0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Характеристики Проект 26 — крейсера типа «Киров»

Крейсера проекта 26(бис) «Киров»

Содержание

История создания

В конце 1930 года специальная комиссия под руководством начальника Технического управления УВМС РККА А. К. Сивкова в Италии вела переговоры о приобретении для СССР ряда военных кораблей разных типов, в том числе и легких крейсеров. Начальник Морских сил РККА В. М. Орлов проявлял наибольший интерес к легким скоростным крейсерам типа «Кондотьери» (итал. Condottieri ).

Поскольку итальянцы отказывались продать готовый крейсер, в январе 1932 года В. М. Орлов обратился к наркомвоенмору К. Е. Ворошилову с предложением либо заказать крейсер на итальянском заводе для последующего копирования, либо строить крейсера на советских заводах с помощью итальянских специалистов. В феврале 1932 года В. М. Орлов выразил уверенность, что вместо модернизации и перевооружения крейсеров дореволюционных проектов следует строить новые корабли, соответствующие современным техническим и военным требованиям.

15 апреля 1932 года В. М. Орлов утвер­дил подписанное начальником Учебно-строевого управления ВМС Э. С. Панцержанским оператив­но-тактическое задание на разработку про­екта легкого крейсера, предназначенного для обес­печения боевых действий подводных лодок у своих баз и в море, разведки и поддерж­ки разведки и атак эсминцев, атаки (отра­жения) десанта противника и обеспечения своих тактических десантов, участия в ком­бинированном ударе сил флота по против­нику в море, боя с крейсерами противни­ка. Согласно ОТЗ, крейсер должен был иметь четыре 180-мм орудия (в двух двухорудийных башнях на носу и корме), четыре 100-мм универсальных и четыре 45-мм зенитных орудия, четыре 12,7-мм пулемета, два трехтрубных торпедных аппа­рата, четыре двухместных истребителя ДИ-6 на двух катапультах; максимальную скорость хода 37—38 узлов, дальность плавания эконо­мическим ходом 3000-3600 миль и стандартное водоизмеще­ние не более 6000 т. Был предусмотрен и вариант с тремя двухорудийными башнями — две на носу и одна на корме.

Предэскизное проектирование было поручено кораблестроительной секции Научно-технического комитета (НТК) под руководством Ю. А. Шиманского.

Летом 1932 года комиссия ВМС и «Союзверфи» при участии главного инжене­ра ЦКБС-1 В. А. Никитина подписала с фирмой «Ансальдо» договор о предостав­лении советской стороне одного комплекта энергетической установки и вспомогательных механизмов крейсера типа «Раймондо Монтекукколи» (увеличенный тип «Кондотьери») с теоретическим чертежом. Согласно договору итальянская сторона также брала на себя консультации по проектированию и техническую помощь в организации ста­пельных работ и производстве котлов, турбин и вспомогательных механизмов.

Предварительные расчеты, выполненные в 1932—1933 годах НИВК ВМС, подтвердили возможность установки шести 180-мм орудий в трех башнях при увеличении стан­дартного водоизмещении до 6500 тонн и сокращении количества носимых самолетов до двух КР-2. Бро­нирование корпуса рассчитывалось, исходя из требования обеспечить защиту от попадания 152-мм снаряда на дистанции 85—115 кабельтовых и курсовых углах 0 — 50° и 130—180°.

19 марта 1933 года В. М. Орлов утвердил «Тактическое задание на легкий крейсер с механизмами (турбинами) итальян­ского крейсера «Монтекукколи» мощностью 106—120 тыс. л. с». 20 апреля 1933 года Орлов утвердил эскизный проект крейсера. 8 мая Управление ВМС заключило с ЦКБС-1 (ЦКБ-17) договор на разработ­ку технического проекта. Руководителем проекта был назначен начальник корпусного отде­ла бюро А.И.Маслов. Главным наблюдающим от ВМС был назначен В. П. Благовещенский. Проекту был присвоен номер 26.

За основу проекта был принят теоретический чертеж крейсера «Эудженио ди Савойя», еще более крупного, чем «Монтекукколи», для которого изначально и пред­назначалась закупленная в Италии ГЭУ.

5 октября 1934 года на совещании в АНИМИ инженер Ленинградского металли­ческого завода А. А. Флоренский, руководивший разработкой башен главного калибра, предложил установить в каждой башне ГК по три орудия в одной качающейся части, что должно было увеличить массу каждой башни на 30 тонн. 5 ноября предложение было утверждено, и проект был соответствующим образом скорректирован. Помимо изменения вооружения, расположения артпогребов и бронирования были изменены кормовые обводы корпуса и конструкция форштевня (с учетом установки противоминных параванов), а кормовая оконечность вместо крейсерской получи­ла транцевую форму. В отличие поперечной системы набора, применявшейся в первоначальном итальянском проекте, корпус советского крейсера решили строить по смешанной системе: в средней части использовалась продольная система со шпацией рамных шпангоутов 750 мм, а в оконечностях — поперечная, со шпацией 500 мм. Непо­топляемость обеспечивалась при затоплении трех любых смежных отсеков.

Читать еще:  Видео Ка-25 - противолодочный вертолёт

Главные турбозубчатые аг­регаты (ГТЗА) были модифицированы с целью увеличеня мощности. По предварительным рас­четам ожидалось, что при водоизме­щении около 7700 тонн крейсер разовьет на испытаниях не менее 37 узлов при форсировке турбин до 126 500 л. с.

Конструкция

Вооружение крейсера составляли девять 180-мм орудий Б-1-П в трех башнях МК-3-180, расположенных в диаметральной плоскости (носовые одна над дру­гой), шесть 100-мм универсальных орудий Б-34БМ в палуб­ных установках, шесть 45-мм зенитных полуавтоматов, четыре 12,7-мм пулемета ДШК, два трехтрубных торпедных аппарата 39-Ю калибра 533 мм, два гидросамолета-разведчика КОР-1 с ката­пультой типа «Хенкель», 164 якорных мины образца 1912 года или 100 якорных мин КБ-1, 2 бомбомёта БМБ-1 с боезапасом в 20 больших и 30 малых глубинных бомб.

Во время Великой Отечественной войны было решено усилить зенитное вооружение. 45-мм полуавтоматы были заменены 10-15 37-мм автоматами 70К, число пулемётов ДШК было доведено до 12.

Управление огнём артиллерии ГК осуществлялось системой ПУС «Молния», которая включала центральный автомат стрельбы, визиры центральной наводки, три 6-метровых стереодальномера ДМ-6 (в КДП на фок-мачте) и по одному такому же дальномеру в каждой башне главного калибра.

Управление стрельбой 100-мм орудий осуществлялось системой МПУАЗО «Горизонт», состоявшей из стабилизированных по углу крена постов наводки с 3-метровыми дальномерами типа ДМ-3.

Зенитная артиллерия ближнего боя специальной системы управления огнём не имела. Целеуказание осуществлялось командирами батарей.

Средства обнаружения подводных лодок состояли из шумопеленгаторной станции «Арктур». Радиовооружение системы «Блокада-2» включало 5 передатчиков, 17 приёмников и 2 радиостанции. Маскировку обеспечивали паронефтяная дымоаппаратура ДА-1, химическая — ДА-2 и запас дымовых шашек.

Бортовой броневой пояс шириной 3,4 метра, длиной 121 метр и толщиной 50 мм. Бронирование, траверзов, барбетов и палубы — 50 мм; крыша и лоб башни ГК — 70 мм, боковые и задние стенки башни ГК — 50 мм; стенки боевой рубки — 150 мм, крыша боевой рубки — 50 мм; рулевое и румпельное отделения — 30 мм; посты наводки торпедных аппаратов — 14 мм; КДП главного калибра — 8 мм; стабилизированные посты наводки и щиты 100-мм орудий — 7 мм. Броня гомогенная.

Скорость хода при водоизмещении 7700 т — 37 узлов, дальность плавания экономическим ходом (18 уз.) — 3000 миль.

Стандартное водоизмещение 7170 т, нормаль­ное — 7700 т и полное — 8800 т, наибольшая длина — 191 м, ширина без брони — 17,56, высота борта на миделе —10,1, осадка при нормальном водоизмещении — 5,27 м. Корпус имел полубачную архитектуру и разделялся на 19 водонепроницаемых отсеков. С 61 по 224 шпангоуты дно было двойным.

Главная энергетическая установ­ка состояла из двух ГТЗА по 55 000 л.с. (при частоте вращения гребного винта 290 об/мин) с тремя турбинами переднего и двумя турбинами заднего хода каждый и шести водотрубных котлов типа Ярроу-Норман с параметрами пара 325 °C, 23 атм. Электрооборудование корабля работало на постоянном токе напряжением 230 В и снабжалось электроэнергией от четырёх турбогенераторов и двух дизель-генераторов мощностью по 165 кВт каждый. На стоянке турбогенераторы питались паром от двух вспомогательных котлов, помещённых в кормовой надстройке.

Нормальный запас топлива составлял 640 тонн, полный — 1280 тонн мазута.

Штат экипажа мирного времени составлял 54 офицера, 148 старшин и 532 краснофлотца. Офицеры и старшины команд помещались в каютах, а краснофлотцы в одиннадцати кубриках с трехъярусными койками. На крейсерах был оборудован клуб с киноустановкой, бани, душевые, механическая прачечная, парикмахерская, лазарет и амбулатория.

Для того, чтобы уложиться требования технического задания по водоизмеще­нию пришлось отказаться от кормовой группы артилле­рийских постов орудий главного калибра и запасных торпед, уменьшить бое­запас 100-мм пушек, облегчить конструкцию фок-мачты. В виде эксперимента кормо­вую ходовую рубку, ряд второстепенных переборок и выгородок, сходных и вентиляционных шахт выполнили из дюралюминия. Тем не менее, испытания головного корабля вы­явили 890-тонную перегрузку.

Проект 26бис

Начиная с третьего корабля серии, «Максим Горький», крейсера строились по измененному проекту 26бис. Основные изменения коснулись архитектуры носовой надстройки — четырехногая фок-мачта была заменена башнеобразной, чтобы обеспечить круговой обзор из боевой рубки, снизить вибрацию расположенного на мачте КДП, уменьшить силуэт крейсера и увеличить зону обстрела 100-мм орудий в носовых углах. Кроме того, были установлены более совершенные системы приборов управления стрельбой главного калибра «Молния-АЦ» и морских приборов управления артиллерийским зенитным огнём «Горизонт-2». В систему МПУАЗО входило два расположенных побортно стабилизированных визирных поста (СВП). Стабилизация осуществлялась по углу крена, что повышало результативность стрельбы по воздушным целям.

Читать еще:  Исторические сведения Тип «К» серия XIV - дизель-электрические подводные лодки

Броневая защита борта была увеличена до 70 мм. Для увеличения дальности плавания полный запас топлива довели до 1310 тонн при некотором уменьшении запаса бензина для самолётов. Были установлены катапульты типа ЗК-1Б.

Крейсеры типа «Киров» (пр. 26, 26-бис) в Великой Отечественной войне (боевая служба)

Советские крейсеры типа «КИРОВ» (проект 26, 26-бис):

Основные тактико-технические элементы
крейсеров проектов 26 и 26-бис

* В связи с установкой дополнительного вооружения стандартное водоизмещение «Максима Горького» в 1945 г. возросло до 8522 т;

** При наибольшем запасе топлива 1707 т;

*** При вступлении в строй имел 8 76-мм орудий 34-К

Состав радиолокационных станций на крейсерах пр.26 и 26-бис (по состоянию на 1944 г.)

Основные статьи нагрузки крейсера проекта 26-бис для нормального водоизмещения, т:

Характеристики артиллерийских систем крейсеров типа «Киров»

Крейсера проекта 26

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

Легкие крейсера типов “Киров” (пр. 26) и “Максим Горький” (пр. 26-бис) – 6 единиц

проект 26
“Киров” 22.10.1935 / 30.11.1936 / 26.9.1938 – исключен 22.2.1974
“Ворошилов” 15.10.1935 / 26.7.1937 / 20.6.1940 – исключен 2.3.1973

проект 26-бис
“Максим Горький” 20.12.1936 / 30.4.1938 / 12.12.1940 – исключен 18.4.1959
“Молотов” 14.1.1937 / 4.12.1939 / 14.6.1941 – исключен 4.4.1972
“Калинин” 12.8.1938 / 8.5.1942* / 31.12.1942 – исключен 12.4.1963
“Каганович” 26.8.1938 / 7.5.1944* / 6.12.1944 – исключен 6.2.1960

* Дата вывода из дока.

Проект 26:
7756/9287 (“Киров”), 7845/9400 (“Ворошилов”) т; 187(вл)/191,3×17,7×5,75-6,15 м; 2 ТЗА, 6 ПК, 110000 л.с; 35 уз.; 1290 т нефти; 3750 (“Киров”) или 2140 (“Ворошило”)(18) миль. Броня: пояс, траверсы, палуба, башни – 50 мм, рубка – 150-100 мм. Эк. 734 чел. 3×3 – 180-мм/57, 6×1 – 100-мм/56, 6×1 – 45-мм/46, 4×1 – 12,7-мм пул., 2×3 – 533-мм ТА, 1 катапульта, 2 гидросамолета, 100 мин

Проект 26-бис:
8048/9575-9882 т; 187 (вл)/191,4×17,7×5,87-6,3 м; 2 ТЗА, 6 ПК, 110000 л.с; 35 уз.; 1660 т нефти; 4880 (17,8)(“М. Горький”), 3850 (18)(“Молотов”) или 5100 (17)(остальные) миль. Броня: пояс, траверсы – 70 мм, палуба – 50 мм, башни – 70-50 мм, барбеты – 70 мм, рубка – 150-50 мм. Эк. 897 чел. 3×3 – 180-мм/57, 6×1 – 100-мм/56 (“М. Горький” и “Молотов”) или 8×1 – 85-мм/52 (“Калинин” и “Каганович”), 9×1 – 45-мм/46 (6×1 на “Калинин”, нет на “Каганович”), 10×1 (“Калинин”) или 21×1 (“Каганович”) – 37-мм/67, 4×1 – 12,7-мм пул., 2×3 – 533-мм ТА, 1 катапульта, 2 гидросамолета, 100 мин

Первые крупные корабли, спроектированные и построенные в СССР. Проект разработан при технической помощи Италии, там же закуплена ЭУ для головного корабля (ранее предназначалась для КРЛ “Eugenio di Savoia”). Окончательный вариант пр.26 утвержден 29.12.1934 и по нему заложено 2 корабля – “Киров” для КБФ и “ВороШилов” для ЧФ. В конце 1937 г. утвержден пр.26-бис, отличавшийся несколько усиленным бронированием, формой носовой надстройки, новой СУАО и увеличенным запасом топлива. По нему заложено еще 4 корабля: “Максим Горький” для КБФ, “Молотов” для ЧФ, “Калинин” и “Каганович” для ТОФ; последние вошли в строй уже после начала войны с измененным составом зенитного вооружения. В основу конструкции корпуса положен итал. КРЛ “Eugenio di Savoia”. Изменения коснулись в основном оконечностей: носовая выполнялась без бульба, кормовая же имела более полные обводы и была транцевой, а не “крейсерской”.

Внешне корабли отличались формой носовой надстройки. На пр.26 она строилась вокруг четырехопорной фок-мачты с расположенным наверху КДП, которая была подвержена вибрации и закрывала обзор из ходовой рубки. Крейсера пр.26-бис получили новую башенноподобную надстройку, напоминавшую итал. КРЛ типа “Montecuccoli”, а массивная фок-мачта была заменена легкой треногой. Защита крейсеров пр.26 включала 50 мм пояс длиной 121 м и высотой 3,4 м, замыкавшийся 50-мм траверсами. Сверху на него накладывалась 50 мм бронепалуба. Башни и барбеты со всех сторон бронировались 50 мм листами, боевая рубка имела 150 мм стенки и 100-мм крышу. Румпельное отделение прикрывалось 20 мм броней. В пр.26-бис схема бронирования осталась той же, но толщину пояса, траверсов, лобовых плит и крыш башен, барбетов увеличили до 70 мм, румпельного отделения-до 30 мм. По оценкам, она обеспечивала защиту от 152 мм снарядов на дистанциях 97-122 кбт.

Важнейшей особенностью крейсеров стала артиллерия главного калибра. 180 мм/57 орудия Б-1-К размещались в трехорудийных башнях, которые проектировалась с помощью итальянцев, следствием чего стало размещение всех стволов в общей люльке. Дальность стрельбы 97,5-кг снарядом достигала 200 кбт. В связи с этим, следует отметить, что в СССР крейсера пр.26 и 26-бис числились легкими, хотя согласно международным нормам по калибру артиллерии они должны быть отнесены к тяжелым. Основу зенитного вооружения составляли 6×1 100-мм/56 орудий. Для достраивавшихся в годы войны “Калинина” и “Кагановича” их не оказалось, поэтому они получили по 8×1 85 мм/52 орудий 90-К, однако из-за неготовности установок, “Калинин” при вступлении в строй был вооружен 8×1 76 мм/55 зенитками 34-К. Также на них до 1945 г. отсутствовало авиационное вооружение. ЭУ размещалась в восьми отсеках и компоновалась в два автономных эшелона. На “Кирове” стояли итал. ТЗА системы “Beluzzo” фирмы “Ansaldo”, для остальных они изготавливались по лицензии. Проектная мощность составляла 110 000 л.с, однако ТЗА советского производства оказались несколько мощнее и экономичнее итальянских. На испытаниях “Киров” показал 35,94 уз. при водоизмещении 8604 т и мощности 113500 л.с; “Ворошилов” развил 36,72 уз. при 122 500 л.с; “М. Горький” – 36,1 уз. при 8610 т и 129 750 л.с; “Молотов” – 36,3 уз. при 133000 л.с; “Калинин” – 35 уз. при 109500 л.с. (кратковременно – 36 уз. при 126900 л.с); “Каганович” показал среднюю скорость 35,65 уз. На “Кирове” в сентябре 1941 г. вместо 3 45-мм/45 пушек установлено 5×1 37-мм/67 автоматов 70-К; весной 1942 г. демонтирована катапульта и оставшиеся 45-мм пушки, установлено 2×1 100-мм/56 орудия, 6×1 37-мм/67 автоматов, 2×4 и 2×1 12,7-мм пулемета. На “Ворошилове” в августе 1941 г. все 45-мм пушки заменены 37 мм/67 автоматами. В августе 1942 г. добавлено 2×1 37-мм, в декабре 1942 г. еще 1×1 37-мм и 2×4 12,7-мм пул.; в феврале – 1943 г. – еще 2×1 37-мм, в апреле 1943 г. – еще 3×1 37-мм (общее число достигло 14). В декабре 1943 г. дополнительно установили 6×1 45-мм, которые сняли в марте 1945 г. С “М. Горького” в августе 1941 г. демонтировали катапульту и все 45-мм пушки, установили 10×1 37 мм/67 автоматов; в 1942 г. добавлено ещэ 5×1 37 мм и 2×4 12,7-мм пул.; в августе 1944 г. установлено еще 2×1 37 мм, но в августе 1945 г. их сняли. На “Молотове” в конце 1941 г. 3×1 45-мм заменены на 4×1 37 мм/67; в 1942 г. смонтировано 2×4 12,7-мм пул.; к 1944 г. на крейсере имелось 6×1 45 мм/46, 12×1 37 мм/67, 2×4 и 4×1 12,7-мм пул. “Калинин” при вступлении в строй нес 6×1 45 мм/46 и 10×1 37 мм/67, в 1944 г. первые сняты, а число 37 мм доведено до 19. В мае 1943 г. 76 мм зен. заменены штатными 85 мм. На “Молотове” в декабре 1940 г. смонтировали совет. РЛС “Редут-К”; в 1944 г. на нем прошла испытания РЛС УАО ГК “Марс-1”. В том же году на остальные корабли были установлены РЛС брит. производства: на балтийские – типа 291, на “Ворошилов”, “Калинин” и “Каганович” – типа 281 (на тихоокеанские также по одной амер. SG). Все, кроме “Молотова”, получили по две РЛС УАЗО типа 282 и две РЛС УАО ГК типа 285 (на “Калинине” вместо последних стояли 2 совет. “Юпитер-1”), а “Киров”, “Ворошилов” и “Максим Горький” – также по одной типа 284. В связи с модернизациями стандартное водоизмещение “Кирова” в 1945 г. достигло 8100 т; “М. Горького” – 8388 т. К 1944 г. экипаж “Кирова” – 872 чел., “Ворошилова” – 881 чел., “М. Горького” – 963 чел., “Молотова” – 863 чел.

Читать еще:  Исторические сведения РПГ-6 - ручная противотанковая граната

“Киров” 29.4.1958 выведен из боевого состава и поставлен на консервацию; 6.9.1960 расконсервирован; 3.8.1961 переклассифицирован в учебный; 22.2.1974 исключен; разобран в 1975-1977 гг.
“Максим Горький” 17.2.1956 выведен из боевого состава; 18.4.1959 исключен и сдан на слом.
“Молотов” 3.8.1957 переименован в “Слава”; 14.1.1959 выведен из боевого состава и законсервирован, но 14.7.1960 вновь введен в строй; 3.8.1961 переклассифицирован в учебный. 4.4.1972 исключен и сдан на слом.
“Калинин” 7.5.1956 выведен из боевого состава и поставлен на консервацию; 1.12.1957 вновь введен в строй; 6.2.1960 разоружен и переклассифицирован в плавказарму ПКЗ-21; 12.4.1963 исключен и сдан на слом.
“Каганович” в 1946 г. переименован в “Лазарь Каганович”, 3.8.1957 – в “Петропавловск”; 6.2.1960 исключен и сдан на слом.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector