки «Гефеста» самолеты Ту-142М3М/МРМ смогут работать не только в своей исходной роли. Их можно будет использовать в качестве дальнего бомбардировщика, способного нести авиабомбы для поражения наземных или надводных целей. Благодаря этому специализированный самолет может стать универсальным средством для поиска и уничтожения самых разных целей.

Идея превращения противолодочного самолета в дальний бомбардировщик смотрится интересно, но ее нельзя однозначно назвать удачной. Очевидным плюсом выглядит расширение функций существующих самолетов. Кроме того, в результате этого в составе морской авиации ВМФ России вновь могут появиться дальние бомбардировщики. Наконец, возможность применения авиабомб оказывается выгодным дополнением к прочим нововведениям.

Однако такие функции могут быть нецелесообразными по ряду причин. В первую очередь, необходимо учитывать специализацию самолетов Ту-142. Они предназначены для поиска и уничтожения подлодок и имеют соответствующую аппаратуру. Применение их в качестве «обычных» бомбардировщиков смотрится нерационально. Ту-142 получит весьма ограниченную номенклатуру вооружений для нанесения ударов по наземным объектам, и в этом отношении проигрывает любым другим самолетам ВМФ или ВВС.

Также следует учесть, что в строю остается чуть более 20 самолетов Ту-142 – в разы меньше, чем схожих бомбардировщиков Ту-95МС. Снятие немногочисленных самолетов с противолодочного патрулирования для нанесения ударов по сухопутным объектам не выглядит хорошей идеей.

Таким образом, Ту-142М3М/МРМ в качестве универсального самолета выглядит не самым лучшим образом. Установка СВП-24 даст очевидные преимущества при решении основных задач в сфере противолодочной обороны, но попытки изменить предназначение самолета выглядят, как минимум, неоднозначно. Впрочем, если речь идет только о дополнительной функции, имеющейся у новых приборов, она не будет лишней.

Читать еще:  Файлы БПМ-97 «Выстрел» - бронированная пограничная машина

Длинная рука морской авиации

Несмотря на малую численность, противолодочные самолеты Ту-142 являются важнейшей составляющей морской авиации российского флота. Они способны вести длительное патрулирование на большом удалении от аэродромов, искать подлодки противника и уничтожать их либо выдавать целеуказание другим элементам ПЛО.

Сейчас в строю имеется около двух десятков самолетов Ту-142 основных модификаций. Самые новые из них были построены в первой половине девяностых годов. В силу возраста и морального устаревания техника нуждается в капитальном ремонте и глубокой модернизации. Подобные работы уже осуществляются и позволяют продлить ресурс самолетов. Также, согласно разным сообщениям, техника получает новую аппаратуру и новые возможности.

Своевременное обновление и восстановление Ту-142 имеет большое значение. Производство таких самолетов давно остановлено, а прямая замена для них пока отсутствует. Актуальные проекты «М3М» и «МРМ» должны обеспечить соответствие техники требованиям времени и дать ей необходимые возможности. Как утверждается в последних новостях, одним из способов обновления будет прицельно-навигационные комплекс СВП-24 «Гефест». Какую пользу он принесет и какие его возможности будут использоваться на практике – станет известно позже.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Туполев Ту-142

Ту-142, который по кодификации НАТО получил название Bear-F, – советский дальний противолодочный самолет.

На начальном этапе проектирования его планировали для разрушения подводных атомных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) врага в режиме патрулирования. Эксплуатировался ВМФ для осуществления дальней радиотехнической или визуальной океанской разведки, для поисково-спасательных операций и отслеживания ПЛАРБ.

История Ту-142

В 1959 г. на вооружение в ВМС США поступила новая ПЛАРБ «Джордж Вашингтон», которая спустя год приступила к выполнению заданий по патрулированию окрестных акваторий. В 60-х годах усиление противника стало еще мощнее. В ряды армии Соединенных Штатов поступили пять подводных лодок «Этен Аллен» и девять «Лафайет». Эти ПЛАРБ могли нанести прямой ядерный удар по стратегическим приграничным объектам Советского Союза. Угроза была невероятно острой, ведь на то время справиться с отражением такой атаки было невозможно, задействовав системы ПРО.

В 1962 г. Министерство Обороны СССР путем собственных расчетов выдало заключение о том, что наиболее эффективным средством против американских ПЛАРБ станут советские ДПЛС, имеющие в два раза больший радиус действия, нежели Ил-38.

Ради уменьшения сроков было принято решение о разработке нового самолета на базе Ту-95 РЦ и установке на него противолодочного комплекса с Ил-38. 28.02.1962 постановлением СМ СССР № 246-86 был дан старт разработке ДПЛС Ту-142, в состав которого входила ППС «Беркут».

Утверждение тактико-технических характеристик было согласовано главнокомандующими ВМФ и ВВС 20 апреля, а эскизный проект был готов уже 9.10.1963. К испытаниям комплекс планировалось соорудить до 1966 года. Однако выдержать такие сроки не удалось. Неоднократно приходилось вносить коррективы в состав конструкции. 17.01.1968 на заседании Совета Министров приняли решение о подготовке трех экземпляров Ту-142 для совместных заводских испытаний в 1968г., а во второй половине текущего года начать государственные испытания машины.

Первый полет на опытном Ту-142 (бортовой номер 4200) был выполнен 18.06.1968 под руководством летчика-испытателя И.К. Ведерникова. Второй экземпляр (№4201) подняли в воздух 3 сентября, а третий (№4202) – 31 октября 1968 г

Направить самолет на госиспытания удалось только в 1970 г., и длились они вплоть до 1972 г. Тогда было снято требование обеспечения аппарата возможностью базирования на грунтовых аэродромах, и машину переоснастили легким шасси и винтами АВ-60К, имеющими лучший КПД на максимальных скоростях полета. Перенести противолодочный комплекс с Ил-38 тоже не удалось, для этого пришлось изменить некоторые его элементы, в частности БЦВМ «Пламя-263».На вооружение ДПЛС Ту-142 поставили в декабре 1972 г. На постройку самолета в целом ушло почти 10 лет.

Производство Ту-142

Исходя из внешней схожести Ту-142 и Ту-95РЦ, серийное производство развернули на авиазаводе №18 в г. Куйбышеве. Мощность завода в 1972 г. позволила выпустить 12 новых противолодочных самолетов. А если взять в целом, то этот завод предоставил ВМФ 18 Ту-142, включая три первых опытных машины. В ходе производственного процесса делались доработки, и вторая партия, которая на заводе №18 была представлена тремя самолетами, существенно отличалась от первой серии.

В 1973 г. изготовление Ту-142 было перенесено в г. Таганрог на авиазавод №86. Конструкторы этого предприятия тоже модернизировали конструкцию. В частности заменили опоры шасси с 12-колесных на стандартные 4-колесные от Ту-95, усовершенствовали кабину экипажа и провели еще некоторые работы по модернизации. Название самолета осталось прежним – Ту-142, но техническая документация сопутствовалась именованием изделия «ВПМ» — модернизированный «ВП».

Как оказалось, Таганрогский завод не был приспособлен к производству самолетов такого класса. Пришлось достраивать новые цеха и новую большую ВПП. Как результат, первая постройка Ту-142 на заводе №86 завершена только в 1975 г. Последняя модель Ту142М3 выпущена в 1994 г. За период серийного производства на Куйбышевском и Таганрогском заводах было построено около сотни самолетов Ту-142 различных модификаций.

Конструкция Ту-142

Фюзеляж имеет круглое поперечное сечение, работающую обшивку, набор стрингеров и шпангоутов. С технологической точки зрения фюзеляж включал в себя носовую часть (до шпангоута №1), переднюю герметичную кабину (шп. №1-13), среднюю часть фюзеляжа (шп. №13а-49), хвостовую часть фюзеляжа (шп. №50-87), заднюю гермокабину (шп. №87-93).

Передняя герметическая кабина – двухэтажная. Верхняя часть отводилась для экипажа и значительной части оборудования, нижняя была разбита на 3 технических отсека.

Среднюю часть фюзеляжа заняли два отсека вооружения, в которых находились средства для поиска и поражения целей (радиобуи, взрывные источники воздуха, торпеды, ракеты, мины, бомбы, прочее вооружение). Топливный бак находится под вторым отсеком вооружения.

Заднюю гермокабину оснастили пушечными установками с парой пушек ГШ-23 и АМ-23. В верхней части − отсек оборудования РЛС «Криптон».

Читать еще:  Модификации Проект 11711 - большие десантные корабли

Крыло Ту-124 кессонного типа. Компоновка центроплана выполнена как единое целое с фюзеляжем. Внутренние части консолей крыла заняли герметичные топливные баки.

Средствами механизации крыла выступают двухщелевые закрылки, которые снабжены электроприводом МПЗ-12М.

Управление по крену выполняется посредством классических элеронов. К правому элерону прикрепили триммер-флеттнер.

Хвостовое оперение кессонного типа однокилевое. Переставной стабилизатор складывается из двух частей, которые состыкуются по оси самолета, и переставляется при задействовании электропривода МУС-3. Рули направления и высоты имеют частичную осевую аэродинамическую и весовую компенсацию. Части рулей высоты соединяет карданный вал. К правому рулю высоты прикреплен триммер-флеттнер, к левому – только флеттнер.

Шасси самолета – сложная конструкция из 12 колес на каждой стойке, в составе которой многодисковые гидравлические тормоза. В дальнейшем шасси было упрощено, опоры стали ставить четырехколесные, такие как на Ту-95.

Шасси Ту-142 трехопорное, имеет носовую опору. Уборка стоек выполняется в гондолы шасси, путем задействования электромеханизмов МПШ-18МТ.

Выпуск передней стойки выполняется за счет гидросистемы, а в аварийной обстановке может производиться с помощью пневмосистемы.

Ту-142 — BEAR-F / BEAR-J

ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение)
Ту-142 / изделие «ВП» — BEAR-F / BEAR-F mod.1
Ту-142 / Ту-142М / изделие «ВПМ» — BEAR-F mod.2
Ту-142М / Ту-142МК / изделие «ВПМК»- BEAR-F mod.3
Ту-142МЗ «Заречье» / изделие «ВПМК-3» — BEAR-F mod.4
Ту-142МП / Ту-142МЭ / Ту-142МК-Э / Ту-142М4BEAR-F mod.4
Ту-142МР «Орел» / изделие «ВПМР» — BEAR-J

Дальний противолодочный самолет / морской патрульный самолет / морской самолет-ретранслятор. Самолет разработан ОКБ-156 А.Н.Туполева. Основная задача — поиск и уничтожение ПЛАРБ противника в районах боевого патрулирования. В результате ряда НИР в 1962 г. для борьбы с новым поколением ПЛАРБ вероятного противника предложено использовать противолодочный самолет с радиусом действия в два раза большим, чем радиус действия самолета ПЛО Ил-38. Разработку самолета Ту-95ПЛО было решено вести на базе Ту-95РЦ с установкой на него комплекса вооружения «Беркут» с Ил-38. Создание самолета начато по Постановлению СМ СССР №246-86 от 08 февраля 1963 г. Тактико-технические требования к самолету утверждены 20 апреля 1963 г. Эскизный проект принят 9 октября 1963 г. Самолет планировалось предъявить на испытания в начале 1966 г. Первый опытный самолет создавался на базе одного из Ту-95РЦ с новым крылом и сокращенным составом артиллерийского вооружения — оставлена только кормовая артиллерийская установка. Сроки готовности самолета несколько раз срывались, переносились и вновь нарушались. В 1967 г. самолет был построен и 17 января 1968 г. на заседании ВПК при СМ СССР принято решение подготовить для заводских и совместных испытаний в 1968 году три Ту-142, а во втором квартале 1968 года предъявить самолёт на государственные совместные испытания (ГСИ) самолет с комплексом вооружения. Первый полёт опытный Ту-142 №42-00 выполнил 18 июня 1968 г. (экипаж И.К.Ведерникова), второй опытный образец №42-01 взлетел 3 сентября 1968 г., а третий образец — №42-02 31 октября 1968 г.


Противолодочный самолет Ту-142МЭ (борт №312) авиации ВМС Индии после капитального ремонта, перед покраской, ТАНТК им.Бериева, г.Таганрог, октябрь 2011 г. (фото — Nikolay, http://russianplanes.net).


Противолодочный самолет Ту-142М3 (борт №55 красный) авиации ВМФ России, аэродром Елизово, Камчатка, 03.10.2010 г. (фото — Валерий Петров, http://russianplanes.net).


Противолодочный самолет Ту-142М3 борт №85 заводской №8601903 ВМФ СССР в музее на аэродроме Жуляны, г.Киев, Украина, 07.06.2011 г. (фото — Михей, http://russianplanes.net).

На государственные совместные испытания испытания в Крыму на аэродроме кировское 3-го управления НИИ ВВС из-за задержки готовности комплекса вооружения Ту-142 вышел лишь в 1970 г. Завершены ГСИ только 15 ноября 1972 г. после того как было снято требование обеспечить базирование самолета на грунтовых аэродромах и появилась возможность установить более лёгкое шасси и винты АВ-60К с лучшим КПД на крейсерских режимах полёта. Кроме того, простой перенос комплекса «Беркут-38» самолёта Ил-38 не получился и пришлось адаптировать систему к новому борту, в частности модифицировать БЦВМ «Пламя-263» (на Ту-142 — «Пламя-264»). Постановление СМ СССР №853-292 «О принятии на вооружение дальнего противолодочного самолета Ту-142 с ППС «Беркут»» вышло 14 декабря 1972 г.

Преемственность конструкций самолетов Ту-95РЦ и Ту-142 обусловило серийное производства самолета на авиазаводе № 18 в Куйбышеве, где выпускался Ту-95РЦ. К 1972 г. в авиацию ВМФ с завода поступило 12 самолётов Ту-142 «изделие ВП» (серийные №№42-11 — 42-22, вместо планируемых ранее 36), а всего в Куйбышеве выпущено 18 Ту-142 (изделие «ВП»), включая первые три № 42-00, 42-01, 42-02 и переходные к «изделию ВПМ» модели Ту-142. На начальном этапе испытаний и производства конструкция самолета изменялась и последние три самолета куйбышевской сборки существенно отличались от самолётов первой серии, а также между собой.

В 1973 г. МАП СССР решено перенести производство Ту-142 на авиазавод №86 в городе Таганроге — к середине 1973 г. завод завершил серийное производство амфибии Бе-12 и оказался не загруженным. При переводе серийного производства на Таганрогский авиазавод планировалось начать сборку самолетов модификации ВПМК, но в связи с недоведенностью ППС «Коршун» в сборку пошло изделие ВПМ — несколько модернизированная базовая модификация самолета. Специалистами завода была проведена модернизация самолёта — двенадцатиколёсные основные стойки шасси были заменены на стандартные четырёхколёсные от Ту-95, существенно облагорожена кабина (так называемые, самолёты с «зелёной кабиной»), были проведены другие работы по модернизации. Самолёт продолжал называться Ту-142, но в служебной документации именовался как изделие «ВПМ», то есть модернизированный «ВП». Из-за неприспособленности Таганрогского завода для выпуска машин такого класса возникла необходимость в модернизации производства. На территории завода были построены новые цеха и большая взлётно-посадочная полоса. В итоге первый Ту-142 завод №86 выпустил в 1975 г. Последний самолёт Ту-142М3 покинул сборочный цех в 1994 г. Всего в 1968-1994 г.г. на заводах № 18 и № 86 было выпущено около 100 экземпляров Ту-142 различных модификаций.

Читать еще:  Схемы БТ-2 - лёгкий колёсно-гусеничный танк

По умолчанию данные Ту-142.

Конструкция — самолет создавался на базе Ту-95РЦ с новым крылом, нормальная аэродинамическая схема. Серьезно изменена топливная система самолета. На Ту-142 выпуска Куйбышевского авиазавода на тележках основных стоек шасси по 3 оси колес, на машинах выпуска Таганрогского завода — стандартные подобные Ту-95 — по 2 оси.

Крыло Ту-142 отличается от крыла Ту-95РЦ вытянутым и отогнутым вниз носком — с целью увеличения аэродинамического качества самолета до 18.3, профили конйцевых частей крыла выполнены более несущими, эффективность элеронов повышенная. Установлены двухщелевые хакрылки с электроприводами. Увеличена площадь рулей высоты и направления полета.

В 1969 г. принято решение на втором летном экземпляре Ту-142 (самолет №42-01) изменить кабину экипажа — кабина стала длиннее, установлены кресла с откидывающимися спинками, улучшен обзор фонаря кабины при взлете и посадке.


Основная стойка шасси Ту-142 первых выпусков — второй летный образец Ту-142 серийный №42-01 в музее авиации в Луганске, Украина, 23.10.2011 г. (автор фото — Игорь Бубин, http://russianplanes.net).


Ту-142МК / изделие ВПМК борт №71 авиации ВМФ России, аэродром Кипелово, 25.08.2006 г. (автор фото — Олег Подкладов, http://russianplanes.net).

Двигатели:
Ту-142 / Ту-142М — 4 х ТВД НК-12МВ / НК-12МП (Ту-142М3) мощностью по 14900-15000 л.с. с системой раздельного ручного и автоматического флюгирования винтов. Двигатели производятся НПО «Моторостроитель», г.Самара.
Винты соосные АВ-60П с пониженным КПД и бОльшей тягой (Ту-142), позже (при доработке самолета 42-01) заменены на винты АВ-60К с более высоким КПД.

ТТХ самолета:

Экипаж:
— 10 чел (командир, второй пилот, бортинженер, радист, стрелок кормовой турели, 5 операторов систем наблюдения).
— 10 чел (Ту-142М3 — командир, второй пилот, первый штурман, штурман-навигатор, штурман-оператор / штурман по боевому применению, бортовой инженер, оператор бортовых средств связи, оператор РГП №1, оператор РГП №2, оператор КОЕ)

Длина:
— 53,07 м (Ту-142 и его мод., со штангой дозаправки и обтекателем магнитометра)
— 51.55 м (Ту-142М3)
Размах крыла:
— 50,04 м
— 50.2 м (Ту-142М3)
Высота — 14,7 м (все модификации)
Диаметр фюзеляжа — 2,9 м (все модификации)
Стреловидность крыла — 35 град. (все модификации)
Площадь крыла — 289,9 кв.м (все модификации)

Масса топлива — 83900 кг (Ту-142М3)

Скорость максимальная на высоте:
— 830 км/ч (ту-142 после принятия на вооружение)
— 855 км/ч (Ту-142, Ту-142М3)
— 925 км/ч (Ту-142М по западным данным)
Скорость крейсерская — 735 км/ч (Ту-142М)
Скорость взлетная — 300 км/ч (Ту-142 / Ту-142М3 / Ту-95МС и др.)
Скорость посадочная — 270 км/ч (Ту-142 / Ту-142М3 / Ту-95МС и др.)

Продолжительность полета на патрулирование:
— 14 часов 40 мин (Ту-142 во время испытаний)
— до 17 часов (Ту-142)
— 12-14-16 часов (Ту-142М, ВМС Индии)
— до 34 часов (Ту-95МС, с тремя дозаправками от Ил-78)
Продолжительность барражирования (скорость 450 км/ч, высота 500-2000 м):
— на удалении 2000 км — 8 часов 40 минут (Ту-142 после принятия на вооружение)
— на удалении 4500 км — 3 часа 20 минут (Ту-142 после принятия на вооружение)
Разбег:
— 1800-2000 м (по проекту)
— 2150-2300 м (с полной нагрузкой в т.ч. Ту-142 по результатам испытаний)
— 2350 м (Ту-142 после принятия на вооружение)
Пробег:
— 1200 м (Ту-142 после принятия на вооружение)
Эксплуатационная перегрузка — 2.5G

Трудозатраты наземного персонала на 1 час полета — 57 чел/час (Ту-95МС)

Вооружение:
Артиллерийское — до модификации Ту-142М3 (1985 г.) на самолетах устанавливалась кормовая оборунительная установка с 2 х 23-мм пушками АМ-23 с РЛС ПРС-1 «Аргон» / BOX TAIL. На Ту-142М3 установлена установка с 2 х 2 х 23-мм пушки ГШ-23Л с РЛС «Аргон» / BOX TAIL (аналогично Ту-95МС).


Кормовая артиллерийская установка самолета Ту-142 / изделие ВПМ борт №10 авиации ВМФ России, аэродром Кневичи (г.Владивосток), 21.08.1994 г. Видно обтекатели с антеннами согласующего устройства «Лира» на концах стабилизаторов (автор фото — Андрей Шкурин, http://russianplanes.net).


Кормовая артиллерийская установка самолета Ту-142МК / изделие ВПМК борт №71 авиации ВМФ России, аэродром Кипелово, 25.08.2006 г. (автор фото — Олег Подкладов, http://russianplanes.net).

Радиогидроакустические буи:
— ППС «Беркут» (Ту-142 и Ту-142МЗ — совместим) — РГБ-1, РГБ-2;
— ППС «Коршун» (Ту-142М и Ту-142МЗ) — РГБ-15, РГБ-16, РГБ-25, РГБ-26 (более совершенный аналог РГБ-25), РГБ-36 (только Ту-142МЗ), РГБ-55А, РГБ-75 и другие, общим количеством до 400 штук.

Взрывные сбрасываемые источники звука (ВИЗ-ы): одиночный МГАБ-ОЗ, ленточный МГАБ-ЛЗ и спиральный МГАБ-СЗ.

Ударное вооружение:
Авиабомбы ФАБ-250.
Противолодочные бомбы типа ПЛАБ-50 «Ласточка», ПЛАБ-250 «Скворец», практические бомбы УПЛАБ.
Авиационные противолодочные торпеды АТ-1, АТ-1М, АТ-2, АТ-2М, УМГТ-1, противолодочные авиационные ракеты АПР-1, АПР-2, АПР-3.
Морские мины типа РМ-1, РМ-2, УДМ.
Спасательные контейнеры типа КАС.

На самолетах Ту-142М ВМС Индии используются так же ПКР Sea Eagle. Начиная с 1999 г. анонсировано применение на экспортных Ту-142М ПКР Х-31А, а так же ПКР из семейства ракет CLUB. Планируется оснастить самолет и новыми ПКР BrahMos — до 8 шт (по 4 шт под каждым крылом или 4-6 под крыльями и 2 ракеты на подфюзеляжных узлах подвески).

К 1995 г. декларируется возможность использования на всех модификациях самолета до 8 ПКР Х-35 на двух подкрыльевых узлах подвески, бомбы, ракето-торпеды, торпеды, мины и глубинные бомбы. На самом деле проект оснащения самолетов Ту-142М комплексом вооружения с ПКР Х-35 обсуждался еще при разработке Ту-142М3, но так и не был востребован ВМФ СССР.

Оборудование:
Принцип работы поисковых противолодочных систем типа «Беркут» — с авиационного носителя по определенной схеме выставляются гидроакустические буи, обработка поступающих с них информации БЦВМ позволяет с высокой точностью определить место нахождения погруженной подводной лодки-цели и отследить её перемещения в районе расстановки буев. Самолет-носитель в автоматическом или полуавтоматическом режиме выводится на предполагаемую точку нахождения ПЛ для применения оружия.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector