1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Характеристики БТ-7 — лёгкий колёсно-гусеничный танк

Советский лёгкий танк БТ-7

БТ-7 – советский лёгкий колёсно-гусеничный танк периода 1930-1940 годов. Это третий танк из семейства прославленных советских танков серии БТ (быстроходный танк). Отличался от своих предшественников танков БТ-2 и БТ-5 сварным корпусом более совершенной формы, новым двигателем.

Машина выпускалась как с вооружением аналогичным вооружению танка БТ-5, так и с 76-мм пушкой.

На последние модели танка устанавливался дизельный двигатель. Эти танки выпускались как с радиостанцией, так и без радиостанции.

Всего было передано в войска 5 328 танков БТ-7 различных модификаций.

История создания танка БТ-7

Примерно в январе месяце на Харьковский завод, который в тот момент осуществлял работу над конструкторской документацией для танка БТ-5 (конструкторское бюро «отдел 520»), поступило задание на разработку нового танка – в новой машине должны были быть учтены и устранены недостатки, которые были выявлены на предшествующих моделях.

В соответствии с проектной документацией на новый танк предполагалось установить более совершенный и надёжный двигатель М-17, разработать сварной корпус с улучшенным обзором для механика-водителя, установить на танк топливные баки повышенной вместимости и пушку 76-мм. В целом задание предполагало разработку «ударного колёсно-гусеничного танка дальнего действия».

В разработке нового танка приняла участие группа конструкторов: Фирсов, Бондаренко, Морозов, Дорошенко, Курасов, Веселовский и Таршинов.

Уже в начале 1934 года был создан прототип, который получил название БТ-7. К 1 мая 1934 года была готова первая машина, а к 7 ноября 1934 года был создан второй образец БТ-7.

На первых двух машинах справа от места механика-водителя был установлен курсовой пулемёт, а башня была исполнена в виде усечённого конуса. В башню можно было установить танковую пушку 76-мм КТ-28 или ПС-4. Предполагалось предоставить на испытание и машину с 45-мм пушкой в стандартной башне танка БТ-5.

Осенью 1934 года машины прошли полную программу испытаний. Военные посчитали, что курсовой пулемёт на БТ-7 – это излишество, поскольку механик-водитель занят управлением танком и вести огонь из пулемёта не имеет физической возможности. Кроме того, новая башня затрудняла совместимость пулемёта и башни новой формы.

В результате в 1935 году началось серийное производство танка БТ-7 с уже проверенной башней от танка БТ-5. Вместе с тем от идеи создания лёгкого танка с 76-мм пушкой ни военные, ни конструкторы не отказались. Кроме того в КБ от ГАБТУ поступило задание разработать проект БТ-7, который бы позволил установить на машину башню от танка Т-26-4.

Танк БТ-7. Модель 1935 года

Серийный БТ-7 модели 1935 года имел корпус жёсткой коробчатой конструкции с двойными бортовыми стенками, трапециевидной кормовой частью и закруглённой суженной удлиненной передней частью. Корпус набирался из стальных броневых листов, которые соединялись между собой с помощью сварки. Некоторые модели были с клёпаными корпусами.

Наружные стенки корпуса были съёмными. Внутренние стенки – 4-мм стальные листы.

Ходовая часть состояла из двух направляющих и восьми опорных катков. Передняя пара, при движении на колёсах, служила для управления танков, а задняя пара выполняла роль ведущих колёс.

При движении на гусеничном ходу руль убирался и укладывался в отделении управления.

В кормовой части машины размещался 12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель М-17Т мощностью 400 л.с. Трансмиссия: 4-х скоростная КПП, многодисковый сухой главный фрикцион и бортовые фрикционы, для привода колёсного хода – гитары, тормоза.

Топливные баки устанавливались по бокам между бортовыми листами – 2 шт. и один бак в корме.

Башня цилиндрической формы с развитой кормовой нишей.

Вооружение: 45-мм танковая пушка 20-К образца 1934 года и спаренный пулемёт ДТ. На некоторых машинах были установлены кормовые пулемёты и зенитные пулемёты.

На командирские машины устанавливались радиостанции 71-ТК с поручневыми антеннами.

Экипаж танка БТ-7 – три человека: командир и он же наводчик, заряжающий и механик-водитель.

Танк БТ-7. Модель 1937 года

В 1937 году серийные танки БТ-7 начали производить с конической башней, что позволило (без изменения состава вооружения) увеличить боезапас танка на 44 снаряда (для танков без радиостанции – 188 снарядов, для танка с радиостанцией – 145 снарядов).

На все линейные БТ-7 в кормовой нише башни устанавливали кормовые пулемёты ДТ.

БТ-7 модели 1937 года оснастили спецфарами прожекторного типа, которые монтировались на маске пушки, что предполагало возможность вести огонь из пушки и спаренного пулемёта в ночное время. В последующем такими фарами оборудовали и танки, выпущенные до 1937 года.

КПП стала трёхступенчатой, была усовершенствована трансмиссия, усилены пружины балансирных подвесок ведущих колёс колёсного хода.

С 1938 года машины выпускали без резиновых бандажей и начали заменять крупнозвенчатую гусеницу на мелкозвенчатую.

Лобовая броня «выросла» до 22 мм, а боевая масса машины достигла 13,9 тонны.

Танк БТ-7М. Модель 1939 года

Серийный выпуск БТ-7М (иногда встречается название БТ-8) начался в декабре 1939 года.

Внешне БТ-7М практически не отличался от предшественника БТ-7. Основное отличие – это замена карбюраторного двигателя М-17Т на советский дизель В-2.

За счёт установки специальных раскосов была повышена жёсткость корпуса, в днище танка был устроен подмоторный люк, изменился в меньшую сторону размер колпака воздушного фильтра-пылеуловителя.

Экономичный дизельный двигатель позволил избавиться от топливных баков над гусеничными полками.

Самое главное отличие – танки с дизельными двигателями были существенно безопаснее в бою, поскольку дизельное топливо хуже воспламеняется при поражении танка.

Нужно отметить, что к этому времени дизельными двигателями уже оснащались японские серийные танки «Ха-Го» и танки «Тип 86». В 1935 году начали выпускать танки дизелями и в Польше – это танк 7ТР. Значительных успехов достигли французы, но в серию машины с дизельными двигателями так и не пошли.

В Германии танковые дизеля даже не разрабатывались, поскольку считалось, что с началом боевых действий обязательно возникнут проблемы с производством дизельного топлива.

Лёгкие танки БТ-7М серийно производились до сентября 1940 года, даже параллельно с новым Т-34. В последующем все производственные мощности завода были переданы под производство Т-34.

Артиллерийский танк БТ-7А

С 1934 года небольшими партиями выпускался артиллерийский танк БТ-7А с 76-мм пушкой КТ-28 (несколько машин выпустили с 76-мм пушками Л-11 и Ф-32). Всего, с пушкой 76-мм, было выпущено 154 танка.

Читать еще:  Статьи Шпага пехотная офицерская обр. 1786 г.

Боевое применение танков БТ-7

Новыми танками Бт-7 преимущественно вооружали танковые бригады танковых корпусов и отдельные танковые бригады. Танки БТ-7 изначально предполагалось применять для развития прорывов в глубину обороны противника.

Боевое крещение БТ-7 получили в боях у озера Хасан в августе 1938 года. Затем БТ-7 участвовали в боях на Халхин-Голе, где из 493 танков были потеряны безвозвратно 48.

В целом танки получали хорошие отзывы, однако отмечалась сложность управления машиной, которая требовала отличной подготовки механика-водителя. И – слабое противопульное бронирование на ряду с массовым отсутствием радиостанций, что затрудняло управление большими группами танков в бою.

Танк БТ-7 стал символом бронетанковых войск РККА, поскольку наряду с выявленными недостатками обладал просто великолепной манёвренностью, скоростью и «прыгучестью». Броня, стремительный натиск и огневая мощь.

БТ-7 применялись и в боях Великой Отечественной войны. Существует мнение, что танк морально устарел к июню 1941 года, что и привело к массовым потерям. Однако, к массовым потерям привело применение БТ-7 не по прямому назначению. Не предназначался БТ-7 для прорыва подготовленной обороны или встречного танкового боя.

23 июня 1941 года экипаж сержанта Найдина на танке Бт-7 за один день уничтожил 15 немецких танков и 10 артиллерийских орудий. Танк действовал внезапно из засад. При этом вёл бой с превосходящим противником (один против танковой роты).

Последний раз танки БТ-7 принимали участие в боях в августе 1945 года в составе 1-го Дальневосточного и Забайкальского фронтов. А последним этапом службы БТ-7 стал победный парад в Харбине.

ТТХ танка БТ-7, модель 1935 года

БТ-7 модель 1937 года

Боевая масса, т – 13,7

Компоновочная схема – классическая

Размеры

Дина корпуса, мм – 5 660

Ширина корпуса, мм – 2 290

Высота, мм – 2 417

Клиренс, мм – 400

Бронирование

Тип брони – стальная катаная гомогенная

Лоб корпуса (верх), мм/град. – 20/18

Лоб корпуса (середина), мм/град. – 15/60

Лоб корпуса (низ), мм/град. – 15-22/0-60

Борт корпуса, мм/град – 15+4/0

Корма корпуса (верх), мм/град. – 10/55

Корма корпуса (середина), мм/град. – 13/10

Корма корпуса (низ), мм/град. – 13/58

Крыша корпуса, мм – 10

Лоб башни, мм/град. – 15/0

Маска орудия, мм – 20

Борт башни, мм/град. – 15/0

Корма башни, мм/град. – 15/0

Крыша башни, мм/град. – 10/85-90

Вооружение

Калибр и марка пушки – 45-мм 20-К обр. 1934 г.

Тип пушки – нарезная

Длина ствола – 46 калибров

Боекомплект пушки – 172 снаряда

Углы вертикальной наводки, град. – от – 8 до + 25

Дальность стрельбы – с прицелом ТОП: 6,4 км из пушки и 1,6 км из спаренного пулемета.

Пулемёты – 3 шт. 7,62-мм ДТ

Подвижность

Тип двигателя – М-17Т, V-образный, 12-ти цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения.

Мощность двигателя – 400 л.с.

Скорость по шоссе, км/ч – 52 на гусеницах и 72 на колёсах

Скорость по пересечённой местности, км/ч – 20

Запас хода по шоссе, км – 375 на гусеницах и 460 на колёсах

TANKI-TUT.RU — вся бронетехника мира тут

История создания

Работы над танком велись параллельно с работой над танком БТ-5, начиная с 1932 года. Главной особенностью танка стала мощная по тем временам 76-мм пушка, которую разработали специально для БТ-7. Из-за этого немного изменились размеры корпуса и башни.

Экранированный БТ-7

В декабре 1933 проект БТ-7 с 76-мм пушкой был представлен комиссии. Проект был одобрен, и комиссия выдала приказ о создании одного опытного образца танка. 14 апреля 1934 года появился второй проект БТ-7 с 45-мм пушкой. Опытный образец должны были изготовить к августу того же года.

Артиллерийский БТ-7

Образец с 76-мм пушкой сошел с конвейера 1 мая 1934 года и отправился на заводские испытания. Машина завершила заводские испытания 13 июня 1934 года. Образец с 45-мм пушкой не был готов в срок и изготовлен только в ноябре. Ничем конструктивным от первого образца, кроме как 45-мм пушки не отличался.

В итоге всех испытаний в 1935 году были изготовлены чертежи серийной машины. Пушку решили поставить от второго образца. А башню от БТ-5Ю, так как были проблемы с башней как первого, так и второго образца БТ-7. Интересно, что даже испытания образцов не уберегли серийную машину от проблем. Самой главной была коробка передач. Она часто ломалась и выходила из строя. В 1937 году к БТ-7 была разработана новая КПП. А чуть позже все работники завода и ряд людей из приемной комиссии ХПЗ были арестованы за снабжение РККА ненадежными танками. Помимо всего прочего, из-за возросшей до 14 тонн массы танк уже не мог хорошо двигаться на колесах и выходил из строя через 50-100 км пробега. Танк производился с 1935 до 1940 год, эксплуатировался до 1945 года, после чего был сдан на металлолом.

Вооружение

На вооружении у БТ-7 была 45-мм пушка 20-К обр.1932 года, такая же, как у Т-50.

  • Боекомплект, сн. — 84
  • Начальная скорость полета бронебойного снаряда, м/с, — 760
  • Начальная скорость полета подкалиберного снаряда, м/с, — 1070
  • Прицельная дальность, м, — 1500
  • Углы вертикальной наводки, град.: −8…+25°
  • Скорострельность, выстр./мин – до 12
  • Дополнительное вооружение: Один пулемет ДТ спаренный с орудием.
  • Масса, т — 14
  • Экипаж, ч — 3. Командир(он же наводчик), Заряжающий, Механик-водитель.
  • Длина корпуса, мм — 5660
  • Ширина корпуса, мм — 2290
  • Высота, мм — 2417

Бронирование

Ходовые качества

  • Мощность двигателя, л. с. — 400
  • Максимальная скорость, км/ч — 52 на гусеницах. На колесах 72.
  • Запас хода по шоссе, км — 375 на гусеницах. На колесах 460.
  • Удельная мощность, л. с./т — 28,8
  • Преодолеваемый подъём, град. — 42°

Модификации БТ-7

  • БТ-7М — Иногда называют БТ-8. Имел новый двигатель мощностью в 500 л.с., заметно улучшивший ходовые характеристики. Максимальная скорость на колесах возросла до 82, а на гусеницах до 62 км/ч. Новый дизельный двигатель помог сократить расход топлива и повысить запас хода более чем в два раза.
  • БТ-7А — “Артиллерийский”. Оборудован артиллерийским короткоствольным орудием КТ-26 калибром 76 мм. Из-за установки нового орудия увеличен размер башни. Имелись так же опытные образцы с пушками Л-10 и Ф-32.
  • БТ-7-ИС — Установлен привод на шесть колес. Это значительно повысило проходимость машины.
  • БТ-СВ-2 — Быстроходный танк “Сталин-Ворошилов”. Обладал новой формой корпуса и башни, которая обеспечивала хорошую защиту танка в бою. Но из-за мощной брони масса танка увеличилась до 24 тонн. Подвеска “Кристи” не редко ломалась под таким весом. Работы над танком резко прекратились в связи с арестом главного инженера — Н. Ф. Цыганова. Именно этот танк стал прародителем А-20, который потом перерос в легендарный Т-34.
Читать еще:  Схемы Палаш карабинерский солдатский обр. 1763 г.

Машины на базе БТ-7

  • ОТ-7 — Огнеметный танк. Не был принят на вооружение из-за решения, что легкие огнеметные танки не нужны.
  • ХБТ-7 — Химический быстроходный танк. Способен заразить и задымить около 2,5 кв. км. По неизвестным причинам на вооружение не принят.
  • ТТ-БТ-7 — Телетанк. Управлялся с помощью радиосвязи. Не принят на вооружение из-за невозможности прицельной стрельбы из пулемета. В дальнейшей телетанки больше никогда не разрабатывались.
  • BT-42 — Финское штурмовое орудие, созданное в результате Советско-финской войны 1941-1944 годов. Снята башня с вооружением и поставлена башня и орудие финской разработки.

Боевое применение

Бои на Халхин-Голе (11 мая – 16 сентября, 1939 г.). В целом танки хорошо себя показали. Но был выявлен ряд недостатков: сложное управление, плохое бронирование и ужасная нескоординированность на поле боя из-за отсутствия раций.

Война с Польшей (17 — 29 сентября 1939 г.). Всего в этой непродолжительной кампании участвовало 1617 машин. В городских боях очень успешно показал себя БТ-7А со своей мощной пушкой. Единственный безвозвратно потерянный БТ-7 (сгорел от попадания в двигатель) был уничтожен в результате стычки между немецкими (тогда еще союзными) войсками в городе Львов, из-за того, что не было скоординированных действий между РККА и Вермахтом.

Советско-финская война (Зимняя война)(30 ноября 1939 — 12 марта 1940 гг.). В этой войне БТ-7 показал себя не лучшим образом. Он нередко застревал в снегах, и поэтому проходилось ехать по следам более тяжелых машин. Конечно же, это делало такое достоинство, как скорость машины, совершенно бесполезным. Кроме того, машины не могли эффективно бороться против ДОТов противника, и действовали только с помощью артиллерийской и пехотной поддержки.

Вторая Мировая война. На 1-ое июня 1941 года на вооружении РККА состояло 3243 танка БТ-7 различных модификаций. Основные потери танков БТ-7 были летом-осенью 1941 года – тогда много машин было брошено из-за нехватки горючего и боеприпасов. Но поистине удивительный случай произошел 13 декабря того же года. БТ-7 сидел в засаде и заметил два подходящих к нему Pz III. В боекомплекте оставалось 2 снаряда. За эти два снаряда ему удалось уничтожить один немецкий танк, так и оставшись незамеченным. Так как боеприпасы закончились, командир принял решение таранить немецкий танк. Первым тараном он сбил ведущее колесо и гусеницу. Пока немецкие танкисты осознавали, что происходит, БТ-7 второй раз зашел на таран, протащил Pz III 8 метров и скатил его с обрыва в реку. После этого БТ-7 вернулся на позицию для дальнейшего наблюдения. Через пару минут на поиски двух потерянных танков выехал третий Pz III, и БТ-7 снова неожиданно выехал из леса и врезался в немецкий танк. Экипаж танка бросился бежать, и его тут же расстреляли из пулемета. Двигатель БТ-7 заглох от столь мощного удара, но все-таки завелся через некоторое время. К сожалению, дальнейшая судьба танка неизвестна.

БТ-7 также принимали участие в Битве за Москву, снятии блокады Ленинграда и многих других операциях. Свои завершающие бои БТ-7 провел в Манчжурии.

Танк в культуре

БТ-7 можно встретить в нескольких компьютерных играх:

  • Sudden Strike 3: Arms for Victory;
  • World of Tanks;
  • Блицкриг;
  • Вторая мировая;
  • «War Thunder».

Память о танке

Сегодня БТ-7 можно увидеть в нескольких музеях:

  • В Военно-историческом музее Восточного военного округа в Хабаровске;
  • В Чите, в парке Окружного Дома офицеров;
  • В Верхней Пышме, в музее «Боевая слава Урала»;
  • Под Минском, в историко-культурном комплексе «Линия Сталина».

uCrazy.ru

  • Тёплый кот
  • 19 ноября 2007 13:14
  • 3504

Быстроходные танки построенные по проекту американского инженера Кристи наряду с такими неоспоримыми преимуществами, как большой запас хода, высокая скорость и прочее, обладали ещё и рядом серьёзных недостатков. Некоторые из них были в принципе неисправимы в рамках серии БТ, однако часть изъянов можно было устранить путём модернизации колёсно-гусеничных машин. Именно на повышение эксплуатационных и тактико-технических характеристик танков серии БТ была направлена начавшаяся в январе 1933 года, ещё до завершения работ над проектом БТ-5, работа КБ Харьковского паровозостроительного завода. Первоначальный проект новой боевой машины, разработанный с учётом заданных характеристик, был следующим: предполагалось оснастить танк новым двигателем М-17, более надёжный, чем ставившийся ранее М-5, с эксплуатацией которого было достаточно много проблем, а так же новый БТ должен был иметь абсолютно новую башню с 76 мм. пушкой в качестве основного вооружения. Корпус нового танка планировалось спроектировать заново полностью сварным, с лучшими характеристиками обзора для механика водителя.

Планировалось так же оснастить танк топливными баками увеличенной ёмкости.
В итоге планировалось создать абсолютно новый танк, который не являлся бы простой модернизацией БТ-5, а был бы машиной новой концепции в рамках серии БТ. Это была концепция сильно вооружённого танка с большим запасом хода, полностью отвечавшего требованиям доктрины глубокой операции (советская стратегия «блицкрига»).
К началу 1934 года техническая документация на танк, получивший наименование БТ-7 была готова. Первый прототип танка был сделан к празднику труда — 1 мая, а второй — к очередной годовщине Октябрьской Революции 7 ноября 1934 года.
Начались испытания опытных образцов летом и продолжились осенью 1934 года. По их результатам была забракована оригинальной конструкции башня, сделанная в форме эллипса со скошенной крышей, на которую можно было ставить без внесения существенных изменений все существовавшие тогда танковые орудия от 45 мм. до 76 мм. Причиной отказа от этой башни было раздельное крепление орудия и пулемёта в ней. Так же после испытаний решили отказаться от курсового пулемёта и упростить корпус.
В итоге в серию пошёл танк, далёкий от прототипа и более похожий на БТ-5. Дело в том, что на серийные БТ-7 до 1935 года ставили башню от БТ-5. Однако серьёзное отличие нового танка от его предшественника крылось в новом двигателе М-17Т, а так же в корпусе, который был шире чем у БТ-5, но с более обтекаемой но с более обтекаемой ходовой частью. БТ-7 стал и особенно его последние модификации, стали пиком совершенства советских колёсно-гусеничных танков, построенных по проекту Кристи. В этом танке были по максимуму устранены недоработки, которые приводили к проблемам с эксплуатацией БТ-2 и БТ-5. Однако создать средний ударный и максимально универсальный танк из БТ-7 не удалось, так как бронирование оставалось на низком, как собственно и у других таков довоенной постройки, как советских, так и зарубежных, уровне. К тому же 45 мм пушка уже не удовлетворяла требований современных войн. В 1940 году выпуск БТ-7, который стал символом мощи танковых частей Красной Армии в довоенный период, прекратился. Всего было выпущено 5587 танков БТ-7 всех модификаций.
Модификации.
Производились следующие модификации танка:
Исходная модификация, об. 1935 года, с круглой башней, как у БТ-5, с карбюраторным, мощностью 400 л. с., двигателем М-17Т.
В 1937 году начался выпуск модификации БТ-7 с конической башней и увеличенным боезапасом — 188 артвыстрелов. В кормовой нише стали устанавливать пулемёт ДТ. Для ночной стрельбы танк оборудовали двумя фарами прожекторного типа, которые ставились на маске пушки. Толщина брони на этой модификации увеличилась — лобовая броня достигла 22 мм, а масса танка соответственно увеличилась почти до 14 т.

Читать еще:  Характеристики МиГ-31 - истребитель-перехватчик

Ещё одной особой модификацией танка был танк БТ-7А. С 1936 по 1938 год выпустили 154 артиллерийских модификаций танка БТ, оснащённых башней от танка Т-26А (Т-26-4) в которой устанавливалось короткоствольная 76 мм пушка КТ-26. Дополнительное вооружение составляли два пулемёта ДТ — один в шаровой установке справа от пушки, а второй — в кормовой нише. Так же на крыше башни танка была предусмотрена установка зенитного пулемёта калибром 7,62 мм. Боекомплект танка составлял 50 выстрелов к пушке (при наличии на танке радиостанции — 40 выстрелов) и 3339 патронов к пулемётам ДТ. Установка новой башни повлекла некоторые изменения в конструкции корпуса танка.
Самым существенным изменением, которое претерпели танки в серии БТ, стала установка дизельного двигателя B-2, не имевшего аналогов в мире. В результате смены силовой установки появилась модификация БТ-7М. Внешне этот танк не отличался практически от исходной модификации об. 1937 года (с конической башней).
Превосходство дизельных двигателей, как силовых установок танков, над карбюраторными, стала очевидна после гражданской войны в Испании. Поэтому в СССР в конце 1930-ых годов был разработан ряд дизельных двигателей, что было очень важно в преддверии войны (если мы вспомним, все танки военного периода постройки были оснащены дизелями). И первым танком, на котором новый тип силовых установок был опробован, был танк БТ-7М.
Благодаря дизельному двигателю значительно улучшились динамические характеристики танка, в частности его скорость. Высокая экономичность двигателя позволяла при уменьшенном возимом запасе топлива увеличить значительно запас хода танка.
Наиболее совершенная машина серии БТ была построена в количестве 706 штук в 1939-1940 годах и была заменена в производстве танком Т-34. В модификации БТ-7М был достигнут технический максимум лёгких колёсно-гусеничных танков.

Помимо серийных машин, на базе БТ-7 был создан ряд экспериментальных образцов, представлявших большой интерес. Среди них:
БТ-ИС с приводом колёсного хода на три пары колёс, благодаря чему была значительно повышена проходимости танка на колесах (при снятых гусеницах); БТ-ИС обладал увеличенной толщиной брони.
БТ-СВ-2 «Черепаха» с характерной оригинальной формой корпуса и башни (о чём свидетельствует название танка).
Радиоуправляемые танки ТТБТ-7 и ТУБТ-7.
Был создан, но в серию не пошёл командирский танк, с которого была снята башня, а вместо неё была установлена неподвижная рубка. За счёт этого на танке была размещена мощная радиостанция.
Так же существовала огнемётная модификация БТ-7 называвшаяся ОТ-7 и машина предназначенная для заражения местности (химический танк) ХБТ-7.
Для серийных модификаций БТ-7 был создан ряд приспособлений, предназначенных для облегчения эксплуатации танка (и для выполнения особых задач) в различных условиях — болотоходные гусеницы, деревянные фашины и т. д. Однако эти приспособления так же остались в основном экспериментальными.
Применение.
БТ-7 получил боевое крещение на Халхин-Голе в 1939 году. Там танки этого типа прошли расстояние в 500 км на колёсах, и одев гусеницы вступили в бой. Ввиду отсутствия у врага серьёзных оппонентов для советской машины, БТ-7 в целом показали себя очень хорошо. Однако отмечались следующие проблемы: слабая броневая защита, отсутствие (на большинстве машин) радиосвязи, а так же требовавшая высокой степени подготовки механиков-водителей сложность в управлении. Затем БТ-7 применялись в «освободительном походе в Польшу» после раздела этого государства. Там остро проявился один недостаток: сложность в управлении.

Во время «Зимней войны» с Финляндией БТ-7 вызвали ряд нареканий, как впрочем и большинство других танков, принявших участие в этой кампании. Однако ввиду общего численного превосходства над противником, а так же ввиду фактического отсутствия у него танков (у финнов было лишь незначительное число танков «Виккерс» 6 тонный), все недостатки советского танка не могли оказать серьёзного отрицательного влияния на ход кампании.
Однако несмотря на бытующее сегодня мнение о полном устаревании танка БТ-7 к 1941-ому году, это утверждение не совсем соответствует действительности. БТ-7 был уникальной для своего времени машиной, обладавшей исключительными динамическими характеристиками и обладавшей относительно хорошими для лёгких танков характеристиками вооружения и защищённости. В сравнении с немецкими танками, с которыми БТ-7 предстояло столкнуться в ходе самого серьёзного испытания боем, советский танк смотрелся вполне убедительно. Немецкие машины Pz-I и Pz-II не шли в сравнение с БТ, от которого они отставали по всем (практически) исключения характеристикам. С составлявшим 25% немецкого танкового парка к 1941 году, танком чешского производства Pz-38(t), БТ-7 был в целом на одном уровне, т. е. схож по характеристикам. А превосходство немецких танков Pz-III и Pz-IV в мощи вооружения и толщине брони могли в некоторой степени компенсироваться превосходными динамическими характеристиками советского быстроходного танка.
В годы Великой Отечественной войны танки БТ-7 наиболее активно использовались в её начальный период, когда они наряду с Т-26 составляли основу танкового парка СССР, символом мощи которого они являлись. Огромные потери этих машин постепенно снижали их число в действующем парке РККА, и к 1943 году применение БТ-7, ввиду малого их количества, было уже ограничено. Тем не менее БТ-7 приняли участие и в сражениях заключительного этапа войны — они применялись в феврале 1944 года в операции по снятию блокады Ленинграда, а в августе-сентябре 1945 года были применены в операции по уничтожению Японской Квантунской армии в Маньчжурии, в операции которая положила конец Второй Мировой Войне. В Северном Китае БТ-7 сумели проявить, в условиях полного превосходства РККА над противником и ввиду отсутствия у японцев, как и на Халхин-Голе современных танков, свои наилучшие характеристики.
Так же в период ВОВ танки БТ всех модификаций внесли свой немаловажный вклад в подготовку танкистов, будучи используемыми в учебных подразделениях РККА.
Завершительным эпизодом в карьере «советского танка Кристи» БТ-7 стал парад победы в Харбине в сентябре 1945 года. Эксплуатация танка и извлечённые из неё уроки внесли весомый вклад в развитие советского танкостроения.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector