0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Характеристики МиГ-29УБ И МиГ-29УБТ — многофункциональные истребители

Самолет МиГ-29. Фото. Характеристики. История.

Несмотря на скептическое отношение к этому самолету, он зарекомендовал себя с наилучшей стороны. МиГ-29 был выпущен в большом количестве, и очень хорошо продавался за рубеж.
Бесспорно, МиГ-29 – один из самых удачных истребителей эпохи СССР. Уникальность его заключается в том, что он может летать при больших углах атаки. Для того чтобы поразить ракету, или резко уйти вверх, летчик может потянуть рычаги за пределы ограничителей, что недоступно западным аналогам истребителя.

Первый полет истребителя состоялся 6 октября 1977 г. С 1983 г. он стал поступать в строевые части.

Силовая установка МиГ-29 СМТ: два турбореактивных двухконтурных

В начале 70-х годов активно велась разработка новейших самолетов-истребителей, одной из них и был МиГ-29, который был создан конструкторским бюро им. А.И. Микояна. МиГ-29 стал четвертым поколением легких истребителей. На то время эта машина имела великолепные летные характеристики и не уступала по качеству ни одному истребителю мира.

История появления МиГ-29

Конструкторское бюро в начале 70-х годов приступило к разработке двух качественно новых истребителей, отличием между ними был вес самой машины. Проектируемый тяжелый истребитель имел название ТПФИ, а легкая модель имела название ЛПФИ. В итоге из этих проектных моделей вышли два великолепных истребителя. Из тяжелого ТПФИ вышел Су-27, а из легкой модели истребителя ЛПФИ получился МиГ-29.

Главной задачей конструкторов было создание нового и качественного истребителя, который не уступал бы в характеристиках американским аналогам серии F, а именно известным F-15 и F-16. Перед новым самолетом были поставлены такие задачи: завоевание лидерства в воздухе над местом боевых действий, нанесение ударов с помощью неуправляемого оружия по наземным объектам. Но последнее задание могло осуществляться только при наличии отличных погодных условий.

Данное поколение истребителей было изготовлено не по старому принципу увеличения скорости и максимальному набору высоты. Эта модель самолета получила отличную маневренность в вертикальной плоскости, этого смогли достичь с помощью высокой тяги двигателей. По разработкам конструкторов новый истребитель должен был иметь два двигателя. Окончательная модель самолета, которая была запущена в производство, достаточно сильно отличалась от первых проектных моделей. Данный самолет по классификации КБ имел название «Изделие № 9» и очень отличался от предыдущих моделей МиГов. Параллельно с микояновцами к разработке похожего проекта пришли и конструкторы бюро Сухого, который получил название Су-27. Обе модели самолетов-истребителей конструировались на принципе интегральной компоновки.

Все конструкторские инновации придали изделию № 9 высокую маневренность, а мощные новые двигатели − высокую тяговооруженность, которая была на качественно новом уровне – 1,1. На сегодняшний день такая величина тяги самолета является очень высокой. МиГ-29 на данный момент является самым тяговооруженным истребителем на нашей планете. В свое время элитное пилотное подразделение «Стрижи», которое использовало этот истребитель, имело свою визитную карточку, а именно выполнение петли зразу же со взлета.

Конструкторские разработки и опыты

Пик конструирования и опытов нового истребителя припал на 1974-1977 года. До испытаний было допущено 19 новых опытных моделей, среди которых была и двухместная машина. Первый опытный образец под именем «9-01» был поднят в воздух летчиком-испытателем А.В. Федотовым в октябре 77 года. Модели «9-02» и «9-04» были предназначены для испытания характеристик и возможностей двигателей нового истребителя. К сожалению, оба прототипа разбились, но пилотам удалось вовремя катапультироваться и выжить.

Самолет под рабочим названием «9-03» стал прототипом истребителя МиГ-29. Остальные модели прототипов использовались для отработки и усовершенствования бортовых систем самолета. При испытаниях был установлен дефект недостаточной устойчивости самолета. Эту проблему решили установкой подфюзеляжных килей, а после на серийные модели, начиная с четвертой, эту проблему устраняли путем увеличения рулей направления, а кили уже не использовались. Конструкторским бюро было запланировано полное и комплексное испытание всех 19 прототипов, за это время данные самолеты совершили около 2 тысяч вылетов.

Полномасштабное производство самолета-истребителя МиГ-29 началось с 82 года на одном из старейших авиазаводов нашей страны, а именно на заводе «Знамя труда», который расположен в столице нашей страны. Окончательная комплектовка самолетов проходила в Луховицах, тут же производился и облет изготовленных машин.

С массового производства данная модель истребителей была снята в 1990 году, за эти 8 лет изготовления было выпущено более тысячи боевых машин, а 300 единиц было экспортировано в другие страны. Количество 29-х МиГов могло бы быть значительно больше, но в 90-х годах преимущество отдали лучшему, как считали конструкторы, самолету-истребителю Су-27. Несмотря на это, в 90-х и начале 2000-х годов продолжался выпуск МиГов, но небольшими партиями. За все время было сконструировано и выпущено в небо 1,5 тысяч МиГ-29.

Описание самолета-истребителя МиГ-29

Основным заданием нового поколения самолетов было эффективное уничтожение сил противника как в воздухе, так и на земле. Чтобы создать истребитель по таким требованиям, конструкторам пришлось применить новейшие разработки в сфере БРЭО, а также прибегнуть к использованию достижений в аэродинамике. Новый самолет имел новшества и в самом фюзеляже, поскольку он был выполнен из сплава алюминия и лития, а все клепаные соединения, как это было в предыдущих самолетах, были заменены на сварные швы.

Новые материалы, которые использовались при изготовлении истребителя, способствовали значительному снижению массы самолета. Также новый сплав и сварочные соединения позволили избежать соединений внахлест, что облегчило герметизацию отсеков с топливом. При создании МиГ-29 было принято решение для уменьшения заметности самолета на радарах. Для этого впервые использовались материалы, которые могли поглощать радиоволны.

Вносились новшества и коррективы также в аэродинамические характеристики нового истребителя. Крылья решили сделать более острыми, что позволило повысить качество управления самолетом даже на небольших скоростях. Также была изменена система, которая защищала двигатель от сторонних предметов. Изменениям подверглись и другие системы. Новшества состоялись в парашютно-тормозной системе и системе выпуска шасси.

Впервые в полной мере было решено использовать концепцию неустойчивости, которая может в будущем служить для улучшения маневренности самолета и дальности его полета. Это возможно было сделать за счет балансировочных потерь, которые возникают на крейсерской скорости. Для достижения улучшений самолет-истребитель был оснащен электродистанционной системой, с помощью которой можно было бы управлять самолетом.

Читать еще:  РГ-6 - ручной револьверный гранатомёт

Изменению и качественному улучшению планировалось подвергнуть вооружение и БРЭО. Летчики, которые впервые испытывали новый самолет-истребитель МиГ-29, отмечали, что машина очень маневренна и имеет отличную управляемость. Опытные испытатели считали, что это именно та боевая машина, которой не хватало нашей армии.

МиГ-29 имеет модификации, которые могли выполнять более конкретные миссии и задания. В 1988 году специально для авианосцев был спроектирован и изготовлен самолет-истребитель МиГ-29К, особенностью которого была возможность складывать крылья для компактного размещения самолета на борту корабля. Также эта модель была оснащена крюком и имела усиленное шасси для посадки на палубу корабля. Впервые самолет МиГ-29К совершил взлет с палубы авианосца в 1989 году.

Данный самолет-истребитель имеет большую популярность во многих странах мира за счет своей надежности и великолепных летных характеристик. На сегодняшний день данная модель самолета стоит на вооружении 25 стран мира, но наибольшее количество таких машин охраняет небо России.

Российская модель самолета-истребителя под названием МиГ-29 по многим параметрам превосходит зарубежные аналоги самолетов, даже славно известные американские самолеты модели F. Самым большим преимуществом является великолепная аэродинамика, самолет отличается малым радиусом на поворотах. Достоинством этой машины можно назвать большую угловую скорость при разворотах, она с легкостью может совершать маневры, которые проходят при больших перегрузках.

Самолет способен вести активный бой с использованием пушек, при этом выполнять активные маневры. МиГ-29 может выполнять перехват самолетов-разведчиков и ударных самолетов, даже тех, которые летят очень низко. Уникальностью данной модели самолета является также то, что он может производить взлет и отрыв от земли на одном рабочем двигателе, а уж потом в полете запускать второй. Такое преимущество очень хорошо экономит время, тем более во время боевых действий.

Боевой истребитель МиГ-29 применялся во множестве военных операций и зарекомендовал себя как отличный защитник неба.

Миг-29 кабина пилота

МиГ-29 может маневрировать непосредственно рядом с воздушной целью, а его продольная ось, и его оружие, могут быть не направлено непосредственно на цель. С помощью нашлемного прицела или инфракрасной системы наведения, пилот выбирает цель находящейся вне оси полета.

Истребитель сконструирован так, что его можно за короткое время обслужить между вылетами. Взлетать и садиться он может на неподготовленные аэродромы, имеющие слаборазвитую инфраструктуру для обеспечения полетов.

Миг-29 фото

Хотя этот самолет и считается лучшим в мире истребителем, но у него, как и у любой машины есть свои недостатки. По концепции советского времени, имел место особый взгляд на роль истребительной авиации. Он выражался в возможности самолетов – истребителей как можно быстрее обнаружить и уничтожить цель, что ставит их в большую зависимость от наземных платформ раннего оповещения и наблюдения.

Хотя МиГ-29 и являлся самостоятельной боевой единицей при выполнении боевой задачи, но его БРЛС и дисплеи в кабине, не предоставляли летчику необходимой информации, и лишал его возможности самостоятельно оценивать ситуацию в воздухе.

Миг-29 схема

Вооружение МиГ-29 для ближнего боя считается почти идеальным, а вот средства поражения целей вне зоны видимости – посредственными. Еще один недостаток самолета — малый радиус действия и малая продолжительность полета. Эта проблема вытекала из-за того, что на нем стояли внутренние топливные баки малого объема, и он не мог нести боевое дежурство на больших расстояниях.

Миг-29 характеристики

  • Экипаж ‑ 1 человек
  • Максимальная скорость полета : у земли ‑ 1500 км/ч
  • Максимальная скорость полета: на большой высоте ‑ 2400 км/ч
  • Потолок практический ‑ 18000 м
  • Скороподъемность ‑ 330 м/с
  • Перегрузка эксплуатационная ‑ 9
  • Дальность максимальная с одним подвесным топливным баком ‑ 2100 км
  • Взлетная масса: нормальная ‑ 14750 кг
  • Взлетная масса: максимальная ‑ 17720 кг
  • Максимальная масса боевой нагрузки ‑ 3000 кг
  • Длина самолета ‑ 17,32 м
  • Высота самолета ‑ 4,73 м
  • Размах крыла ‑ 11,36 м

Вооружение МиГ-29:

пушечная установка ТКБ-687 (пушка ГШ-301);

две управляемые ракеты класса «воздух — воздух» средней дальности;

управляемая ракета малой дальности

Р-73, или шесть единиц ракет Р-60 М.

В 1990-е годы был готов к выпуску новый дальний многоцелевой МиГ-29М, который по всем параметрам подходил для обнаружения и поражения целей на дальних расстояниях, но из-за недофинансирования все проекты КБ Микояна так и остались на бумаге.

Для истребителей МиГ-29 С дополнительно размещены шесть ракет Р-27 Т.

Предусмотрено использование неуправляемого вооружения: С-8 (40-80 ракет калибром 80 мм), или четыре ракеты С-24 Б (240 мм); свободнопадающие бомбы калибром 250, 500 кг.

Самолет МиГ-29 находится на вооружении во многих странах мира, в том числе в странах — бывших союзных республиках.

Миг-29 видео

Самолет истребитель МиГ-29 и его модификации

Истребитель МиГ-29 есть и остается в числе самых распространенных современных боевых самолетов в мире. История у МиГ-29 большая. За годы производства было произведено 1600 штук МиГ-29. На сегодняшний день в ВВС России эксплуатируется примерно 270 истребителей, ВМФ России имеет дополнительно 40 истребителей. Истребитель МиГ-29 побывал на вооружении, как у наших бывших союзников, так и в странах НАТО. Истребитель МиГ-29 довольно хорошо продавался за рубеж.

Истребитель МиГ-29, бесспорно, является одним из наиболее удачных истребителей времен СССР. Уникальность самолета кроется в том, что он демонстрировал уникальные технические характеристики. Он мог летать на больших углах атаки. Чтобы резко уйти вверх или поразить ракету, летчик мог потянуть за пределы ограничителей рычаги управления, что западным аналогам истребителя было недоступно. История рождения и принятие самолета на вооружение была длительной.

История создания МиГ-29

Первые наработки и чертежи по созданию легкого фронтового истребителя новейшего поколения начались в конце 1960-х. СССР в 1969 году узнал о программе ВВС США F-X. Руководство СССР осознало, что новейший американский самолет значительно превосходит существующие советские истребители. Стоявший тогда на вооружении МиГ-21 был современным истребителем, однако он уступал в бою по вооружению, дальности полета и возможности совершенствования. МиГ-23 был достаточно быстрым, однако недостаточно поворотливым и маневренным в ближнем воздушном бою. Требовался высокотехнологический и сбалансированный истребитель с отличной поворотливостью в бою.

В 1969 году объявили конкурс на разработку и создание подобного самолета ПФИ. Будущий самолет получил следующие тактико-технические требования:

  • большой радиус действия;
  • быстрый взлет, возможность применения коротких взлетно-посадочных полос;
  • превосходная поворотливость;
  • надежный и неприхотливый двигатель;
  • тяжелое вооружение;
  • скорость выше 2М.

Аэродинамическое проектирование нового перспективного фронтового истребителя выполнял ЦАГИ вместе с КБ Сухим. В конкурсе также приняли участие КБ Яковлева и КБ Сухого, в том числе показали свои чертежи Гуревич и Микоян. Победителем признали ОКБ «МиГ».

Читать еще:  Исторические сведения СПП-1 - подводный пистолет

Однако в 1971 году стало понятно, что самолет ПФИ слишком дорог под потребности ВВС. Поэтому проект поделили на ТПФИ и ЛПФИ. Чертежи под тяжелый самолет стало разрабатывать КБ Сухого, а за разработку легкого отвечал Микоян. К работе над ЛПФИ приступили в 1974 году. Результатом работ стал Продукт 9, который получил обозначение МиГ-29А. В 1977 году он совершил первый полет.

Серийное создание из-за задержек, вызванных потерей двух прототипов, было развернуто лишь в 1982 году на заводе № 30 «Знамя труда» г. Москва. В августе 1983 года серийные МиГ-29Б стали поставлять на авиабазу Кубинка на вооружение. Самолет успешно прошел государственную приемку в 1984 году, затем начались его поставки на вооружение во фронтовую авиацию. К 1985 году два авиаполка с самолетами МиГ-29 были полностью укомплектованы.

МиГ-29 в 1988 году был представлен на авиасалоне в Фарнборо, где он поразил западных обозревателей. Двигатель РД-33 позволял демонстрировать быстрый взлет, выдающуюся подвижность и высокие ттх, но имел повышенную дымность. МиГ-29 активно экспортировался и принимался на вооружение во множестве стран. Впоследствии было разработано и произведено множество различных модификаций истребителя, в том числе и палубные. МАПО им. П. В. Дементьева было выпущено примерно 1200 истребителей МиГ-29. К тому же почти 200 МиГ-29УБ было произведено заводом в Нижнем Новгороде. Сегодня модернизация МиГ 29 и производство МиГ-29КУБ и МиГ-29К ведется на РСК «МиГ» в подмосковных Луховицах.

Технические характеристики истребителя

  • Размах крыла – 11,36 м.
  • Длина самолета вместе со штангой ПВД составляет 17,32 м.
  • Высота самолета составляет 4,73 м.
  • Площадь крыла составляет 38,06 м2.
  • Масса пустого самолета составляет 10900 кг.
  • Нормальная взлетная масса самолета составляет 15300 кг.
  • Максимальная взлетная масса самолета составляет 18100 кг.
  • Внутреннее топливо — 4300 л.
  • Топливо ПТБ — 1500 л.
  • Двигатель – 2хТРДДФ РД-33.
  • Тяга максимальная — 2х5040 кгс.
  • Тяга форсированная — 2х8300 кгс.
  • Максимальная скорость на высоте составляет 2450 км/ч.
  • Максимальная скорость у земли составляет 1500 км/ч.
  • Практическая дальность на большой высоте составляет 1430 км.
  • Практическая дальность на малой высоте составляет 710 км.
  • Практическая дальность с ПТБ составляет 2100 км.
  • Максимальная скороподъемность составляет 19800 м/мин.
  • Практический потолок составляет 18000 м.
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка – 9 g.
  • Экипаж – 1 человек.

  • 30-мм пушка ГШ-301.
  • боевая нагрузка на шести подкрыльевых узлах — 2000 кг.
  • две ракеты Р-27Р, а также 6 ракет Р-60М или Р-73.
  • бомбы 500 или 250 кг, КМГУ.
  • НАР 80 С-8, установленные в блоках С-24Б и Б-8М1.

Чемпион по маневру

МиГ-29 отличается уникальными летными ттх, что предопределяет:

  • прекрасно спроектированный планер;
  • мощный двигатель РД-33;
  • крыло большой площади и прекрасная аэродинамика.

В результате истребитель показывает следующие уникальные технические характеристики:

  • быстрый взлет;
  • высокую скорость и маневренность, как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях;
  • прохождение виражей с малыми радиусами;
  • выполнение уникальных фигур пилотажа. МиГ-29 в частности выполняет «сваливание на хвост»;
  • высокая скороподъемность, равная 330 м/с.

В результате в воздушном бою МиГ-29 показывал великолепные технические характеристики и был вне конкуренции. Еще одним достоинством данной машины является относительная неприхотливость в обслуживании, а также способность производить взлет с коротких малоподготовленных полос.

Особенности конструкции самолета

  1. МиГ-29 выполнен с разнесенными двигателями по интегральной аэродинамической схеме, двухкилевым оперением и низкорасположенным крылом. Планер в основном выполнен из стали и алюминиевых сплавов, также применяются композитные материалы и титан.
  2. Угол стреловидности крыла составляет 42 град. по передней кромке, на крыле имеются отклоняемые носки, элероны и щелевые закрылки. Кили имеют внешний «развал» в 6 градусов и обшивку из углепластика. Стабилизатор дифференциально отклоняемый и цельноповоротный. Шасси трехопорное с двухколесной передней и одноколесными основными стойками.
  3. В самолете используется двигатель ТРДДФ РД-33. Есть газотурбинный энергоузел ГТДЭ-117, обладающий мощностью 66,2 кВт. На взлете и посадке регулируемые воздухозаборники закрываются защитными панелями, в результате забор воздуха осуществляется посредством пятисекционных верхних входов. Топливная система включает два крыльевых и пяти фюзеляжных баков суммарной емкостью 4300 л. Имеется возможность подвески двух крыльевых ПТБ и фюзеляжного ПТБ (1150 л + 1500 л).
  4. На истребителе установлена САУ-451, система автоматического управления, а также СОС-3М, система ограничительных сигналов. Вооружение управляется системой СУВ-29, которая включает радиолокационный прицельный комплекс БЦВМ Ц100 и РЛПК-29 (Н0-19 «Сапфир-29»).
  5. Кабина пилота оснащена комплексом ОЭПрНК-29, который включает ОЭПС-29, система управления БЦВМ Ц-100, СУО-29, навигационная система СН-29. Система индикации с фотоконтрольным прибором расположена на лобовом стекле. Также в систему входят аппаратура КРУ Э502-20 «Бирюза», система выброса ложных целей ППИ-26, «Гардения-1ФУ», станция радиоэлектронных помех, СПО-15ЛМ «Берёза».
  6. Кабина пилота оснащена катапультным креслом К-36ДМ. Катапультируемое кресло дает возможность покинуть машину в критической ситуации даже на нулевой высоте. Именуемая пилотами «Рита», система речевой индикации, предупреждает об угрозе со стороны противника и опасном режиме полета, выдавая речевые сообщения женским голосом типа: «сзади противник» или «слишком низкий заход на совершение посадки».

Модификации МиГ-29

На базе МиГ-29 спроектированы и созданы следующие модификации:

  • МиГ-29УБ, двухместный учебно-боевой самолет;
  • МиГ-29 с аппаратурой активных помех и увеличенным запасом топлива;
  • МиГ-29С с новыми ракетами РВВ-АЕ и модернизированной системой управления;
  • МиГ-29СЭ — модификация МиГ-29С для поставки на экспорт;
  • МиГ-29М – отличается широкой номенклатурой средств поражения наземных и воздушных целей, системой управления вооружением, повышенной дальностью полета и рядом конструктивных отличий;
  • МиГ-29К, палубный истребитель, который имеет складывающиеся крылья ля более компактного размещения истребителя на корабле, усиленным шасси и посадочным гаком;
  • МиГ-29КУБ — учебно-боевой палубный истребитель и другие;
  • МиГ-29AS — модернизация самолета для ВВС Словакии, который включает измененный БРЭО, а также без системы дозаправки;
  • МиГ-29МУ1 — украинская модернизация истребителя. В БРЭО установлена система спутниковой навигации;
  • МиГ-29БМ, белорусская модернизация. Дополнительно установлены станция спутниковой навигации, средства дозаправки топливом, доработана РЛС для использования вооружения воздух-земля;
  • MiG-29 Sniper, модернизация для румынской армии. Модернизацию по стандартам НАТО/ИКАО выполняли компании DASA (Германия), Aerostar Bacău (Румыния), Elbit Systems (Израиль).

На экспорт в 30 стран мира было поставлено примерно 800 истребителей МиГ-29 различных модификаций. Всего было построено более 1600 истребителей.

Видео: МиГ-29

МиГ-29 УБ, двухместный учебно-боевой самолет

Для обеспечения эффективной подготовки летчиков ВВС и быстрого освоения ими нового типа самолета ММЗ им. А.И.Микояна в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 19 января 1976 г. и приказом МАП от 22 марта 1976 г. разработал двухместный учебно-боевой вариант истребителя, получивший обозначение МиГ-29УБ. Чтобы разместить вторую кабину (для инструктора) без существенного изменения конструкции фюзеляжа, решено было демонтировать все оборудование РЛПК, включая бортовую РЛС Н019, а для отработки задач прицеливания и применения оружия на «спарке» сохранили в полном составе оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс с квантовой оптико-локационной станцией КОЛС и НСЦ, несколько модифицировав его с учетом установки дублированной системы индикации и управления (ОЭПрНК-29УБ). В соответствии с таким упрощением СУВ из состава вооружения МиГ-29УБ исключили РСД с ПАРГС Р-27Р, оставив ракеты с ТГС (Р-73 и Р-60), авиабомбы и НАР, размещаемые на шести подкрыльевых точках подвески, а также встроенную пушку ГШ-301.

Читать еще:  Исторические сведения Тесак пехотный гвардейский солдатский второй половины 1750-х гг.

Кабину инструктора разместили за кабиной обучаемого и оснастили ее полным комплектом органов управления и системы индикации и таким же катапультируемым креслом К-36ДМ. Общий для обеих кабин фонарь открывался вверх-назад и был снабжен над местом инструктора перископом с большим экраном и зеркалом, выпускаемым в поток на посадке и при рулении. Длина «спарки» составила 17.42 м и увеличилась по сравнению с серийным МиГ-29 всего на 100 мм. Неизменным остался вырабатываемый запас топлива (3200 кг). По летно-техническим данным двухместная машина тоже почти не отличалась от одноместной: при нормальной взлетной массе (без подвесок) 14600 кг максимальная скорость полета МиГ-29УБ у земли составляла 1500 км/ч, максимальная эксплуатационная перегрузка — 9, а скороподъемность -330 м/с. Несколько уменьшились максимальная скорость при полете на большой высоте (2230 против 2450 км/ч), практический потолок (17500 против 18000 м) и дальность полета (у земли -680 и 710 км, на большой высоте — 1410 и 1430 км соответственно).

Наличие на МиГ-29УБ комплекса ОЭПрНК-29УБ позволило обучать летчиков, а при необходимости и вести на нем ближний маневренный воздушный бой с применением УР с ТГС и пушки, а также наносить удары по визуально видимым наземным целям бомбами и неуправляемыми ракетами, как на одноместном боевом самолете. Для подготовки к полетам на перехват, работе с БРЛС и применению УР с ПАРГС, а также к действиям в особых случаях при отказах оборудования на «спарке» была установлена соответствующая имитационная аппаратура. Контрольно-записывающая аппаратура и средства объективного контроля (СОК) призваны были повышать достоверность и ускорять процесс анализа учебных полетов.

Тактико-технические требования к учебно-боевому самолету были согласованы в 1977 г., и в следующем году развернулось его проектирование. В 1979 г. выпустили эскизный проект и изготовили макет МиГ-29УБ. В том же году состоялось заседание макетной комиссии и началась постройка первого опытного образца «спарки», получившего 951 (бортовой 51). В 1980 г. сборка машины была завершена, и она поступила на наземные испытания. В первый полет МиГ-29УБ 951 поднял 29 апреля 1981 г. летчик-испытатель ММЗ им. А.И.Микояна А.Г.Фастовец. Обязанности ведущего инженера по испытаниям спарки выполнял В.Н.Уткин, обязанности техника самолета — В.М.Стручков. Первая двухместная машина летала долго и много, принимая участие в самых разнообразных программах летных исследований. На ее счету, в частности, 22 полета на море в районе Очакова, выполненные в июне 1987 г. в рамках программы создания корабельного истребителя МиГ-29К. В 1981-1983 гг. самолет-951 активно использовался в программе государственных совместных испытаний МиГ-29. к моменту подписания акта о завершении этапа «Б» ГСИ 27 ноября 1983 г. на нем совершили 192 полета. Последний, 1066-й полет на МиГ-29УБ -951 состоялся 15 сентября 1993 г.. однако и сейчас машина находится на летной станции АНПК МИГ в Жуковском.

В 1982 г. опытное производство ММЗ им. А.И.Микояна выпустило второй опытный двухместный самолет, получивший -952 (бортовой -52). Первый вылет его состоялся 23 августа 1982 г. Машина также участвовала в ГСИ (к 27 ноября 1983 г. она выполнила 70 полетов). Испытания 952-й продолжались до 10 апреля 1986 г., когда на ней был произведен последний. 213-й полет, после чего она была разобрана, а консоли ее крыла использовали на опытном самолете МиГ-29 -916.

В 1985 г. МиГ-29УБ был запущен в серийное производство на Горьковском авиационном производственном объединении (ГАПО) им. С.Орджоникидзе (ныне АООТ Нижегородский авиастроительный завод (НГАЗ) Сокол). При этом в первое время основные части планера (крыло, кили, стабилизатор, большинство элементов конструкции фюзеляжа) изготавливались в Москве, на заводе Знамя труда, и отправлялись в Горький, где строили переднюю часть фюзеляжа, производили окончательную сборку самолета и монтаж оборудования. Позднее на НГАЗ Сокол был освоен полный цикл производства самолета — от изготовления всех деталей и агрегатов до окончательной сборки. Официально на вооружение МиГ-29УБ был принят в 1991 г. В Горьком к этому времени построили уже почти две сотни таких машин.

НГАЗ Сокол так же, как и МАПО, имел давние традиции сотрудничества с ОКБ МИГ. Это предприятие, введенное в строй в 1932 г., специализируется на выпуске самолетов-истребителей. Долгое время оно носило название завод -21, затем именовалось Горьковский авиационный завод им. С.Орджоникидзе, а в 1985 г. было преобразовано в производственное объединение (ГАПО). Миги завод выпускает уже полвека. Первыми были МиГ-15, в 1951 г. их сменили МиГ-17, а в 1954 г. — МиГ-19. С 1960 г. за два десятилетия предприятие изготовило более 5000 истребителей МиГ-21 различных модификаций, начиная с МиГ-21Ф и кончая МиГ-21МФ и МиГ-21бис. В 1969 г. здесь приступили к серийному выпуску скоростных высотных перехватчиков и разведчиков МиГ-25 (до 1985 г. было построено почти 1200 самолетов разных вариантов), а в 1979 г. — перехватчиков 4-го поколения МиГ-31. Сейчас МиГ-31 и МиГ-29УБ составляют основу производственной программы НГАЗ Сокол, ведутся также работы по созданию модернизированного истребителя МиГ-21-93 и ряду конверсионных программ.

На 42-м авиасалоне в Ле Бурже ОАО Фазотрон-НИИР представило предложение по модернизации и двухместного учебно-боевого самолета МиГ-29УБ. Как известно, серийные спарки не имеют бортовой РЛС, что существенно ограничивает их боевые возможности (в режиме «воздух-воздух» СУВ самолета МиГ-29УБ обеспечивает применение ракет только с ТГС).

Суть предложения Фазотрона сводится к оснащению МиГ-29УБ малогабаритной БРЛС, которая может быть создана на базе радиолокаторов нового поколения Суперкопье и Москит, разрабатываемых для самолетов типа МиГ-21, МиГ-АТС и Як-131. С помощью таких станций, имеющих массу всего 50-100 кг, можно обнаруживать воздушные цели на дальности до 60-75 км, причем реализованный в них принцип электронного сканирования обеспечивает сопровождение не менее 10 целей и атаку двух-четырех целей одновременно. Оборудование МиГ-29УБ бортовой РЛС позволит эффективно применять их не только в ближнем маневренном бою, но и в воздушном бою на средних дистанциях, где основным оружием самолета могут стать ракеты с радиолокационными ГСН типа Р-27Р (РЭ) и РВВ-АЕ.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector