2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Характеристики Проект 7 — эскадренные миноносцы

Эскадренные миноносцы проекта 7-У

Эскадренные миноносцы проекта 7-У, известные также как тип «Сторожевой» — тип эскадренных миноносцев, строившихся для Советского Военно-Морского Флота в 1930-х годах. Проект 7-У был заложен, как усовершенствованный проект 7.

Содержание

Предпосылки

Такие эсминцы, построенные еще перед Первой мировой войной, не могли решать с высокой эффективностью расширившиеся боевые задачи кораблей своего класса. Поэтому в июле 1931 года Совет Труда и Обороны СССР принял решение предусмотреть в очередной программе военно-морского строительства форсированное создание новых эскадренных миноносцев. Для этих целей было создано Центральное конструкторское бюро спецсудостроения (ЦКБС-1).

Проект 7

В ЦКБС-1 началось проектирование «серийного ЭМ», которому присвоили обозначение «проект 7». В 1932 году в Италию под руководством главного инженера ЦКБС-1 Никитина В. А. была командирована комиссия «Союзверфи», которая остановила свой выбор на крупнейшей судостроительной фирме «Ансальдо», имевшей многолетний опыт проектирования быстроходных ЭМ и КРЛ. Комиссия ознакомилась с новейшими итальянскими эсминцами и документацией строящегося ЭМ типа «Мистрале», который стал ближайшим прототипом при разработке проекта «7» [3] .

21 декабря 1934 года общий проект «серийного эсминца» был утверждён постановлением Совета Труда и Обороны. Общее количество кораблей, подлежащих строительству по утвержденному проекту, не раз изменялось (в сторону увеличения), в результате планировалось сдать флоту 21 корабль в 1937 году, и еще 32 в 1938 году. Из этих 53 эсминцев 21 корабль предназначался для Балтийского и Северного флотов, 10 — для Черноморского флота и 22 — для Тихоокеанского флота.

Проект 7-У

13 мая 1937 года британский эскадренный мино­носец «Хантер», нёсший патрульную службу поблизости от порта Альмерия и выполнявший функции наблюдате­ля за ходом боевых действий враждую­щих сторон (в Испании шла граждан­ская война), был подорван на дрейфующей мине.

В августе 1937 года на совещании Комитета обороны в Москве был упомянут случившийся с «Хантером» инцидент. Была проанализирована ситуация, когда корабль с линей­ным расположением котельно-турбинной установки в результате единственного попадания снаряда, мины или торпеды, мог потерять ход. В результате, проект 7, имевший такую же схему энергетичес­кой установки, был назван «вре­дительским». 14 уже спущенных на воду кораблей проекта 7 было приказано переделать, а ос­тальные — разобрать на стапелях.

Проект улучшенного проекта 7-У был разработан совместно конструкторскими бюро ЦКБ-17 (до октября 1936 года — ЦКБС-1) и Северной судостроительной верфи им. А. Жданова (главный конструктор — Лебедев Н. А.). Окон­чательный проект Наркомат ВМФ утвер­дил 29 августа 1938 года.

Первоначально планировалось перезаложить абсолютно все корабли проекта 7. Однако, к счастью, заместителю наркома оборонной промышленности Тевосяну И. Ф. удалось убедить комитет достроить 29 эсмин­цев по проекту 7 и лишь следующие 18 перезаложить по проекту 7У. Послед­ние 6 строившихся единиц, находив­шихся в низкой степени готовности, решили разобрать.

Таким образом, в течение 1938—1939 годов 18 корпусов эсминцев проекта 7, находившихся на стапелях ленинградских заводов имени Жданова и Орджоникидзе, и николаевского имени 61 коммунара, были перезаложены по проекту 7-У. Дальневосточные эсминцы, из-за напряженного режима работы и слабой производственной базы во Владивостоке и Комсомольске-на-Амуре были достроены по проекту 7.

Для этого почти готовые корпуса проекта 7 пришлось частично демонтировать. Были убраны ряд конструкций в районе машинно-котельных отделений. В результате корабли проекта 7-У вошли в состав только двух флотов — Балтийского и Черноморского.

Представители

Головным эсминцем проекта 7-У стал «Сторожевой». В ходе заводских испы­таний, состоявшихся осенью 1939 года, выявилась значительная перегрузка ко­рабля и, как следствие, — его понижен­ная остойчивость. Работы по устранению (остойчивость повысили за счет укладки твёрдого балласта), а также ликвида­ция множества обнаруженных дефектов затянули завершение испытаний более чем на год. В результате, к началу Великой Отечественной войны судостро­ители успели сдать заказчику лишь по­ловину всех из 18 заявленных кораблей проекта 7-У: 8 на Балтике и 1 на Чёрном море. Остальные 9 экстренно достраивали и испыты­вали уже в боевых условиях.

Тактико технические характеристики

Корпус

Главным отличием эсминца проекта 7-У от проекта 7 стала компонов­ка машинно-котельных отделений. Четыре (против трех) котла увеличенных габаритов уже не умещались внутри корпуса. Теперь они возвышались над главной палубой при­мерно на 2 метра, съедая объём централь­ных надстроек.

Корпус был сделан из маломарганцовистой стали толщиной 5—10 миллиметров. Большая часть соединений была кле­паной, хотя стрингеры, часть верхней палубы и ряд других элементов имели сварную конструкцию. В ходе войны был выявлен такой недостаток данной стали, как хрупкость. Лис­ты, изготовленные из неё, при попада­нии осколков бомб и снарядов раскалы­вались и сами давали большое количест­во осколков, поражавших личный состав, приборы и механизмы. Обычная же сталь 3, применявшаяся в конструкции палуб и надстроек, не растрескивалась и таких осколков не давала.

Энергетическая установка

В 1936 году Наркомат внеш­ней торговли заказал для кораблей проекта 7 у английских фирм «Метро-Виккерс» и «Парсонс» 12 комплектов главных турбозубчатых агрегатов (ГТЗА) и вспо­могательных механизмов. Такие ГТЗА имели мощность до 24 000 л. с., зато могли запус­каться в холодном состоянии, без пред­варительного подогрева, что теорети­чески уменьшало время подготовки ко­рабля к выходу в море.

В марте 1938 года полученные из Англии турбины распределили по заводам. Из восьми комплектов ГЭУ фирмы «Мет­ро-Виккерс» 7 достались ленинград­ским № 189 и № 190, а еще один отпра­вили на базу КБФ в качестве резервно­го. Четыре комплекта фирмы «Парсонс» ушли на Черное море: 3 — на николаев­ский завод № 200 и один — на базу ЧФ в Севастополь. Все импортные ГТЗА попали на ко­рабли, перезаложенные по проекту 7-У.

Пар для турбин вырабатывали 4 шатровых вертикальных водотрубных котла с боковым экраном и односторон­ним протоком газов, снабженные пет­левыми пароперегревателями. Поверх­ность нагрева каждого котла — 655 м², производительность — 80 т пара в час. Параметры пара примерно те же, что и кораблей проекта 7: давление 27,5 кг/с², температура 340 °С. Каждый ко­тел размещался в изолированном от­делении.

Одним из недостатков такой системы, можно назвать повышенный расход топлива: четыре котла по срав­нению с тремя у проекта 7. Тем более, что увеличить запасы топлива у проекта 7-У не удалось: после монтажа более гро­моздкой ГЭУ в тесном корпусе места для дополнительных цистерн уже не ос­тавалось. А после укладки твердого балласта запас мазута даже пришлось немного уменьшить.

Вооружение

Главный калибр

Артиллерия главного калибра (ГК) у эс­минцев проекта 7У осталась такой же, что и у их предшественников: четыре 130-мм орудий Б-13-2 с длиной ствола 50 калибров, изго­товленных заводом «Большевик». Со­гласно утвержденным чертежам на над­стройках для защиты прислуги первой и четвертой артустановок должны были находиться газоотбойные козырьки, од­нако в ходе строительства от послед­них отказались, установив вместо них более легкие козырьки непосредствен­но на орудийных щитах. Бое­запас включал в себя 150 выстрелов на ствол, в перегруз (по вместимости пог­ребов) корабль мог брать до 185 вы­стрелов на ствол — то есть в сумме до 740 снарядов и зарядов. Подача бое­припасов осуществлялась вручную, до­сылка — пневмодосылателем.

Зенитное вооружение

Зенитное вооружение составляли пара 76-мм универсальных установок 34-К, пере­мещённых в корму. Был добавлен третий 45-мм полуавтомат 21-К. Таким образом, все три ма­локалиберные зенитки располагались на площадке позади первой дымовой тру­бы, ради чего пришлось пожертвовать тяжелыми 90-см прожекторами (вместо них теперь устанавливался один 60-см на фок-мачте).

Число 12,7-мм пулемё­тов ДШК увеличилось вдвое — к двум на верхнем мостике добавили еще два за срезом полубака. Однако несмотря на некоторое усиление по сравнению с предшественниками, зенитное оружие проекта 7-У продолжало оставаться крайне слабым и неудачно размещен­ным: с носовых курсовых узлов корабль был практически беззащитным, а скученность всех противовоздушных средств на двух площадках делала их крайне уязвимыми.

Опыт первых месяцев войны показал, насколько опасно пренебрегать угрозой воздушных атак. Поэтому уже с июля 1941 года на эсминцах начали дополнительно монтиро­вать 37-мм автоматы 70-К на над­стройке в районе второй трубы, а затем заменять ими 45-мм 21-К.

Читать еще:  Исторические сведения БТР-40 - бронетранспортер

В мае 1942 года на «Сильном» были установили два 20-мм «эрликона» и один четырёхствольный 12,7-мм пуле­мет «Виккерс».

К концу войны балтийские эсминцы («Силь­ный», «Стойкий», «Славный», «Стороже­вой», «Строгий», «Стройный») получи­ли третью 76-мм артустановку 34-К (на юте).

К 1943 году наиболее мощные в отношении средств ПВО черноморские «Способный» и «Сообразительный» име­ли на вооружении по две 76-мм пушки 34-К, по семь 37-мм автоматов 70-К, по четыре 12,7-мм пулемёта ДШК и по два спаренных 12,7-мм пулемёта «Кольт-Брау­нинг» с водяным охлаждением стволов.

Торпедное вооружение

Торпедное вооружение включало в себя два 533-мм трехтруб­ных торпедных аппарата 1-Н. В отличие от пороховых аппаратов 39-Ю, устанавли­вавшихся на кораблях проекта 7, 1-Н имел комбинированную систему стрель­бы — пороховую и пневматическую. Ско­рость вылета торпеды составляла 15 — 16 м/с (против 12 м/с у 39-Ю), что поз­волило значительно расширить секторы обстрела: эсминцы проекта 7 не могли выпускать торпеды на острых курсовых углах из-за риска, что те заденут за па­лубу. Кроме того, в кон­струкцию ТА был внесен ряд усовершен­ствований, что вдвое повысило точность его наведения на цель. Кораблям проекта 7-У ни разу не довелось при­менить свое вполне современное торпед­ное оружие в бою.

Противолодочное вооружение

Минное и противолодочное вооруже­ние эсминцев типа «Сторожевой» прак­тически ничем не отличалось от исполь­зуемого на предшественниках. На рас­положенные на верхней палубе рельсы корабль мог принять 58 мин КБ-3, или 62 мины образца 1926 г., или 96 мин об­разца 1912 г. (в перегруз). Стандартный набор глубинных бомб — 10 больших Б-1 и 20 малых М-1. Большие бомбы хра­нились непосредственно в кормовых бомбосбрасывателях; из малых—12 в погребе и 8 — в кормовом стеллаже на юте.

Уже в ходе войны эсминцы получили по два бомбомёта БМБ-1, спо­собные стрелять бомбами Б-1 на даль­ность до 110 м.

Навигационное вооружение

Система управления огнем главного калибра — ПУС «Мина», созданная ленин­градским заводом «Электроприбор» специально для кораблей проекта 7. Ее основным элемен­том являлся центральный автомат стрель­бы ЦАС-2 — счетно-решающий прибор, который на основе поступавших с дальномерных постов данных непрерывно вы­рабатывал координаты, скорость и кур­совой угол цели, одновременно выдавая полные углы горизонтальной и вертикаль­ной наводки орудий. ЦАС-2 считался от­носительно малогабаритным аппаратом. На практике его возможнос­ти были сильно ограничены из-за низкой точности гирокомпаса «Курс», от которо­го в схему автоматически поступали дан­ные о курсе своего корабля.

Информация о цели шла в систему ПУС от дальномеров командно-дальномерного поста КДП2-4 (заводской индекс Б-12) и ночных визиров 1-Й. Система «Мина» позволяла разделять огонь носовой и кор­мовой группы артиллерии, а также вести огонь по временно скрывающейся морской цели. Кроме того, она обеспечивала стрельбу торпедных аппаратов.

На неко­торых кораблях («Способный» и «Сообразительный») дополни­тельно были установлены автокорректоры для ведения прицельного огня по берегу.

А вот приборов управления зенит­ным огнем не было. Еще в проекте 7 для обеспечения эффективной стрельбы 76-мм орудий предусматривалась установка МПУАЗО, но к моменту ввода в строй большинства эсминцев эти приборы су­ществовали лишь на бумаге. Первая сис­тема МПУАЗО «Союз-7У» была установ­лена буквально накануне войны — в июне 1941 года на черноморском эсминце «Способный». Она включала в себя до­статочно совершенный зенитный автомат стрельбы «Союз» (по принципу работы — аналог ЦАС-2, но предназначенный для огня по воздушным целям), гировертикаль «Газон» и стабилизированный визирный пост СВП-1. Хотя система действовала в одной плоскости и была малоэффектив­на в борьбе с пикирующими бомбарди­ровщиками, она значительно усилила ПВО корабля. В 1942 году «Союз-7У» (с заме­ной неудачного СВП-1 на новый СВП-29) смонтировали еще на двух эсминцах — черноморском «Свободном» и балтий­ском «Строгом». На остальных же кораблях проектов 7 и 7-У 76-мм пушки 34-К были «самоуправляемыми».

Эскадренные миноносцы проекта 7

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

Эскадренные миноносцы типа “Гневный” (пр.7) – 28 единиц

“Гневный” (8.12.1935/13.7.1936/23.12.1938 – погиб 23.6.1941)
“Гордый” (24.6.1936/10.6.1937/31.12.1938 – погиб 14.11.1941)
“Грозящий” (18.6.1936/5.1.1937/17.9.1939 – исключен 24.8.1953)
“Сметливый” (17.9.1936/16.7.1937/12.12.1938 – погиб 5.11.1941)
“Стерегущий” (12.8.1936/18.1.1938/30.10.1939 – исключен 3.4.1958)
“Гремящий” (23.7.1936/12.8.1937/28.8.1939 – исключен 1.3.1958)
“Грозный” (21.12.1935/31.7.1936/9.12.1938 – затоплен 10.10.1957)
“Громкий” (29.4.1936/6.12.1937/31.12.1938 – исключен 15.9.1960)
“Сокрушительный” (29.10.1936/23.8.1937/13.8.1939 – погиб 22.11.1942)
“Стремительный” (22.8.1936/3.2.1937/29.11.1938 – погиб 20.7.1941)
“Бдительный” (23.8.1936/23.6.1937/2.10.1939 – погиб 2.7.1942)
“Безупречный” (23.8.1936/23.6.1937/2.10.1939 – погиб 26.6.1942)
“Беспощадный (15.5.1936/5.12.1936/22.8.1939 – погиб 5.10.1943)
“Бодрый” (31.12.1935/1.8.1936/6.11.1938 – выведен 17.2.1956)
“Бойкий” (17.4.1936/29.12.1936/9.3.1939 – выведен 17.2.1956)
“Быстрый” (17.4.1936/5.11.1936/27.1.1939 -погиб 30.8.1941)
“Разумный” (7.3.1936/30.6.1939/20.10.1941 – исключен 4.7.1962)
“Разъяренный” (15.9.1936/22.5.1941/27.11.1941 – исключен 1.3.1958)
“Разящий” (27.2.1936/24.3.1938/20.12.1940 – затоплен 9.7.1961)
“Расторопный” (27.2.1936/25.6.1938/5.1.1940 – исключен 27.8.1965)
“Ревностный” (23.8.1936/22.5.1941/28.11.1941 – исключен 28.2.1961)
“Редкий” (28.9.1936/28.9.1941/30.11.1942 – исключен 26.2.1961)
“Резвый” (5.11.1935/24.9.1937/21.1.1940 – исключен 3.4.1958)
“Резкий” (15.5.1936/29.4.1940/31.7.1942 – передан КНР 14.1.1955)
“Рекордный” (25.9.1936/6.4.1939/9.1.1941 – передан КНР 6.7.1955)
“Ретивый” (23.8.1936/27.9.1939/10.10.1941 – передан КНР 14.1.1955)
“Решительный” (23.8.1936/30.4.1939/26.8.1941 – передан КНР 14.1.1955)
“Рьяный” (31.12.1935/31.5.1937/17.8.1939 – исключен 4.11.1960)

1657/2215 т; 112,5×10,2×4 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 54000 л.с; 38 уз.; 535 т нефти;
2720 (20) миль. Эк. 197 чел. 4×1 – 130-ММ/50, 2×1 – 76-мм/55, 2×1 – 45-мм/46, 2×1 – 12,7-мм пул., 2×3 – 533-мм ТА, 10 ГБ, 56 мин

Строились по программе военного кораблестроения на 1933-1938 гг. Прототипом послужили итал. ЭМ типа “Maestrale”, от которых, в частности, заимствовалась компоновка и конструкция ЭУ. Проект 7 был утвержден в декабре 1934 г. Массовое строительство серии началось в 1935 г., всего было заложено 53 ед., при этом корабли, предназначенные для ТОФ, закладывались в Николаеве и перевозились в разобранном виде на Дальний Восток для достройки. В целом весьма удачные корабли, обеспечившие советскому ВМФ выход на качественно новый уровень. Благодаря линейному расположению ЭУ, позволившему вывести дымоходы всех котлов в одну широкую и приземистую трубу, “семерки” обладали изящным стремительным силуэтом. Корпус набирался по смешанной схеме: продольной в средней части и поперечной в оконечностях. Как показал опыт эксплуатации, в местах перехода от одной системы к другой возникали повышенные напряжения, приводившие к трещинам и даже отрыву оконечностей. Корабли показали высокие скоростные качества: на испытаниях головной “Гневный” развил 39,37 уз. при мощности 53 100 л.с., а “Рьяный” в 1945 г. показал 39,4 уз при мощности 56 500 л.с. Однако дальность плавания оказалась существенно ниже проектной.

Всего по пр.7 было построено 29 ед.; еще 18 достроены по пр.7у, а 6 корпусов разобрали на стапеле. “Решительный” (первый) при буксировке во Владивосток 8.11.1938 был выброшен штормом на скалы юж. Советской Гавани и разрушен. К началу Великой Отечественной войны “Гневный”, “Гордый”, “Грозя-
щий”, “Сметливый” и “Стерегущий” входили в состав КБФ; “Гремящий”, “Грозный”, “Громкий”, “Сокрушительный” и “Стремительный” – в состав СФ; “Бдительный”, “Безупречный”, “Беспощадный”, “Бодрый”, “Бойкий” и “Быстрый” – в состав ЧФ; остальные – в состав ТОФ, но “Разумный” и “Разъяренный” в
1942 г. в составе “ЭОН-18” перешли на СФ. Летом 1941 г. на ЭМ СФ установлено по 2×1 37-мм/67 автомата 70-К, в начале 1942 г. сняты 45-мм пушки, установлено еще 2 37-мм автомата и 2×2 12,7-мм пул. “Кольт-Браунинг”; в 1944 г. добавлено еще 2×1 37-мм 70-К. С остальных кораблей 45-мм пушки также сняты к середине 1942 г. На ЭМ ЧФ к 1943 г. имелось по 5×1 37-мм/67 автоматов, 2×2 и 2×1 12,7-мм пул. На “Грозящем” тогда же установили третью 76-мм/55 пушку 34-К, а также 4×1 37-мм/67 автомата и 4×1 12,7-мм пул.; в 1944 г. добавлено еще 2×1 37-мм/67. На ЭМ ТОФ в 1943 г. имелось по 3×1 37-мм/67 и 4×1 12,7-мм пул., к лету 1945 г. установлено еще по 1-2×1 37-мм/67. В 1942-1943 гг. на все ЭМ установлено по 2 БМБ, а запас ГБ увеличен до 30-40.

“Гневный” 23.6.1941 погиб на герм. мине в устье Финского зал.
“Сметливый” и “Гордый” погибли на герм. минах в Финском заливе во время эвакуации Ханко 5.11.1941 и 14.11.1941 соответственно.
“Стерегущий” 21.9.1941 потоплен герм. авиацией у Петергофа; поднят 20.7.1944, в 1945 г. вновь введен в строй, но окончательно восстановлен только в 1948 г.
“Стремительный” 20.7.1941 потоплен герм. авиацией в Полярном.
“Сокрушительный” 20.11.1942 разломился во время шторма в Баренцевом море; 22.11.1942 оставлен кораблями, производившими спасательную операцию; точное место и время гибели неизвестны.
“Быстрый” 1.7.1941 подорвался на донной мине у Севастополя и затонул; поднят 13.7.1941, 30.8.1941 отбуксирован Килен-бухту, где позже потоплен герм. авиацией. “Безупречный” 26.6.1942 потоплен герм. авиацией юж. Крыма.
“Бдительный” 2.7.1942 потоплен герм. авиацией в Новороссийске.
“Беспощадный” 6.10.1943 потоплен герм. авиацией юж. Ялты.

Читать еще:  Характеристики 9К22 «Тунгуска» зенитный ракетно-артиллерийский комплекс

Эскадренные миноносцы типа “Сторожевой” (пр.7у) – 18 единиц
“Сторожевой” (26.8.1936/2.10.1938/6.10.1940 – исключен 11.3.1958)
“Свирепый” (29.11.1936/28.8.1939/22.6.1941 – исключен 28.1.1958)
“Сердитый” (27.10.1936/21.4.1939/15.10.1940 – погиб 19.7.1941)
“Сильный” (26.10.1936/1.11.1938/31.10.1940 – исключен 21.1.1960)
“Скорый” (29.11.1936/24.7.1939/18.7.1941 – погиб 28.8.1941)
“Славный” (31.8.1936/19.9.1939/31.5.1941 – исключен 4.3.1964)
“Смелый” (26.10.1936/30.4.1939/31.5.1941 – погиб 27.7.1941)
“Статный” (26.12.1936/24.11.1939/9.7.1941 -погиб 24.8.1941)
“Стойкий” (с 1943 “Вице-адмирал Дрозд”, 26.8.1936/26.12.1938/18.10.1940 – затонул 2.7.1961)
“Страшный” (26.8.1936/8.4.1939/22.6.1941 – исключен 12.1.1960)
“Строгий” (26.10.1936/31.12.1939/22.9.1942 – исключен 26.6.1964)
“Стройный” (26.10.1936/29.4.1940/22.9.1942 – исключен 27.8.1965)
“Суровый” (27.10.1936/5.8.1939/31.5.1941 – погиб 14.11.1941)
“Свободный” (23.8.1936/25.2.1939/8.1.1942 – погиб 10.6.1942)
“Смышленый” (15.10.1936/26.8.1939/10.11.1940 – погиб 7.3.1942)
“Совершенный” (17.9.1936/25.2.1939/30.9.1941 – взорван 8.6.1942)
“Сообразительный” (15.10.1936/26.8.1939/7.6.1941 – исключен 19.3.1966)
“Способный” (7.7.1936/30.9.1939/24.6.1941 – погиб 6.10.1943)

2256/2529 т; 112,5×10,2×4 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 54000 л.с; 38 уз.; 470 т нефти;
1800 (20) миль. Эк. 207 чел. 4×1 – 130-ММ/50, 2×1 – 76-мм/55, 3×1 – 45-MM/46, 4×1 – 12,7-мм пул., 2×3 – 533-мм ТА, 10 ГБ, 56 мин

Известие о подрыве на мине брит. ЭМ “Hunter” 13.5.1937 во время гражданской войны в Испании послужило поводом для пересмотра советской кораблестроительной программы. На состоявшемся в августе 1937 г. заседании Политбюро пр.7 с линейным расположением ЭУ был признан “вредительским”, и на его основе разработан пр.7у (“улучшенный”) с эшелонным расположением ЭУ, утвержденный 29.8.1938. Внешне ЭМ пр.7у отличались от предшественников двухтрубным силуэтом, тогда как корпус, надстройки и размещение вооружения остались прежними. Из-за недостатка мощностей Харьковского турбинного завода ТЗА для 8 кораблей были закуплены в Великобритании. Поскольку они отличались меньшей проектной мощностью, оснащенные ими ЭМ развивали меньшую скорость – 36-37 уз., тогда как “Страшный” показал на испытаниях 39,6 уз. Основными же недостатками более плотной компоновки стало дальнейшее снижение дальности плавания, мореходности, а также неудачное расположение 76-мм зениток. До войны в строй успело войти 11 ед., оставшиеся 7 сданы после ее начала. Корабли данного типа действовали в составе только двух флотов: “Сторожевой”, “Свирепый”, “Сердитый”, “Сильный”, “Скорый”, “Славный”, “Смелый”, “Статный”, “Стойкий”, “Страшный”, “Строгий”, “Стройный” и “Суровый” – в составе КБФ; “Свободный”, “Смышленый”, “Совершенный”, “Сообразительный” и “Способный” – в составе ЧФ. “Стойкий” 13.2.1943 переименован в “Вице-адмирал Дрозд”.

С июля 1941 г. на ЭМ стали устанавливать по 2×1 37-мм/67 автомата, с начала 1942 г. ими же заменялись 45-мм пушки (на “Сообразительном” одна, а на “Свирепом” две 45-мм сохранялись до середины 1943 г.). В середине 1942 г. на “Сильном” установлено 2×1 20-мм/70 автомата и 1×4 12,7-мм пул., на “Свирепом” – 4×1 20-мм и 1×2 12,7-мм пул. К концу 1943 г. все балтийские ЭМ имели по 3×1 76-мм/55, 6×1 37-мм/67 и 4×1 12,7-мм пул., а “Сообразительный” и “Способный” – по 2×1 76-мм/55, 7×1 37-мм/67, 2×2 и 4×1 12,7-мм пул. В 1942-1943 гг. на все ЭМ установлено по 2 БМБ.

Уникальную модернизацию прошел “Сторожевой”, у которого 27.6.1941 в результате попадания торпеды с герм. TKA был оторван нос по мостик. Во время ремонта ему пристыковали носовую оконечность от ЭМ пр.30. Восстановленный по пр.7у/30 корабль вернулся в строй 10.9.1943, имея водоизмещение 1892/2453 т, длину 113,5 м, вооружение 1×2 и 2×1 130-мм/50, 2×1 76-мм/55 (3×1 с 1944 г.), 6×1 37-мм/67, 4×1 12,7-мм пул., 2×3 533-мм ТА.

“Сердитый” 19.7.1941 потоплен герм. авиацией на Кассарском плесе.
“Смелый” 27.7.1941 торпедирован герм. TKA S-54, добит торледой ТКА №73.
“Статный” 18.8.1941 подорвался на герм. мине у Рохукюла, оторвана носовая часть; окончательно затонул 24.8.1941 во время шторма.
“Скорый” 28.8.1941 погиб на минах во время Таллинского перехода.
“Суровый” 14.11.1941 погиб на герм. мине при следовании на Ханко.
“Совершенный” 30.9.1941, во время ходовых испытаний, подорвался на совет. мине у м. Фиолент; 12.11.1941 при налете герм. авиации на Севастополь опрокинулся в доке; не завершив ремонта, 8.6.1942 взорван в доке.
“Смышленый” 6.3.1942 подорвался на совет. мине у м. Железный Рог; 7.3.1942 затонул во время шторма у Южной Озерейки.
“Свободный” 10.6.1942 потоплен герм. авиацией в Севастополе.
“Способный” 6.10.1943 потоплен герм. авиацией юж. Ялты.

Последние эсминцы Советского Союза — проект 956

Эсминцы проекта 965, шифр «Сарыч», НАТО «Sovremenny class destroyer» — эсминцы 3 поколения типа «Современный». Последний эсминец советской постройки. Корабли строились для ВМФ Советского Союза, последние корабли достраивали уже для российского ВМФ. Оставшиеся недостроенные корабли вследствие финансовых проблем были проданы ВМС Китая и достраивались на российских верфях.

В 1960 годах у Советского Союза возникает острая необходимость в крупных кораблях, так как ВМФ стал активно выходить в Мировой океан, пополняться кораблями среднего класса и нести службу в океанской зоне.

Вырисовались основные боевые задачи ВМФ СССР:
— обеспечение боевой устойчивости стратегических ракетных подлодок;
— поиск, обнаружение и слежение за подлодками противника;
— вскрытие надводной обстановки, слежение за основными надводными группировками противника (АУГ, КПУГ);
— обнаружение коммуникаций противника;
— готовность к боевому применению на потенциальных морских и океанских театрах;
— выполнение внешнеполитических задач.

Были пересмотрены различные варианты решения данных задач:
— соединения с авианесущими крейсерами. Осуществление данного варианта было невозможно из-за слишком дорогого строительства;
— массовое строительство противолодочных кораблей. Осуществление данного варианта до конца не реализовано из-за потребности прикрытия их самих РК или РКА;

Кроме этого, эсминцы с артиллерией 130мм и арткрейсера проектов 68-КБ подошли к предельному сроку эксплуатации и не имели современного вооружения — ПКР. Всем становится понятно, что подобные задачи невозможно выполнить, используя только определенный класс кораблей. Требовались многоцелевые корабли, оснащенные современными видами артиллерийского и ракетного вооружения – требовались эскадренные миноносцы.

Начало истории эсминцев проекта 956 – Постановление СМ СССР и ЦК партии №75-250 от 01.09.1969 года. В первом задании оперативно-тактического значения новый корабль назывался кораблем огневой поддержки для десантных отрядов и дополнительно для совместных действий с БПК проекта 1155. связка ЭМ – БПК должна была превзойти по эффективности (теоретически) пару ЭМ «Спрюэнс» (США).

Предэскизный проект (аванпроект) поручили разрабатывать ленинградскому ЦКБ-53. По ходу разработки для корабля определялись все новые и новые задачи, что потребовало от конструкторов выполнения многовариантного исполнения проекта. Рассматривались различные типы комбинаций вооружения и энергетических установок. Из-за возможностей мощностей планируемого судостроителя (завод имени А.Жданова) габаритные размеры не превышали в длину 146 метров, в ширину — 17 метров. На основе работ по аванпроекту начинают разрабатывать эскизный проект.

Согласно договору № 927/е/1017-71 между ГУК ВМФ и ЦКБ-53, начинается разработка эскиза ЭМ под номером 956 и шифром «Сарыч». Проводится тщательный анализ 13 вариантов предэскизных проектов с военно-экономической оценкой. В итоге был выбран четвертый из представленных вариантов с дополнительной доработкой вооружения и количества боезапаса. В конце 1971 года первое представление проекта 956 ГК ВМФ окончилось продолжением работ по поиску оптимального варианта. В то же время появилась информация о начале разработок вероятным противником многоцелевых ЭМ «Спрюэнс». Именно отсюда начинается разработка отечественного многоцелевого корабля. Корабль переименовывают в ЭМ, и с 1971 года он проходит по документам как эсминец. Второе представление окончилось утверждением в ходе, которого выбор полностью пал на десятый из тринадцати вариантов:
— наличие площадки для вертолета типа Ка-252;
— установка ЗРК «Ураган»;
— пусковые с противокорабельными ракетами Москит (8 единиц);
— артустановки АК-130;
— установка паротурбинной энергоустановки.

В окончательном варианте вместо выбранной энергоустановки была выбрана газотурбинная ЭУ. Со всеми доработками, выбранным оборудованием и вооружением водоизмещение ЭМ стало больше на одну тысячу тонн. Стоимость эскизного проекта обошлась Советскому Союзу в 165 000 рублей.

Середина 1973 года. Конструкторы получили задание на выполнение техпроекта. Главный конструктор В.Аникиев. Все работы по техпроекту были готовы к концу 1973 года, хотя в дальнейшем проходили различные корректировки и уточнения. Выясняется невозможность установки запланированных котлоагрегатов — их заменяют на паровые КВН 98/64-ПМ. Также добавили ангар и возможность заправки вертолета. Общая стоимость техпроекта – 205 тысяч рублей.

Читать еще:  Файлы "Скиф" - боевая лазерная станция

Строительство ЭМ проекта 956
1.11.1973 года – официальная дата строительства новейших отечественных ЭМ проекта 956. Как и планировалось, строительство началось на заводе имени А.Жданова. Рабочий проект разработан также ЦКБ-53 к 1978 году. Общая стоимость – более 2 миллионов рублей. К 1981 году была подготовлена эксплуатационная документация и доработки по проекту постройки первого корабля (головного).

Головной корабль начинают строить с середины 1975 года – ЭМ «Современный» под заводским номером 861. В 1976 году серия ЭМ проекта 956 уменьшена до 32 кораблей, в 1988 году серия уменьшается до 20 единиц. За все время было заложено 22 эсминца, из которых 17 вошли всостав ВМФ СССР/России. 2 ЭМ достроили по проекту 956-Э для ВМФ КНР. 3 недостроенных корабля в 1990-х годах подверглись утилизации. До 1991 года в ВМФ СССР поступили 14 ЭМ проекта 956. Строительство одного эсминца в среднем длилось 4 года. Средняя цена одного эсминца – 90 миллионов рублей в начале запуска серии и 70 миллионов рублей к середине серии.

Устройство и оборудование
У северного проектно-конструкторского бюро имелась отличительная черта при проектировании кораблей: они имели внешнюю эффектность пропагандистского характера. То есть одним своим видом они должны были влиять на противника. В то время корабли использовали не только для выполнения боевых задач, но и были отличным инструментом для политического влияния и убеждения. Внешний вид подводился под максимальную функциональность бортового вооружения и оборудования. ЭМ проекта 956 созданы по длиннопалубной конструкции с седловатостью передней части корабля. Седловатость и оптимизированные обводы корпуса обеспечивает незаливаемость палубных построек и широкие углы обстрела для АК-130. Палубы размещены параллельно ватерлинии. Для придания кораблю устойчивости шпангоуты установлены с большим развалом. Надводная часть борта исполнена с двойным сломом для уменьшения РЛ-заметности.

Корабль имеет 15 переборок, 16 отсеков и 6 палуб. Основные конструкции корпуса – низколегированная сталь. В местах больших напряжений использованы листы стали с повышенной текучестью. Надстройки корабля состоят из носового и кормового блоков, и созданы из сплавов алюминия и магния. Крепление клепочного типа.

ЭМ проекта 956 — единственные эсминцы 3-го поколения с энергетической установкой котлотурбинного типа. ГЭУ состоит из двух КТА ГТЗА-674 эшелонного расположения (корма/нос) мощностью по 50000 л.с. Для поддержания требуемой частоты вращения при различных режимах работы КТА имеется АСУ с регулятором частоты. В носовой части машинного отделения установлены два котла с правой турбиной, в кормовой – два котла с левой турбиной и укороченным гребным валом.

Первые 6 единиц ЭМ проекта 956 получили паровые котлы типа «КВН-98/64», дающие 98 000 килограмм пара. На седьмой и далее устанавливали паровые котлы типа КВГ-3, дающие 115 000 килограмм пара. Избытки или недостаток для котлов воздуха регулируется специальной турбиной или заслонкой. Котлы становятся самым слабым звеном эсминца – очень требовательные к подаваемой воде, быстро выходили из строя. Дополнительно установлен аварийный котел на 14 000 килограмм пара. Для обеспечения корабля электроэнергией установлены 2 паротурбогенератора типа АК-18, общей мощностью 2500 кВт, и 4 дизельных генератора (резерв) по 600кВт каждый. Рулевой агрегат – электрогидравлическая машина и полубалансирный руль. Два вала и два малошумных винта с фиксированным шагом позволили ЭМ достигать скорости до 33.4 узла. Запас топлива 1.7 тысяч тонн. Дальность хода от 1300 до 3900 миль.

Рабочие температуры внутри корпуса составляют от 34 до -25 градусов. Имеются 5 цистерн по 50 кубометров для сбора отходов. Для получения груза на ходу на каждом борту установлено устройство «Струна».

Экипаж корабля в мирное и военное время составляет соответственно 296 и 358 человек. Для размещения экипажа на борту имеется 21 каюта для офицеров (38 мест) и каюты для мичманского состава на 48 мест. Для матросов срочной службы имеется 16 кубриков на 310 мест. Все помещения имеют аппараты радиосвязи. На эсминцах имеются библиотеки, киноустановки, спортзалы и даже разборные бассейны. Весь корабль обеспечен единой системой кабельного телевидения. В медблоке имеются операционная, амбулатория, лазарет, изолятор и стерильная комната. Из-за установленного вооружения и энергоустановки проходы с коридорами теснее, чем на БПК проекта 1155.

Установленное вооружение:
— ЗРК «Ураган» (с 14 ЭМ-ЗРК «Ураган-Торнадо»). Состоит из двух однобалочных наводящихся ПУ, расположенных на полубаке и за вертолетной площадкой. Боекомплект — 48 «9М38М1» зенитных управляемых ракет. СУ ЗРК — 6 радиопрожекторов для подсветки целей и вычислительного оборудования. ЗРК способна работать по надводным кораблям. Одновременно ЗРК способна наносить удар по 1-6 воздушным объектам на высоте до 15 километров на расстоянии до 25 километров. Вероятность поражения самолет/КР – до 0.96/0.86;

— Артустановки АК-130. На борту корабля установлены две спаренные установки АК-130. СУ АК-130 – многоканальная МР-184, в состав которой входит двухдиапазонная РЛС, телевизир, лазерный дальномер, цифровой вычислитель, оптическое устройство. Установки имеют оптическое устройство, комплекс подачи боеприпасов и аппаратуру сопряжения. Скорострельность до 90 выстр/мин, дальность поражения до 24 километров. Боезапас – 500 боеприпасов на каждый ствол (180 из них готовы к боевому применению). Для ведения стрельбы по береговым объектам используется визирный спецпост. СУ позволяет вести только однобортное применение артустановок.
— Арткомплекс АК-630М – зенитный скорострельный комплекс ПВО. Состоит из двух 30-мм батарей комплекса АК-630М. Одна батарея – две артустановки с вращающимся шестиствольным блоком и СУ «Вымпел». Дальность эффективной стрельбы до четырех километров. Скорострельность 4 000 выстр/мин. Боезапас арткомплекса – 16 тысяч боеприпасов. Вероятность поражения ПКР «Harpoon» — 0.4 -1.0.
— ПКРК «Москит». Противокорабельный комплекс с ракетами «Москит». Состоит из 2 счетверенных блоков пусковых. Боезапас – 8 КР. Дальность поражения – 120 километров. Скорость – до 3М. Вес КР почти 4 тонны, вес БЧ – 0.3 тонны. СУ эсминца проводила полный залп за полминуты. Вероятность поражения — 0.94-0.99;

— РБУ -1000 – противолодочное/противоторпедное вооружение. Реактивный бомбомет с боезапасом 48 РГБ. Дальность поражения до одного километра.
— 2 ТА калибра 533мм. противолодочное вооружение. Использовались торпеды СЭТ-65/53М, УСЭТ-80.
— РМ-1/УДМ/ПМ-1-минное вооружение. Для использования мин установлены минные рельсы. Боезапас 22 мины.
— КА-27ПЛ/КА-25ПЛ – авиационное вооружение. Для использования вертолета на корабле имеется площадка (середина корабля) и телескопический ангар. Бортовой запас топлива позволяет обеспечить вертолету две дозаправки.
— 21-КМ – салютные орудия. В носовой части корабля (полубак) установлены два 45мм салютных орудия.

РТВ включает в себя:
-РЛС обнаружения «Фрегат» см-диапазона на первых 3 кораблях, РЛС «Фрегат-М» на двух следующих, и на остальных РЛС «Фрегат-МА»;
— систему загоризонтного целеуказания «Мост», в которую входит пассивная РЛС КРС-27 (4 дианазона), РТС и ВЗОИ.
— комплекс целеуказания «Минерал» для ПКРК;
— ГАК «Платина-С» — станция обнаружения подлодок, установлена в бульбовом носовом обтекателе. С шестого корабля – ГАК «Платина-МС» и система управления «Пурга»;
— станция МГ-7 – станция обнаружения пловцов-диверсантов.

В состав РЭБ входят:
— МП-401 – комплекс РТР;
— МП-407 – станция постановки активных помех;
— ПК-2М – комплекс постановки пассивных ложных целей. Состоит из двух 140-мм двуствольных ПУ ЗиФ-121;
— СУ «Смета» — система управления ПК-2М
— с 9 корабля устанавливают дополнительно ПК-10М – комплекс с 4/8 122-мм десятиствольными ПУ ложных целей;
— СРЭП с РТР «Спринт-401С» дополнительные СОиП.

Навигация: навигационные РЛС типа МР-212, лаг ИЭЛ-1, гирокомпас, автопрокладчик, эхолот, системы навигации типа КПФ-3К/КПИ-7Ф, радиопеленгатор, магнитный компас, космические системы навигации типа Парус, АДК-3М, Цикада.

Эскадренные эсминцы проект 965 – 22 единицы:
— списаны корабли: «Отчаянный», «Современный», «Отличный», «Окрыленный», «Безупречный», «Расторопный», «Боевой», «Безудержный»/»Гремящий».
— проданы КНР: «Важный»/»Екатеринбург»/»ХАНЬЧЖОУ», «Вдумчивый»/»Александр Невский»/ «ФУЧЖОУ», «Внушительный»/ «ТАЙЧЖОУ», «Вечный»/»НИНБО».
— утилизация: «Осмотрительный», «Стойкий», «Внушительный».
— недостроенный: «Внушительный».

В составе ВМФ России:
— КТОФ –»Бурный» (ремонт), «Быстрый», «Безбоязненный»(резерв)
— КСФ – «Адмирал Ушаков».
— ДКБФ – «Беспокойный» (резерв), «Московский комсомолец»/»Настойчивый».
Итого: действующих эсминцев проекта 956 на 2012 год – 3 единицы

Основные характеристики:
— водоизмещение стандарт/полное/макс – 6.5/7.9/8.5 тысяч тонн;
— длина по ватерлинии/макс — 145/156.5 метра
— ширина по ватерлинии/макс – 16.8/17.2 метра;
— осадка средняя/макс – 5.9/8.2 метра;
— автономность до 30 суток;
— дополнительные плавсредства – командирский катер пр1390, рабочий катер пр338М, шестивесельный ял.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector