0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Характеристики ИС-1 (ИС-85) — тяжёлый танк

ИС-1 (ИС-85) — тяжёлый танк

В фев­ра­ле 1944 го­да имев­шие­ся в со­ста­ве Крас­ной Ар­мии пол­ки про­ры­ва, уком­плек­то­ван­ные тан­ка­ми КВ, бы­ли пе­ре­ве­де­ны на но­вые шта­ты. Од­но­вре­мен­но на­ча­лось фор­ми­ро­ва­ние но­вых час­тей, ос­на­щен­ных ма­ши­на­ми ИС, ко­то­рые ста­ли име­но­вать­ся тя­же­лы­ми тан­ко­вы­ми пол­ка­ми. При этом им еще при фор­ми­ро­ва­нии при­сваи­ва­лось на­име­но­ва­ние «гвар­дей­ский». По шта­ту в но­вых пол­ках на­счи­ты­ва­лось 375 че­ло­век лич­но­го со­ста­ва, че­ты­ре тан­ко­вые ро­ты ИС (21 танк), ро­та ав­то­мат­чи­ков, ро­та тех­ни­че­ско­го обес­пе­че­ния, зе­нит­ная ба­та­рея, са­пер­ный, хо­зяй­ст­вен­ный взво­ды и пол­ко­вой ме­ди­цин­ский пункт. Фор­ми­ро­ва­ние ве­лось в Тес­ниц­ком тан­ко­вом ла­ге­ре под Ту­лой. Осо­бен­но­стью эки­па­жа тя­же­ло­го тан­ка ИС бы­ло на­ли­чие в нем двух офи­це­ров — ко­ман­ди­ра тан­ка и стар­ше­го ме­ха­ни­ка-во­ди­те­ля и двух сер­жан­тов — на­вод­чи­ка ору­дия и за­ря­жаю­ще­го (он же млад­ший ме­ха­ни­к-во­ди­тель). По­доб­ный со­став эки­па­жей го­во­рит о важ­но­сти за­да­чи, ко­то­рая воз­ла­га­лась на но­вые ма­ши­ны и воо­ру­жен­ные ими гвар­дей­ские пол­ки. К со­жа­ле­нию, толь­ко не­боль­шая часть эки­па­жей вое­ва­ла ра­нее на тя­же­лых тан­ках КВ и «Чер­чилль» и име­ла бое­вой опыт. В ос­нов­ном же лич­ный со­став при­бы­вал из учи­лищ, ино­гда по­сле до­пол­ни­тель­ной под­го­тов­ки на ЧКЗ. При от­прав­ке на фронт к пол­кам при­ко­ман­ди­ро­вы­ва­лись пред­ста­ви­те­ли ГБТУ для на­блю­де­ния за ис­поль­зо­ва­ни­ем но­вых тан­ков.

Пер­вые три пол­ка (1-й, 29-й и 58-й) по­сту­пи­ли в опе­ра­тив­ное под­чи­не­ние ко­ман­дую­ще­му 1-й гвар­дей­ской ар­ми­ей, ко­то­рая на­но­си­ла глав­ный удар в хо­де Про­ску­ров­ско-Чер­но­виц­кой на­сту­па­тель­ной опе­ра­ции. Еще два пол­ка (8-й и 13-й) во­шли в со­став 2-й гвар­дей­ской тан­ко­вой ар­мии и вме­сте с дру­ги­ми час­тя­ми при­ня­ли на се­бя ос­нов­ной удар 16-й, 17-й и 1-й не­мец­ких тан­ко­вых ди­ви­зий, пы­тав­ших­ся де­бло­ки­ро­вать груп­пи­ров­ку, ок­ру­жен­ную со­вет­ски­ми вой­ска­ми у г. Кор­сунь-Шев­чен­ков­ский.

Од­ним из пер­вых всту­пил в бой 13-й гвар­дей­ский тя­же­лый тан­ко­вый полк про­ры­ва. 15 фев­ра­ля 1944 го­да, имея в сво­ем со­ста­ве 21 танк ИС-85, он при­был в рай­он Фас­тов — Бе­лая Цер­ковь. По­сле мар­ша полк по­лу­чил за­да­чу под­дер­жать ата­ку 109-й тан­ко­вой бри­га­ды на д. Ли­сян­ка, для че­го ко­ман­ди­ром пол­ка бы­ла вы­де­ле­на ро­та — пять тан­ков ИС. К мо­мен­ту всту­п­ле­ния ее в бой по­след­ние Т-34 109-й тан­ко­вой бри­га­ды, ата­ко­вав­шие Ли­сян­ку в лоб, бы­ли под­би­ты «пан­те­ра­ми» и про­ти­во­тан­ко­вы­ми и штур­мо­вы­ми ору­дия­ми нем­цев. Под­пус­тив ИСы на рас­стоя­ние 600-800 м, не­мец­кие тан­ки и САУ от­кры­ли шкваль­ный огонь и в те­че­ние 10 ми­нут под­би­ли все на­ши тя­же­лые ма­ши­ны, при этом две из них сго­ре­ли. Ка­ж­дый танк по­лу­чил от 3 до 7 по­па­да­ний. На сле­дую­щий день д. Ли­сян­ку ок­ру­жи­ли и взя­ли. В ней бы­ли за­хва­че­ны бро­шен­ные без го­рю­че­го 16 «пан­тер», два Pz.IV и два штур­мо­вых ору­дия.

5 мар­та 1944 го­да 15 ИС-85 13-й гвар­дей­ско­го тя­же­ло­го тан­ко­во­го пол­ка про­ры­ва под­дер­жи­ва­ли ата­ку 50-й тан­ко­вой бри­га­ды на Умань. Во вре­мя боя пять тан­ков бы­ло под­би­то ог­нем 88-мм зе­нит­ных ору­дий, три ма­ши­ны вы­шли из строя по тех­ни­че­ским при­чи­нам, а од­на упа­ла с мос­та у д. Пол­ков­ни­чье и пе­ре­вер­ну­лась. Здесь же про­изо­шел и до­воль­но ред­кий слу­чай: ниж­ний ло­бо­вой лист од­но­го ИСа про­би­ло сна­ря­дом тя­же­ло­го не­мец­ко­го про­ти­во­тан­ко­во­го ру­жья s.Pz.B.41, имев­ше­го ко­ни­че­ский ствол ка­либ­ра 28/20 мм.

Пер­вое за­фик­си­ро­ван­ное столк­но­ве­ние ИС-85 с «ти­гра­ми» про­изош­ло 4 мар­та 1944 го­да в рай­оне г. Ста­ро­кон­стан­ти­но­ва на Ук­раи­не в хо­де Про­ску­ров­ско-Чер­но­виц­кой на­сту­па­тель­ной опе­ра­ции. 1-й гвар­дей­ский тя­же­лый тан­ко­вый полк про­ры­ва (ко­ман­дир — под­пол­ков­ник Н.И. Бу­ла­нов) всту­пил в бой с ро­той тя­же­лых тан­ков «Тигр» 503-го тя­же­ло­го тан­ко­во­го ба­таль­о­на. В хо­де пе­ре­стрел­ки в ус­ло­ви­ях пло­хой ви­ди­мо­сти с дис­тан­ции 1500-1800 м один ИС ока­зал­ся под­бит, а три по­лу­чи­ли по­вре­ж­де­ния но впо­след­ст­вии бы­ли от­ре­мон­ти­ро­ва­ны. От­вет­ным ог­нем ИСов у од­но­го «Ти­гра» по­вре­ди­ли пуш­ку, а у дру­го­го — хо­до­вую часть. 16 мар­та «тиг­ры», от­крыв огонь из за­са­ды, под­би­ли че­ты­ре ИСа, два из ко­то­рых сго­ре­ли вме­сте с эки­па­жа­ми. Чуть рань­ше, 8 мар­та, два ИСа со 150-200 м бы­ли рас­стре­ля­ны за­мас­ки­ро­ван­ны­ми 75-мм штур­мо­вы­ми ору­дия­ми. Один танк по­лу­чил 8 по­па­да­ний, дру­гой — 4.

В ре­зуль­та­те этих бо­ев поя­ви­лось за­клю­че­ние ГБТУ о не­со­от­вет­ст­вии воо­ру­же­ния ИС-85 и его бро­ни­ро­ва­ния ана­ло­гич­ным по­ка­за­те­лям не­мец­ких тя­же­лых тан­ков. В нем ре­ко­мен­до­ва­лось из­ме­нить фор­му и бро­ни­ро­ва­ние ло­бо­вой час­ти кор­пу­са и уси­лить воо­ру­же­ние тан­ков ИС. Со­хра­нив­шие­ся до­ку­мен­ты тех лет по­зво­ля­ют сде­лать вы­вод, что из об­ще­го ко­ли­че­ст­ва из­го­тов­лен­ных тя­же­лых тан­ков это­го ти­па в бо­ях при­ня­ли уча­стие ров­но 100 еди­ниц. Еще 6 тан­ков бы­ли от­прав­ле­ны в выс­шие офи­цер­ские тан­ко­вые шко­лы — по две ма­ши­ны в ка­ж­дую. Один танк №31113 на­хо­дил­ся на ис­пы­та­ни­ях на по­ли­го­не в Ку­бин­ке. К кон­цу вой­ны в строю ос­та­ва­лось 37 ис­прав­ных тан­ков ИС-85. Еще 37 в ап­ре­ле 1945 го­да бы­ли спи­са­ны из-за ес­те­ст­вен­но­го из­но­са, по­сколь­ку про­бег ка­ж­до­го из них пре­вы­сил 2000 км.

Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознаного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответсвующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.

Танки серии ИС (Иосиф Сталин)

ИС (Иосиф Сталин) – советские тяжелые танки периода Великой Отечественной войны и послевоенной разработки. Первый танк семейства имел индекс 1, в годы войны данный танк обозначался ИС-1 или ИС-85, где цифра 85 соответствовала калибру установленного на танке орудия. Наиболее известной и массовой модификацией машины стал танк ИС-2, который принял участие во многих боях конечного этапа войны в 1944-1945 годах. После проведения послевоенных модернизаций танк ИС-2 состоял на вооружении Советской, а затем и российской армии до 1995 года. Последним же танком легендарной серии являлся ИС-8, более известный как Т-10. Производящийся серийно, он являлся одним из последних тяжелых танков в мире.

Читать еще:  Ту-142 - дальний противолодочный самолет

Тяжелые танки ИС-1 и ИС-2 во многом обязаны своим появлением тяжелому танку КВ-1 и среднему танку с тяжелым бронированием КВ-13. Главным стимулом к разработке новых танков стало появление зимой 1942-1943 годов на Восточном фронте новых немецких танков «Тигр». Именно их появление заставило советское руководство инициировать изготовление и проведение государственных испытаний двух опытных танков «Иосиф Сталин» — ИС. В качестве ходовых для них использовались последние варианты КВ-13, а вот вооружение двух моделей отличалось.

Испытания двух танков проходили с 22 марта по 19 апреля 1943 года и были признаны удачными. Государственная комиссия отметила, что в результате более плотной компоновки, чем у КВ-1с, танки ИС имеют при меньшей массе (44 и 46 тонн) более сильное бронирование и большую скорость.

ИС-1 фактически являлся глубокой модернизацией танков КВ-1. На нем были значительно переработаны вооружение и броневая защита. Танк получил новую коробку передач, при этом ИС-1 обладал большим количеством деталей от танков КВ различных модификаций. Компоновка машины была классической. Его бронекорпус от носа к корме разделялся на отделение управления, боевое и моторно-трансмиссионное отделение. В первом находился механик водитель, остальные три члена экипажа занимали рабочие места в боевом отделении, которое объединяло башню танка и среднюю часть бронекорпуса. Здесь было установлено орудие, размещался боезапас, часть топливных баков. Трансмиссия и двигатель располагались в задней части танка.

Броневой корпус машины (за исключением лобовой части) сваривался из бронеплит толщиной 90, 75, 60, 30 и 20 мм. Лобовая деталь корпуса обтекаемой формы являлась литой, в различных частях ее толщина варьировалась от 30 до 120 мм, с другими деталями она соединялась с помощью сварки. Обтекаемая башня танка представляла из себя броневую отливку сложной геометрической формы. Толщина ее бортов составляла 100 мм. Борта располагались под углом к вертикали, что повышало снарядостойкость.

Основным орудием танка была пушка Д-5Т образца 1943 года, имевшая калибр 85 мм. Орудие устанавливалось на цапфах в башне и было полностью уравновешено. Уравновешенной являлась и башня, центр ее масс находился на геометрической оси вращения. Боекомплект пушки состоял из 59 выстрелов унитарного заряжания. Снаряды размещались в башне танка и вдоль обоих бортов боевого отделения. Данное орудие было танковым вариантом зенитного орудия 52-К. Всего было выпущено 130 танков ИС-1.

Основной машиной, которая вынесла всю тяжесть боев последних лет войны, стал ИС-2, который также называли ИС-122, в этом случае цифра 122 обозначала калибр танкового орудия. Всего было выпущено 3475 танков данной модификации. Идея оснастить танк более мощным орудием была продиктована необходимостью. 85-мм пушка Д-5Т, устанавливаемая на ИС-1, не обладала достаточными возможностями для борьбы с новыми немецкими средними танками «Пантера» и тяжелыми танками «Тигр». Кроме того, 85-мм снаряд обладал малым фугасным действием для борьбы с ДОТами и ДЗОТами противника.

В результате было принято решение оснастить танк ИС 122-мм орудием, разработанным на базе пушки А-19. Данное артиллерийское орудие было доработано для установки в танк. В частности, получило дульный тормоз, смягчающий отдачу, более компактное противооткатное устройство, улучшенное размещение органов управления для обеспечения наводчику более комфортных условий при работе в замкнутом пространстве башни. Переработанный вариант пушки получил индекс Д-25Т. Боекомплект пушки состоял из 28 выстрелов раздельного заряжания. Благодаря этому факту, а также большому весу снарядов скорострельность пушки была на уровне 3 выстрелов в минуту, а в боевых условиях еще меньше. Однако при попадании в цель снаряд, выпущенный из данной пушки, нередко прошивал немецкие танки насквозь или приводил к срыву башни. Также орудие отлично зарекомендовало себя при штурме немецких городов, превращенных гитлеровцами в настоящие крепости.

Еще одним существенным отличием танка ИС-2 от ИС-1 стало изменение лобовой детали корпуса. ИС-2 образца 1944 года в целях повышения снарядостойкости оснащался новой «спрямленной» деталью лобовой брони. Вместо обтекаемой ступенчатой оконечности сложной геометрической формы лоб ИС-2 стал оснащаться плоскими бронеплитами, верхняя из которых имела вид сужающейся к башне танка трапеции, располагалась под углом в 60°, а ее толщина достигала 120 мм.

ИС-3 являлся дальнейшим развитием серии, появился в самом конце Великой Отечественной войны и в боевых действиях участия не принимал. Данную машину чаще всего считают первым советским послевоенным тяжелым танком. Основной отличительной особенностью танка является его характерная лобовая деталь – нос корпуса, который был похож на щучий, а сам танк за него был прозван «Щукой».

Разработка танка проходила в 1944 году, первая партия была изготовлена в мае 1945 года. Серийное производство машин шло до средины 1946 года, всего было выпущено 2311 танков. Танк обладал классической компоновкой, его экипаж состоял из 4 человек. На вооружении танка стояло все то же 122-мм орудие Д-25Т, что и на танке ИС-2. При этом танк получил новую башню приплюснутой конструкции, которая впоследствии применялась на всех советских танках от Т-54 до Т-90.

ИС-3 обладал очень сильным дифференцированным противоснарядным бронированием и был рассчитан на защиту от всех современных танков и ПТ-орудий в лобовой проекции и от воздействия большей части танков и ПТ-орудий со стороны бортов. Лоб танка бронировался 110-мм. бронеплитами, по схеме получившей название «щучий нос». Лоб корпуса состоял из двух сходившихся клином плит, расположенных с наклоном в 56° к вертикали. Бронирование бортов достигало 90 мм, с наклоном брони в 60°, помимо этого верхняя часть бортов прикрывалась 30-мм экранами. Башня танка представляла собой отливку из гомогенной брони и обладала приплюснутой полусферической формой. Толщина ее стенок колебалась от 220 мм в основании до 110 мм в верхней части, лоб башни имел броню, близкую к 255 мм. При этом масса танка оставалась на уровне 46 тонн.

Читать еще:  Рисунки Ту-98 - фронтовой бомбардировщик

Примечателен тот факт, что ИС-3, не принимавший участия в войне, стал участником Берлинского парада союзных войск, приуроченного к победе во Второй мировой войне. 7 сентября 1945 года 52 танка ИС-3 проехали по улицам Берлина и произвели сильное впечатление на наших союзников по антигитлеровской коалиции.

ИС-4 — советский тяжелый танк, принятый на вооружение в 1947 году, выпускался с 1947 по 1948 год достаточно небольшой серией в 219 штук. Являлся дальнейшим развитием танка ИС-2. Основной упор был сделан на увеличение бронирования. Бронирование лба корпуса и бортов танка достигало 160 мм. Бронирование башни в лобовой части достигало 250 мм, с бортов 200 мм. Такое наращивание брони не могло не отразиться на весе боевой машины. Максимальный вес танка приблизился к отметке в 60 тонн, что потребовало установки нового двигателя В-12 мощностью в 750 л.с., предыдущие модели танка оснащались двигателями мощностью 520 л.с.

В ходе эксплуатации выяснилось, что танк из-за своей массы не может переправляться через многие мосты и сталкивается с трудностями перевозки различными транспортными средствами. Помимо этого выявился ряд недостатков его трансмиссии и ее недостаточная надежность. В конце 1970-х годов все танки данной серии были отправлены на переплавку.

ИС-6 — опытный советский танк, на вооружение принят не был. Разработка танка началась в 1943 году. Эскизное проектирование машины осуществлялось с декабря 1943 до лета 1944 года. Всего было предложено два варианта, первый – «Объект 252», который имел механическую трансмиссию такого же типа, как ИС-3, но с использованием опорных катков большого диаметра. Поддерживающие катки отсутствовали.

Особенностью другого танка — «Объекта-253» — была электромеханическая трансмиссия, которая должна была положительно сказаться на маневренности и облегчить управление танком. Ходовая часть была подобна ходовой танка ИС-2. В ходе испытаний опытные машины уступили отправленному в серию танку ИС-4.

Опытный советский тяжелый танк, разрабатывался в 1945-1947 году, общее количество произведенных машин не превышало 50 штук. Один из мощнейших танков своего времени и самый тяжелый среди советских танков, на вооружении армии не принимался. Данный танк во многом являлся развитием танка ИС-3 и отличался применением ряда технических решений, намного опередивших свое время. Обладал классической компоновкой. При этом экипаж танка увеличился до 5 человек, в его составе появился второй заряжающий.

Танк унаследовал от ИС-3 лобовую часть корпуса, изготовленную по схеме «щучий нос», при этом его бронирование существенно увеличилось. Лоб корпуса и борта имели толщину в 150 мм. Лоб башни имел толщину в 210 мм, а маска пушки 350 мм, бортовое бронирование башни достигало 150 мм. Боевая масса танка достигла 68 тонн, при этом последний мог развить по шоссе скорость в 60 км/ч. Во многом здесь была заслуга нового дизеля М-50Т мощностью в 1050 л.с., данный двигатель являлся вариантом морского дизеля. Примечательно, что это была не единственная деталь, доставшаяся танку от флота.

Основным вооружением танка была 130-мм нарезная пушка С-70 с длиной ствола в 57,2 калибра и начальной скоростью 33,4 кг снаряда в 900 м/с. Данное орудие было разработано на базе 130-мм морской пушки. Орудие оснащалось вертикальным клиновым полуавтоматическим затвором, с помощью которого скорострельность была повышена до 6-8 выстрелов в минуту. СУО танка при ведении стрельбы автоматически наводила орудие, руководствуясь положением прицела, и производила выстрел. Танковый боекомплект включал 30 выстрелов раздельного заряжания.

Последний тяжелый танк серии ИС. Серийно производился с 1954 по 1966 год. Всего было выпущено от 2500 до 8000 подобных танков. Состоял на вооружении Советской армии 40 лет, был снят с вооружения уже Российской армии в 1993 году. Танк проектировался для замены стоявших на вооружении ИС-2 и ИС-3, при его разработке был учтен опыт эксплуатации ИС-4 и ИС-7, который привел к уменьшению массы танка до 50 тонн. Уменьшение массы танка сопровождалось снижением уровня его бронирования. Во время проектирования танк получал индексы от ИС-8 до ИС-10, но после смерти Сталина танк получил новое имя Т-10.

Как и танки ИС-3 и ИС-7, данный танк имел «щучий нос», но менее скромное бронирование по сравнению с последим. Лоб корпуса имел бронирование 120 мм., борта 80 мм, лоб башни – 201 мм., борта 148 мм. Первоначально танк оснащался усовершенствованным орудием Д-25ТА, доставшимся ему в наследство от танков ИС-2 и ИС-4, а также дизельным двигателем В-12-5 мощностью в 700 л.с.

При этом подавляющее число танков, находящихся на вооружении, имели индекс Т-10М, а в 60-х годах все выпущенные машины были усовершенствованы до данной модификации. В ней танк получил новое орудие 122-мм М-62-Т2 , которое отличалось высокой баллистикой и двухплоскостным стабилизатором 2Э12 «Ливень». Вместо ДШК на танк устанавливался 14,5-мм пулемет КПВТ, была изменена конструкция башни, а ее лобовое бронирование довели до 250 мм. Танк получил новый, более мощный двигатель В12-6 мощностью в 750 л.с., противоатомную защиту и комплект приборов ночного видения для всех членов экипажа танка, за исключением заряжающего.

Читать еще:  Видео Палаш кирасирский офицерский обр. 1826 г. и 1826/1909 гг.

Танк ИС-3 на ходу в Кубинке

Тяжелые танки ИС и КВ

ИС-1 – основоположник семейства

В 1941 году имевшиеся в РККА тяжелые танки КВ-1 без проблем боролись с любой бронетехникой Вермахта. Основным противником машин стала неразбериха первых месяцев боев, приведшая к большим потерям людей и материальной части. В 1942 году на вооружение немецких частей поступил тяжелый танк «Тигр», бороться с которым на равных КВ-1 с 76 мм пушкой уже не мог.

Начиная с 1942 года стали появляться проекты советских тяжелых машин, вооруженных пушками увеличенного калибра. Наиболее успешным стал танк ИС-1, который послужил базой для еще более тяжеловооруженной машины ИС-2, продержавшейся в строю до середины 90-х годов.

История создания

В начале 1942 года в Челябинске был создан проект дальнейшей модернизации танков КВ-1/1с, получивший обозначение КВ-13. В конструкции машины широко использовались отливки из броневой стали, соединенные сваркой. Танк предполагался для замены техники серий Т-34 и КВ в рамках концепции единой бронированной машины. Но далее постройки 3-х прототипов дело не пошло.

Осенью 1942 года под Ленинградом появились первые немецкие тяжелые танки «Тигр», что ускорило начало работ над новой советской машиной с улучшенной защитой и вооружением. Зимой 1943 года выходит постановление о необходимости разработки и постройки прототипов тяжелого танка серии ИС, которое поступило в Челябинск и на опытный танковый завод №100.

Базой для разработки стал КВ-13, причем одновременно велись работы по машинам, вооруженным 76 и 122 мм пушками (будущие ИС-1 и ИС-2 соответственно). К этому времени в распоряжении советских военных был захваченный образец танка «Тигр», который испытали обстрелом из танковых и противотанковых орудий.

Из-за недостаточной эффективности 76 мм артиллерии было предложено создать новую 85 мм пушку, базирующуюся на основе зенитки 52-К. На ранних этапах также рассматривалась возможность применения 107 мм пушки ЗиС-26, но отсутствие серийного выпуска боеприпасов привело к отказу от идеи в пользу 85 мм системы.

К лету были готовы две конструкции, созданные ЦАКБ и КБ завода №9, которые отличались элементами конструкции.

При попытке вписать орудие в башню, конструкторы пришли к выводу о необходимости расширения погона, что повлекло за собой перекомпоновку корпуса танка. Из-за роста длины в ходовую часть ввели шестой торсион с катком (от которого отказались при создании КВ-13).

Поскольку разработка 85 мм системы опережала создание носителя, то летом 1943 года стартовало производство КВ-85. Окончательная разработка первого танка серии ИС, получившего обозначения ИС-85 (с марта 1944 года – ИС-1), закончилась только осенью, а в октябре были собраны первые 2 серийные машины. К этому времени в Челябинске активно дорабатывался проект ИС-2, поэтому жизненный цикл ИС-1 оказался коротким.

Серийный выпуск техники прекратился уже в январе 1944 года, всего было собрано 107 экземпляров танка. Кроме того, существовал опытный экземпляр танка, созданный в рамках работ по «Объекту 248», вооруженный 100 мм орудием С-34.

Описание конструкции

Корпус тяжелого танка ИС-1 состоит из катаных листов брони толщиной 20-90 мм и литой носовой части, соединенных электродуговой сваркой под флюсом. Литая передняя часть имеет стенки переменной толщины в диапазоне 30-120 мм. Причем в ходе боевой эксплуатации был отмечен случай пробития детали в тонком месте бронебойной пулей, выпущенной из ружья Pz.B.41.

Башня обтекаемой конфигурации, изготовлена по технологии литья, толщина стенки 100 мм.

Фронтальная часть башни сложной криволинейной формы, несущая на себе амбразуру орудия, изготовлена в виде отдельной детали, соединенной с основным элементом болтами. Линия стыка погона имела заглубление в плоскость крыши корпуса, что снижало вероятность заклинивания конструкции при попадании снаряда. На внутренней кромке погона башни устанавливалась мерная шкала, использовавшая для наведения орудия при стрельбе с закрытой позиции.

Три члена экипажа размещались в башне, в суженной передней части корпуса находилось место механика-водителя. Сбоку от механика имелась точка установки пулемета с дистанционным приводом спуска, на поздних машинах от монтажа конструкции отказались. Для наблюдения за местностью на башне танка имелась башенка литой конструкции, в которой располагались смотровые приборы.

Основным вооружением ИС-1 являлась 85 мм пушка Д-5Т, установленная в цапфах. Конструкция орудия позволяла смещать ствол в горизонтальном направлении на малый угол без поворота башни. В боекомплект танка входили 59 унитарных патронов с бронебойными и осколочными снарядами. С пушкой был спарен 7,62 мм пулемет ДТ, еще один ствол располагался на задней стенке башни в специальном приливе.

В состав силового агрегата входил 12-цилиндровый 520-сильный атмосферный дизель В-2-ИС и оригинальная 4-скоростная коробка с 2-ступенчатым делителем. Крутящий момент передавался на ведущие колеса заднего расположения через планетарные редукторы с дополнительными фрикционами, обеспечивавшими разворот машины.

Ходовая часть оборудовалась торсионами.

Для ограничения хода балансиров на корпусе стоят стальные отбойники. Катки оснащены внутренними резиновыми амортизирующими кольцами. Гусеничная лента набрана из 86 траков шириной 650 мм, натяжение выполняется кривошипом фронтального ленивца.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector