10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Характеристики Проект 1135 (тип «Буревестник») и 11351 (тип «Нерей») — сторожевые корабли

Семейство сторожевых кораблей пр. 1135 «Буревестник»: полвека на службе

Как сообщают «Известия», в середине мая в море вновь выйдет один из старейших кораблей российского флота – сторожевик «Ладный», построенный по проекту 1135 «Буревестник». Вернувшись в боевой состав Черноморского флота, «Ладный» вновь сможет нести службу вместе с другими «Буревестниками», построенными по улучшенным версиям пр. 1135. История этого проекта представляет большой интерес. Конструкция, созданная еще в шестидесятых годах, имела высочайший модернизационный потенциал, используемый до сих пор.

Перспективный сторожевик

Тактико-техническое задание на новый сторожевой корабль (СКР), способный вести длительное патрулирование и сопровождать корабельные группы, защищая их от различных атак, было выдано в 1964 г. В 1968 гг. ленинградское ЦКБ-53 (ныне Северное ПКБ) завершило проектные работы по теме «1135» / «Буревестник», и вскоре на заводе «Янтарь» (г. Калининград) началось строительство головного сторожевика «Бдительный». В самом конце 1970 г. он вошел в состав Балтийского флота.

Серийное строительство «Буревестников» велось на калининградском «Янтаре», на ленинградском Заводе им. Жданова (ныне «Северная верфь») и на керченском «Заливе». С 1968 по 1980 г. предприятия заложили 21 СКР нового типа. Корабли предназначались для всех четырех флотов ВМФ СССР. Последний корабль сдали «под елочку» в 1981 г.

Служба большинства кораблей первой серии продолжалась до девяностых-двухтысячных годов. После развала СССР несколько сторожевиков достались Украине. Кроме того, в этот период корабли стали списывать из-за морального и физического устаревания, а также по причине невозможности дальнейшей эксплуатации. По итогам этих событий в составе российского флота остался только один СКР пр. 1135 – «Ладный», построенный в 1979-80 гг. Сейчас он завершает ремонт и вскоре должен вновь выйти в море.

Литера «М»

Уже в 1972 г., по результатам первых лет эксплуатации кораблей пр. 1135, появилось ТТЗ на проведение модернизации. Сторожевики улучшенного пр. 1135М должны были нести иное оснащение и вооружение с более высокими характеристиками. По результатам модернизации корабли нарастили мощь артиллерии и противолодочный потенциал.

Ввиду недостаточной огневой мощи спаренные артустановки АК-726 заменили изделиями АК-100 с орудием большего калибра и РЛС управления огнем МР-145 «Лев». ГАС типа МГ-332 «Титан-2» заменили более новой МГ-332МС «Титан-2Т». Также имели место другие доработки разного рода.

Головной корабль пр. 1135М заложили в конце 1973 г. и приняли в состав ВМФ через два года. Строительство серии продолжалось до начала восьмидесятых. Последний 11-й корабль серии, «Пытливый», сдали флоту в конце 1981 г. Корабли вновь распределялись между всеми флотами ВМФ СССР.

Модернизированные «Буревестники» в большинстве своем служили до рубежа девяностых и двухтысячных, после чего были списаны и утилизированы. В строю остается только корабль «Пытливый». Как и более старый «Ладный», он несет службу в составе Черноморского флота.

Пограничный сторожевик

В 1980 г. судостроители получили заказ от КГБ – имеющийся сторожевик пр. 1135 требовали доработать для использования в морских частях пограничных войск. Новый проект 1135.1 «Нерей» вновь разрабатывался в ЦКБ-53.

Пограничный СКР лишился противолодочной системы РБУ-6000; на место ее пусковой установки с кормы перенесли изделие АК-100 с РЛС «Лев». Также с кормы убрали ЗРК «Оса-М», а высвободившееся место использовали под вертолетную площадку. Побортно разместили две установки АК-630М с РЛС управления МР-123 «Вымпел». Гидроакустический комплекс обновили с применением изделий МГК-335 «Платина» и МГК-345 «Бронза».

Сторожевики пр. «Нерей» строились на заводе «Залив» с 1981 г. До распада СССР погранвойска КГБ успели получить семь кораблей; еще два оставались на разных стадиях строительства. Восьмой корабль серии достался Украине – теперь это флагман ее ВМС «Гетман Сагайдачный». Девятый корабль, заложенный в 1992 г., через несколько лет разобрали на стапеле.

С 1998 по 2002 г. российские погранвойска списали четыре сторожевика. Не так давно, в 2017-м закончил службу пятый, «Воровский». В строю остаются два корабля – «Орел» и «Дзержинский».

Новые модернизации

В начале восьмидесятых был поднят вопрос модернизации наличных кораблей с целью повышения их боевых возможностей. В 1983 г. был подготовлен проект модернизации 1135.2, предлагавший кардинальную модернизацию радиоэлектронного, гидроакустического и ракетного вооружения. Установка новых систем могла осуществляться при капитальном ремонте корабля.

Пр. 1135.2 предлагал удаление противолодочного комплекса и монтаж ударной системы «Уран» с противокорабельными ракетами. Старые ГАС заменялись единым ГАК МГК-365 «Звезда-М1». Предусматривалось серьезное обновление комплекса радиолокаторов.

Модернизацию кораблей поручили нескольким предприятиям, по месту службы кораблей. Процесс ремонта и переоснащения стартовал одновременно с пресловутой Перестройкой – и к распаду СССР успели обновить только три сторожевика. Два из них несли службу до двухтысячных годов, а третий списали в 2012-м.

Другой проект, 1135.3, предлагал замену противолодочного комплекса УРПК-4 «Метель» более новым УРПК-5 «Раструб», а также модернизацию гидроакустических систем при помощи ГАК «Звезда-М1». Такое оборудование и вооружение поучил только СКР «Жаркий» их состава Северного флота. Он продолжал службу до 2002 г.

Экспорт и модульность

В девяностых годах Северное ПКБ разработало новый вариант пр. «Буревестник» – на этот раз с прицелом на зарубежный рынок. Исходную конструкцию сторожевика переработали с учетом современных тенденций, возможных пожеланий заказчиков и перспективных систем вооружений. Итоговый вариант такого проекта, доведенный до серии, получил номер 1135.6 (11356) и индийское имя «Тальвар».

При переработке предыдущих проектов сохранили только основные конструкции корпуса и часть общих систем. Остальное полностью переработали с внедрением модульной архитектуры, упрощающей как изменение проекта с учетом пожеланий заказчика, так и последующую модернизацию. После таких изменений корабль стал немного длиннее, а полное водоизмещение выросло с 3,19 тыс. т до 4 тыс. т.

«Тальвар» оснастили современным отечественным и зарубежным радиоэлектронным и гидроакустическим оборудованием. Основой комплекса вооружений стала универсальная пусковая установка 3С-14 с 8 ячейками для ТПК ракет разных типов. Изначально главным ударным оружием являлись ракеты Club-N, затем появилась возможность применения изделий BrahMos. Корабль сохранил 100-мм артустановку, но получил новые зенитные средства.

Читать еще:  Статьи Клыч офицерский Уральской сотни лейб-гвардии Сводно-Казачьего полка

В 1999 г. на Балтийском заводе состоялась закладка первого корабля пр. 1135.6 для ВМС Индии. Этот заказ предусматривал поставку трех кораблей – они вошли в состав флота в 2003-2004 гг. В 2007-11 гг. завод «Янтарь» построил вторую серию сторожевиков. С лета 2013 г. в составе индийского флота числится шесть «Тальваров».

Следующее поколение

В двухтысячных годах на базе пр. 11356 был создан новый пр. 11356Р. Суть нового проекта заключалась в переработке экспортного «Тальвара» с учетом требований ВМФ России. Основные подходы к конструированию и подбору комплектующих остались прежними, но изменился состав вооружения и оборудования.

В 2010 и 2011 г. Минобороны России разместило два заказа на шесть новых сторожевиков / фрегатов. В дальнейшем рассматривалась возможность строительства еще трех. Предполагалось передать корабли Черноморскому, Балтийскому и Тихоокеанскому флотам, но затем подобные планы сократили. Все построенные фрегаты должны были поступить в состав Черноморского флота.

Головной корабль «Адмирал Григорович» заложили в конце 2010 г. и приняли в состав флота в 2016-м. Через несколько месяцев подняли флаг на «Адмирале Эссене», строившемся с 2011 г. В конце 2017 г. флот получил фрегат «Адмирал Макаров».

Строительство трех других кораблей столкнулось с проблемой. В 2014 г. украинская промышленность отказалась поставлять необходимые силовые установки, и строящиеся СКР остались без двигателей. В дальнейшем неоднократно появлялись различные сообщения о возможных действиях и мерах. Строительство могло быть заморожено или продолжено с использованием российских энергоустановок – с серьезным отставанием от исходного графика.

В июле 2019 г. стало известно, что три недостроенных корабля выкупила Индия. Российский завод продолжит строительство, а индийская сторона в обход российских судостроителей должна приобрести украинские двигатели. Сдача трех кораблей ВМС Индии ожидается в 2023-24 гг.

Полвека в строю

31 декабря 2020 г. исполняется ровно 50 лет со дня ввода в строй первого сторожевого корабля пр. 1135 «Буревестник». За первым «Бдительным» последовало еще 19 кораблей исходного проекта и 11 модернизированного. Впоследствии четыре таких СКР прошли модернизацию до 1135.2 и 1135.3. Также промышленность построила 8 пограничных кораблей «Нерей». По последним проектам 11356 и 11356Р построили шесть кораблей для Индии (еще три строятся) и три для России.

К настоящему времени по всем проектам семейства 1135 построено 48 кораблей, и в ближайшем будущем в море выйдут новые. При этом за прошедшие полвека большая часть сторожевиков закончила свою службу. Сейчас ВМФ России располагает всего двумя кораблями ранних проектов и тремя современными пр. 11356Р. В распоряжении погранвойск ФСБ остается два корабля пр. 1135.1. В зарубежных флотах несут службу семь боевых единиц – в основном это современные «Тальвары».

История проекта 1135 и его производных представляет большой интерес. Базовый проект семейства создавался в середине шестидесятых годов согласно требованиям своего времени. В дальнейшем требования менялись, и проект дорабатывался тем или иным образом. Наконец, в конце прошлого века проект подвергся радикальной переработке – но с сохранением значительной части черт.

В результате в составе ВМФ России можно одновременно наблюдать сторожевики «Ладный» и «Пытливый», построенные на рубеже семидесятых-восьмидесятых, а также совершенно новые фрегаты «адмиральской серии». Все это стало возможно благодаря высочайшему модернизационному потенциалу проекта, заложенному более полувека назад.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Характеристики Проект 1135 (тип «Буревестник») и 11351 (тип «Нерей») — сторожевые корабли

Для морских частей погранвойск КГБ СССР Северное ПКБ разработало проект сторожевого корабля, предназначенного для несения дозорной службы, охраны экономической зоны и борьбы с контрабандой. Проект, утвержденный в начале 70-х годов и получивший обозначение 11351 («Нерей»), являлся развитием проектов 1135 и 1135М и отличался от них прежде всего изменением состава вооружения и наличием вертолета. По проекту планировалось построить серию из 12 кораблей, которые предполагалось использовать прежде всего в зоне Тихого океана.

Головной корабль серии СКР 113 «Менжинский» был заложен 14.08.1981 г. на судостроительном заводе «Залив» в г. Керчь и вступил в строй 29.12.1983 г. За ним последовали 057 «Дзержинский», 156 «Орел» (до 07.03.1986 г. «Юрий Андропов»), 060 «Анадырь» (до 05.1996 г. «Имени 70-летия погранвойск»), 103 «Кедров», 052 «Боровский». Все эти корабли вступили в строй до развала СССР и в настоящее время лишь часть из них входят в состав ВМФ России. Из оставшихся на стапелях трех кораблей достроен лишь СКР «Киров», который 02.04.1993 г введен в состав ВМС Украины под названием U130 «Гетьман Сагайдачный».
Конструкция корпусов кораблей проекта 11351 практически не отличается от конструкции корпусов сторожевиков проекта 1135. Они также изготовлены из стали и снабжены удлиненным полубаком и двойным дном; разделены водонепроницаемыми переборками на 13 отсеков и имеют в носовой части бульбообразный обтекатель гидроакустической станции «Платина-С».
Надстройки спроектированы заново в соответствии с назначением корабля. Они изготовлены из магниево-алюминиевых сплавов. В кормовой части корабля оборудована площадка для вертолета Ка-27, а также смонтирован ангар. Под вертолетной площадкой имеется выгородка для антенны гидроакустической станции «Бронза».
Главная энергетическая установка — газотурбинная. На каждый из двух валов работают форсажная и маршевая турбины. Суммарная мощность установки — 48 000 л.с., она обеспечивает наибольшую скорость хода 32 узла. При 14-узловом ходе дальность плавания составляет 3900 миль.

Корабли проекта 11351 имеют излишне мощное для пограничных сторожевиков вооружение. Кроме ЗРК «Оса-МА2» они вооружены скорострельной 100-мм артустановкой АК-100, двумя зенитными 30-мм автоматами АК-630, двумя четырехтрубными 533-мм торпедными аппаратами для стрельбы торпедами 53-65К и СЭТ-65, а также двумя 12-ствольными реактивными бомбометными установками РБУ-6000. Кроме того, корабли имеют оборудование для постановки минных заграждений.
Возможно, такой состав вооружения объясняется тем, что во время разработки проекта имели место инциденты в спорных районах мирового океана, богатых рыбными ресурсами. Тогда некоторые страны высылали военные корабли для обеспечения деятельности своих рыбаков.
Главным компонентом установленного на кораблях радиоэлектронного вооружения является боевая информационно-управляющая система «Сапфир У». Для управления огнем 100-мм и 30-мм артустановок используются соответственно РЛС «Лев» (МР-214) и «Вымпел» (МР-123), обнаружение воздушных целей осуществляется с помощью РЛС «Фрегат МА» (МР-750) или «Ангара А» (на СКР «Менжинский» и «Дзержинский»). Имеются также гидроакустические станции «Платина-С» и «Бронза» и комплекс радиоэлектронной борьбы «Старт».
Дальнейшим развитием проекта 11351 стал проект сторожевого корабля 11356, разработанный Северным ПКБ по заказу индийских ВМС.

Читать еще:  Рисунки МиГ-31Д - программа противоспутниковой ракеты воздушного базирования

Тактико-технические характеристики кораблей проекта 11351 «Нерей»

Водоизмещение, т:
стандартное 3180, 3070
полное 3670, 3545

Главные размерения, м:

длина наибольшая (по КВЛ) 123 (113)
ширина наибольшая (по КВЛ) 14,2 (13,2)
осадка при полном водоизмещении 5,0, 4,72

Главная энергетическая установка:
тип газотурбинная (форсажная + маршевая)
форсажных ГТД — суммарная мощность, л.с. 2хМ8К -36 000
маршевых ГТД — суммарная мощность, л. с. 2 х М62 — 12 000

Скорость хода наибольшая, узлов 32

Дальность плавания, мили:

ходом 14 узлов 3900
ходом 30 узлов 1146

Вооружение:
Зенитный ракетный комплекс:
тип комплекса «Оса-МА2»
количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 1×2 (ЗИФ-122)
боекомплект 20 ЗУР 9МЗЗ

Артиллерийские комплексы:
тип АУ АК-100
количество АУх стволов 1×1
калибр, мм/длина ствола, калибров 100/60
боекомплект, выстрелов 200
тип АУ АК-630
количество АУ х стволов 2×1
калибр, мм/длина ствола, калибров 30/—
боекомплект, выстрелов 12 000

Противолодочное:
тип ТА палубные поворотные
количество ТА х труб — калибр 2×4 — 533-мм
боекомплект 8 торпед 53-65К и СЭТ-65
тип РБУ РБУ-6000
количество РБУ х стволов — калибр 2×12 — 213-мм
боекомплект 96 РГБ-60 или «Запад»

Минное:
количество мин заграждения до 20

Авиационное:
тип вертолета Ка-27ПЛ или Ка-29
количество 1

Экипаж (в том числе офицеров), человек 192 (31)

Фото корабля проекта 11351 «Нерей»

Программа модернизации сторожевых кораблей Проекта 1135 в альтернативные 1980х — 1990х

Существует мнение что плачевное состояние нашего ВМФ во многом следствие того что большая часть его корабельного состава была потеряна в 1990-х годах, когда зачастую списывались довольно современные корабли которые при надлежащем обслуживании и ремонте прослужили бы еще длительное время. Это заставило меня задуматься над тем как могли бы выглядеть сегодня при условии своевременного ремонта и модернизации СКР пр.1135.

Развивая линию больших противолодочных кораблей океанской зоны руководство ВМФ приняло решение начать разработку кораблей меньшего размера для обеспечения противолодочной и противовоздушной обороны корабельных группировок и поиска подводных лодок в открытых морских районах. Создать проект корабля относительно небольшого водоизмещения, способного решать широкий круг задач по проводке конвоев в районах локальных вооружённых конфликтов и охране территориальных вод, было поручено в 1964 году Северному ПКБ, главным конструктором назначили Н.П. Соболева, а главным наблюдающим от ВМФ стал капитан 2 ранга И.М.Стецюра. Проектирование корабля было закончено в 1966 году. Корпус корабля имеющий смешаную схему набора выполнен из стали марки МК-35 и разделен стальными поперечными переборками на 14 водонепроницаемых отсеков. По расчетам, корабль должен был оставаться на плаву при затоплении трех смежных или пяти несмежных отсеков. Корабль имел удлиненный полубак, клиперский форштевень, сравнительно высокий надводный борт имеющий большой развал шпангоутов в носовой оконечности и малыми углами заострения ватерлиний, плоской низкой кормой и строительным дифферентом на нос. Корпус имеющий смешаную схему набора был выполнен из стали марки МК-35 и разделен стальными поперечными переборками на 14 водонепроницаемых отсеков. Палубные надстройки расположенные на верхней палубе разделены на два блока и изготовлены из алюминиево-магниевого сплава АМГ-61. Главная энергетическая установка включала два газотурбинных агрегата М7К, каждый из которых включал маршевую газовую турбину мощностью 6000 л.с. и форсажную газовую турбину мощностью 18000 л.с. имевшие газовый реверс. Благодаря редуктору каждая из маршевых газовых турбин могла работать на оба валопровода. Гребные винты четырехлопастные, малошумные, переменного шага, с обтекателем. Время пуска турбин из холодного состояния составляло не более трех минут. Полный запас топлива составлял 550 тонн что обеспечивало дальность плавания экономическим ходом 5000 миль. Электро-энергетическая установка напряжением состояла из пяти дизельных генераторов по 500 кВт. Рулевое устройство с электрогидравлическими приводами и полубалансирным рулем. Система стабилизации включала бортовые кили и выдвижные управляемые рули успокоения качки. При проектировании особое внимание уделялось снижению физических полей корабля были применены двухкаскадная амортизация главных механизмов, вибродемпфирующие покрытия и установлена система пузырькового облака «Пелена». При сравнительно небольшом стандартном водоизмещении в 2800 тонн корабль имел достаточно мощное противолодочное вооружение состоящее из счетверенной ПУ ПЛРК УРПК-3 «Метель» с автономной системой управления «Муссон», двух четырёхтрубных 533-мм торпедных аппаратов ЧТА-53-1135 стрельба из которых могла вестись торпедами СЭТ-65 или 53-65К и двух реактивных бомбометов РБУ-6000 «Смерч-2». В кормовой части палубы имелись минные рельсы, на которые можно было принять 16 мин ИГДМ-500, 12 КСМ или 14 КРАБ. В состав гидроакустического вооружения входили ГАС МГ-332 «Титан-2» в бульбовом обтекателе и буксируемую ГАС МГ-325 «Вега». Кроме этого имелись две станции обнаружения подводных лодок по кильватерному следу. Зенитное вооружение включало: два ЗРК самообороны «Оса-М» и две спаренные универсальные 76,2-мм артиллерийские установки АК-726 с одной РЛС управления МР-105 «Турель». В качестве РЛС общего обнаружения на корабле использовалась РЛС МР-310 «Ангара-А». Впервые на кораблях данного класса была размещена боевая информационно управляющая система. Мореходные качества обеспечивали использование всех видов оружия на всех скоростях при состоянии моря до четырех баллов без успокоителей качки и более пяти баллов с их использованием, а буксируемую ГАС можно было использовать при волнении до 4 баллов. На западе этот корабль получил обозначение «Krivak-I class». Сторожевые корабли пр.1135 «Буревестник» разительно отличаясь от своих предшественников не только изящным обликом, но и системами вооружения, средствами обнаружения подводных лодок противника, передовой энергетикой и высоким уровнем автоматизации, эти корабли вывели противолодочную оборону на качественно новый уровень. Удачная конструкция обеспечила им долгую активную службу на всех морских и океанских театрах и позволило стать наиболее ходовыми и любимыми у военных моряков. Тем не менее у сторожевых кораблей пр.1135 было два крупных недостатка. Во-первых корабль не имел ударного ракетного оружия и мог поражать надводные цели только артиллерией и торпедами. Во-вторых дальность обнаружения подводной лодки гидроакустическими средствами была намного меньше дальности стрельбы ПЛУР. Если на проектах пр.1134Б для поиска подводных лодок на больших дальностях имелся вертолёт Ка-25, то на этом корабле он отсутствовал. Тогдашние «теоретики» использования этого корабля считали, что они будут действовать парами во взаимодействии с базовой противолодочной авиацией и таким образом удастся реализовать всю дальность стрельбы ПЛУР.

Читать еще:  Боевое применение Сабля легкокавалерийская обр. 1809 г.

В процессе строительства сторожевых кораблей пр.1135 было решено усилить их артиллерийское вооружение путем установки новейших 100-мм универсальных одноствольных артиллерийских установок АК-100 с РЛС управления огнём МР-145 «Лев». ПЛРК УРПК-3 «Метель» был заменен более совершенным ПЛРК УРПК-5 «Раструб-Б» который можно было применять как по подводным так и по надводным целям. ЗРК самообороны «Оса-М» были заменены более совершенными «Оса-МА». Остальной состав вооружения остался идентичным кораблям пр.1135. На кораблях установили более совершенную РЛС общего обнаружения МР-310У «Ангара-М» и ГАС МГ-332МС «Титан-2Т» с улучшенными параметрами обнаружения подводных целей. На крыше помещения лебедки буксируемой ГАС разместили взлетно-посадочную площадку для приёма грузов и посадки вертолета. Вышеперечисленные улучшения привели к увеличению стандартного водоизмещения СКР почти на 140 тонн, но благодаря удачной форме корпуса, динамические характеристики корабля практически не изменились. По пр.1135.1 было построено 11 кораблей, кроме того по нему был модернзирован 21 корабль построеный ранее по пр.1135, на западе эти корабли получили обозначение «Krivak-II class».

В дальнейшем в состав вооружения сторожевых кораблей пр.1135 был введен ПЛРК УРПК-6М «Водопад-НК» который обеспечивал поражение подводных и надводных целей и использовал в качестве пусковых установок штатные торпедные аппараты калибра 533-мм. Это позволило замнить счетверенную пусковую установку ПЛРК УРПК-5 «Раструб-Б» счетверенной пусковой установкой ПКРК П-270 «Москит». В качестве средства обнаружения и целеуказания ПКРК П-270 «Москит» использовался комплекс радиотехнических средств КРС-27 «Минерал». РЛС общего обнаружения МР-310 «Ангара-А» была заменена РЛС общего обнаружения МР-760 «Фрегат-МА».

В конце 1980-х годов была проведена еще одна модернизация сторожевых кораблей пр.1135 направленая на оснащение кораблей современными средствами ПВО. В рамках данной программы рассматривалось три варианта такой модернизации. Первый предусматривал размешение на борту корабля двух боевых модулей и двух модулей управления ЗРАК 3М87 «Кортик».

Второй вариант предусматривал размещение на корабле одной однобалочной пусковой установки МС-196 универсального многоканального зенитно-ракетного комплекса средней дальности М-22 «Ураган» и одного зенитно-артиллерийского комплекса АК-630.

Третий вариант предусматривал размещение на корабле одной вертикальной пусковой установки 3С95 многоканального зенитно-ракетного комплекса самообороны 3К95 «Кинжал» и одного зенитно-артиллерийского комплекса АК-630. В итоге предпочтение отдали третьему варианту.

Хорошие мореходные качества сторожевых кораблей пр.1135 обратили на них внимание морских пограничников, когда те стали выбирать пограничный корабль для контроля экономической зоны на Тихом океане в начале 1970-х годов. По ТТЗ, выданному КГБ СССР в Северном ПКБ, был выполнен проект пограничного сторожевого корабля 11351. На нём вместо демонтированного комплекса ПЛУР была размещена одна 100-мм универсальная одноствольная артиллерийская установка АК-100 с РЛС управления огнём МР-145 «Лев», вместо всего кормового комплекса вооружения была размещена ВПП с ангаром для вертолёта и 30-мм зенитно-артиллерийские комплексы АК-630 с РЛС управления МР-123 «Вымпел». Также была размещена новая подкильная ГАС МГК-335С «Платина-С» и буксируемая ГАС МГ-345 «Бронза». По этому проекту было построено восемь корпусов на западе эти корабли получили обозначение «Krivak-III class».

К концу 1980-х годов стало ясно, что базирование на кораблях вертолета превратилось из «роскоши» в насущную необходимость. В связи с этим Северным ПКБ была разработан последний и наиболее совершенный проект модернизации кораблей пр.1135. На этих кораблях аналогично ПСКР пр.11351 вместо кормового комплекса вооружения была размещена новая надстройка с ангаром и ВПП, что позволило обеспечить постоянное базирование на корабле вертолёта типа Ка-27 который стал главным противолодочным оружием корабля. В кормовой части надстройки побортно установили по одному 30-мм зенитно-артиллерийскому комплексу АК-630М с РЛС управления МР-123 «Вымпел». Вместо демонтированной пусковой установки ПКРК П-270 «Москит» была размещена одна 100-мм универсальная одноствольная артиллерийская установка АК-100 с РЛС управления огнём МР-145 «Лев». Перед носовой надстройкой размещялась вертикальная пусковая установка 3С95 многоканального зенитно-ракетного комплекса самообороны 3К95. На модернизированном корабле были установлены РЛС общего обнаружения МР-760 «Фрегат-МА». Предусматривалось вооружения корабля двумя спаренными пусковыми установками КТ-152М с ПКР П-270 «Москит» размешенными побортно в районе носовой надстройки и комплексом радиотехнических средств КРС-27 «Минерал» РЛС которой размещалась на крыше вертолетного ангара. Корпус, энергоустановка, главные механизмы, оборудование и противолодочное вооружение корабля остались прежними. Принимались дополнительные меры по уменьшению физических полей корабля, устанавливались малошумные пятилопастные винты.

Вышеперечисленные улучшения привели к увеличению стандартного водоизмещения СКР почти на 370 тонн, но благодаря удачной форме корпуса, динамические характеристики корабля практически не изменились, в итоге получился достаточно универсальный корабль с вполне сбалансированными характеристиками. Впрочем спорным моментом является цена такой программы, поэтому для этого корабля был разработан альтернативный вариант вооруженя. Он отличался тем что вместо пусковых установок ПКРК П-270 «Москит» были установлены две четырехконтейнерных пусковых установки ПКР Х-35 «Уран» которые размещались перед носовой надстройкой перпендикулярно ДП корпуса и комплекс радиотехнических средств «Гарпун-Бал» РЛС которой размещалась на крыше вертолетного ангара. Кроме того стандартные 533-мм торпедные аппараты-пусковые установки ЧТА-53-113 заменили на две поворотные счетверенные пусковые установки ПЛРК «Медведка».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: