3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Характеристики ОСА-76 (ОСУ-76) — 76-мм самоходная артиллерийская установка

Самоходная артиллерийская установка ОСА-76 (СССР)

Характеристики самоходной пушки ОСА-76

Транспортировка орудий для советской армии была одной из главнейших проблем во второй мировой войне. Тяжелых тягачей, да и просто грузовиков не хватало – они становились легкой добычей противника из-за слабой защищенности, да и производство было ориентировано в первую очередь на выпуск боевых машин, и только «если останется», перепадало всем остальным.

ОСА-76. Не смотря на свои 3 тонны веса, машина имеет весьма грозный вид.

Проблема встала особенно остро в 1943 году – существовавшие самоходные артсистемы типа СУ-76 к этому времени уже перешли в подчинение к танковым войскам, и артиллеристы и так уже не успевающие за наступающими частями, и вовсе остались «безлошадными».

Чтобы ликвидировать этот недостаток, была разработана концепция ОСА, Общевойсковой Самоходной Артиллерии – полковой пушке, поставленной на самодвижущееся механическое шасси.

Изначально проект включал в себя три ветви развития ОСА:

  • ОСА-3 – частично бронированная зенитная самоходная установка со спаркой крупнокалиберных зенитных пулеметов.
  • ОСА-57 – частично бронированная самоходная артиллерийская установка с 57-мм противотанковой пушкой.
  • ОСА-76 – частично бронированная дивизионная САУ с 76-мм пушкой.

Разработку поручили КБ ГАЗ и завода №38. Уже на первом этапе ОСА-57 «вылетела с трассы», так как её вооружение было откровенно слабым. Основное внимание уделили именно «чистой САУ» с индексом 76. Она имела много общего с двоюродной сестрой – СУ-76, и по компоновке, и по внешнему виду, однако была меньше и компактнее. Вес ОСА-76 составлял всего 3,5 тонны, против 11 тонн СУ-76. За счет этого, для движения ей вполне хватало автомобильного двигателя ГАЗ-ММ, несмотря на то, что ходовая часть машины была заимствована у легких танков Т-60 и Т-70.

Близкие родственники — ОСА-76 (слева) и СУ-76 (справа).

Подвеска состояла всего из четырех опорных малых катков, двух роликов поддержки, заднего ведущего и переднего направляющего колеса, на каждый борт. Спереди корпуса находились пост управления и моторно-трансмиссионное отделение, сзади — боевое отделение с бронированной открытой рубкой. Вооружалась ОСА-76 76,2-мм пушкой ЗИС-3, экипаж машины составлял 3 человека.

В 1944 году ОСА-76 прошла испытания, которые выявили как положительные качества машины – легкость из-за которой ей заинтересовались не только артиллеристы, но и десантники, неприхотливость двигателя, способного «переварить» почти любое топливо, распространенность узлов и агрегатов, что позволяло легко осуществлять ремонт… так и отрицательные – пушка калибром 76 мм была для неё великовата, что вело к недостаточной устойчивости машины при стрельбе. В декабре 1944 года её все-таки рекомендовали к серийному производству, но только после устранения обнаруженных недоработок.

ОСА-76, вид сзади.

Если бы машина появилась на год (или, что ещё лучше, два года) раньше, её безусловно приняли бы на вооружение, и она успела бы повоевать. Но на дворе был уже 1944-й, война приближалась к логическому завершению, насыщенность войск боевой техники, была более чем достаточной, и в финале ОСА-76 оказалась никому не нужна. В апреле 1945 года все работы по ОСА-76 были прекращены.

Всего было изготовлено 3 машины-прототипа. В войска они не поступали.

Самоходная артиллерийская установка АСУ-76 (объект 570)

Полные характеристики

Литература

Авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-76

Читать еще:  Характеристики Су-35 (Су-27М) - многоцелевой истребитель

В 1944 году заводом №38 Наркомата танковой промышленности в инициативном порядке были разработаны и изготовлены три опытных образца облегченных САУ ОСУ-76, на которых были установлены качающиеся части 76-мм дивизионных пушек ЗИС-3. В середине 1944 года ОСУ-76 прошла полигонные испытания, в результате которых обнаружился ряд недостатков в конструкции машин и вооружении. В заключении комиссии было сказано, что для обеспечения надлежащих боевых качеств ОСУ-76, на ней надо установить новую 76-мм пушку с баллистикой ЗИС-3, но меньшим сопротивлением откату.

Проектирование новой пушки для ОСУ-76 было поручено заводу №235, который в феврале 1945 года предъявил ГАУ проект двух вариантов самоходных пушек В-10 и В-11. Однако, в результате рассмотрения ГАУ отклонило оба варианта. В июне 1946 года НТК ГБТУ выдал заводу №340 Минавтомобильпрома ТТТ на конструктивную доработку ОСУ-76. После чего в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 октября 1946 года проектирование и изготовление 76-мм пушки было поручено заводу №92 (г. Горький), а изготовление шасси – заводу №40 (с 26 сентября 1948 года – Мытищинский ордена Отечественной войны I степени машиностроительный завод, ММЗ). Проект пушки, получившей заводской индекс ЛБ-76С, был рассмотрен и одобрен в декабре 1946 года. Эскизный проект оригинального шасси для самоходки “Объект 570” в мытищинском ОКБ-40 во главе с Н.А. Астровым был выполнен в марте 1947 года, в июне был готов технический проект. В ноябре 1947 года на заводе №92 были изготовлены два опытных образца пушки. Для последующего монтажа их передали на завод №40, где в декабре 1947 года был изготовлен первый опытный образец шасси. Ходовые испытания и стрельбы (282 выстрела и 2261 км пробега) первого опытного образца были проведены с 7 июня по 28 июля 1948 года на полигоне НИИБТ в Кубинке. Второй образец с 11 июня по 5 июля 1948 года проходил испытания на ГНИАПе в Ленинграде и произвел 1338 выстрелов. По результатам испытаний ГАУ предложило заводу №92 внести ряд изменений в конструкцию пушки. К концу года 10 модифицированных пушек ЛБ-76С (Д-56С) были изготовлены для войсковых испытаний и доставлены на завод №40 для установки на шасси.

С 1 июля по 1 сентября 1949 года четыре самоходки с новыми пушками проходили войсковые испытания в районе Тулы в составе 38-го воздушно-десантного корпуса. Комиссия признала результаты испытаний удовлетворительными и рекомендовала САУ к принятию на вооружение. Постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1949 года №5560-2153 “авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-76” была принята на вооружение. Однако в производство ее не запустили из-за недоработки планера Ил-32 и его буксировщика. АСУ-76 относилась к типу полузакрытых установок с кормовым расположением боевого отделения. В силу малых размеров машины боевое отделение совмещалось с отделением управления. Открытый сверху корпус машины сваривался из катаных броневых листов, которые обеспечивали защиту экипажа от огня стрелкового вооружения и осколков снарядов. На марше боевое отделение могло закрываться брезентовым тентом. Посадка экипажа осуществлялась через борта, а также через дверь в кормовом листе корпуса.

76-мм пушка Д-56С устанавливалась на станке, приваренном к днищу корпуса и оснащалась прицелом ОП2-66 для стрельбы прямой наводкой и панорамой для стрельбы с закрытых позиций. В носовой части корпуса машины монтировался кронштейн для крепления пушки по-походному. Снятие пушки со стопора производилось без выхода из боевого отделения. Ствол пушки Д-56С состоял из трубы с дульным тормозом, казенника, муфты и обоймы. Дульный тормоз реактивного типа с эффективностью около 50% был выполнен заодно с трубой и имел такую же нарезку, что и канал ствола. Затвор – вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа. Противооткатные устройства располагались под стволом, справа – гидравлический тормоз отката веретенного типа, слева – пневматический накатник. Их цилиндры откатывались вместе со стволом. Длина отката 500-545 мм. Люлька обойменного типа, ее цапфы помещались в рамку хомутообразной формы. Подъемный механизм секторный, а поворотный – винтовой. Бронебойный снаряд Бр-354, выпущенный из пушки с дистанции 500 м, попадая в цель под углом 60°, пробивал броню толщиной 75 мм, а подкалиберный Бр-354Н – толщиной 100 мм. С правой стороны кормовой части рубки АСУ-76 был установлен шестицилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-51Е. Для облегчения запуска двигателя при низких температурах в систему охлаждения был встроен подогреватель калориферного типа с паяльной лампой. Трансмиссия состояла из главного фрикциона сухого трения, 4-скоростной коробки передач, карданного вала, демультипликатора, главной передачи, бортовых фрикционов с тормозами, полуосей и бортовых передач. Главный фрикцион и коробка передач соединялись непосредственно с двигателем, а остальные агрегаты трансмиссии размещались в передней части корпуса.

Читать еще:  Фотографии Тесак саперный солдатский обр. 1797 г.

Подвеска машины индивидуальная торсионная. На ее передних узлах устанавливались гидравлические амортизаторы поршневого типа. На каждом борту машины имелись по четыре опорных обрезиненных катка и по два необрезиненных поддерживающих ролика. Последний опорный каток положен на грунт и выполнял роль направляющего колеса, что обеспечивало необходимую для хорошей проходимости длину опорной поверхности. В его балансир был встроен механизм натяжения гусеничной цепи. Для повышения устойчивости легкой машины при стрельбе в опорные катки были введены тормоза, а направляющие колеса были сделаны самотормозящими. Гусеничная цепь – мелкозвенчатая, цевочного зацепления, состояла из 71 трака шириной 260 мм, шаг трака 105 мм.

Машина оснащалась танковым переговорным устройством и радиостанцией 10-РТ-12.

Всего было изготовлено два головных образца, которые в ноябре-декабре 1950 года подвергались полигонным испытаниям в объеме гарантийного срока службы, которых не выдержали. По решению министра обороны Н.А. Булганина от 27 августа 1953 года работы по АСУ-76 были приостановлены до отработки новых самоходок АСУ-57П и АСУ-85. Авиадесантная самоходная установка АСУ-76 стала первым образцом советской бронетанковой техники, разработанным специально для укомплектования частей и подразделений ВДВ.

АСУ-76П. В 1949 году был разработан экспериментальный образец плавающей установки АСУ-76П. Машина в серийном производстве не состояла и на вооружение не принималась. Она отличалась от АСУ-76 наличием винтового водоходного движителя и измененной конструкцией носовой части корпуса. Масса машины увеличилась на 400 кг. Скорость движения на плаву составляла 7,6 км/ч.

Характеристики АСУ-76
Экипаж, чел 3
Боевая масса, т 5,8
Габаритные размеры, мм
– длина с пушкой 4670
– длина корпуса 3920
– ширина 2340
– высота 1575
– клиренс 278
Бронирование, мм
– лоб корпуса 6-8
– лоб рубки 8-13
– борт 6
– корма 4
– днище 6
Вооружение (боекомплект): 76-мм пушка Д-56С (30), 7,62-мм пулемет РП-41 (1000)
Скорострельность пушки выст./мин 12
Углы наведения пушки
– в вертикальной плоскости -5°..+11°
– в горизонтальной плоскости 17°
Двигатель (тип) ГАЗ-51Е (К, 6)
Мощность двигателя, кВт 57
Максимальная скорость, км/ч
– на шоссе 45
– по грунту 21
Запас хода по шоссе, км 220-250
Запас топлива, л 180
Преодолеваемые препятствия:
– глубина брода 0,65 м
– подъем 30°
– крен 29°

Читать еще:  Характеристики РПГ-30 - реактивная противотанковая граната

ОСА-76 Самоходная артиллерийская установка

Разработчик: КБ завода №38
Год начала работ: 1943
Год выпуска первого прототипа: 1944
Серийно не выпускалась в связи с прекращением войны.

История этой удивительной самоходки началась в середине 1943 г., в период ожесточенных битв на курском направлении и Миус-фронте. Большие потери не только в орудиях, но и в артиллерийских тягачах и автомобилях большой грузоподъемности, а также растущая потребность фронта, заставили специалистов ГАУ РККА создать новую концепцию полковой и дивизионной артиллерии на самодвижущиеся лафеты. Данный проект был скорее мерой вынужденной, поскольку чуть ранее “пушкарей” лишили самоходных орудий, которые были переданы в подчинение танковым частям. Проект получил название ОСА – общевойсковая самоходная артиллерия, и стал отдельной ветвью развития советских САУ.

В рамках технического задания предусматривалось создание сразу нескольких разнотипных самоходных орудий.

ОСА-76 – 76-мм дивизионная САУ частичного бронирования

ОСА-57 – 57-мм противотанковая САУ частичного бронирования

ОСА-З – зенитная САУ оснащенная зенитным автоматом или спаренной установкой крупнокалиберных зенитных пулеметов частичного бронирования.

Основные работы были возложены на КБ заводов №38 и ГАЗ. Первое предприятие при разработке дивизионной САУ (готовый к реализации проект ОСА-57 был вскоре отменен) выбрало направление, по которому полутора годами ранее пошло КБ Гинзбурга. За основу были взяты узлы ходовой части легкого танков Т-60 или Т-70, агрегатов двигателя ГАЗ-ММ, при схожей с СУ-76 компоновке. В то же время САУ стала намного меньше и компактнее, а её масса проектная составила порядка 3500 кг. Шасси самоходки, применительно на один борт, состояло из 4-х опорных катков малого диаметра, двух поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса. В передней части корпуса располагалось моторно-трансмиссионное отделение и пост управления, в задней части находилось боевое отделение с открытой сзади рубкой. В качестве основного вооружения выбрали 76,2-мм пушку ЗИС-3. Маска орудия допускала углы наведения по горизонту по 10° в обе стороны и от -5° до +12° по вертикали. Толщина лобового бронелиста составляла всего 6 мм, но в ближнем бою использовать ОСА-76 не собирались. Экипаж самоходки состоял из 3 человек.

Горьковчане выбрали более оригинальное решение, установив 76,2-мм пушку на доработанное шасси бронеавтомобиля повышенной проходимости ГАЗ-63 и установив на нем пониженную бронекоробку с толщиной лобового листа сначала 10 мм, а затем 16 мм. По заводским документам эта машина проходила как ГАЗ-68, но сейчас она более известна под войсковым обозначением КСП-76.

Сравнительные испытания обоих прототипов состоялись весной-осенью 1944 г. Хотя КСП-76 имела преимущества в простоте технического обслуживания, ОСА-76 оказалась на 1,5 тонны легче, что предопределило её лучшие ходовые характеристики. Кроме того, гусеничная самоходка обладала и другими ценными качествами. ОСА-76 оказалась более устойчивой при стрельбе и могла преодолевать многокилометровые марши как по проселочным дорогам, так и по шоссе, что в совокупности с использованием бензина 2-го сорта или немецкого синтетического горючего делало её просто незаменимой. Общее мнение об эксплуатационных и боевых качествах ОСА-76 были самые положительные, что обратило на себя внимание не только артиллеристов, но также танкистов и десантников.

В конце 1944 г. САУ была рекомендована к серийному производству при условии устранения всех выявленных недостатков. Пока шел процесс доработок война вступила в завершающую стадию, когда преимущество РККА во всех видах вооружений стало неоспоримым. Этот факт заставил отказаться от дальнейшего развития проекта и весной 1945 г. все работы по ОСА-76 были свернуты.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector